пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

Как описать картину: план и пример описания

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли. Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос «А как начать?», то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком. «, написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко. «, которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию. «

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.

Источник

Психологический анализ картины и стихотворения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основы психологического анализа картины

Впервые психологический анализ картин (рисунков, иллюстраций, портретов и т.д.) был осуществлен в 1913 году Э. Торндайком, который провел большую работу по классификации рисунков и их качественной оценке. Позднее, исследователи в области психологии, составили разнообразные критерии и шкалы по оцениванию и анализу картин. На основании данных исследований разработано достаточно большое количество диагностических методик, в основе которых заложены рисунки.

В настоящее время имеется достаточное количество публикаций, посвященных анализу картин и рисунков. В отечественной психологии, использование графических тестов очень актуально, так как психологический анализ рисунка позволяет рассмотреть в произведении ряд существенных для психодиагностики моторных, интеллектуальных и личностных признаков. А анализ отдельных элементов рисунка позволяет сделать вывод о развитости определенных специфических функций, которые связаны с графической деятельностью (сенсомоторная координация, восприятие, представление).

Таким образом, психологический анализ картины (рисунка) позволяет выявить наличие психологических патологий и общий уровень психического развития.

Общая схема психологического анализа картины (рисунка, иллюстрации, портрета):

Установление, что представляет собой картина и чем она является:

Основные способы психологического анализа:

На что направлен психологический анализ картины:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, психологический анализ картины позволяет выявить общее психологическое состояние автора, уровень его психологического развития и возможное наличие психологических патологий.

Алгоритм психологического анализа стихотворения

Алгоритм психологического анализа стихотворения:

Выявление лирического сюжета – это сюжет, который отображает внутренний момент жизни индивида, его переживания и их динамику.

Лирический сюжет, в отличие от эпического, не имеет развернутого описания происходящий событий, у него нет начала и конца, сюжетной мотивировки. Основная цель лирического сюжета – это передать чувства и переживания, которые автор испытывает в настоящий момент.

Особое значение имеют именно переживания, так как под ними понимается любое чувство, настроение, эмоции и мысли, вызванные определенными жизненными обстоятельствами.

Обозначение темы – установление предмета поэтического высказывания, то есть того вопроса или жизненной ситуации, которые автор заключил в стихотворном переживании.

Определение идеи – обобщение значения лирического произведения. Идея анализируемого стихотворения вытекает из его содержания. Необходимо уточнить, что идея и тема могут быть выражены текстом, а могут содержаться на подтекстном уровне.

Истолкование названия – точное указание темы и идеи стихотворения, а в некоторых случаях жанра и сюжета.

Анализ композиции – выделение композиционных элементов: кульминационная часть, повествовательная, описательный фрагмент, строфы, которые выражают эмоции и чувства. Композиция стихотворения может быть кольцевой, основываться на контрасте явлений или на антитезе.

Характеристика образов – лирические образы достаточно емкие и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Истолкованию подлежит образ главного лирического героя, аллегорические и символические образы, образы-переживания и предметный мир.

Характеристика лирического героя. Характеристике подлежит тот герой, переживания которого являются основой стихотворного произведения. Необходимо понимать, что главного героя и автора стихотворения не нужно отождествлять.

Анализ картин и ситуаций, вызвавших переживание. Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.

Выявление организации поэтической речи (размер, ритм, рифма).

Анализ строфики. Строфика – это членение стихотворного текста.

Каждое стихотворение, с точки зрения психологии, формируется через проецирование (приписывание) своих эмоций и желаний другому человеку, которому стихотворение посвящается и который в этот момент играет роль моего идеального партнера. Отсюда категоричность и прямота поэтического языка.

Таким образом, стихотворения помогают автору выйти на проработку своих ранних эмоциональных отношений. Психологический анализ стихотворений в конечном итоге ведет к осознанию своих мотивов, вытесняемых желаний (чаще всего, это отвергаемая потребность в материнстве или отцовстве), положительному самопринятию и формированию устойчивой и высокой самооценки, умению принимать себя любым, независимо от отношения окружающих.

Источник

Примеры творческих заданий психологической направленности по факультетам, реализующим магистерские программы по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

Примеры творческих заданий психологической направленности по факультетам, реализующим магистерские программы по направлению подготовки

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Факультет «Психология образования»

Магистерская программа «Педагогика и психология воспитания учащихся»

Кейс-задание: Прочитайте описание ситуации.

14-летний Алексей замкнут, необщителен, эмоционально холоден, друзей нет, пренебрегает учебой. При этом поглощен изучением религии и истории Индии, интересуется медитативными техниками. Эти особенности обострились, в последние 1.5 года, когда мальчику исполнилось 13 лет. Он практически перестал общаться с родителями, все свободное время проводит в своей комнате.

Проведите психолого-педагогический анализ ситуации, выскажите гипотезу причинах возникшей ситуации и предложите возможный план действий для родителей и педагогов.

Магистерская программа «Психология и педагогика развития дошкольников», «Дошкольная практическая психология»

Кейс-задание: Раскройте смысл сказки для детей «Красная шапочка».

Магистерская программа «Психология и педагогика образования одаренных детей»

Кейс-задание: Внимательно прочтите задание, в котором представлена проблемная ситуация, взятая из реальной жизни. Предложите решение данной ситуации, используя собственный опыт и здравый смысл.

Магистерская программа «Методическое обеспечение системы образования»

Кейс-задание: Какое содержание Вы можете предложить для Московской электронной школы, чтобы повысить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС ОО в части достижения метапредметных образовательных результатов.

Магистерская программа «Школьная психология»; «Психологическое благополучие в детско-юношеском возрасте»

Кейс-задание: Своими словами как можно точнее передайте смысл пословицы.

    Коли «авось» да «небось», то заранее работу брось Баловливая корова все стадо портит. Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю. Не смейся, горох, над бобами: будешь и ты под ногами. Криво дерево, да яблоки сладки. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок. Где нас нет, там по две милостыни подают.

Магистерская программа «Практическая психология в социальной сфере и образовании»

Кейс-задание: О каких особенностях подростковой психики свидетельствует приведенный ниже отрывок?

«…Наружность моя, я убеждался, не только была некрасивой, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было – самые обыкновенные. Грубые и дурные черты, глаза маленькие серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные…»

Факультет «Социальная коммуникация»

Кейс-задание: Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к вожатому.

Факультет «Социальная психология»

Кейс-задание: К психологу обратились родители пятилетнего мальчика, который, по их мнению, готов к поступлению в школу (умеет читать, знает много стихов, овладел операциями сложения, вычитания, умножения и деления), однако они не знают, как поступить лучше. Может быть, следует отдать ребенка в школу прямо сейчас, так как он свободно сможет освоить школьную программу 1-го класса, а, окончив школу, будет иметь больше времени поступить в институт, а не попасть в армию? Может быть, лучше подождать год или два, заниматься дома (бабушка – учительница), а затем пойти в школу сразу во 2-й или даже в 3-й класс? Или есть еще какие-то решения? Какой совет стоит дать родителям мальчика?

Факультет «Экстремальная психология»

Кейс-задание: В Центр занятости молодежи обратился молодой человек, только что отслуживший в армии, который не знает, что ему теперь делать. Поступать ли в институт (но он не знает, в какой именно, явных интересов у него нет)? Пойти сразу на работу, но также не знает какую выбрать? Как бы вы посоветовали ему поступить?

Факультет «Юридическая психология»

Описать мысли, чувства, индивидуально-психологические характеристики и особенности взаимодействия персонажей картины.

Кто из персонажей является сторонами конфликта, почему? Кто является нейтральным лицом, почему?

пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Смотреть картинку пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Картинка про пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины. Фото пример практического задания описать мысли чувства и особенности взаимодействия персонажей картины

Кейс-задание: Между учителем истории и учеником 8 класса возник конфликт по поводу критериев оценивания ответов. Педагог считает, что ученик не может знать предмет на оценку «отлично», так как, по ее мнению, она сама не знает этот предмет на 5. Поэтому между учеником и педагогом всегда возникает напряжение. Это стало известно классному руководителю 8 класса, которая решила разрешить возникшую ситуацию.

Сделайте анализ возникшей ситуации. Предложите путь разрешения возникшей ситуации в качестве классного руководителя. Обоснуйте свое предложение.

Факультет «Клиническая и специальная психология»

Магистерские программы «Психология и педагогика инклюзивного образования»; «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями»;

Начинающий психолог проводит беседу сразу с обоими родителями: выясняет, когда возникли истерики (отец считает, что возникли около полутора месяцев назад; мать, что гораздо раньше, первые подобные проблемы возникли почти 2 года назад, но они не протекали столь бурно, как сейчас), сколько времени продолжаются и как часто возникают (мать считает, что теперь истерики почти ежедневны, девочка закрывается в своей комнате и рыдает, ни с кем не общается), на что жалуется девочка (на вопросы матери девочка с рыданием говорит, что ее никто не любит, и что мать тоже ее не любит, а Сережу любят все).

Беседа с обоими родителями длится не более 15 минут и завершается выводами психолога о том, что истерики девочки связаны, скорее всего, с проявлениями ревности к младшему брату. По мнению психолога, данная проблема достаточно часто встречается вообще в семьях, а в семьях детей с ОВЗ особенно и для ее преодоления следует поговорить с обоими детьми, помирить их, купить им одинаковые игрушки или сладости, пойти вместе на прогулку в парк, на детскую площадку с каруселями. Уточните, правильно ли определил проблему в данной семье начинающий психолог? Какова роль в воспитании детей с ОВЗ в семье других членов семьи, должны ли они также быть проконсультированы специалистами?

Магистерские программы «Психолого-педагогическая коррекция нарушений в развитии у детей»; «Психологическая реабилитация в социальной сфере»; «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Кейс-задание: Ребенок 8 лет с расстройством аутистического спектра учится в первом классе общеобразовательной школы. Навыки письма, чтения, счета не сформированы. Через 10 минут после начала каждого урока ребенок встает с места, ходит по классу, выкрикивает отдельные слова, чем мешает учителю и другим детям в классе. К 4 уроку истощается, если мама не забирает ребенка домой, то у него начинается истерика (падает на пол, плачет). Мама настаивает на продолжении обучения ребенка в общеобразовательной школе, мотивируя свое решение максимальными возможностями социализации. Какие приоритетные темы Вы бы затронули при консультировании мамы в данном случае?

Источник

Анализ картин русских художников и формирование творческого, смыслового восприятия образов учащимися

Тема: Картина В. М. Васнецова «Алёнушка»

Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печаль.

— Что может быть темным? (Ночь, небо, лицо, омут, лес, глаза, лента, коридор.)

— Как об этом можно сказать по-другому?

— Как вы понимаете слово бедность? Как об этом можно сказать по-другому?

— Как вы понимаете слово печаль? Каким бывает печальный человек? (Горюет, печалится, грустит)

Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины.

— О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у нее лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?

— Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?

— Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

— Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

— А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Чем она вам нравится?

— Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

Далее следует рассказ воспитателя о картине:

«Сюжет картину В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дому в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми. Попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен. Шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно – зеленый и красно – коричневый цвета.

Картина очень поэтична ».

Воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отношении к Аленушке, к картине.

Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.

Тема: Картина И.Левитана

«Золотая осень. Слободка»

Дети рассматривают репродукцию картины. Воспитатель читает отрывок из произведения И.С. Тургенева «Лес и степь»:

«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, кра­сиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья. »

— Что вы видите на картине? Какое время года изобразил художник?

— Что вы видите на переднем плане картины?

— Какие деревья написал художник? Что можно о них рассказать? Какие они?

— Чем отличается яблонька от березки?

— На что похож огород на картине? Какой он?

— Что вы видите на дальнем плане картины?

— О чем еще хотел рассказать нам художник?

— Это маленькая деревня — слободка. Какие дома в сло­бодке? Какие в них живут люди? Почему?

— Что художник изобразил на самом дальнем плане кар­тины? Расскажите об этом.

— Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает?

— Как бы вы назвали эту картину? Воспитатель рассказывает:

«Художник Левитан назвал эту картину «Золотая осень. Сло­бодка». Перед нами скромный осенний пейзаж: небольшое село, крестьянские огороды, поле и лес. В России много таких пле­нительных уголков природы. В центре картины проселочная дорога, идущая от нас к слободке и дальше к лесу. Она похожа на комнатную дорожку, вытканную руками крестьян. Слева от дороги на небольшой ярко-зеленой лужайке растет стройная береза. Нежная и тонкая, она вся до самой земли горит чистым светлым золотом. Хочется подойти к ней и легонько погладить золотистые листочки. Из-за листьев не видно ни ветвей, ни бе­лого ствола. Рядом с березкой растет другое дерево. Видимо, это яблонька. Ее светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки. Слева, в углу картины, изображе­на совсем маленькая березка в таком же золотистом одеянии. Справа от дороги — огороды, обнесенные старой, ветхой изгоро­дью. На втором плане — деревянные дома, покрытые соломой. Все выглядит убого. Бедно и серо тут живут крестьяне.

Вдали за слободкой, на заднем плане, — поле, а за ним чистое небо, похожее на тонкий прозрачный ледок. Легкие лиловые облака чуть-чуть приметны, воздух прозрачен. День стоит солнечный, хотя солнца не видно. На картине преобла­дают мягкие, светлые, нежные тона.

Спокойно и тихо. Природа словно уснула».

Рассказывая на тему пейзажной картины, дети не только называют то, что изображено, но и высказывают свое отноше­ние к картине. Придумывание названий к пейзажной карти­не проходит сложнее. Дети мысленно и вслух словно «ходят» по картине, рассказывают о виденном, пытаются высказывать­ся ярко, красочно, в созвучии с тем, что они видят и чувствуют, но обобщают свои впечатления о картине с трудом.

— Если бы вы рисовали картину на тему осени, что бы изобразили?

Воспитатель предлагает воспроизвести картину словами, а затем в цвете нарисовать в альбоме.

Тема: Картина В.М.Васнецова «Иван- царевич на сером волке».

Знакомство детей с автором картины.

— Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины.—Отрывок из сказки зачитывает воспитатель.

— Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали?

Воспитатель предлагает нарисовать картину словами. В анализе отмечается содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка. Зарисовка сюжета сказки в альбоме.

В заключение занятия воспитатель читает детям стихи, навеянные сказочными сюжетами.

И. Суриков

И начну у бабки сказки я просить,

И начнёт мне бабка сказку говорить:

Как ему невесту серый волк достал. И во сне мне снятся чудные края.

Я.Полонский

И я вижу во сне, как на волке верхом

Еду я по тропинке лесной Воевать с чародеем царём

В ту страну, где царевна сидит под замком,

Изнывая за крепкой стеной.

Там стеклянный дворец окружают сады,

И клюют золотые плоды,

Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –

И не веришь и веришь очам.

Тема: Картина И. Шишкина «Зима»

Сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?

— Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяже­лый, искристый.)

— Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

— Какой бывает лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таин­ственный, суровый, величественный.)

— Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, ска­зочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-вол­шебница.)

— А сейчас давайте посмотрим на картину художника Шишкина и послушаем музыку зимы.

Дети под музыку Б. Дварионаса «Прелюдия» рассматрива­ют картину. Когда музыка перестает звучать, воспитатель читает отрывки из стихотворений о зиме, называя авторов.

Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Понагнулась, как старушка,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

— Эту картину написал русский художник Иван Ивано­вич Шишкин, который очень любил родную природу. О чем его картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?

— Какое название вы дали бы картине? Почему?

— Какое настроение у зимы на этой картине?

— Какие чувства вызывает она у вас?

— А теперь послушайте мой рассказ об этой картине: «Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кус­ты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжествен­но, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над го­ловой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец. Это снеговые тучи. В лесу ста­новится сумрачней, тише, и вот-вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь си­неют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Деревья, покрытые белы­ми шапками, будто вросли в снег.

Зима — волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не вол­шебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой приро­ды».

Дети бывают очарованы картиной художника, его техни­кой исполнения с тщательным выписыванием каждой ме­лочи — бликов на снегу, трещин на коре сосны. Они как бы проникаются благоговением художника перед природой.

— Кто из вас любит зиму? Расскажите почему.

Что вы представляете, о чем фантазируете, когда смот­рите на этот пейзаж?

Дети начинают рассказывать. Воспитатель оценивает каж­дый рассказ с точки зрения передачи идеи, художественного образа картины, связности и образности речи, проявления твор­ческого начала при описании картины.

— Вы каждый по-своему и своими словами нарисовали картину о зиме, о зимнем лесе. Подумайте, как картину зим­него леса вы нарисуете карандашами или красками.

После рассказывания на тему картины дети рисуют на эту же тему и составляют рассказы по своим рисункам, называя работы картинами.

Дети приступают к рисованию, по окончании которого же­лающие рассказывают о своих рисунках, начиная словами: «Я в своем рисунке хотел рассказать. » Заканчивают рассказ суж­дением о своем рисунке: сравнением с картиной И. Шишки­на, оценкой своей работы (получилось или нет то, что заду­мал), нравится или нет своя работа.

Воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и соотно­сит его с рисунком и картиной И. Шишкина. В рассказе отмечаются последовательность изложения, использование выразительных средств, умение начинать и завершать рас­сказ, проявление творчества в рисовании и рассказывании.

Тема: Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

— Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюже­те картины, которую мы будем рассматривать. Вы догада­лись, о ком или о чем будет эта картина?

На стенд выставляется репродукция картины В.М. Васне­цова «Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассмат­ривают репродукцию и слушают «Рассвет на Москва-реке» — вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина».

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем.

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

—Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Богаты­ри русские.) Кто назовет их по имени? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.)

Воспитатель представляет свой рассказ:

«На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец — крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчи­ками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца — Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович — сын попа. Он тоже храб­рый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добры­ня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель — не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Труд­но представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».

— Ребята, а теперь в своих альбомах нарисуйте образ русского богатыря. Особое внимание при этом нужно уделить не только внешнему виду, но и выражению лица, состоянию души, так как портреты сохраняют нам память о людях разных эпох.

— Придумайте рассказ по своей картине. Сначала скажите, как вы ее назовете и как зовут богатырей. Потом опишите своего богатыря, которого нарисовали, и расскажите историю про него.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *