проблемы философской антропологии и их отражение в истории философии
Философская антропология и её основные проблемы.
Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Это комплексное, многоаспектное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями.
Современная философская антропология решает следующие проблемы:
— выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;
— исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие;
— изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;
— объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;
— анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;
— обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;
— аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др.
Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия.
Философская антропология и ее проблематика Человек как объект философии
Современная философская антропология решает следующие проблемы:
— выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;
— исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие;
— изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;
— объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;
— анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;
— обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;
— аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др.
Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия.
Социальная природа человека. Соотношение свободы и ответственности.
Многим наверняка знакомо знаменитое высказывание Аристотеля о том, что «человек – это социальное существо”. С точки зрения древнегреческого философа, социальная природа человека являлась ведущей в его жизни. Его идея является весьма логичной: с древнейших времен гарантом самосохранения человека и последующего его воспроизводства в природе было проживание в объединении (хотя бы временного) с другими, так как в группе других людей со сходными целями и задачами гораздо легче жить, чем одному.
Социальная природа человека побуждает людей создавать группы, в первую очередь в человеческом обществе это касается семей. Далее семьи преобразуются в большие группы, члены которых общаются и взаимодействуют друг с другом. Таким образом, рождается общество, и, впоследствии, государство.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо был одним из философов, разработавших социально-экономическую теорию общественного договора.
Согласно этой концепции, людям было выгоднее ограничить свои притязания и жить в обществе, чем вступить в противоречия с ним.
Так, доводы рационального эгоизма приводят людей к заключению «социального контракта», когда они переходят на стадию общественного состояния.
Таким образом, люди частично отказываются от суверенитета и передают его правительству или другому органу власти, чтобы поддержать сложившийся общественный порядок.
Общество можно определить как объединение людей; это социум, которому свойственно производственное и социальное разделение труда. Общество создается самими людьми в результате взаимной договоренности или соглашения. Подобные способы взаимодействия встречаются в природе у многих видов животных, которым необходимо создавать группы для того, чтобы выжить в той или иной среде. Основными отличиями в поведении человека от животного в обществе являются то, что люди используют более сложные типы и способы взаимодействия. Кроме того, поведение человека регулируется не инстинктами, а общественным мнением. Каждый человек обладает определенными общественными функциями; личность же и поведение человека формирует множество факторов, среди которых можно выделить наследственность, воспитание и среду, в которой человек развивается и формируется как личность, то есть общество. Именно оно способствует социализации индивидуума в определенных условиях.
Чарльз Дарвин, рассуждая на тему эволюции, говорил о том, что одним из ее результатов стало явление кооперации.
Кооперация – это взаимодействие с другими людьми для достижения взаимной выгоды.
В результате подобного взаимодействия возникает особая иерархическая структура.
Такие свойства общества, как социальное неравенство и борьба, воспринимались Чарльзом Дарвином как необходимые явления и для общества, и для личности.
Тем не менее, подобные явления могут привести к проблеме социализации и интеграции личности в обществе, особенно это касается незащищенных слоев населения.
В целом, социальная природа человека – неисчерпаемая тема. Возникают новые концепции, существующие теории получают дальнейшее развитие, таким образом предоставляя нам пищу для дальнейших размышлений о природе homo sapiens.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1424 ; Мы поможем в написании вашей работы!
19.Философская антропология: человек как центральная проблема философии.
Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).
Философская антропология стремится понять и ставит такие проблемы:
Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?
Существует ли то, что мы называем свободой, и в какой степени человек свободен? Какие виды необходимости господствуют над ним и может ли он преодолеть их?
В чем смысл жизни? Есть ли у каждого из нас конкретное предназначение и как можно «стать собой»?
Какое реальное место занимают в человеческой жизни любовь, справедливость, мужество и другие важнейшие духовные ценности?
Ни на один из этих вопросов нет окончательного и исчерпывающего ответа. Люди каждой новой эпохи дают свои ответы, заново осмысливая свое собственное положение в мире. Исходя из сказанного, следует ответить на ключевой для антропологических изысканий вопрос: каково место человека в мире?
Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Существует три возможных варианта решения данной проблемы.
1. Сущность человека духовна. Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических (тайных) учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством, Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью.
Лекция 14. Проблемы философской антропологии
Цель и задачи лекции:раскрыть основные аспекты философской антропологии – сущность и антропологическая структура человека, антропогенез, философские решения проблемы жизни и смерти, смысла жизни и свободы воли.
План:
Литература:
Философская антропология изучает: сущность и природу человека; антропогенез; происхождение и сущность сознания (разума) человека; проблему существования человека; проблему жизни и смерти; духовное развитие человека; перспективы эволюции человека; смысл жизни человека; проблему свободы и ответственности человека.
В мировоззренческомплане философия обосновывает определенное решение вопроса о месте человека в мире, его предназначении, природе и сущности. В методологическом плане она создает оптимальную стратегию комплексного изучения и совершенствования человека. Однако в разных философских течениях позиции по этим вопросам не только различны, но порой и противоположны.
Так субъективный идеализм замыкает человека в его внутреннем мире, отрывает от объективных основ бытия, сводит его жизнь к произвольному или условно-конвенциональному упорядочению комплекса ощущений.
Материализм исходит из примата объективной реальности и видит назначение человека в ее познании и преобразовании.
Объективный идеализм рассматривает человека как особое, самое главное творение Бога, предназначенное вернуть в его лоно отпавший от него и погрязший в грехе и раздорах материальный мир.
Дуализм постулирует двойственность человека, его параллельное существование в несводимых реальностях, его И. Кант назвал «миром свободы». В первом случае человек подчиняется законам природы, живет как существо материальное, во втором – как существо идеальное, обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.
Нетрудно заметить, что во всех этих подходах содержатся как ошибки, так и (в той или иной мере) рациональное зерно.
Что же следует учитывать в разработке современной философской концепции человека?
Во-первых, человека следует рассматривать не с позиций абсолютного примата объективной или субъективной реальности, не как существо, сполна детерминированное наличными, конечными природными и социальными факторами, не только как функцию бесконечной субстанции, а с позиций единства объективного и субъективного, конечного и бесконечного. Соответственно и предназначение человека предстанет как стремление к единству и гармонии.
Во-вторых, субстратные уровни человека (природное, общественное, внутренний духовный мир) не следует противопоставлять друг другу или абсолютизировать. Сущность человека не в одном из них, а в противоречивых и постоянно гармонизируемых отношениях между ними, что и определяет характер человеческой целостности.
В-третьих, каждый из этих уровней должен быть раскрыт более глубоко. Природное и человеческое не сводятся к непосредственно биологическому. Они содержат в себе бесконечность Космоса. Представители русского космизмарассматривали человека именно как космическое существо.
Социальное нельзя сводить к наличным общественным отношениям. Оно должно включать в себя бесконечность культурно-исторической памяти. Внутренний духовный мир человека следует рассматривать не только как функцию внешних условий, но и как особую, относительно самостоятельную реальность. Ведь нематериальное тоже реально.
Итак, мировоззренческийподход к познанию человека требует рассмотрения его как целостного единства, в котором все стороны взаимодействия выступают как необходимые моменты, а методологический ориентирует на изучение и создание условий для формирования человека как целостности, а не как разрозненной совокупности проекций, отвлеченных начал. Это в свою очередь позволяет сделать важнейший вывод о том, что ни человек по отношению к миру, ни мир по отношению к человеку не выступает только как средство или только как цель: и человек и мир самоценны и служат друг другу.
В мировоззренческом плане философия обосновывает определенное решение вопроса о месте человека в мире, его предназначении, природе и сущности. В методологическом плане она создает оптимальную стратегию комплексного изучения и совершенствования человека. Однако в разных философских течениях позиции по этим вопросам не только различны, но порой и противоположны.
Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность»— совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность— это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей. Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм; человечность; честь; совесть; скромность; великодушие; справедливость; верность; иные качества. Иобщественно осуждаемые — негативные: чванливость; цинизм; грубость; тунеядство; трусость; нигилизм; иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля; решительность; мудрость; умение; установки; убеждения; патриотизм. Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и
Конспект » Философская антропология»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема. Философская антропология.
Задание. Законспектировать в соответствии с вопросами:
1. Проблема человека в истории философской мысли.
2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.
3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.
4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.
В античной философии человек – органическая часть Космоса, живущая по его законам. Он не свободен, ибо мир полон тайн и даже враждебен человеку. Сократ выделил человека из космоса, и здесь берет начало философская антропология. Вечное самопознание, поиск самого себя в этом мире – подлинный смысл жизни человека. Эта же тема обсуждается в философии Востока (конфуцианство) и в индийском буддизме. Практически во всей древней философской мысли идет речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В ней заложены идеи гуманизма: человек – уникальное существо, высшая ценность и цель общества. В средние века человек – существо тварное, он ниже Бога, он лишь «лампада на ветру». Все зло от человека; это есть результат греха, ухода от Бога. В эпоху Ренессанса человек становится предметом культа и поклонения. Утверждается антропоцентризм как переход от религиозного к светскому пониманию человека, который выше природы, деятелен и свободен.
Новое время дает понятие о человеке как механизме, сложной машине, порождении природы. Главное в человеке – его разумность. В философии французских просветителей господствует культ человека. Общество нужно устроить так, чтобы он мог раскрыть свои способности. Правда, Б. Паскаль считал, что человек – лишь «мыслящий тростник», затерянный в бесконечных просторах Вселенной, мельчайший атом, тень, промелькнувшая на миг. Это уже трагический гуманизм: человек осознает конечность своей жизни и неумолимое приближение смерти.