проблема метода в истории философии
Проблема метода в философии
Коренные различия между диалектикой и метафизикой следующие:
Во-первых, диалектика утверждает всеобщую, универсальную взаимосвязь явлений и процессов в мире, метафизика же возводит в абсолют автономность, самодостаточность вещей окружающего мира;
Во-вторых, диалектика постулирует принцип развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика же сводит все изменения к количественным изменениям;
В-третьих, диалектика утверждает внутреннюю противоречивость, присущую явлениям, метафизика полагает, что внутренние противоречия относятся только к процессу мышления, а не явлениям объективного мира.
Помимо диалектики и метафизики в философском знании используются так и другие методы:
В современной западной философии используется метод правильного прочтения смысла того или иного текста. Данный метод называется герменевтикой.
Таким образом, метод философского познания синтезируется из результатов конкретных наук, отражает их специфику. Формируется синтезированный метод, который представляет собой систему общих принципов исследования явлений и процессов окружающего мира.
Подведем итоги
2. Философия выполняет методологическую функцию по отношению к другим видам знания. Теоретическое понятие или положение в философии является одновременно и концептуальным и методологическим принципом. Философская теория представляет собой так же метод постижения действительности.
3. Философия осуществляет интеграцию всех форм деятельности человека. Используя опыт многообразных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира философия осуществляет познавательный синтез. В современный период задачи философии связаны с выработкой и определением новых форм сознания и познания.
4. Философия выполняет критическую функцию по отношению к культуре в целом. Культурно-историческое, динамичное содержание философских проблем определяет характер выносимых решений, призванных определять конкретный облик проблемы, прогностически осмысливать происходящее.
Вопросы для самоконтроля
Литература
Проблема метода в истории философии
Метод (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методах начало складываться в эпоху Нового времени, большую роль здесь сыграли философские работы Р. Декарта и Ф. Бэкона
Диалектика строится на
-принцип всеобщей универсальной связи ( рассматривать взаимосвязанность разных моментов бытия )
-принцип развития ( представлять мир, находящимся в развитии )
в ) строить противоречивые суждения по принципу «и то, и это» (ибо противоречивость заложена в основу диалектического метода познания).
-единства и борьбы противоположностей,
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.
Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.
-взаим. Перехода качества в количество (механизм развития)
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
-отрицания отрицания (направленность развития, путь, траектория)
Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Диалектика Гегеля: Идеалистическая; Абсолютная идея способная к развитию и создает все сущее в мире; Развитие=прогресс(прогрессистский хар-р).
Диалектика Маркса : Материалистическая; Распространил диалектику из сферы духа в сферу материалистич. Явлений; Прогрессистская.
Негативная диалектика : рассмотрение регресса, а не только прогресса.
Метафизика – метод, противоположный диалектике. Отвергает её принципы, объекты неизменны, признаются только локальные связи. Не являлась фил. Методом, проникла из науки. Под метафизикой современные авторы понимают всю классическую философию.
Характерными чертами метафизического метода являются:
а ) представлять мир, находящимся в покое,
б ) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга,
в ) строить категорические утверждения по принципу «или то, или это».
Проблема метода в истории философии
В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод – путь познания. Проблема метода – проблема основ познания и критериев истины. Проблема метода обсуждалась еще в античности, но лишь в философии Нового времени она получает систематическое развитие.
Философия Нового времени даёт три основных решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм. Сенсуализм и рационализм берут свое начало в античной философии, эмпиризм – принципиально новая концепция, появление которой соответствовало интенциям развития новоевропейской науки.
Эта философская концепция за основу познания и критерий истины берущая чувства. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
В философии Нового времени сенсуализм представлен в философии англичанина Джона Локка (1632–1704).
Насколько достоверно чувственное восприятие реальности? Локк доверяет чувствам, но, принимая во внимание их возможную субъективность, развивает концепцию первичных и вторичных качеств: он различает пространственно-временные характеристики объектов (первичные качества) и их субъективное преломление (вторичные качества). К первичным качествам следует отнести фигуры, величины, положения и т. д. Вторичные качества – это цвет, вкус, запах и т. д. Различение первичных и вторичных качеств имело большое значение для последующего развития философии Нового времени, когда в ней был поставлен вопрос о границах человеческого познания.
Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626)
В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания: природу надо не созерцать, а задавать ей вопросы, то есть ставить эксперименты с изучаемыми объектами, активно вмешиваться в природные процессы, вплоть до их разрушения, если это необходимо. Ф. Бэкон сравнивает природу со строптивой узницей Инквизиции, которую необходимо вогнать в «испанский сапог» (то есть пытать), чтобы она выдала свои тайны.
В отличие от рационализма, основанного на дедуктивном способе умозаключений, эмпиризм использует индуктивный: умозаключение от частного – к общему, движение от конкретного – к абстрактному. Любое индуктивное заключение не исключает возможность ошибки: любое обобщение делается на основе более или менее ограниченного опыта человека. Чтобы уменьшить вероятность ошибок, Ф. Бэкон попытался усовершенствовать индуктивный метод. Он назвал свой метод «методом истинной индукции» и противопоставил его «детской индукции». В отличие от последней, делающей поспешные обобщения на основе небольшого количества примеров, метод истинной индукции предполагает поиск примеров из разных сфер действительности, а также сознательный поиск контр-примеров.
Для достижения истины было бы достаточно правильного метода познания, если бы человеческий ум к началу познания был, действительно, «чистой доской». Однако исследователь приступает к познанию мира с уже имеющимися неверными установками, предрассудками, заблуждениями, мешающими постижению Истины. Ф. Бэкон выделил четыре вида такого рода препятствий человеческого ума, назвав их «идолами» или «призраками».
Идолы рода – это субъективные моменты человеческого познания, логического или психологического свойства, объективно присущие человеческому разуму вообще. К идолам этого рода Ф. Бэкон относит субъективность человеческого познания: склонность приписывать природе человеческие качеств. Идол рода – «жадность» разума: имея дело с конечным, человек дерзает постигнуть бесконечное и склонен своим знаниям, полученным из ограниченного опыта, придавать универсальное значение.
Кроме того, «человеческий разум – не сухой свет, его окрапляют воля и страсти» [3] : человеческий разум склонен видеть не то, что есть на самом деле, а то, что он хочет, к чему стремится.
Идолы пещеры – это те же идолы рода, только по-разному и у разных людей проявившиеся в силу воспитания или иных особенностей развития. Это индивидуальные особенности мышления, которые, будучи доведены до крайности, могут привести к ошибкам познания. Есть, например, умы консервативные, не способные к восприятию нового, а есть, наоборот, умы, в погоне за новым теряющие свои основы. Есть умы аналитические, не способные к синтезу, а есть синтетические умы, неоправданно пренебрегающие тонкостями и деталями.
Идолы площади – это слова и понятия, за которыми нет никакой реальности либо реальность искажена. Однако эти понятия используются людьми при осмыслении мира и приводят к неправильным концепциям – идолам театра. В качестве примера идолов площади Ф. Бэкон приводит понятия «судьба» и «перводвигатель», которых в реальности, с его точки зрения, нет.
Идолы театра – догматизированные теории и концепции, мешающие дальнейшему развитию познания. Ф. Бэкон таковыми считает софистику, суеверия, теологию и философию Аристотеля.
Избавиться от идолов площади и театра возможно, от идолов рода и пещеры – фактически нет. Однако знание ученым свойств своего разума и свойств человеческого разума вообще, как считает Ф. Бэкон, поможет избежать если не всех, то многих ошибок в познании, либо ускорить процесс освобождения от них.
Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей».
Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт выступал с критикой устаревшего схоластического метода мышления, был озабочен проблемой достоверности знания. Но если Бэкон на первое место выдвинул практическую основательность знания, то Р. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, в его внутренних характеристиках. Эта интенция, как и бэконовский эмпиризм, также соответствовала интенциям развития новоевропейской науки: выход науки на теоретический уровень предполагал использование не только индуктивных, но и дедуктивных методов исследования. Математический уровень развития науки позволял делать открытия «на кончике пера», то есть на пути от гипотезы – к её экспериментальной проверке.
Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.
Первое правило – правило интеллектуальной интуиции. За основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требующими доказательств. Чтобы увидеть эти истины, Р. Декарт предложил процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, в чем нельзя усомниться, и будет основой, фундаментом последующих построений. Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую». Человек существует прежде всего как субъект мышления. Из приведенной истины Р. Декарт, применяя следующие три правила метода, выводит существование Бога, бессмертной души человека и природного мира.
Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.
Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.
Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.
[1] Бэкон Ф. Новый Органон // Ф. Бэкон. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 56.
Проблема метода в философии
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
К ключевым проблемам философии следует отнести: исходную философскую проблему, основной вопрос философии, проблему метода познания, проблему человека, проблему ценностей и некоторые другие.
2.1. Исходная философская проблема
Уже на первых этапах развития философии начинают формироваться собственно философские проблемы. В число первых вопросов, которые ставят философы относительно мира, входят такие:
— Почему существует этот мир?
-Почему вообще что-то существует?
-Почему существует нечто, а не ничто?
Эти вопросы связаны с наиболее фундаментальной – исходной философской проблемойсоотношения бытия и небытия.
Дадим определение философским понятиям (категориям) «бытие »и
Бытие— 1) существование чего-либо; 2) существующая реальность;
3)все реально существующее.
Небытие- 1) отсутствие чего-либо; 2) несуществующая реальность;
3) все реально несуществующее.
Проблема отношения бытия и небытия в истории философии имела два принципиально противоположных решения.. Это позволяет говорить о существовании двух различных философских парадигм:
2) философия небытия.
Философия бытиярешает исходную философскую проблему следующим образом: изначальным является бытие, небытие производно. При этом бытие может быть как материальным, так и духовным (идеальным) Крайних взглядов здесь придерживался древнегреческий философ Парменид (VI-V вв.до н.э.). Он говорил: «Существует только бытие, небытия нет». В средневековье представители катафатического (положительного) богословия утверждали, что вечное абсолютное бытие – Бог. В марксистской философии признается существование относительного небытия, однако абсолютным является только бытие – материя.
Общая формула философии бытия: «Из ничего не возникает нечто». Подавляющее большинство философов стоит на позициях философии бытия.
Философия небытияисходную философскую проблему решает так:
Небытие порождает бытие. Крайней точкой зрения в этой парадигме является
Позиция философского нигилизма, который отрицает наличие бытия. Так, древнегреческий философ Горгий (V-IV вв до н.э.) говорил: «Все существующее не существует». Индийский философ Нагарджуна ( II в.н.э.) утверждал : «Весь мир есть пустота( шунья)». В средневековой философии сторонники апофатического (отрицательного) богословия отождествляли Божество и Ничто. В ХХ веке немецкий философ-экзистенциалист Хайдеггер полагал, что основанием существования человека служит Ничто.
Общая формула философии небытия: «Все из ничего».
Наряду с этим есть философы и учения, которые занимают промежуточное положение между указанными философскими парадигмами.Это, например, древнегреческий философ Демокрит (V –IV вв.до н.э.), котрый считал, что основой всего является, с одной стороны, бытие – вещественные атомы, с другой стороны, небытие – пустое пространство. В Древнем Китае философия даосизма
Говорит о том, что «бытие рождается из ебытия, а небытие – из бытия». Немецкий философ Гегель (XVIII-XIX вв) утверждал, что исходными являются две логические формы – категории «чистое бытие » и «ничто».
Проблема метода в философии
Наряду с исходной философской проблемой и основным вопросом философии есть еще один важный вопрос: «Каков мир?» Этот вопрос распадается на два вопроса.
1.Взаимосвязан мир в своих частях или разобщен?
2Изменяется ли мир, развивается или неизменен?
В зависимости от ответов находится и метод познания этого мира, Что же такое метод познания?
Метод – это совокупность приемов, способов изучения объекта.
Философский метод – это путь, направление познания мира. Говоря о роли метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим дорогу путника в ночи.
Метод познания должен соответствовать природе исследуемого объекта. Метод вырастает из знаний об объекте исследования, поэтому метод тесно связан с теорией. Философский метод познания должен отвечать характеру, сущности познаваемого мира, что выясняется при решении вопроса: «Каков мир?». Этот вопрос делит философов на диалектиков и метафизиков (антидиалектиков).
Диалектики, отвечая на этот вопрос, формулируют два основных принципа:
1.Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений.
2.Принцип всеобщности движения и развития.
При этом предполагается, что источник развития коренится в самих предметах, в их внутренней противоречивости.
Гераклит (древнегреческий философ,VI-V вв. до н.э.); говорил:
Георг Гегель (немецкий философ, XVIII-XIX вв) в работе «Наука логики»(1816) в наиболее полной и систематической форме воспроизвел совокупность диалектических категорий и исследовал содержание основных законов диалектики: 1) закон перехода количества в качество; 2) закон тождества (противоречия); 3) закон отрицания,
Гегель создал идеалистическую диалектику, согласно которой развивается не природа, а духовное начало – абсолютная идея.
Маркс, Энгельс и др. представители марксистской философии (XIX-XX вв)в свою очередь, разработали материалистическую диалектику, согласно которой способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир.
Применение диалектики к социальным системам и человеку в ХХ в. проведенопредставителями франкфуртской школы (Адорно, Маркузе, Фромм). Так, Т.Адорно в книге «Негативная диалектика» называет диалектику способом выявления противоречий в реальности.
В соответствии с диалектическим пониманием мира формировался и диалектическийметод познания и преобразования действительности
Другое понимание мира и другие ответы на вопрос «Каков мир?», другой метод познания давали философы, стоящие на антидиалектических позициях.
Этих философов со времен Гегеля (XIX в) назы вают метафизиками.
Метафизики, в отличие от диалектиков, не признают два указанных выше диалектических принципа. Для метафизиков мир фрагментарен, его части органически не связаны между собой, мир в целом статичен и неизменен;
если же происходят изменения, то они носят только количественный, а не качественный характер, внутренняя противоречивость предметов отрицается.
Древнегреческий философ Парменид (VI-V вв до н.э.) утверждал: «Бытие неподвижно.Движение иллюзорно». Идеи Парменида пытался развивать его ученик Зенон( V в.до н.э.), который свои воззрения на мир сформулировал в виде трудноразрешимых проблем – апорий.
Одна из этих апорий называется «Ахиллес и черепаха»
Ахиллес никогда не догонит находящуюся впереди и удаляющуюся черепаху,т.к., пока он преодолвает разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного и так всякий раз до бесконечности. Здесь предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости.
Ошибка Зенона в том, что преувеличивает непрерывность пространства и противопоставляет ее прерывности.
Другая апория Зенона «Стрела»
Летящая стрела на самом деле покоится, значит, движения нет, Стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того, чтобы стрела передвигалась, она должна, утверждает Зенон, в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Но это противоречиво, а следовательно, невозможно.
Пытаясь доказать кажущийся характер реального движения, Зенон фактически доказывал его противоречивый, диалектический характер. Здесь диалектика дает о себе знать вопреки метафизике.
В Новое время, начиная в XVI-XVIIвв, происходит бурное развитие частных наук, их отпочкование от философии, для естествоиспытателей и философов мир как бы распался на отдельные невзаимосвязанные области. Философские учения Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка и др. в целом носят недиалектический характер Подавляющее число материалистов вплоть до Фейербаха(XIX в) развивали метафизический стиль мышления, использовали метафизическую методологию..
Метафизический стиль мышления проявлялся по-разному: в линейном эволюционизме английского философа Спенсера (XIXв), который сводил социальные законы общества к биологическим и механическим законам, в эмерджентном понимании развития(Бергсон, Морган,Уайтхед и др.,ХХ в),
с внезапными взрывными скачками в природе и обществе т др.
В ХХ в.с позиций антиисторизма диалектику подверг критике представитель постпозитизма Карл Поппер, который отдавалпредпочтение методу «проб и ошибок.».
Проблема метода в философии
Наряду с исходной философской проблемой и основным вопросом философии есть еще один важный вопрос: «Каков мир?» Этот вопрос распадается на два вопроса.
1. Взаимосвязан мир в своих частях или разобщен?
2. Изменяется мир, развивается или неизменен?
В зависимости от ответов находится и метод познания этого мира. Что же такое метод познания?
Метод— это совокупность приемов, способов изучения объекта. Философский метод — это путь, направление познания мира. Говоря о роли метода в научном познании, Ф.Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим дорогу путника в ночи.
Метод познания должен соответствовать природе исследуемого объекта. Метод вырастает из знаний об объекте исследования, поэтому метод тесно связан с теорией. Философский метод познания должен отвечать характеру, сущности познаваемого мира, что выясняется при решении вопроса: «Каков мир?» Этот вопрос делит философов на диалектиков и метафизиков (антидиалектиков).
Диалектики,отвечая на этот вопрос, формулируют два основных принципа:
1. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов
и явлений.
2. Принцип всеобщности движения и развития.
При этом предполагается, что источник развития коренится в самих предметах, в их внутренней противоречивости. Представители диалектики.
диалектику, согласно которой способностью к саморазвитию обладает сам материальный мир (см. кн. Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы»
Применение диалектики к социальным системам и человеку в XX в.
проведено представителями франкфуртской школы (Адорно, Маркузе, Фромм). Так, Т.Адорно в книге «Негативная диалектика» называет диалектику способом выявления противоречий в реальности. В негативной диалектике отрицание рассматривается как логика распада.
В соответствии с диалектическим пониманием мира формулировался и диалектический метод познания и преобразования действительности.
Другое понимание мира и другие ответы на вопрос «Каков мир?», другой метод познания давали философы, стоящие на антидиалектических позициях. Этих философов со времен Гегеля (XIX в.) называют метафизиками.*
Метафизики,в отличие от диалектиков, не признают два указанных выше диалектических принципа. Для метафизиковмир фрагментарен, его части органически не связаны между собой, мир в целом статичен и неизменен; если же происходят изменения, то они носят только количественный, а не качественный характер, внутренняя противоречивость предметов отрицается,
Одна из этих апорий называется «Ахиллес и черепаха».
Здесь предполагается, что пространство и время не имеют предела делимости.
Другая апория Зенона «Стрела»:
Если пространство и время имеют предел делимости, т.е. далее неделимые отрезки, то траектория полета стрелы складывается из участков, в каждом из которых стрела покоится. Отсюда сумма состояний покоя дает результат: «Летящая стрела покоится».
Пытаясь доказать кажущийся характер реального движения, Зенон фактически доказывал его противоречивый, диалектический характер. Здесь диалектика дает о себе знать вопреки метафизике.
Метафизический стиль мышления проявлялся по-разному: в линейном эволюционизме английского философа Спенсора (XIX в.), который сводил
социальные законы общества к биологическим и механическим законам, в эмерджентном понимании развития (Бергсон, Морган, Уайтхед и др., XX в.) с внезапными взрывными скачками в природе и обществе и др.
В XX в. с позиций антиисторизма диалектику подверг критике представитель постпозитивизма Карл Поппер, который отдавал предпочтение методу «проб и ошибок» (см. его работу «Что такое диалектика?» //Вопросы философии. 1996. №2).
Итак, наиболее широкими направлениями в философииследует считать парадигмы философии бытия и небытия, материализм и идеализм, гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм, диалектику и метафизику (антидиалектику), кроме того, следует назвать рационализм и эмпиризм (сенсуализм), о которых будет сказано в разделе «Гносеология».
В XX веке существовали и возникли учения и школы, на базе которых оформились философские направления. Их можно сгруппировать с учетом сложившихся традиций и определенной преемственности. * Это следующие направления:
— сциентистские, ориентированные на науку: марксизм, неопозитивизм,
аналитическая философия, структурализм, постпозитивизм’,
— антропо-субъективистские, исходящие из человеческого начала:
прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика;
— психологические, отталкивающиеся от содержания психической сферы:
интуитивизм, психоанализ, аналитическая психология;
— религиозные, обосновывающие божественную сущность мира:
метафизика всеединства, персонализм, неотомизм, тейярдизм;
— глобалистские, учитывающие масштабную зависимость от природы и космоса: космизм, экологизм;
Основные идеи и представители указанных философских направлений будут упомянуты при рассмотрении тех или иных проблем. (См. кн.: Современная буржуазная философия: Учебное пособие /Под ред. А.С.Богомолова, Ю.К. Мельвиля, И.С. Нарского. М, 1978; Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. ТОО ТК «Петрополис», 1997).