признаки эпопеи кому на руси жить хорошо
“Кому на Руси жить хорошо” как поэма-эпопея
Центральное место в произведениях Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин, его быт, его судьба. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это крестьянская эпопея. Но она, конечно, отличается от произведений признанных мастеров эпопеи, таких, как Гомер, например. При упоминании слова “эпопея” читателю вспоминаются бурно развивающиеся события, часто это война со всеми ее перипетиями.
У Некрасова этого нет, но именно в этом выражается его талант автора эпопеи. У Некрасова нет войны, но кризисная ситуация тем не менее присутствует.
Более того, мы говорим об этом произведении как о поэме-эпопее.
В чем выражается кризисная ситуация для народа в описываемое Некрасовым время? Это время, когда происходит освобождение крестьян, период противоречивый. Некоторые помещики отказываются признавать своих крестьян свободными, как, например, Утятин. Но не только помещики не признают новых правил: некоторые крестьяне не считают себя свободными, и пример этому “холоп примерный
Перед народом встают тревоги и опасности, справиться с которыми можно, только объединившись. И здесь просматривается еще одна черта эпопеи – народ объединяется для того, чтобы справиться всем вместе с трудностями, которые описываются в поэме с величайшей правдивостью и достоверностью. Все ситуации взяты из жизни, они очень реальны. Но автор не просто воспроизводит добросовестность как она есть, он вкладывает в это душу.
Читателю видны его переживания и страдания за судьбу крестьянина. Некрасов описывает события ярко и красочно, сопереживая и негодуя.
Кроме того, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” встречается множество фольклорных элементов, что говорит о ней как о красочной и близкой к народу эпопее. Фольклорные элементы – это и пословицы, и поговорки, песни, персонажи русских былин, народные приметы, о которых нередко упоминают герои поэмы. Например, такую характеристику дает себе сам крестьянин Яким Нагой: “Он до смерти работает, до полусмерти пьет. ”
Еще одной характерной чертой эпопеи, которая присутствует в “Кому на Руси жить хорошо”, является многогеройность. Мы не можем сказать, что кто-то из семи мужиков является главным героем, мы также не можем сказать, что эти семь мужиков вместе представляют основных персонажей. Ведь каждый из рассказывающих свою историю становится главенствующим, – читателя захватывают перипетии судьбы рассказчика, а странствующие мужики играют тогда очень второстепенную роль, их вопросы служат предлогом для отражения удивительных, трагичных судеб крестьян.
Герой поэмы, как, впрочем, и большинства произведений Некрасова, – это народ, простой народ со всеми трудностями его жизни, страданиями.
Но образ народа, вполне раскрытый в поэме, все-таки очень противоречив. Крестьянина обвиняют в пьянстве беспробудном и в других тяжких грехах. Кто же крестьянин? Праведный мученик или грешник?
Related posts:
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” как народная эпопея
По жанру “Кому на Руси жить хорошо” – поэма. Она похожа на древнюю эпическую поэму (последняя слагалась из народных лиро-эпических песен и сказаний) и больше всего напоминает эпопею, рассказывающую о событиях всенародно-исторического значения, такую, как “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Поэтому “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать народной эпопеей, или, по меткому выражению П. Н. Сакулина, “Одиссеей” нового времени (П. Н. Сакулин “Н.
А. Некрасов” М., 1928).
Во-первых, главной чертой эпопеи нового времени является
Реформа 1861 года до предела заострила все общественные противоречия и, таким образом, позволила проявиться русскому национальному характеру во всей полноте
Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчете господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином… (“Пир – на весь мир”)
Во-вторых, для эпопеи нового времени характерна широкая, многосторонняя картина мира, включающая многоголосый хор героев. Сюжет “Кому на Руси жить хорошо” строится на теме дороги: семь временнообязанных мужиков путешествуют по Руси, встречаются с разными людьми, выслушивают их рассказы о жизни, притчи, легенды. Таким образом, сквозная сюжетная линия обрастает множеством законченных, более-менее подробных рассказов, которые часто имеют свой собственный сюжет и композицию (жизнь Матрены Тимофеевны Корчагиной, Последыша, Савелия, Якова верного и т. д.).
Поэма по композиции похожа на мозаику или лоскутное одеяло, сшитое из разноцветных кусочков материи.
Тема поэмы – широчайшее изображение народной жизни пореформенного периода, что вполне соответствует эпопейному описанию. Автор предполагал вывести в поэме все слои русского общества, что доказывается спором мужиков, который дает толчок всему действию: Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву,
А Пров сказал: царю, (пролог)
Поэма осталась незаконченной, хотя вряд ли эпопея вообще может быть закончена. Она в принципе бесконечна, так как ее тема – изображение национального характера – неисчерпаема. Но крестьяне-путешественники все-таки побеседовали по душам и с помещиком Оболтом-Оболдуевым, и с попом, встретились с “вельможным боярином” князем Утятиным. В рассказе о Ермиле Гирине действует купец Алтынников и подьячие на торгах, где продавалась мельница.
Чиновники-взяточники появляются в жизни Матрены Тимофеевны, когда расследуют дело о смерти ее сына Демушки.
В-третьих, эпопея нового времени содержит глубокие философские раздумья о судьбах мира, а рядом – интимные переживания отдельной личности.
Идеей поэмы Некрасова (она сформулирована уже в заглавии) является рассуждение о человеческом счастье и представление счастливого человека. Свое понимание счастья высказывает каждый собеседник странников и на примере собственной жизни доказывает, что у него-то счастья нет. Такое решение проблемы счастья в поэме соответствовало первоначальному замыслу автора – показать, что отмена крепостного права была проведена так неудачно, что ни одно сословие не получило выгод в результате реформы.
Однако в течение многолетней работы (с 1863 по 1877 год) первоначальный замысел Некрасова изменился: на первое место в поэме вышли проблемы народной жизни и образы крестьян, то есть в окончательном виде “Кому на Руси жить хорошо” стала произведением о судьбе народа – народной эпопеей.
Бесспорно, главное место в поэме уделено образам людей из народа, изображению народной жизни во всем ее многообразии. Крестьяне описываются несколькими штрихами (главы “Сельская ярмонка”, “Пьяная ночь”) и подробно (Ермил Гирин), в массе (глава “Последыш”) и как отдельные личности (Агап Петров из главы “Последыш”, солдат Овсяников из главы “Пир – на весь мир”), мужчины и женщины (Матрена Тимофеевна), молодые (каменотес из главы “Счастливые”) и старые (дед Вавила из главы “Сельская ярмонка”). В произведении представлены крестьяне с высоким человеческим достоинством (староста Влас из главы “Пир – на весь мир”), крестьяне-холопы (дворовый Последыша Ипат или лакей князя Переметьева), крестьяне-мудрецы (Яким Нагой) и никчемные лодыри (Климка Лавин из главы “Последыш”), а также дворовые крепостные (Яков верный) и крестьяне-хлеборобы (вахлаки из главы “Пир – на весь мир”).
Главная идея произведения (ответ на вопрос “В чем счастье?”) на протяжении почти всей поэмы толкуется с крестьянской точки зрения. У мужиков-странников есть свое представление о счастливом человеке. Счастье они понимают серьезно, поэтому смеются над старухой из главы “Счастливые”, которая счастлива тем, что у нее уродилась хорошая репа, или над холопом с “благородной болезнью”.
Счастливый, по понятиям мужиков, не должен быть слишком богатым, но, конечно, и не должен бедствовать; у него крепкое здоровье, умная и работящая жена, здоровые и толковые дети. Этого от всего сердца желает Грише Добросклонову его крестный – староста Влас:
Дай бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену. (“Пир – на весь мир”)
Кроме того, счастливому человеку необходима чистая совесть. Именно поэтому в “кандидаты на счастье”, по мнению мужиков, не проходит Ермил Гирин. В конце концов странники встретили счастливого – Гришу Добросклонова.
Для юноши счастье – это не столько сытая и спокойная, сколько содержательная, пусть даже короткая жизнь, посвященная высокой цели. На пожелание Власа Гриша отвечает:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси! (там же)
Крестьянское понимание счастья, которое укладывается в формулу “покой, богатство, честь”, в поэме заменяется народническим. Вопрос о том, “кому живется весело, вольготно на Руси”, ставится уже не для отдельного человека, а как вопрос о всенародном счастье: честный человек не может быть спокоен и счастлив, если видит рядом с собой нищету народа, несправедливые общественные порядки.
Народ и его жизнь в “Кому на Руси жить хорошо” изображается как бы изнутри. Такая точка зрения характерна для фольклора, когда образ автора-рассказчика практически исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу (семи временнообязанным мужикам и их собеседникам). Вся европейская и русская культура нового времени стремилась утвердить неповторимость и ценность отдельной личности как автора, так и героя.
Некрасов в своей поэме сделал наоборот: отказался от субъективности авторского художественного восприятия и, благодаря такому самоустранению, создал народную эпопею в прямом смысле слова, аналогичную фольклорному произведению.
Итак, поэму Некрасова можно назвать “энциклопедией народной жизни”. Народность этого произведения заключается в том, что основное внимание автор уделяет изображению крестьянства, как его отдельных представителей, так и крестьянского мира в целом. В поэме выражается народный взгляд и оценка различных жизненных ситуаций.
Главная проблема поэмы – рассуждение о счастье – решается также в народном духе, потому что народнический взгляд является продолжением крестьянской точки зрения на эту проблему.
По жанру”Кому на Руси жить хорошо”является народной поэмой-эпопеей, так как в ней говорится о самых основополагающих проблемах бытия всей нации. Некрасов дал широчайшую картину жизни пореформенной России, в одном произведении сумел совместить изображение недавнего крепостнического прошлого и современности, описать отдельных представителей всех классов и сословий русского общества (особенно тщательно – крестьян), соединить размышления о “вечных” философских вопросах и переживания конкретной личности. В поэме автор проявил себя как выдающийся художник-мыслитель и патриот.
Образ Гриши Добросклонова и его песни придают оптимистическое звучание всему произведению.
Related posts:
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
Всего получено оценок: 4086.
Всего получено оценок: 4086.
Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского поэта Н. А. Некрасова. Предлагаем ознакомиться с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и при подготовке к ЕГЭ. Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как поэт создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
Год написания – 1866–1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
История создания
Свою работу над поэмой поэт начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд поэта. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова помешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжёлом состоянии, Некрасов закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам поэт.
Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в посткрепостнический период.
«Кому на Руси жить хорошо» анализ поэмы Некрасова – жанр, тема, план, проблемы произведения
Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского писателя Н. А. Некрасова. Предлагаем ознакомится с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и подготовке к ЕГЭ. Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как писатель создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
Год написания – 1866 – 1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины, не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного гнета, и главной ее темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой счастья, труда, и Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является эпической поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
История создания
Свою работу над поэмой, писатель начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд писателя. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова мешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжелом состоянии, писатель закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам писатель.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» анализ произведения будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся все сферы жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе, это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия, и общий сознательный труд во имя родины, могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает ее по – своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка развития действия: после возникшего спора, герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы, состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своем пути различных людей. Для некоторых из этих людей, счастье заключается в самых простых и обыденных вещах – выросла крупная репа, и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растет и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твердо убежден, что его предназначение в служение истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам, ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но, когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенес ее в финальную часть, как бы оставив свое поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по – разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания, и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества, высоко оценили это масштабное эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и народный эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как эпическая поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в после крепостнический период.
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
Поэзия всегда играла важную роль в русской литературе. Русские авторы внесли немалый вклад в мировое культурное наследие. Свою лепту внес и Николай Некрасов — пожалуй, один из самых значимых русских поэтов, чьё творчество глубоко отзывается в душе каждого человека. Его так и не завершённая поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала высшей точкой творческой жизни писателя. В неё он вложил все свои творческие силы и опыт, и сегодня большая часть людей знает о Некрасове именно благодаря его последнему творению. Многомудрый Литрекон советует Вам углубиться в детальный разбор этого произведения, чтобы увидеть все те богатства формы и содержания, которые поэт вложил в свою книгу.
История создания
Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.
Автору пришёл на ум по-настоящему эпический замысел: создать поэму из 6-8 частей, которая бы охватила все сферы жизни российского общества. Он начал работу в начале 60-х годов, и уже в 1865 году была готова первая часть книги. История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» представляет собой довольно интересные факты:
Творческая история и публикация поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лишний раз доказывают, что проблемы, о которых говорил Н.А. Некрасов, реально существовали.
Направление, жанр, размер
Композиция
Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. Из-за близкой смерти Некрасов был вынужден сократить объём поэмы.
В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.
Структура «Кому на Руси жить хорошо» — это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Он ушел из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определенный порядок в рукописи. Но его близкие люди помнили, как важно было это творение для поэта, и собрали главы в единое произведение уже после смерти автора. Этим объясняется нелогичность и фрагментарность некоторых эпизодов. Между ними нет законченной и основательной связи.
Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.
Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.
Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.
В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» делится на несколько типов героев:
Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.
Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:
В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.
Тематика в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека:
Нравственные уроки поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — это призыв к справедливости и гуманности, обращенный ко всем сословиям, но больше всего — к дворянам, которые близки к государю и могут повлиять на судьбу народа.
Основные проблемы
Социальная и нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрирует вечные вопросы, на которые русские люди до сих пор ищут ответы. Многие проблемы не имеют решения до сих пор.
Смысл
В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.
С одной стороны, мы видим дворянские пережитки и следы крепостничества, которые уродуют русский народ, превращают его в аморфную массу невежественных рабов. С другой же, мы видим, как постепенно в мужиках проявляются зачатки самосознания, как появляются настоящие патриоты своей Родины, вроде Гирина и Добросклонова. Это и есть основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — показать глобальные изменения в России и вдохновить читателей на совершенствование страны.
Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.
Критика
«Кому на Руси жить хорошо» была бурно встречена читателями и критиками.
Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.
Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:
Даже немногих строк, выписанных нами, достаточно для того, чтобы читатель мог видеть, как Некрасов в последнем своем произведении остался верен всегдашней своей идее: возбуждать сочувствие высших классов к простому люду, его нуждам и потребностям…» (М. Велинский, ««Кому на Руси жить хорошо» Некрасова», «Киевский телеграф», 1869 г., 19 мая, №57)
Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.
Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:
«Поэма эта несколько растянута, в ней вы встречаете многие сцены совершенно излишние, мешающие общему впечатлению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой поэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся…» («Новое время», 22 апреля 1870 г., №109)
И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя
Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо». А все потому что каждый крестьянин найдет в них отголосок своих понятий и стремлений; все потому что он почует в них свое простое, безыскусственное, человеческое чувство, переданное характерным и родным ему языком; все потому что поэт научил народ наш и знает его, как никто.» (критик под псевдонимом А. С., «Новое время», 1873 г., №61)
Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:
«Кому на Руси жить хорошо» – вовсе не сатирическая поэма, это нормальный народный эпос. Эпос странствия, русская «Одиссея», поделённая на семерых, потому что в одиночку в России странствовать невозможно. Мало того, что ты не выживешь, но тебе не с кем выпить, не с кем поговорить.
«Кому на Руси жить хорошо» считается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы, знаковым в творчестве великого поэта Некрасова.