принцип вступления в брак на руси таблица
Медведев Валентин Григорьевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Тольяттинского государственного университета, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор.
Историко-правовая наука достаточно много знает о регулировании социальной, политической и экономической жизни древнерусского общества: археологические раскопки и многочисленные письменные источники дают возможность почти детально восстановить многие события, имевшие место в период средневековья. Однако вопрос правового регулирования брачно-семейных отношений остается достаточно неопределенным.
Происхождение слов «обручение», «обрученная» не вполне ясно. По мнению В.И. Даля, оно произошло от слова «обруч» (браслет), который надевали на руку обрученной. Некоторые ученые считают, что толкование данного слова надо искать в самом обряде брачного сговора, в ходе которого стороны, договорившись обо всех деталях заключения брака, били «рука об руку». Исходя из этого, можно предположить, что, несмотря на влияние церкви на формирование брачно-семейных отношений и стремление освятить их христианским благословением, порядок и форма предсвадебного ритуала со всей очевидностью говорят о том, что брак по своей сущности являлся в целом гражданским актом, потому что способ его заключения через брачный сговор или «ряд» представлял собой не что иное, как особый вид гражданского договора. В этом договоре фиксировались имущественные и личные неимущественные отношения между вступающими в брак молодыми людьми и их родственниками, которые влекли за собой появление определенных семейных прав и обязанностей со стороны супругов. При этом со времен языческой славянской родоплеменной общины такой договор по обычаю требовал в первую очередь общественного, а не церковного признания, что выражалось в организации родственниками жениха и невесты традиционного пиршества и присутствия приглашенных гостей.
Церковная форма обручения и брака в целом утверждалась с трудом. Сначала ее стали применять представители высших слоев феодального общества, в последующем она распространилась и на все свободное и зависимое население страны. Это объяснялось тем, что древнерусское право периода Киевской Руси, феодальной раздробленности и Московского государства как такового понятия брака не знало. Однако общие черты, характеризовавшие данный институт, в светском и церковном установлениях проступали достаточно четко. Согласно принятым правилам, брак определялся как пожизненный союз мужчины и женщины, при этом церковное право требовало, чтобы этот союз хотя бы формально выражал добрую волю обеих сторон. Брак должен был быть направлен на создание семьи и рождение детей, так как феодальное государство было в этом кровно заинтересовано. Процесс заключения брачного союза был подчинен определенным, установленным церковью канонам, иначе он не влек за собой никаких юридических последствий. Наконец, это был союз, который с необходимостью порождал определенные супружеские права и обязанности.
Законы Ману. IX. 88; Артхашастра. III. 3.
От язычников до большевиков: Как создавали семьи на Руси, кому отказывали в браке и когда разрешали развод
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как заключались браки в языческой Руси и после принятия христианства
В языческой Руси обычаи играли огромную роль, ими регулировались и семейные отношения. Для того чтобы брак считался заключенным, невесту похищали («умыкали»), получали за нее откупные, что основывалось на устных соглашениях между сторонами – об этом договаривались родители молодой с женихом или его родственниками. Существовали как моногамные, так и полигамные семьи.
После того как на Руси было принято христианство, брачными отношениями стала заведовать церковь, используя модель византийского брачно-семейного законодательства. Брак рассматривался как религиозное таинство, и церковь требовала соблюдения ряда условий для его заключения. Согласно Кормчей книге допускался один брак в жизни, перед венчанием обязательно проводился обряд обручения, что подтверждалось так называемой сговорной записью. Если какая-то из сторон не выполняла свое обещание, то она обязана была заплатить неустойку.
Не все правила строго исполнялись. Очень часто родители не спрашивали согласия молодых, поскольку по пришедшему из языческих времен обычаю брак рассматривался исключительно как имущественная сделка. Однако мнение родителей имело свой вес в знатных кругах. Простолюдины чаще заключали брак, основываясь на взаимном расположении друг к другу.
В средневековой Руси основой для регулирования семейных отношений использовался Домострой, его правила были обязательны. Идеальной моделью считалась моногамная патриархальная семья. Домострой объявлял семью высшей ценностью, которую следует беречь и не допускать ее распада.
Нововведения Петра I
После прихода к власти Петра I семейное право стало развиваться в качества важного элемента правовой структуры. Первый указ, который был выпущен царем, обрадовал многих, поскольку согласно ему ближайшие родственники молодых обязаны были присягнуть, что брак является добровольным и совершается по полному согласию сторон. Стало возможным расторгать обручение, неустойку за отказ вступать в брак перестали взимать. Родительская власть была уменьшена, а роль женщины в семье укреплена.
С 1722 года на приходских священников возлагается обязанность по регистрации браков. А в 1775 году заключить брак можно было только в церкви, к которой относился по проживанию один из брачующихся. Минимальный возраст для официального вступления в брак был повышен и стал составлять 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Но и повзрослевшие молодые должны были обязательно получить согласие родителей.
В сороковых годах XVIII века Cинод, заботясь о рождаемости, выпускает указ о запрете лицам, которым исполнилось 80 лет, вступать в брак. Документы, имеющие отношение к браку, стали вноситься в свод гражданских законов. Большое место уделяется регулировке семейных отношений, например, говорится, что муж обязан защищать и любить свою жену, помогать ей, прощать недостатки, а жена должна быть хозяйкой дома, беспрекословно слушаться мужа своего и любить его. Жить супруги должны в доме мужа.
Заключение браков в дореволюционной России
В XIX и начале XX века особых изменений в правила заключения брака внесено не было. Молодые, стремящаяся соединить своей судьбы, должны были испросить благословения у священника своего прихода. Если им хотелось обвенчаться в другом приходе, этого нельзя было сделать без разрешения священника той церкви, к которой они были приписаны. Чиновники и военные для того, чтобы женится, должны были иметь письменное согласие начальника. Жених и невеста получали так называемые предбрачное свидетельство, которое потом предъявлялось в храме для того, чтобы венчание было совершено.
Особые правила существовали для военных, поскольку они не относились к какому-то определенному приходу, их венчали там, где они жили. Разрешение начальства всё равно требовалось, но это не означало, что без него венчание не было бы совершенно. Но в этом случае военный получал строгий выговор.
Брак не заключался, если прежний не прекратился. Термин «прекращение» означал, что один из супругов скончался, либо брак был расторгнут. Отдельно стоит сказать про разводы. Оформить их официально было достаточно сложно, и процент разводов был ничтожен. Есть мнение историков, что большое количество незаконнорожденных детей появлялось в России именно из-за сложности процедуры развода.
Таким образом, вступить в брак можно было лишь получив разрешение от церкви и светской власти. Церковный допуск давала Духовная консистория, основываясь на показаниях священника того храма, к которому относились желающих вступить в брак. Светской властью уточнялись моменты, относящиеся к государственной юрисдикции, например, предстоит ли жениху в ближайшем времени военная служба.
Свадьбы на Руси всегда были связана с интересными обрядами. Запытывание невесты, согревание брачного ложа и другие традиции русской свадьбы вызывают и сегодня большой интерес.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Условия заключения христианского брака в древней руси *
Омельянчук Светлана Владимировна, доцент кафедры культурологии исторического факультета Владимирского государственного университета, кандидат исторических наук.
В статье исследуются условия заключения христианского брака в Древней Руси.
Ключевые слова: Древняя Русь, брак, родство, церковь.
The article investigates the conditions of detention of Christian marriage in Ancient Russia.
Key words: Ancient Russia, marriage, kinship, church.
На процесс формирования христианских норм брачно-семейного права и свадебных ритуалов в Древней Руси большое влияние оказывали как древние языческие традиции, санкционированные органами церковной власти, так и византийское законодательство о семье и браке.
Эклога. Византийский законодательный свод VIII века / Пер., вступ. ст. и коммент. Е.Э. Липшиц. М., 1965. С. 45; Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 443.
Татищев В. История Российская: В 3 т. М., 2003. Т. 2. Полное собрание русских летописей. С. 129 / Под ред. Е.Ф. Карского. М., 1962. Т. 2. Ипатьевская летопись. Стб. 658.
Столь ранние княжеские браки преследовали исключительно политические цели: укрепить мирные соглашения с соседями или расширить международные контакты, как, например, поступал Ярослав Мудрый, выдавая своих дочерей за представителей влиятельных домов Европы.
Еще одним необходимым условием для вступления в христианский брак было согласие самих брачующихся, а также их родителей или родственников. В языческом обществе брак являлся, прежде всего, имущественной сделкой между родителями жениха и невесты, поэтому согласия молодых людей на брак, за очень редким исключением (как, например, при сватовстве князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде), не спрашивали.
Полное собрание русских летописей. Т. 2. Стб. 368, 625.
Татищев В. Указ. соч. С. 299. Т. 2.
Повесть временных лет (по Лаврентьевскому списку) / Под ред. В.Л. Андриановой-Перетц. М.; Л., 1950. Ч. 1. С. 10; Полное собрание русских летописей. Т. 2. Стб. 612.
Среди препятствий к заключению брака важнейшим являлось наличие между молодоженами определенных степеней родства. Византийское, а за ним и древнерусское законодательство различали кровное родство, родство разнородное или свойство, родство от усыновления и духовное родство.
Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Труд В.Н. Бенешевича / Под общ. рук. Я.Н. Щапова. София, 1987. Т. 2. С. 46.
Цыпин В.А. Указ. соч. С. 352.
Русская историческая библиотека. Стб. 9.
Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. С. 119.
Русская историческая библиотека. Стб. 281.
Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. С. 277.
Таким образом, с принятием христианства на Руси церковь стремилась к внедрению в древнерусском обществе христианского брака, основанного на строгом соблюдении всех условий и требований, необходимых для его заключения. Однако для большинства представителей древнерусского общества они казались чрезмерно строгими, а иногда и непонятными, поэтому часто нарушались.
Малолетние невесты Древней Руси. Почему замуж отдавали даже 5-летних девочек, и что на это влияло
Фото © Public Domain
В истории разных народов случались периоды кровавых войн, потери населения и истощения наций, на что люди реагировали весьма своеобразно. Среди таких мер были, например, ранние браки. Не избежали такой необходимости и древние славяне. В «Повести временных лет» монах Нестор описывает брачные обычаи радимичей, вятичей и северян: «браков у них не бывало, но устраивались игрища между сёлами. И здесь умыкали себе жён по сговору с ними; имели же по две и по три жены».
У восточных славян долгое время существовал особый способ бракосочетания — кража невесты «от воды», когда девушка по предварительному сговору шла к реке, прихватив с собой узелок с вещами, а приглянувшийся ей жених «умыкал» её, позже откупаясь от недовольных родителей подарками. Часто новые пары образовывались по весне, начиная с праздника Лады — богини домашнего очага, а заканчивая Иваном Купалой.
В VIII веке девицы на Руси имели право выбирать мужа, и «умыкание» происходило по предварительному сговору. «И ту умыкаху жены собѢ, с нею же кто съвѢщашеся». При этом сговор мог носить и открытый характер, когда между собой договаривались не только молодые, но и их родители.
Фото © Public Domain
Несмотря на крещение Руси, у крестьян обычай кражи невест был в ходу до начала XVI века. Об этом в «Послании о купальской ночи» в 1505 году писал игумен Спасо-Елеазарова монастыря Памфил. Сколько же лет было этим девицам? По-разному: кому 13, кому 12, а кому и того меньше.
Сакральная обнажёнка. Чем занимались древние славяне для повышения урожая?
Если учесть, что устав князя Ярослава Мудрого, жившего в XI веке, законодательно запрещал выдавать девушек замуж ранее 13 лет, то следует признать, что проблема ранних браков на Руси существовала. Разумеется, это приводило к большой смертности среди юных матерей: ранние роды оканчивались осложнениями и молоденькие жёны умирали «от родильной горячки».
Обычай рано отдавать дочерей замуж оказался стойким. В XIV–XV веках Русской православной церкви пришлось не раз издавать запреты выдавать замуж девочек младше 12 лет.
Фото © Public Domain
Да, иногда такое действие можно было оправдать голодом, когда многодетная семья отдавала ребёнка чужому человеку, избавляясь от лишнего рта, но следует признать, что подобный обычай был распространён и в княжеской среде. Причём было это уже в христианские времена, когда появились новые традиции: обычай сговора родителей, обычаи сватовства и обручения; когда уже были известны понятия «суженый» или «обручённая».
По летописям известно, что малолетним княжеским невестам на Руси было не двенадцать, а восемь и даже пять лет! Впрочем, и женихи были им под стать: кому было восемь, а кому одиннадцать лет.
Сакральная обнажёнка. Чем занимались древние славяне для повышения урожая?
Например, в XII веке киевский князь Всеволод Большое Гнездо отдал замуж свою дочь Верхуславу за Ростислава Рюриковича, княжившего в Белгороде. Жениху в ту пору было 16 лет. За невесту дали богатое приданое — много золота и серебра; а отец жениха князь Рюрик Ростиславич дал Верхуславе «много даров и город Брягин». Сама же Верхуслава была «мила и молода — только осьми лет». Свадьбу сыграли столь пышную, какой на Руси ещё не было, — на ней веселились 20 русских князей.
Пять лет было Марии, дочери тверского князя Бориса Александровича, когда её обручили с Иваном III — семилетним сыном московского великого князя Василия II. На торжестве присутствовали тверские князья, бояре, епископ Илия и гости из Москвы. «И бысть радость велия, — писал о событии монах Фома, — и тверечи радовашася, что Тверь и Москва бысть одно, и два государя воедино совокупашися».
Фото © Public Domain
В Средние века возраст невест на Руси не сильно изменился. Девушек по-прежнему отдавали замуж, едва они успевали созреть. В XVII–XVIII веках среди крепостных крестьян это было нормой, ведь чем раньше девочку отдадут замуж, тем больше детей она родит и тем больше крепостных будет у барина. Известно, что даже такой, казалось бы, прогрессивный дворянин, как полководец Александр Суворов, штрафовал своих крепостных, если те до 15 лет не успевали отдать девушку замуж. Поэтому вплоть до XIX века 16-летняя девица в крестьянской среде считалась уже старой, а выйти замуж в 19 лет было уже невозможно — никто не брал «старуху».
Как викинги — мастера пыток и казней — добирались до Константинополя через Русь
Показательными в этом плане являются строки из пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», в котором няня рассказывает Татьяне о своей судьбе:
«. — Да как же ты венчалась, няня?
— Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет. «.
Положение поменялось только в XIX веке, когда в 1830 году император Николай I специальным указом установил брачный возраст девушек с 16 лет, а юношей — с 18 лет. После этого средний возраст невест в России поднялся до 17–20 лет. Позже всего замуж стали выходить на севере России, например в Архангельской губернии, а раньше всего — на юге страны, где невестами становились в 17–19 лет. Однако стоит помнить, что дворяне, купцы, богатые казаки и мещане выдавали дочек замуж довольно поздно — с 21 года до 24 лет. С 1874 года мужчин в 21 год стали поголовно призывать в армию. Служили тогда от трёх до шести лет, а женились и того позже — в 24–27 лет.
Ну а за современный законодательно закреплённый брачный возраст в 18 лет спасибо надо сказать санитарным врачам СССР, в 1920-х годах увлёкшимся наукой евгеникой. Они посчитали, что наиболее здоровые и крепкие дети будут рождаться у женщин и мужчин, чей организм к моменту бракосочетания уже полностью сформировался и не ослаблен ранними родами (у женщин), инфекциями и половой распущенностью.
Как заключали брак в Российской империи
Органы ЗАГС, появившиеся в 1921 году в каждом регионе России, взяли на себя функцию регистрации браков. До этого момента заключить официальный брак в Российской империи можно было только в церкви.
Возраст вступления в брак в Российской империи
С принятием христианства на Руси институт брака находился в ведении православной церкви. Для женихов был установлен возраст – не менее 15 лет, для невест – 13 лет. Обычно решение о женитьбе принималось родителями, поскольку чаще всего после свадьбы молодая семья проживала на территории свекров. Но бывали случаи, когда мужчина шел жить в дом тестя, что назвалось примачеством. (Подробнее о примаках можно прочитать в статье).
18 век
Похоже, что в разные периоды требования к брачующимся несколько отличались. Например, в ревизской сказке 1763 года (3 ревизия) неоднократно встречаются женихи возраста 12-16 лет (их невесты были обычно старше), или 19-летние мужчины, имеющие 5-летних детей. (Подробнее о ревизских сказках)
С 1774 года по указу Синода венчание должно было производиться в приходе, по месту проживания одного из будущих супругов (обычно проводилось по месту жительства жениха).
19 век
С 1840 года возраст жениха должен был составлять не менее 18 лет, а невесты – не менее 16 лет. Для вступления в брак требовалось разрешение и благословение родителей (опекунов) независимо от возраста молодых.
Обычно разница в возрасте жениха и невесты составляла несколько лет. В 18 веке в крестьянских семьях часто встречались случаи, когда невеста старше жениха на 3-5 лет, обычно в этом случае жениху 17-19 лет. Наблюдалась и противоположная картина: если жениху 23-26 лет, то невесте обычно 18-20 лет. Ровесники в парах встречались нечасто.
Поскольку я составила уже довольно обширную родословную, то могу сказать, что на протяжении 300 столетий абсолютное большинство моих предков вступали в брак после 20 лет.
Метрическая запись о браке
Факт венчания (бракосочетания) заносился во вторую часть метрической книги, которая так и называлась «О бракосочетаниях». В графах указывались обязательные данные:
Приводились данные свидетелей, которых назвали поручителями. Функцией поручителей было подтвердить и признать факт венчания. (Подробнее о метрических книгах)
Поручителями приглашали родственников, близких друзей родителей. Были поручители с каждой стороны: по жениху и по невесте. Обычно по 2-3 человека.
Браки заключались круглый год, согласно записям в метрическим книгах, но гораздо чаще – зимой и осенью, что было обусловлено экономическими причинами. Осенью после сбора урожая, а зимой с начала января до конца февраля. В дни поста и святок браки не заключались.
Если один из супругов (или оба) были другого вероисповедания, то они должны были пройти крещение и принять православие.
Второй и последующие браки в Российской империи
Обычно второй и следующие браки заключались после смерти одного из супругов. За редким исключением это происходило после развода крестьян. Запрещались браки между близкими родственниками, а также в случае имеющегося не расторгнутого брака.
Разводы на Руси
Принято считать, что разводов на Руси церковь старалась избегать. Признать разведенным и выдать разрешение на следующий брак человеку могли в исключительных случаях:
Разбирательством вопроса развода на Руси занимался церковный суд. Привлекались свидетели, чтобы подтвердить или опровергнуть факт необходимости развода, после разбирательства принималось решение. Существовали случаи, когда один из супругов мог дать другому «отпускное письмо», в котором давал разрешение на вступление в другой брак и отмечал, что претензий не имеет.
О разводах у простых крестьян 17 века известно очень мало, встречаются единичные записи. А вот для правящей верхушки и государя это было обычным делом: неугодную жену под формальным предлогом ссылали в монастырь, а царь сватался к следующей девице.
Книги брачных обысков
Часто заключению брака в России предшествовала процедура брачного обыска, с помощью которой предполагалось обезопасить будущую семью от близкородственного брака, а также избежать других ситуаций, где, например, молодые женятся по принуждению или один уже состоит в браке.
Бытует мнение, что в каждой крестьянской общине были люди, которые следили за родословной каждой семьи, знали кто кому кем приходится, и с помощью этого знания могли контролировать браки между родней. По факту так было не всегда и не везде, в силу активного переселения крестьян.
Брачный обыск – это официальный документ, подписанный несколькими свидетелями, который подтверждал, что жених и невеста имеют право пожениться. Такие документы были введены в 1765 году.
Брачный обыск Новое Веретье, Новгородский уезд, Новгородской губернии
Ниже приведу традиционный текст одного из брачных обысков (мои предки по линии Гришиных, проживавшие в деревне Новое Веретье Новгородского уезда Новгородской губернии).
«1833 года Января 26-го дня 5-го округа пахотных солдат 1-ой волости унтер-офицер Яким Филипов и пахотный солдат Гаврила Никитин, со стороны жениха;
А со стороны невесты той же волости пахотный солдат Петр Сергеев и вдова Параскева Николаева дали сей обыск Старшему Священнику Иоанну Пент-Горекову.
В том что той же волости помощник Григорий Васильев холост, вступает в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретье Анисьею Ивановною по полюбовному, на то друг друга согласно, а непринужденно, с воли и благословения родителей и позволению начальства и из тех имеющих брачитие. Жениха нет живой жены, а невесты нет живого мужа, и небеглые. Родства между ними как то: кумовства, сватовства и крестного братства никакого не имеется.
У исповеди и Святого Причастия ежегодно бывали.
Возраст для брака совершенный, жениху 26 лет, а невесте 23 года, что показываем мы поддержать по сущей справедливости. А ежели паче вдруг откроются какие-либо препятствия, возбраняющие то бракосочетание, за то повинные мы буде строгому Законному Суждению, в чем исповедуемся.
К сему обыску вместо вышеозначенных поежан за неимением их грамоты по личной просьбе 1 волости помощник Михайло Васильев руку приложил».
Достоверность брачного обыска
Брачный обыск прикладывался к метрической книге. Данный документ показывает, что к вопросам регистрации браков подходили очень серьезно, осознавая важность этого момента. Ведь близкородственный брак мог негативно сказаться на здоровье будущих детей. Свидетели, как видно из текста брачного обыска, несли ответственность перед судом, за дачу «ложных показаний».
Обычно перед бракосочетанием проверялась достоверность сведений. Были случаи, когда в венчании отказывали, что в прочем не могло помешать молодым, например, поехать в соседний приход и попробовать обвенчаться там. (но маловероятно, что это бы случилось)
А был случай, когда уже после венчания священник выяснил, что жених и невеста являются родственниками более близкими, чем допустимо было для брака в Российской империи (обычно до 7 колена). Он настоял на том, чтобы брак был признан несостоявшимся и аннулированным. Свидетельствовавших в брачном обыске наказали.
Сведения для родословной из брачного обыска
Брачные обыски, как источник генеалогической информации для составления родословной, могут быть очень полезными. Из них можно узнать: данные жениха и невесты, место проживания на момент бракосочетания, можно увидеть собственноручные подписи жениха и невесты. Если жених был солдат, то вы узнаете его звание и место службы.
Для невесты, часто бывает указан ее отец, если он жив, то пишут «крестьянина Ивана Иванова сын Иванова дочь девка Анисья» (в моем примере отец не указан, по причине его смерти). Свидетелями в брачном обыске могли быть родственники, что поможет расширить семейное дерево.
Вот пример другого брачного обыска, где поручителем выступает брат жениха:
«26 января 1892 год.
Жених: д. Нового Веретья состоящий в запасе армии, служащий в 34-м летучем артиллерийском парке старшим фейвейкером Иван Григорьев.
Невеста: д. Старого Медведя крестьянина Алексея Алексеева Сидорова дочь Евгения Алексеева.
Жениху – 26 лет
Невесте – 28 лет
Поручители по жениху: д. Нового Веретья состоящий в запасе армии рядовой Никита Григорьев и д. Старого Медведя крестьянин Иван Григорьев.
По невесте: д. Старого Медведя крестьяне: Алексей Андреев и Андрей Иванов.
А по безграмотности и по личной просьбе той же деревни крестьянин Лука Петров.»
Документы для бракосочетания 17 – 19 век
Обычно предъявлялись документы о рождении (выпись из метрической книги);
Если один из новобрачных был из другого прихода, то предоставлял справку о том, что исправно посещал исповеди и причастие.
Для вторых браков: документы, подтверждающие вдовство или развод;
Для военнослужащих: свидетельство – разрешение от начальства с подписью и печатью, о дозволении вступить в брак.
Разрешения на брак в Российской империи
Поскольку мой предок был военнослужащим, то предварительно ему необходимо было получить разрешение от командира на брак. Ниже приведу текст из рекомендательного письма от командира к священнику, венчавшему молодых.
24 января 1833 составлено свидетельство.
«Новгородского удела Командир округа №5 пахотных солдат сим свидетельствует.
Что онаго округа 1 волости рядовой из помощников Григорий Васильев с позволения своего начальства и по взаимному согласию,
желает вступить в первый законный брак с девицею его же округа деревни Веретья Анисьею Ивановою.
Из коих жениху значится поселенным. Жениху отроду 26 лет, а невесте 23 года. Почему Командир округа просит старшего священника села Медведя Иоанна Пентгорекова совершить таинство бракосочетания 24.01.1833»
Разрешение командира также прикладывалось к брачному обыску. На нем священник ставил свою подпись и резолюцию.
Таким образом, вступление в брак в Российском государстве было делом серьезным и полным бюрократических пунктов. Хотя именно благодаря такому количеству бумажных книг, отчетов и информации о людях в них, современный исследователь родословной может успешно составить историю своей семьи.
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии: