проблема человека в истории социально философской мысли
Проблема человека в истории социально-философской мысли
В античной философии человек понимался как часть космоса, как некий микрокосм, подчиненный року, судьбе. Попытку выделить человека из этой слитности с космосом предприняли софисты и Сократ. Согласно Сократу, меру всего человеческого надо искать в разуме человека, способном к познанию нравственных истин. Согласно материалисту Демокриту, не только тело, но и душа человека состоит из атомов. В противовес ему, Платон приходит к мысли о дуализме души и тела человека: душа сопричастна миру вечных идей, а тело – враждебная ей материя. Социальная роль человека зависит от качества его души. В отличие от него, Аристотель настаивал на единстве души и тела человека как сочетания формы и материи. Человек, согласно ему, есть существо разумное, общественное, политическое, способное к общению, деятельности, к восприятию нравственных представлений и знаний.
Христианская философия, господствовавшая в эпоху средневековья, трактовала человека как венец и цель божественного творения, как противоречивое единство души и тела, как «образ и подобие Бога».
Эпоха Возрождения ставит человека на земную основу, рассматривая его как творца самого себя и господина над природой (антропоцентризм и гуманизм).
Для мыслителей эпохи Просвещения человек по своей природе, напротив, добр, а плохи те общественные порядки, которые извращают природу естественного человека. Идею прогресса они связывали с совершенствованием человеческого разума.
Немецкая классическая философия продолжила рационалистическую традицию в анализе природы человека. У Канта человек рассматривается с точки зрения нравственно- природного дуализма: человек принадлежит как к миру природы (необходимости), так и к миру нравственной свободы. Из способности человека к свободному поведению Кант вывел положение о человеке как цели, а не средстве («категорический императив»). Гегель с позиций объективного идеализма развил идею историчности человеческого существования. Сам же человек есть для него носитель мирового духа, субъект духовной деятельности, форм духовной культуры, через которые мировой дух познаёт себя.
К. Маркс и Ф. Энгельс, исходя из принципа практики, считали определяющей в понимании человека трудовую деятельность: именно благодаря ей человек выделился из природы. Он создал реальность (общество), которая определяет его сущность, каковая «есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс, 6-ой тезис о Фейербахе). По этой логике выходило, что радикально (путем революции) изменив общественные отношения, люди обретут подлинно творческую, трудовую сущность и станут совершенными. В результате разрешатся вечные проблемы человеческого бытия.
На определенную ограниченность такого подхода указывали многие русские религиозные (Бердяев, Булгаков и др.) и западные мыслители, которые акцентировали внимание на извечной противоречивости и драматизме человеческого существования.
Фрейдизм и неофрейдизм (Фрейд, Юнг и др.) объясняют это противоречием сознательного и бессознательного в психике человека. Согласно Фрейду, человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинными бессознательными влечениями («либидо») и социально-допустимой формой их реализации (см. тема 10).
56. Проблема человека в истории социально-философской мысли.
Первоначально: Человек есть микрокосмос. И в то же время он не самостоятелен, является частью космоса.
Платон (427-347): Выделял дуализм человека, т.к. человек есть единство души и тела.
Аристотель (384-322): Человек есть общественное животное, наделенное разумом. Т.е. Аристотель выделяет две составляющие человека:
его разумность и его общественный характер.
2) Средневековая философия (5-15 века):
Августин Блаженный (354-430): Человек есть противоположность души и тела,
которые являются независимыми. Но именно душа делает человека человеком.
Фома Аквинский (1225-1274): Человек есть единство души и тела. Сущность человека это его душа.
3) Эпоха Возрождения: (15-16 века)
Пико дела Мирандола (1463-1494): Безграничная вера в возможности человека. Человек есть центр мироздания (бытия). Человек является творцом своего счастья.
4) Философия Нового времени (17-18 век): Томас Гоббс, англ. философ (1588-1679): Человек существо не общественное, а индивидуальное. «Человек человеку волк!».
Естественное состояние общества: «Война всех против всех».
Рене Декарт, франц. философ (1596-1650): Механистическое понимание человека как сложной машины, абсолютно зависимой от природы.
5) Немецкая классическая философия:
И.Кант (1724-1804): Человек – самый главный предмет в мире и основной вопрос философии. Всякая личность является самоцелью и не должна рассматриваться как средство для достижения какой-либо цели.
Г.Гегель (1770-1831): Человек есть субъект духовной деятельности и носитель мирового разума (духа).
6) Марксизм:
— признание единства человека и природы;
— человек есть продукт природы;
— человек в первую очередь существо общественное.
Т.е. его действия определяются общественными отношения и, в первую очередь, производственными.
7) Русская философия:
Два разных подхода в отношении человека:
а) Материалистический (Белинский, Герцен, Чернышевский) –
— человек продукт природы.
б) Религиозно-идеалистический (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.)
— дуализм души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного.
Ф.Достоевский (1821-1881): Человек двойственен: есть в нем от Бога и дьявола,
добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу». Подчеркивал значимость веры в Бога («Если Бога нет, то все позволено?»).
В.Соловьев, Н.Бердяев: Главное в человеке его духовность, а смысл его существования – соединение с Богом.
8) Экзистенциализм (20 век): ж.-п.Сартр, а.Камю и др. Борьба личности за сохранение своего «я», автономия от враждебного ему общества и окружающего мира.
57. Философские идеи русского консерватизма (К.Леонтьев, К.Победоносцев). Продолжение славянофильства. Русский консерватизм доказал необходимость сохранения российской империи и необходимость противодействия демократизации российского общества. Демократию они считали великой ложью, т.к. реальная власть принадлежит политической элите. В России должен господствовать принцип Византизма: монархия, духовная власть церкви, крестьянская община и жесткое сословное деление. Концепция Леонтьева носит глубоко системный хар-р. Он сформировал органическую теорию развития (сложный процесс, полный цикл которого включает в себя этапы: первичной простоты, цветущей сложности, вторичного смесительного упрощения). Победоносцев. Демократия безнравственна, т.к. основана на лжи. Весь опыт истории свидетельствует о том, что эта идея никогда не воплощалась в жизнь, т.к. в действительности управлять будет не народ, а политическая элита.
58. Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке. Изучение человека начинается в античной философии, где он либо творение богов, либо самая большая природная сила. Человек сам творит свою судьбу, а боги ему либо мешают, либо помогают. В средние века человек утратил свою творческую функцию и стал только божьим творением. Человек – это существо греховное. Целью его жизни спасение от грехов и подготовку к суду. Он не властен над самим собой, его жизнь предопределена свыше. Философия эпохи возрождения «возродила» творческого человека и прировняла его к богу. Целью жизни было объявлено земное счастье и общество должно обеспечить человеку это счастье. Для того чтобы усовершенствовать общественную жизнь надо человека изучать. Эта мысль была развита философами эпохи просвещение, которые главной целью общества провозгласили изменение человеческого сознания. Просвещать – это значит давать человеку знание о счастливой жизни. Просвещать нужно всех людей без исключения только так можно создать справедливое общество. В 19 веке началось научное изучение человека. Возникло учение антропогенез (учение о происхождение человека). Это учение доказывает что человек биологическое существо, возникшее в результате эволюции. Автор первого научного учения антропогенеза- Дарвин. Основываясь на его учении Энгельс доказал, что человек не биологическое, а социологическое существо, т.к. гл. причиной возникновения человека является социальный фактор, а именно трудовая деятельность. Человек представляет собой высшую форму движения материи социальной. Он рождается как биологическое существо. Проходит социализацию – подготовку к жизни в обществе и вырастает в полноценного человека. Кроме социализации человек, как социальное существо нуждается в постоянном общение себе подобным, если такого общения нет, то начинается деградация (возвращение человека в биологическое состояние). Но будучи социальным существом человек не может не учитывать свои потребности. В человеке в единстве существует 2 уровня: 1 биологический. 2 материальный.
Лекции / Лекции по истории философии и социальной философии / 3. Проблема человека в истории соц-философской мысли
3. Проблема человека в истории социально-философской мысли
Человек есть микрокосмос. И в то же время он не самостоятелен, является частью космоса.
Выделял дуализм человека, т.к. человек есть единство души и тела.
Человек есть общественное животное, наделенное разумом. Т.е. Аристотель выделяет две составляющие человека: его разумность и его общественный характер.
Средневековая философия (5-15 века):
Августин Блаженный (354-430):
Человек есть противоположность души и тела, которые являются независимыми. Именно душа делает человека человеком.
Фома Аквинский (1225-1274):
Человек есть единство души и тела. Но сущность человека это его душа.
Эпоха Возрождения: (15-16 века)
Пико дела Мирандола (1463-1494):
Безграничная вера в возможности человека. Человек есть центр мироздания (бытия). Человек является творцом своего счастья.
Философия Нового времени (17-18 века):
Человек существо не общественное, а индивидуальное. «Человек человеку волк!». Естественное состояние общества: «Война всех против всех».
Механистическое понимание человека как сложной машины, абсолютно зависимой от природы.
Немецкая классическая философия:
Человек – самый главный предмет в мире и основной вопрос философии. Всякая личность является самоцелью и не должна рассматриваться как средство для достижения какой-либо цели.
Человек есть субъект духовной деятельности и носитель мирового разума (духа).
— признание единства человека и природы;
— человек есть продукт природы;
— человек в первую очередь существо общественное. Его действия определяются общественными отношения и, в первую очередь, производственными.
Два главных подхода в отношении человека:
Материалистический: Белинский, Герцен, Чернышевский.
Религиозно-идеалистический: исследуя природу и сущность человека приходят к выводу о дуализме души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. (Федоров, Соловьев, Бердяев и др.)
Человек двойственен: есть в нем от Бога и дьявола, добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу». Значимость веры в Бога («Если Бога нет, то все позволено?»).
Соловьев В., Бердяев Н.:
Главное в человеке его духовность, а смысл его существования – соединение с Богом.
Экзистенциализм (20 век):
Борьба личности за сохранение своего «Я», автономия от враждебного ему общества и окружающего мира.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Проблема человека в истории философской мысли
Исследования природы человека. Теория эволюции Ч. Дарвина. Вопрос о качественном, принципиальном различии человека и природы. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Возникновение человеческого общества. Космос и будущее человека.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.10.2012 |
Размер файла | 23,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Проблема человека в истории философской мысли
Взаимоотношение биологического и социального в человеке
Космос и будующее человека
Проблема человека в истории философской мысли
С незапамятных времен человек был объектом философских размышлений. Об этом говорят древнейшие источники индийской и китайской философии, тем более источники философии античной Греции. Именно здесь был сформулирован широко известный призыв: “Человек, познай себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!”. В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами.
Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая, подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек? ” остается по-прежнему актуальным.
В истории философской мысли известны различные к исследованию проблемы человека. Одни философы пытались (и пытаются сейчас) открыть некую неизменную природу человека (его сущность). Они исходят при этом из мысли, что знание таковой позволит объяснить происхождение мыслей и поступков людей и тем самым указать им “формулу счастья”. Но среди этих философов нет единства, ибо каждый из них в качестве сущности видит то, что не видит другой, и таким образом здесь царит полная разноголосица. Другой подход к исследованию природы человека можно условно назвать историческим. Он опирается на изучение памятников материальной и духовной культуры далекого прошлого и позволяет представить человека как исторически развивающееся существо от низших его форм к высшим, т.е. современным. Стимул такому видению человека дала теория эволюции Ч. Дарвина.
Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам.
Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается “разумным”, а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.
Величайшей заслугой Сократа (470-399 гг. до н. э) является то, что он первым среди философов поставил вопрос о качественном, принципиальном различии человека и природы, или, как часто говорят философы, субъекта и объекта. Причем в сложности человека, его уникальности, коренном отличии от окружающего мира он увидел основание для того, чтобы именно человека, а не природу поставить в центр философского исследования.
В Новое время появились первые признаки кризиса классической концепции единства человека и природы, но, тем не менее, её продолжали поддерживать многие мыслители. Суть классического понимания человека, господствовавшего в философии вплоть до 19-го века, состояла в признании его единства, гармонии с природой, укорененности человека во Вселенной.
Четвертый вопрос Канта как бы резюмирует первые три, вбирая в себя все основные вопросы бытия и существования человека. Попробуем подытожить то, к чему пришла философия за почти 3 тысячи лет своего существования, отвечая на вопрос: что такое человек?
Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит развиваемая в рамках этой философской школы концепции антропогенеза, учение о сочетании биологической и социальной сущности человека, теория предметно-практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой.
Современная философия видит сущность человека в единстве природного и социального. В его жизни огромное значение имеют не только природные, но и выработанные в обществе качества, прежде всего такие, как умение трудиться, используя разнообразные орудия.
Человек безмерно сложен и неисчерпаем. В этой множественности образов заключена трудность расшифровки проблемы человека.
Адаптация шла по двум направлениям:
— человек приспосабливался к новым природным условиям, менял свой способ хозяйства и, следовательно, вырабатывал новый стереотип поведения;
— человек приспосабливал природу для себя, согласно отработанному стереотипу поведения.
Многие сторонники эволюционной теории, включая Ч. Дарвина, считают, что современный человек продолжает подвергаться такому же естественному отбору, который прежде действовал на его предков; другие сомневаются в этом, приводя следующие основания: «Постепенное ослабление борьбы за существование неминуемо вело к выходу человека из состава биоценоза. Этот медленно протекавший процесс привел к тому, что естественный отбор для него сначала ослабел, а затем совсем прекратился.
Но отсутствие естественного отбора было равносильно прекращению действия одного из факторов эволюции и биологическая эволюция человека должна была остановиться.
Возникновение человеческого общества было первоначально естественной и необходимой реакцией данного конкретного биологического вида на довлеющие силы природы.
Взаимоотношение биологического и социального в человеке
Не только сознание, речь, человеческие эмоции, но даже способность прямо хождения человек не получает от рождения, хотя все необходимые биологические предпосылки он наследует от родителей. Известные случаи «воспитания» детей среди зверей лишний раз показывают, что человек не может сформироваться вне общества. Длительное пребывание ребенка в чисто природной среде приводит к таким изменениям, что, даже вернувшись в общество, он с громадным трудом превращается в человека.
Из царства животных человек выделился благодаря труду. Именно в процессе труда, в ходе изготовления и использования орудий для переделки внешнего мира он сформировал и развил свои человеческие способности и свойства, создал свой особый социальный мир, в котором он только и может существовать.
В биологическом смысле индивид всегда в некотором отношении лишь средство для вида в целом, поскольку именно через приспособительную жизнедеятельность индивида, завершающуюся воспроизведением потомстве и смертью, вид обеспечивает свое существование как определенной формы жизни, длящейся в иных, чем для индивида, временных измерениях. Но если в биологическом смысле природа становится «равнодушной», «теряет интерес» к индивиду после завершения им репродуктивного возраста, то для человеческого индивида, ставшего личностью, уже не природа, в общество определяет меру и ценность его жизни. Крупные сдвиги в экономике и повседневной жизни людей, происшедшие за последние десятилетия, настоятельно ставят вопрос о влиянии изменений условий жизни на биологические и психические особенности человека. Социальное развитие по отношению к биологии человека не всегда и не во всем приводит к благоприятным результатам.
Так, согласно многим демографическим данным, эволюция продолжительности человеческой жизни происходила на протяжении истории человечества и происходит в наши дни, причем речь идет не о «чисто» биологическом времени, обусловленном генетически (такого никогда не бывает у человека как личности, испытывающей доминирующее влияние социальных фактов) но именно о социальной продолжительности жизни, где условия жизни и среда играют определяющую роль, существенно видоизменяя действие биологических факторов.
Первой и основной задачей является свести до минимума причины, приводящие к патологическому социальному старению, и эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку нормальные человеческие условия существования, включая медицинское обслуживание.
Космос и будущее человека
человек общество космос природа
Именно в нашей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное космическое направление научно-философской мысли. Среди множества ученых и мыслителей, отдавших дань этому направлению, мы должны в первую очередь выделить Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.
Вместе с тем субъектом планетарного и космического преобразовательного действия признается не отдельный человек, а сборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих поколений.
Человек будущего, безусловно, необычайно расширит свои адаптационные возможности с помощью самых разнообразных средств, включая фармакологию и психотерапию, и это даст ему возможность полноценно и без ущерба для здоровья действовать в самых сложных, подчас экстремальных условиях. Уже сегодня получены серьезные данные, которые свидетельствуют о новых, неизвестных ранее резервах биологической природы человека и его психофизиологических возможностях. «Биологическое оснащение» человека ярко обнаруживает свою универсальность. Человек как «венец природы» должен высвободить и новые резервы своей биологической природы, направляя их по пути гармонизации с социальными, психическими и нравственными силами, которые он пока еще не научился прочно удерживать в гомеостатическом состоянии.
Литература
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Феномен человека в философии. Антропология как единая наука о человеке. Проблема антропосоциогенеза, этапы адаптации. теории общественного договора – Гоббс и Руссо. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Космос и будущее человека.
реферат [25,3 K], добавлен 13.05.2009
Основные концепции происхождения человека: креационистская, биологическая, трудовая, мутационная, космическая. Генетическое и функциональное соотношение биологического и социального в человеке. Культурно-исторический аспект природы и сущности человека.
реферат [25,1 K], добавлен 11.04.2017
Эволюция философских представлений о человеке. Единство биологического и социального в человеке. Социокультурная программа человека. Аксиологическая оценка бытия человека. Проблема смысла жизни, антропосоциогенеза, идеалов и ценностей в философии.
реферат [23,9 K], добавлен 31.03.2012
Понимание личности в различных концепциях. Психоаналитический подход З. Фрейда. Психогенетический подход Ч. Тойча. Целостная природа человека: соотношение социального и биологического. Интеграция биологического и социального в человеке (социализация).
контрольная работа [31,0 K], добавлен 08.04.2016
Философская антропология как раздел философии и особенности ее формирования. Проблемы человеческого существования. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь. Характерная особенность социологизаторского подхода к пониманию природы человека.
реферат [38,2 K], добавлен 23.07.2009
Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.
реферат [35,5 K], добавлен 06.11.2012
реферат [29,5 K], добавлен 19.03.2012
Проблема человека в истории философской мысли
Место и роль индивида в мире. Анализ аспектов человеческой проблематики. Сущность древнеиндийской, древнекитайской и античной философии. История развития материалистической концепции человека. Проблема межличностного общения. Сущность экзистенциализма.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.01.2011 |
Размер файла | 38,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
По дисциплине философия
На тему «Проблема человека в истории философской мысли»
не вредить живым существам;
воздерживаться от запретных связей;
не вести праздных и лживых речей;
не пользоваться опьяняющими напитками.
В Древнем Китае появились учения, в центре которых была личность «не для себя», а для общества. Это относится, прежде всего, к философской школе Конфуция и его последователей. Согласно этому учению гуманность и милосердие должны пронизывать отношения между людьми (идеал благородного мужа). В своей повседневной жизни люди должны руководствоваться определенными правилами: 1) помогать другим достичь того, к чему стремишься сам; 2) не делать другим того, чего не желаешь себе. В целом можно сделать вывод, что в древневосточной философии еще не было представления о человеке как личности, отделенной от Космоса. Высшей ценностью считается не индивид, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т.д.). Человек должен подчиняться установленному порядку. В то же время зарождаются новые принципы отношений между людьми: гуманизм, добро, милосердие.
В духовном развитии человека Платон на первое место ставил математику и искусство, особенно музыку (инструментальную). Но был противником скульптуры, так как считал, что скульптором передается только внешняя оболочка, а не сущность, не душа. Не любил искусство перевоплощения (особенно театр) только потому, что всякий простолюдин может вообразить себя благородным (царем, императором, полководцем и т.д.). Своеобразный антигуманизм Платона проявлялся и в отрицании семьи. Здесь он снова исходит из того, что общее выше отдельного. Все дети должны быть общими. Рожденные отнимаются от родителей и воспитываются в специальных домах. От неполноценных детей, считал Платон, следует избавляться. Откуда эти взгляды у Платона? Какова их объективная основа? Некоторые исследователи считают, что большое влияние оказала на него соседняя Спарта, где жили сильные телом и духом люди, но где больных, беспомощных и стариков уничтожали. Однако история свидетельствует и о другом, о том, что Спарта почти ничего не оставила миру в области культуры. В Спарте не родилось ни крупного философа, ни поэта, ни музыканта, ни писателя. Именно в Афинах с их демократическим устройством наблюдался расцвет культуры.
Материалистическая (натуралистическая) концепция человека развивалась в древнее время в философии Эпикура, который утверждал земное, свободное от спиритуализма видение человека. Эпикур, в отличие от других, достаточно глубоко ставит проблему свободы человека. По мнению Эпикура, истинная свобода человека состоит в освобождении его от чувства страха и зависимости. Надо освободить человека, считал Эпикур, от чувства страха смерти, ибо человек боится перехода от бытия к небытию. Эпикур говорит также об однократности и неповторимости человеческой жизни, а отсюда приходит к выводу о возрастании ценности того отрезка времени, который отпущен человеку природой, о необходимости наполнить этот отрезок настоящим содержанием. Эпикур, как и Аристип, единственным благом для человека считал наслаждение, но призывал к разумному наслаждению. Само же наслаждение понимал как отсутствие страданий. Лучшим средством избежать страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, достижение независимости от внешних условий, призывал своих последователей «прожить незаметно».
В учении одного из самых ярких отцов Церкви Августина Блаженного, получает свое развитие христианская идея бессмертия души, однократности и самоценности человеческой личности и вместе с тем духовной общности человечества. Христианство изменило античную обращенность к разуму человека на обращенность к его эмоциям, сделало акцент на таких чувствах, как жалость, сострадание, надежда, вера, любовь, ставших проповедовавшими созерцательную пассивность человека.
Однако многие исследователи считают, что не стоит слишком идеализировать эпоху Возрождения. Ведь и в этот период продолжала действовать инквизиция, сохранялось всевластие догматизма и схоластики в европейских университетах. Жесткие религиозно-политические каноны действовали и в отношении произведений изобразительного искусства. Тем не менее, эстетико-мировоззренческий прорыв обрел свое начало и стал распространяться на все сферы культуры именно в эпоху Возрождения.
Антропологическая ориентированность является общепризнанной национальной особенностью русской философии. На разных этапах ее становления и развития решение проблемы человека наполнялось различным содержанием, претерпевало различные влияния и трансформации. Проблема человека в русской философии достаточно основательно представлена в уже упоминавшемся нами пособии «Проблема человека в философии: история и основные понятия», поэтому мы считаем целесообразным в данной лекции ограничиться лишь ссылкой на данное пособие.
Проблема человека является центральной в современной западной философии. Эта проблема не нова, но в современной западной философии меняется сам подход к ее решению. Человек рассматривается уже не через призму внешних по отношению к нему обстоятельств (например, природных, социальных и т.д.), а потому объективных, внечеловеческих, чуждых человеку. Современные западные философы определяют сущность человека изнутри него самого, как неповторимую индивидуальность, как конкретную личность, которая каждый раз по-своему относится к внешнему миру, живет в нем, а не наоборот. Налицо стремление преодолеть абстрактный подход в рассмотрении сущности человека, учитывать только конкретную личность. Европейская традиция человековедения XIX-XX вв. представлена такими философскими течениями, как «философия жизни», «философская антропология», «экзистенциализм» и др. Характеристика указанных направлений дана в названном выше пособии «Проблема человека в философии: история и основные понятия». Мы сделаем несколько дополнений по теории психоанализа и экзистенциализму.
Величайшая заслуга З. Фрейда, по замечанию С. Цвейга, в том, что он первым обратил внимание на потайные, скрытые стороны жизни человека, о которых многие даже не догадывались, а если и догадывались, то стыдливо умалчивали. Однако Фрейд слишком абсолютизировал сферу бессознательного, недоучел формирующего воздействия социальных факторов. Он полагал, что все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления есть проявление бессознательного, и, прежде всего, сексуальных влечений.
Одним из направлений современной западной философской мысли является экзистенциализм. Его наиболее крупные представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.П. Сартр, его супруга Симона де Бовуар и др.
Можно соглашаться или не соглашаться с некоторыми положениями и выводами экзистенциализма. Но, пожалуй, вывод о том, что «экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование», заслуживает внимания.
Таким образом, экзистенциализм поднимает ряд таких важных проблем, как:
· сущность индивидуального «я»;
· место человека в обществе;
· проблема свободы личности;
· роль философии и искусства в поиске своей истины для каждого отдельного человека;
· проблема межличностного общения;
· роль эмоций в жизни человека.
В настоящее время экзистенциализм, несомненно, является одной из наиболее привлекательных и массовых философий, наиболее тонко выражающей внутренний мир человека.
Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1998. С. 61.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблема развития общества в истории философии. Исторический процесс в материалистической концепции Маркса. Вопрос смысла жизни человека. Понятие и виды социальной мобильности. Стратификация современной России. Форма правления, типы политических режимов.
контрольная работа [47,2 K], добавлен 03.03.2011
Человек, его сущность и назначение, место и роль в мире согласно философской антропологии И.А. Ильина. Природа человека, связь тела, души и духа. Проблема неразрешимой противоречивости человеческого бытия, трагичности его существования в мире.
дипломная работа [97,0 K], добавлен 28.07.2011
Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век. Человек в философской культуре ХХ века. Конституирование философской антропологии в философской культуре. Фрейдизм, неофрейдизм и проблема человека, а также экзистенциализм.
реферат [36,9 K], добавлен 23.12.2008
Бердяев Н.А. о назначении человека, смысле жизни и роли творчества в понимании человеческой природы. Осмысление вопроса о предназначении человечества в традиции русского космизма В.И. Вернадским. Проблема смысла жизни в философской концепции С.Л. Франка.
реферат [34,9 K], добавлен 06.02.2010
Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.
реферат [35,2 K], добавлен 10.01.2011
Философско-политические направления развития российской мысли XIX в. Евразийцы как идейные продолжатели русской философско-политической мысли. Глобализация как философская проблема. Роль русской философии в развитии российской и мировой культуры.
научная работа [42,9 K], добавлен 30.10.2015
презентация [172,1 K], добавлен 06.11.2011