проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями

Советы психолога по развитию коммуникативных навыков у детей-инвалидов, не успешных в общении

проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Смотреть фото проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Смотреть картинку проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Картинка про проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Фото проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями Маргарита Страшко
Советы психолога по развитию коммуникативных навыков у детей-инвалидов, не успешных в общении

Важным условием социализации ребенка-инвалида, является его успешность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками оказывает влияние на развитие личности ребенка, на успешность в обучении и на психологическое здоровье в целом.

Развитие коммуникативных навыков у детей-инвалидов, не успешных в общении, представляет собой систему игр и упражнений. Эти игры и упражнения направлены на обучение детей выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками, помочь ребенку в преодолении отчужденного отношения к сверстникам, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребенка-инвалида от других, увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а партнеров по обучению и игре.

Появление у ребенка страхов, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих сверстников и взрослых. Доброжелательность и внимание сверстников может оказать помощь в снятии этих страхов. С этой целью необходимо исключить игры, носящие соревновательный характер и наоборот следует организовать игры, в которых дети должны говорить друг другу комплименты, приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошие положительные качества, стараться сделать что-нибудь приятное для окружающих ребят.

Предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения на:

* знакомство детей друг с другом,

* снятие страха тактильных контактов,

* формирование позитивного отношения к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками.

Педагог должен быть готов к тому, что разным детям для этого потребуется разное количество времени. Все игры необходимо проводить при добровольном участии детей. Всегда есть часть детей, которым необходимо наблюдать за происходящим со стороны, и лишь после этого они могут присоединиться к общей игре. На этом же этапе необходимо дать ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость другим детям. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и задают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка-инвалида особых жертв,поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки» или уступить дорогу на узком мостике.

отсутствие страхов перед контактами со сверстниками, позитивное отношение к занятиям, активное участие в играх, умение оказывать поддержку сверстникам и принимать ее в условиях отсутствия конкурентных отношений.

Следующий этап – научить детей правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова,понимать эмоциональные состояния:

* привлечь внимание детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию, поведению;

* научить детей понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, голос (интонацию) и др. ;

* развить у детей умение самим адекватно использовать разные языки общения в контакте со сверстниками.

Предлагаю рассмотреть игры, направлены на формирование этой способности.

«Доскажи «Я сержусь, когда…»; «Когда меня ругают, я …»

Результаты: дети знают названия основных эмоциональных состояний, умеют адекватно передавать их разными способами и считывать на уровне пиктограмм, сюжетных картинок, мимики, поз, голоса, прикосновений сверстников. Понимают и могут отразить эмоциональное состояние сверстника.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков «Белая ворона» Тема: «Белая ворона» (крылатое выражение). Цель: развитие коммуникативных навыков. Задачи: К – обогащение словарной речи. Р – развивать.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Педагога-психолога дошкольной организации на 2019 – 2024 гг. Актуальность.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проект: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Тип проекта: творческий,.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков в старшей группе детей с ЗПР «О дружбе» Цель: Прививать детям значимость чувства дружбы и товарищества. Развивать память, мышление, коммуникативные навыки у детей. Формировать.

Мастер-класс «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников. В ходе работы предполагается решить следующие.

Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Рекомендации для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении.

Советы психолога родителям детей-инвалидов Материал подготовил Петерс И. А., педагог-психолог ГБУ СОКО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна» В современном.

Источник

Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ

С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии.

У детей с речевыми нарушениями стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично, что приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

Для детей с речевыми нарушениями характерны определенные особенности коммуникации:

1. дошкольники редко проявляют первые инициативу вступления в контакт со сверстниками;

2. общения дошкольников со сверстниками носит эпизодический характер;

3. дети очень редко берут инициативу в организации какой-либо деятельности;

4. при выполнении совместных заданий не наблюдается сотрудничества между детьми;

5. нередко среди детей наблюдаются проявления агрессии;

6. наблюдается бедность эмоционального компонента у детей данной категории.

Выявлены следующие недостатки коммуникативной способности у детей с речевыми нарушениями:

• употребление слов в неточном значении;

• использование в самостоятельной речи неадекватных грамматических форм;

• многочисленные повторения, в возвращении к ранее сказанному;

• шаблонность, т. е. использование заученных формулировок;

• изобилие необоснованных пауз в речи;

• единичность случаев активной вербальной коммуникации;

• отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации;

неспособность оценивать высказывания других детей;

• замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;

Коммуникативные речевые нарушения носят нерегулярный характер, зависящий от условий протекания речевой деятельности и от внешней мотивации, задаваемой окружающими авторитетными взрослыми.

Развитие коммуникации у детей с речевыми нарушениями является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как отражается на становлении его личности. Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т. к. при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий).

Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями Понимая, насколько важно развивать у детей мелкую моторику, мной была разработана система коррекционных упражнений, развивающих мелкую моторику.

Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями Консультация для воспитателей Тема: «Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями» Леонова Лариса Петровна Воспитатель.

Игровые технологии в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного.

проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Смотреть фото проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Смотреть картинку проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Картинка про проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Фото проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениямиКонспект интегрированного занятия «Полет на Луну» для детей средней возрастной группы с речевыми нарушениями Романова Маргарита Тимофеевна – музыкальный руководитель Виноградова Ольга Игоревна – учитель-логопед Цель: всестороннее развитие познавательных,.

Коррекционно–развивающая работа по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у детей с речевыми нарушениями Консультация для воспитателей Тема: «Содержание коррекционно – развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта: В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями Уважаемые родители! Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё –.

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями Для дошкольников с речевыми нарушениями проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями В последние годы проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. В результате многих неблагоприятных факторов окружающей среды.

Источник

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ как средство дальнейшей социализации

В настоящее время, по данным всемирной организации здравоохранения, неуклонно растёт число детей с ОВЗ, причём состояние здоровья детей ухудшается не по одному показателю (виду заболевания, а одновременно по нескольким. То есть дети имеют сочетанные нарушения развития. Увеличивается количество детей с СНР или полным отсутствием речи («безречевые дети»). Такие дети практически не испытывают потребности в общении, или не знают и правильно не умеют объяснить, донести до собеседника свои желания, мысли, суждения. У них не сформированы слуховое внимание и восприятие. Этим детям требуется особая помощь и внимание.

Поскольку одним из главных направлений работы воспитателя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является их социализация, обучение детей умению взаимодействовать в группе, общаться со сверстниками, осваивать положительный социальный опыт, соблюдать правила культуры общения.

На первое место в коррекционно – воспитательной работе выходит речевое развитие детей, формирование у них коммуникативных умений и навыков.

Главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, то есть умения детей пользоваться соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Соблюдать правила вежливого общения, правильно подбирать тон речи, использовать как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, что особенно важно для «безречевых детей».

Эта общая задача состоит из ряда частных задач:

• воспитание звуковой культуры речи,

• обогащение, закрепление и активизация словаря детей,

формирование грамматически правильной речи,

формирование связной речи, навыков общения.

Речевые и коммуникативные навыки (навыки общения) у детей с ОВЗ необходимо специальным образом, в специально организованной обучающей среде формировать.

Для создания предпосылок к развитию речи я включаю в коррекционно – воспитательные занятия такие виды деятельности как игра, конструирование и т. п. Коллективная деятельность детей при этом выступает движущей силой, основой для формирования самой потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослым, основой развития коммуникативных умений. В процессе проведения занятий я создаю ситуации, прежде всего игровые, в которых у детей возникнет потребность, желание общаться друг с другом, договариваться, налаживать контакт.Продолжаю подобную работу и вне занятий: на прогулке, в досуговой деятельности. Все это, в конечном итоге, будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков детей, желанию общаться со сверстниками, более полному познанию окружающего мира.

Понятие «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в обществе, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Последняя, по мнению ряда исследователей, является врождённой, генетически обусловленной. Она «подталкивает» ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование.

Опыт работы показывает, что овладение элементарными способами общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще: дети не проявляют интереса к общению, или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.

Задачами моей педагогической работы являются: обучение адекватным реакциям и действиям на обращения знакомых людей; обучение использованию доступных знаковых систем для их реализации в играх, быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражения просьб и др. ; воспитание элементарных социальных умений в общении.

Работа по формированию коммуникативныхумений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру.

В течение дня каждый ребёнок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми,развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть определёнными коммуникативными навыками: сотрудничество, умение слушать и слышать, умение воспринимать и понимать информацию, умение говорить и общаться.

Коммуникативные игры чрезвычайно полезны для всестороннего развития детей.

Игра для ребёнка — это разнообразные «фрагменты» из повседневной жизни. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Благодаря, коммуникативным играм ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. А всё это способствует более успешной социализации малышей в обществе.

Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т. е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.

Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов.

Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры, помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей.

При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы, я учитываю особенности разно уровневого развития детей, и стараюсь помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребёнок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребёнка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за взрослыми.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребёнку.

6.Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Для детей с ОВЗ нужно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Ежедневно включаю в педагогический процесс игры на развитие коммуникативных навыков:

Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя в начале дня в качестве разминки я начинаю свою работу с игры-приветствия.Дети должны поприветствовать друг друга необычными способами: поздороваться плечом, кончиком носа, спиной, тыльной стороной ладони и т. д., обязательно привлекаю детей с ОВЗ, стараюсь не упускать их из вида.

На ООД, по всем образовательным областям, я применяю личностно-ориентированный подход.У нас осуществляется взаимосвязь со всеми специалистами: психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. Логопед начинает работу утром с артикуляционной гимнастики, лого ритмики, также ведётся тетрадь взаимодействия с логопедом, психологом, где даются задания для работы с детьми с ОВЗ.

На прогулке при проведении подвижных игр я обязательно привлекаю для выполнения роли детей с ОВЗ, даю трудовые поручения, которые они с удовольствием выполняют. Во время прогулки разучиваем с детьми короткие стишки, проговариваем чистоговорки. В процессе обучения детей той или иной игре я помогаю детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.

Среди игр и упражнений в своей работе я отдаю предпочтение дидактическим, творческим, подвижным, пальчиковым, сюжетно-ролевым играм, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков. Также я использую задания на пересказ коротких рассказов с опорой на наглядность, больше наглядности, чтобы заинтересовать детей, составляем рассказы по картинке, шуточные загадки.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В таких играх воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. В вечернее время мы с детьми занимаемся в книжном уголке – рассматриваем картинки, знакомимся с новыми произведениями, в музыкальном уголке дети любят играть на музыкальных инструментах. В театральном уголке, разыгрываем игры-инсценировки. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Я в своей речи стараюсь использовать открытые вопросы, провоцирующие детей на полный ответ. У нас есть уголок «Речевичок», в нём много материала для развития речи детей, стараемся детей заинтересовать.

Особое место мы с коллегой в работе с детьми отводим произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.

Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность.

Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, даёт положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Все приёмы, осуществляемые нами, комплексный подход даёт положительный результат.

Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Систематическое использование игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, а также проведение групповых дискуссий, бесед, обсуждение различных ситуаций способствует формированию коммуникативных умений и навыков. У детей наблюдается положительная динамика,которая заключается в следующем: дети с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.

Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощённость в общении.

проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Смотреть фото проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Смотреть картинку проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Картинка про проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениями. Фото проблема формирования навыков общения у детей с разными нарушениямиДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *