примеры проектирования образовательной среды в истории образования
Презентация «Проектирование образовательной среды»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проектирование образовательной среды ОО
Описание слайда:
Среда – это окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Описание слайда:
Сущность понятия «Образовательная среда»
система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении (Балабанова Н.В.)
это «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования» (Божович Л.И.)
Описание слайда:
Главная задача по созданию образовательной среды
Это организация развивающихся возможностей образовательной среды
Описание слайда:
Условия создания благоприятной образовательной среды в ОУ:
Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми (взаимное уважение, сотрудничество, забота, поддержка и ценностное отношение к личности каждого)
Содержание образования (организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала)
Применение личностно – ориентированных технологий (методы обучения, активные формы познавательной деятельности)
Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий.
Описание слайда:
Условия создания благоприятной образовательной среды в ОУ:
5. Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов выполнения.
Создание атмосферы творчества, выражающейся в использовании любой возможности для проявления творчества детьми.
Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной.
Описание слайда:
Описание слайда:
Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.
Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.
Описание слайда:
Функции образовательной среды
4. Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды.
5. Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.
Описание слайда:
Уровни проектирования образовательной среды
Федеральный уровень
Региональный уровень
Локальный уровень
Микроуровень
Описание слайда:
Алгоритм проектирования развивающей образовательной среды
Определить образовательную идеологию и стратегию ее реализации
Определить конкретно-содержательные цели и задачи образовательного процесса на основе функций образования- включения в предметную деятельность, обеспечения функциональной грамотности, обеспечения личностного роста.
Разработать содержание образовательного процесса на основе комплекса потребностей его субъектов
Разработать проект технологической организации обр.среды на основе принципов организации деятельности, стимулов, взаимодействий.
Разработать проект пространственно-предметной организации образовательной среды на основе предъявляемых требований
Разработать проект социальной организации обр.среды
Провести экспертизу проекта обр.среды на основе следующих формальных параметров ее дескрипции (описания):
Описание слайда:
Формальные параметры описания образовательной среды
Модальность
Широта
Интенсивность
Предполагаемая устойчивость
Обобщенность
Доминантность
Мобильность
Социальная активность
Когерентность
Степень осознаваемости
Эмоциональность
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Оглавление
Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике
1.3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Основные понятия педагогического проектирования
2.1.1. Педагогический проект
2.1.2. Соотношение понятий «проективный», «проектный», «проектировочный» применительно к сфере образования
2.1.3. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование»
2.1.4. Проектная культура
2.2. Педагогическая сущность проектирования
2.3. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования
2.4. Уровни педагогического проектирования
2.5. Принципы проектной деятельности
Глава 3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Многообразие субъектов проектной деятельности
3.2. Проблема организации совокупного субъекта
3.3. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности
Глава 4. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Этапы проектирования
4.2. Предпроектный этап
4.2.1. Диагностика ситуации
4.2.4. Выбор формата проекта
4.3. Программирование и планирование хода проекта
4.4. Этап реализации проекта
4.5. Рефлексивный и послепроектный этапы
Глава 5. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
5.1. Учебные проекты
5.2. Досуговые проекты
5.3. Проекты в системе профессиональной подготовки
5.4. Социально-педагогические проекты
5.5. Проекты личностного становления
5.6. Сетевые проекты
5.7. Международные проекты
Глава 6. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
6.1. Проектирование содержания образования
6.1.1. Проектирование концепции содержания образования
6.1.2. Проектирование образовательной программы
6.1.3. Проектирование учебных планов
6.2. Логика проектирования образовательных систем
6.3. Проектирование педагогических технологий
6.4. Проектирование контекста педагогической деятельности
Глава 7. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. Результаты проектной деятельности
7.2. Оценка результатов проектной деятельности
7.3. «Подводные рифы» проектной деятельности
Глава 8. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
8.1. Особенности проектного мышления
8.2. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования
8.3. Обучение проектной деятельности
Приложение 1. Пример организации диагностической процедуры по изучению общественного мнения, проведенной в рамках социально-педагогического проекта «Школа — правовое пространство»
Приложение 2. Примеры стратегического планирования на основе серии вопросов
Приложение 3. Описание действий по созданию системы организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа (предпроектный этап)
Приложение 4. Памятка учащимся по работе над учебным проектом
Приложение 5. О проекте «Fine arts»
Приложение 6. Образовательное путешествие
Приложение 7. Пример оформления проектной заявки
Приложение 8. О российско-американском проекте «Развитие креативного мышления ребенка средствами изобразительного искусства»
Приложение 9. Обзор тематики и содержания международных проектов в разных регионах России, инициатором которых в конце 1990-х гг. выступил британский совет
Приложение 10. Фрагмент пояснительной записки к образовательной программе «подготовка студентов к учебно-исследовательской работе»
Приложение 11А. Государственный образовательный стандарт общего образования (выдержки)
Приложение 11Б. Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.1999 г. №56
Приложение №11В. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (фрагменты)
Приложение 11Г. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, направление 540600 «Педагогика» (фрагменты)
Приложение 11Д. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (фрагмент)
Приложение 11Е. Федеральный закон о дополнительном образовании (выдержки)
Приложение 12. Пример проектирования технологии для системы профессионального обучения
Приложение 13. Примеры проектирования фрагментов педагогических технологий
Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врожденный характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека (в отличие от животных) мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н. А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.
Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы). Таким образом, проектирование — это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). Для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности.
Если проанализировать особенности исторических периодов, мы увидим, что идея проектирования всегда актуализируется в эпохи перемен. Именно они определяют географию и хронологию преемственности развития проектной деятельности в мировой культуре. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Пожалуй, он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности. В ней прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал. Это позволяет некоторым авторам говорить о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века. А это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах. Своеобразной иллюстрацией большого интереса к проблеме проектирования в образовании может служить количество ссылок, полученных в результате Интернет-поиска всего лишь по одному русскоязычному словосочетанию «педагогическое проектирование»: 9667 сайтов, 53 422 документа (СНОСКА: Данные на 1 сентября 2004 г).
В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы многие работники сферы образования активно участвуют в проектах. Кто-то делает это вынужденно: сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Кому-то овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства. А для некоторых проектирование стало способом активизации бытия в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Наряду с этим остается довольно большое количество педагогов, которые с опаской относятся к призывам проектировать. И напрасно. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:
на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;
· силе и свободе творчества;
· логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;
· стимуле к развитию социальной активности;
· эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
· возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.
Современные научные представления о проектировании связаны с такими понятиями, как «природа проектной деятельности»; «алгоритм проектирования»; «субъекты проектной деятельности»; «предметы (объекты) проектирования»; «целе-ценностные установки и основания осуществления проектов»; «средства проектной деятельности»; «проект как результат совместной деятельности»; «культурная коммуникация». Именно они и будут составлять для нас содержательную основу разговора о проектировании в его деятельностном аспекте.
При создании пособия во внимание принималось то, что педагог становится участником проектной деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях. Он может организовывать учебные проекты, быть в числе разработчиков или исполнителей образовательного проекта в рамках учреждения, где работает; проектировать собственные учебные программы и курсы; включаться в сетевые проекты или выступать в качестве эксперта проектов, выполненных его коллегами.
Именно поэтому авторы постарались как можно более широко представить поле проектной активности педагога, делая акценты на том существенном, что отличает проектирование от любой другой профессиональной деятельности.
Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Цель и пафос развития педагогической науки и практики — это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Этапы развития педагогического проектирования
Ирина Винокурова
Этапы развития педагогического проектирования
«Этапы развития педагогического проектирования».
Этапы Характеристика
Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века (первый период) Социально-исторические предпосылки развития педагогического проектирования Специфика задач решаемых средствами педагогического проектирования.
Подводя итоги первого периода, подчеркнем, что к его завершению проектированиепретерпело значительные изменения: от мысленных представлений ремесленника о будущем изделии до самостоятельной сферы деятельности, основанной на научных данных. В это время педагогика, заимствуя терминологию и общую сущность традиционного проектирования, создает единичные проекты, главной целью которых выступает предвидение перспектив развития педагогического объекта. Однако в основе педагогических проектов пока отсутствует методологическая база и общие концептуальные положения. Отмеченные моменты позволяют выделить сложившиеся к началу XXвека социально-исторические предпосылки дальнейшего развития теории и практики проектирования.К основным из них мы относим:
•техническую революцию, определившую новые приоритеты социально-экономического развития и обеспечившую существенное расширение предметного поля проектирования;
•потребности общества в развитии промышленности, обеспечившем широкое разнообразие видов технического проектирования;
•обособление проектирования от инженерной деятельности;
•совершенствование практического аппарата науки и привлечение ее к решению проектировочных задач. К XVIII веку в целом сформировались методы научного решения технических задач (преимущественно в механике, возникли первые технические учебные заведения, появилась специальная литература. Как отмечает В. Ф. Сидоренко, проектность стала «основным способом существования человека новой эпохи»*, а проектирование было признано интеллектуальной деятельностью по созданию будущего объекта. Техническая революция, изменившая представления о машине и производстве, способствовала распространению технологического проектирования, основной задачей которого стало разбиение процесса массового производства на составные части, чтобы исключить ручной труд рабочего и сделать машину по возможности самостоятельным производителем продукции
Педагогическое проектирование в 20-е–50-е годы XX века
(второй период). Этот период характеризуется превращением
проектирования в самостоятельную область человеческой деятельности, началом его научного исследования и признанием необходимости учета социальных факторов в техническом проектировании.
Следует подчеркнуть, что реализация последнего требования осуществлялась крайне нерегулярно, что в конечном итоге зачастую
приносило серьезные убытки экономике. Поэтому обязательное
остро нуждалось в специальных исследованиях.
Итоги второго периода развития педагогического
проектирования, отметим, что наука того времени нуждалась в
систематизации и упорядочении новых открытий и фактов, и ученые пытались найти общие методологические и гносеологические
основы для такого упорядочения. Это и
явилось главным источником дальнейшего исследования проектирования с точки зрения его
методологии. Кроме того, к этому моменту сложились и другие
социально-исторические предпосылки, определившие дальнейшее
направление развития проектирования,важнейшими среди которых являются следующие:
-политического строя в нашей стране, вызвавшая необходимость реконструкции всех сфер общественной и экономической жизни на основе широкомасштабного
проектирования;
выраженная в социальном заказе необходимость проектирования в образовательном процессе нового типа личности;
дальнейшее распространение идей проектирования на социальные науки;
развитие практического аппарата технического проектирования и
его частичное использование при решении новых классов задач.
Следует отметить, что понимание новых перспектив использования проектирования и его дальнейшее распространение имели
неоднозначные последствия. С одной стороны, оно стало существенным стимулом для теоретического осмысления сущности проектирования, а с другой
—вызвало хаотическую эксплуатацию
терминологии, что в будущем привело к необходимости решения проблемы упорядочения представлений о проектировании, согласования представлений о нем с традиционными.
Педагогическое проектирование во второй половине XX века (третий период) В это время появляются первые методологические работы, посвященные научному анализу процесса проектирования. Общие основы теории проектирования были заложены
Азимова, Г. С. Альтшуллера, Дж. К.
Джонса, Я. Дитриха, П. Хилла
и других авторов. С этого момента проектирование строится на системных идеях и осознается как нелинейный процесс со
сложной внутренней структурой. Кроме того, изменяются мировоззренческие ориентации проектирования: начинают проектироваться
не только отдельные объекты, но и сложные системы и процессы
С середины XX века техническое проектирование характеризуется широким использованием самых разнообразных разделов не толькоклассической, но и современной математики, что позволило
принципиально решить проблем
у его адекватной реализации. Обще-
признанным стал следующий тезис: «применяя систему правил, принятых в математике, используя обозначение, введенное для представления физических явлений и их взаимодействий, можно математически предсказать многие следствия использования физических процессов в технике и определять, как будут протекать эти процессы и
вести себя при заданных условиях технические средства»
Социально-исторические предпосылки, обусловливающие основные направления дальнейшего развития проектирования.Основными из них являются:
-международные интеграционные процессы в образовании, сопровождающиеся распространением инноваций в теории и практике педагогики;
-потребности общества в проектировании и достижении гарантированных образовательных результатов;
-первые попытки построения целостной теории педагогического проектирования, включая выявление его закономерностей и принципов и уточнение понятийного аппарата;
-создание методик и технологий педагогического проектирования для массового использования в практике образования.
Широкое распространение педагогического проектирования в современных условиях определяется теми задачами, решение которых оно может обеспечить. Как отмечает Е. Н. Мельникова
, развитие теории управления и системного подхода к концу XX века во многом определили образ современного проектирования, которое
базируется на следующих положениях:
-первых, любая деятельность рассматривается с точки зрения соотношения приложенных
усилий (затрат) к полученному результату;
во-вторых, любая деятельность должна быть управляема;
в-третьих, любое проектирование основывается на системном подходе, где в качестве системы
выступают и объект, и процесс проектирования. Эти аспекты, а также интеграционные процессы, позволившие осуществлять международное сотрудничество в области образования, привели к возникновению целого ряда крупных проектов.
Указанные предпосылки в главных чертах определили современные представления о проектировании и основные проблемы,
связанные с его дальнейшим развитием. Так, интеграционные процессы способствуют повышению адекватности проектирования общественным потребностям;
распространение инноваций в педагогике, возможность которых определена Законом РФ «Об образовании», содействует массовому распространению проектировочной деятельности, как предваряющей внедрение любого новшества. Ориентация на достижение гарантированных образовательных результатов выражается
в технологическом подходе к деятельно-детальную предварительную разработку конечного результата (именно технологический подход к
педагогическому процессу определяет использование педагогического проектирования). Построение теорий педагогического проектирования содействует формированию единообразия в его понимании и возможности максимально использовать весь его эвристический потенциал. Создание методик и технологий педагогического проектирования для практики способствует повышению
эффективности педагогического процесса в целом.
«Знаменитый Малевич». Этапы изготовления картины-инсталляции В предыдущей публикации я рассказывала о художественной выставке под названием «Пиратские копии». Зрителям были представлены копии картин.
Фотоотчет о проведении итогового педагогического совета 31 мая 2016 года в ФГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» прошел итоговый педагогический совет. За основу проведения взяла методические.
Интернет-ресурс педагогического работника Рада всем и приветствую всех, кто заглянул в гости! Хочу предоставить Вашему вниманию конкурсный материал по созданию интернет – ресурса.
Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.
Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.