проект обращение как живой свидетель истории 8 класс русский язык
Проект по теме «Обращение 8 класс»
Тема «Обращение» вызывает некоторые затруднения в изучении, в расстановке знаков препинания при нем.
Просмотр содержимого документа
«Проект по теме «Обращение 8 класс»»
Проект «Что такое обращение?»
Теоретическое знание языка совершенствует
способность хорошо говорить и писать.
Цель: найти теоретический материал, дающий точное определение обращения, и узнать каково его значение в речи.
— на основе существующих правил составить алгоритм употребления обращения в соответствии речевой ситуацией, а также алгоритм постановки знаков препинания при обращении.
Выполнена необходимая работа со словарями В. И. Даля; С. И. Ожегова, кроме того, я обращалась к специальной литературе по русскому языку: энциклопедии, учебникам по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, Бархударова, Крючкова С.И.
Обращение— грамматически независимый и интонационно обособленный компонент предложения или более сложного синтаксического целого, обозначающий лицо или предмет, которому адресована речь. ( Русский язык. Энциклопедия.)
Обращение – это слово ( или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. ( Русский язык. 8 кл. Под ред. Бархударова С.Г и др.)
3. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована ( обращена) речь ( Русский язык. 8 класс. Под ред.Разумовской М.М.)
Друзья, к чему весь этот шум? (И.А.Крылов)
Здравствуй, дорогая бабушка!
Память, не ершись! (Б.Пастернак)
Мой милый дом, прости меня!
Принеси воды, сынок.
Мною были перечитаны художественные произведения: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Песня про царя Ивана Васильевича» М.Ю.Лермонтова, пьеса «Горе от ума» А. С. Грибоедова и др.
Вот еще один пример. «Как поживаете, ваша милость?» Разве слово милость – обращение. Читаем у В. И. Даля: «Милость – это прощение пощада; благодеяние, щедрота; благоволение, оказание кому-либо отличия; Ваша милость – это общее обращение простолюдина к кому-либо.
Речевой этикет разных времён и народов предусматривал очень странные, на наш взгляд, формы обращений. Петровские «образцы как писать письма к разным особам» узаконят как обращение к одному лицу «Милостливый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года Пётр Первый запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами, бывшими до этого в ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более двух веков назад обидные клички – «полуимена»?
Изучив необходимый материал об обращении, я пришла к следующему. Исходя из того, что основная роль обращения звательная, я решила выяснить, как эту функцию обращение может выполнять в разных стилях речи, как правильно выбрать нужное обращение. Кроме того, выяснить, как правильно пунктуационно его оформить. Изучив внимательно теоретический материал, рассмотрев массу примеров употребления обращений, я выяснила, что употребление того или иного обращения зависит от речевой ситуации. Например, в официальной речи мы не можем употребить такие обращения, как «дорогой мой», «малыш», «ребята», «девочки», «братишка», «голубушка» и другие. И, наоборот, в разговорной речи мы вряд ли употребим такие формы обращения, как «уважаемый суд», «ваша честь», «товарищи депутаты», «солдаты и офицеры», «господин посол», «уважаемые коллеги», и прочие. Мама, мамочка, бабуля, дядя Петя, молодой человек, господин, дедушка – эти слова адресуют вашу просьбу или вопрос конкретному человеку. Алгоритм знаков препинания при обращениях:
1.Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством. Предложение после восклицательного знака обычно начинают писать с большой буквы.
2.Если обращение стоит внутри предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми.
3.Если обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него — тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
4. Если распространённое обращение разорвано другими словами — членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми.
5. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми.
Прочитав все определения обращений, самым понятным для обучения учащихся я считаю определение, взятое из энциклопедии русского языка. Оно более точно раскрывает все значения обращений. Также я выяснила, что в 17-19 в обращение были не такие, к которым мы привыкли и часто они имели несколько значений.
Презентация на тему «Обращения в нашей речи ( от истории к современности)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ОБРАЩЕНИЯ В НАШЕЙ РЕЧИ (ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ) Автор: Куликов Денис, ученик 10 класса МОУ «Первомайская СОШ» Руководитель: Стрижевец Ж.В., учитель русского языка и литературы
АКТУАЛЬНОСТЬ: Многие не умеют правильно, культурно обратиться к собеседнику, а ведь от этого зависит не только дальнейший диалог, взаимопонимание, но и состояние языка.
ЦЕЛЬ: Выявить особенности употребления обращений, установить, каким образом менялась их форма в прошлом и настоящем.
ЗАДАЧИ: Изучить литературные источники об истории употребления обращений. Изучить факторы, повлиявшие на выбор формы обращения в разные периоды русской истории. Провести социологическое исследование и выявить, какие формы обращений преимущественно используют современные взрослые и подростки в разных сферах общественной жизни.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Речь наших современников
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Обращение в речи людей разного возраста
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение сравнительно-аналитический метод социологический опрос
ГИПОТЕЗА: Обращения способны отражать не только отношения между людьми, но и целую историческую эпоху.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Этикет – французское слово. Означало «этикетка», «ярлык». Основная функция обращения – привлечение внимания, призыв собеседника Обращение – самый яркий этикетный знак.
История обращений Ваше Величество Ваше Сиятельство Милостивый государь господин-госпожа сударь-сударыня барин-барыня гражданин товарищ
ОБРАЩЕНИЯ В ОФИЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ « КАКИЕ ОБРАЩЕНИЯ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ПРИ ОФИЦИАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ СО СТАРШИМИ И УЧИТЕЛЯМИ, СОТРУДНИКАМИ ПО РАБОТЕ?»
« КАКИЕ ОБРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ УЧИТЕЛЯ, ОБРАЩАЯСЬ К УЧАЩИМСЯ, КАК К ГРУППЕ ЛИЦ?»
ОБРАЩЕНИЯ В НЕОФИЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ « КАКИЕ ОБРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ УЧАЩИЕСЯ, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ В СРЕДЕ СВЕРСТНИКОВ?»
«КАКИЕ ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ РЕЧЕВОГО КОНТАКТА С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ В ОФИЦИАЛЬНОЙ И НЕОФИЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ?» скажите…, не знаете ли вы… Как пройти к автостанции? мужчина, женщина… извините…; скажите, пожалуйста. ; будьте добры… бабушка, дедушка… малыш, красавица… доктор, водитель…
ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ « Какие обращения чаще употребляют дети при общении с родителями?»
«КАКИЕ ОБРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ РОДИТЕЛИ, ОБРАЩАЯСЬ К СВОИМ ДЕТЯМ?»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-838602
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект по русскому языку на тему «Обращение как средство коммуникации в языке» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Выступление.docx
Слайд 1 Проект по русскому языку « Обращение как средство коммуникации» представляют обучающиеся 8 а класса МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И.Чиркина». Проект состоит из 3-х частей:
Первая часть – теоретическая.
Слайд 2 Казалось бы, нет ничего проще, чем разговаривать с людьми. Но сложность общения возникает тогда, когда надо обратиться к незнакомому человеку. Ведь переосмысливая известную пословицу: «Встречают по одежке…», можно сказать, что встречают по первому слову. А таким первым словом в речи является обращение.
Слайд 3 В словаре лингвистических терминов Розенталя говорится, что обращение-
это слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь. Обращение употребляется с целью привлечь внимание собеседника и имеет оценочную функцию.
Слайд 6 Познакомившись с этой статьёй, мы поставили проблемный вопрос : Как обращаться к незнакомому человеку? Сформулировали цели: выяснить, какие обращения стали сегодня неупотребительными, а какие приемлемы в речи.
1.познакомиться с литературой, словарями по теме;
2.проследить историю обращений;
3.выяснить, на какие группы делятся обращения по значению;
4. провести социологический опрос среди одноклассников и родителей об использовании обращений.
Слайд 8 В православной Руси мужчины так обращались любимым : Ладушка, Люба моя.. А свою жену величали не иначе как Душа моя. Женщины называли возлюбленных Сокол мой ясный, Суженый мой. А мужа- Свет очей моих.
20% ребят считают, что можно начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте добры…, извините. И 30% родителей согласны с ними.
Анализируя данные диаграмм, можно сделать вывод, что ребята и родители употребляют разные обращения в речи.
Поняли, что можно использовать абстракционные обращения, чтобы начать разговор с незнакомым человеком: Добрый день, подскажите, пожалуйста… После установления зрительного контакта можно использовать обращение Вы и задать вопрос.
Слайды 24, 25 В настоящее время норма употребления обращения окончательно не установлена, вызывает разногласия, является больным местом русского речевого этикета. Поэтому нам остаётся только ждать и наблюдать за языком, который, как живой организм, постоянно меняется, развивается, пробует новое и оставляет только жизнеспособное. Об этом говорится в ироничном стихотворении.
Слайд 26 Таким образом, проблема общеупотребительного обращения остается открытой. Мы думаем, что она будет решена только тогда, когда каждый научится уважать себя и других, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации.
Слайды 27,28 Мы решили, что у нашего проекта должно быть продолжение, ведь интересно узнать, какие обращения приняты в наших семьях, как обращаться к священнослужителям, каковы обращения в армии. Наш проект групповой, долгосрочный, рассчитан на насколько лет.
В работе над проектом мы использовали следующие образовательные ресурсы:
Зеленин А.В., Вирва Ряйсянен. Как живете, господа-товарищи?»//Русский язык в школе, №6, 2002. С.85-89
2. Кронгауз М. Язык мой – враг мой?// Новый мир, №10, 2002.
3. Лихачев С.В. Сударь и братан, братишка и хозяин. Формы обращения к собеседнику// Журналистика и культура русской речи, №2, 2003.
4. Мокиненко В.М. Почему так говорят? СПб.,2003.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002.
6. Фролов Н.К. Духовные исторические истоки формирования русской гражданственности и патриотизма// Духовные ценности и национальные интересы России, 1998.С. 3.
7. Фролов Н.К. Русская речевая культура как объект духовной экологии// Славянские духовные ценности на рубеже веков. ТюмГУ, 2001.
Слайд 29 Надеемся, что наш проект окажется интересным не только для нас. Мы, авторы и участники проекта, учащиеся 8а класса, благодарим Вас за внимание!
Выбранный для просмотра документ Проект по русскому языку.ppt
Презентация по русскому языку на тему «Обращение» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Десятое февраля
Предложение с обращениями
Описание слайда:
Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни.
Описание слайда:
Обращение –
слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Грамматическая форма
Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией.
Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)
В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именит. падеж существительного.
Даш, дай ручку!
Петь, а Петь, приходи пораньше.
Описание слайда:
Описание слайда:
Знаки препинания
Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак
Описание слайда:
Описание слайда:
Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.
При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми.
Выйдите вон из класса и Петя, и Вася!
[ и О, и О ].
Иван Ильич, распоря- дись, братец, насчёт закуски. (Тургенев).
[О,…,О,…].
Описание слайда:
Богатство видов обращений в русском языке
» Мистер Хантер» либо «Билл »
Мисс, миссис, мистер
Сеньорита, сеньора, сеньор.
Описание слайда:
Сударь, сударыня – устаревшие слова.
Товарищ.
Господин, гражданин.
Петров, Грушевский.
Пётр Иванович, Вера Сергеевна.
Сергей, Виталий.
Описание слайда:
Неуместные обращения
Тётенька, дяденька
Мужики, девчонки
Дядя Коля, тётя Клава
Александр ( к 50-летнему мужчине в присутствии посторонних людей )
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Любочка, Маринуся, Любка, болван, остолоп, недотепа, шалопай, умница, красавица.
Описание слайда:
ТЫ и ВЫ
Мы, Александр Второй…
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Установи соответствие
1.Сергей Сергеевич, это вы ли?
2. Ваше превосходительство, разрешите доложить.
3.Пошёл, кучер!
4. Я и не отговариваюсь, тётушка.
5. Что ж ты, молодчик, оброка не платишь?
а) собственное имя
б) название лица по родству
в) название лица по профессии
г) название лица по возрасту
д) название лица по общественному положению
Описание слайда:
Поставьте глаголы в повелительном наклонении.
Дети берегут природу.
Стихают ветры, успокаиваются бури.
(Дети, берегите природу.)
(Стихайте, ветры, успокаивайтесь, бури.)
Описание слайда:
Построить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
Алеша познакомился с игроками команды.
Занятия кружка Марья Петровна назначит на среду.
Отъезжающие в зимний лагерь отдыха возьмут с собой тёплые вещи.
Описание слайда:
Алеша, познакомься с игроками команды.
Занятия кружка, Марья Петровна, назначьте на среду.
Отъезжающие в зимний лагерь отдыха! Возьмите с собой тёплые вещи.
Описание слайда:
Подбери обращение к каждому из рисунков: бабушка, Ольга Петровна, Серёга, дорогой друг, соседка, сударыня.
Какие обращения ты не использовал? Почему?
Описание слайда:
Напишите 20 обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: бабулечка.
Описание слайда:
Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие – в неофициальной речи.
Описание слайда:
Домашнее задание
§32 № 358
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тема по русскому языку в 8 классе «Обращение» у учеников не вызывает затруднения, т.к знакома им с 5 класса, но в 8 классе меняем положение слов автора в конце, в начале предложения, но и в середине предложения, и часто расстановка знаков препинания затрудняет учеников. На это уделяется особое внимание при изучении данной темы
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление), курс «Мой выбор», 5 класс
Презентация к докладу «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка и литературы как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Доклад «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка и литературы как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Анкета к проекту «Причастие»
Русский язык презентация к уроку
Конспект урока по русскому языку на тему «Доказательства в рассуждении» (5 класс)
Презентация процесса и результатов исследования в действии на тему «Трансляция опыта в подготовке учителей к преподаванию в Дипломной программе Международного Бакалаврита»
Практическая работа на тему «Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5248516 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Исследовательская работа «Обращения в нашей речи (от истории к современности)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обращения в нашей речи
(от истории к современности)
Автор : Куликов Денис,
МОУ «Первомайская СОШ»
Руководитель : Стрижевец Ж.В.-
учитель русского языка и литературы
1.1.Основные функции обращения в устной речи…………………………. 4-5
1.2. История обращений и факторы, влияющие на их выбор……………….6-8
2. Исследование роли обращений в сферах общественной жизни
представителей разных возрастных категорий …………………………….9
2.1. Обращения в официальной сфере общения…………………………. 10-12
2.2. Обращения в неофициальной сфере общения………………………. 13-15
2.3 Обращения в семейно-бытовой сфере………………………………….16-18
Список использованной литературы ……………………………………….20
Объект исследования – речь наших современников
Предмет исследования – обращение в речи людей разного возраста
Цель исследования – выявить особенности употребления обращений, установить, каким образом менялась их форма в прошлом и настоящем
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
1.Изучить литературные источники об истории употребления обращений.
2.Изучить факторы, повлиявшие на выбор формы обращения в разные периоды русской истории.
3.Провести социологическое исследование и выявить, какие формы обращений преимущественно используют современные взрослые и подростки в разных сферах общественной жизни.
Гипотеза исследования : обращения способны отражать не только отношения между людьми, но и целую историческую эпоху.
Методы исследования : наблюдение, сравнительно-аналитический, социологический опрос
Практическая значимость заключается в возможности включения материала по данному вопросу в классные часы по этикету, использования в игровой форме на уроках развития речи и в разных формах словарной работы на уроках русского языка, введения элективного курса «Культура общения».
1.1. Основные функции обращения в устной речи
Обращение к собеседнику – это самая употребительная языковая единица, связанная с этикетными знаками. Установление речевого контакта, регулирование социальных взаимоотношений – важные общественные функции обращения, поэтому его употребление является предметом заботы и внимания людей. В человеческом обществе придают большое значение установлению контакта с собеседником. Все виды приветствий, обращений, титулований предназначены для установления контакта и демонстрации социальных отношений, в рамках которых люди намерены общаться.
Итак, суть обращения составляют языковые формы установления контакта с собеседником при демонстрации взаимных социальных и личностных отношений. Обращения возникают на базе слов-названий, которые указывают на разные признаки:
1) на наличие или отсутствие знакомства (родства) адресата с говорящим;
2) на возраст адресата в соотношении с возрастом говорящего;
3) на социальное положение адресата по отношению к говорящему;
4) на профессию, род занятий адресата;
5) на функцию адресата в данной житейской ситуации;
6) на личные качества адресата, проявляющиеся в его поведении в данной ситуации или известные говорящему из прежнего опыта;
7) на свойства адресата как объекта эмоционального воздействия и оценки со стороны говорящего.
Обращения возникают на базе слов, но сами они словами не являются. Это уже не слова-названия, а обращение к адресату, т.е. своеобразное речевое действие (речевой акт), состоящее из призыва и называния одновременно.
Основная функция обращения – привлечение внимания, призыв собеседника – дала ему определенную оформленность, специфическую звательную форму, существующую в ряде славянских языков и имевшуюся в древнерусском языке (сейчас у нас сохранились эти формы в таких междометиях, как господи, боже). Таким образом, главным формальным средством указания на обращение в русском языке считается особая звательная интонация, кстати, очень сходная с той, которой снабжаются другие выражения речевого этикета. Это, говоря обобщенно, интонация призыва собеседника. И по ней мы безошибочно выделяем обращение в потоке речи.
Вторым важным свойством обращений является обозначение адресата.
выбираем для него наиболее походящий случаю «ярлык». В русском языке есть великое множество обращений, они обслуживают самые разные ситуации общения, употребляются людьми, несущими разные социальные признаки.
1.2. История обращений и факторы, влияющие на их выбор.
История России представляет исключительно интересный материал для изучения влияния власти и социальных перемен на обращение людей друг к другу.
Существовал документ «Табель о рангах». В нем перечислялись военные (армейские и флотские) гражданские и придворные чины. Соответственно форма обращения зависела от чина.
Обращения к членам Императорского дома Романовых и лицам дворянского происхождения:
Лица, равные по чину или нижестоящие, были обязаны употреблять следующие титулы (в зависимости от класса):
Обращения к чинам, имеющим духовный сан, в России употребляются и поныне следующие титулования:
Монархический строй в России до XX века сохранял разделение людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение « господин», «госпожа» по отношению к людям привилегированных социальных групп; « сударь», «сударыня» – для среднего сословия или «барин», «барыня» для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.
В первые годы советской власти существовало противопоставление двух классов – «господ» и «товарищей», людей, употребляющих соответствующие обращения. Обращение « товарищ» для бывшей царской интеллигенции было оскорбительным, а для пролетариатов, которые пришли к власти, обращение « господин» свидетельствовало о принадлежности собеседника к идеологически враждебным элементам. Именно в период становления советской власти в русском языке появились новые значения слов «господа» и «товарищи». Эти слова стали обозначать соответствующие классы в обществе.
Сравним обращения « господин»/ «госпожа» и пришедшее им на смену слово « товарищ». Дореволюционные обращения различают пол адресата, подразумевают определенный и достаточно высокий социальный статус адресата и обычно используются вместе с фамилией, профессией и т.д. Обращение « товарищ» называет лицо независимо от пола и может употребляться как в сочетании с фамилией, так и без неё (товарищ Петров; товарищ майор; подождите, товарищ). С идеологической точки зрения слово « товарищ» имело очевидные преимущества: его использование в качестве обращения подразумевало равенство говорящего и собеседника.
В последнее время в среде официального общения и политической жизни страны данные обращения уместны, хотя наблюдается закономерное явление: слова товарищ и гражданин постепенно уступают место непривычному для нас слову « господин», которое
воспринимается как норма на заседаниях Думы, по телевидению, в среде бизнесменов, предпринимателей, преподавателей и т.д.
После распада СССР и советской культуры этикетная система оказалась вновь в неустойчивом состоянии. Начиная с конца 80-х гг. в официальной обстановке стали возрождаться обращения « сударь», «сударыня», «господин», «госпожа».
Обращение «девушка» (когда-то так называли служанку, горничную) вышло за возрастные границы и стало особенно распространенным. Оно является аналогом комплимента: о своей молодости или моложавости приятно слышать любой женщине. Именно поэтому многие считают это обращение максимально подходящим для представительниц прекрасной половины, но, согласитесь, как нелепо все же звучит оно применимо к женщине лет пятидесяти и старше.
Таким образом, социальные и культурные изменения в обществе находят свое отражение в языке, а также в обращении людей друг к другу.
Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана. Идеалом этикетной системы является сложившаяся совокупность нейтральных обращений. В этом случае этикетные формулы не вызывают в обществе болезненных реакций и свидетельствуют о своеобразном показателе «психологического здоровья» в межличностном общении. Если такие обращения отсутствуют, то речевой этикет перестает отвечать своему функциональному значению в человеческой культуре – бесконфликтности общения.
2.ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ОБРАЩЕНИЙ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ.
Мы решили выяснить, что знают об обращениях наши современники. Учащимся МОУ «Первомайская СОШ», некоторым родителям и учителям был предложен следующий вопрос: «Какие из общепринятых обращений начала XX века вам известны?»
Среди ответов учащихся распространенными были такие: господин, госпожа, сударь, сударыня, ваше величество.
А вот ответы родителей и учителей показали наиболее широкий спектр знаний общепринятых обращений начала прошлого века: сударь и сударыня, дама и мадам, барышня и барыня, господин и госпожа, милостивый государь, ваше величество, ваше сиятельство, ваша милость.
Итак, приведенные данные свидетельствуют о том, что современное молодое поколение (школьники) недостаточно осведомлено об общепринятых обращениях начала прошлого века, наверное, потому что школьники мало читают художественные произведения, повествующие о том еще недалеком времени, невнимательно смотрят фильмы, плохо владеют историческими знаниями.
Более глубокие знания показали люди старшего возраста, что свидетельствует об их компетентности в данном вопросе, о более глубоких знаниях по истории своей страны.
На вопрос: «Какие обращения вы могли бы предложить в качестве общепринятых в наше время?» учащиеся затруднились ответить. Были такие варианты: господин и госпожа, сударь и сударыня.
Ответы родителей и учителей практически совпали: сударь и сударыня, дама, мадам, барышня, господин и госпожа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области обращений современный русский язык испытывает известный дефицит, имеющихся обращений явно недостаточно, поэтому возникает желание их разнообразить, что отражает мнение опрошенных. Конечно, трудно представить, что когда-нибудь мы будем называть друг друга милостивыми сударями и сударынями, но уже сегодня видно: прочно входят в обиходную речь обращения господин и господа.
Кто знает, может, приживутся в нашем языке и судари, и сударыни, и милостивые государи. Пусть язык и каждый из нас выбирает то, что ему кажется подходящим и что может удовлетворить всех. Дело не в отдельных словечках и не в языке в целом, дело в нас самих. В тех этических, моральных, культурных утратах, которые мы понесли и еще можем понести, если забудем о постоянном самовоспитании личности, о нравственной высоте и чистоте нашего общества.
2.1. Обращения в официальной сфере общения
Для исследования оценочной функции обращений были использованы сферы официального и неофициального общения школьников, учителей и родителей.
Было проведено анкетирование 42 учащихся разных классов МОУ «Первомайская СОШ», 16 учителей и 22 родителя. Им были предложены следующие вопросы:
« Какие обращения вы используете при официальном общении со старшими и учителями, сотрудниками по работе?»
Ответы учащихся были такими: 1) полное имя и отчество-80%, 2) без конкретизации имени, использование местоимения Вы-15%, 3) стяжение имени и отчества (Денис Анатолич, Пал Сергеевич)-5%
Ответы учителей и родителей: 1) полное имя и отчество-85%, 2) стяжение имени и отчества (Марь Ивановна)-5%, 3) только отчество (Петровна)-5%, 4) только фамилия-5%.
Данные анкетирования отображены в представленных диаграммах:
Использование в роли обращения к старшим по возрасту полного имени и отчества оказалось наиболее распространенной формой как для школьников, так и для людей более старшего возраста, однако форма умеренного стяжения имени и отчества, как подтверждает представленный материал, тоже используется. Кстати, умеренное стяжение является нормой устного произношения. Использование обращения без конкретизации имени (употребление местоимения Вы) при общении со старшими указывает на затруднения в выборе обращения у школьников. А вот использование в роли обращений отчества и фамилии свойственно для людей старшего возраста (для родителей и учителей).
« Какие обращения используют учителя, обращаясь к учащимся, как к группе лиц?»
Ответы учащихся: 1) ребята-58%, 2) дети-19%, 3) ребятки-7%, 4) мальчики и девочки-6%,5) без конкретизации адресата (Вы)-5%, 6) ребятишки-3%, 7) соколики-1%, 8) юные леди-1%.
Ответы родителей и учителей: в школе их называли – 1) дети-40%, 2) ребята-40%, 3) пионеры, комсомольцы и октябрята-20%.
Обработанные данные представлены в виде диаграмм:
Многообразие форм обращения учителей к учащимся как группе лиц выявляет широкий спектр оценочного воздействия (осуждения или одобрения) на адресата. Многие слова в роли обращения становятся штампами разговорной речи, например: дети, ребята; а многие характеризуются повышенной экспрессивностью и эмоциональностью, например: ребятки, ребятишки.
По мнению школьников, некоторые из обращений, свойственных определенным учителям МОУ «Первомайская СОШ», легко узнаваемы: например: обращение «соколики», «юные леди».
2.2. Обращения в неофициальной сфере общения
« Какие обращения используют учащиеся, родители и учителя в среде сверстников?»
Наблюдаемый процесс обусловлен, очевидно, стремлением русского языка к выражению оценочного смысла, связанного с эмоциями и интеллектом говорящего, намеренного даже в процессе установления контакта и общения с собеседником
определить его по «шкале ценностей». Наиболее нейтральными в этом плане стали собственные имена.
Особенными показались, на мой взгляд, обращения по имени – отчеству и по отчеству в неофициальной обстановке учителей, наверное, это обусловлено сферой их деятельности.
«Какие формы обращения используются при установлении речевого контакта с незнакомыми людьми в официальной и неофициальной обстановке?»
Ответы опрошенных практически совпали. В основном, при установлении речевого контакта с незнакомыми людьми используются следующие варианты: использование местоимения ВЫ вместо обращения ( скажите,…, не знаете ли вы,… ), использование вопросительных предложений вместо обращения ( Как пройти к автостанции? ), по полу ( мужчина, женщина ), формы речевого этикета в сочетании с местоимением ВЫ ( извините,…; скажите, пожалуйста. ; будьте добры,… ), по возрасту ( бабушка, дедушка ), по оценочному признаку ( малыш, красавица ), по профессии ( доктор, водитель ). Значительную группу составили те, кто испытывал затруднения при выборе обращения к незнакомому человеку.
Хочется отметить, что некоторые учащиеся отмечали более разнообразные формы обращений к незнакомым лицам: барышня, мадам, сударыня ; но таких обращений было незначительное количество, что говорит о том, что данные обращения еще не укрепились в среде нашего общения, только время покажет, укрепятся ли они в нашем языке.
Итак, в ситуации нейтрального, обиходно-делового обращения на улице, в общественном транспорте, в магазине, на почте, в больнице и т.д. наиболее распространенной стала форма использования местоимения ВЫ вместо обращения среди представителей молодого поколения, а этикетная форма в сочетании с местоимением ВЫ (извините, пожалуйста, Вы…) наиболее употребима среди людей зрелого возраста, что говорит о недостаточно высокой культуре общения современных подростков.
Итак, хочется отметить, что главный недостаток современных обращений подростков – отсутствие в них уважения, деликатности. Однако обращение – всего лишь «зеркало» отношений в обществе, поэтому можно сказать, что уважение – это не столько лингвокультурологическая, сколько социальная категория. Чтобы уважение стало фактом социального поведения, а значит – и фактом русской этикетной системы, нужно формировать такую социологическую и морально-этическую категорию, как личность. Именно личность – начало, основание, фундамент всей этикетной системы.