Прямая (также непосредственная) демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.
Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и ещё одна ветвь проявлений прямой демократии.
Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть) по словам Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.
Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э., Великий Новгород в XII—XV веках, современная Швейцария), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.
Такой феномен, как концепция прямой демократии, не может быть обойдён стороной на «Логике прогресса». Если этот принцип работоспособен – то нужно перестраивать под него политические требования социал-демократов, если же неработоспособен – доводить до сведения каждого, по каким именно причинам.
Иногда принято считать, что прямая демократия является более демократичной, более «левой» системой, чем представительная демократия. Представительная демократия в самом деле имеет минусы – например, то, что решения принимаются людьми через посредника, который может быть ненадёжен. Сложность отзыва выбранного депутата также относится к таким минусам. Словом, их немало, но они не критичные и эффективность представительной демократии можно повышать – например, обеспечением сменяемости власти или децентрализацией. Прямая же демократия также имеет минусы, но здесь они уже более критические и реформировать их тяжело.
Что такое прямая демократия
Уязвимость для популизма
Прямая демократия вряд ли реализуема моментально. Моментальное введение системы прямой демократии в такой стране, как сегодняшняя Россия (то есть с преобладанием консервативной идеологии), означает риск её захвата популистами, включая местных националистов и сепаратистов. Возможно, после немедленного введения прямой демократии страна распадётся на множество осколков, управляемых консерваторами. Доктор юридических наук, кандидат философских наук Виктор Руденко подчёркивает не только то, что популизм (мы уже писали отдельную статью о вреде популизма) – это огромная проблема в условиях прямой демократии, но и то, что сама по себе прямая демократия может быть использована и в целях диктатуры, то есть сама по себе не является панацеей:
Система прямой демократии крайне уязвима для политиков-популистов. То есть если, допустим, в стране наблюдается низкий уровень свободы прессы, то прямая демократия может быть управляемой, и как следствие – не выражать интересы общества.
Будет решать не большинство, а некомпетентное меньшинство
Арндт Ляйнингер, научный сотрудник Института политологии имени Отто Зура при Свободном университете Берлина, предупреждает:
Проще говоря, большинство граждан не будут участвовать в решении всех управленческих вопросов, потому что это занимает много времени, а они хотят тратить время на что-то другое. Поэтому подавляющую часть вопросов решать будет не большинство, а меньшинство. Только это будет непрофессиональное и неподотчётное меньшинство, в отличие от представительной демократии. С этим согласны доктор политических наук Михаил Грачёв и доцент кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ Александр Мадатов:
В таких условиях ловкая политическая сила, ставящая перед собой задачу захвата власти или использования власти в корыстных целях, может организовать вынесение на голосование нужных ей инициатив и обеспечение этим инициативам нужных голосов путём подкупа. К примеру, если крупная корпорация строит завод возле озера и граждане голосуют против – активное меньшинство может высказаться против почти полностью, но, когда есть пассивное большинство, оно может продать свои голоса (так как всё равно не заинтересовано в принятии решений) и тогда корпорация естественно выиграет.
Поскольку народ не может решать все вопросы, он также не может и контролировать повестку дня:
Во многом это действительно так. Если в нашей системе профессиональных советов «политруки» заменяются действительными профессионалами своей области, то прямая демократия – это поднятие вопросов и принятие по ним решений непрофессионалами. При прямой демократии могут выноситься на общее решение инициативы, которые объективно нереализуемы. Ляйнингер приводит примеры Греции, когда там проводился референдум по вопросу финансовой поддержки со стороны ЕС, или голосование о судьбе аэропорта Тегель в Берлине. Требований, которые выдвигались в этих референдумах, правительство заведомо не могло выполнить.
Ещё одна сложность связана с тем, что при прямой демократии затруднительно принятие непопулярных мер, даже если они являются необходимыми для развития общества. За них просто никто не будет голосовать, и будут приняты популистские, непрофессиональные решения.
Представительная демократия – естественное развитие прямой
Политолог Александр Кустарёв отмечает, что процесс образования представительной демократии – это естественное развитие прямой демократии:
Одним из факторов, обусловивших большую конкурентоспособность представительной демократии, стал вопрос ответственности за решения (которую народ, как правило, не хочет брать на себя):
Ущемление интересов меньшинства
Михаил Грачёв и Александр Мадатов вскрывают ещё одну очень важную проблему прямой демократии (в данном случае её развития – партиципаторной демократии, или демократии участия) – возможную тиранию большинства:
В самом деле, прямая демократия всегда таит в себе опасность принятия, к примеру, законов о борьбе с инакомыслием или законов контроля сексуальной жизни человека. Вот видео, повествующее о проблемах «чистой» демократии:
Все вышеперечисленные недостатки прямой демократии вынуждают нас заключить, что сегодня наиболее разумным является реформирование системы представительной демократии (возможно, частично совмещённой с элементами прямой демократии) в виде парламентской демократии, расширение демократических институтов, что мы и предлагаем в виде комплекса мер по введению системы профессиональных советов, сменяемости власти и так далее.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
За прямую демократию ратуют обычно люди, которые никогда не пробовали в своем подъезде провести опрос на тему — в какой цвет покрасить перила на лестнице. Татьяна Монтян
В современном мире и политике демократия выступает одним из наиболее часто употребляемых понятий, что, в том числе, объясняется сложностью и многоаспектностью соответствующей категории. При этом необходимо отметить, что одним из наиболее древних типов (форм) демократии по праву признается ее прямая (или непосредственная) разновидность.
В общем виде, понятие прямой демократии может быть сформулировано следующим образом:
Прямая (непосредственная) демократия – форма политической организации и общественного устройства, сущностной характеристикой которой выступает то, что наиболее важные для развития и жизнедеятельности общества решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами.
Иными словами, прямая демократия характеризуется непосредственным осуществлением процедуры принятия решений самим населением, в том числе, в результате нормотворчества в соответствующей сфере.
При этом в современной литературе отмечается, что определенная универсальность непосредственной демократии, на протяжении исторического развития позволяла ей как выступать в качестве отдельной целостной системы (например, в древнегреческих государствах-полисах), так и в виде элемента более крупной социально-политической организации современных государств.
Признаки прямой демократии
Сущностные признаки прямой (непосредственной) демократии, в том числе те их них, которые могут быть сформулированы исходя из содержания приведенного выше определения рассматриваемой категории, оказывают непосредственное влияние на те формы, в которых она может воплощаться в общественной жизни. В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на выделяемых в специальной литературе признаках прямой (непосредственной) демократии. В частности, в числе таковых принято называть:
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме того, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами прямой демократии, к которым, безусловно, можно отнести оперативность постановки и принятия конкретных решений на уровне относительно небольших социальных групп, рассматриваемая форма отличается наличием определенных недостатков.
Так, например, слабой стороной непосредственной демократии признается то, что исходя из содержания ее сущности, применение прямых демократических механизмов достаточно сложно на больших территориях, в том числе, в связи со сложностью формирования вопросов подлежащих разрешению, затягиванием соответствующих процессов, трудностью согласования несовпадающих (а нередко – и прямо противоположных) интересов больших социальных групп, и т.д.
Таким образом, рассмотрев приведенное понятие, признаки и сущностные особенности прямой (непосредственной) демократии, перейдем к рассмотрению тех форм, посредством которых возможно реализация соответствующих механизмов.
Формы непосредственной демократии
В наиболее общем виде определение форм прямой демократии может быть представлено следующим образом:
Формы прямой демократии – совокупность конкретных мероприятий и мер, посредством осуществления которых становится возможным реализация механизмов непосредственной демократии.
При этом, исходя из сложности демократии как политического режима в целом, и многоаспектности прямой демократии в частности, могут выделяться самые разнообразные формы ее непосредственного осуществления, наиболее распространенными из которых принято называть:
Кроме того, говоря о характеристике форм прямой (непосредственной) демократии в Российской Федерации, выделяются также такие механизмы как проведение публичных слушаний, сбор граждан, и т.д.
Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.
Кроме формы для коллективного принятия и исполнения решений существует и еще одна ветвь проявлений прямой демократии.
Imperare sibi maximum imperium est (Власть над собой — высшая власть) по словам Сенеки. Принятие, исполнение и личная ответственность за результаты принятых решений, которые не относятся к сфере совместно-принимаемых решений и используются как функция частного бытового назначения.
Непосредственная (прямая) демократия может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э., Великий Новгород в XII—XV веках), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы. В своём развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии. Концепция прямой демократии стоит в центре информационной теории демократии.
Содержание
Характеристика непосредственной демократии
По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:
Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.
Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).
Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).
Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.
Соотношение непосредственной демократии и представительной
Непосредственную демократию отличают от представительной демократии, где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.
Главными особенностями представительной демократии является передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан — представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.
Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением прав и свобод человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.
В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.
В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в неё институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.
Методы прямой демократии
Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:
К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.
Исторические формы прямой демократии
Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление непосредственной демократии [4] :
Народные веча были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. В. И. Сергеевич считает народоправства, или веча, не только принадлежностью северных торговых республик, но общераспространенной формой быта всех русских земель.
Интересны также Спарта с её апеллой (ежемесячное народное собрание, в котором участвовали все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста), ранняя Флорентийская республика с её общим собранием горожан, созываемым четыре раза в год, Венецианская республика с её общим народным собранием (с конца VII века по 1423 год) или Рагуза (Дубровницкая республика с её Veliko vijeće)
Непосредственная демократия в современных государствах
Россия
Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России [5] к основам конституционного строя:
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
— ст. 3 Конституции РФ
Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
— ст. 32 Конституции РФ
В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:
— Ст. 130 Конституции РФ
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Прямая демократия» в других словарях:
ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ — непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности. Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще … Большая актуальная политическая энциклопедия
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ) ДЕМОКРАТИЯ — осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ (ч. 3 ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Сочетание представительной и Н.д. является высшим… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ДЕМОКРАТИЯ ПРЯМАЯ — ДЕМОКРАТИЯ ПРЯМАЯ наиболее полная форма участия общества в политике на всех ее уровнях в государстве, в институтах власти, политических и иных ассоциациях (партиях, союзах) и т. д., вплоть до коллективов разного типа. Прямая демократия… … Философская энциклопедия
Демократия (значения) — Демократия: Демократия вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная… … Википедия
Демократия — У этого термина существуют и другие значения, см. Демократия (значения). Запрос «Народовластие» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Демократия в России — Герб ЦИК России … Википедия
ДЕМОКРАТИЯ — (democracy) (от греческого, означающего народовластие ) в новое время такие формы правления, при которых все зрелые, взрослые члены общества либо организации составляют осуществляющую политику орган прямая демократия или представлены выбираемыми… … Большой толковый социологический словарь
Демократия — (от гр. demos народ + cratos власть: власть народа, народовластие; англ. democracy) в теории государства и права одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и … Энциклопедия права
Демократия — (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора
ДЕМОКРАТИЯ — (букв. народовластие, от греч. demos народ и kratos власть) 1) форма политической организации общества, основанная на признании народа основным источником власти; 2) политический режим, который характеризуется политическим плюрализмом… … Политологический словарь-справочник
Обязательный референдум подвергает законодательство подготовленного политическими элит к связывающему всенародного голосования. Это наиболее распространенная форма прямого законодательства.
Право отзыва дает общественности право отстранять выборных должностных лиц от должности до истечения установленного ими стандартного срока полномочий.
История
Античность
Одно из направлений мысли считает прямую демократию обычным и широко распространенным явлением в догосударственных обществах.
Современная эра
Современное гражданское законодательство происходит в кантонах Швейцарии с 13 века. В 1847 году швейцарцы добавили в свою национальную конституцию «референдум по статуту». Вскоре они обнаружили, что просто иметь право вето на законы парламента недостаточно. В 1891 году они добавили «инициативу внесения поправок в конституцию». Швейцарская политика с 1891 года дала миру ценный опыт, связанный с инициативой внесения поправок в конституцию на национальном уровне. За последние 120 лет на референдумы вынесено более 240 инициатив. Население зарекомендовало себя консервативным, одобрив лишь около 10% этих инициатив; кроме того, они часто выбирали вариант инициативы, переписанный правительством. (См. «Прямая демократия в Швейцарии» ниже.)
Примеры
Ранние Афины
Швейцария
Список обязательных или необязательных референдумов на каждом политическом уровне в Швейцарии обычно намного длиннее, чем в любой другой стране; например, любая поправка к конституции должна автоматически голосоваться швейцарским электоратом и кантонами, на кантональном / общинном уровне часто любое финансовое решение на определенную значительную сумму, также принимаемое законодательными и / или исполнительными органами.
Швейцарские граждане регулярно голосуют по любому вопросу на каждом политическом уровне, например, по финансовым утверждениям школы или строительства новой улицы, или по изменению политики в отношении сексуальной работы, или по конституционным изменениям, или по внешней политике страны. Швейцария, четыре раза в год. В период с января 1995 года по июнь 2005 года швейцарские граждане проголосовали 31 раз по 103 федеральным вопросам, помимо многих других кантональных и муниципальных вопросов. За тот же период граждане Франции участвовали только в двух референдумах.
В Швейцарии простого большинства достаточно на муниципальном и кантональном уровне, на федеральном уровне требуется двойное большинство по конституционным вопросам.
Двойное большинство требует одобрения большинства голосующих лиц, а также большинства кантонов. Таким образом, в Швейцарии предложенная гражданами поправка к федеральной конституции (т.е. народная инициатива ) не может быть принята на федеральном уровне, если большинство людей одобряют, а большинство кантонов не одобряют. Для референдумов или предложений в общих чертах (например, принципа общего пересмотра Конституции) достаточно большинства голосов (Конституция Швейцарии, 2005 г.).
Соединенные Штаты
У тех, кто владеет, и у тех, кто не имеет собственности, когда-либо формировались различные интересы в обществе. Как кредиторы, так и должники подпадают под такую же дискриминацию. Земельный интерес, производственный интерес, коммерческий интерес, денежный интерес с множеством меньших интересов вырастают по необходимости в цивилизованных странах и делят их на разные классы, движимые разными чувствами и взглядами. Регулирование этих разнообразных и мешающих интересов составляет основную задачу современного законодательства и вовлекает дух партии и фракции в необходимые и обычные операции правительства.
[A] чистая демократия, под которой я подразумеваю общество, состоящее из небольшого числа граждан, которые собирают и управляют правительством лично, не может допустить лекарства от вреда фракции. Большинство будет ощущать общую страсть или интерес, и нет ничего, что могло бы сдержать побуждения принести в жертву более слабую сторону. Следовательно, когда-либо считалось, что демократии несовместимы с личной безопасностью или правами собственности; и в целом их жизнь была столь же короткой, сколь и жестокой в своей смерти.
В различных штатах референдумы, посредством которых правят люди, включают:
Рожава
Поскольку демократическая автономия зиждется на равном политическом участии членов общины, курдское женское движение стремится изменить историческое исключение женщин из общественной сферы, а также обучить женщин, создавая пространство, в котором они могут участвовать и принимать собственные решения. Это стремление к освобождению женщин выражается в принципе двойного лидерства и 40-процентной квоты, а также во многих политических пространствах, созданных для образования женщин, а также их политической и экономической эмансипации. Таким образом, женщины полностью включены в проект прямой демократии. Чтобы внести свой вклад в свою политическую эмансипацию, курдские женщины создали новую науку, Jineologî или «женскую науку», чтобы дать женщинам доступ к знаниям, самой основе власти в обществе. Более того, политическая эмансипация не рассматривается как достаточная для обеспечения освобождения женщин, если она не основана на возможности женщин для самообороны. Поэтому курдские женщины создали отряды защиты женщин ( YPJ ), которые вместе с отрядами народной защиты ( YPG ) образуют курдские вооруженные силы.
Ворона нации Монтаны
Генеральный совет вороны, управляющий резервацией индейцев кроу в Монтане, является юридически признанным правительством племени с 1948 года. Генеральный совет формируется из всех членов племени, имеющих право голоса. Члены совета встречаются раз в два года, чтобы назначить членов в различные подсоветы. Генеральный совет также имеет право проводить юридически обязательные референдумы двумя третями голосов. Конституция 2002 года несколько сузила полномочия Генерального совета за счет создания отдельной законодательной ветви власти. Согласно Конституции 1948 года Генеральный совет создавал и принимал законы. В соответствии с принятой Конституцией 2002 года отдельные избранные законодательные органы создают и принимают законы, хотя Генеральный совет может отменять их или принимать свои собственные законы посредством референдума и инициативы.
Трилемма демократических реформ
Фишкин признает, что можно вообразить систему, выходящую за рамки трилеммы, но для интеграции такой системы в мейнстримную политику потребовались бы очень радикальные реформы.
Электронная прямая демократия
Отношение к другим движениям
В школах
Демократические школы, созданные по образцу школы Саммерхилл, разрешают конфликты и принимают решения по школьной политике на общих собраниях школы, на которых голоса учащихся и сотрудников имеют равный вес.