проблемы методики преподавания истории

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

НА ТЕМУ: « АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выполнил учитель истории

Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.

В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структур.

Формирование Федеральных государственных образовательных стандартов осуществлялось в 2007-2010 годах.

Принципиально изменен правовой статус самих стандартов. В 2007 году был принят Закон, который впервые установил понятие «федеральный государственный образовательный стандарт». В 2009 году Постановлением Правительства РФ №142 были утверждены Правила разработки и утверждения ФГОС.

ФГОС общего образования разрабатывается на конкурсной основе по заказу Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения одинаков для всех. Он включает этап общественного обсуждения, независимой экспертизы и утверждения.

ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с 1 сентября 2010 года начали обучение 200 тысяч первоклассников (15 % от их общего количества), с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали учиться по новому стандарту. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по новым стандартам будет учиться вся начальная школа. После чего начинается следующий этап –обязательное введение стандартов средней школы в 5 класса. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей школы начнется только в 2020 году. Разработчиком федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной школы является Российская академия образования.

Проблема состоит в том, что существует несколько программ для основной школы, которые могут основываться на различных взглядах и подходах к подростковому возрасту. Есть тонкий момент перехода от программы младшей школы к общей. «Нельзя уходить в подростковой школе куда-то в сторону» Необходимо до конца разрабатывать программы основного образования, учитываю психологию ребенка. Проблема состоит еще и в том, что отсутствуют новые учебники, которые необходимы для обучения. Кроме того учитель сам выбирает себе программы образовательного процесса. Поэтому предлагается два этапа образовательного перехода (5-6 классы) и личностного самоопределения (7-9 классы). 10-12 лет – является кризисным периодом, когда происходит спад мотивации, падение дисциплины и т.д.

На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны инструменты для концентрированного обучения.

Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное проектирование ( встроенная в учебный процесс и предмет), социальное проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.

В новом ФГОС предлагается без оценочная система. Так как контроль и оценки выполняют две функции: диагностика и коррекция. Сравнивать детей невозможно из-за социальной и генетической принадлежности, исходя из этого в ООП было внесено два пункта. Это формирующее оценивание (диагностик и способы коррекций). Убрав пяти бальную шкалу и предложив другие инструменты, второе- индивидуальный прогресс (оценка ребенка только самого себя). Прогресс ребенка не оценивается через предметные знания, а только через уровень освоения тех средств и способов действия, которые осваивает ребенок. Поскольку компетентные вещи вынесены в примерных программах начальной школы как необязательные, существует риск, что учитель остается работать в рамках стандартов ЗУНов. Поэтому многое будет зависеть от учителя. «Учителю, что дай, то он и будет делать». Но, с другой стороны, это можно использовать для достижения содержательной цели нового стандарта- «если задать через примерную программу другой инструментарий, учитель начнет включать его в образовательный процесс, и впоследствии ученик станет другим».

Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в следующем.

1. Каким должен быть современный урок в современных условиях. Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

· вывод делают сами учащиеся;

· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

· время-сбережение и здоровье-сбережение;

· в центре внимания урока – дети;

· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым.

2. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

· анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

· быть способны к сотрудничеству;

· обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

3. Принципы педагогической техники на уроках:

· свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

· деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

· идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

· формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

· развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

· формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

· были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

· реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

5. Методы и формы современного урока:

· здоровьесберегающие технологии (интеграция);

6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

· создание презентаций к урокам;

· работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

· использование готовых обучающих программ;

И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Статья. » Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе.

учитель истории и обществознания

МКОУ «Синицынская СОШ»,

Новоусманского муниципального района

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Возникает несколько ключевых вопросов, ответы на которые мы находим на уроках в школе.

Первая проблема: для чего необходимо преподавать историю в школе?

По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом.

Что означает понятие история? История – это наука. Основы истории – науки являются стрежнем школьного предмета истории. Для изучения в школе основ истории необходимо прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И здесь главным является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее. Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети поймут, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков, и научатся делать свой осознанный выбор.

Вторая проблема: что изучать на уроках истории?

Проблема содержания школьного курса истории сегодня обострилась наиболее остро. Изменения в идеологии потребовали формирования у

учащихся более широкого, полноценного представления об исторических процессах и явлениях. Кроме того реалии сегодняшнего дня требуют воспитания патриотизма у наших детей. А эту задачу, в первую очередь, выполняют уроки истории, на примерах героизма, отваги и т.д. Сама жизнь подталкивает к коренному пересмотру самого подхода к содержанию школьного курса истории. Отсюда, содержание должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий доступных каждому учащемуся, а также развития у учащихся творческих начал, творческого подхода к их решению.

Это заставляет нас перейти к следующей проблеме – как изучать историю?

Сегодня, в условиях демократизации общества, сформировались различные школы и направления в обучении. И в то же время сами методики преподавания отдельных предметов разработаны не в достаточной мере.

Историческое преподавание в школе часто страдает дробленностью материала, событий. Не редко изученное на предыдущих уроках учащийся забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно – следственная связь. Если материал всей темы просто передаётся на нескольких уроках через рассказ, лекцию, то это запутывает ученика, в его голове «образуется каша » из множества подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, с выделенными основными узловыми подвопросами и подтемами, приводит к получению нового, качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка: «причина – события – последствия», выделение узловых проблем и событий – это главное.

Вяземский Е.Е. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация. Монография. М.: АПКиПРО, 2004.

«Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).

Источник

Преподавание истории: проблемы и пути решения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

учитель истории и обществознания,

МБОУ СОШ №7 г. Туймазы РБ

Преподавание истории: проблемы и пути решения

Ежегодные результаты ОГЭ и ЕГЭ по такой дисциплине как история показывают пробелы в подготовке выпускников по таким видам деятельности, как сравнение, работа с хронологией и историческими источниками. Формирование этих умений начинается в основной школе.

Методисты отмечают, что «развитие представлений об историческом времени и усвоение хронологии является кардинальной проблемой обучения истории», так как правильное отнесение исторического события к определенному времени, правильное представление о последовательности событий является необходимым условием понимания истории, усвоения общей картины исторического развития. [1] Российские методисты говорят о недопустимость формального заучивания дат и установления последовательности событий только на основе их механического сопоставления. В сознании школьников в процессе изучения ими истории должна вырабатываться хронологическая сетка, состоящая из даты событий, временных представлений (категории исторического времени – десятилетия, века, этапы, периоды и т.д.). Например, в XVII в.: Смута, время борьбы с интервентами, «Семибоярщина», Лжедмитрий I и II, Минин и Пожарский, (региональный компонент – участие башкир) др.

В хронологической сетке взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом годовые даты округленные – по векам, частям века, десятилетиям. При этом последовательность фактов познается лучше на основе смысловых связей между ними. Особенно важно установление и закрепление в памяти учеников последовательности таких событий, которые являются значительными вехами исторического развития. Для этого необходимы задания такого типа: какое из событий произошло раньше, а какое позже, почему вы так думаете, объясните; какое из событий являются наиболее значимыми для страны, почему? Кроме того, важны задания на соотнесения года с веком и его частями. Уместны такие игры с хронологическим материалом, как «Отгадай дату, событие», «Что? Где? Когда?», «Как долго?».

При выполнении хронологических задач желательно использовать «ленту времени», программы запоминанию хронологии, хронологические таблицы (по векам, периодам, явлениям, процессам и правлениям – закрепощение крестьян, внешняя политика того или иного периода и др.), учебные игры.

Для более успешного освоения фактического материала важно разбудить воображение учащихся, используя различные средства наглядности, привлекая данные учебника и дополнительный материал. Реконструкция прошлого, воссоздание некогда происходивших событий, обстоятельств жизни и деятельности людей способствует развитию образного воображения – основы творческой деятельности. При этом учащимся объясняется сущность изучаемых фактов, связь и отношение между ними, дается их оценка. Важно при изучении и повторении фактического материала ставить перед учениками причинно-следственные вопросы такого типа: Почему произошло то или иное событие? Случайно ли оно? Каковы его последствия Как оно повлияло на развитие страны?

Один из видов проверки усвоения учащимися фактов является пересказ школьника о самых значимых событиях истории или описание образа жизни людей, памятников культуры. В ходе пересказа ученик показывает знание дат, фактов, имен исторических деятелей, умения использовать в рассказе исторические термины, объяснять причины и значение событий. При описании памятников культуры необходимо использовать алгоритм – автор, время создания, рассказать о внешних признаках сооружения, его отличие от других, выразить свое отношение к данному памятнику. Для активизации остальных школьников во время пересказа необходимо использовать прием устного рецензирования ответа учащегося.

Необходимым средством в систематизации отдельных фактов, установлении связей между ними является составление логических схем и таблиц. Желательно заполнение ее в течение нескольких лет. В этом случае учебный материал усваивается более прочно и осознанно: знакомясь с новыми фактами и документами, школьники обращаются к предыдущим записям; происходит обобщение знаний; вырабатывается подход к характеристике явлений; складывается база для повторения. [3]

Объяснению, систематизации фактов служат исторические понятия и термины, правильному их использованию способствует словарная работа. Предлагаются различные виды словарной работы: подобрать родственные слова, объяснить исходные и производные слова, пояснять значение и историческое происхождение слов и выражений, классифицировать исторические термины (например: выписать из параграфа все слова, которые связанные с культурой и т.д.), различать схожие термины и объяснять их различие (например: воссоединение – присоединение, соединение и др.) Существует множество заданий на работу с терминами и понятиями, на уроках необходимо разнообразить, в частности, играми.

Формирование у учащихся умения сравнивать исторические явления и процесс, а также факты начинается еще в 5 классе, где изучается древняя история стран и народов. Школьники сравнивают географическое положение различных стран, положение слоев населения, достижения культуры и др. В этом возрасте у учащихся уже складывается понимание, что сравнение это установление изменений, происходящих в жизни общества, их оценка, их оценка. Для начала сравнение происходит по плану, с опорой на наглядность. В последующих классах работа продолжается, дополняются главные и определяющие признаки. [ 2]

Если работу проводить систематически, выпускники обходятся без наглядности и сами проводят необходимые операции действия: выделяют план сравнения, основные признаки событий и процессов, с помощью которых проводят сопоставление, делают вывод о различии и сходстве. Рассматривают похожие процесс и события, происходящие в России и в странах Западной Европы.

Необходимо ежеурочно совместно с учащимися вырабатывать план сравнительной характеристики процесса, события и заполнять таблицу.

С начала изучения истории начинается и работа с историческими источниками, которая способствует углублению и конкретизации знаний, созданию картины и образов прошлого, активизирует процессы мышления и воображения. Работа с документами, как правило, начинается по руководством учителя, в дальнейшем самостоятельно, но и в том и другом случае анализируется документ по вопросам и заданиям, поставленные учителем. Например: найдите в отрывке главную мысль и т.д. В конце обучения школьники должны уметь сравнивать два и более документов, описывающие одно и то же событие. Необходимо в работу внедрять уроки-практикумы, посвященные работе с документами, где можно использовать учебник, хрестоматии и дидактические материалы и другие пособия. Необходимо научить учеников читать документ внимательно, разбивая его на части, выделяя неизвестные слова и выражения. Следует убедиться в понимании содержания документа, можно использовать вопросы: о чем говориться в отрывке? Как понимаете смысл данного предложения, слова? И только после этого источник анализируется по вопросам, нацеливая на уяснения его названия, времени его создания, авторство и получения необходимой информации. [ 4]

Важным условием усвоения учащимися знаний является текущее и обобщающее повторение пройденного. В ходе проверки исправляются ошибки, разъясняются непонятые учениками понятий и терминов, углубляются и обобщаются знания, закрепляются умения и навыки. Возможны следующие приемы текущей проверки: беседа с классом, тестовые задания, исторические диктанты, работа с картой, составление простого и сложного плана урока, таблицы, решение познавательных задач.

В процессе итогового и обобщающего повторения учитель опирается на более высокий уровень знаний и умений учащихся, раскрытию более сложных вопросов пройденного материала.

Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972, 124 с.

Коровкина Ф.П. и Запорожец Н.И. «Методика обучения истории древнего мира и средних веков в 5-6 классах». М.: 1970, 35с.

Короткова М. В., Студеникин М.Т. «Практикум по методике преподавания истории в школе». М: 2000, 276 с.

Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.: 2002, 342с.

Источник

Современные проблемы преподавания истории и обществознания в школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Верещагинская СОШ №121 Пермского края

Тема эссе «Современные проблемы преподавания истории и обществознания в школе»

Герасимов Андрей Павлович

Учитель истории и обществознания

Модернизация образования, в том числе исторического и обществоведческого, в общеобразовательной школе, выдвигает новые требования от учителей, применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих.

Вот почему вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику современной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

А для достижения цели учителю самому все время приходится учиться. Учитель уже не может работать как раньше.

Я бы выделил следующие, наиболее важные, проблемы:

Основная часть. Как учить?

Что же такое современный урок? Это урок, на котором царят деловая атмосфера и доброжелательные отношения, взаимоуважение учителя и учеников, это рациональное распределение учебного времени, достижение целей урока, его результативность, это урок, на котором есть динамика, эмоция, интеллект.

Очень важно для достижения целей и задач урока правильно подобрать образовательную технологию.

В последнее время учителя делают упор на внедрение современных технологий обучения истории, и, прежде всего, применение компьютерных информационных технологий, программ. Однако это только часть учебного

процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки

прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Важным

Сегодня учитель остался один на один с этой проблемой. Если для себя он еще в состоянии приобрести несколько вариантов, то в процессе обучения должен довольствоваться тем, что есть в школьной библиотеке, а это не всегда современно и актуально. Сегодня много говорится об издании единых учебников, но панацея ли это для учебного процесса.

« К единому учебнику можно относиться по-разному: одобренная в нем сверху идеология уже была в советское время, и она, как известно, не спасла

Более сто лет назад Л. Н. Толстой сформулировал три простых закона:

« 1. Учителя всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

2.Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников.

1.Амоношвили Ш.А. Чтобы дарить ребенку искорку, Учителю надо выпить море света. Выпуск 2. Рига.2008.

2.Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы.

4. Тубельский А. Чтобы учитель был не исполнителем, а соавтором.

Источник

Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Материал для августовского педагогического совета по теме: «Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования».

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Прежде чем говорить об особенностях ФГОС основного общего образования, необходимо отметить, что он является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.

В то же время ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса по сравнению со ступенью начального общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности данной возрастной группы, в том числе посредством адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения.

Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Принципиальные отличия стандартов первого (2004 г.) и второго (2010 г.) поколений 2004 год Нормы и требования, определяющие обязательный минимум Сумма знаний Система универсальных ЗУНов Ключевые компетенции Развитие личности 2010 год Деятельностный подход Возрастная периодизация Конвенциональная норма Воспитание как ценностноориентирован- ный процесс Содержание образования и способы организации учебной деятельности Систематизация и дифференциация ключевых компетенций

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС

Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей истории к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школы.

Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.

Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;

овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;

включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;

отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;

владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;

отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;

предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;

выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?

психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.

На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.

достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;

владение информационными технологиями;

умение работать с нормативной документацией;

опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;

креативный тип мышления;

активная социальная позиция;

обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.

Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя

Новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС

    Понимание результатов образования как способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

    Приоритет метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

    Воспитание общероссийской гражданской идентичности в условиях поликульутрноо общества

    Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности

    Уровневый подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся (базовый и повышенный уровни)

    Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и е ерегламентация стандартом

    Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС

    Защита учебного проекта как обязательная часть итоговой аттестации 9-классников

    Обязательный экзамен по истории России в 9 классе

    Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

    Традиционная деятельность учителя

    Деятельность учителя, работающего по ФГОС

    Подготовка к уроку

    Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

    Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

    При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

    Основные этапы урока

    Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

    Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

    Главная цель учителя на уроке

    Успеть выполнить все, что запланировано

    Организовать деятельность детей:

    по поиску и обработке информации;

    обобщению способов действия;

    постановке учебной задачи и т. д.

    Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

    Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

    Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

    Преимущественно групповая и/или индивидуальная

    Нестандартное ведение уроков

    Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

    Взаимодействие с родителями обучающихся

    Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

    Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

    Создается учителем. Выставки работ обучающихся

    Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

    Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

    Нет портфолио обучающегося

    Основная оценка – оценка учителя

    Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

    Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

    Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *