продолжите предложение действие поэмы кому на руси жить хорошо происходит
«Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов)
Цитата: «. Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями.».
История создания
Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.
Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.
К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).
Проблематика:
Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.
Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.
Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.
Действующие лица
Семеро странников, отправившихся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси»: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.
Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).
Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.
Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.
Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.
Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.
Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.
Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.
Яков — верный слуга Поливанова. Верный до поры до времени: когда, польстившись на невесту Гриши, племянника Якова, Поливанов отдаёт Гришу в солдаты, Яков мстит. Такая месть называлась в народе «тащить сухую беду»: Яков вешается на глазах Поливанова, чтобы того всю жизнь мучила совесть.
Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.
Ионушка — богомолец; рассказчик.
Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.
Краткое содержание
Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.
Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.
Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.
Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.
Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.
Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.
Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.
Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.
Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.
Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.
Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.
Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.
А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.
Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.
Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.
До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.
Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.
В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.
Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.
В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.
Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.
В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.
По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Назовите героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо», который счастлив своим трудом на благо людей.
Ответ. Гриша Добросклонов.
Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.
К какому литературному направлению можно отнести поэму «Кому на Руси жить хорошо»?
Тест на тему: «Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа по поэме Н.А. Некрасова
Выполните задания 1 – 12.
1. Какое время изображается в поэме?
А. предреформенное, канун отмены крепостного права
Б. пореформенное, непосредственно следующее за отменой крепостного права.
В. процесс осуществления реформ 1861 года
Г. революционное, борьба крестьян за освобождение от крепостной зависимости.
2. Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) Заплатово б) Дырявино в) Неурожайка г) Безруково
3. Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?
а) помещик Оболт-Оболдуев б) поп в) Григорий Добросклонов
4. О каком персонаже идет речь?
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна
в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна
5. Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого?
а) показывает трудолюбие русского крестьянства; б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства; в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства; г) показывает протест русского крестьянства
6. Кто из героев поэмы говорит о себе: «Клейменый, да не раб!»?
а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий
7. В поэме проявилась:
А. Социальная сатира Б. Веселый и бодрый юмор
В. Народная трагедия Г. Политический сарказм
8. С какой целью поэт вводит в поэму легенду о двух великих грешниках :
А. Показать силу народного гнева против жестокого крепостничества
Б. Примирить религиозное сознание народа с революционным насилием
В. Показать бунтарский дух народа
9. Кто из героев является своеобразным народным правдолюбцем, крестьянским праведником:
Б. Матрена Тимофеевна
В. Гриша Добросклонов
10. Кому из героев поэмы принадлежит следующее определение счастья :
Кого хочу – помилую,
Закон – моё желание.
Кулак – моя полиция…
Дайте ответы на вопросы:
Какова основная проблема поэмы?
Какой окончательный вид приобретает формулировка вопроса «кто счастлив из народа» в конце поэмы?
Что роднит Гришу Добросклонова с другими народными персонажами поэмы и чем он отличается от них?
Контрольная работа по поэме Н.А. Некрасова
Выполните задания 1 – 12.
1. Какое время изображается в поэме?
А. предреформенное, канун отмены крепостного права
Б. пореформенное, непосредственно следующее за отменой крепостного права.
В. процесс осуществления реформ 1861 года
Г. революционное, борьба крестьян за освобождение от крепостной зависимости.
2. Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит
а) в Москве б) в Калинове в) «в каком селе – угадывай»
3. Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова в) попа г) мужиков
4. В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходило?
а) «Пролог» б) «Поп» в) «Сельская ярмонка» г) «Счастливые»
5.Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева?
а) глупость б) любовь к родине в) мудрость г) вседозволенность
6. Кто рассказал о себе:
«Семья была большущая,
Сварливая. попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал…»?
а) Матрена Тимофеевна б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева
г) старуха старая, рябая, одноглазая.
7. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» открывается со сказочного зачина . Это позволяет автору:
А. Подчеркнуть вымышленность описываемой в произведении ситуации.
Б. Оживить довольно сложный сюжет.
В. Совместить мир реальности и мир фантастики, что необходимо для дальнейшего развития сюжета.
8. В поэме проявилась:
А. Политический сарказм
Б. Народная трагедия
В. Веселый и бодрый юмор
Г. Социальная сатира
9. Какая из глав вызвала ожесточённые нападки цензуры, считавшей, что эта часть поэмы отличается «крайним безобразием содержания» и «носит характер пасквиля на всё дворянство»:
А. «Пьяная ночь» Б. «Сельская ярмонка» В. «Пир – на весь мир» Г. «Последыш».
10. Кто так характеризуется в поэме:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Дайте ответы на вопросы:
Какова основная проблема поэмы?
Какой окончательный вид приобретает формулировка вопроса «кто счастлив из народа» в конце поэмы?
Что роднит Гришу Добросклонова с другими народными персонажами поэмы и чем он отличается от них?
Номер материала: ДБ-1318585
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Время на чтение: 19 минут
Николай Алексеевич Некрасов известен своими народным, необычными произведениями всему миру. Его посвящения простому народу, крестьянской жизни, периоду короткого детства и постоянным тяготам во взрослой жизни вызывают не только литературный, но и исторический интерес.
История создания некрасовской поэмы
Известно, что начиная с 1866 года первая часть работы Некрасова пыталась увидеть свет. В течение четырёх лет автор старался опубликовать своё произведение и постоянно попадал под недовольство и резкое осуждение цензуры. Несмотря на это работа над поэмой продолжалась.
Пришлось поэту печатать ее постепенно все в том же журнале «Современник». Так ее печатали в течение четырех лет, и все эти года цензура была недовольна. Сам поэт постоянно подвергался критике и гонениям. Поэтому он на время прекратил свою работу, а снова смог к ней приступить лишь только в 1870 году. В этот новый период подъема своего литературного творчества он создает еще три части к этой поэме, которые были написаны в разное время:
Поэт хотел еще написать несколько глав, но он работал над своей поэмой в то время, когда начинал заболевать, поэтому болезнь помешала ему воплотить эти поэтические планы. Но все-таки понимая, что он скоро умрет, Николай Алексеевич попытался в последней своей части закончить её так, чтобы у всей поэмы была логическая завершенность.
Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
В одной из волостей на широкой дороге встречаются семь мужиков, которые живут в соседних деревнях. И задумываются они об одном вопросе: кому на их родной земле живется хорошо. И до того дошел их разговор, что вскоре он переходит в спор. Дело шло к вечеру, а решить этот спор они никак не могли. Да и вдруг мужики заметили, что прошли они уже большое расстояние, увлекшись разговором. Поэтому они решили не возвращаться домой, а заночевать на полянке. Но спор-то продолжался и дошел до драки.
От такого шума выпадает птенчик пеночки, которого Пахом спасает, а за это образцовая мать готова выполнить любое желание мужиков. Получив волшебную скатерть, мужики решают отправиться путешествовать, чтобы найти ответ на вопрос, который их так сильно интересует. Вскоре они встречают попа, который меняет мнение мужиков о том, что ему хорошо и счастливо живется. Попадают герои и на сельскую ярмарку.
Они пытаются найти счастливых людей среди пьяных, и вскоре выясняется, что мужику-то для счастья много-то и не надо: есть досыта, да от бед оградить себя. А чтобы узнать о счастье героям советую найти Ермилу Гирина, которого знаю все. И вот тут мужики узнают его историю, а потом появляется барин. Но и тот жалуется на свое житье.
В конце поэмы герои пытаются поискать счастливых людей среди женщин. Они знакомятся с одной крестьянкой Матреной. Они помогают Корчагиной в поле, а за это она рассказывает им свою историю, где говорит о том, что у женщины не может быть счастья. Женщины только страдают.
И вот крестьяне уже на берегу Волги. Тут они услышали историю и о князе, который никак не мог смириться с отменой крепостного права, а потом историю о двух грешниках. Интересна и история сына дьячка Гришки Добросклонова.
Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
О том, какова композиция некрасовской поэмы, до сих пор ведутся споры между литераторами и критиками. Большинство исследователей литературного творчества Николая Некрасова пришли к тому, что материал должен быть расположен так: пролог и часть первая, затем следует поместить главу «Крестьянка», по содержанию следует глава «Последыш» и в заключение – «Пир – на весь мир».
Доказательствами такого расположения глав в сюжете поэмы стало то, что, например, в первой части и в последующей главе изображается мир, когда крестьяне еще не были свободны, то есть это тот мир, который был чуть раньше: старый и отживший. В следующей некрасовской части уже показано, как этот старый мир разрушается полностью и гибнет.
В это части поэт завершает поэму, поэтому именно здесь происходит развязка всего сюжетного действия. И здесь звучит ответ на вопрос, который был поставлен в самом начале произведения о том, кому же все-таки хорошо и свободно, беззаботно и весело живется на Руси. Выясняется, что самым беззаботным, счастливым и веселым человеком является Гришка, который заступник своего народа. В своих прекрасных и лирических песнях он предсказывал счастье своему народу.
Но если внимательно вчитаться в то, как наступает развязка в поэме в ее последней части, то можно обратить внимание на странности повествования. Читатель не видит, чтобы крестьяне вернулись в свои дома, они не перестают путешествовать, да и, вообще, с Гришей они даже не знакомятся. Поэтому здесь, возможно, планировалось продолжение.
Есть у поэтической композиции и свои особенности. Прежде всего, стоит обратить внимание на построение, которое основано на классическом эпосе. Поэма состоит из отдельных глав, в которых есть самостоятельный сюжет, но в поэме нет главного героя, так как она повествует о народе, словно это эпопея жизни всего народа. Связываются все части в одну благодаря тем мотивам, которые проходят через весь сюжет. Например, мотив дальней дороги, по которой идут крестьяне, чтобы найти счастливого человека.
В произведении легко просматривается сказочность композиции. В тексте есть много элементов, которые легко можно отнести к фольклору. Во время всего путешествия автор вставляет свои лирические отступления и элементы, которые совершенно не относятся к сюжету.
Анализ некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Из истории России известно, что в 1861 году было отменено самое постыдное явление – крепостное право. Но такая реформа вызвала волнение в обществе, и вскоре возникли новые проблемы. Прежде всего, возник вопрос о том, что даже свободный крестьянин, бедный и нищий, не может быть счастливым. Эта проблема заинтересовала Николая Некрасова, и он решил написать поэму, в которой и будет рассмотрен вопрос о крестьянском счастье.
Несмотря на то что произведение написано простым языком, и имеет обращение к фольклору, но для восприятия читателю обычно оно кажется сложным, так как в нем затрагиваются самые серьезные философские проблемы и вопросы. На большую часть вопросов автор сам искал ответы всю свою жизнь. Наверное, поэтому так сложно давалось ему написание поэмы, и он ее создавал на протяжении четырнадцати лет. Но к сожалению, произведение так и не было окончено.
Поэтом было задумано написать свою поэму из восьми глав, но из-за болезни он смог написать только четыре и они совсем не следуют, как положено, одна за другой. Сейчас поэма представлена в том виде, в той последовательности, который предложил К.Чуковский, который долгое время тщательно изучал некрасовские архивы.
Николай Некрасов выбрал героями поэмы простых людей, поэтому и лексику тоже использовал просторечную. Долгое время велись споры о том, кого же все-таки можно отнести к главным героям поэмы. Так, были предположения, что это герои – мужики, которые идут по стране, пытаясь найти счастливого человека. Но другие исследователи все-таки считали, что это был Гришка Добросклонов. Этот вопрос и на сегодняшний день остается открытым. Но можно рассматривать эту поэму так, будто в ней главный герой – это весь простой народ.
Нет в сюжете точных и детальных описаний этих мужиков, непонятны и их характеры, автор их просто не раскрывает и не показывает. Но зато этих мужиков объединяет одна цель, ради которой они и путешествуют. Интересно и то, что эпизодические лица в некрасовской поэме рисуются автором более четко, точно, детально и ярко. Поэт поднимает много проблем, которые возникли у крестьянства после отмены крепостного права.
Николай Алексеевич показывает, что для каждого героя в его поэме есть свое понятие о счастье. Например, богатый человек видит счастье в том, чтобы было денежное благополучие. А мужик мечтает о том, чтобы в его жизни не было никакого горя и бед, которые обычно подстерегают крестьянина на каждом шагу. Есть и такие герои, которые счастливы оттого, что верят в счастье других. Язык некрасовской поэмы близок к народному, поэтому в нем огромное количество просторечий.
Несмотря на то что произведение осталось не законченным, в нём отражена вся действительность происходившего. Это настоящий литературный подарок всем любителям поэзии, истории и литературы.
Н.А. Некрасов всегда был не просто поэтом – он был гражданином, которого глубоко волновала социальная несправедливость, и особенно – проблемы русского крестьянства. Жестокое обращение помещиков, эксплуатация женского и детского труда, безрадостный быт – все это находило отражение в его творчестве. И вот в 18621 году наступает, казалось бы, долгожданное освобождение – отмена крепостного права. Но было ли это освобождением по факту? Именно этой теме посвящает Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” – самое острое, самое известное – и последнее свое произведение. Поэт писал его с 1863 года и до самой своей смерти, однако поэма все же вышла неоконченной, так что готовили ее для печати по фрагментам рукописей поэта. Однако эта незаконченность получилась в своем роде знаковой – ведь и для русского крестьянства отмена крепостного права так и не стала окончанием старой и началом новой жизни.
“Кому на Руси жить хорошо” читать стоит полностью, ведь на первый взгляд может показаться, что сюжет слишком простой для такой сложной темы. Спор семи мужиков о том, кому хорошо жить на Руси, не может быть основой для раскрытия глубины и сложности социального конфликта. Но благодаря таланту Некрасова в раскрытии характеров, произведение постепенно раскрывается. Поэма достаточно сложно для восприятия, поэтому лучше всего скачать ее текст полностью и прочитать несколько раз. Важно обратить внимание на то, насколько разным показано понимание счастья у мужика и у барина: первый считает, что это его материальное благополучие, а второй – что это как можно меньшее количество бед в его жизни. При этом для того, чтобы подчеркнуть мысль о духовности народа, Некрасов вводит еще двух персонажей, выходцев из его среды – это Ермил Гирин и Гриша Добросклонов, которые искренне хотят счастья всему крестьянскому сословию, и чтобы никто обижен не был.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” не является идеалистической, ведь поэт видит проблемы не только в дворянском сословии, которое погрязло в алчности, высокомерии и жестокости, но и среди крестьян. Это в первую очередь пьянство и мракобесие, а также деградация, безграмотность и бедность. Проблема поиска счастья лично для себя и для всего народа в целом, борьба с пороками и желание сделать мир лучше актуальны и сегодня. Так что даже в неоконченном виде некрасовская поэма является не только литературным, но и морально этическим образцом.
В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…
Эти слова как бы обещали ввести читателя в занимательно‑сказочный мир, где появятся птица‑пеночка, говорящая человечьим языком, и волшебная скатерть‑самобранка… Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н.
А. Некрасов свой рассказ о похождениях семерых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения – русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.
Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны царской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым нападкам подверглась последняя из написанных глав – «Пир – на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного издания поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрьской революции.
Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасова, является ее идейной и художественной вершиной, итогом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.
К 1860‑м годам русский крестьянин становится основным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» – важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» – подлинно народное произведение: и по своему идейному звучанию, и по масштабности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по героическому пафосу, и по широкому использованию поэтических традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно‑бытовым формам и песенному лиризму.
Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, характерные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных общественных кругов. Народная точка зрения на действительность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.
События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крестьянство – подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.
В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», который олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы – поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии странникам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольнолюбии, в понимании необходимости активной борьбы народа, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.
В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидавший на своем веку, и Яким Нагой, характерный представитель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на забитого, темного крестьянина патриархальной деревни. С глубоким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.
Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина – чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.
В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О суровой «долюшке женской» Некрасов написал немало волнующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.
Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызывающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, – барских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и прямых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его освобождения, тем непримиримее осуждал рабскую приниженность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает унизительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести – самоубийству на глазах своего мучителя; «чувствительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих унижениях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся посулами наследника и согласившийся уничтожить завещание умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).
Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.
Поэтически воссозданный в поэме мир – мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.
В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румяненьком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте‑Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показным радушием Оболта‑Оболдуева читатель видит высокомерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.
Сатирой и гротеском отмечен образ помещика‑самодура князя Утятина, прозванного крестьянами Последышем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алкоголизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого крепостника и деспота.
На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из названных ими лиц живет счастливее – помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставленные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счастливого уже не только среди представителей господствующих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:
Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, придает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензурой части поэмы – «Пир – на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять центральное место в развертывании темы счастья‑борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши – в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно‑весело на всей святой Руси».
Образ Гриши – завершающий в ряду «народных заступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он находит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем‑поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – высший образец народного стиля некрасовской поэзии. Народно‑песенная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий национальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы – поиски счастья – восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т. д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стремление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.
Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно‑поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно‑бытовые, любовные, свадебные, исторические. Народная поэзия давала поэту богатейший материал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.
Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сменяется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» – сатирической насмешкой, в «Крестьянке» – глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире – на весь мир» – героическим напряжением и революционной патетикой.
Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.
Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик протеста и сатира сливались с героикой революционной борьбы.
Николай Алексеевич Некрасов
Кому на Руси жить хорошо
За спором не заметили,
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли – куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти. »
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда. » – переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звезды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени черные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени черные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени черные,
Нельзя поймать – обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел – умом раскидывал
И молвил наконец:
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Немудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Сова – замоскворецкая
Княгиня – тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатишься,
Чихну – в огонь укатишься,
Щелкну – мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим – и дознаемся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: все прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
«Найти – найдете сами вы.
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти».