признание киевской руси год международное
Международные связи древней Руси
Содержание:
Международные отношения Киевской Руси в IX – XII веках
К концу IХ века Русь представляла феодальное государство со столицей в Киеве. Для укрепления международного авторитета киевские князья начинают использовать не только метод устрашения военной силой, но и ведут мирные переговоры с ближайшими соседями и удаленными странами, выгодными в экономическом и политическом сотрудничестве.
Киевская Русь и Византия
Отношения с Византией у русичей зародились со времен военно-торговых походов «из варяг в греки». Эта могущественная держава оказала большое влияние на политику, экономику и культуру Киевской Руси. Первый мирный договор о торговле был заключен в 911 году князем Олегом. В 959 году княгиня Ольга положит начало отношениям с духовенством Византии. Она первой из великокняжеского рода приняла христианство. Заинтересованная в расширении сферы влияния византийская церковь укрепляет отношения с Русью.
Киевская Русь и страны Европы
Из ближних соседей наиболее тесные и дружественные отношения у Руси сложились с Болгарией. Еще до принятия христианства русские торговые караваны проходили по болгарской территории. А после крещения Руси из Болгарии ко двору киевского князя отправлялись православные монахи.
С другой славянской страной – Польшей, отношения были более сложные. Большую роль в этом снова сыграла религия – Польша выбрала католицизм. Регулярные военные конфликты с Польшей в Х-ХI веках, тем не менее, не прервали торговых отношений. Особенно бурно шло общение купцов на южных окраинах Руси.
Киевская Русь и Хазарский каганат в IX – начале XII веков
Хазарский каганат располагался на юго-восточных границах Киевской Руси. К IX веку кочевая держава контролировала территории Нижней Волги и Нижнего Дона, степи между Азовским и Каспийским морями, Северное Причерноморье. Завоевательные походы на Киевскую Русь с конца IX по начало Х века были успешны. Захваченные территории должны были платить дань каганату деньгами, пушниной, людьми.
К началу Х века внутренние конфликты ослабили хазар. В это же время возросло могущество Руси. Но только в 965 г. войска киевского князя Святослава Игоревича сумели разбить хазарские войска, захватить и разграбить столицу Хазарии – Итиль, разрушить главные сторожевые крепости. С этого момента Хазарский каганат перестал быть опасным соседом, а в скорее прекратил свое существование. На территориях Приазовья, в бассейнах Волги и Дона в конце Х века появляются новые славянские поселения, закладывается русское Тмутараканское княжество. Киевская Русь получает выход к Черному и Азовскому морям.
Киевская Русь и кочевники в IX – начале XII вв.
В X – XI веках вокруг территории только что сформировавшегося и еще неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Немало горя русскому народу принесли племена печенегов и половцев.
Древнерусское государство в борьбе с печенегами
Печенеги жили по берегам нижнего Днепра. Их молниеносные набеги на русскую землю заканчивались разорением поселений и массовыми убийствами жителей. Для защиты от внезапных нападений князь Олег начал строить цепь оборонительных сооружений для защиты Киева: сторожевые вышки, заградительные валы, города-крепости.
Тем не менее, в 969 году печенеги сумели осадили Киев. Князя Святослава в столице не было и руководила обороной княгиня Ольга. Ей удалось удержать город до прихода княжеской дружины. Святослав одержал победу над войском печенегов и освободил город от осады. Спустя три года Святослав погиб в бою против печенегов. Его сын, князь Владимир организовал против печенежских племен несколько крупных походов. А для охраны границ по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сулл, заложил пограничные города.
Прекратить печенежские набеги полностью удалось только Ярославу Мудрому. В 1036 он разбил отряды печенегов под Киевом. В честь этой победы повелел возвести в Киеве Софийский Собор. К XIV веку печенеги прекратили существование как единый народ.
Киевская Русь в борьбе с половецкими племенами
После избавления от печенегов в середине XI века Киевская Русь столкнулась с новым противником – половцами. Эти тюркоязычные племена заняли Северный Кавказ, часть Крыма и степи на южных границах Руси. Первое русско-половецкое сражение произошло в 1055 году. В конце XI века половцам удалось продвинуться вглубь страны. Начавшиеся в это время княжеские раздоры позволили кочевникам вплотную подойти к Киеву. Перед лицом большой опасности князья сумели договориться и организовали общий поход против половцев под предводительством Владимира Всеволодовича Мономаха. Объединенной русской дружине удалось освободить захваченные русские города и в 1111 году взять главное поселение одного из половецких племен – Шурукань. После этого поражения набеги половцев на Русь стали случаться реже, но происходили столкновения вплоть до конца XII века.
Войны с кочевниками подтачивали могущество Киевской Руси. Но при этом, присутствие этого врага сдерживала внутренние конфликты между княжествами, поддерживало единство государства.
Киевская Русь в начале своего государственного становления стала привлекательным политическим союзником, выгодным торговым партнером, серьезным военным противником.
Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв. (статья)
Однако посольство не привело к решению принципиальных вопросов взаимоотношений между двумя государствами. Могущественная Византийская империя не признавала складывающееся древнерусское государство. Важную роль в становлении русской государственности, развитии дипломатической системы Руси, расширении ее внешних связей и повышении престижа сыграли переговоры, состоявшиеся после успешного нападения руссов на Константинополь в 860 году, и первый в истории Древней Руси мирный договор о «мире и любви», заключенный с Византийской империей. Впервые русское войско осадило Константинополь, этот богатейший город, где находились огромные ценности. Русь, ранее довольствовавшаяся локальными нападениями на византийские владения и заключением частных соглашений с имперскими чиновниками, добилась переговоров с греками у стен Константинополя.
По словам историка Б.Д. Грекова, именно этот факт изменил характер отношений Византии и Киевской Руси. В ходе переговоров с Константинополем руссы шаг за шагом осваивали сложный дипломатический арсенал Империи, создавая при этом свои внешнеполитические стереотипы. Они сумели добиться того, что Византия отнеслась к своему партнеру как суверенному образованию и признала Русь в качестве нового восточнославянского государства. Согласно условиям договора между двумя государствами устанавливались мирные отношения, уплата Империей дани Киевской Руси, а также договоренность о крещении Руси. Христианская греческая миссия была допущена на Русь. Договор включал, кроме того, союзное обязательство Киевской Руси по отношению к Византии. Тем самым было положено начало выхода Руси из полосы изоляции, в которой оказались восточнославянские племена после нападения аваров, а позднее в связи с зависимостью от хазар.
Как отмечают большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие, внешнюю деятельность первых киевских князей направлял преимущественно экономический интерес. И эта деятельность была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.
Оживленными были и торговые связи Киевской Руси. Они простирались от Фландрии и до Югорской земли и от Скандинавии до Константинополя. Ладьи с воском, медом, мехами и прочими предметами экспорта обычно снаряжались в заморские плавания в Киеве или ближайших к нему городах на Днепре. Русских купцов хорошо знали на Востоке, в Центральной и Северной Европе. Их сухопутные караваны возили свои товары в Багдад и Индию. По Черному морю русские военно-торговые экспедиции ходили в Болгарию и Византию.
Стремясь закрепить дипломатический успех руссов, киевский князь Олег вновь послал в 911 году в Царьград (Константинополь) «своих мужей», которые по прибытии в столицу были приняты правящими императорами Львом VI и его братом Александром. На посольской конференции 911 года переговоры завершились подписанием развернутого общеполитического договора, в котором впервые в письменной форме были зафиксированы конкретные статьи взаимоотношений двух государств в юридической, экономической, политической и военной областях. По договору Империя получила, в частности, право принимать на службу русских дружинников.
Связанная с Византией союзническими обязательствами Русь предприняла в 912 году поход в районы Южного и Юго-Западного Прикаспия. Сахаров А.Н. в своем труде «Дипломатия Древней Руси» отмечает, что успешное наступление стало возможным в значительной степени благодаря дипломатическим усилиям руссов, сумевших обеспечить «транзит» дружины по территории Хазарии. Позже русская дипломатия не раз использовала печенегов, аланов и другие народы Северного Кавказа в различных политических комбинациях на востоке.
В 944 году Киевская Русь, желая добиться полного равенства с Византией, предприняла новый военный поход на Константинополь и снова добилась успеха. Византийское правительство через своих дипломатов обещало великому князю Игорю выплатить дань по прежнему соглашению. Более того, оно направило официальное посольство в Киев с целью выработки условий нового договора, где, согласно летописи, Игорь «глагола с ними о мире». Затем русское посольство отправилось в Константинополь, где были продолжены переговоры с греческими «боляре и сановники». Так, впервые в русской практике международных отношений использовалась форма направления ответного посольства.
Организовав прощальную аудиенцию для греков, руссы восприняли дипломатический опыт не только Византии, но и международную практику. Договор о мире, дружбе и военном союзе не был обоюдовыгодным, хотя отдельные его статьи и пронизаны духом компромисса. Русь подтвердила свой политический и торговый статус в Византии, но потеряла важное право беспошлинной торговли. Вместе с тем, она добилась официального признания своего влияния на северных берегах Черного моря, и в частности в устье Днепра. Большим успехом руссов стало и то, что из договора исчез титул «светлость», который ставил киевского князя в один ряд с малозначительными владетелями. Игорь был титулован как «великий князь русский», что указывало на возвышение его политического престижа в глазах Империи и среди восточноевропейских государств.
9 сентября 957 г. ей была назначена аудиенция у императора Константина Багрянородного. Изучив летописи тех времен, А.А. Шахматов пришел к выводу, что прием княгини полностью соответствовал церемониалу других иностранных правителей. Обстановка во дворце была чрезвычайно торжественной и помпезной, во время приема присутствовал весь двор. После этого для княгини были сделаны некоторые отступления от правил. Ольга без сопровождения приблизилась к трону и беседовала с императором стоя, а не пала перед ним ниц, как полагалось и как это сделала ее свита. Вскоре великая княгиня была приглашена на встречу с императорской семьей, во время которой и состоялся разговор с императором, ради которого она и прибыла в Константинополь. В семейном кругу Ольга удостоилась чести сидеть в присутствии императора, что считалось высокой привилегией, которая предоставлялась лишь коронованным особам.
В беседе с Константином Багрянородным Ольга обсудила процедуру предстоявшего обряда крещения. Вскоре она крестилась в присутствии императоров Константина Багрянородного и Романа в главном Константинопольском храме и получила благословение патриарха Полиевкта.
Таким образом, годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором, значительно расширены торговые связи Киевской Руси.
Вопросы государственного престижа Руси, расширения ее международных связей продолжали постоянно оставаться в центре внимания киевских правителей. Укрепление и расширение международных отношений достигалось разными путями: ценою политических сделок и уступок либо с помощью военной силы. Иногда о войне открыто оповещали противника, однако чаще войны готовились скрытно, а военная переписка велась тайно. Дипломатия той поры была отнюдь не примитивной, она носила печать своего времени. Средства, способы и формы, используемые ею, совершенствовались по мере становления государства (В.Т. Пашуто).
Уже в те далекие времена, участвуя в походах против арабов и норманнов, угрожавших союзной Византии, Русь не забывала и о собственных интересах, укрепляла свое влияние не только на Кавказе, но и на Средиземном море, воздействуя на германо-имперскую борьбу за Италию. Попытка греков столкнуть кочевников с Русью также закончилась провалом. Оттеснив Византию, руссы сумели удержать лесостепную границу и взять под контроль политику в отношении кочевников, превратив хазар, печенегов, торков и значительную часть половцев в своих союзников. В ход шли клятвы, подкупы и раздача пограничных земель, организация пышных приемов для послов, подарки и т.д. Немало половецких девушек- «хатуней», приняв православие, стали русскими княгинями. Широко используя дипломатию в международных отношениях с другими странами, руссы сохранили также свои позиции на главных торговых путях по Волге, Дону, Днепру, Днестру, Серети и Нижнему Дунаю.
Таким образом, подытоживая свой доклад на тему «Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв.» хочется отметить, что князья древнерусского государства всячески стремились к расширению границ своего государства, к укреплению политических и экономических связей, и главное к развитию торговых отношений с заморскими рынками.
Список литературы
Киевская Русь
Русские княжества →
Советский Союз (1922—1991) | |
---|---|
Российская Федерация (с 1991) | |
Правители | Хронология | Экспансия Портал «Россия» |
Появление Киевской Руси на международной арене. Первоначальная территория
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
В 860 году [12] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
Проблема возникновения государственности
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
Княжение Олега Вещего
Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
Игорь Рюрикович
Святослав Игоревич
Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города-крепости Саркела, построенного хазарами для блокировки нового пути транспортировки серебра, миновавшего Хазарский Каганат, а вместе с ним и столь обременяющие пошлины, Святослав построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году.
После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.
Характеристика государства в IX—X вв.
Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наемные дружины или, выражаясь современным языком, территориальные гарнизоны (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд — при Ольге, Святослав — при Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
Дружина
Дружина в период IX—X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племён. Размеры ежегодной оплаты наёмника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8—9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому воину составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счёт князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья и за счёт средств от сбыта его результатов на международном рынке. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделялась его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Налоги (дань)
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
Право
В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» — штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»). Среди вещных прав некоторые исследователи выделяют «персональное данничество», которое характеризовалось «верховным правом великого князя Киевского на землю и отчуждением права взимания некоторой части дани в пользу третьего лица. Персональное данничество имеет аналогии в большей степени с восточным землевладением типа „акта“, „тимара“, „тиуля“ и „джагира“». [16]
Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.
Древнерусское право, как указано в одной из монографий И. В. Петрова, стояло на страже интересов древнерусского купечества: «Правовая защита распространялась как на русских, так и на иностранных купцов… Личность и имущество купцов находились под охраной торговых обычаев, Закона русского, русско-византийских договоров… Лицо, покусившееся на неприкосновенность личности купца или его имущества, несло имущественную ответственность… В IX в. на территории Восточной Европы вырисовываются различные формы государственного регулирования торговых отношений: некоторые территории были открыты для иноземных торговцев, другие земли и племена вводили ограничения на некоторые или все виды торговой деятельности иноземцев…» [17]
Денежная система
Тип государства
Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси
При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.
В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.
Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти своего князя без наследника под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав переехал из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после которого их набеги на Русь прекратились (1036).
Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.
В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира I. Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.
Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др. Попытки укрепить власть предпринимали и Ярославичи, но менее успешно (Изяслав Ярославич погиб в междоусобице).
После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.
Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.
Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).
В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.
«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.
Распад
Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»).
С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительный период не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068), битва на реке Стугне (1093)).
После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако, также это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами, изгнанными из степей половцами и поселившимися на южнорусских границах).
Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.
На протяжении XII—XIII столетий часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, а также из-за непрекращающихся княжеских усобиц за Киевскую землю, переселялась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века, [19] переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое [20] [21] финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. [22] [23] Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Также ослабление Южной Руси связывают с удачей первых крестовых походов и изменением основных торговых путей.
В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь (1154), Переяславль (1157) и Туров (1162). В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал войска во главе со своим сыном Мстиславом, которые захватили Киев. Город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. В XII веке кроме киевского князя, титул великого стал носить также владимирские князья, а в XIII веке эпизодически также галицкий, черниговский и рязанский.
Характер государственности русских земель
При распаде Киевской Руси в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями.
Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Обычно походы проводились силами нескольких союзных княжеств. В летописях упоминаются численности порядка 10—20 тыс. чел.
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа).
В период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная (новгородская) гривна была ориентирована на северную марку, а южная — на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).
Торговля
Важнейшими торговыми путями Киевской Руси были:
См. также
Примечания
К рубежу 14-15 вв. прежняя, унаследованная от домонгольских времён структура, основой которой были княжества-земли, управлявшиеся определёнными ветвями рода Рюриковичей, ушла в прошлое…Большая часть русских земель оказалась поделённой между Великим княжеством Литовским и Московским великим княжеством.
Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. «Россия». — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. — 1007 с.: ил.: карт. ISBN 5-85270-326-5 (т. «Россия») ISBN 5-85270-320-6 С. 277—278.