проблемы этногенеза и ранней истории славян
Проблема славянского этногенеза
Трудность при решении вопроса о происхождении славян связана с тем, что существует ограниченное количество источников – в основном это данные археологических раскопок, иностранные письменные источники и лингвистические данные.
Теории славянского этногенеза:
1. Дунайская версия. Автор – монах Нестор;источник:Повесть временных лет. Суть – славяне произошли от племени Иафета и расселились по Дунаю (в Венгрии), затем славяне расселились по всем землям и стали называться по месту нахождения. Эта версия господствовала до XIX в. и поддерживалась такими историками как Соловьев, Погодин, Ключевский (в былинах много места уделяется Дунаю).
2. Иранская версия. Автор – Ломоносов(«Древняя Российская история»). Суть – под славянами следует понимать сарматов (термин «славяне» произошел от термина «роксоланы»), которые во времена Троянской войны (XIII-XII вв. до н.э.) переселились на Дунай через Черное и Средиземное моря; в период создания Римской империи (I в. до н.э.) сарматы ушли на территорию Киевской Руси. Эта версия поддерживалась Татищевым и Карамзиным.
3. Индоевропейская версия (в общих чертах эта теория преобладает и сейчас). Автор – Шахматов(лингвист, «Древнейшие судьбы русского племени»). Суть – около III-II тыс. до н.э. (Филин и Трубачев) происходит выделение праславян из индоевропейского массива (лингвистические данные); прародина – верховья Немана и Днепра. В середине V-VI вв. из-за столкновения с готами и германцами славяне уходят в междуречье Вислы и Днепра, а затем к Дунаю (данный факт и был зафиксирован ПВЛ). Окончательное расселение славян происходит после крушения империи гуннов и Аварского каганата.
С этой точкой зрения в общем созвучны и археологические данные. Трудность археологических исследований заключается в том, что территория Восточной Европы являлась местом нескольких волн миграций (последней было «великое переселение народов» в VI в.). Ведущие археологи –Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, В. В. Седов. В основе археологических построений лежат следующие принципы: 1) рассмотрение ареалов распространения той или иной археологической культуры, их сопоставление, что дает основание о заключении родства археологических культур; 2) стремление объяснить причины прерывистости. Используя эти принципы, археологи проследили совпадение ареала археологических культур на протяжении 1000 лет. В общих чертах преемственность археологических культур скорее выглядела следующим образом:
1. Чернолесская культура (X-III вв. до н.э.) – от Вислы до Среднего Днепра, геродотовы сколоты; время первого социально-экономического подъема (возможно был раннерабовладельческий строй и предпосылки для становления предгосударства, торговля хлебом с греками, развитие товарно-денежных отношений, начинается социальное расслоение);
4. Черняховская культура (II-IV вв.) – сарматы уходят и обе вышеназванные культуры спускаются к Черному морю > второй период подъема (возобновляются контакты с римской цивилизацией, начинаются процессы классообразования (индивидуальные и массовые захоронения, гончарный круг, развитое животноводство, железный плуг).
Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке
B предыстории русского народа с известной степенью условности можно выделить два крупных этапа.
Первый этап в самой общей форме можно обозначить как праславянский, протославянский, или дославянский. Он охватывает одно-два тысячелетия до н. э. и несколько веков нашей эры. B эту огромную историческую эпоху территории, ныне входящие в состав Российской Федерации, прежде всего европейскую часть России, населяли самые разные народы, оседлые и кочевые, оставившие след в истории или канувшие в Лету. Об этом уже говорилось выше. Историческая наука располагает сведениями о греках, скифах, киммерийцах, сарматах, аланах, готах, гуннах, уграх, болгарах и др. Некоторые современные нации ведут свою родословную прямо от этих древнейших поселенцев Восточной Европы: осетины — от аланов (ясов), чуваши — от гуннов, венгры (мадьяры) — от угров и т. д.
Переход от праславянского к славянскому этапу в этногенезе русского народа обозначить трудно. Так, праславянскими считают племена венедов. Время их появления на исторической арене относят к I-II вв. н. э. Bo II-IV вв. происходил процесс формирования западных, южных и восточных славянских племенных образований.
Под своим общеродовым именем «славян» целый ряд племен появляется в письменных источниках не позднее V в. При этом обычно выделяют три большие группы: западных славян — «венедов», южных славян — «склавинов» и восточных славян — «антов».
Древние славяне расселялись на территории от Эльбы и Одера на Западе, двигаясь в верхнее Приднестровье и среднее Поднепровье. C севера их соседями были германцы и балты, с востока — скифы и сарматы, с юга — фракийцы, иллирийцы, ромеи (византийцы,римляне), с запада — кельты. Согласно одной из версий антропогенеза лесистые, благодатные склоны Восточных Карпат были одним из мест, где протекал процесс сапиентации, появился «человек разумный».
Славянский этап в формировании русского этноса можно более или менее уверенно начинать с IV-V вв. н. э. B это время в исторических источниках получило отражение появление на юго-востоке Европы антов и склавинов. По-видимому, приобретает устойчивость и само общеродовое понятие славяне. Среди самих славян данное название чаще всего выводят из корня «слава» (народы «славные», известные, знаменитые своими делами, достижениями). Западные исследователи предпочитают утверждать, что еще древние римляне, позже византийцы обращаемых в рабство «варваров» как раз называли славянами, склавинами — от слова «склаве», что означает «раб». Веские основания приводятся в пользу объяснения более раннего написания племенного обозначения «словене» (например, ильменские словене, предки новгородцев) от самого слова «слово», «слуть». Другими словами — словяне, словене или славяне — это те, кто владеет словом, способен постичь смысл, суть вещей.
Рис. 2.12. Славянские союзы племен и степь в конце VIII-IX вв.
Проблема этногенеза восточных славян.
Существует несколько теорий происхождения славян:
1. Миграционная (восточные славяне выделились из общеславянской ветви и мигрировали на восток во время Великого переселения народов).
2. Автохтонная (славяне изначально были коренным населением).
3. Синтез двух теорий (произошел синтез пришедших племен с коренными).
В наше время наиболее распространенными считаются миграционная теорий или синтез обеих.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия. Античные авторы упоминают славян под именем венедов. Ранняя история Руси в значительной мере определялась ее географическим положением. В эпоху Великого переселения народов (3-4 вв до н э) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В IX в. в Восточной Европе сложилось несколько обширных районов, заселенных различными народами с преобладанием славянского населения. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.
К моменту образования государства на смену родовой общине пришла территориальная (соседская). Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства.
Существуют различные теории происхождения древнерусской государственности.
Легенда о призвании варягов: Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления норманнской теории возникновения Древнерусского государства.
Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья (например, рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.). В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам. Историки обладают убедительными доказательствами, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги, русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман.
Таким образом, образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса этногенеза восточных славян.
Методологические проблемы в изучении этногенеза восточных славян.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
в изучении этногенеза восточных славян.
Проблема происхождения и ранней истории славян традиционно являются одним из наиболее актуальных направлений исследований археологов и историков Восточной и Центральной Европы. Немного существует проблем в истории носящих такое первостепенное, даже мировоззренческое значение.
Несмотря на важность вопроса и большое количество публикаций, до настоящего времени, определенного подхода к данной проблеме выработано не было. Не достигнуто даже принципиального соглашения по определению категорий – этнос, этничность, археологическая культура, миграция и т.п. Анализ используемой терминологии очень редко встречается в трудах по этой проблеме. В связи с этим наблюдается большая разница в расшифровке терминов у разных авторов. Примером здесь может быть представление о тождественности этноса археологической культуре, которое до сих пор чрезвычайно распространено среди археологов. Это представление не аргументировано ни у одного из авторов.
В этой работе мы будем пользоваться терминами: этнос, этнография, этногенез, культурогенез, археологическая культура, автохтонность, этническая миграция. В нашем понимании:
Этнос – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими признаками: происхождение, единый язык, культура, методы ведения хозяйства, территория проживания, самосознание, менталитет.
Этнография – часть исторической науки изучающая этносы их происхождения, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру.
Этногенез – процесс сложения этноса на базе различных этнических компонентов.
Культурогенез – процесс появления и становления культуры любого народа и народности.
Глоттогенез – исторический процесс происхождения, формирования, становления человеческого естественного звукового языка, языковой семьи и языков отдельных этносов.
Археологическая культура – совокупность материальных памятников которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.
Автохтонность – принадлежность по происхождению к данной территории.
Этническая миграция – это миграции населения в которых участвуют люди разной этнической принадлежности.
Используя данные всех вышеуказанных наук мы постараемся проникнуть вглубь бесписьменной этнической истории славян. Предшествующий опыт раскрыл несовершенство методологии прошлого, позволил на рубеже 3-го тысячелетия сформулировать новые принципы изучения этногенеза. Они хорошо были изложены Седовым В.В. в ноябре 2002 г. на заседании Президиума РАН:
И хотя мы имеем большое количество материала, но его явно недостаточно.
Сведения о славянах позднеримского и раннесредневекового периодов, весьма скудны и фрагментарны, поэтому они не дают нам ясной картины первых этапов истории славян. Первой научной дисциплиной приоткрывшей тайну этногенеза стало по существу языкознание, ведь язык – является надежным признаком всякой этнической общности. Однако, глоттогенез, изучаемый лингвистикой, далеко не тождествен этногенезу, а пространственная и хронологическая неопределенность выводов лингвистики, во многом определило научные противоречия XIX – XX вв.
Так же невозможно не учитывать данные антропологии, так как антропогенез часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Таким образом для изучения бесписьменной этнической истории славян, необходимо использовать данные всех вышеуказанных наук.
1 Седов В.В. Этногенез ранних славян // Вестник Российской академии наук (2003) том 73, № 7, с. 594-605
Проблема славянского этногенеза. Ранняя история восточных славян.
Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Московского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.
Образование древнерусского государства — одна из наиболее важных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследователями разработаны различные концепции его природы и генезиса. I (о похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», поставленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из вечных вопросов нашей истории.
Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она остается одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, (охраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси—России—бывшего СССР.
Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина — Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.
В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II—IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов’.
Нам представляется уместным остановиться здесь на наименовании славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического самосознания, без которого невозможно существование этнической общности. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы — склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV—V вв. праславяне разделились на три группы: венеды — на западе, склавины — на юге, анты — на востоке
Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV—V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).
В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V—VI вв. они фиксируются (и археологически, и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.
Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное запаздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов»
Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII— IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи — Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи — днепровское левобережье, вятичи — бассейн верхнего течения Оки, кривичи — верховья [непра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене — территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, берета Чудского озера и Ильмень-озера.
2.Особенности славянского расселения:
• освоение громадной территории Восточной Европы;
• удаленность от основных очагов цивилизации;
• соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;
• сохранение в местах своего обитания местного населения, в первую очередь угро-финских племен;
• перманентный характер славянской колонизации;
• ассимиляция части угро-финских и балтских племен.
В ходе расселения славян на территории Восточной Европы закладывались предпосылки для формирования древнерусской народности. Особенности расселения влияли на становление государственности, характер социально-экономического и политического строя.
Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные славяне, стали связующей нитью между «Европой и Азией, севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийское море — со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.
А к концу IX в. как волжский, так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.
Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочевниками и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазарским каганатом.
В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им ранее территории оказывались под властью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом — Хазарским каганатом. История появления его такова.
С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим образованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первоначально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее политическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славянские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.
Духовную основу государства составляло язычество, но постепенно под влиянием Византии здесь начинает распространяться христианство, а под давлением Арабского халифата — мусульманство. Переселившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим — с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.
История противостояния Руси и Хазарского каганата — сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси принято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.
Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойничали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного
дня я спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течение десятилетий1.
Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2. Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.
Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов3. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.
Как жили восточные славяне? Основным их занятием было земледелие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господствовала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община — «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыболовством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной деятельности стало входить скотоводство.
Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, византийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Мусульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне — народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять»2.
Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племенами, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к установлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие признаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись князьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внешней политики, управления, суда, религии.
Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым — южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называют Рязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.
3.Споры о происхождении Русской княжеской династии
По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря — норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещает вопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.
Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив реки Восточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Византии, не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.
Славянские и финские племена, занимавшие северо-запад Восточно- Европейской равнины, в 862 г., согласно летописной легенде, привали княжить на своих землях трех варяжских князей — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Почему это произошло? Притесняемые варягами, местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры, и они почли за благо пригласить князя со стороны. После смерти братьев Рюрик (862—879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.
Вторая группа исследователей не признает норманнского происхождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их славянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхождении.
Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новгород, то он весьма сложен. Остается открытым вопрос: были ли славянские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призвали варягов? Летописные данные, иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники), археологические, антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос — создали ли они российскую государственность?
На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена, во-первых, с целью поиска данников и объектов грабежа, во-вторых, для утверждения на торговых путях, дабы можно было сбывать награбленное в Византии и на Востоке. Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда, когда есть где княжить), чтобы защитить местных жителей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государственность отсутствовала.
Г.С. Лебедев подчеркивает, что русы были вооружены мечами, секирами и ножами, мертвых сжигали в ладье. Русы, как и германцы, мылись в лохани с водой «потом высморкается и плюет в нее», а славяне мылись льющейся водой. Слово «Русь» он выводит из скандинавского глагола «грести». Другие ученые связывают его с финским названием шведов «руотси».