признаки государства киевской руси
Признаки государства киевской руси
Людмила Владимировна Дудкина, Ольга Владимировна Щербакова
Шпаргалка по истории государства и права России
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.
История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства.
Самостоятельность науки истории государства и права России связывается с:
1) самостоятельным предметом;
2) специфическими методами изучения предмета истории государства и права России.
Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.
Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.
Методы делятся на 2 группы.
1. Общенаучные методы:
1) дедуктивный (означает, что изучение права осуществляется с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве);
2) индуктивный (т. е. выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов);
3) экзегетика (изучение права на основании толкования его исторических источников).
2. Специальные методы:
1) историко-сравнительный анализ (т. е. с помощью общего анализа идей права изучается право и его развитие на отдельных исторических этапах);
2) систематический метод (изучение истории государства и права в этом методе строится на основании деления этой науки на внутреннюю, т. е. историю развития и образования юридических норм и институтов, и внешнюю, т. е. историю источников права или властных структур);
3) периодизация (т. е. государство и право изучаются путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования).
Задачи истории государства и права России – это изучение исторического развития российского права с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.
Реализация задач истории государства и права осуществляется на основании исследования:
1) исторических источников права (всех возможных источников права, изданных в различные исторические периоды либо не изданных, но содержащих в себе необходимые сведения);
2) законодательных памятников (собственно изданных официальных кодексов, законов и т. п.);
3) исторических юридических документов (договоры, документы по текущему делопроизводству, переписи населения и т. п.). Изучение вышеперечисленных источников истории государства и права России должно производиться с учетом экономики и иных социальных явлений жизни России, закономерностей развития права.
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
Отечественная школа права выделяет различные причины возникновения Российского государства, периоды исторического развития и т. п. Она базируется на формационном подходе к развитию истории и государства, выдвинутом К. Марксом.
Периодизация истории государства и права представляет собой специфический метод изучения предмета данной науки.
Факторы введения периодизации истории государства и права России:
1) особенности развития социально-экономического российского общества на том или ином этапе (уровень экономического и технического развития);
2) особенности государственного развития (государственно-правовые формы, факты и явления).
1) форма государственного устройства;
3) правовая система.
1. Рабовладельческий тип государства и права характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией и Волжской Булгарией и т. д.
2. Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.
3. Образование Русского (Московского) централизованного государства. На данном историческом этапе формируется собственно Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое.
4. Середина XVI—середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии. Наибольшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV, присоединением новых территорий к Российскому государству.
5. Вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии. Он характеризуется значительным увеличением самодержавия в России, которое главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II, которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви.
6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений в России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II: судебной, военной, земской, городской и др.
7. Начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии. Он ознаменовался распространением политических идей Великой буржуазной революции в дворянских кругах России, созданием первой Государственной Думы.
8. Падение феодального типа государства и права в России – Февральская буржуазно-демократическая революция.
9. Октябрь 1917 г. – Великая октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический тип, который в свою очередь делится на периоды:
1) социалистическая революция и создание советского государства;
2) переходный период или период НЭПа;
3) период государственно-партийного социализма;
4) период кризиса социализма.
10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации. Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
В IX в. на территории современной России располагались первые государства:
1) Куявия – на территории Киева;
2) Славия – на территории Новгорода;
3) Арсения – ее место расположения историкам не известно.
Государственность руссов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства. Однако с хазарами постоянно происходили вооруженные столкновения, так как в VIII–IX вв. Хазария успешно торговала на рынке рабов, большей частью которых были – плененные восточные славяне.
Хазария, будучи государством восточного склада, во многом определила культурное развитие Русского государства не только как многонационального, но прежде всего как совмещающего в себе черты европейской правовой системы и черты восточного влияния.
Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Содержание:
Возникновение (теория) государственности у восточных славян
Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён.
Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.
Расселение восточных славян
До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины).
Теории происхождения восточных славян:
В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор.
Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений».
Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена.
Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане.
Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь.
Предпосылки возникновения государства
Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства.
К внутренним относятся:
Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние.
Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле.
Внутренними внешнеполитическими предпосылками были:
Предпосылки образования Древнерусского государства
Теории образования Древнерусского государства
В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской.
Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян.
Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова).
Этапы формирования государства у восточных славян
I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).
II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).
III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.
Древнерусские князья и их политика
Князь Олег
Кроме того, в 907 году Олег организовал поход в Константинополь и заключил с греками договор, согласно которому русским купцам разрешалось в течение шести месяцев находиться на территории Византии, получать продовольствие и материальную помощь от местных властей, а главное – беспошлинно торговать. В 911 году в результате второго успешного похода, князю удалось подписать ещё более выгодный договор.
Как и было сказано ранее, Олег значительно расширил территории Киевской Руси за счёт сосредоточия нескольких племён под единой княжеской властью. Однако на Руси по-прежнему отсутствовал управленческий аппарат. Присоединённые территории требовали сильного руководства, а князь и его дружина – содержания (для ведения войн и организации новых военных походов). С этой целью князь и его приближённые каждый год стали ненормированно собирать дань с зависимых территорий, решать важные вопросы и вершить суд. Это событие стало называться «полюдье», что означало «хождение по людям». Обычно в полюдье ходили с ноября (после сбора урожая) по апрель.
Несмотря на то что во главе государства стоял князь, его власть была сильно ограничена вече – народным собранием. Оно могло изгнать князя с его дружиной, если тот не справлялся со своими обязанностями. На вече решали внешнеполитические вопросы, принимали законы, заключали договоры, объявляли о призвании или изгнании князей.
В 912 году Олег умер. Согласно преданию, однажды волхвы предсказали князю, что тот погибнет от своего коня. Олег приказал увести его, и больше никогда не видел любимца, о котором всё же продолжал заботиться (кормил и поил). Через несколько лет, вернувшись из военного похода, Олег узнал, что его конь умер. Расстроенный, он отправился к лошадиным останкам. Попрощавшись со своим верным другом, он наступил на череп коня, из которого выползла змея и ужалила Олега.
Князь Игорь Рюрикович
В 912 году вся полнота власти перешла к сыну Рюрика Игорю. С этого времени некоторые племена начали выступать за отделение от Киевской Руси. Одним из таких плёмён были древляне. Игорь осуществил несколько походов в древлянские земли и жёстко подавил восстание. В качестве компенсации в 945 году Игорь повторно отправился в полюдье и потребовал собрать дань. В ответ на это в Искоростени (центр древлянских земель) вспыхнуло ещё более мощное восстание, в результате которого князь Игорь был убит.
Игорь продолжал политику своего предшественника. Так, за время своего правления ему удалось присоединить уличей и тиверцев и обложить их данью.
Сын Рюрика также организовал несколько военных походов в Византию (в 941 и в 944 годах). Первый поход был неудачным, а в результате второго Киевская Русь и Византия заключили новый, но уже менее выгодный для России договор, по которому русские купцы облагались пошлиной на торговлю, а дружины – обязанностью охранять пограничные с Византией территории.
Княгиня Ольга
Ольга – жена Игоря Рюриковича. Узнав о смерти мужа, Ольга поклялась отомстить древлянам. Княгиня сожгла их города и обложила древлян ещё большей данью.
После этого события Ольга провела реформу, в результате которой:
Эта мера привела к возникновению на Руси наместнической системы.
Ольга провела первую в нашей истории административную реформу. Её считают устроительницей русского государства.
Княгиня стала первой христианкой в великокняжеской семье. В 955 году она приняла крещение в Киеве в соборной церкви Святого Ильи, а в 957 году крестилась в Константинополе. В дальнейшем Ольга оказала особое влияние на своего внука Владимира и способствовала распространению христианства на Руси.
Пока её сын Святослав был мал, Ольга княжила в Киеве. Когда он принял княжение (в 962 году), Ольга продолжала заниматься внутренней политикой, так как Святослав всё своё княжение провёл в походах.
Святослав Игоревич
Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги. В основном, занимался внешней политикой и всё правление находился в военных походах.
Основные направления внешней политики:
1. Борьба с хазарами с целью расчистки Волжско-Каспийского торгового пути. Святослав организовал два похода:
После этого Святослав отправил на Кавказ, захватил Керченский пролив, присоединив Тмутаракань.
2. Походы в Византию с целью присоединения к России Дуная.
Слух об «Александре Македонском Восточной Европы» дошёл до Византии, которая вела войны с Болгарией. Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава на помощь.
Первый поход состоялся в 967-969 годах. Князю удалось захватить некоторые болгарские города, и он решил перенести столицу из Киева в Переяславец (на Дунае), тем самым нарушив военный союз с Византией и способствовав объединению Византии и Болгарии против России. Вместе с тем Святослав Игоревич не закрепил позиций Руси в степи, и вместо хазар степь заняли печенеги. В 969 году печенеги напали на Киев. Ольга вместе с внуками скрылась в церкви. Святослав был вынужден вернуться на Русь и отбить печенегов. После этого он вновь отправился в Византию.
Второй поход пришёлся на 970-971 годы. Новый император Иоанн Цимисхий разбил дружины Святослава, которые были вынуждены отступить и покинуть Болгарию. Святослав и Иоанн заключили договор, по которому провозглашалась неприкосновенность территорий Византии на Балканах и в Крыму, Россия вновь становилась союзником Византии, которая обещала ежегодно выплачивать дань. Иоанн Цимисхий разрешил вернуться Святославу и его дружине на Русь. Однако в 972 году князь попал в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав был убит. По некоторым данным, засада была тайно организована византийским императором, а после смерти русского князя хан печенегов сделал из его черепа чашу.
Владимир Святославич (Святой, Креститель, Былинный герой, Красное Солнышко)
Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши. Княгиня Ольга негативно отнеслась к связи её сына и рабыни. Она выгнала беременную Малушу из Киева, но не отказалась от внука. Когда ему исполнилось три года, она приказала привезти его обратно.
Так как Святослав был мало заинтересован во внутренней политике, то территорию Киевской Руси он поделили между сыновьями: Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в Древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава Игоревича между братьями началась междуусобная война.
Поводом послужило убийство Олегом одного из близких соратников Ярополка. В ответ на это старший брат отобрал у брата древлянские земли и разгромил войско Олега, погибшего в результате давки на мосту. Получив два княжества, Ярополк стал думать о завоевании Новгорода.
Принятие христианства
Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.
Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.
Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.
Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».
Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.
Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.
Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.
В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.
Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:
Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.
Значение принятия христианства
История государства и права России. Шпаргалка
Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Государственный строй Древнерусского государства
Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.
Признаки раннефеодальной монархии:
1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;
2) отсутствие юридической ответственности главы государства;
3) несформированные институты власти;
4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;
5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.
Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.
В функции великого князя входили:
1) организация и командование вооруженными силами;
3) налаживание внешней торговли;
4) назначение местного управления, княжеских агентов;
5) законодательная и судебная деятельность;
6) руководство внешними отношениями.
В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).
Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.
Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.
Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).