принятие первой конституции в истории россии
Конституция Российской Федерации
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.
Содержание
История конституции
В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Разработка проекта
16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ. [2]
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:
В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.
Принятие (1993)
12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.
Конституция Российской Федерации 1993 года
Структура
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:
Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:
Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.
Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
Нормативный акт | До изменений | После |
---|---|---|
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Ингушская Республика | Республика Ингушетия |
Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Республика Северная Осетия | Республика Северная Осетия — Алания |
Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 | Республика Калмыкия — Хальмг Тангч | Республика Калмыкия |
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 | Чувашская Республика — Чаваш Республики | Чувашская Республика — Чувашия |
Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 | Ханты-Мансийский автономный округ | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:
Федеральный конституционный закон | Дата внесения изменений | Исключено из статьи 65 | Включено в статьи 65 |
---|---|---|---|
от 25 марта 2004 года № 1 | 1 декабря 2005 | Пермская область; Коми-Пермяцкий АО | Пермский край |
от 14 октября 2005 года № 6 | 1 января 2007 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО | Красноярский край |
от 12 июля 2006 года № 2 | 1 июля 2007 | Камчатская область; Корякский АО | Камчатский край |
от 30 декабря 2006 года № 6 | 1 января 2008 | Усть-Ордынский Бурятский АО | Иркутская область |
от 21 июля 2007 года № 5 | 1 марта 2008 | Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ | Забайкальский край |
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации»
Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»
Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
Отличие Конституции от законов
Конституция и ограничение прав и свобод человека
Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:
В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.
Вышеуказанные требования входят в так называемую «генеральную клаузу» — общую норму, на основании и в соответствии с которой допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции России осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности.
Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: «Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату «.
Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права».
Издание Конституции
См. также
Примечания
Ссылки
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия
Полезное
Смотреть что такое «Конституция Российской Федерации» в других словарях:
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (Constitution of the Russian Federation) основной закон Российской Федерации. Принята всенародный голосованием 12 декабря 1993 г. К РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Конституция Российской Федерации — Констит уция Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г — КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и… … Юридическая энциклопедия
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. — основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. К. РФ содержит… … Энциклопедический словарь экономики и права
КОНСТИТУЦИЯ (УСТАВ) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — основной закон субъекта РФ, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ статус республики… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
История Конституции Российской Федерации
Предыстория конституции в России берет свое начало в начале ХIХ века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялась идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Свои проекты конституций предлагали декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев.
В начале царствования императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок.
Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию конституции. Был подготовлен проект конституции Михаилом Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и пр. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста, предполагающего осуществление реформ, Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.
После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты (6 августа и 17 октября), в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.
Временное правительство после Февральской революции 1917 года взяло на себя функцию управления страной до созыва Учредительного собрания, призванного приступить к формированию в России правового государства. Однако созданное к началу 1918 года собрание решением ВЦИК было распущено уже 6 января того же года.
Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.
31 января 1924 года была принята Конституция Союза ССР, в значительной части включавшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений — разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.
5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный съезд Советов принимает следующую советскую Конституцию, в которой был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. В документ также были включены нормы, утверждающие экономические основы социализма. Впервые в истории государства в тексте Конституции говорилось о политических и личных правах и свободах.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. К ее особенностям можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза ССР.
Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года. Особенностью этого документа было наличие вводной теоретической части, в которой перечислялись основные этапы построения в СССР развитого социалистического общества.
Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года, опиралась на союзную Конституцию 1977 года. В ней был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.
14 марта 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6 о руководящей роли КПСС, соответствующие поправки были внесены и в Конституцию РСФСР.
12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет на всей территории страны, приняв Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В этом документе была провозглашена необходимость принятия новой Конституции, отражающей новые политические реалии. Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года.
От Александра Первого до Путина обнуленного. Краткая история российской Конституции
Тамара Эйдельман
Уже два века Россия безуспешно пытается обрести конституцию, достойную современной цивилизованной страны. Времена нескольких императоров прошли в бесплодных попытках принять хотя бы проект того, название чего даже боялись произносить. На излете Российской империи были приняты «Основные законы», а само слово «Конституция» по иронии судьбы применили только большевики. Мировой сенсацией стала «самая демократичная» сталинская конституция, принятая накануне 1937 года. Конституция победившей демократии просуществовала с 1993 по 2020 год. Историк Тамара Эйдельман напоминает о попытках России стать правовым государством во времена пяти императоров, пяти генсеков и двух с половиной президентов.
Слово «конституция» долго вызывало в России большие опасения. В XVIII–XIX веках всем было понятно его французское происхождение, а значит — о ужас! — связь с Великой революцией, когда во Франции сменилось несколько конституций. Государство, где веками существовала абсолютная власть короля, вдруг стало сначала конституционной монархией, а потом вообще республикой. В промежутке между принятием разных конституций французы успели еще казнить короля и королеву, а также многих других.
Конечно, мысль о конституции внушала российским правителям страх. Впрочем, не всем. Молодой наследник престола великий князь Александр Павлович признавался друзьям, что хочет дать России конституцию, отречься от престола и поселиться с женой в «маленьком домике на берегу Рейна». Вот интересно: конституция теоретически должна была облагодетельствовать Россию, но жить Александр собирался от нее подальше: видно, предполагал, что новое государственное устройство может принести ему лично неприятности.
В результате никакого изменения государственного строя не произошло. Вместо этого были изменены государственные учреждения — устаревшие коллегии заменили на более современные министерства. Реформа, безусловно, полезная, но явно уступающая по масштабу тому, что молодой император видел в своих мечтах.
Конституция Сперанского: первый блин
Царь постепенно потерял интерес к Негласному комитету, к тому же в 1805 году началась война с Наполеоном. После заключения мира в 1807 году Александр снова стал думать об изменениях в стране, и в эти годы Россия получила уникальный шанс. Взошла звезда выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского. С 1807 по 1812 год Сперанский был одним из самых близких Александру людей — он имел право ежедневного личного доклада царю, а что может обеспечить большее влияние в самодержавном государстве, чем постоянные контакты с правителем? Сперанский и Александр, очевидно, много говорили о возможных реформах, и в конце концов Сперанский предложил царю свой план государственных преобразований.
Во вступлении к проекту он очень аккуратно постарался развеять опасения царя насчет того, что от конституции недалеко до революции. «Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен тому степени гражданского образования, на коем стоит государство. Каждый раз, когда образ правления отстает или предваряет сей степень, он испровергается с большим иль меньшим потрясением». Попросту говоря, если Россия отстанет от «степени гражданского образования» и не проведет реформы, то грянет буря. Конституция (хотя это слово, конечно, не произносится) не приблизит, по мнению Сперанского, революцию, а, наоборот, укрепит стабильность. К тому же, если перемены будут проведены сверху, а не вырваны бунтующим народом, как во Франции, то опасаться вообще нечего.
На какое-то время Александр, кажется, поверил Сперанскому и одобрил его проект. План был совершенно замечательным и, наверное, самым последовательным и продуманным из всех проектов реформ, создававшихся в XIX веке. Сперанский предложил создать четырехступенчатую систему выборных органов — волостные, окружные, губернские думы и, наконец, Государственную думу. Над Думой, на манер английской палаты лордов, должна была быть создана верхняя палата — Государственный совет, без одобрения которого законы не принимались. Право голосовать следовало предоставить всем, кто владел собственностью. Если крепостной крестьянин выкупался на волю и получал собственность, он тоже обретал политические права. Впрочем, было ясно, что при такой системе крепостное право долго не продержится и будет отменено.
А. Кившенко. Император Николай I награждает Сперанского за составление свода законов
Александр вроде бы одобрил проект Сперанского и даже сделал первый шаг — в 1810 году был создан обновленный Государственный совет. Но это была только верхушка айсберга, теперь предстояло сформировать всю остальную систему. В это время до царя стали со всех сторон доходить жалобы, а иногда и откровенные доносы на Сперанского. Всеобщее возмущение при дворе вызвали два введенных с подачи реформатора указа — о необходимости для государственных чиновников либо представить диплом об окончании университета, либо сдать экзамен за университетский курс. В России, где большая часть дворян в то время получала домашнее образование, это означало, что немолодым министрам, сенаторам, начальникам департаментов придется сдавать экзамены. Второй указ сделал придворные чины просто званиями — теперь больше нельзя было считать себя находящимся на службе, получать жалованье и награды, если ты был просто придворным. Хочешь служить — служи по-настоящему, а не просто ошивайся при дворе. Можно представить себе ярость придворных, тем более что Сперанский был чужаком — выходцем из провинциального духовенства.
Карамзин доказывал, что самодержавие естественно для страны, а освобождение крестьян принесет им только вред
Карамзин, искренне любивший и уважавший царя, не побоялся напомнить ему про убийство отца — Павла I, в котором был замешан сам Александр, и намекнуть, что, лишив дворян их привилегий, царь потрясет сами основы существования России, что тогда может произойти? Александр I хорошо помнил, что и его дед, и его отец были свергнуты и убиты заговорщиками. Можем ли мы упрекнуть его за то, что он решил не торопиться с реформами? И все же, если бы проект Сперанского был осуществлен в 1810 году и Россия фактически получила конституцию и парламент, то сегодня мы жили бы в совсем другой стране…
В марте 1812 года царь пригласил Сперанского к себе и неожиданно сообщил, что отправляет его в ссылку. Во время этого разговора оба они плакали, вот только Александр остался во дворце, а Сперанский поехал в Нижний Новгород, где все считали его французским шпионом. Позже Сперанского вернут в Петербург, его карьера продолжится, но о реформах речи уже не будет…
Александр по сути дела до конца своего правления не оставлял мечты о конституции. После войны 1812 года и окончательной победы над Наполеоном Александр буквально вынудил нового французского короля Людовика XVIII не уничтожать все достижения революции и дать стране очередную конституцию, чтобы избежать новых потрясений. Конституцию получило и Царство Польское, вошедшее в состав Российской империи. А почему не Россия?
«О сладкой вольности гражданства»
Не знали о проектах царя и будущие декабристы, те самые молодые просвещенные офицеры, на которых Александру предлагал опираться его учитель Лагарп. Вот только после войны 1812 года и заграничных походов русской армии царь уже не был для молодых военных обожаемым кумиром — он обманул их ожидания, не провел реформ, стал, говоря словами Пушкина, «кочующим деспотом». Мало того, он готов дать конституцию Польше, но не России — неужели он настолько презирает свою страну? Кто знает, если бы декабристы знали, например, о проекте Новосильцева, то, может быть, вели бы себя по-другому, не видели бы в царе врага и тирана. Но самодержавная власть всегда предпочитает скрывать свои секреты.
Члены тайных обществ начинают готовиться в свержению царской власти и пишут свои проекты конституций — Никита Муравьев разрабатывает проект конституционной монархии, а Пестель — республики. Никто точно не понимает, когда и как произойдет смена власти, но все жаждут перемен.
В 1825 году после смерти Александра I заговорщики выйдут на Сенатскую площадь — и отправятся кто на виселицу, а кто в Сибирь или на Кавказ. Злые языки утверждали, что солдаты, которых вывели на площадь, считали, что Конституция, о которой говорили их командиры, — это жена великого князя Константина, от имени которого выступали восставшие. Это, скорее всего, не правда, а чья-то злая шутка, но что про конституцию в тот момент в России слышали немногие, — это увы, так.
Современных людей часто коробит то, как декабристы вели себя на допросах: почти никто из них ничего не скрывал, они охотно, как мы сказали бы сегодня, «сотрудничали со следствием». Но это не признак трусости — большая часть из них были военными, не раз мужественно стоявшими на поле боя под пулями и ядрами. Одной из причин их «разговорчивости» было желание выговориться, объяснить новому царю Николаю I, чего они на самом деле хотели, быть может, подтолкнуть его к реформам.
Д. Кардовский. Допрос декабристов в следственной комиссии
Николай действительно внимательно ознакомился со всеми декабристскими проектами, но сделал для себя вывод, прямо противоположный тому, на который рассчитывали мятежники. Он решил, что все идеи, связанные с Конституцией, разделением властей, правами и свободами, — это порождение западного брожения умов, которое как раз и погрузило Европу в бурю революций. У России же, с его точки зрения, был свой путь — спокойствия и стабильности при правлении самодержавного государя.
Александр II понял, что стране необходимы реформы. Но, как очень часто бывает в России, ему казалось, что, изменив экономические и социальные отношения, политический строй можно оставить неизменным. Крепостные крестьяне получили свободу, в губерниях, уездах и городах возникли выборные органы, печать освободилась от цензуры, народ — от мучительных рекрутских наборов. Чего еще можно хотеть?
Оказалось, что все еще были люди, считавшие, что России надо избавиться от самодержавия, что уездных и губернских земств недостаточно — в стране должен быть некий общероссийский выборный орган, хотя бы совещательный. А вот это уже казалось Александру слишком радикальным предложением. Опять забрезжил призрак конституции, а за ним — и гильотины, рубившей головы во время Французской революции.
Отношения между царем-реформатором и обществом накалялись все больше. Молодые радикалы не хотели идти ни на какие компромиссы — началась эпоха террора. И в эти страшные годы, когда Александр II стал едва ли не пленником в своем дворце, Россия снова получила уникальный шанс.
Лорис-Меликов, или Взорванный проект
Так возник знаменитый проект, который часто называют «конституцией Лорис-Меликова». Конечно, это не была конституция. Просто предлагалось для решения важнейших вопросов российской жизни созвать комиссию, сформированную частично из людей, назначенных властью, а частично — из избранных представителей городов и земств. Не исключено, что позже из работы этой комиссии выросло бы то, что потом могло стать если не законодательным парламентом, то хотя бы совещательным Земским собором, и это уже была бы большая перемена в российской жизни.
Основная мысль Победоносцева сводилась к тому, что покойный император сам породил революционное движение и террор
Проект Лорис-Меликова был отвергнут. Вскоре он ушел в отставку, за ним последовали и другие либеральные министры. Многие реформы Александра II были ограничены, а вот мысль о том, что православный народ любит своего государя и не нуждается в конституциях, оказалась очень близка новому царю. И снова, как и при Николае I, правление Александра III прошло спокойно, что, казалось, подтверждало его взгляд на Россию. Вот только расплачиваться за это пришлось его сыну Николаю II.
Одной из причин ужасающей неуступчивости Николая II и нежелания что-либо менять было убеждение, что государственный строй должен сохраниться неизменным. «Я не могу растратить наследство, полученное от предков, потому что должен передать его сыну», — не раз говорил Николай. В результате конституция в России все-таки появилась, но не дарованная сверху, как предлагал еще Сперанский, а вырванная народом во время революции 1905 года.
Само слово было слишком страшным и не произносилось, но Основные законы Российской империи, зафиксировавшие в 1906 году существование законодательной Государственной думы, — что это, если не конституция? Она сохраняла огромную власть царя, не давала возможности Думе влиять на формирование правительства, к тому же царь разгонял Думу, сам менял принятые им законы, но это было начало, из которого могло бы очень многое вырасти.
С большевистской прямотой
Увы, старая Россия ушла в прошлое, и большевики, получив власть, решили написать конституцию так, как это было нужно им.
10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов, тот самый, во время которого началось восстание левых эсеров, успевших за 8 месяцев, прошедших после революции, осознать, что творят их союзники большевики, — принял конституцию РСФСР. Верховная власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, а его исполнительным органом был ВЦИК. В конституции была этакая бандитская откровенность — она не пыталась делать вид, что в новом государстве все равны. Мало того, что голосовать могли не все. «Лишенцы» — дворяне, предприниматели, духовенство — вскоре узнали, что, помимо возможности выбирать и избираться в советы, их лишили еще и продовольственных карточек. И даже один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Впрочем, уже здесь присутствует то расхождение между принципами и реальностью, которое потом будет видно у всех конституций. Верховная власть у Съезда Советов, но на самом-то деле она у партии большевиков и ее карательных органов. Как говаривали советские люди «ЦК цыкает, а ЧК чикает».
Конституция СССР 1924 года закрепила все то же неравенство и все ту же фальшь, но теперь к ней прибавились еще слова о том, что Советский Союз — это «добровольное объединение равноправных народов» и «за каждой республикой обеспечено свободное право выхода из Союза». Скольким поколениям в послесталинскую эпоху радостно объясняли, насколько ленинский план создания СССР был лучше сталинского, потому что все республики на равных входили в состав Союза, а не подчинялись России. Позднейшие события показали, что не во всех республиках оценили демократичность ленинского плана.
Прошло двенадцать лет, и накануне Большого террора появилась куда более демократичная конституция. «Систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения ее многостепенности. Ее надо менять еще и в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием». Кто написал такие прекрасные слова? Товарищ Сталин, отец народа. Кто написал основной текст конституции, в которой провозглашалось введение всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и гарантировались все важнейшие свободы — совести, слова, печати, собраний — и даже неприкосновенность личности? — Бухарин, который будет арестован в феврале 1937 года, через неполных три месяца после принятия прекрасной конституции. Кто обсуждал и вносил поправки в конституцию? Да весь советский народ — 75 миллионов участвовали в обсуждениях, было опубликовано полтора миллиона поправок. Тот самый народ, который в это время гнали по этапу, избивали в камерах, гноили в лагерях. Те, кто стоял по ночам у окна, прислушиваясь к шуму колес на улице и вздыхая с облегчением: Пронесло. Сегодня не за мной.
В этой конституции тоже проскакивают откровения, показывающие стоящую за ней реальность. Статья 131: «Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа». Еще бы не являлись: «Закон о трех колосках» был принят еще в 1932 году, и сколько уже малолеток, которых голодавшие матери отправили на колхозное поле подобрать остатки урожая, и сколько таких матерей и отцов уже пожрал ГУЛАГ?
Статья 133: «Измена Родине, нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние». Скольких людей к этому времени уже заставили признаться, что они японские, немецкие и еще бог (или вернее черт) знает чьи шпионы? Скольких уже расстреляли?
И все равно, как дико это ни звучит, конституция 1936 года оставалась в течение многих лет самым демократичным документом, официально изданным в нашей стране. Не случайно в 1965 году правозащитники вышли на Пушкинскую площадь с плакатами «Уважайте советскую Конституцию!» И не случайно уже через несколько минут их разогнали.
В 1977 году торжественно приняли новую конституцию. Ее уже обсуждали 140 миллионов человек. Теперь в ней уже никого не называли врагами народа. Было только написано, что «лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону». Можно вспомнить, например, расстрелянных валютчиков или подпольных предпринимателей, или директора Елисеевского магазина.
Здесь тоже вдруг вылезла на поверхность жизненная реальность — знаменитая 6-я статья: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы… является Коммунистическая партия Советского Союза» — та самая статья, за отмену которой мы так боролись в перестройку.
Теперь же, после «обнуления» и поправок Россия по сути опять остается без конституции. Ну что ж, не в первый раз…