проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества

Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества

проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества

проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества

Современные подходы и методы изучения истории образования и педагогической мысли.

2. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

Истоки гуманистических идей педагогики.

Становление и развитие идей свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Н.Венцель, М.Монтессори).

Становление демократических идей в педагогике России ХIХ в. (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).

Принцип народности в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой) и идеи общечеловеческого воспитания в педагогическом наследии Н.И. Пирогова.

Понятие авторской педагогической системы.

Классно – урочная система Коменского

Воспитание джентльмена Дж. Локк

Реализация идеи природосообразного развития в педагогической деятельности Песталоцци

Теоретические основы педагогической системы Л.Н. Толстого и ее реализация в Яснополянской школе.

Становление личностно-ориентированных педагогических концепций и систем в России 20-30х гг. в. (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий).

Основные типы школ в странах древнего Востока.

Влияние христианства на школу раннего средневековья.

Становление государственной системы образования и реформы школы в России 19-20 вв. Первый гимназии в России. П.Ф. Лесгафт о гуманистической школе.

История университетского образования. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России.

Концепции трудового воспитания в Западной Европе ХХ в. (В. Лай, Г.К. Кершенштейнер) а также в России (А.С. Макаренко)

Экспериментальные школы в Западной Европе Америке в начале ХХ в. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

Дифференциация образования и обучения.

Модернизация российского образования. Реформы высшей школы.

Отечественные и зарубежные педагогические концепции воспитания и образования в современном мире.

Процесс интеграции национальных систем образования. Лиссабонский и Болонский процессы.

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач.

Алгоритм решения профессиональных задач

Педагогическая поддержка: сущность, истоки, цели, средства, условия и технология. Основные проблемы, требующие педагогической поддержки.

Педагогическая диагностика. Её функции.

Условия успешного взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач.

Образовательная среда школы. Конструирования среды школы.

Информатизация образования: сущность, особенности. Информационные средства и технологии в системе образования.

Современные подходы и методы изучения истории образования и педагогической мысли.

История педагогики как учебная дисциплина выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в.

Подходы к изучению:

1) Антропологический подход. Позволяет проследить каким образом в различных историч. обстоятельствах осмысливались и решались в процессе образования и воспитания задачи развития телесных душевных и духовых свойств и качеств человека, как индивида, личности и индивидуальности.

2) формационный подход.позволяет представить эволюцию мировой школы и педагогики, закономерности развития педагогической мысли и образования.

3) Цивилизационный подход. Предполагает выделение великих цивилизаций (Восточной, Западной, Российской) и специфики развития в них педагогики как компонента культуры.

4) Синхронный метод. Позволяет определять и характеризовать хронологические рубежи эволюции пед. идей и учений, преодолевать сложности, вызванных разновременностью сходных тенденций в воспитании и образовании в разных религиях и цивилизациях.

5) Компаративистский подход. Дает возможность учитывать и сравнивать однотипные и знаковые явления всех социально-экономических эпох и цивилизаций.

6) Конкретноисторический. Означает трактовку идей, практики образовательных институтов в русле философии позитивизма, служащей отправной точкой фактологического осмысления историко-педагогического процесса.

проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества

К методологии историко-педагогической науки относятся следующие: теоретические методы; метод реконструкции; метод объяснения и понимания.Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.

В период Средневековья сложилась следующая система воспитания и образования: церковные школы – для подготовки служителей культа; дети 7-15 лет (только мальчики); рыцарские школы – для феодалов (графов, герцогов; городские школы – светские учебные заведения; университеты – высшие школы, выпускники которых становились бакалаврами («украшенные лавром»). Развитие ремесел и торговли привело к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение их самому ремеслу осуществлялось либо в семьях, либо в процессе цехового ученичества. Объединениями купцов – гильдиями – создавались гильдейские школы.

В эпоху Возрождения, когда происходило разложение феодализма и зарождение буржуазного общества. Педагогическая мысль получила дальнейшее развитие в трудах мыслителей Ренессанса. Для этого периода характерен расцвет науки, литературы, искусства (Коперник, Тициан, Леонардо да Винчи). Зарождалась новая педагогика (как совокупность идей и практики), хотя как самостоятельной науки ее пока не было. Возросший интерес к духовной культуре античного мира в эпоху Возрождения породил новый вид общего образования, получившего название классического. Его главное содержание составляло изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства. Учебным заведением, в котором можно было получить классическое образование, стала гимназия.

Источник

История развития педагогической мысли

Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики. К отечественной педагогической культуре относят такие произведения, как «Поучение детям » Владимира Мономаха, «Домострой » и др. Но большое влияние на зарождение педагогики как науки оказало раз витие педагогической мысли в Древней Греции. Еще в начале IV в. до н. э. Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.) призывал к развитию разума, интеллекта и воспитанию мудрости. Софисты заложили основы риторики, обучая людей «мыслить и говорить». Их последователь Сократ (469 – 399 гг. до н. э.) раз работал один из первых методических приемов образования и воспитания: вопросно‑ответное обучение. Его так и назвали в честь философа – «сократический метод».

В XVIII – XIX вв. на развитие педагогической мысли оказали большое влияние Джон Локк в Англии, Жан‑Жак Руссо во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт, Фридрих Вильгельм Фребель, Адольф Вильгельм Дистервег в Германии и др.

Жан‑Жак Руссо (1712 – 1778) ярко и убедительно протестовал против таких недостатков воспитания, которые порождают людей, далеких от практических проблем и реальной жизни. В основе его педагогической теории лежал принцип естественного воспитания. Руссо исходил из идеи природного совершенства детей, и поэтому считал, что им нужно лишь предоставлять полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Главным в процессе воспитания он считал развитие самодеятельности и активности ученика, наблюдательности, связь теории с практикой, учет интересов и наклонностей ребенка. Идеи Руссо положили начало разработке теории свободного воспитания и педоцентризма в педагогической науке, согласно которой воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей, способствуя их развитию. Разработанная французским педагогом программа формирования личности предусматривала естественное умственное, физическое, нравственное и трудовое воспитание.

Педагогическая система И.Г. Песталоцци базировалась на следующих принципах:

• основу обучения должны составлять наблюдения и опыт, на основе которого делаются выводы;

• процесс обучения должен строиться путем перехода от части к целому;

• применение наглядности помогает сформировать правильные представления, развить мышление и речь;

• вербализм способен формировать только пустых «болтунов»;

• обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Разработанный Песталоцци метод элементарного образования – это определенная система развития способностей, а также система упражнений, направленная на познание окружающего мира, открытие новых свойств и явлений.

Фридрих Вильгельм Фребель (1782 – 1852) был видным представителем педагогики первой половины XIX в. Свои педагогические воззрения он воплотил в книге «Воспитание человека», изданной в 1826 г. В своих взглядах на природу, общество, человека он был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии, чего, по его мнению, не доставало теории Песталоцци. Деятельность и поведение ребенка он признавал обусловленными врожденными инстинктами, а мир представлял как двухчаст ную струк туру, состоящую из материи и духа. К инстинктам относились сама деятельность (проявление творческого Божественного начала), познание (стремление познавать внут реннюю сущность всех вещей, т. е. Бога), художественные и религиозные инстинкты. Целью воспитания являлось развитие способностей ребенка, центром педагогической системы – теория игры. Так, Ф. Фребель с самого раннего детства предлагал детям шесть «даров». Первым даром являлись мя чи небольшого размера, связанные из шерсти и окрашенные в разные цвета. Каждый из них держался на нитке, поэтому, покачивая его, можно было знакомить детей с понятиями «вперед» – «назад», «вверх» – «вниз», «вправо» – «влево» или прятать его с целью знакомства с утверждением и отрицанием. Вторым даром выступали небольшие деревянные шары, кубики и цилиндры, сравнивая которые ребенок познавал форму. Шар при этом означал движение, а кубик являлся символом покоя. Цилиндр совмещал свойства шара и кубика. Третьим даром являлся куб, разделенный на восемь кубиков. Ребенок получал представление о целом и составляющих его частях, экспериментируя с этим материалом. Четвертый дар – тех же размеров кубик, но разделенный на восемь плиток. Пятый дар – кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них были, в свою очередь, разделены на более мелкие части. Шестой дар – кубик, разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на плитки, по диагонали и пр. Из последних двух даров можно было создавать разнообразные постройки.

Детский сад должен был осуществлять всестороннее развитие детей. Однако несколько попыток Фребеля открыть дошкольные учреждения кончились неудачно – то из‑за недостатка средств, то по политическим соображениям немецких властей, видевших в его системе атеистическое начало, ведущее к разрушению идейных мировоззрений юношества. В последующем вся система воспитания в детском саду строилась на основе выделенного им закона «единства в многообразии».

Материнские школы создавались для маленьких детей, которые в силу жизненных условий были лишены присмотра родителей – мать не могла оставить ребенка одного дома или позволить ему бродить по улицам и дорогам, где его подстерегали многочисленные опасности. Заботу о нем брала на себя материнская школа.

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870), которого по праву называют основателем научной педагогики в России. В свое время он совершил переворот в теории и педагогической практике, открыв возможность широкому кругу педагогов и читателей познакомиться с новейшими достижениями психологии, педаго гики и других наук. При этом он не забывал и о детях. Сочинял рассказы о том, что им близко, что волнует их в окружающей жизни: о растениях и животных, птицах, явлениях природы, самих ребятах. Читая эти произведения, дети узнавали о том, что хлеб, который они едят; одежда, которую носят; дом, в кото ром живут, – все это дело рук людей, и поэтому самый нужный в обществе – человек труда. Книги Ушинского побуждали присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления, любить родной язык и литературу.

Руководящую роль в воспитании Ушинский отдавал школе и учителям, поскольку считал, что от них зависит, насколько возвышенны и ценны будут цели воспитания. Он считал, что источник воспитательной силы – только человеческая личность педагога. Так, шаг за шагом, великий педагог‑ученый пересмотрел всю педагогику, требуя полного переустройства системы образования. Он составил подробные рекомендации о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций; раскрыл пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения: построил концепцию развивающего обучения. Естественно, преобразования, предложенные Ушинским, были встречены довольно критически чиновниками, видевшими в каждой новой идее проявление вольнодумства. Многие свои сочинения выдающийся педагог вынужден был писать в изгнании, за рубежом, но это не ограничило его деятельность. До революции вышло более десяти миллионов экземпляров книг Ушинского.

Возникновение экспериментальной педагогики в России относится к 80 – 90‑м годам XIX в. Ее представители намеревались создать объективную эмпирическую базу воспитания и обучения, сосредоточившись на детальном изучении психофизического развития детей.

Один из первых отечественных представителей школы «экспериментальной педагогики» Иван Александрович Сикорский (1842 – 1919), исследуя степень утомляемости школьников в процессе интеллектуальной работы применил новый метод – тест в виде диктанта. До и после определенной умственной работы дети писали одинаковый по трудности диктант; процент увеличения числа ошибок служил мерой утомляемости.

В конце XIX – начале ХХ в. центр педагогической мысли переместился в США. Американские ученые сформулировали общие принципы, и закономерности воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования. Важнейшие представители американской педагогики – Джон Дьуи (1859 – 1952) и Эдвард Торндайк (1874 – 1949).

Э. Торндайк научно сформулировал законы обучения, а так же определил стандарты и идеалы, требуя в обучении обязательного измерения и внедрения тестов. Выведенный им закон эффекта означал контроль за поведением путем применения метода проб и ошибок (повторяется то, что приводит к успеху).

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике стали Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) и Альберт Петрович Пинкевич (1884 – 1939).

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) внес значительный вклад в разработку методов исследования ребенка. Раскрывая взаимосвязь среды, наследственности и воспитания, решающую роль в формировании личности он отводил общественной среде и воспитанию с обязательным учетом наследственности, которая, по его мнению, создает предпосылки для развития личности. Такой подход позволял говорить о взаимосвязи внутренних мотивов личности и ее активного отношения к окружающей действительности на основе индивидуальной переработки внешних воздействий. Таким образом, считал Бехтерев, воспитание является решающим фактором формирования личности.

В 1907 г. на частные пожертвования им был создан Психоневрологический институт, в котором проводились комплексные работы по изучению нервной системы, мозга и психической деятельности. В том же году при Психоневрологическом институте было открыто первое в мире специальное подразделение, где занимались комплексными исследованиями процесса развития детей с момента их рождения и на протяжении всего раннего детства.

В младшем дошкольном возрасте особое внимание, по мнению В.М. Бехтерева, следует уделять развитию анализаторов, поэтому с дошкольниками необходимо организовывать общение, игру, вовлекать их в такие виды деятельности, в процессе которых происходит активное формирование органов чувств и познание окружающего мира. Накопление эстетических впечатлений, в свою очередь, способствует развитию у ребенка потребности в самостоятельном творческом выражении (рисовании, музыке и пр.).

Одним из первых В.М. Бехтерев поставил вопрос о половом воспитании, под которым понимал всю сумму медико‑педагогических воздействий, обеспечивающих здоровое половое поведение подростка.

Соглашаясь с этой мыслью П.П. Блонский предлагал создавать специальные условия для воспитания и обучения неуспевающих детей, поскольку конкуренция между детьми с сильным и слабым типами физического развития может приводить к конфликтам в детском коллективе.

Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939) в 20‑х – начале 30‑х годов определила воспитание коллективизма в лич ности каждого ребенка в качестве основных направлений работы в образовательных учреждениях.

Впоследствии все концепции и программы, изданные после революции, так или иначе были подчинены воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, хотя долгое время эта цель преломлялась через идеи коммунистического воспитания.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 3489 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

История педагогической мысли

Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире. Воспитание в эпоху европейского Средневековья. Школа и педагогика в новое время, до начала XX в. и в новейшее время с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.10.2010
Размер файла21,3 K

проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Смотреть картинку проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Картинка про проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества. Фото проанализировать как менялась педагогическая мысль за всю историю человечества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1 Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире

2 Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья

3 Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.)

4 Школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.)

Программа разработана Российской академией образования и одобрена экспертными советами ВАК Минобразования России по педагогике и психологии и по истории.

1 Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в Античном мире

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к нему как зачаточная форма организованного воспитания.

Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока. Воспитание и школа в древнейших государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.). Домашнее воспитание и его традиции. Возникновение письменности и школы. Дворцовые и храмовые школы. Обучение ремеслам. Подготовка жрецов. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока.

Зарождение философской мысли и место в ней вопросов человека и его воспитания (Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель и софисты в Древней Греции; Сенека, Цицерон, Квинтилиан в Древнем Риме). Идея гармонического сочетания умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими недостатками. Христианство и его концепция идеала человека.

2 Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья

Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации. Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание.

Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.

Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.) Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания.

Педагогическая мысль и изменения в подходах к воспитанию и школьному делу в период Реформации (М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм и др.)

Контрреформация и практика воспитания в иезуитских школах. Изменения отношения к детям с отклонениями от нормы в физическом и умственном развитии.

Школа и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Крещение Киевской Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Мастера грамоты. Древнерусская школа «учения книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы и отражение в них вопросов физического воспитания. Отношение к людям с различными физическими и умственными недостатками.

Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание.

Педагогические взгляды Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию новых учебных книг. Вопросы физического воспитания в их трудах.

3 Школа и педагогика в новое время (до начала XX в.)

Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVII XVIII вв.). Развитие школьного образования. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии).

Начало систематизации педагогического знания. Педагогические идеи В. Ратке. Педагогическая концепция Я.А. Коменского как составная часть его проекта переустройства общества. Отражение в ней вопросов физического развития человека.

Ступени возрастного развития человека в школьной системе по Я.А. Коменскому. Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы, правила и методы обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя.

Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Периодизация детства. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Забота о физическом развитии. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в последующем теории «свободного воспитания».

Проекты реформ народного образования в период французской революции конца XVIII в. Пробуждение интереса к воспитанию аномальных детей.

Социально-педагогические идеи американских просветителей (Т. Джефферсон, Т. Пейн, Б. Франклин и др.).

Школа и педагогическая мысль в России XVIII в. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. Деятельность Л.Ф. Магницкого и В.Н. Татищева как предпосылка становления методики профессионального образования.

Создание Петербургской Академии наук с университетом и гимназией. Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. Реформаторские идеи И.И. Бецкого. Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства.

М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России. Открытие Московского университета с гимназией при нем.

Учреждение Петербургской комиссии народных училищ и деятельность Ф.И. Янковича. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ.

Педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.). Развитие различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей к практической деятельности как элемент общего образования.

Отражение в педагогике и школьной практике концепции неогуманизма (В. Гумбольт).

Влияние немецкой классической философии на развитие педагогической мысли в Европе. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци: идеи развивающего поэлементного начального обучения и нравственного воспитания; практическая педагогическая деятельность. Забота о воспитании умственно-отсталых детей.

Развитие Ф.В.А. Дистервегом теории развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю.

Создание И.Ф. Гербартом основ научной педагогики. Идея многостороннего интереса. Структура процесса обучения. Содержание и средства нравственного воспитания детей.

Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Основные виды человеческой деятельности и задачи воспитания. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования.

Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования. Идеи Х. Манна о постановке школьного дела и организация им подготовки учителей.

Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).

Постепенное оформление дефектологии как отрасли педагогической науки на стыке собственно педагогики и медицины. Деятельность Э. Сегена. Последующее выделение в самостоятельные науки сурдопедагогики, олигофренопедагогики, логопедии, тифлопедагогики. Роль В. Гаюи и Л. Брайля в разработке вариантов рельефного шрифта для слепых и в дальнейшем развитии тифлопедагогики.

Педагогическая мысль в России (до 90-х гг. XIX в.). Развитие системы образования на основе устава учебных заведений 1804 г. Устав учебных заведений1828 г., усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при университетах.

Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания. Общественно-педагогическая мысль первой половины XIX в. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Г. Редкин и др.). Школьные реформы 60-х гг. Земская деятельность в области начального образования. Изменения в гимназическом обучении. Развитие женского образования. Школьные уставы 70-х гг. Распространение церковно-приходских школ. Деятельность С.А. Рачинского. Развитие педагогического образования.

Общественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. о роли воспитания в формировании и развитии личности (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А.Н. Острогорский). Их отношение к физическому воспитанию.

Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального воспитания, его программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Подготовка к трудовой деятельности. Влияние К.Д. Ушинского на развитие методики обучения в народной школе (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, и др.).

Индустриальное развитие России во второй половине XIX в. и усиление внимания к профессионально-техническому образованию. «Операционное» производственное обучение по Д.К. Советкину. Разработка «Общего нормального плана промышленного образования» по идеям И.А. Вышнеградского. Деятельность Е.Н. Андреева, С.А. Владимирского, П.И. Устинов в области профессионально-технического образования.

Мысли Л.Н. Толстого о воспитании. Открытие им школы крестьянских детей в Ясной Поляне.

Зарубежная педагогика и школа в конце XIX — начале XX вв. Основные направления развития педагогики и школы в Европе и Северной Америке. Реформаторская педагогика или «новое воспитание»; «свободное воспитание» (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт); «трудовая школа» (Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель); педагогика прагматизма (Дж. Дьюи и его последователи); «экспериментальная педагогика» (В.А. Лай, З. Мейман и др.); педология (Э. Торндайк, С Холл, А. Бине) и ее влияние на развитие всех отраслей педагогики и школы.

Создание новых школ педагогами-реформаторами (С. Редди, У.Бегли, Г.Литц, Г. Шаррельман, М. Монтессори, О. Декроли, Г.Винекен и др.). Место в них физического воспитания и трудовой леятельности.

Школа и педагогика в России в конце XIX — начале XX вв. (до 1917г.). Общественная и частная инициатива в области начального, среднего и высшего образования. Проблемы специальной педагогики.

Открытие начальных училищ повышенного типа. Введение ручного труда в общеобразовательную школу. Проекты реформы средней школы (комиссии Н.П. Боголепова и П.С. Ванновского, план школьной реформы П.Н. Игнатьева). Съезды по профессиональному и техническому образованию.

Дефектологическая деятельность Е.К. Грачевой и В.П. Кащенко.

Проблемы воспитания в трудах русских философов (В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев. Н.О. Лосский, С.Л. Франк).

4 Школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.)

Зарубежная школа и педагогика в новейшее время (с конца первой мировой войны до 90-х гг. XX в.). Изменения в организации воспитания и школьного образования в странах Западной Европы и США. Распространение нетрадиционных подходов к организации обучения и реализация их в школьной практике: метод проектов, Виннетка-план, Говард-план, Дальтон-план, «центры интересов», Йена-план и др.

Развитие школы и педагогики в России до конца Великой Отечественной войны (1918-1945 гг.). Создание государственного комитета по народному образованию в период февральской революции 1917 года. Октябрьский переворот 1917 г. Отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» и в «Основных принципах единой трудовой школы». Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Н.П. Лепешинский и др.).

Создание школ различного типа. Приоритетное внимание к практическим проблемам профессионально-технического образования. Программы ГУСа. Поиски новых организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, связь обучения с трудом.

Общеобразовательная школа в 30-е годы. Унификация ее структуры. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников. Упорядочение организации и методов школьного обучения.

Внеучебная деятельность учащихся. Ученическое самоуправление. Детские и юношеские организации в общеобразовательной школе.

Разработка педагогами 20-30-х гг. проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания и образования (П.П. Блонский, А.Н. Пинкевич, М.М. Пистрак и др.).

Особое внимание к проблемам дефектологии и специальных школ. Деятельность Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, И.И. Данюшевского, Ф.А. и Ф.Ф. Рау, И.А. Соколянского.

Теоретическая и практическая деятельность С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.

Педагогическая мысль русской эмиграции (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.И. Гессен).

Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Основные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной работы. Участие школьников в общественно-полезном и производительном труде. Педагогическая теория в годы войны. Создание Академии Педагогических наук РСФСР и разработка в ее учреждениях вопросов дефектологии, дошкольной педагогики, профессионально-технического образования.

Школа и педагогика за рубежом после второй мировой войны. Изменения в работе школ ведущих стран Западной Европы и США. Поиски новых образовательных средств: программированное обучение, компьютеризация обучения. Разработка стандартов образования. Дискуссии о возможности обучения некоторых категорий аномальных детей в массовой школе. Опыт такой работы.

Развитие педагогической науки. Расширение сферы деятельности Академии педагогических наук. Усиление с начала 60-х годов внимания к разработке теоретических проблем школьного воспитания и обучения. Исследование взаимосвязи обучения и развития, сущности процессов обучения, путей совершенствования структуры урока, активизации методов обучения, взаимосвязи репродуктивной и творческой познавательной деятельности. Проблема программированного обучения. Теория и практика проблемного обучения. Проблемы политехнического и профессионально-технического образования. Продолжение активной работы в сфере коррекционной педагогики (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.И. Дьячков и др.).

Появление новых типов школ.

Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования.

Подобные документы

История педагогической мысли и просвещения Казахстана. Мусульманские мектебы и медресе. Зарождение основ педагогической мысли в Казахстане IХ-ХIV вв. Педагогическое наследие Абу Наср Аль-Фараби, Ходже Ахмед Яссави. Идеи мыслителей казахской степи.

курсовая работа [76,0 K], добавлен 26.02.2014

Предпосылки развития философско-педагогической мысли и педагогической практики Средневекового Востока. Воспитание и образование в Византии. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения, основные методики, применяемые в современное время.

курсовая работа [51,3 K], добавлен 08.06.2014

Воспитание и школа в Киевской Руси. Памятники педагогической литературы Х1-ХШ вв. Реформы первой половины XVIII в. в области просвещения. Преподавательская деятельность М.В. Ломоносова. Вклад ученых-методистов в развитие учительской мысли в Беларуси.

дипломная работа [80,2 K], добавлен 12.02.2011

Социально-мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. Своеобразие философско-педагогической мысли в пространстве древних государств Востока. Общее и особенное в генезисе воспитания и обучения в странах этого региона: Египте, Древней Индии, Китае.

курсовая работа [42,1 K], добавлен 20.10.2011

Центры обучения писцов при дворцах и храмах. Изображение картин воспитания и обучении в эпоху Греции легендарным Гомером в поэмах «Илиада» и «Одиссея». Зарождение и эволюция педагогической мысли в Древней Греции, требования к минимальному обучению.

презентация [2,2 M], добавлен 29.03.2016

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. Обучение детей и юношества в Афинах. Мысли Демокрита и других мыслителей о воспитании и их значение в истории педагогики. Мнение Платона о формирование в детях нравственности и добродетельности.

реферат [27,0 K], добавлен 01.07.2011

История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

дипломная работа [129,4 K], добавлен 18.11.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *