приключения принца флоризеля история фильма
История съемок фильма «Приключения принца Флоризеля»
Донатас Банионис вспоминал, что предложение режиссера для него стало неожиданностью: он все больше положительных героев играл. «Но все было очень интересно. Замечательные съемки в Сочи. Море, солнце, можно покупаться, позагорать. С Евгением Татарским работала уже слаженная команда. Поэтому снимали быстро, без проблем. Когда я играл Председателя, то вспоминал историю доктора Джекила и мистера Хайда, старался представить ее наоборот. Когда вспоминаешь этот фильм, возникает ощущение радости, веселья».
Несколько цитат из фильма
• Ну, хорошо. Я пообедаю. Но совершенно без аппетита.
• — Государство — это я!
— Не преувеличивай, Фэрри.
• Беря на себя миссию правосудия, где-нибудь да нарушишь закон.
• Меня никто, никогда и никуда не посылал. Посылаю я.
• Попрошу отнестись к этому как к портрету.
• Это он любит, председательствовать.
• — Гарри, что сделал этот деспот?!
— Уволил. при помощи ноги.
• Мы, баккардийцы, любим атлетические игры.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Приключения принца Флоризеля» (Клуб самоубийц или приключения титулованной особы)
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ «Приключения принца Флоризеля» (Клуб самоубийц или приключения титулованной особы)
Пародия на авантюрно-приключенческий жанр по мотивам циклов рассказов `Клуб самоубийц` и `Алмаз раджи` Р. Л. Стивенсона. В фильме повествуется о борьбе принца из далекой страны с таинственным и ужасным Председателем — королем преступного мира.
Удивительно было осознать тот факт, что этот фильм отчего то не стоит в одном ряду с подобными фильмами, ставшими впоследствии культовыми. Взять хотя бы ту же сагу о Шерлоке Холмсе.
И сага сделана проще, и в целом длинее, и вышла в тот же практически год, что и «Приключения принца Флоризеля». Однако же ситуация такова, что фильм не обрел той аудитории, которой достоин. Остроумный, тонкий, ироничный фильм с блистательным актерским ансамблем.
Олег Даль, которого не баловали киноролями, здесь развернулся во всем своем актерском великолепии. Молодая, обворожительная Любовь Полищук, сцены с Далем сыграны восхитительно, тонко, практически на уровне химических реакций.
Евгений Татарский прочел сценарий за игрой в шахматы. Увлекся, отснял пробы, которые не понравились тогдашнему киношному начальству: «Даль не нужен, у него пустые глаза. Дмитриев надоел. А Полищук зачем? Один раз снялась, хватит». Не было возражений только насчет Баниониса, он уже тогда был народным артистом, депутатом
Съемки проходили на Кавказе. Резиденцию и оранжерею принца снимали в сочинском дендрарии. Историю с драгоценностями в Адлере, походный обед в Гаграх. Декорации американской конторы построили в Пицунде. Часть съемок проходила в Каунасе, часть – в Сочи.
Надо отметить, что поначалу Олег Даль был крайне недоволен тем костюмом, который ему предложили. Его супруга Елизавета Даль вспоминала: «Я пришла на съемку на второй день – там странная обстановка. Все дерганные, все нервничают. Вхожу в автобус. Олег сидит серый. Сделать ничего нельзя. Спрашивать тоже нельзя.
Сам возвращается на площадку, и все становится ясным: костюм спереди на булавке, сзади горбится. И это принц Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе. Олег пытается объяснить: костюм должен быть таким, чтобы, посмотрев по телевизору, завтра же взяли эту моду. Такого принца не было, эпоха неизвестна, фантазируй сколько хочешь. Вместо этого все из подбора, старые, пыльные «играные» вещи, не всегда по размеру».
На помощь Олегу Далю пришла художник-постановщик «Ленфильма». Это она создала для него элегантные костюмы, подчеркнувшие его фактуру, освободив от зажатости. Расслабившись, Олег пошутил: «Вам кого сыграть: принца или Жоржика из Одессы?»
Он не был таким разговорчивым, как в фильме, но вел себя очень хорошо. Озвучивал его актер Ленинградского театра кукол. Фильм изначально назывался «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы». Перед показом по телевидению режиссеру предложили поменять название. Музыку должен был писать Исаак Шварц. Но он приболел и посоветовал композитора Надежду Симонян. Лондонскую резиденцию принца снимали в Ленинграде, некоторые съемки проходили в Каунасе.
А он при включенной камере мне говорит: «Игорь Борисович, вы купили что-нибудь нам на ужин? А то съемка закончится, нам же жрать будет нечего!» «Стоп! Замечательно!» — сказал режиссер. «Что замечательно? Вы не слышали, что Олег сказал?» — спросил я.
«Игорь Борисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз, вы иначе никогда бы это не сыграли», — лукаво ответил Даль.
Михаил Иванович удивлялся после съемок: «Странная группа у вас. Обещали встретить — встретили. Стали предлагать гостиницы на выбор. Сказали, что в два поедем на съемки — поехали. И все стоят за молоком! Это после съемок-то!»
Готовую картину киношное начальство принимать не хотело. В вину картине ставили положительность главного героя — принца. Фильм пролежал на полке почти год не только из-за названия. Формулировка «ареста» ленты звучала примерно так: «Она не может быть показана публично в связи с тем, что в образе принца Флоризеля артист Даль смакует монархические традиции».
Сотрудники КГБ чуть было не приостановили съемку, заявив, что рядом находятся правительственные дачи, но в результате снять эпизод на берегу моря все же разрешили. В книге принц был из Богемии, но режиссер заменил ее на Бакардию — в честь популярного в его студенческие годы кубинского рома «Бакарди». Попугая для съемок нашли в Ленинграде.
Кто-то посоветовал режиссеру попросить Зиновия Гердта прочитать закадровый текст и развенчать Флоризеля. Однажды Татарский услышал радиопередачу со знакомым голосом Игоря Дмитриева. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица героя Дмитриева
За два часа Татарский написал текст ко всем трем сериям. В первых числах января Татарскому позвонили и сказали: «13 января выпускаем. Смените название. Татарский заупрямился, но все же согласился изменить «Клуб самоубийц или Приключения титулованной особы» на «Приключения принца Флоризеля».
Донатас Банионис вспоминал, что предложение режиссера для него стало неожиданностью: он все больше положительных героев играл. «Но все было очень интересно. Замечательные съемки в Сочи. Море, солнце, можно покупаться, позагорать.
С Евгением Татарским работала уже слаженная команда. Поэтому снимали быстро, без проблем. Когда я играл Председателя, то вспоминал историю доктора Джекила и мистера Хайда, старался представить ее наоборот. Когда вспоминаешь этот фильм, возникает ощущение радости, веселья».
Из фильма слов не выкинешь!
• Ну, хорошо. Я пообедаю. Но совершенно без аппетита.
• — Государство — это я!
— Не преувеличивай, Фэрри.
• Беря на себя миссию правосудия, где-нибудь да нарушишь закон.
• Меня никто, никогда и никуда не посылал. Посылаю я.
• Попрошу отнестись к этому как к портрету.
• Мы, баккардийцы, любим атлетические игры.
• Это он любит, председательствовать.
• — Гарри, что сделал этот деспот?!
— Уволил… при помощи ноги.
Капризный Даль, «горбатый» костюм и другие курьезы со съемок «Приключений принца Флоризеля»
В пятницу, 19 февраля, в 21:40 на телеканале «МИР» выходит всеми любимый фильм «Приключения принца Флоризеля». Картина режиссера Евгения Татарского была впервые показана в 1981 году – всего через год после выхода на экраны знаменитых «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Но несмотря на огромную популярность фильмов о британском сыщике, история загадочного принца из вымышленной страны Бакардии до сих пор составляет достойную конкуренцию всем советским кинодетективам.
Эта история началась в конце 1970-х с игры в шахматы. Режиссер Евгений Татарский заглянул на Ленфильм, чтобы сыграть партию со знакомым редактором. Увидел на столе сценарий, открыл первую страницу и… не смог оторваться. Он решил во что бы то ни стало снять фильм о приключениях предприимчивого принца-авантюриста, который, устав от балов и светских приемов, ищет спасения от скуки в раскрытии опасных преступлений.
Татарскому понравилась нетривиальная задумка сценариста Эдгара Дубровского: с одной стороны, по форме это был чисто английский детектив, но юмор, обилие фарса и общая подача сюжета превращали историю в какой-то невообразимый водевиль. Татарский тут же включил фантазию и придумал пародию на строгий английский жанр.
Для зрителя эта картина стала своего рода отдушиной: она уносила советского человека из обыденной реальности в прекрасную, неведомую страну, которая воплощала его мечты о лучшей жизни.
Но немногие знают, каких трудов стоило создать это легкое приключенческое кино. О самых интересных моментах съемок, оставшихся за кадром – рассказываем в нашем материале.
Страна, которой не было
Как многие помнят, в фильме Татарского Флоризель – правитель загадочной страны Бакардии. Однако на карте вы такой страны не найдете. Да и у английского писателя Роберта Стивенсона, чьи повести легли в основу фильма, принц живет в Богемии – вполне реальном королевстве в Центральной Европе, которое существовало на исторической части территории современной Чехии. В Бакардию же принц Флоризель переселился стараниями режиссера и сценариста. Зачем нужна была эта путаница? Причины были сугубо политическими.
«Евгений Маркович [Татарский] был хорошо образованным человеком и знал, где находится Богемия. А Богемия находилась в дружественной социалистической Чехословакии. Бакардия – это была игра во время и игра в неведомую страну», – объясняет киновед, сценарист Ирина Павлова.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
Дело в том, что почти все главные герои картины – представители богемы, а многие к тому же отъявленные преступники. Безусловно, такие ассоциации с братской страной соцлагеря в советском кино были ни к чему.
Устав от государственных забот, принц Флоризель приезжает в Лондон, который тоже мало похож на столицу Великобритании.
«Это какой-то условный буржуазный мир – иронический, эксцентричный, где живет сборище странных, забавных персонажей», – рассказывает историк кино Александр Шпагин.
Невыносимый Даль и горе костюмера
Немного фантастический сюжет фильма почти сразу же превращается в детектив. Путешествуя по городу со своим другом, полковником Джеральдином, Флоризель знакомится с художником Перкинсом, который приводит героев в некий «Клуб самоубийц». Принц движим идеей раскрыть тайну зловещего клуба и вывести на чистую воду его председателя.
Флоризель – поистине великий детектив, этакий Шерлок Холмс, который ко всему прочему обладает возможностями титулованной особы. К его услугам всегда любые деньги и армия помощников, готовых выполнить любое поручение по мановению руки. Для этой роли режиссеру был необходим настоящий аристократ. Его он почти сразу нашел в лице Олега Даля.
«Как-то сидели с Олегом, и я посмотрел на его руки. Какие у него были аристократические пальцы – длинные, тонкие! И вообще, он был – принц», – вспоминает режиссер картины Евгений Татарский.
С Олегом Далем тогда мечтали работать многие, но он многим отказывал, и причины отказов никак не объяснял. А те режиссеры, с которым он соглашался сотрудничать, тоже часто были не рады: за актером закрепилась слава капризного скандалиста.
Татарскому повезло: прочитав сценарий про Флоризеля, Даль тут же подтвердил свое участие в фильме. История ему очень понравилась. Но почти сразу он попытался выдвинуть режиссеру свои условия: попросил взять на роль Джеральдина своего друга – актера Юрия Богатырева. Однако Татарский, уже видевший в роли соратника принца другого артиста, Игоря Дмитриева, не пошел на уступки, и Далю пришлось подчиниться.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
Неприятности начались в первый же день съемок. Режиссеру позвонили с площадки: «Срочно приезжай, Даль скандалит!». Гнев Даля обрушился на художника по костюмам. Наряд, который ему предложили для роли, актеру категорически не понравился. Справедливости ради стоит отметить, что костюм и вправду сидел на артисте плохо: спереди приходилось прикалывать булавку, сзади наряд горбился, да и «пряжка» принца не устроила. Это ли Флоризель, о котором говорят, что он самый элегантный человек в Европе?
К счастью, художник-постановщик «Ленфильма», до этого много работавшая с Далем, помогла подобрать другую одежду, которая пришлась актеру по душе. Когда фильм вышел, стало очевидно: потрепанные нервы съемочной группы режиссера стоили того. Флоризель в исполнении Олега Даля получился утонченно-реалистичным и в то же время сказочно-невероятным.
Предательский загар Полищук
Роль обольстительной мадемуазель Жаннет режиссер на свой страх и риск отдал актрисе Любови Полищук. Зрители ее тогда знали плохо, а в верхах молодую актрису откровенно недолюбливали.
«На нее шипели и на «Ленфильме», и в «Гостелерадио»: «Нос уткой, 42-й размер ноги! Где ты таких красавиц видел?» – так говорили Татарскому, узнав о его выборе, вспоминает Ирина Павлова.
Но режиссера в Полищук привлекли отнюдь не ее внешние данные, а «женское начало». «Она не такая красивая, как могла бы быть. Предположим, большой нос, губы, руки – все в отдельности [не привлекало]. Но все вместе – замечательно», – признается Евгений Татарский.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
С Любовью Полищук на съемках произошел забавный конфуз. Картину о принце Флоризеле снимали в нескольких городах: в Ленинграде, Каунасе, Сочи. Погода в Сочи тем летом стояла прекрасная. Полищук ходила купаться каждый день в 6 часов утра, до начала смены. А когда работа в Сочи закончилась и группа собралась в Ленинград, актриса захотела подольше задержаться на море. Она упросила режиссера дать ей отпуск. Татарский согласился, но предупредил: «Никакого загара!». Жаннет должна была сохранить свою аристократическую бледность. В Ленинград Полищук приехала, как и обещала, с лицом, не тронутым южным загаром. Но о том, что костюмеры готовят ей для работы новое платье с глубоким декольте, актриса не знала.
Проблему пришлось быстро решать. В итоге гример был вынужден каждый день обрабатывать грудь актрисы специальным осветляющим составом. Зрители ничего не заметили, и красавица Жаннет продолжила покорять всех своей белоснежной кожей.
«Слабый» добряк-Банионис
Подобрав исполнителей главных ролей, Татарский надеялся поскорее утвердить актерский состав и начать съемки. Но когда он привез пробы с артистами в Госкино, оказалось, что судьба его фильма висит на волоске.
«Мне сказали: «Не надо Даля, у него глаза пустые», – вспоминает Татарский. – Сказать такое про Олега – это кощунство! «Не надо Дмитриева – надоел уже. И Полищук не надо – сняли один раз, и хватит». Я ее снял первым в картине «Золотая мина». Тогда я сделал глаза вареного судака и сказал: «Ну, раз так, снимайте сами».
Будь на месте Татарского другой режиссер, его бы просто сняли с картины за такие слова. Но Евгений Маркович был у руководства на особом счету. Его короткометражный фильм «Пожар во флигеле» в 1978 году принес объединению Гран-при фестиваля телевизионных фильмов в Мюнхене. Это был первый приз советского телевидения на Западе. Поэтому Татарскому пошли навстречу – разрешили снимать всех, кого он выбрал, включая Даля.
Еще одним ключевым персонажем был герой Донатаса Баниониса – «Клетчатый», он же Ник Николс, он же загадочный председатель «Клуба самоубийц». Бесспорно, это та фигура, без которой бы вся эта история была невозможна. Роль характерного злодея – всегда лакомый кусочек для любого артиста, но Донатас Банионис поначалу совсем не рвался сниматься в «Приключениях принца Флоризеля». Причиной тому отчасти был все тот же несносный Олег Даль. До этого они с Банионисом уже пересекались на съемочной площадке.
Фото: Кадр из фильма «Приключения принца Флоризеля»
В 1970 году на экраны вышел фильм Григория Козинцева «Король Лир», в котором Даль сыграл шута, а Банионис – герцога Олбенского. Тогда Даль бросил в сторону Баниониса: «Слабый актер». Но зрители с этим были не согласны: Баниониса в Советском Союзе очень любили.
Евгений Татарский также помнил об успехе Баниониса в роли благородного разведчика, которого тот сыграл в фильме «Мертвый сезон». Режиссер не побоялся доверить актеру роль отъявленного подлеца. Сам же Банионис вспоминал, что предложение режиссера для него стало неожиданностью: он больше привык играть положительных героев. Но в итоге актер прекрасно справился с ролью, и даже Даль признал его талант – после нескольких съемочных дней состоялось их примирение.
Слишком «не советский» фильм
В образе Флоризеля, как и во всем фильме в целом, время от времени проскакивали намеки на тоталитарную советскую власть. Мало того, что главный герой – принц, так еще и постоянно слышатся фразы вроде «Государство – это я» (прозвучала она, кстати, из уст попугая Флоризеля). Художественный совет «Ленфильма» ленту раскритиковал, а в Госкино принимать ее вообще отказались. Кроме того, чиновников возмутило название фильма. Изначально картина называлась «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы». Ясное дело, в Советском Союзе ни о каких титулованных особах, а уж тем более самоубийствах и речи быть не могло. Режиссер уступил: фильм переименовали в нейтральное «Приключения принца Флоризеля».
Но оставалась проблема с принцем: его образ казался руководству слишком положительным. В итоге фильм почти год пылился на полке со следующей формулировкой: «Картина не может быть показана публично в связи с тем, что в образе принца Флоризеля артист Даль смакует монархические традиции». Тогда знакомый посоветовал режиссеру добавить в фильм закадровый текст, чтобы развенчать образ Флоризеля.
Однажды Татарский услышал по радио передачу, где звучал хорошо знакомый ему голос Игоря Дмитриева – того самого полковника Джеральдина. Тут же возникла идея вести закадровое повествование от лица его героя. За каких-то два часа Татарский написал текст ко всем трем сериям. В первых числах января 1981 года Татарскому позвонили с радостным известием: «13 января выпускаем».
Несмотря на ожидания руководства Госкино, после первого показа фильм не приобрел оглушительного успеха. Татарскому выдвинули претензии: якобы, широкая зрительская аудитория ироничную ленту с двойными смыслами попросту не поняла. Но прошли годы, а к «Приключениям принца Флоризеля» зрители так и не потеряли интерес, ведь разгадывать ребусы и считывать двойные смыслы куда любопытнее, чем смотреть незамысловатые ток-шоу и сериалы. Это тонкая интеллектуальная игра, которая и сейчас доступна далеко не всем.
Актёрские байки: Анатолий Папанов
ТЕСТ: Угадайте, из какого мультфильма богатыри!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Сергея Безрукова?
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных комедий
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы»
Почему у фильма два названия, какое условие поставил Олег Даль и кто нарисовал «Портрет Клетчатого».
История фильма началась с того, что режиссёр Евгений Татарский зашёл на пару партий в шахматы к знакомому редактору с «Ленфильма». Тому как раз принесли сценарий по мотивам произведений английского писателя Роберта Стивенсона о приключениях авантюрного принца Флоризеля, который ищет спасения от скучных балов и светских раутов. Татарский из любопытства прочитал несколько страниц и выпросил сценарий целиком — идея ему понравилась. Он решил снять лёгкое приключенческое кино и добавить в сценарий гротеска, чтобы фильм стал пародией на чопорные английские детективы.
Для главной роли нужен был актёр с аристократической внешностью, и режиссёр остановил выбор на Олеге Дале. С ним многие хотели работать, но он часто отказывал без объяснения причин, а те режиссёры, у которых он соглашался сниматься, порой об этом жалели. За Далем была слава капризного скандалиста. Сценарий про Флоризеля актёру понравился, но он сразу же попытался поставить условие — роль его напарника должен играть Юрий Богатырёв! Татарский сказал, что уже утвердил Игоря Дмитриева, и возражать против столь маститого актёра Даль не решился.
Руководство «Ленфильма» раскритиковало выбор актёров на главные роли: «Даль не нужен, у него пустые глаза. Дмитриев надоел. Зачем Полищук? Один раз уже снял и хватит…» Не вызвал протеста только Донатас Банионис — он был уже народным артистом и депутатом Верховного Совета СССР. В ответ на критику режиссёр, как он потом рассказывал в интервью, «сделал глаза варёного судака и сказал: „Ну, раз так, то снимайте сами!“». К Татарскому на киностудии было особое отношение, так как он только что получил Гран-при кинофестиваля в Мюнхене, поэтому настаивать на замене актёров не стали.
В первый день случилось то, о чём режиссёра предупреждали. Олег Даль устроил скандал и отказывался сниматься. Актёра возмутил костюм, который ему предложили для роли. Наряд был явно «заигранный» во многих фильмах и плохо сидел — спереди его приходилось подкалывать, а сзади образовывался «горб». Даль не хотел выходить в таком виде на съёмочную площадку, говоря, что Флоризель должен быть самым элегантным человеком в Европе, а не выглядеть как Жоржик из Одессы. На выручку пришла художник-постановщик «Ленфильма», которая уже неоднократно подбирала одежду для героев Даля, и вместе они нашли подходящий костюм.
«Приключения принца Флоризеля», к/с «Ленфильм», 1979, реж. Е. Татарский
Донатас Банионис поначалу сниматься не хотел. Мало того, что ему был непривычен отрицательный персонаж, так ещё у него был зуб на Олега Даля. Много лет назад они снимались в «Короле Лире» и Даль небрежно бросил в его сторону: «Слабый актёр…» К моменту съёмок фильма о Флоризеле у Баниониса уже были звёздные роли в «Мёртвом сезоне» и «Солярисе», зрительская любовь и звание Народного артиста СССР, но слова молодого актёра по-прежнему не забылись. Даль, вероятно, тоже это помнил, поэтому на съёмках вслух восхищался работой Баниониса, и в конце концов актёры помирились и признали таланты друг друга.
Съёмки, к всеобщему удовольствию, проходили летом на южных курортах. Резиденция и оранжерея принца расположились в сочинском дендрарии, походный обед проходил в Гаграх, историю с драгоценностями снимали в Адлере, а американскую контору выстроили в Пицунде. Там съёмочной группе пришлось получать разрешение у сотрудников КГБ, так как рядом были правительственные дачи, которые не должны были попасть в кадр. Лондон и Париж «сыграли» Вильнюс, Каунас и Ленинград.
Преступника в инвалидной коляске сыграл поэт Илья Резник, который написал для фильма два романса. В фильме прозвучал только романс леди Венделер, но зато Резнику предложили сняться в эпизоде. Эпизодическую роль мистера Мальтуса сыграл ещё один непрофессиональный актёр — врач-уролог Вячеслав Васильев.
Для попугая Ваки съёмки в этом фильме стали началом долгой карьеры. На самом деле попугай был неговорящий и в кадре только жевал кедровые орешки, но был такой компанейский и сообразительный, что слава о нём вышла за пределы съёмочной площадки. В 80-х годах он «вёл» программу «Кружатся диски», потом снимался в фильме «Как стать звездой», сериалах «Убойная сила» и «Фаворит», рекламе и новогодних шоу.
Немаловажную роль в сюжете сыграл «Портрет Клетчатого» — абстрактное полотно, на котором с трудом можно было разглядеть человека. Специально для съёмок картину нарисовал художник-постановщик фильма Исаак Каплан. Так же ему принадлежат все картины, которые были в сцене с галереей Перкинса. Судьба знаменитого портрета неизвестна, по двум версиям его подарили Донатасу Банионису или оператору Константину Рыжову.
Готовую картину Госкино не приняло. Чиновникам не понравился положительный образ авантюриста, намёки на тоталитарную власть и симпатия к монархическим традициям. Фильм почти год лежал на полке, когда Татарскому посоветовали ввести закадровый голос, который развенчал бы Флоризеля. За несколько часов режиссёр написал текст, который потом начитал Игорь Дмитриев. Это Госкино устроило, но осталось последнее требование — изменить название «Клуб самоубийц, или Приключения одной титулованной особы», чтобы ни титулованных особ, ни самоубийц не было. Режиссёр уступил, и до 90-х годов фильм выходил под нейтральным названием «Приключения принца Флоризеля».