призвание рюриковичей на русь
1150 лет назад в 862 году по древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван править на севере русской земли. Рюрика пригласили несколько «земель» (племён) славянского и финно-угорского происхождения, и он стал основателем династии, которая непрерывно правила Русью вплоть до конца 16 столетия. Последними её представителями на престоле Руси были Фёдор Иванович и Василий Шуйский.
К сожалению, мы очень мало знаем о внутренних причинах этого важного события. Но всё же можно высказать вполне логичное мнение, что призвание Рюрика было вызвано не только внутренней предпосылкой – остановить междоусобицу племён, но и геополитической. Управлявшие северными русскими землями старейшины (среди них был и Гостомысл, которого некоторые историки считают представителем древней княжеской династии, идущей от мифических князей Словена и Руса – сыновей Скифа) и, видимо, жреческие круги приняли решение преобразовать союз автономных земель в централизованное государство. Причина этого судьбоносного решения ясна – Руси угрожала страшная участь, гибель под натиском внешних врагов. Историкам известно, что т. н. «Новгородская Русь» имела теснейшие связи с землями славян в Центральной Европе. Этот факт подтверждают антропологические данные, однотипность археологических культур, торговые и культурные связи Новгорода с будущей Северной Германией. И управленческая, жреческая элита Руси знала о натиске «крестоносцев» на земли славян в Европе. Славяне Центральной Европы проигрывали эту битву, Рим и его «инструменты» умело использовали стратегию «разделяй и властвуй», сталкивая воинственные славянские союзы между собой, уничтожая и порабощая земли по очереди, одну за другой. Западные славянорусские племена не смогли создать единой державы и отразить натиск врага. Итог был страшен, после многовековой кровавой битвы славянская цивилизация Центральной Европы фактически была уничтожена.
Кроме того, учитывался и тот факт, что на юге Русь подверглась экспансии Хазарского каганата («змея» русских былин), который подчинил себе ряд славянских земель. Это было страшное, паразитическое образование, продававшее славян десятками тысяч на рабские рынки Востока и постоянно расширявшее свою сферу влияния. На юге Русской земле угрожала также Византийская империя (она уничтожит славян на юге Балканского полуострова и подчинит себе Болгарию) и экспансия арабов, ислама.
Естественно, что на роль фигуры, которая должна была начать масштабное строительство Русской державы, могли пригласить только человека, который отвечал определённым критериям. Во-первых, он должен быть «своим» для славян севера. Не зря летопись прямо говорит, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни англом, ни шведом, ни готландцем. А варяги его рода говорили на языке славянском. Иоакимовская летопись, сохранившаяся в передаче В. Н. Татищева, утверждает, что Рюрик был сыном Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Чужаку нельзя было поручать Дело столь глобальной значимости.
Что мы знаем о Рюрике
Сторонники норманнской версии призвания варягов на Русь, считают, что Рюрик был Рёриком (Рориком) Ютландским. Это был датский конунг, который служил франкской династии Каролингов. Он упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 — 873 годах. Впервые эта версия была выдвинута священником Х. Холлманом, издавшим в 1816 году в Бремене труд «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». О Рёрике известно немногое. Считается, что он был из рода Скьёльдунгов (легендарная королевская династия данов), которые правили в Хедебю. Его дядей (или братом) был ютландский правитель Харальд Клак. В молодости их обоих изгнали из Ютландии, и они служили Лотарю, участвуя в междоусобной борьбе потомков Карла Великого. Лотарь их вознаградил уделами во фризской земле. Но счастье не долго сопутствовало братьям – в 843 году Фрисланд по Верденскому соглашению был включён в состав империи. Норманские наёмники стали не нужны Лотарю. Рёрика и Харальда по обвинению в измене арестовали и бросили в тюрьму. Харальд скончался в тюрьме (по другой версии был убит в более позднее время), Рёрик смог сбежать и стал бездомным искателем приключений. Он был участником набегов норманнов на Англию и побережье державы франков. Рёрик получил довольно широкую известность в пиратских кругах – в 845 году сделал рейд вверх по реке Эльбе и атаковал Северную Францию. В 850 году под его началом был флот в 350 кораблей, с которым он нападал на берега Англии. Его прозвали «язвой христианства». В этом же году Рёрик отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. Лотарь даже был вынужден пойти на мир с Рёриком, с условием, что конунг будет защищать его северные земли от набегов данов, чем он довольно успешно и занимался.
Есть и другие серьёзные нестыковки. Рёрик является даном (предки современных датчан), который не мог говорить на одном языке со славянами. У конунга данов был только один брат, причём старший (или дядя). У Рюрика было два брата, и он был старшим. Нельзя сбрасывать со счетов и то соображение, что северные славяне и финно-угры хотели найти князя, который бы «владел нами и рядил ны по праву». Это очень важно, изгой, наёмный воин Рёрик не имел никаких прав на Северную Русь.
Ещё одна группа исследователей выдвигает мнение, что его вообще не было. Мол, раз не можем доказать, что Рюрик скандинав, так заявим, что это вообще миф, легенда. К примеру, Д. С. Лихачёв предположил, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу монаха-летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева. Но если следовать по пути таких исследователей, то на месте истории вообще камня на камне не останется. Можно значительное число летописных сообщений времён раннего средневековья объявить мифом, не говоря уж об истории античности, Древнего мира.
Имя Рюрика явно славянского происхождения. Так называли на славянских языках сокола: польск. «raróg», чешск. «rarašek», словацк. «raroh», укр. «раріг». Подобные имена встречались в Польше, Чехии, Словакии, в землях союза племён ободритов. Интересен и тот факт, что средневековый союз славянских племен ободритов-бодричей, который проживал по нижнему течению реки Лабы-Эльбы, также называли рарогами или реригами. Именем сокола (сокол в представлении славянорусов был животным-символом общеславянского бога, создателя всего живого и сущего – Рода) был назван и центр ободритов – город Рерик. Соколиная символика вообще характерна для славян, так называли города, замки, речки. Былины называют славных витязей и князей соколами. Герб Рюриковичей и современной Украины, которая «приватизировала» общую историю, изображает охотящегося сокола. Соколиной символикой наполнено «Слово о полку Игореве». Игорь идёт походом по степи в Тмутаракань: «Уже далече залетел сокол…». Бояре говорят Святославу Киевскому о двух братьях Игоре и Всеволоде: «два сокола слетеста с отня злата стола поискати града Тьмутораканя». Игорь из половецкого плена «соколомъ полете». Половецкие ханы, преследуя князя, говорят о нём как о «соколе», а о его сыне как о «сокольце». Таким образом, понятно, что соколом называют князя, потомка Сокола-Рюрика.
Поэтому, вполне логичной выглядит западнославянская гипотеза о том, что Рюрик и его братья были выходцами из среды западнославянских племён – вагров или руян, которые входили в союз ободритов (рарогов). Об этом писал ещё М. В. Ломоносов. Подтверждают эту версию общность языка варягов-руси с ильменскими славянами, культурные, археологические, антропологические связи ободритов с «новгородцами». К тому же родовые предания и родословные немецкой аристократии сохранили сведения о том, что сыновья Годлиба-Годлава (представителя княжеской династии ободритов), Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород. Правда, датировка событий не совпадает, но историкам известно, что датировка древнерусских летописей примерно до середины 10 столетия приблизительна. Сохранилось и народное предание о Рюрике и его двух братьях, которое было опубликовано в 30-х годах 19 столетия французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Французский писатель записал предание в Северной Германии у мекленбургских крестьян, которые жили на бывших землях славян-бодричей, к тому времени уже почти полностью онемеченных. По преданию, в 8 столетии в земле ободритов-рериков правил князь Годлав. У него было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный, Трувар Верный. Братья отправились в поисках славы на Восток, где отличились во многих битвах. В Руссии они свергли «тиранию» и восстановили мир и порядок в стране. Когда они решили вернуться домой, благодарный народ уговорил их остаться и править ими. Рюрик получил в управление Новгородскую землю (Nowoghorod), Сивар — Псковскую землю (Pleskow), Трувар — Белозерскую (Bile-Jezoro). После смерти Сивара и Трувара их земли вошли в состав единой державы, и Рюрик стал основателем княжеской династии.
Надо упомянуть и о матери Сокола-Рюрика. Согласно данным Иоакимовской летописи, матерью князя была дочь новгородского старейшины-князя Гостомысла – Умила. По новгородскому преданию Гостомыслу приснилось, что из чрева его дочери выросла большая яблоня, осенившая ветвями все славянские земли, и люди отовсюду приходили укрыться в её тени, вкусить сладких плодов. Волхвы-ведуны предрекли, что потомки дочери Гостомысла будут владеть севером Руси и многими другими землями, став основателями могучей державы. Тут мы видим, что в «призвании» князей-соколов приняло участие и русское жречество.
История государства России. Рюрик
Незаконченная режиссерская версия Иллюстрированной Истории Российского государства. Фильм никогда не выйдет на экраны. Сохранены несколько режиссерских серий.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
«Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус» 1986г. Автор: Илья Глазунов
Главным письменным источником, имеющим данные о биографии Рюрика, является «Повесть временных лет». В ней сообщается следующее:
«В 862 году представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом».
Откуда взялся родоначальник великой династии Рюриковичей и почему именно его славяне выбрали в качестве правителя?
Нужда в приглашении Рюрика заключалась в том, что в формировавшемся союзе племен шли споры о том, кто его будет возглавлять: представитель словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имевший опыт государственного управления, показался самой подходящей кандидатурой.
В том же 862 году, Рюрик, собрав всех своих родственников, приехал в земли славян. В первую очередь он занялся охраной земель от набегов других варягов.
Для этого был построен город-крепость Ладога, в котором на первое время обосновался Рюрик. Младшие братья Рюрика были посланы в другие пограничные пункты: Синеуса* отправили на Белоозеро, а Трувора* – в Изборск. Но через 2 года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному.
Однако, в соответствии с гипотезой, выдвинутой Г.Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, информация о братьях Рюрика является результатом ошибочного перевода со шведского. По данной версии: имя Синеус — это «свой род» (швед. sine hus), а Трувор – «верная дружина» (швед. thru varing). При этом работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.
По летописному преданию, в роли помощников Рюрик использовал своих мужей – представителей знати. Первого послал в Полоцк, второго – в Ростов, третьего – на Белоозеро. И в это же время в Киев отправились Аскольд и Дир.
Гравюра «Смерть Аскольда и Дира» 1839г. Автор: Ф.А. Бруни
Задачами посланцев были оборона от хазар и варягов, сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам Волхову, Вытегре, Западной Двине, Днепру и другим, а также дани с населения. Сам Рюрик переселился в район Новгорода (Рюриково городище). Сам Новгород возник позднее.
Два мужа, Аскольд и Дир, отправились в путь по Днепру и в пути увидели небольшой город на горе. Им поведали, что «было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В 879 году Рюрик умер, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был еще мал.
«Князь Олег и Игорь» 1972г. Автор: Илья Глазунов
Существует множество версий происхождения Рюрика, из которых основными являются Норманская и Западно-славянская. У каждой из них есть свои подверсии.
Норманская:
Рёрик из Дании:
Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский.
Эйрик из Швеции:
Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном.
Рорик из Гаутланда:
Конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов.
Западно-славянская:
Мекленбургские генеалогии:
Рюрик — это сын правителя ободритов Годлава.
Вендский сокол:
Рюрик — не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.
Иоакимовская летопись:
Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
Далее мы подробно разберём каждую версию.
Некоторые исследователи склонны отождествлять Рюрика с датским конунгом – Рёриком Ютландским (или Фрисландским).
«Призвание варягов» 1909г. Автор: Виктор Васнецов
Это брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде.
В первый раз имя Рёрика упоминается в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рёрик ведет войну в Дании против датского короля Хорика l, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь l был вынужден уступить Рёрику — Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 году Рёрик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) еще раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рёрик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию — Готфриду, племяннику Рёрика, по всей видимости в связи с кончиной последнего.
Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рёрика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями.
Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в 9 веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам.По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рёрика.
Также с Фризией связано замечание хрониста 12 века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах 17 века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.
Вторая версия скандинавского происхождения Рюрика связана с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы.
«Иллюстрированная хронология истории Российского Государства в портретах» Издание 1909 года
В сочинении исландского скальда начала 18 века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе 1018 года в Уппсале.
Один из участников схода заявил:
Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой.
Рорик из Гаутланда
Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями.
«Заморские гости» 1901г. Н.К. Рерих
У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом.
Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Арнвид был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины.
И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море. Тогда они вспомнили о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком.
Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику:
Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга.
Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском.
Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.
Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в первой половине 19 века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Письма о Севере». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных.
Отрывок из генеалогии Автор неизвестен
В предании говорится о том, что в 8 веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй – Сиваром Победоносным, третий – Труваром Верным.
Братья решили отправиться в поисках славы на восток. После многих деяний и страшных боев братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыпленное мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей.
Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья умерли, не оставив законных наследников, а Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии.
Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.
В начале 18 века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племен ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V.
Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
По немецкой версии король ободритов Вит-слав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб, погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом.
Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба — Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород.
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести Временных Лет), что является возможным, но достаточно сомнительным.
Впрочем, датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Геральдический знак Рюриковичей из Старой Ладоги. Реконструкция. Апрель 2009г.
Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик – это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов.
Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона.
Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами – «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Позже автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей – соколичами, однако такой эпитет с древних времен применялся к людям благородного происхождения.
Иоакимовская летопись – летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым.
Это, конечно, не Иоакимовская летопись, просто иллюстрация.
Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград.
На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жен Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норвежского) князя, которая родила Игоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.
Всё, что нужно знать о Рюриковичах
Arzamas составил краткую опись самых необходимых сведений о Рюриковичах: откуда они взялись, как выглядели, с кем дружили и враждовали и почему так любили ковры
Кто такой Рюрик?
Согласно летописной легенде, Рюрик пришел на Русь из Скандинавии вместе со своими братьями Синеусом и Трувором. Рюрику достался Новгород, Синеусу — Белоозеро, а Трувору — Изборск. Имя Рюрик несомненно восходит к скандинавскому имени Hrærekr. Имена его братьев, по-видимому, несколько искажены, но, предположительно, отражают скандинавские имена Signjótr и Þórvarr. Некоторые исследователи видят в Рюрике Рёрика Ютландского из датской династии Скьёльдунгов, жившего в середине IX века, однако эта версия не подкреплена ничем, кроме тождества имен.
Сребреник Владимира Святославича. Конец X — начало XI века На лицевой стороне князь Владимир, на оборотной — трезубец. © Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images
У историков нет ни независимых подтверждений сведений легенд о Рюрике и его братьях, ни возможностей точной датировки их деятельности. Возможно, легенда донесла до нас лишь имена мелких местных властителей. Установление полновластия династии Рюриковичей заняло достаточно длительное время. Между Рюриком и его сыном Игорем летописец XI века сообщает о правлении Олега, прозванного Вещим, который захватил Киев и воевал с Византией. В ранних вариантах летописи Олег назван воеводой Игоря. Когда же в начале XII века на Руси стали известны тексты договоров Олега с Византией 907 и 911 годов, выяснилось, что он заключал их не как воевода, а как носитель верховной власти над Русью. И в летопись пришлось вносить поправки: с XII века Олег стал называться родственником Рюрика, получившим власть по его завещанию.
Призвание варягов. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © radzivilovskaya-letopis.ru
Норманнская теория: как к ней относиться
Дискуссия о роли скандинавов (норманнов) в формировании русской государственности должна рассматриваться в двух плоскостях — научной и идеологической.
С научной точки зрения норманнский вопрос в целом был решен в конце XIX века, когда лингвистами, главным среди которых был великий датский ученый Вильгельм Томсен, было обосновано скандинавское происхождение десятков имен и названий, известных из древнерусских источников и византийских, греческих, описаний Руси: слов «русь» и «варяги», имен Рюрик, Олег, Игорь и т. д. Не подлежит никакому сомнению, что на Руси с VIII века присутствовало значительное число скандинавов. Изучение роли скандинавского компонента в формировании древнерусской культуры продолжается и остается одним из важнейших и актуальных вопросов русской истории.
Однако есть и идеологический вопрос, уходящий еще в XVII век, когда сведениями о скандинавских истоках Руси воспользовались шведские историки для оправдания шведской экспансии в Восточной Европе того времени. Эта трактовка вызвала ответное отрицание всяческой связи Руси и варягов со Скандинавией со стороны российских идеологов XVIII века, самым ярким среди которых был М. В. Ломоносов. К концу XIX века противников норманнской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии — научные аргументы антинорманнизма отсутствуют.
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © Wikimedia Commons
Рюриковичи были не единственными князьями на Руси
История домоногольской Руси современному человеку видится в несколько «рюрикоцентричной» перспективе, на самом же деле ближайшие потомки мифического Рюрика — далеко не единственная семья, которая некогда претендовала на то, чтобы стать династией на Руси.
Четыре короля на Руси
Скандинавы и после Рюрика были частыми гостями на Руси. Приезжали не только будущие жены князей, их окружение, купцы и наемники, но и короли, которые скрывались при дворе Рюриковичей от гражданских смут и неурядиц у себя в стране. По меньшей мере четыре норвежских правителя побывали на Руси до или во время своего правления (Олав Трюггвасон, Олав Харальдссон, Харальд Сигурдссон и Магнус Олавссон). Один из них — Олав Толстый, сын Харальда Гренландца, — стал святым и пользовался особым почитанием на Руси.
О князях домонгольской Руси известно прежде всего из летописей и других письменных источников, но летописи порой не лишены известной тенденциозности. У их составителей было вполне объяснимое желание, например, выделить, сделать доминирующей лишь одну ветвь из всей огромной семьи Рюриковичей — с определенного момента вполне заметно, скажем, что Мономашичи изображаются куда более положительно, чем другие ветви рода, будь то полоцкие князья или князья черниговские. В каком-то смысле сходная тенденция просматривается и в отношении династии Рюриковичей как таковой, дело излагается так, будто Рюриковичи — это с самого начала единственная правящая семья на Руси.
Тем не менее, согласно обрывочным, разрозненным и весьма лаконичным свидетельствам, на Руси были и другие князья. Основываясь на летописном рассказе, мы можем утверждать, например, что Полоцком в Х веке правил некий человек «из заморья» по имени Рогволод, судя по всему — варяг, поскольку его имя явно северного происхождения, из скандинавского Ragnvaldr. В летописи он именуется князем, и нам известно, что тогда еще язычник Владимир Святославич сватался за его дочь, а значит, скорее всего, они не состояли в прямом родстве. Неслучайно первое, что делает Владимир, насильно овладев Рогнедой и взяв ее в жены, — он истребляет всю ее семью, то есть, говоря современным языком, полностью устраняет конкурирующую организацию.
Варяги Аскольд (Höskuldr) и Дир (Dýri) княжат в Киеве, но изгоняются Олегом Вещим, опекавшим малолетнего Игоря Рюриковича, именно на том основании, что они не принадлежат к княжескому роду. После умерщвления Аскольда и Дира сам Олег, претендовавший на княжеское происхождение, хотя он не был, по-видимому, связан тесными родовыми узами с Рюриком, садится правителем в Киеве. В договорах Руси с греками 945 года наряду с Игорем Рюриковичем, княгиней Ольгой и таинственной правительницей со славянским именем П(е)редслава упоминается и загадочное «всякое княжьё», причем речь, по-видимому, идет отнюдь не о Рюриковичах, а о неких представителях других властных родов — упомянуты их послы, которые должны были договариваться с греками о мире и условиях торговли примерно на тех же основаниях, что послы Рюриковичей.
Объясняется ли скупость источников на сей счет тем, что Рюриковичи были крайне суровы со своими конкурентами и много пеклись, так сказать, о выравнивании династической ситуации на Руси? В точности мы этого не знаем, но от князя древлян, сватавшегося к княгине Ольге, в конечном итоге осталось в источниках только имя — Мал. Как известно, правительница жестоко отомстила за убийство своего мужа, князя Игоря, уничтожив практически всю древлянскую верхушку. К концу X века мы застаем Рюриковичей в качестве единственной полноправной династии, не имеющих себе равных, а следовательно, и находящихся в каком-то смысле вне конкуренции.
Византийский флот отражает нападение Руси на Константинополь в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XII–XIII века © Biblioteca Nacional de España
Русь как часть Европы
Домонгольская Русь — государство в чем-то чрезвычайно открытое, то есть обращенное в своих интересах в самые разные стороны и направления, она достаточно легко налаживала связи и контакты как с Западной Европой, так и с миром Востока. Несомненно при этом, что Русь была полноценной частью европейского мира.
Весь XI век Рюриковичи налаживали связи с другими государствами путем династических браков. Подробнее о всех браках можно узнать тут.
Княгиня Ольга, Святослав и Игорь — каждый по-своему, но очень активно контактировал с Византией. Русские князья пускай и вынужденно сперва, но с завидной регулярностью взаимодействовали с кочевниками и, например, часто брали в жены половецких княжон, связывая себя узами свойства и родства с кочевыми правителями. В то же время не будет преувеличением сказать, что в XI–XII веках династия Рюриковичей во многом была обращена лицом на Запад, и дело здесь не только в династических браках, хотя и в них тоже. Например, когда в Норвегии в середине XII века разразился чрезвычайно серьезный династический кризис и началась масштабная борьба за власть, среди прочих претендентов на королевский престол оказался малолетний потомок русского князя Мстислава Великого. Его родословная по женской линии (а его мать приходилась Мстиславу внучкой) была вполне весомым аргументом в политической борьбе. С Русью, несомненно, считались, она была, так сказать, полноценным собеседником, участником, а иногда и инициатором разного рода событий если не мирового, то во всяком случае общеевропейского масштаба. Русские князья постоянно входили в союзы и альянсы военно-политического характера и особенно охотно обменивались дочерьми с французскими, польскими, венгерскими и прочими королями. При этом уже тогда Русь по отношению к остальному миру занимала в каком-то смысле особенное положение. С точки зрения скандинавов, Северной или Западной Европы — Русь примыкала к Византии, была как бы ее продолжением, если не частью. В перспективе же Византии Русь — это северяне, которые лишь какой-то из своих сторон обращены к византийскому миру.
Подпись Анны Ярославны, королевы Франции, под грамотой Филиппа I в пользу аббатства Святого Криспина в Суассоне. 1063 годКириллицей: АНА РЪИНА © Bibliothèque Nationale de France, Department of Manuscripts
Передача власти и междоусобицы
Борис и Глеб, святые князья-мученники, были убиты Святополком, прозванным за это злодейство Окаянным. По крайней мере, так сообщают русские летописные и агиографические источники, которые в данном случае есть основания заподозрить в известной пристрастности. Независимый от собственно русской традиции иностранный источник недвусмысленно указывает на то, что Борис был убит по распоряжению своего единокровного брата Ярослава, впоследствии прозванного Мудрым, одного из самых влиятельных и знаменитых князей домонгольского периода. Подробнее об этом читайте тут.
Распределение княжеских столов среди Рюриковичей происходило по лествичному принципу. Столы имели свои ранги: к примеру, главный стол — Киев, второй по значению — Новгород, третий — Чернигов и так далее (при этом старшинство городов со временем менялось).
Член княжеского рода, если он не был изгоем или больным, получал стол в зависимости от своего старшинства. Когда кто-то из князей умирал, то его стол доставался следующему по старшинству и из города в город теоретически должны были перемещаться все остальные младшие князья. Изгоями считались дети князя, который не успел получить за свою жизнь главный стол.
Так, изгоем становился княжич, чей отец умер до смерти своего отца. Если князья-изгои не добивались большего силой, то лучшее, на что они могли претендовать, — это тот стол, который их отец занимал перед смертью. Естественным результатом лествичной системы были постоянные междоусобные войны старших племянников с младшими дядьями и войны против князей-изгоев. Так, например, в 1078 году двоюродные братья Олег Святославич и Борис Вячеславич, отцы которых умерли еще при жизни их старшего брата Изяслава Ярославича, восстали против своих дядьев Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающей битве на Нежатиной ниве погибли киевский князь Изяслав и его незадачливый племянник Борис, Олегу удалось бежать в Тмутаракань, а Киев достался Всеволоду. Отмирание лествичной системы прослеживается с XIII века. Ее сменяет более простой удельный принцип, при котором князья больше не переезжают из города в город.
Откуда взялись русские титулы «князь», «великий князь», «царь» и другие
Члены рода Рюриковичей именовались на Руси князьями. Этот титул был заимствован славянами из какого-то германского языка, вероятно из готского — от слова kuniggs, родственного английскому king, немецкому König, древнескандинавскому konungr. О широте распространения этого титула до прихода Рюрика известно немногое, хотя летописцы и называют князьями некоторых людей из других родов. Титул «великий князь» появился в XII веке и стал активно применяться к концу столетия в связи с разрастанием рода Рюриковичей и возвышением отдельных князей над другими.
Папа Лев III коронует Карла Великого зимой 800 года. Миниатюра из «Chroniques de France ou de Saint-Denis». Первая половина XIV века © British Library
Изредка применительно к русским князьям использовались и иные титулы. Иногда использовался римский по происхождению титул «цесарь» («царь»). Ярослава Мудрого называли тюркским титулом «каган», заимствованным у хазар. На этот титул претендовал и не названный по имени правитель Руси, послы которого были задержаны франкским императором в Ингельгейме в 839 году. Наконец, Даниил Романович Галицкий в 1254 году принял от папы римского королевскую корону, после чего он и его наследники стали именоваться королями Руси (этот титул ведет свое происхождение от имени императора Карла Великого).