проблема истории в литературе
Статья на тему «Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева.
Н.А.Демидова, зам. директора,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска
Проблема «Литература и исторический процесс» пронизывает весь курс литературы IX-XI классов. Она несет в себе богатейшие возможности для углубления представлений учащихся о закономерностях литературы как формы духовной деятельности людей.
Изучая литературу в ее связях с историей, учащиеся приходят к важным выводам: об исторической обусловленности литературного процесса, об органической связи писателя со своим временем, о роли литературы в жизни общества. Одновременно для них станет очевидной еще одна закономерность: бессмертие великих произведений искусства, нерасторжимость их конкретно-исторического и общечеловеческого значения.
Однако учащиеся не всегда понимают, в чем состоит своеобразие художественного познания жизни и воздействия на нее. Нередко они понимают литературу как воспроизведение явлений жизни. Между тем писатель, стремясь постичь жизнь, как бы творит ее заново. Автор произведения одухотворяет своей мыслью и воображением факты, замеченные им в жизни, и создает на этой основе образное ее отражение. Поэтому жизнь выступает в литературе в творчески преображенном виде.
Особенно показательны в этом отношении произведения, изображающие исторические события. Так, «Война и мир» Л.Н.Толстого – это произведение, в котором исторические факты «переплавлены» творческим воображением, догадкой, ищущей мыслью художника.
«Преображенная» в литературе жизнь может выступать не только в правдоподобном виде, но и в подчеркнуто условном. В литературе допустимо преувеличение, нарушение реальных масштабов вещей, совмещение реального и фантастического планов. Литература по-своему обращается с пространством и временем. Писатель может перебрасывать действие из одного места в другое и не только на широких «эпических» просторах «Войны и мира» или «Кому на Руси жить хорошо», но и в пределах такого маленького рассказа, как чеховский «Ванька». Так же свободно писатель обращается и со временем: он нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени»), растягивает и сжимает время (целая жизнь Ионыча умещается на нескольких страницах печатного текста). Однако условность в произведениях литературы не противостоит жизни: она служит единственной цели – раскрытию жизненной правды, сущности изображаемых явлений.
Прорываться к подлинно человеческому в наших людях мастерски умел Б.Л.Васильев. Как писатель он пробовал свои силы в жанрах романа, повести, рассказа. Написанные им произведения составили несколько сборников. В них с наибольшей силой проявилось писательское дарование Б.Васильева.
Докопаться до героических начал в самом простом человеке, очаровать нас абсолютной их чистотой стремился писатель, создавая свои произведения. Но он хорошо знал, что в жизни существуют не одни лишь светлые души и в полную силу ощущал, какой напряженной все еще остается борьба добра со злом. С каждым новым произведением Б.Васильев все глубже проникал в тайны человеческой жизни и подвига, развенчивая все, что мешает подлинному счастью людей. Этим обусловлено нарастание внутреннего драматизма в его творчестве.
Объективность и достоверность изображения, исследование жизненного процесса в его непосредственном протекании, анализ в первую очередь определенной социальной среды и ее типовых представителей составляет своеобразие повестей и романов Б.Л.Васильева. Драматизм человеческих судеб обусловлен в них драматизмом исторического и общественного развития страны.
В литературе становится более ощутимым доверие к конкретному жизненному материалу, познание которого оборачивается пониманием особенностей общественной жизни и внутренних процессов развития личности. Строгость и достоверность изображения отвечают потребности реалистической оценки действительности.
Литература конца XX века стремится выявить «естественные основы бытия», человеческое содержание характеров. Ф. Абрамова, В. Белова, Е. Носова, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина, Б.Васильева сближает умение показать эстетическую ценность простого, будничного, интерес к цельным народным характерам, предметное воссоздание действительности.
В произведениях Б.Васильева общественные и нравственные противоречия чаще всего выражаются в формах повседневного, привычного человеческого существования.
Образ главного героя романа «Не стреляйте белых лебедей», который в многотрудной жизни своей занял позицию рыцарского служения общему делу, раскрывается в самом начале романа через восприятие автора Б.Васильева: « Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.
Я нахожу его в июньском краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди — серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя.
И разной была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей.
А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?
Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».
Необычное начало произведения, авторская открытость, «непосредственные» отношения между автором и читателями сближают роман с лирическим повествованием.
В конце романа углубляются конфликты и социальные, и нравственные, и событийные, и психологические. И хотя Б.Васильев не ставит завершающей точки, перспективы общественного развития обозначены достаточно четко. Они в реальной возможности победы граждански зрелых начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни. По масштабности поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству психологических типов роман Б.Васильева занимает видное место в современной литературе.
В литературоведении уже высказывался взгляд на период развития литературы конца 60-х – начала 70-х годов XX века как на наиболее близкий классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как В. Шукшин и Б.Васильев. Их герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чем смысл жизни, «что с нами происходит», в чем тайна мира, красоты, движения, «зачем все»? Духовная напряженность произведений этих писателей связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять их связь, «дочерпаться до дна».
Тяготение к художественно-философскому постижению мира заставляет писателей все чаще обращаться к формам аллегории, сказки, притчи, жанровые возможности которых связаны с усилением роли авторской мысли. «После сказки», «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Пастух и пастушка» («Современная пастораль») В. Астафьева, «Волчья стая» В. Быкова, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, повести-сказки В. Шукшина строятся по законам притчи и сказки. Повествование в них условно заострено. Жизненные ситуации связаны с острейшими проблемами современности. Осмысление в общем потоке бытия нравственных позиций героев и борьбы их с обстоятельствами помогает включить эту прозу в большую философскую проблематику эпохи.
Литература все более стремится «угадывать» за житейскими обстоятельствами исторические, за «подробностями текущей жизни»— время.
Наиболее отчетливо связь исторического с обыденным обнаруживается в творчестве Б.Васильева. Социальный опыт этого художника выражается прежде всего в борьбе за идеи действенного гуманизма, гражданской совести, в разоблачении житейских позиций непротивления, пассивности, компромиссов («Не стреляйте белых лебедей», «Экспонат №…»). Характер в произведениях Б.Васильева обычно несет печать социальной среды, его сформировавшей, тех конкретно-исторических условий, которые оборачиваются его неповторимостью, тех общественных отношений, которые выражаются в определенности человеческой индивидуальности. Писатель избирает кризисные ситуации для испытаний человека на прочность. Направление аналитической мысли Б.Васильева определяется целью выявить в характере и поведении героя борьбу различных тенденций времени.
От произведения к произведению содержание творчества Б.Васильева расширялось и углублялось, нарастал внутренний динамизм, осязаемое изображение жизни все крепче соединялось с философским осмыслением ее. Это проявлялось, например, в том, что многие герои писателя пытаются решать сложные или, как говорнли когда-то, «вечные» вопросы, заглянуть за горизонт, чтобы разгадать проблему подлинного человеческого счастья. Писатель был убежден, что для решения ее современный человек обладает всеми необходимыми ресурсами.
Нравственный потенциал произведений Б.Васильева не оценим для вдумчивого читателя. Его творчество всегда будет учить добру, отзывчивости, человечности, учить не быть безразличными, равнодушными, глухими к жестокости и злу.
Аргументы: «Проблема исторической памяти» из жизни и литературы
Проблема исторической памяти является важной проблемой во все времена и не теряет своей актуальности в современном мире, поэтому данная тема поднимается во многих письменных работах по русскому языке, в том числе и в ЕГЭ, для надлежащей подготовки к которому понадобятся представленные ниже аргументы из жизни и литературы.
Проблема
Значение исторической памяти в жизни человека.
Отношение автора к проблеме
Историческая память содержит в себе знания многих поколений, сведения о судьбоносных событиях, жизни и деятельности выдающихся личностей, открытий и достижений в науке, политике, технике, культуре, искусстве. На исторической памяти основывается преемственность поколений. Вся история человечества – это хранилище памяти. Человек, утративший память, перестаёт быть личностью. Поэтому значение исторической памяти в жизни человека очень велико. Её величие состоит в том, что она является связующим звеном между прошлым и будущим.
Аргументы
Эпитеты к слову «память»
Безупречная, баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, глубинная, громадная, емкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, недурственная, незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, потрясающая, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная, сногсшибательная, твердая, удивительная, уникальная, упрямая, феноменальная, фотографическая, хваткая, хорошая, цепкая, чудесная, чудная, чуткая, девичья, дурная, дырявая, капризная, короткая, куриная, неважная, незавидная, непрочная, никудышная, отвратительная, плохая, птичья, слабая, худая, зеркальная, крылатая, нерастраченная, долговременная, зрительная, логическая, машинная, механическая, моторная, музыкальная, образная, оперативная, профессиональная, словесная, слуховая, чувственная, эмоциональная, бессмертная, благодарная, блаженная, вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая, священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная, всеобщая, людская, народная, человеческая.
Синонимы к слову «историческая»
Важная, эпохальная, многозначительная, знаменательная, судьбоносная, эпическая, значимая, правдивая, невымышленная.
Синонимы к слову «память»
Воспоминания, запоминание, отголосок.
Примеры из художественной литературы
Джордж Оруэлл в своём романе «1984» изобразил народ, лишённый истории. В 1984 году существует только три государства: Океания – родина главного героя, Евразия и Ост-азия. Они находятся в состоянии постоянной войны друг с другом. Главной целью существующего общественного строя является недопущение улучшения жизни простых людей, потому что их благосостояние может разрушить привычное государственное устройство, основанное на неравенстве. Правящая партия готова продолжать эту войну без конца, лишь бы сохранить своё положение и привилегии.
Разумеется, в таком обществе находились те, кто пытался противостоять несправедливости. Чтобы подавлять подобное сопротивление, правительство заставляло народ жить в постоянном страхе. Министерство Правды занималось уничтожение истории, был создан миф, что не было успешнее и процветающее государства, чем Океания. Полиция Мыслей беспрерывно следила за каждым человеком, ликвидируя тех, кто ещё остался способен здраво мыслить. Для того чтобы не лишиться рассудка, главный герой, начал вести дневник, хотя понимал, что это может стоить ему жизни.
Постоянно действовало идеологическое давление на человека: везде были расклеены плакаты с изображением Старшего Брата, происходило искажение и ограничение информации, государство вмешивалось в личную жизнь каждого человека, следило за его досугом, процветали доносы и предательство. СМИ неизменно вещали об экономическом росте Океании, а на самом деле её жители нищенствовали и не могли ничего получить из-за постоянного дефицита. Даже хлеб и чай были доступны только членам определённых партий.
Государственный аппарат обладал такой силой, что любая борьба с ним была бессмысленна. Джордж Оруэлл представил суть такого тоталитаризма: «Дважды два будет столько, сколько скажет вождь». Этот режим, по его мнению, возможен только при полном уничтожении памяти народа, отсутствии у них знания и понимания своей истории. Лишь в таком случае люди могут беспрекословно подчиняться, не догадываясь о том, что раньше было иначе. Без памяти о прошлом, невозможно изменить своё будущее.
Великий академик Д.С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром и прекрасном» рассуждает о том, что ничто в мире не проходит бесследно. К примеру, если смять бумажный листок, то в следующий раз он уже сомнётся по тем же линиям. Когда человек не хочет хранить память о прошлом, он не сможет осознать важность каждого момента. История – это не одни войны, завоевания и открытия. История – это наследство, переданное нам сотнями людей, которые жили и умирали, ради того, чтобы передать свой опыт последующим поколениям. Мы не сможем двигаться в нужном направлении, пока не научимся ценить и уважать этот дар.
Память и знание прошлого делает этот мир интересным и значительным. Людям, которые не знают своего прошлого и не видят его значения, скучно и тоскливо жить. Они чувствуют себя одинокими, ничто вокруг них не имеет смысла. Нужно помнить о том, что у всего есть своё прошлое, и тогда оживут окружающие нас дома, заводы, корабли, города и сёла. Ведь у всего в этом мире есть своя история, жизнь – это не одномоментность существования. Но мы не только должны знать свою историю, но и хранить её, передать своим потомкам.
По мнению Д.С. Лихачёва, память – это одно из важнейших свойств любого бытия: материального, духовного, человеческого. Памятью обладают даже растения и камни, на которых остаются следы их происхождения. Птицы обладают сложнейшими формами родовой памяти, которая позволяет новым поколениям совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. Эта же память заставляет их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же. Что уже говорить о генетической памяти, заложенной долгими веками.
Основной идеей научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери является то, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. Каждый поступок, совершённый человеком, непременно отобразится на его будущем или будущем всего человечества. Автор решил представить, что было бы, если бы люди изобрели машину времени. В его рассказе она есть.
Главным увлечением в жизни Энкельса была охота. Узнав о возможности побывать на сафари в эпохе динозавров, главный герой сразу же принимает решение обязательно туда попасть. Однако его предупреждают, что в этой охоте нужно действовать только согласно строгим правилам: нельзя ничего делать по собственному желанию, убивать можно только тех динозавров, которые и так должны были в скором времени умереть, а главное – никак не вмешиваться в ход истории. Всю необходимую информацию организаторы представляли до путешествия в прошлое, а перед возвращением в настоящее тщательно скрывали все признаки пребывания человека там, где его не должно было быть. Это делалось для того, чтобы будущее не изменилось. Охотники даже не должны были ступать на землю, чтобы не оставлять свои следы и ненароком не наступить на какое-нибудь насекомое. Ведь любое вмешательство могло привести к непредвидимым последствиям.
Руководитель сафари Тревис доходчиво объясняет участникам, что убийство мыши в прошлом вполне может привести к землетрясению, которое изменит вид всей планеты, а убийство пещерного человека, лишит человечество целого рода, следовательно, мир не будет уже прежним после их возвращения.
Во время охоты на тираннозавра Энкельс сильно испугался и стал убегать, сойдя с антигравитационной тропы. В результате он раздавил доисторическую бабочку и тем самым вмешался в ход событий прошлого. Вернувшись в своё время, путешественники увидели, что их мир сильно изменился: уровень развития человеческой цивилизации резко снизился, власть находилась в руках диктатора и все были этим довольны, даже атмосфера стала совсем другой, как в прямом, так и в переносном смысле. Вся вина и ответственность за происходящее полностью лежала на плечах Энкельса, он не смог правильно оценить свои способности и возможности.
Рэй Брэдбери хотел рассказом «И грянул гром» предупредить о том, что каждый человек в ответе перед будущим за свои поступки. Иногда небольшая ошибка может привести к ужасным последствиям, к настоящей катастрофе. Нужно всегда помнить о своём прошлом, бережно относиться к настоящему и думать о будущем.
Исторический роман А.Н. Толстого «Петр Первый» имеет особую ценность в русской литературе. В нём присутствует подробное описание петровской эпохи, а также характеров отдельных исторических деятелей и всего народа в целом. Здесь вырисовывается полная картина взаимоотношений власти и простых людей, судьба которых так сильно волновала писателя.
А.Н. Толстой жил и писал в очень непростой исторический период нашего государства, поэтому он считал своим долгом осветить и другие трудные времена России. Он говорил, что понять и осмыслить прошлое – означает понять и осмыслить не только настоящее, но и будущее. Эпоха реформ и преобразований Петра I лучше всего демонстрирует то, как перемены влияют на жизнь народа. Помня о тех временах, мы знаем, чего ожидать от грядущих изменений, которые беспрестанно происходят в современном мире.
Роман состоит из трёх частей. В первой книге описывается допетровская Русь. Здесь на примере семьи Бровкиных показана тяжёлая крестьянская жизнь. Заканчивается эта часть романа сценой казни стрельцов. Следующая книга повествует о том, как Петр I приступил к созданию новой России. Автор начинает эту часть с изображения жизни Москвы после подавления стрелецкого бунта, а заканчивает – строительством великого города Петербурга. В третьей книге деятельность первого Всероссийского Императора окончательно утвердилась и получила своё признание. Таким образом, в романе отобразилась жизнь Российского государства от начала 80-х годов XVII столетия до 1704 года.
А.Н. Толстой был объективен в своих суждениях. Описывая времена становления петровской власти, он не осуждает царя-реформатора, а всего лишь показывает конфликт между разными слоями населения.
Главным героем романа, безусловно, выступает сам Петр I. Также автор изобразил его сподвижников и тех, кто становился на пути создания новой России. Кроме того, важное место в произведении занимает образ народа. Жизнь простых людей представлена такой, какой она была на самом деле, без лишних приукрашиваний – трудной, безрадостной, угнетённой. А.Н. Толстой говорил: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее… в которых завязывался русский характер». Основной целью создания романа «Петр Перввый» является описание исторических фактов, но с точки зрения интересов современной писателю действительностью. Его роман должен был помочь воспитать нового человека в эпоху советской власти.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается исторический ход Отечественной войны 1812 года. Это произведение уникально, потому что в нём отображено несколько десятилетий из жизни России. Здесь присутствуют образы разных исторических личностей: императоров, полководцев, придворных деятелей. Прослеживается их вклад в развитие событий и исход войны в целом. Л.Н. Толстой убеждён, что необходимо помнить историю своего народа, чтобы создать достойное будущее.
Писатель сам был участником Севастопольской обороны. За это время он многое понял, осознал, как страшна война, на что способен человек на войне и какие страдания приносят людям эти ужасные события. Он убедился, что истинный патриотизм проявляется не в красивых словах или героических подвигах, а в простом выполнении своего долга, несмотря ни на что. Этот опыт отобразился в романе «Война и мир».
Л.Н. Толстому была ненавистна война, он описывал не только картины сражений, но и страдания, постигнувшие каждую семью в это время. Сохранив историческую память и передав её потомкам, писатель создал грандиозный роман-эпопею, которому нет равных в мировой литературе.
Примеры из жизни
Народная мудрость
Афоризмы
Аргументы из жизни и литературы на тему «Историческая память» (ЕГЭ)
Историческое прошлое нашей родины играет огромную роль в настоящем и будущем русского народа, поэтому эта актуальная тема поднимается на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Нужно отметить, что тема актуальна для многих писателей, поэтов, политических деятелей, философов, поэтому за примерами для аргументации мы обратились к их творчеству и высказываниям. Нам интересно было узнать, что значит для известных людей историческая память, какую роль ей отводят в жизни каждого человека и общества.
Проблема
Что такое историческая память? Какую роль она играет в жизни общества? Почему так важно помнить об историческом прошлом своей родины, семьи?
Отношение автора к проблеме
Историческая память – это жизненный опыт, знания, мудрость, традиции, рассказы о событиях прошлого, передаваемые из поколения в поколение. Это память о тех событиях истории, которые невозможно забыть.
Аргументы
Синонимы к слову историческая
Важный, естественноисторический, эпохальный, эпохиальный, знаменательный, многознаменательный, космогонический, эпический, доминирующий, монументальный, важнейший, весомый, огромный, величественный,
Синонимы к слову память
Кэш, парамнезия, эйдетизм, мнема, мнемозина, видеопамять, воспоминания, реминисценция.
Эпитеты к слову память
Бессмертная, благодарная, блаженная (устар.), вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая (устар.), священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная, гранитная, кровавая, темная, яростная, всеобщая, людская, народная, человеческая.
О некоторых проблемах истории
УДК
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСТОРИИ
В общечеловеческой истории есть много моментов по отношению, к которым исследователи вынуждены формировать собственное мнение в условиях недостаточной или неопределенной информации. К наиболее существенным из них, на наш взгляд, можно отнести: 1) появление современного человека; 2) происхождение языков и народов; 3) появление алфавитной письменности; 4) открытие технологии производства рудного железа.
1. Появление современного человека
Следует отметить, что существует глобальная проблема соотнесения исторического факта с единым временным рядом, т.е. проблема хронологии. В археологии, палеонтологии, геологии и т.д. используются косвенные методы, дающие лишь относительно достоверные сведения. Так древность окаменелостей определяется по тому, в каких слоях отложений они находились, какова концентрация в них радиоизотопов, процентное соотношение фтора, фосфора и других микроэлементов. Но попасть в тот или иной слой отложений можно и путем последующих перемещений, а концентрация радиоизотопов и микроэлементов зависит не только от времени, но и от того, где жил и чем питался живой организм, каким воздействиям подвергались его останки после смерти. Субъективность выводов здесь велика и в силу малости количества найденных останков, вплоть до того, что многие из них уникальны.
Решение проблемы происхождения Homo sapiens включает ответы на вопросы: когда и где появились первые «современные» люди?; кто был прямым предком современного человека? Если опираться лишь на наиболее общепризнанные факты [2], то их можно свести к следующей таблице:
Таблица 1.(см. иллюстрацию)
Наименование(1) Ареал обитания(2) Древ-ность(3) Орудия(4) Объем г. мозга(5)
(1)-Австралопитек (2)-Восточная Африка с распространением в Южную, (3)-5-4 млн. (4)-Сколы гальки (несколько сколов при изготовлении) (5)-450 см3
(1)-Homo habilis (человек уме-лый) (2)-Восточная Африка (3)-2-1,5 млн. (4)-Рубила (до 60 отщепов при изготовлении) (5)-650 см3
(1)-Homo erectus: питекантроп, синантроп (2)-Восточная и Север-ная Африка, Индо-незия, Китай (3)-1,8-0,3 млн. (4)-Хорошо обработанные ору-дия из камня и дерева шельской эпохи, исполь-зование огня (5)-950 см3
(1)-Неандерталец (2)-Южная Европа с рас-пространением в Се-верную Африку и Переднюю Азию (3)-150-35 тыс. (4)-Разнообразные орудия из камня дерева и кости му-стьерской эпохи, высекание огня (5)-1550 см3
(1)-Homo sapiens: современный человек (2)-Средиземноморье (3)-45-35 тыс. (4)-Многосоставные орудия позднего палеолита и т.д. (5)-1350 см3
2. К гипотезе о едином языке
3. Гипотеза об алфавитной письменности
4.Технология производства рудного железа
Выводы
1.Проблема поиска прямого предка современного человека имеет общебиологическую природу и связана с видообразованием в едином процессе самосохранения биосферы.
2.Наиболее вероятным прямым предком современного человека является неандерталец – своего рода «арктическая» порода человека, отличающаяся от современной также как, «пещерные» и «шерстистые» аналоги современных животных.
3. Следует разграничивать понятие этноса и народа (народности) прежде всего наличием вождя и уровнем организации самосохранения.
5.Наличие родства языков не является достаточным условием родства народов, но свидетельствует о принадлежности в прошлом к единому суперэтносу.
6.Высказано предположение, что вопрос о родине и происхождении алфавита может быть рассмотрен в связи с появлением необходимости шифровки информации.
7.Высказано предположение, что отсутствие прямых и косвенных свидетельств изобретений колеса, технологии производства рудного железа и приручении лошади в общепринятых «очагах цивилизации» могут быть тесно связаны с утраченной или сознательно уничтоженной историей арийских народов.
В общефилософском плане все эти вопросы есть проблема изучения появления нового качества.
ЛИТЕРАТУРА
1.Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956г.
2.Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1978г.
3.Нефедов Н.А. Основные принципы системологии. М., 2001г
4.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989г.
5.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2000г.
6.Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993г.
7.Гробстайн К. Стратегия жизни. М., 1968г.