приемы формирования учебных навыков это

Доклад по теме: «Методические приёмы по формированию обще-учебных умений и навыков по предмету»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад по теме: «Методические приёмы по формированию общеучебных умений и навыков по предмету»

Важной особенностью технологии, как общеобразовательной школьной дисциплины является интегрированный характер и практико-ориентированная направленность формируемых у учащихся знаний и умений.

Овладение ими происходит в процессе изготовления конкретных изделий, поэтому такое большое значение имеет выбор объектов труда. Они должны соответствовать учебной программе и подбираться в зависимости от уровня знаний и умений школьников, учитывая их интересы и материальные возможности.

Планирование и подготовка каждого очередного занятия строится на основе календарно- тематического планирования. Исходя из содержания обучения каждое занятие конкретизирует учебную и воспитательные цели урока. Занятия по технологии носят, как правило, комбинированный характер.

При составлении плана занятия учитель предусматривает его вводную часть, основную, заключительную. Делается акцент на новые понятия и умения, особенности технологии изготовления изделия, которые должны освоить и практически применить учащиеся. Изучение каждого раздела начинается с вводного занятия, задачей которого является ознакомление учащихся с целями предстоящей работы, содержанием нового материала, практическим заданием, технологической документацией, организацией рабочего места, правилами безопасной работы.

Особое внимание уделяется показу трудовых приёмов.

Задача итогового урока состоит в закреплении и контроле знаний и умений, учащихся по данному разделу. Её можно решить с помощью проверочных работ различного вида (заданий, вопросов, упражнений, тестов, кроссвордов).

Свои уроки, я стремлюсь облечь в занимательную форму, используя элементы игры, соревнований, проблемные вопросы и задания. К учащимся подхожу с учётом уровня их возможностей: поощряю сильных, поддерживаю более слабых.

По своему опыту могу сказать, что независимо от направления обучения (технический или обслуживающий труд) учащихся необходимо содержательно и предметно знакомить с такими темами, как «Культура дома». (Интерьер, уют, этикет, семейные праздники) и «Основы домашней экономики» (правила ведения домашнего хозяйства, семейный бюджет, экономические расчёты).

Закрепление и углубление, практическое использование полученных учащимися знаний, умений, навыков невозможно без организации систематической внеурочной работы по технологии (техническому труду)

Обобщённый подход к формированию знаний, и навыков учащихся позволяет им переходить от изделия к изделию более уверенно. Формированию таких знаний, умений и навыков во многом способствуют широко применяемые в настоящее время инструкционно-технологические карты и карточки- задания. Они позволяют учителю развивать самостоятельную деятельность учащихся, ставить вопросы поискового характера, учить учащихся сравнивать ход практической работы и технологическую обработку одного изделия с другим.

Например, для лучшего усвоения материала по выполнению стежков в мастерской оформлен стенд в виде инструкционно- технологической карты. Особое внимание мною, как учителем уделяется правилам безопасности труда при выполнении ручных работ. Привитие и закрепление умений и навыков по выполнению ручных работ осуществляется при изготовлении швейных изделий.

При выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных интересов и способностей учащихся. Опыт показывает, что интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание на дом, сообщает, чем будем заниматься на следующем уроке. Кроме того, развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессе изготовления изделия и процессе приготовления пищи, до демонстрации модели и дегустации приготовленных блюд.

Источник

Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе

1. Формирование общеучебных умений и навыков через учебную деятельность

Выпадение любого из этих компонентов делает учебно-познавательную деятельность неполноценной; а без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения, входящие в структуру учебной деятельности, входят в состав различных групп общеучебных умений.

2.Классификация общих умений и навыков

Выделение 5 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам.

1. Учебно – деятельностные умения и навыки

1 класс

2. Учебно-коммуникативные умения и навыки

1 класс

4 класс2.1. Формулировать вопрос к картинке,предложению, слову.
2.2. Пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи.
2.3. Осваивать основные виды письменной работы: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа.
2.4. Темп письма к концу года 25 знаков в минуту.2.1. Самостоятельно ставить вопросы к тексту,рассказу учителя,детей.
2.2. Учиться отвечать по плану.
2.3. Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного.
2.4. Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи.
2.5. Темп письма 50 знаков в минуту.

3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки

1 класс

4 класс3.1. Умение читать осознанно и выразительно.
3.2. Умение чисто и грамотно писать.
3.3. Умение сравнивать объекты, факты, явления.3.1. Умение воспринимать информацию.
3.2. Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное.
3.3. Осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать,анализировать, обобщать,доказывать.)
3.4. Умение рационально запоминать.
3.5. Уметь объяснять наблюдаемые факты и прогнозировать некоторые из них.

4.Учебно-организационные умения и навыки

1 класс

4 класс4.1. Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе.
4.2. Проверять работу по образцу.
4.3. Соблюдать правильную осанку.
4.4. Организовать свое рабочее место.4.1. Готовить рабочее место для учебных занятий и труда.
4.2. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены, учебного труда, режима дня.
4.3. Работать в заданном темпе.
4.4. Учиться контролю учебной работы как своей, так и одноклассника.
4.5. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя.
4.6. Вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.)

5. Учебно-информационные умения и навыки

1 класс

2. Методические приемы и формы организации на уроках

Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование учебно – интеллектуальных умений. Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Учитель сообщает, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставится вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже может направить их мысль в определённом направлении. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.
Главная цель моей работы с детьми – учить детей учиться, а значит ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом – инструментом общения – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.

Тематика игр:

1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).
2. Слово наоборот (пилот – толип, верблюд – дюлбрев)
3. Алфавит вокруг.
4. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова, относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово.

ш ь ы м – мышь
с ь р ы – рысь
ц а я з – заяц
т д я л е – дятел

«Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…» (черепаха.)

Но особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Дети очень тонко чувствуют прекрасное, понимают язык природы. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь. При написании сочинений у всех детей возникают трудности, стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят писать их. Я думаю что, прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто: надо давать темы, которые будут нравиться детям. Появилась тематика сочинений:

1. Почему я лучше всех?
2. Опиши пустоту.
3. Жизнь на моей звезде.
4. Как появились полезные ископаемые.
5. О чём мечтала сосулька.

Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является
понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом. Любимая игра на уроках чтения – читать голосом героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги медведя, значит наступило время разминки, и все должны читать или говорить голосами гостей.
Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя свой выбор фактами из текста. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске, и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»

а) Прочитай шепотом.
б) Прочитай громко.
в) Порадуйся предложению
г) Спроси предложение.

На уроках многократно прочитывается текст с различными заданиями. Одно из них « Вопрос товарищу». Можно провести в виде «Аукциона», кто больше придумает хороших вопросов.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю учащихся на то, чтобы они сами нашли большое количество вариантов анализа в предлагаемых заданиях, что поможет им в дальнейшем учиться. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать и на этом основании сделать вывод, например:

– Чей план более удачный?
– Какой пункт в плане вам кажется главным?
– Чему можно научиться, следуя сказанному в этом вопросе?

3. Эксперимент по формированию общеучебных умений и навыков (учебно-интеллектуальные умения)

Эксперимент по усвоению формирования учебно-интеллектуального умения проводился в контрольном и экспериментальных классах.
78% успешных результатов работы в классе, где проводилась такая работа и 22% показали низкий уровень. В обычном классе результаты составили 32% и 68% соответственно.

приемы формирования учебных навыков это. Смотреть фото приемы формирования учебных навыков это. Смотреть картинку приемы формирования учебных навыков это. Картинка про приемы формирования учебных навыков это. Фото приемы формирования учебных навыков это

Вывод: Таким образом, эксперимент показал, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Учащиеся продвигаются в своем развитии, изменяются сами.

4. Заключение

Наблюдения показали, что формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.

Список литературы:

Источник

Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии

приемы формирования учебных навыков это. Смотреть фото приемы формирования учебных навыков это. Смотреть картинку приемы формирования учебных навыков это. Картинка про приемы формирования учебных навыков это. Фото приемы формирования учебных навыков это Елена Чигина
Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии

Учебные навыки – это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени.

А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.

Л. И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе, складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.

Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Волевая готовность. Уже в школьном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Анализируя эти предпосылки,выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Для развитияпроизвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий: необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности;

учитывать возрастные особенности ребенка; использовать игры с правилами.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития.

К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 лет

Можно заключить,что на этом возрастном этапе дети отличаются: достаточно высоким уровнем умственного развития; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов; особенности развития речи.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность.

Внимание характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.

Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Основным симптомом ЗПР является недоразвитие эмоционально-волевой сферы.У дошкольников фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, общая вялость артикуляции.

ПУТИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗПР

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению — это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОМУ ОПОСРЕДОВАНИЮ

Речевое опосредование ребёнком собственной деятельности является необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условие предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА РАБОТЫ

Реализации направлений в работе с детьми способствуют специально подобранные методические пути и средства групповой и индивидуальной работы: поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей деятельности; помощь по ходу занятия тем детям, которые так и не сумели составить план своей работы до её начала; учёт тех детей, которым так и не удалось на групповом занятии понять задание, для того чтобы организовать им впоследствии помощь в индивидуальной работе. Все средства направлены против «бездумного» стиля работы детей — стиля, основой которого является простое подражание, копирование чужого труда.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, так и уровня развития детей. На этапе принятия задания действие самоконтроля формируетсяна следующей ориентировочной основе: необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание, Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной ориентировочной основе,организуется система практических действий: повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При этом используются в основном те же приёмы: проговаривание отдельными детьми вслух для всех детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п.

ОБУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ

В определённой последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата — сличению его с заданием.

Сначала воспитатель вместе с детьми перед началом оценки их работ повторяет правила выполнения задания,а дети по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребёнок должен научиться на основе воспроизведённых детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причём аргументировать оценку в развёрнутой речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их фоне, аргументируя при этом оценку в развёрнутой речевой форме. Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении педагога. Если ребёнок, в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причём делать это в развёрнутой речевой форме, то можно считать действие самоконтроля у него сформированным.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Учебные занятия по развитию элементарных математических представлений и занятия по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, которая была описана выше. Однако каждый из этих видов учебных занятий характерен и свой специфический круг задач. На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе специально организованных практических действий в определённой последовательности дети обучаются абстрагированию геометрической формы, величины, количественных отношений, а так же словесным обозначениям этих абстракций.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

На основе практических действий при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать интеллектуальную деятельность с опорой на общие представления и словесно – логические рассуждения, так необходимые в учебной деятельности и в школе.

Источник

«Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся»

Из опыта работы на темой «Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся». Перечисляются варианты обучения учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

Просмотр содержимого документа
««Приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся»»

Слайд 2) Работодатель не спросит у выпускника, чему его учили. Он поставит конкретную задачу, которую надо решить.

Речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.

А это значит, что учащихся необходимо научить:

• основам организации собственной учебной деятельности;
• способам поиска, переработки и представления информации;
• приемам и методам умственного труда;
• основам коммуникативных умений.

Учителя предлагают учащимся различные виды заданий по предмету, но при этом забывают, что не все ученики умеют бегло и осмысленно читать и писать, находить нужную информацию в учебнике, запоминать определения терминов и закономерностей. Слайд 5)

Возникает проблема, как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Слайд 6)

Более подробно остановимся на классификации педагога-психолога Лошкаревой Н.А.

Учебно-организационные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:

· организация рабочего места;

· выполнение правил гигиены учебного труда;

· принятие учебной цели;

· выбор способов деятельности;

· планирование организации контроля труда.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. При формировании данной группы учитель должен ставить цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока нужно учить планировать выполнение заданий, отыскивать рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Например: учитель на первом уроке излагает свои требования или советы по организации рабочего места ученика, что должно быть на столе для успешной работы.

Для развития организационных умений на уроках нужно использовать групповые формы работы, проектную деятельность. Вариантом групповой работы может быть подготовка общеклассного проекта, когда каждая группа готовит свой фрагмент презентации (5-6 слайдов по определенному плану и оформлению), из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация. Пусть учащиеся используют различные методы познания (наблюдение, опыт, измерение, описание, моделирование, элементы прогнозирования) При подведении итогов обязательна рефлексивная деятельность: объективное оценивание вклада каждого члена группы в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Слайд 7)

Учебно-интеллектуальные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:

· анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями; между рисунками и опреде­лениями; в коротком тексте подчеркните все слова, относящиеся к. );

· синтез (назовите процесс по его характеристикам; назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.);

· сравнение (чем отличается А от Б? Что общего между А и Б? И т. д.);

· причинно-следственные связи (продолжите ряд слов, понятий; вставь­те недостающее слово, рисунок, число; расположите в логической последовательности слова, числа, рисунки и т. д. Для старших клас­сов: постройте систему понятий)

· выводы (сделайте вывод на основании текста, рассказа в рисунках. Для старших классов: сделайте вывод на основании таблицы или схемы).

Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности. Слайд 8)

Методические приемы работы с терминами.

1.Перевод терминов на русский язык, что делает запоминание более осмысленным. Задания, в которых школьник выбирает один правильный ответ из предложенных вариантов.

2.Задания, в которых ученикам необходимо вставить пропущенное слово.

3.Задания на соответствие. (Установите соответствие между …)

4.Терминологические диктанты. В конце тетради записываются термины. На первом уроке необходимо учащихся предупредить о том, что диктанты по терминам могут быть на любом уроке, поэтому желательно термины заучивать сразу после записи. Из этого списка учитель берет термины для диктанта. В ходе диктанта школьникам необходимо сформулировать определение предложенных понятий и записать их в тетрадь.

5.Графические диктанты. Учитель предлагает определение понятия, ученик должен выбрать верно или неверно это определение и в тетради записать условный знак. Для этого в тетради чертится простым карандашом отрезок 10 см, разбивается на 10 частей по 1 см. Затем внизу части отрезка нумеруются: 1, 2, 3… Учитель зачитывает определения по порядку, повторяя 2 раза. Графические диктанты позволяют формировать умения учащихся работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа; развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить отчет в условно-графической форме (перекодирование информации). Учитель составляет «ключи» для проверки или взаимопроверки. Слайд 9)

Не надо забывать о развитии общеучебных умений и при диагностике знаний. Чаще всего на уроках используется опрос. Например, для проверки умения критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации (находить ошибки в тексте на основе имеющихся знаний). Пример:

1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, ука­жите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

2. В строке перечислены четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите лишнее слово и подчеркните.

3. В каждой строке перечислены три слова. Найдите общее для этих понятий название (признак или свойство) и запишите его.

4. Вам предложен перечень из четырех взаимосвязанных понятий. Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к наиболее общему. Слайд 10)

Учебно-информационные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:

· чтение текста (осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жан­ров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Ис­пользование различных видов чтения: ознакомительное, просмотро­вое, поисковое и др.).

· работа с учебником;

· работа с дополнительной литературой;

· работа со справочной литературой;

· выбор и использование выразительных средств языка и знако­вых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в со­ответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

· усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

Слайд 11) Кроме составления простого или сложного плана, тезисов, конспектирования, выписок, можно порекомендовать учащимся при чтении подчеркивать карандашом (при этом напомнить убрать карандаш в конце учебного года), отмечать на полях или закладках то, что представляется важным.

В качестве методического приема рекомендуем использовать следующие задания.

1.Составление плана параграфа, текста. План – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. Все остальные виды записей занимают больше места, чем план. План четко отражает последовательность изложения мыслей в тексте. Он дисциплинирует мышление, делает его целенаправленным. План указывает общее направление изложения, ход мысли.

2.Написание тезисов. Тезисы позволяют глубоко осмыслить текст. Работа над их составлением формирует четкость выражения мысли. Умелое составление тезисов свидетельствует об овладении методами самостоятельной работы над книгой.

В помощь учащимся можно разработать памятки: алгоритм составления тезисов, правила работы с научным текстом. Слайд 12)

Учебно-коммуникативные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

· выслушивание мнения других;

· владение различными формами устных публичных выступлений;

· оценка разных точек зрения;

· владение приемами риторики;

· организация совместной деятельности;

· владение культурой речи;

Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.

· Письменная речь: конспектирование, умение писать сочинения, правильно оформлять работу.

· Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать и т.п.

· Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…

· Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.)

Учитель должен стараться включать учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника. Для этого следует разработать памятки: «Как составлять конспект», «Рекомендации для информационного выступления» и т.д Слайд 13)

Как развивать общеучебные умения (как учить?)

Учащиеся, взрослея и переходя из класса в класс, в той или иной степени расширяют круг теоретических знаний и практических умений, становятся более развитыми при любых методах обучения. Но если процесс развития общеучебных способностей станет целенаправленным и управляемым, то в более короткий срок будут достигнуты более высокие результаты.

Многие умения каждой из четырёх групп являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно.

В какой последовательности развивать общеучебные умения: последовательно, друг за другом, или параллельно, т.е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу? Опыт показывает, что следует придерживаться следующих рекомендаций: лучше, если учитель в каждый отрезок времени будет договариваться с детьми, какое общеучебное умение они будут развивать. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент. Ученик выступает в роли субъекта своей учебной деятельности, выполнение заданий более осознанное, и результат оказывается гораздо выше по сравнению с тем случаем, когда учитель не акцентирует внимание на формируемых надпредметных умениях. Слайд 14)

Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений. На одних темах учебного плана, например, наиболее целесообразно развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные.

Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами приобретения и применения знаний. Какие формы и методы наиболее подходят для развития надпредметных умений и навыков? Методические приемы, описанные в памятке, помогут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний.

Конечно, работа над общеучебными умениями должна вестись системно и по всем предметам. Таким образом, может быть решена задача увеличения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Усвоение предметных навыков (предметной компетенции) предполагает не просто усвоение учеником не связанных между собой знаний и умений, а овладение ими в едином комплексе. Слайд 15 ) Овладение предметной компетенцией предполагает способность реализации учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании.
Формировать предметную компетентность учеников можно на разных этапах урока. Пример показан в памятке.

Главный признак компетентностного подхода – способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.

Алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода включает следующие этапы: на экране таблица

1-й этап – целеполагание. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений.

В компетентностном уроке на этапе целеполагания возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

2-й этап – проектирование содержания.

Акцент в содержании урока должен быть сделан на двух важных моментах:

ориентация учебного материала на решение профессиональных и жизненных задач;

интеграция содержания, т. е. опора на знания и умения, полученные при изучении других учебных, общепрофессиональных дисциплин (на занятиях по междисциплинарному курсу данная позиция реализуется наиболее полно).

3-й этап – выбор типа и вида учебного занятия.

4-й этап – подбор методов и приемов обучения

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения: методы активного обучения; метод проблемного обучения, методы активизации творческого мышления, например мозговой штурм; модернизированные традиционные методы обучения; методы взаимообучения, применением современных педагогических технологий:

5-й этап – отбор учебно-методического обеспечения, определение средств достижения цели: дидактические, материально-технические, информационные средства (учебные пособия, дидактический раздаточный материал, аудиовизуальные и электронные средства), оборудование, материалы и т. п.

6-й этап – определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия, проведения рефлексии за­нятия, «подбор диагностического инструментария (первичного, промежуточного, итогового) для проверки уровней освоения компетенции».

7-й этап – фиксирование результатов проектирования. При планировании компетентностного урока, нацеленного на результат, целесообразнее использовать технологическую карту урока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *