приемы формирования регулятивных ууд на уроках истории
Презентация по истории мастер класс формирование регулятивных УУД на уроках истории и обществознании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Значение формирования регулятивных УУД в учебной деятельности УУД тесно связаны с достижениями метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника требуется мобильность, креативность, умение мыслить нестандартно. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, формулировки темы, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Позволяют: Самостоятельно формулировать цель и тему урока Учиться обнаруживать учебную проблему Составлять план решения проблемы совместно с учителем Определять степень успешности своей деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Прием целеполагания «Тема – вопрос» Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта» План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники 2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3. Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались?
Приемы целеполагания Прием « Путаница» : использование нескольких терминов и понятий, представляющих смысловое единство помогают определить тему. На доске записать: например, царь, и, Вавилон, законы, Хаммурапи, его; берег, на, государство, Нил. Земледельцы, Египет, как, ремесленники, и, жили, в. Прием « Группировка» На доске записаны слова: Фараон, вельможи, писцы, войны, ремесленники, земледельцы Что объединяет все эти слова? Пирамиды, сфинкс, храмы, письменность, обелиски, гробницы Какое слово здесь лишнее? Объясните, почему оно лишнее? Прием «Загадки»: Царь в Вавилонии когда-то был Могущественным, знаменитым слыл. От рабства подданных он защитил. Законы царские он учредил. Как звали этого могущественного царя? Чем он прославился? Ребята, отгадайте загадку: Пробегает рощу – Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка- Искупала пастушка (река) Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Работа с картой. Тема урока : «Древнее Двуречье»
Разгадать кроссворд 1)Правитель Древнего Двуречья 2)Бог Солнца 3) Главный город Двуречья 4)Ступенчатая башня в Вавилоне 5) Главные правила жителей Вавилонии ша
Приёмы создания проблемной ситуации Прием «Отсроченная догадка» Тема урока «Религия древних египтян» Работа с источником «Приключения Синухета»стр.45 учебника Извлекаем из текста факты: 1)Египетский вельможа бежал, предав своего господина-фараона. Предположите, какое наказание грозило ему на родине? (смерть) 2)Синухет- вельможа возвращается на родину. В чем противоречие в действиях вельможи? Какой из этого следует вопрос? Проблема: Почему египтяне боялись умереть на чужбине? Какие у вас версии? 1. Египтяне верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней. 2. стр.55 иллюстрация. Какие два условия необходимо соблюдать: А) пройти суд Осириса Б)сохранение своего тела (мумия)
Прием « Фишбоун» (рыбный скелет) Настоящий педагог всегда находится в поиске, стремится познать что-то инновационное, овладеть новыми педагогическими технологиями, приемами и методами, которые смогут сделать эффективнее учебно-воспитательный процесс, повысить качество знаний обучающихся. Одним из инновационных методических приемов, который можно использовать для работы в парах и группах, является прием «Фишбоун». Применяю его активно на уроках истории. Он помогает выяснить причинно-следственные связи, выявить суть событий, явлений. Он развивает навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Схемы Фишбоун дают возможность: организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; устанавливать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости; С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Доклад на тему «Формирование регулятивных УУД на уроках истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа № 1»
универсальных учебных действий
Табитуева Альбина Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Боханская СОШ №1»
Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.
Формирование регулятивных УУД на уроках истории
История- предмет, прежде всего, изучающий факты, события. Но, в то же время, история имеет важное «прикладное» значение. Например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.
Ее изучение способствует приобретению полезных и необходимых навыков умственной деятельности, развитию умения выделять главное.
Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.
Тема: «Новые ценности преобразуют общество», 7 класс
Тип урока: урок новых знаний.
Учитель: В этом году мы начали с вами изучать удивительный предмет – историю нового времени. Вы уже много знаете о жизни людей в древнем мире и средневековье. Теперь вам предстоит познакомиться с опытом жизни человечества в новую эпоху всеобщей истории, которую называют новое время или новая история. Переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Шла борьба между старыми устоями и новыми чертами жизни общества. Эта борьба была непростой, и средневековье не хотело сдавать позиции.
Учитель: Тема нашего урока «Новые ценности преобразуют общество». Разделите лист на две части. В первой части напишите, что вы уже знаете о средневековом (традиционном) обществе. Во второй- предположите, как могло измениться общество в условиях нового времени
Ребята, исходя из названия темы урока, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получить ответы?
На данных этапах урока формируется умение соотносить ранее полученные знания с новыми, которые предстоит изучить; определение «поля знания – незнания»
Ученики: (предполагаемые ответы)
— что такое ценности?
— как новые ценности изменяют (преобразуют) жизнь людей;
— как ценности влияют на изменение общества в целом.
На данном этапе урока учениками самостоятельно осуществляется планирование этапов изучения нового материала.
Учитель: Ребята как вы понимаете слово ценности?
Ученики: (предполагаемые ответы)
— ценности это то, что значимо.
Учитель: давайте проверим ваши предположения, обратившись за помощью к словарям. У вас на столах лежат словари: Ожегова, словарь справочник по обществознанию, словарь справочник к параграфу урока.
Здесь осуществляется поиск информации в различных источниках.
Усиление королевской власти в
Абсолютизм в Европе.
Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны “всех против всех”. Но в то же время в XVI–XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма.
Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма?
Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?
Учитель просит детей, исходя из названия темы, определить цели урока:
1. Узнать, что такое «абсолютизм»?
2. Выяснить, каковы характерные черты абсолютизма.
3. Каковы его проявления в европейских странах?
Следующий этап- поиск информации в учебнике- что такое абсолютизм и составление схемы. Затем образец выводится на экран. Учащиеся сравнивают свою работу с образцом, корректируют при необходимости.
Уроки практических занятий.
Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, рабочие листы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.
Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.
Пример практического занятия
Урок истории в 8-м классе на тему «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство»
Цели урока:
дать представление об основных направлениях общественной мысли XIX века.
развивать у учащихся способность осмысливать теоретический материал, работая с учебником
систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений, составляя таблицы.
воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.
Ход урока
1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.
Какие цели ставит каждый из вас сегодня на уроке? (ответы ребят)
2. Изучение нового материала.
Класс делится на 3 группы. Работа в группах.
Каждая группа получает задания: выбрать одно из общественно- политических течений, познакомиться с основными положениями этих течений, сделать макеты слайдов (при наличии компьютеров- презентацию из 4-х слайдов в программе Power Point ). Примерные макеты слайдов даются учителем (что должен содержать каждый слайд).
На столе разложены выражения, характеризующие основные положения учений:
деятельность государства ограничена законом
существует три ветви власти
свобода частного предпринимательства
государство не вмешивается в экономику
личность несет ответственность за собственное благополучие
путь преобразований – реформы
полная свобода и ответственность личности
власть государства не ограничена
сохранение старых традиций и устоев
государство регулирует экономику, но не покушается на собственность
отрицали “равенство и братство”
государство подчиняет себе личность
неограниченная власть государства в форме диктатуры пролетариата
уничтожение частной собственности
уничтожение свободного рынка
государство полностью контролирует экономику
все люди имеют равные права и блага
преобразование общества – революция
уничтожение сословий и классов
уничтожение имущественного неравенства
государство решает социальные проблемы
свобода личности ограничена государством
труд обязателен для всех
запрещена частная собственность
частная собственность служит всем членам общества или заменена на общественную
отсутствует сильная власть государства
коллективный труд обязателен для всех, приносит радость и удовлетворение
государство регламентирует жизнь человека
Из данных выражений группы должны выбрать только те, которые соответствуют их выбранной теме.
3. Составление схем и оформление результатов работы – создание презентаций.
Ребята составляют линию сравнения: главная идея, роль государства в экономической жизни, отношение к социальным вопросам и пути решения социальных проблем, по выбранному учению.
1 группа.
3 группа.
Каждая группа анализирует свое учение.
4. Обобщающая беседа.
5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.
Статья на тему:»Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МОУ «Столбовская школа».
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках истории
Автор: И. И. Пронюшкина,
учитель истории и обществознания
МОУ «Столбовская школа».
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках истории
Автор: И. И. Пронюшкина, учитель истории и обществознания МОУ «Столбовская школа».
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову с помощью других»
Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Он «акцентирует свое внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей». Сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.
Формирование регулятивных УУД на уроках истории
Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.
К основным функциям УУД относятся:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
— умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
— овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
— работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
создание на уроках игровых ситуаций, игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть и не очень простыми ( если ответ лежит на поверхности, то у большинства учеников исчезает азарт и интерес к игре), и в тоже время, не очень сложным и не понятными (это тоже снижает интерес у основной массы учащихся). Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.
Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению исторических понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования.
Наблюдаются значительные изменения в наполнении всех УУД на разных ступенях обучения истории, постепенно возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Уровень и состав универсальных учебных действий для старшей школы будет усложняться,- а основная база должна закладываться в основной школе.
История – это «знаниеориентированной» учебный предмет. Стандартные КИМы государственной итоговой аттестации по истории в 9 и 11 классах содержат как задания, направленные на проверку формализованных знаний, так и задания требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию (часть С), поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать эти задания.
Урок (уроки) практических занятий.
Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д.
Большие возможности для развития УУД дает групповая работа. Можно выделить следующие преимущества совместной работы:
— возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
— на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
— уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);
— снижается школьная тревожность;
— возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
— возрастает сплоченность класса;
— меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
— растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
— дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
— дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
— учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».
Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить!