проект биографии одинокого человека
Антон Белов и Виктор Пивоваров о днях одиноких людей
Классический и основополагающий для московского концептуалиста Виктора Пивоварова альбом 1975 года «Проекты для одинокого человека» стал неожиданной рифмой нашего времени в момент всеобщей самоизоляции. Большой друг художника и директор музея «Гараж», где не так давно проходила персональная выставка Виктора Пивоварова, Антон Белов поговорил с ним о том, чем отличается одиночество тогда и сейчас.
Виктор, я сегодня утром внимательно смотрел все ваши работы из цикла про одинокого человека и понял, что они не столько про физическую самоизоляцию, сколько про некоторую изоляцию духовную. Я сейчас сижу в самоизоляции, но у меня работают ноутбук, телефон. И работать из дома мне даже тяжелее, чем в офисе: все звонят без конца, уверенные, что я все равно сижу дома и мне нечем заняться. А поскольку есть еще и домашние дела, то все вместе выливается в маленькое безумие.
Я могу себе представить. Ни о какой изоляции и самоизоляции в моем проекте даже и речи не может идти. Вы упомянули проекты для одинокого человека, а в применение к нему слова «изоляция» и «самоизоляция» мне абсолютно не нравятся. Я не это имел в виду. В понятии «изоляция» есть определенное отстранение или отчуждение от окружающего, неприятие его. А одинокий человек, который у меня описан в этих проектах, он, во-первых, ходит на работу. А во-вторых, встречается с одинокими людьми. Поэтому речь идет не об изоляции, а об особом внутреннем состоянии, которое я называю «сознательным одиночеством». Оно не монашеское, оно предполагает участие в жизни, нормальное и полноценное. Но одновременно ему сопутствует сознание собственного одиночества. Ты все равно общаешься с другим и с миром, но одновременно ты один.
Сознательное одиночество иногда бывает очень полезно. Мы порой оказываемся в самых разных ситуациях, когда, допустим, нам не очень приятно общение или вообще среда, в которой мы оказываемся. И в этот момент включить вот этот механизм одиночества, сознательного одиночества — это будет очень плодотворно. Ты вроде бы присутствуешь и участвуешь в этом во всем — и одновременно не участвуешь. Одновременно как бы находишься вне этого.
В моем проекте описаны четыре ступени этого одиночества, которые мне тогда пришли в голову: и они организованы в систему духовного восхождения человека, личности к определенному состоянию очищения и связи с миром: с природой, с космосом, с Богом, если кто верит в него. Вот так я бы изложил то, что там в этих проектах есть.
Проект города для одинокого человека: Москва в биографии Виктора Пивоварова
В «Гараже» продолжает идти выставка Виктора Пивоварова «След улитки». «Афиша Daily» попросила ее куратора Екатерину Иноземцеву рассказать, какие точки на карте города связаны с его жизнью и творчеством.
«В начале выставки, где обычно принято размещать информацию о художнике, в «Гараже» висит не биография, а география Пивоварова. Нам показалось странным заключать живого и крайне активного художника в бронзовую форму хронологии «родился-женился». Кроме того, Пивоваров очень органично связан с Москвой, идея места для него крайне важна. Как только он оказывается в Праге (эмигрировал в 1982 году. — Прим. ред.), лишенный корней, его творчество сильно меняется. И он сам признается в книге «Влюбленный агент», что после переезда в город Метерлинка и Кафки оказался в некотором роде в нулевой точке.
На этой стене (открывающей выставку. — Прим. ред.) соседствуют сухие справки и семейные фотографии. Этот контраст, на мой взгляд, отвечает задаче описать дух московского концептуального круга в то время, когда искусство развивалось в крайне приватной среде, практически не выходя во внешний мир. Мне было важно вернуть в активный обиход то, что было потом названо «Школой Сретенского бульвара» — этот термин придумал чешский искусствовед Индржих Халупецкий. В Москве его отвели в мастерскую к Кабакову, и он объединил в одну «школу» художников-концептуалистов, которых там встретил (Янкилевский, Штейнберг, Пивоваров и сам Кабаков). Мы хотели ослабить одиозность термина Бориса Гройса «московский романтический концептуализм» и выйти за пределы этой идиомы, показывая горизонтальный срез Москвы 1960–1980-х годов, связанной с пивоваровскими местами».
Лианозово. Квартира Оскара Рабина, 1998 год.
В так называемую Лианозовскую группу входили художник и поэт Евгений Кропивницкий, его жена Ольга Потапова, их сын Лев Кропивницкий, дочь Валентина и ее муж Оскар Рабин, дома у которого в Лианозово собирались участники объединения. С группой также связаны имена художников Владимира Немухина, Лидии Мастерковой, Николая Вечетомова, поэтов Игоря Холина, Генриха Сапгира и Яна Сатуновского. Это одно из первых неформальных объединений послевоенного СССР.
Иноземцева: «Пивоваров был очень близок с Холиным и Сапгиром — без них не случилось бы пивоваровской серии «Проектов для одинокого человека».
Квартира Пивоварова около станции метро «Речной вокзал», 1970-е
В кооперативном доме на улице Фестивальной получили квартиры Виктор Пивоваров, Эдуард Гороховский, Иван Чуйков и Илья Кабаков.
Екатерина Иноземцева: «На улице Фестивальной Пивоваров жил молодой веселой жизнью. Из этого дома он и ехал в свою мастерскую на Маросейке во второй части альбома «Сад» (работа «Где я?», 1975). А на этой фотографии у него в гостях Кабаков со второй женой — филологом Викторией Мочаловой. С ней Виктор очень дружен и продолжает общаться до сих пор».
Малая Грузинская, 28, 1979
В Горком графиков были приняты многие концептуалисты — Штейнберг, Кабаков, Шварцман, Янкилевский, Инфанте. Это помогало им избежать обвинений в тунеядстве, а также давало право выставляться в зале на Малой Грузинской. Несмотря на то что Пивоваров не был членом горкома, ему удалось принять участие в коллективной выставке «Цвет, форма, пространство».
Иноземцева: «Мы страшно обрадовались, когда обнаружили эту фотографию. Здесь в 1979 году впервые был показан полностью цикл «Семь разговоров» — а сейчас у нас московский зритель видит этот проект впервые с того времени».
Мастерская Пивоварова на Маросейке и дача на платформе Челюскинская, 1970-е
Иноземцева: «Мастерская Пивоварова со временем превратилась в место для дружеских встреч, показов и бесед. И в какой-то момент хозяин мастерской начал убегать от всей этой активной социальной жизни вместе с сыном Пашей (художник Павел Пепперштейн. — Прим. ред.). На станции Челюскинская у них был небольшой домик, где они рисовали и устраивали пленэры. Пашино детское творчество совершенно потрясает: уже в 13 лет это был совершенно взрослый и сильный художник, а в их совместной работе с отцом есть что-то невозможно щемящее».
Виктор Пивоваров. Мастерская на Маросейке, 1977
Проект биографии одинокого человека
Kai Gen запись закреплена
Выставка «След улитки» в Музее «Гараж», устроенная как романтическое путешествие, делится на одиннадцать глав и демонстрирует весь диапазон творческих ипостасей Пивоварова: от станкового художника, книжного графика, иллюстратора, изобретателя и автора жанра концептуального альбома до теоретика, мемуариста и писателя.
Как следует из названия, ключевой образ, связывающий отдельные главы — фрагменты выставки, — это улитка, которая стала для Виктора Пивоварова наиболее полным воплощением стратегий отгораживания и укрытия от внешнего мира.
В отличие от друзей-концептуалистов, Пивоваров всегда проявлял искренний интерес к «тайной жизни» человеческой души, или, как говорит сын художника Павел Пепперштейн, «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства» Таковы его ощущения опыта экстремального одиночества (как в циклах «Проекты для одинокого человека», 1975; «Сады монаха Рабиновича», 2012–2013), возвышенной любви (цикл «Июнь-Июнь», 1978–1988), мистического откровения (серия «Эйдосы», 2000–2009),
ужаса и смерти («Сутра страхов и сомнений», 2006) и т. д.
——
«Влюблённый агент»
В «Словаре терминов московской концептуальной школы» слово «агент» определяется как «специфическое состояние заброшенности и отчуждения от происходящего, при котором человеку кажется, что он агент чего-то ему неведомого, десантированный без какого-либо задания и не принадлежащий ни к какой агентуре. Состояние агента нефункционально: он равномерно отчуждён от всего („для агента все ступени скользкие“). Предполагается, что это эйфоризированная контрверсия паранойи».
Состояние агента было характерным для многих московских концептуалистов, во многом из-за их полуподпольного положения в России или эмиграции: оба состояния предполагали отчуждённое положение по отношению к окружающей действительности.
«Влюблённый агент» — это название недавно переизданной книги мемуаров Виктора Пивоварова. «Агент» описывает состояние заброшенности, одиночества, характерное для многих работ художника. Ярче всего оно проявляется в диалоге «Микрогомус», чтение которого можно послушать на выставке: в нём женщина задаёт вопросы неизвестно где находящемуся агенту в попытке узнать, чем он занимается, с кем общается и как у него дела. Ответы скорее описывают нахождение в каком-то потустороннем мире или в мире искусства, чем в реальном месте. «Влюблённый» в названии книги — обращение к чувствам и романтическим переживаниям, тоже часто встречающееся в работах Пивоварова.
Во «Влюблённом агенте» Виктор Пивоваров писал: «Я не мыслитель, я чувствователь. Не умом я постигаю мир». Его слова очень похожи на культ чувств, свойственный романтизму. Альбом «Проект для одинокого человека», один из листов которого показывает семь снов одинокого человека для каждой ночи недели, другой — разные виды неба для одинокого человека, а третий — распорядок дня одинокого человека. Этот альбом соотносится с идеей романтизма об одиночестве как основном условии творчества.
Среди близких друзей Виктора Пивоварова идеальным примером выбора одиночества ради более высоких целей был поэт Игорь Холин. Пивоваров вспоминал слова Холина: «Я считаю, что художник, поэт, должен быть абсолютно свободен, свободен от всего, абсолютно от всего. Только тогда его деятельность имеет смысл».
В «Проекте биографии одинокого человека» Виктор Пивоваров писал о «радостном или абсолютном одиночестве», совпадающем с физической смертью, но при этом позволяющем обрести абсолютную свободу.
«Внук по переписке», доставка обедов и другие проекты НКО, которые поддерживают пожилых людей
Московские некоммерческие организации (НКО) заботятся о людях старшего возраста: навещают подопечных домов престарелых и поддерживают одиноких пенсионеров. В Международный день пожилых людей расскажем, как москвичи могут присоединиться к проектам фондов и помогать бабушкам и дедушкам не только сегодня.
Завести переписку с пожилым человеком
Чтобы поддержать одиноких людей, проживающих в интернатах и домах престарелых, фонд «Старость в радость» создал проект «Внуки по переписке». Написать бумажное письмо для одного из подопечных фонда может любой желающий. Для этого на сайте можно выбрать бабушку или дедушку и оставить под соответствующей фотографией комментарий «Хочу писать». После этого с вами свяжется координатор, расскажет, как вести переписку, и сообщит адрес пожилого человека.
Стать «внуком» или «внучкой» по переписке — это большая ответственность. Каждый участник программы должен делать это регулярно и соблюдать правила, чтобы бабушки и дедушки не переживали о том, что о них забыли. Если писать регулярно нет возможности, то можно отправить подопечным фонда открытку к празднику.
Развозить горячие обеды
Благотворительный проект «Дари еду» разработал программу «Благотворительная доставка», которая обеспечивает горячими обедами одиноких пенсионеров. Сейчас нуждающиеся, многим из которых больше 90 лет, получают около 1100 обедов каждый месяц. Все желающие присоединиться к проекту могут оставить заявку через специальную форму на сайте фонда.
Каждый волонтер получит фирменную одежду, терморюкзак и маршрутный лист, а затем отправится по адресам, которые находятся поблизости от места получения обедов. Волонтеры, у которых есть автомобиль, смогут доставлять обеды пенсионерам, живущим в отдаленных районах.
Поддержать проект можно и онлайн, сделав пожертвование через сайт проекта, на эти средства будут закуплены обеды и организована их доставка.
Помочь с покупкой лекарств и средств по уходу
Благотворительный фонд «София» занимается сбором пожертвований для адресной помощи пожилым людям, а также на покупку лекарств и предметов первой необходимости для своих подопечных. На сайте фонда любой желающий может выбрать конкретный проект, на который он хочет отправить денежные средства. Также можно сделать пожертвование на общие нужды организации и тех социальных учреждений для пожилых людей, которые поддерживает организация.
Кроме того, чтобы помочь людям старшего поколения, можно стать волонтером. Добровольцы посещают подопечных на дому и в домах престарелых, организуют поездки в музеи, старинные усадьбы, храмы и монастыри. Чтобы присоединиться к команде, необходимо заполнить анкету и пройти собеседование в офисе фонда.
Поддержать работу фондов помощи пожилым
Поддержать программы фондов, оказывающих помощь пожилым людям, можно также через благотворительный сервис mos.ru. Для этого необходимо выбрать интересующую программу в специальном разделе, указать сумму взноса и нажать кнопку «Помочь». Чтобы совершить платеж, нужно авторизоваться.
Помочь можно и через сервис «Мои платежи», а также мобильного приложения «Моя Москва».
Из детдомовца в миллионеры: истории сирот, заработавших баснословное состояние
Люди, выросшие в детских домах, всю последующую жизнь стараются заполучить те блага, которых у них не было в юности. Некоторые заводят большие семьи, другие – стараются упорно работать, чтобы наконец-то забыть о жизни в нищете. Читайте далее, чтобы узнать истории миллионеров, проведших свое детство в стенах детдома.
Знаменитый итальянский бизнесмен дель Веккио, являющийся сегодня долларовым миллиардером, родился в многодетной семье. И он, и его братья и сестры попали в приют в раннем возрасте, так как их мать просто не имела возможности содержать такое количество отпрысков. Свою карьеру дель Веккио начал учеником механика на фабрике автомобильных запчастей. Вскоре после обучения он открыл свою первую мастерскую по изготовлению оправ для очков. Тогда дель Веккио еще не догадывался, что именно навыки, полученные за фабричным станком, принесут его первый миллион долларов, а затем и честно заработанные десятки миллиардов «зеленых».
Сегодня бывший детдомовец является основателем и председателем компании Luxottica Group – признанного мирового лидера по дизайну и продаже оправ и солнцезащитных очков, работающего с такими брендами, как всем известный Ray-Ban, а также Oakley и Persol.
Коко Шанель, даже после своей смерти остающаяся легендой, когда-то была обычной девочкой из сиротского приюта при монастыре. Мать умерла при родах, а отец не слишком беспокоился о ее судьбе, как и о судьбе старшей сестры Шанель. В результате, девочки попали в детский дом. Именно в те одинокие дни у юной Габриэль (настоящее имя Шанель) и появилась мечта – одевать женщин мира в красивые, практичные и доступные наряды. Выпустившись из приюта, девушка сразу же переехала в Париж.
Чтобы заработать на жизнь, ей приходилось выступать в кабаре. Вскоре Шанель удалось накопить деньги на открытие собственного магазина шляпок. Именно эта лавочка, затерявшаяся на одной из улочек Парижа, переросла впоследствии в модный дом, известный во всем мире, и подарила своей создательнице славу и богатство.
Отечественный актер Станислав Садальский осиротел в 12 лет. Его мать умерла, а отец отказался воспитывать сына, передав это обязательство детскому дому-интернату. Именно там, в театральной студии, Садальский впервые распробовал на вкус актерскую деятельность. После выпуска, в 16 лет, приехал в Москву и попытался поступить в Театральное училище имени Щукина. Зачислению помешал неправильный прикус будущей знаменитости, поэтому подростку пришлось год работать токарем на заводе.
С началом новой волны приема абитуриентов Садальский попытал счастье в ГИТИСе. В то время членом приемной комиссии служил артист МХАТа Григорий Конский, ставший для талантливого парня ангелом-хранителем. Он заявил, что из недостатков следует делать достоинства. Еще студентом Садальский оправдал ожидания своего протектора, начав успешно сниматься в кино и хорошо зарабатывать.
Историю Юрия Шатунова знает каждый повзрослевший фанат популярной в 80-х годах группы «Ласковый май». Певец стал сиротой при живых родителях: отец ушел из семьи, когда сын был еще совсем маленьким, а у матери начались проблемы с алкоголем. До 12 лет Шатунову удавалось ютиться у родственников, всех по очереди, но впоследствии он все же угодил в детский дом. Тем не менее, такое, казалось бы, несчастливое событие стало первым шагом на пути к славе и богатству.
В приюте Шатунов начал заниматься вокалом и сочинил будущий хит «Белые розы», которые вскоре и исполнил в местном доме культуры. По счастливой случайности, на его первом концерте оказался и Андрей Разин – менеджер студии «Рекордс». Именно он взял Шатунова под крыло и превратил его в миллионера.
Жизнь легенды бокса Майка Тайсона, известного сегодня во всем мире, как и у многих знаменитостей, воспитывавшихся в детдоме, началась только после того, как он опустился на самое дно. Мать Тайсона умерла от передозировки, отца спортсмен не помнит и не знает. Зато помнит страшные дни, проведенные в детском доме и компании малолетних преступников. Кто знает, что было бы сегодня с боксером, если бы из приюта его не забрал тренер Кас д’Амато, официально ставший опекуном обиженного жизнью парня.
Тайсон не раз говорил, что именно своему наставнику он обязан всем хорошим, что было и будет в его жизни. Сегодня от мальчика, которого никто не любил и многие боялись, уже не осталось и следа: перед нами уверенная в своих силах звезда мирового спорта с миллионными гонорарами.
Один из самых богатых и влиятельнейших людей России Роман Абрамович, фамилия которого уже давно стала нарицательной, некоторое время в прошлом также провел в детдоме. Переехать в учреждение для сирот ему пришлось после того, как погиб его отец, воспитывавший сына в одиночестве после смерти жены. К счастью, вскоре юного Абрамовича вызволил из чужих стен любимый дядя. Пожив с родственником некоторое время, юноша отправился покорять Москву. Результатом упорного труда стали многие миллионы рублей.
Новости Партнеров
Все права на материалы, опубликованные на сайте VSE42.RU, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте VSE42.RU, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован, при полном соблюдении требований Правил использования материалов. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал VSE42.RU, до или после цитируемого блока.
О проекте VSE42.RU
Новости сайта дублируются в социальных сетях. К каждой новости можно добавить комментарий.
Удобная навигация, ежедневное обновление информации, ссылки на фото и видеорепортажи.
Адрес: 650000, Кемеровская Область, г.Кемерово, ул.Кузбасская 33а, 2 этаж
Техническая поддержка: support@vse42.ru