проблема предмета философии в истории философии

Проблема предмета философии в истории философии

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Во многих философских словарях и учебниках философии можно встретить определение: «Философия – наука о всеобщих закономерностях развития и функционирования природы, общества и сознания». Это определение также не лишено оснований. Наука – это система знаний, сформированная с учетом специальных требований к их доказательству. Понятие «система» означает, что некоторый предмет или явление рассматриваются не только во всей его целостности и полноте, но и как структура (строение) элементов в единстве всех взаимосвязей этого целого.

Наука рассматривает свой предмет системно как на эмпирическом (фактологическом), так и на теоретическом уровнях. Теория – это система логических выводов, сделанных на основе последовательного исследования эмпирии. «Эмпирией» философских систем являются не факты как таковые, а теоретические выводы частных наук. «Теория» философии, таким образом, – это система логических выводов, сделанных на основе целенаправленного исследования уже существующих научных теорий. Философия, следовательно, научным образом анализирует и синтезирует совокупности различных научных теорий, а ее выводы являются предельно системным обобщением.

Например, анализируя выводы таких наук, как биология, физика, химия, социология, психология, философия строит на их основе систему определения понятия «жизнь», формируя целую «философию жизни», и от того, к каким именно научным теориям она обратится в процессе построения философского обоснования, зависят ее конечные обобщения. При этом если выводы частных наук относительно легко проверить экспериментальным путем, то для проверки истинности или ложности философских заключений придется проверять систему обоснованности каждой из использованных научных теорий, а кроме того – формальную логику построения данной философской системы.

«Работает» философия при этом таким же образом, как и любая частная наука: она выявляет проблему, основные элементы исследуемого целого, формулирует принципы их взаимосвязи и взаимозависимости и логически их структурирует. Отличительная особенность философии как науки заключается, по мнению выдающегося английского математика и философа современности Б. Рассела, в том, что обращена философия не как наука – к разуму, а как религия – к душе человека. В этом смысле философия похожа на теологию (науку о Боге), которая логическими средствами доказывает существование Бога во всех его ипостасях. Если верить в существование Бога – то теология помогает логически обосновать свою веру. Если не верить – то теология может научить только искусству логически правильных рассуждений.

В отличие от «философии религии» «философия вообще» занимается проблемой Бога как одним из частных случаев осуществления действительности, и разные философии по-разному относятся и к проблеме существования Бога: если философия католицизма доказывает существование Бога в «католической интерпретации», то философия марксизма – доказывает иллюзорность самой идеи Бога. Существуют философия науки и философия истории, философия культуры и философия медицины, философия природы и философия сознания ит. д.

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение общества (греческого, античного, средневекового и т.п.), безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страдании и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.

Философию отличает разнообразие подходов (и пониманий) к своему собственному предмету, что свидетельствует о его плюралистическом (множественном) характере.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные предмету философии вообще:

исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека;

анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания;

изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества;

исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее значение и распространение:

Источник

Проблема предмета философии в истории философии

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Во многих философских словарях и учебниках философии можно встретить определение: «Философия – наука о всеобщих закономерностях развития и функционирования природы, общества и сознания». Это определение также не лишено оснований. Наука – это система знаний, сформированная с учетом специальных требований к их доказательству. Понятие «система» означает, что некоторый предмет или явление рассматриваются не только во всей его целостности и полноте, но и как структура (строение) элементов в единстве всех взаимосвязей этого целого.

Наука рассматривает свой предмет системно как на эмпирическом (фактологическом), так и на теоретическом уровнях. Теория – это система логических выводов, сделанных на основе последовательного исследования эмпирии. «Эмпирией» философских систем являются не факты как таковые, а теоретические выводы частных наук. «Теория» философии, таким образом, – это система логических выводов, сделанных на основе целенаправленного исследования уже существующих научных теорий. Философия, следовательно, научным образом анализирует и синтезирует совокупности различных научных теорий, а ее выводы являются предельно системным обобщением.

Например, анализируя выводы таких наук, как биология, физика, химия, социология, психология, философия строит на их основе систему определения понятия «жизнь», формируя целую «философию жизни», и от того, к каким именно научным теориям она обратится в процессе построения философского обоснования, зависят ее конечные обобщения. При этом если выводы частных наук относительно легко проверить экспериментальным путем, то для проверки истинности или ложности философских заключений придется проверять систему обоснованности каждой из использованных научных теорий, а кроме того – формальную логику построения данной философской системы.

«Работает» философия при этом таким же образом, как и любая частная наука: она выявляет проблему, основные элементы исследуемого целого, формулирует принципы их взаимосвязи и взаимозависимости и логически их структурирует. Отличительная особенность философии как науки заключается, по мнению выдающегося английского математика и философа современности Б. Рассела, в том, что обращена философия не как наука – к разуму, а как религия – к душе человека. В этом смысле философия похожа на теологию (науку о Боге), которая логическими средствами доказывает существование Бога во всех его ипостасях. Если верить в существование Бога – то теология помогает логически обосновать свою веру. Если не верить – то теология может научить только искусству логически правильных рассуждений.

В отличие от «философии религии» «философия вообще» занимается проблемой Бога как одним из частных случаев осуществления действительности, и разные философии по-разному относятся и к проблеме существования Бога: если философия католицизма доказывает существование Бога в «католической интерпретации», то философия марксизма – доказывает иллюзорность самой идеи Бога. Существуют философия науки и философия истории, философия культуры и философия медицины, философия природы и философия сознания ит. д.

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение общества (греческого, античного, средневекового и т.п.), безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страдании и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.

Философию отличает разнообразие подходов (и пониманий) к своему собственному предмету, что свидетельствует о его плюралистическом (множественном) характере.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные предмету философии вообще:

исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека;

анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания;

изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества;

исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее значение и распространение:

Источник

Предмет философии и её основной вопрос

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Источник

Предмет философии в истории философии.

Философия и наука.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек­тов и явлений.

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать досто­вер­ные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе опреде­лённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или модели­ро­вать, как доступно ученому.

Предмет философии в истории философии.

1. При всех изменениях, которые претерпел предмет философии за более чем две с половиной тысячи лет ее истории, в нем всегда сохранялось определенное достаточно прочное ядро. Именно наличие этого ядра роднило все философские системы и отличало их от всех других явлений духовной жизни. Прогресс философской мысли состоял, во-первых, в развитии и обогащении этого ядра, во-вторых, в освобождении данной формы общественного сознания от всего того, что находилось за его пределами. Конечным результатом было совпадение предмета философии с тем, что раньше существовало лишь в качестве его ядра. Произошло это с возникновением марксистской философии. Предмет марксистской философии есть предмет философии вообще в наиболее развитом и очищенном от всего постороннего виде.

2. Существует такой объект, который исследуется исключительно лишь философией и никакой другой наукой. Этот объект – истина. Все науки ищут истину, но все они, исключая философию, ищут истину в чем-то отличном от истины. Философия ищет истину об истине. Она является наукой об истине, теорией истины. Такого мнения придерживались, в частности, Аристотель и Гегель. Философия исследует процесс постижения истины, т.е. является теорией познания истины или просто теорией познания (гносеологией). Исследуя процесс постижения истины, философия указывает путь, ведущий к ней, т.е. является методом познания истины, методологией.

3. Истина есть соответствие, совпадение между сознанием и миром. Поэтому выявление сущности истины предполагает определение понятий «сознание» и «мир». Но определить их /39/ можно только одним способом – указав, которое из них берется за первичное. Нельзя определить ни одного из этих двух понятий, не определив одновременно другого. Поэтому философия, являясь теорией познания, с неизбежностью представляет собой одновременно и общий взгляд на мир, т.е. мировоззрение. С точки зрения материализма вообще, диалектического материализма в частности, познание есть отражение объективного мира.

4. Познание начинается с воздействия внешнего мира на органы чувств. Чувственное познание объективно по содержанию, субъективно по форме. Субъективность чувственных образов означает их зависимость от строения и от состояния нервной системы субъекта, но отнюдь не от его воли. Поэтому никакого метода чувственного познания существовать не может.

5. Мышление также одновременно и объективно, и субъективно. Но специфически присущая ему субъективность заключается вовсе не в зависимости от состояния нервной системы субъекта. Суть субъективности мышления состоит в том, что оно представляет собой целенаправленную, волевую деятельность субъекта. Подобно тому, как человек регулирует и направляет движение рук, преобразующих материальный объект, он регулирует и направляет ход своих рассуждений. Кроме физического труда, существует труд умственный. Именно потому, что мышление есть субъективная деятельность, перед человеком встает проблема выявления и усвоения правильного образа этой деятельности, истинного способа (метода) мышления, т.е. такого, который ведет к истине. Нет никакого общего метода познания, который не был бы методом мышления. Философия, представляя собой всеобщий метод познания истины, с неизбежностью является общим методом мышления. Выявление истинного метода мышления предполагает исследование самого мышления. Поэтому философия необходимо представляет науку о мышлении, но такую, которая в отличие от других наук, исследующих этот же объект, рассматривает его как процесс, ведущий к истине. Иначе говоря, философия есть логика.

6. Но не всякая логика есть философия. Кроме философской логики, существует и иная – формальная. Мышление есть объективный процесс, облеченный в форму субъективной деятельности. Формальная логика рассматривает мышление исключительно как субъективную деятельность. Она исследует такие формы, которые присущи только мышлению, но не /40/ объективному миру. Ее законы есть не что иное, как правила, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности по сочетанию как элементарных, так и сложных мыслительных форм с тем, чтобы она имела своим результатом истину. Вполне понятно, что эти законы присущи только мышлению, но не миру. Материалом, из которого исходила формальная логика, был в основном язык. Поэтому в ней всегда были сильны номиналистические тенденции. В дальнейшем они столь возобладали, что, например, формальная логика теоретического мышления во многом свелась к анализу языка науки.

7. В отличие от формальной логики философия, выступая в качестве логики, подходит к мышлению со стороны его содержания. Взятое под таким углом зрения мышление представляется как процесс усвоения мира мышлением, вхождения мира в мышление, воссоздания, воспроизведения мира мышлением, достижения соответствия между миром и сознанием, т.е. постижения истины. Формальная логика, хотя она и выявляла правила, которыми должно руководствоваться мышление как субъективная деятельность, чтобы привести к истине, исследованием самой истины не занималось. Философия как логика является наукой об истине, причем истине как процессе. Она исследует мышление как процесс воспроизведения мира и раскрывает его законы. В процессе мышления вещи, которые существовали только вне мышления, входят в мышление, становятся содержанием мышления, появляются, возникают в мышлении. Вполне понятно, что вещь может возникнуть в мышлении такой, какой она является в действительности, лишь в том случае, если процесс ее возникновения в мышлении будет происходить по тем же законам, по каким эта вещь возникла в объективном мире. Логические процессы, воспроизводящие конкретные (исторические) объективные процессы, с неизбежностью должны развиваться по тем же законам, что и воспроизводимые ими объективные процессы. Но именно потому, что мышление, воспроизводящее мир, способно развиваться по законам всех без исключения конкретных объективных процессов, эти конкретные законы не являются его собственными законами. Собственными законами мышления, законами воспроизведения мира могут быть только такие, по которым развиваются все без исключения логические процессы независимо от их конкретного содержания, т.е. по которым развиваются все без исключения объективные процессы. Иначе говоря, собственными законами мышления как процесса воспроизведения мира являются наиболее общие законы всякого /41/ развития. Их принято именовать законами диалектики. Все это означает, что наука о наиболее общих законах развития (диалектика), наука о законах мышления (логика) и наука о законах познания (гносеология) совпадают, являются одной наукой [1, 301, 321]. Такое совпадение было достигнуто в диалектическом материализме, которое представляет тождество мировоззрения, теории мышления и метода познания. В отличие от формальной логики диалектический материализм или диалектическая логика строит свою систему на основе обобщения данных, доставляемых всеми конкретными науками, о природе, обществе и познании [1, 84].

8. Мышление как объективный процесс есть явление чисто социальное. Естественно, что проникнуть в его сущность невозможно без выявления сути общества, без открытия социальной формы движения материи. Поэтому диалектический материализм как диалектическая логика, как наука об истине с необходимостью является материализмом и историческим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *