приметы в кому на руси жить хорошо

Загадки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор)

приметы в кому на руси жить хорошо. Смотреть фото приметы в кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку приметы в кому на руси жить хорошо. Картинка про приметы в кому на руси жить хорошо. Фото приметы в кому на руси жить хорошо
«У колодца».
Иллюстрация С. В. Герасимова

Загадки являются одной из многочисленных форм фольклора, используемых Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Ниже представлены 25 русских народных загадок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор в произведении).

Загадки в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (фольклор в произведении)

«. Ой тени! тени черные! / Кого вы не нагоните? / Кого не перегоните? / Вас только, тени черные, / Нельзя поймать – обнять. «
(в основе лежат народные загадки про тень: «Чего не догонишь?», «Что глазами видеть можно, а руками взять нельзя?», «Что с земли не подымешь?».

«. Никто его не видывал, / А слышать всякий слыхивал, / Без тела — а живет оно, / Без языка — кричит. «
(в основе лежит народная загадка про эхо: «Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит»)

«. Лука похож на мельницу: / Одним не птица мельница, / Что, как ни машет крыльями, / Небось не полетит. «
(в основе лежит народная загадка про мельницу: «Птица-юстрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места»)

«. Смеется солнце красное, / Как девка из снопов. «
(в основе лежит народная загадка про солнце: «Красна девушка в окошко глядит»)

«. Так с бородой козел / Гулял по свету ранее, / Чем праотец Адам, / А дураком считается / И посейчас козел. «
(в основе лежат народные загадки про козла и барана: «Кто с бородой родился?», «Кто прежде родился: баран или Адам?»)

«. Земля не одевается / Зеленым ярким бархатом / И, как мертвец без савана, / Лежит под небом пасмурным / Печальна и нага. «
(в основе лежит народная загадка про землю и снег: «Ни хилела, ни болела, а саван надела»)

«. Замок – собачка верная: / Не лает, не кусается, / А не пускает в дом. «
(в основе лежит народная загадка про замок: «Черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает»)

«. Подлец ты, не топор! / Пустую службу, плевую / И ту не сослужил. / Всю жизнь свою ты кланялся, / А ласков не бывал. «
(в основе лежит народная загадка про топор: «Кланяется, кланяется: придет домой, растянется»)

«. Ночь тихая спускается, / Уж вышла в небо темное / Луна, уж пишет грамоту / Господь червонным золотом / По синему по бархату. «
(в основе лежит народная загадка про небо и звезды: «Написана грамотка по синему бархату, и не прочесть этой грамотки ни попам, ни дьякам, ни умным мужикам»)

«. Куда же ты, Оленушка? / Постой! еще дам пряничка, / Ты, как блоха проворная, / Наелась – и упрыгнула. Погладить не далась. «
(в основе лежат народные загадки про блоху: «Мала, а проворна; Где бывает — Там повелевает. » и «Пои, корми, а погладить не дается»)

«. И веник дрянь, Иван Ильич, / А погуляет по полу, / Куда как напылит. «
(в основе лежит народная загадка про веник: «Невелик мужичок, ножки жиденьки, подпоясан коротенько, а по избе пройдет — так пыль столбом»)

«. Не веретенце, друг! / Вот то, чем больше вертится, / Пузатее становится. «
(в основе лежит народная загадка про веретено: «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею»)

«. Весь век пила железная / Жует, а есть не ест. «
(в основе лежит народная загадка про пилу: «Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает»)

«. А свиньи ходят по земи — / Не видят неба век. «
(в основе лежит народная загадка про свинью: «По земле ходит, неба не видит»)

«. Привстал — и бабу за косу, / Как редьку за вихор. «
(в основе лежит народная загадка про редьку: «Кто ни подошел — всяк меня за вихор»)

«. Стоят «князья Волконские» / И детки их, что ранее / Родятся, чем отцы. «
(в основе лежат народные загадки о копнах, снопах, стогах сена: «Наперед отца и матери детки родятся», «Текушки текут, бегушки бегут, хотят Волынского князя сломать».

«. Соринка – дело плевое, / Да только не в глазу: / Пал дуб на море тихое, / И море все заплакало. «
(в основе лежит народная загадка про соринку в глазу: «Пал дуб в море; море плачет, а дуб нет»)

«. Как рукомойник кланяться / Готов за водку всякому. «
(в основе лежит народная загадка про рукомойник: «Один богомол — и всем кланяется»)

«. Придет пора последняя: / Заедем все в ухаб, / Не выедем никак, / В кромешный ад провалимся. «
(в основе лежит народная загадка о могиле «Заедешь в ухаб, не выедешь никак»)

«. Уж налились колосики. / Стоят столбы точеные, / Головки золоченые. «
(в основе лежит народная загадка о колосьях ржи: «На поле Ногайском, на рубеже Татарском стоят столбы точеные, головки золоченые»)

«. Теперь горох у всякого — / У старого, у малого, / Рассыпался горох / На семьдесят дорог. «
(в основе лежит народная загадка про небо, звезды или град: «Рассыпался горох на двенадцать (на семьдесят) дорог»)

«. Такая свекла добрая! / Точь-в-точь сапожки красные, / Лежит на полосе. «
(в основе лежит народная загадка про свеклу: «Красненьки сапожки в земельке лежат»)

«. Да правды из мошенника / И топором не вырубишь, / Что тени из стены. «
(в основе лежит народная загадка про тень: «Чего из стены не вырубишь?»)

«. А силой тот не хвастайся, / Кто сна не поборал. «
(в основе лежат народные загадки про сон: «И рать и воеводу в один мах перевалял», «Кого не осилит ни князь, ни псарь, ни княжий выжлок?»)

Источник

«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.

Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Источник

Урок по литературе на тему «Фольклорные традиции в «Прологе» поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Разделы: Литература

Цели:

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, тема и эпиграф к уроку, выставка книг, литературоведческие и исторические понятия, схемы: «Фольклорные основы поэмы», «Особенности языка и стиха поэмы», аудиозапись классической музыки.

Методические приёмы: фронтальный опрос, сообщения учащихся, анализ текста с элементами беседы, работа с опорными схемами, самостоятельная исследовательская работа по группам.

Ход урока

Нигде эта органическая связьпоэзии Некрасова с фольклоромне проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».
В. Е. Евгеньев-Максимов.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Звучит тихая музыка. Учащиеся читают строки из поэм Н. А. Некрасова.

2. Слово учителя.

Итак, мы попали с вами в мир поэзии Н. А. Некрасова. Сейчас прозвучали отрывки из поэм «Дедушка», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Саша». Если у вас появилось желание перечитать поэмы, вспомнить любимые строки, то я советую обратиться к книгам, которые представлены на выставке: сборники поэзии Некрасова, критические статьи, монографические исследования, ими вы сможете пользоваться в дальнейшем при подготовке к урокам.(Выставка книг)

А сегодня на уроке мы с вами приступаем к изучению итогового произведения в творчестве Некрасова, посвященного народу, – поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».

“Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привилось услыхать из уст его, и я затеял поэму «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни ”, – рассказывал Некрасов журналисту П.Безобразову.

– О чём вам говорят даты 1863-1877гг.? (Это даты написания поэмы, Некрасов работал около 14 лет (с перерывами в работе), т. к замысел, всестороннее изобразить русскую жизнь, требовал много сил и времени, кроме того, такой замысе л подразумевает незавершённость, ведь рассказывать о жизни можно бесконечно; задумано было около 7-8 глав, но поэт успел написать лишь 4 главы.)

1863 год – год, кода была начата работа над поэмой. Для России это очень сложный период, т. к. в 1861 г. вышел указ об отмене крепостного права, однако крестьяне всё ещё оставались зависимыми (их называли временнообязанные).

В тексте мы находим такие строки:

На столбвой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных…

Семь временнообязанных. – Согласно положению 19 февраля 1861 года бывшие крепостные обязаны были в течении ряда лет нести определённые повинности в пользу помещика. Лишь с момента полного выкупа крестьяне переводились из разряда временных в разряд полных земельных собственников.

(Понятия вывешиваются на доску: исторические понятия, ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЙ ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ)

– О чём вам говорит название поэмы?

Как уже было сказано, произведение писалось после отмены крепостного права, основной вопрос, который волновал тогда передовые умы России – это вопрос о положении крестьян: народ освобождён, но счастлив ли народ? Некрасов, которого прежде всего волновала судьба простого крестьянина, пытается ответить на этот злободневный вопрос в своём произведени; каковы же пути народа к счастью, есть ли счастливые на Руси? Однако уже первые строки говорят о тяжёлом положении крестьян. Например, названия деревень. (Зачитать)

Названия деревень Дырявина, Разутова, Заплатова символизируют нужду и бедность крестьян, трудное, бедственное положение; подчёркивают как горькую бедность, так и крайнюю забитость крестьянства; Неелова – голод, который постоянно испытывали крестьяне, потому что были неурожаи, пожары (Неурожайка, Горелова); единственное, что оставалось крестьянам – затянуть потуже пояса и терпеть.

Названия деревень были подсказаны самим фольклором. В то время была распространена, например, поговорка «Обыватель Голодалкиной волости села Обнищухина», зафиксированная прозаиком В. А. Слепцовым в «Списке пословиц и поговорок» и В. И. Далем в сборнике пословиц.

Работа над поэмой стала делом всей его жизни. Писать о народе, для народа и народным языком было целью поэта, и этой цели он подчиняет весь художественный строй поэмы. Он создал свой особенный «некрасовский» художественный стиль. Задумав изобразить живую душу народа, желая, чтобы его поэма стала «народной книгой», от начала и до конца была понятна народу, Некрасов решительнее пользуется народно-бытовым языком и народно-поэтическим стилем.

«Русские песни, предания, пословицы, суеверные страхи, наконец, русские сказки без сомнения заслуживают большего внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности», – писал он в одной из своих рецензий в 1841 году.

– Каковы же истоки народности Некрасова?

Сообщение, подготовленное учеником:

Некрасов был близок к народу. Сам он постоянно бывал в русских избах, благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смололду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики. Всё это он усвоил ещё в Грешнёве, в детские годы, находясь в непрерывном общении с крестьянами (мальчиком он очень любил играть с крестьянскими мальчишками) и постоянно слыша мудрую народную речь. В зрелые годы поэт тоже много времени проводил в деревне – летом приезжал в Ярославскую и Владимирскую губернии, гулял, много охотился (надо сказать, что Некрасов был страстным охотником), во время охоты нередко останавливался в крестьянских избах. Странствуя с ружьём из деревни в деревню, Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, знакомился со множеством деревенских людей, наблюдал их нравы и обычаи, жадно вслушивался в каждое слово их непринуждённых речей.

Очевидно, что народная речь, поговорки, пословицы, присказки были у него на слуху.

Всё это богатство впечатлений, накопленное годами наблюдений над жизнью народа, народу же и возвратил поэт в своём творчестве.

Народные пословицы, поговорки, загадки, плачи и заклинания частью вошли в поэзию Некрасова без изменения, частью вернулись к народу в литературной форме, не утратив ни формы, ни звучания, свойственного фольклору.

3. Сообщение темы, целей урока.

Широко использованы фольклорные образы и мотивы в стихотворениях и поэмах Некрасова.

Однако (учитель читает эпиграф к уроку):«Нигде эта органическая связь поэзии Некрасова с фольклором не проявляется так явственно, как в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».

И урок у нас сегодня необычный – урок-исследование, а исследуем мы народные фольклорные основы поэмы «Кому …». В центре же нашего внимания будет «Пролог» к поэме.

4. Работа над понятиями.

– Вспомним, что такое поэма?

– Что такое пролог? (Термины вывешиваются на доску)

5. Работа над “Прологом”.

– “Пролог” к поэме в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но разве он включает в себя только экспозиционные элементы? О чём мы узнаём из “Пролога”?

– Какие же фольклорные мотивы отразились уже в “Прологе”?

– Для этого вспомним, что такое фольклор – народное творчество, совокупность народных обрядовых действий; включает в себя сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки и т. д.(Термин выносится на доску)

приметы в кому на руси жить хорошо. Смотреть фото приметы в кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку приметы в кому на руси жить хорошо. Картинка про приметы в кому на руси жить хорошо. Фото приметы в кому на руси жить хорошо

Сказочные мотивы: зачин, сказочные герои, волшебные вещи, помогающие героям, животные разговаривают с человеком.

6. Исследование текста.

Беседа.

– Итак, обратимся к тексту.

– Что напоминают первые строки «Пролога»? (Сказочный зачин. Зачин – традиционное начало сказки: В каком году – рассчитывай…)

Многие русские народные сказки начинались похожим образом: В некотором царстве, в некотром государстве. Жили-были. Давным-давно…)

– Таким образом, с самого начала мы ощущаем сказочный тон повествования.

– Какие ещё сказочные мотивы вы бы отметили в «Прологе»? (Почти все герои названы по именам, а фамилии не указываются (зачитать); магическое число 7 (мужиков, филинов, деревьев.)

Действительно, фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных чисел. Приведите примеры из сказок? («Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и 7 гномов».)

Сказочным кажется сюжет, когда Пахом подбирает птенчика и беседует с ним, а затем и с пеночкой, которая в качестве выкупа за птенца даёт скатерь-самобранку, тайное место с «волшебной коробкой»; условная форма обращения к скатерти похожа на формулу обращения Емели к щуке в сказке «По щучьему веленью»; «две дюжие руки»; запрет пеночки, запрет и его нарушение – основа многих русских народных сказок. Примеры?(Выпил Иванушка водицы – стал козлёнком; сжёг царевич шкуру царевны-лягушки – отправился искать её за тридевять земель…)

Однако запрет пеночки так никогда и не нарушится, что лишний раз свидетельствует, по видимости, о незавершённости поэмы.

– Как вы объясните выражение: «А всё ж ты пташка малая сильнее мужика…»?

Постепенно к мужикам приходит осознание социальной несправедливости, попранных человеческих прав.

Кроме сказочных мотивов, в «Прологе» огромное количество примет, поговорок, загадок, которые не только отражают ум, красоту, мудрость речи русского народа, но и придают поэме чрезвычайную фольклорную насыщенность.

Маленькие по форме, они раскрывают образный мир человека.

Самостоятельная исследовательская работа по группам.

– Какие же пословицы, поговорки и загадки поместил в «Прологе» Некрасов?

Предлагаю провести самостоятельную исследовательскую работу по группам (1 вариант пословицы и поговорки, 2 вариант – загадки, 3 – поверья).

Пословицы.

«Мужик, что бык…» Пословица характеризует качество характера простого мужика, его упрямство, упорство, настойчивость. В современной речи можно встретить выражение: упрям, как бык) «Пташка малая, а коготок востёр». («Маленький, да удаленький») и т. д.

Загадки:

В словаре Даля мы находим такую загадку,
подслушанную у народа
«Живёт без тела, говорит без языка,

плачет без души, смеётся без радости;

никто его не видит, а всяк слышит»
(отголосок)
У Некрасова:
«Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,

Без тела – а живёт оно,

Без языка – кричит»
(эхо)
«Ой тени, тени чёрные…»
(тени)

Особенностью загадок Некрасова является то, что сразу же в тексте дана и отгадка.

Всё это свидетельствует, что Некрасов был очень внимателен к народному языку.

Приметы, поверья.

Поверье – идущее из старины, живущее в народе убеждение, вера в примету. Примета – явление, случай, которые в народе являются предвестием чего-нибудь.

«Ну, леший шутку славную над нами подшутил». Леший – в славянской мифологии: человекообразное, сказочное существо, живущее в лесу, дух леса, враждебный человеку. Раньше крестьяне искренне верили в существование нечистой силы и мифологических существ, поэтому такие поверья бытовали везде.

В настоящее время можно услышать такие выражения: леший попутал, иди ты к лешему (уходи), какого лешего? (выражение досады), леший его знает (кто его знает) – все они используются в просторечном стиле.

«Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать.»

Сам Некрасов даёт объяснение этой народной примете: кукушка перестаёт куковать, когда заколосится хлеб («подавившись колосом», говорит народ).

Работа над особенностями языка и стиха поэмы.

Показывая духовное богатство простого русского человека, Некрасов использует всё разнообразие речевых форм и интонаций устной разговорной народной речи.

Проведём исследование языка поэмы (работа по группам).

приметы в кому на руси жить хорошо. Смотреть фото приметы в кому на руси жить хорошо. Смотреть картинку приметы в кому на руси жить хорошо. Картинка про приметы в кому на руси жить хорошо. Фото приметы в кому на руси жить хорошо

Разнообразие речевых форм:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай…

Стих напевный, ритмичный, чему способствуют повторы, восходит к былине; можно наблюдать использование форм песенного языка. Размер мы определили: трёхстопный ямб с мужскими и дактилическими окончаниями (показать на доске).

Итак, своими исследованиями вы показали насколько самобытен и национален, поистине народен язык поэмы.

7. Итог.

– Какова роль «Пролога»? Его значение?

– В чём вы увидели своеобразие художественного мастерства Некрасова, читая «Пролог»? Какие фольклорные традиции мы наблюдали? Каковы языковые особенности?

Каково ваше первое впечатление от знакомства с поэмой?

Заключительное слово учителя.

Поэма Некрасова – кладезь народной мудрости.

Как могучая река, то спокойно и медленно, то бурно и стремительно, текут свободные стихи некрасовской музы:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…

Этот сверкающий поток слов захватывает и увлекает… Секрет вечной силы и молодости музы Некрасова в приобщении её к неиссякающему источнику русской народной поэзии. Да и мог ли Некрасов писать иначе книгу, по его словам «полезную, понятную народу и правдивую»? Бойкое, размашистое народное слово, меткое и остроумное, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо», – основа основ всей поэзии Некрасова.

Итак, наш урок-исследование подошёл к концу. Большое спасибо вам за работу.

8. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть, написать эссе на тему «Фольклорные традиции в «Прологе» поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

(Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *