проект навыки 21 века
Всероссийский конкурс Школа навыков XXI века
Здесь важнее полезные достижения детей и их интерес к процессу обучения
Школа навыков XXI века
Мир сегодня меняется очень быстро – и так же быстро трансформируется образовательный контекст. Человек в наши дни должен обладать навыками, помогающими эффективно организовывать собственную жизнь: это умение ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, учиться и переучиваться.
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Институт образования НИУ «Высшая школа экономики» организуют Всероссийский конкурс «Школа навыков XXI века».
Цели конкурса:
Конкурс готовится к запуску. Следите за новостями!
Результаты 2017 года
В 2017 году на конкурс было подано 208 заявок по 4 номинациям из 39 регионов РФ.
Победители конкурса
Технология жизненного проектирования
Чибисова Марина Юрьевна и авторский коллектив; Центр разработки образо- вательных систем «Умная школа», г. Москва
Чтобы уметь ответственно распоряжаться собственной жизнью, нужно обладать проектным мышлением. Оно поддерживает инициативность, учит самостоятельно решать поставленные задачи и нести личную ответ- ственность за результат.
Авторы предлагают программу формирования проектного мышления для учащихся 9 – 11 классов. Программа поможет будущим выпускникам осознанно управлять своим развитием и ответственно распоряжаться собственной жизнью.
В основе программы особый тип проектирования – работа над индивидуальным жизненным проектом. В нем сохранены все признаки проекта – конкретная и реалистичная цель, ограничения по времени и ресурсам, уникальность и др., но предметом проектирования являются изменения в жизни автора.
Технология жизненного проектирования позволяет школьникам осознать свои цен- ности и с учетом реальных условий выстроить программу развития в обозримой временной перспективе. В этой работе им помогает специалист – ценностный на- ставник (педагог, тьютор, психолог).
Развитие проектного мышления позволяет ставить реалистичные жизненные цели, привлекать необходимые ресурсы для их достижения, выбирать наиболее эффек- тивные способы действия с учетом объективных условий и оценивать результаты.
Технологическая сессия
Иконникова Елена Евгеньевна и авторский коллектив; «Гимназия 5», Пермский край, г. Пермь
Инновационность реализации образовательного процесса по предмету «Техноло- гия» в 8-х классах общеобразовательной школы заключается в организации «тех- нологической сессии», которая проводится в одну неделю в 3 четверти (34 часа). Для организации познавательной деятельности школьников в процессе технологи- ческой сессии используется метод погружения.
В пилотном проекте предложено 7 направлений. Учащиеся параллели 8-х классов работают в микрогруппах по 7-8 человек по выбранному направлению, решая практически значимые проблемы. В процессе работы используются материальные и кадровые ресурсы социальных партнеров, обеспечивается знакомство обучаю- щихся с различными видами профессиональной деятельности. Результатом работы школьников должен стать позволяющий решить проблему продукт, имеющий прак- тическую востребованность и ценность.
К примеру, проектная линия «Искусственный интеллект». Социальный партнер – кафедра автоматизированных систем управления электротехнического факультета ПНИПУ. В процессе работы учащиеся анализируют готовые программы для микроконтроллеров по управлению устройствами, программируют контроллер, подключают ультразвуковой датчик к контроллеру; подключают модуль SIM800L к контроллеру. Результат работы в проекте – «умное» ведро, которое при переполнении подает сигнал на сотовый телефон «Ведро переполнено».
Петербургская школа-парк
«Главная компетенция XXI века – это желание и умение приобретать компетенции».
«Петербургская школа-парк» – это альтернатива современной системе общего образования. Фактически, это технопарк, структура которого представлена как открытая образовательная экосистема, инновационный образовательный комплекс. Внутри парка дети самоопределяются относительно целей, сроков и способов получения и развития знаний.
С целью развития базовых компетенций структура школы-парка создается вокруг интегрированных, комплексных областей знаний: искусство, кино, журналистика, словесность, театр, информационные технологии и программирование, предпри- нимательство. Таким образом, обеспечивается переход от предметной к метапред- метной деятельности.
Базовые планируемые результаты проекта: высокая адаптивность (динамика уровня средовой адаптации), социальный интеллект, толерантность (микросоциальный статус), интеллектуальная лабильность и креативность.
Комплексная система управления качеством образования «Мобильная электронная школа»
Кондаков Александр Михайлович и авторский коллектив; ООО «Мобильное электронное образование», г. Москва
Модель организации образовательного пространства представляет собой единую дидактическкую, интегрированную, многокомпонентную систему, обеспечивающую реализацию учебной, внеучебной, проектной и исследовательской деятельности каждого учащегося.
Модель обеспечивает измерение, контроль и оценку результатов обучения. Систе- ма координирует сотрудничество всех участников образовательного процесса, а также обеспечивает деятельность по управлению образовательной организацией. Подобная среда обладает максимальной вариативностью и создает дифференци- ацию всех пользователей и персонализацию их образовательных траекторий с учетом образовательных запросов и физических особенностей каждого обучаю- щегося.
Реализация модели создает условия для формирования комплекса навыков и ком- петенций XXI века:
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке
Знание и умение формируют навык
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире
В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.
В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.
Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.
«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни
Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.
Проект навыки 21 века
В статье рассматривается вопрос формирования и оценки критического и креативного мышления на уроках. Данные умения входят в компетенции XXI века, которые работодатели и исследователи образования признали наиболее важными для нашего общества. Если мы хотим помочь учащимся развивать эти компетенции, необходимо так организовать учебный процесс — преподавание и учение, чтобы они могли это делать постоянно. Авторы поставили для себя задачи определить, как вписываются новые компетенции в образовательные стандарты и программы, какими могут быть задания, формирующие эти умения на школьных уроках, и как учитель может оценивать их. В статье рассматриваются конструкты «критическое мышление» и «креативное мышление», требования к учебному заданию и уроку, формирующему и развивающему эти компетенции, и одно из заданий, прошедших апробацию в отечественных школах и получивших высокую оценку в международной экспертизе.
Ключевые слова: Креативность, креативное мышление, критическое мышление, навыки XXI века, разработка заданий, школьные практики.
В последние несколько лет во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на переход от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века. Несмотря на различные конфигурации этих умений в тех или иных моделях, сам набор этих навыков остаётся достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений (или грамотностей) Partnership for 21st Century Learning предлагает рамку для умений XXI века, в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, способность к коммуникации и коллаборации, а также большой набор «жизненных» или «карьерных» умений [10].
На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.
Таблица 1. Навыки XXI века. Всемирный экономический форум. Доклад «Новый взгляд на образование» [16]
Центральную часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Почему именно они были выделены в качестве ключевых или основных?
Известен ряд исследований, целью которых было выяснить, на какие компетенции ориентируется профессиональное сообщество, что закладывают в национальную образовательную повестку те или иные страны. Одно из них было проведено в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, к числу которых как раз принадлежат современные лидеры образования — Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Япония, быстро поднимающийся в мировом рейтинге образовательных достижений Вьетнам [17]. Исследователи изучили документы, определяющие образовательную политику и образовательные стандарты этих стран, и выделили наиболее часто встречающиеся в них компетенции, ценности, установки и другие образовательные результаты, которые должны формироваться у учащихся. Среди них первые позиции занимают критическое и инновационное, или креативное, мышление, умение управлять собой и взаимодействовать с другими.
Аналогичное исследование, одно из последних и наиболее масштабных, проведённое в 152 странах, показало, что наиболее часто в документах, определяющих направление развития образования и его содержание, говорится о таких компетенциях, как коммуникация, креативность, критическое мышление и решение проблем [7].
В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Выделенные умения лежат в основе исследовательской деятельности учащихся, являются основой умения учиться автономно и в кооперации с другими.
Для успешного развития этих важнейших компетенций необходимо выделить и учесть в отечественной образовательной практике недостаточно востребованный педагогический потенциал урока. Урок — это время и условия для освоения и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на уроке могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать, создавать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением и деятельностью.
А чтобы это стало возможным, нам нужно ответить на три важных вопроса. Как интегрировать новые навыки в образовательные стандарты и программы? Как их формировать на уроке на основе содержания изучаемого предмета? Как их оценивать?
Начнём с ответа на первый вопрос. Посмотрим на структуру компетенций «4К» и выделим их компоненты. А затем соотнесём эти компоненты с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), действующим сегодня.
В качестве примеров интеграции навыков XXI века в содержание обучения приведём образовательные стандарты стран, занимающих лидирующие позиции в международных сравнительных исследованиях качества образования.
Проект «Развитие навыков XXI века в «Школе юного учёного «Дети ХХI века»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Инновационная карта проекта
Организация: МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа №2»
Населённый пункт: с. Дульдурга
Название проекта: Развитие навыков XXI века в «Школе юного учёного «Дети ХХ I века»
Автор проекта : Дондокова Цыренжап Лхасарановна
Мир сегодня меняется очень быстро – и так же быстро трансформируется образовательный контекст. Изменился портрет современного выпускника школы (см. приложение 1). Человек в наши дни должен обладать навыками XXI века, помогающими эффективно организовывать собственную жизнь. Поэтому выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей, реализация их творческого потенциала является приоритетным направлением развития современной системы образования.
МБОУ «Дульдургинская СОШ №2» строит свою модель работы с одаренными детьми. В авторском проекте рассматриваются следующие условия для развития детской одаренности: система внеурочной деятельности; организация исследовательской и проектной деятельности школьников; инновационные образовательные технологии; индивидуальный образовательный маршрут ; конкурсное и олимпиадное движение.
Ведущие идеи проекта:
цель школы – готовить человека облагороженного образа, обладающего высокими духовными, умственными, эстетическими, нравственными, религиозными, телесными качествами (Д.А. Андреев);
Если мы будем сегодня учить детей так же, как и вчера, то мы украдем их завтрашний день» (Джон Дьи).
Неграмотные люди 21 века – это не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не сможет разучиться и переобучиться (Элвин Тоффлер).
Фокус деятельности не на деятельности учителя по представлению нового материала, а на стимулировании собственной учебной деятельности школьника (Исаак Фрумин).
O бразование есть связь времен; через изучение и «воскрешение прошлого ученик создает будущее; содержание образования начинается с семейного рода, места жительства, расширяется до «большой родины» и всей вселенной; звездное небо – первый учебник для детей (Н.Ф. Федоров);
Целевая аудитория проекта :
Проект ориентирован на учащихся 12-17 лет, так как учитель работает в классах данных возрастов.
Обоснование актуальности проекта:
По словам Президента, в настоящее время создаются и будут создаваться в дальнейшем условия для привлечения в науку талантливой молодежи, способной на открытия. При этом крайне важно сделать все необходимое, чтобы они чувствовали себя востребованными. Заявление им сделано на форуме «Технопром-2018».
Выявление, развитие и поддержка талантливой молодежи является приоритетным направлением развития современной системы образования. Экономический потенциал страны зависит, в том числе от качества и количества так называемых одаренных личностей. Каждая образовательная организация строит свою модель работы в данном направлении.
В связи с этим нашей школе необходим инновационный проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей талантливых детей, в том числе совершенствование системы выявления, поддержки одаренных детей. Оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения, развития навыков XXI века. Именно эти умения позволяют связать полученные знания с действиями, преобразующими реальный мир.
Именно поэтому перед педагогами современной школы стоит проблема глубокой мотивации обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. Для этого нужно использовать различные инновационные технологии обучения, методики, подходы, формы и виды работ. Только это позволит выполнить задачи по формированию активного человека, умеющего выбирать, строить свою образовательную траекторию, узнавать новое, способного ответственно и самостоятельно развивать гражданское общество. Только так можно передать единый культурный код, научить развивать технологии не ради самих технологий, а ради повышения качества жизни максимального числа людей».
Цели и задачи проекта:
Разработать и обосновать модель реализации творческого потенциала учащихся «Школы юного учёного «Дети ХХ I века» для обеспечения возможности реализации их творческого потенциала в различных видах деятельности, повышения интереса учащихся к науке и исследованиям и проверить эффективность.
1. Изучить теоретические подходы к проблеме реализации творческого потенциала как системы духовной созидательной деятельности.
2. Разработать и обосновать составляющие этапов моделирования системы творческой самореализации сельских школьников.
3. Развивать сетевое взаимодействие в системе образования, направленного на стимулирование интереса к интеллектуальному направлению школы ( администрация ), формировать современную мотивирующую информационно-образовательную среду, привлечь стейхолдеров, обеспечивающих устойчивость проекта.
4.Проанализировать опыт исследовательской и проектной деятельности учащихся «Школы юного учёного».
5.Раскрыть перспективы реализации творческого опыта учащихся «Школы юного учёного «Дети ХХ I века».
10. Ожидаемые результаты реализации проекта:
3. Сетевое взаимодействие в системе образования, направленного на стимулирование интереса к интеллектуальному направлению школы ( администрация ) поможет в формировании современной мотивирующей информационно-образовательной среды школы, привлечет стейкхолдеров, обеспечивающих устойчивость проекта .
4.Раскрыты перспективы реализации творческого потенциала учащихся Школы юного учёного «Дети ХХ I века».
11. Содержание и технологическое обеспечение проекта:
Инновационность идеи проекта заключается в том, что реализация проекта Школы юного учёного «Дети ХХ I века» будет способствовать овладению учащимися навыками и компетенциями XXI века. Во всем мире наблюдается постепенное перемещение акцента с предметных знаний на универсальные навыки.
Универсальные компетентности ученые делят на три большие группы. Первая условно называется компетентностью мышления и включает в себя способность понимать и анализировать задачи, выстраивать причинно-следственные цепочки, в том числе разветвлённые, разделять главное и второстепенное, проводить аналогии, классифицировать, оценивать риски, реагировать на меняющиеся условия, отступать от выданных ранее инструкций, выбирать между несколькими решениями, если задача позволяет это сделать.
Вторая компетентность охватывает навыки взаимодействия с окружающими. Это способность принимать чужую позицию и отстаивать свою, умение работать в команде, избегать конфликтов, вести за собой и следовать за лидером.
Своевременная диагностика выявления талантливых и одаренных детей;
Системное изменение методов обучения и оценки учебных результатов». Инновационные образовательные технологии: технология исследовательской деятельности; элементы новых метапредметных технологий; кейс-технологии; метод проектов; технология критического мышления; технология визуализации учебной информации; электронный сайт-портфолио учащихся.
«Цифровые аборигены» уверенно будут пользоваться образовательными платформами, например, открытой пл атформой онлайн-
школы развития таланта ОЦ «Сириус», для заинтересованных в личном развитии и углубленном изучении естественно-научных и гуманитарных предметов и др.
Индивидуальный ученический проект « «Инстаграм МБОУ «Дульдургинская СОШ №2» как вид профессионального нетворкинга» » позволит учащимся связаться с представителями разных профессий, учеными и др., что позволит им развить свои приобретенные навыки и компетенции.
Школьная НПК «Грани наук».
Школьный фестиваль «Наука 12+».
— Формирование у учащихся устойчивой позитивной мотивации к овладению навыками и компетенциями XXI века в результате использования предложенных инновационных технологий, методов и приёмов.
— Увеличение количества детей – победителей и призеров олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов.
— Внедрение инновационных форм работы с обучающимися.
— Развитие профессионального мастерства педагогов, повышение мотивации педагогов для работы с детьми.
Критерии оценивания результатов:
— сценарии проведения занятий в Школе юного ученого;
— дайджест достижений детей;
— табель посещения внеучебной деятельности Школы юного ученого;
— данные внутреннего мониторинга оценивания ключевых компетентностей;
— анализ посещённых уроков администрацией, методистом;
— опросник для учащихся;
-выпуск сборника исследовательских работ юных ученых;
-публикации учащихся и учителей в сборниках НПК, СМИ и др.;
— экспертные листы решения исследовательских и проектных задач на уроках.
13. Перспективы развития проекта:
«Цифровые аборигены» уверенно будут пользоваться образовательными интернет-платформами, например, открытой пл атформой онлайн- школы развития таланта ОЦ «Сириус», для заинтересованных в личном развитии и углубленном изучении естественно-научных и гуманитарных предметов и др.
Инновационные методы, приемы и формы организации образовательного процесса могут быть интересны для педагогов общеобразовательной школы.
Описание источников необходимых ресурсов:
Реализация данного проекта реализуется на базе МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа №2». В школе имеются педагогические кадры, обладающих знаниями в области базовых и современных методик выявления, поддержки талантливых детей, использующие собственные педагогические приемы и наработки.
Смета на подготовку и реализацию проекта
На проведение НПК «Грани наук» имеется 40000 рублей.
15. Поэтапный план реализации проекта:
Срок реализации проекта – 5 лет – январь 2016 – декабрь 2020 года
Организационный этап (2016-2017 гг.): разработка программы системы для поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, организация постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Сентябрь 2017 – ноябрь 2020 г
непосредственная работа по реализации творческого потенциала учащихся. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций, фестивалей и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
обобщение и распространение опыта;
разработка методических рекомендаций для учителей по повышению мотивации учащихся;
определение перспектив дальнейшего развития проекта.