примерная программа история 1 курс спо

Рабочая программа по истории для учреждений СПО 1 курс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки Камчатского края

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

«Камчатский морской энергетический техникум»

(КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум»)

Заместитель директора КГПОАУ

«Камчатский морской энергетический техникум»

по учебно-методической работе

«____» ____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок;

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям);

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям);

13.02.07 «Электроснабжение» (по отраслям)

Программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История» Федерального института развития образования 2015 года, рабочего учебного плана образовательного учреждения и в соответствии с МК ПДНВ 78/95 с учетом Манильских поправок 2010г.

Для специальностей среднего профессионального образования:

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок;

15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям);

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям);

13.02.07 «Электроснабжение» (по отраслям)

Организация разработчик: КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум»

Разработчик – Коршок Елена Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории.

Согласовано на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин КГПОАУ «Камчатский морской энергетический техникум»

Протокол № от «___» ____________2015 г.

Председатель МО ООД ________Е.Д. Петровская

1.1Область применения программы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по истории для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен показать наличие следующих результатов:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, ува­жения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязан­ности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собствен­ного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диа­логе культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об­щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек­тивно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

умение использовать средства информационных и коммуникационных техно­логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсо­сбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасно­сти;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач про­грессивного развития России в глобальном мире;

владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

сформированность умений применять исторические знания в профессиональ­ной и общественной деятельности, поликультурном общении;

владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ИСТОРИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

подготовка сообщений по темам, работа с текстами, подготовка к тестированию, подготовка к устному опросу, выполнение творческих заданий, анкетирование.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « История»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества.

Тема 1.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Введение. Историческое знание, его достоверность и источники.

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Ранние цивилизации, их отличительные черты

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

Расцвет цивилизации бронзового века и железный век Востока

Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.

Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Самостоятельная работа по теме: Древнейшая стадия истории человечества

Подготовка сообщений, докладов, рефератов с презентацией по темам: «Боги и мифы»; «Древнего Египта»; «Конфуций и его учение»; «Боги Древней Греции»; «Древняя Спарта: государство и традиции»; «Устройство и жизнь Древних Афин»

Раздел 2. Цивилизации Запада и Востока в средние века

2.1. Тема Развитие цивилизаций в Средние века

Особенности развития Востока в Средние века

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Буддизм на Востоке в Средние века

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации

Роль античных традиций в развитии восточно-христианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточно-христианской, мусульманской и западно-христианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Самостоятельная работа по теме:

Цивилизации запада и востока в средние века

Подготовка сообщений, докладов, рефератов с презентацией по темам: «Крестовые походы и их результаты»; «Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века»; «Культурное наследие Византии»; написать сочинение на тему «Средневековый город».

Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века

Тема 3.1 От Древней Руси к России

Восточная Европа: природная среда и человек

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древне-европейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе.

Племена и народы Восточной Европы в древности

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова.

Восточные славяне в VII –VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Формирование основ государственности восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Рождение Киевской Руси

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

Русь и ее соседи в XI-XII вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды. 1Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Русь на пути к возрождению

Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения.

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Тема 3.2 Россия XVI-XVII век

Россия в царствование Ивана Грозного

Смута в России начала XVII в.

Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

Россия в середине и второй половине XVII в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Русская культура в XIII –XVII в.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

Самостоятельная работа по разделу: И стория России с древнейших времен до конца XVII века

Работа с историческими источниками; написание рефератов, сообщений, докладов, составление схем:

Подготовка презентаций по теме:

«Борьба русского народа с иноземными завоевателями в XIII веке»;

«А. Невский – полководец»;

«Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи»;

«Д. Донской – государственный деятель и полководец»;

«Иван Грозный человек и политический деятель»;

«Смутное время в России»;

«Церковь и государство в России в XVII веке»

Раздел 4. Истоки индустриальной цивилизации: страны западной Европы в XVI-XVII вв.

Тема 4.1 Страны Западной Европы в XVI-XVII веках

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Революции XVIII и их значение для утверждения индустриального общества

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.

Самостоятельная работа по теме: Страны Западной Европы в XVI-XVII веках

Работа с историческими источниками: Написать конспект на тему «Открытия в науке и технике», составить план и тезисы ответа по теме «Страны Европы в ХVI – ХVIII веке».

Раздел 5. Россия в XVIII веке

Тема 5.1 Россия в период реформ и дворцовых переворотов

Россия в период реформ Петра 1

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени.

Внутренняя и внешняя политики преемников Петра 1

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Россия во второй половине XVIII в.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Культура России в середине и во второй половине XVIII века

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Самостоятельная работа по теме: Россия в XVIII веке

Составить кроссворд по теме «Экономическое развитие; аграрное производство; крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства», ответить на контрольные вопросы.

Раздел 6. Становление индустриальной цивилизации

Тема 6.1 Переход от традиционного к индустриальному обществу

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. Становление гражданского общества. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Особенности духовной жизни нового времени

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Раздел 7. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Тема 7.1 Модернизация в традиционных обществах Востока

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Попытки модернизации в странах Востока

Раздел 8. Россия в XIX веке

Тема 8.1 Российская Империя в ХIХ веке.

Россия в первой половине XIX столетия

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

Власть и реформы в первой половине XIX века

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Внешняя политика Александра I и Николая I

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX века

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Россия в эпоху великих реформ Александра II

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъем.

Россия в системе международных отношений второй половины XIX века

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Повседневная жизнь населения России в Х1Х веке

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Самостоятельная работа по теме: Россия в XIX веке

Подготовить доклад по теме: «Отечественная война 1812 года»;

заполнить словарь терминов и дат теме «Отечественная война 1812 года»;

аналитическая обработка текста: аннотирование.

Раздел 9. От Новой истории к Новейшей

Тема 9.1 Новая и Новейшая история России и Европы

Международные отношения в начале ХХ века

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ века

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

Научно-технический прогресс на рубеже Х I Х-ХХ вв.

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Россия в начале ХХ века

Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление. Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Первая мировая война

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.

Россия в Первой Мировой войне

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

Февральская революция в России

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Приход большевиков к власти в России

Самостоятельная работа по теме: Россия в начале

ХХ века и в Первой мировой войне

Написать реферат по заданным темам.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг. в России.

Политические партии в России начала ХХ в.

Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Раздел 10. Между Мировыми войнами

Тема 10.1 Россия и Европа между мировыми войнами.

Страны Европы в 20-е годы ХХ века

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.

Запад в 30-е годы ХХ века

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине ХХ века

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Международные отношения в 20-30 годы ХХ века

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Самостоятельная работа по теме: Между Мировыми войнами

Написать реферат по заданным темам с анализом литературы

Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.

Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.

Пакт Молотова—Риббентропа: причины его заключения и последствия.

Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

Раздел 11. Вторая Мировая Война

Тема 11.1 Вторая Мировая Война: причины, ход, значение

«Странная война». Блицкриг вермахта.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии.

Военные действия на Тихом океане. Оккупация Филиппин. Успехи стран Тройственного пакта

СССР в годы Великой Отечественной войны

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Самостоятельная работа по теме: Вторая Мировая Война

Прочитать художественное произведение об исторических событиях Великой Отечественной войны, составить план рассказа.

Раздел 12. Мир во второй половине ХХ века

Тема 12.1 Развитие Европы, Азии, Африки и стран Латинской Америки во второй половине ХХ века

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны».

Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Раздел 13. СССР В 1945-1991 Годы.

Тема 13.1 СССР в послевоенный период.

СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. иберализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

СССР в конце 1960- начале 1980-х годов

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

СССР в период перестройки

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Самостоятельная работа по теме: Мир во второй половине ХХ века

Подготовить презентации по темам: «Холодная война»: причины и основные вехи», «СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития», «Перестройка в СССР: причины, ход, последствия».

Раздел 14. Россия и мир на рубеже ХХ – ХХ I веков

Тема 14.1 Российская Федерация на современном этапе. Мир в ХХ I веке.

Российская Федерация на современном этапе

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Самостоятельная работа по теме: Международные отношения и мировая политика на рубеже веков

Используя различные информационные источники написать рефераты:

«Глобальные проблемы современности, порожденные НТР и пути и методы их преодоления»; «Глобализация экономики: благо или зло для национальных экономик».

Используя ресурсы сети Интернет подготовить презентации по темам: Европейская интеграция в конце ХХ века; «Бархатные революции» в странах Восточной Европы.

примерная программа история 1 курс спо. Смотреть фото примерная программа история 1 курс спо. Смотреть картинку примерная программа история 1 курс спо. Картинка про примерная программа история 1 курс спо. Фото примерная программа история 1 курс спо117

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— учебники и учебные пособия, справочные пособия

— набор исторических карт, таблиц, медиатека, комплект «Государственные символы Российской Федерации ;

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением,

— мультимедиапроектор, сканер, принтер;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.

Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.

Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.

Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.

История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А.А.Данилова. — М., 2010.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10 —124.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *