прием своя опора в истории

Дидактор

педагогическая практика

Приём педагогической техники СВОЯ ОПОРА

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Пожалуй, нет ни одного учителя, который не примерил бы на себя технологию опорных конспектов В.В. Шаталова. По ряду учебных предметов вышли даже методические пособия, где весь учебный материал представлен в схемах и опорных конспектах.

Однако часто учитель ловит себя на мысли, что ему хочется чуть ли не в каждой опоре хоть что-то изменить. И это естественно.

У каждого человека, в том числе и у каждого учителя и ученика – свой язык кодирования.

На этом и строится приём «Своя опора», описанный А. Гином. В другой трактовке он описывается учителем истории из Краснодарского края А. Литвиновым, который этот процесс называет “иконическим моделированием”. Ученик получает задание составить авторский опорный конспект изученной темы.

Можно это представить игровым конкурсом: например, составить «шифрограммы», поиграть в разведчиков, шпионов. В дальнейшем возможно предъявление таких шифрограмм и их «расшифровка» другими учениками.

Каждый раз во втором полугодии в 11-м классе, когда начиналась подготовка к экзаменам, я объявлял конкурс на лучшую опору — шпаргалку.

Выбиралось жюри конкурса, предъявлялись требования к размерам шпаргалки. Согласитесь, загнать на маленький клочок бумаги содержание двух – трёх параграфов – весьма сложно.

Составление удачной шпаргалки – это тоже творчество.

У каждого ученика свой язык кодирования.

Помню, как одна из учениц записывала лишь первые буквы слов. Взглянув на такую шпаргалку с набором букв, я возразил: «Ты же ничего не поймёшь!».

Каково же было моё изумление, когда ученица вышла к доске и без запинки по шпаргалке ответила на оба вопроса будущего экзаменационного билета.

Разумеется, экзаменационная комиссия во время экзаменов пресечёт все попытки воспользоваться шпаргалками. Но, согласитесь, тот ученик, который самостоятельно составлял свои опоры, как минимум, но на «3» нам ответит, так как он ещё раз не только повторил изученный материал, но и участвовал в его преобразовании.

Помню, как одна из учениц после экзамена рассказывала мне, как она готовилась к ответу: «Сначала вспомнила, что эту шпаргалку я писала зелёной пастой. Потом вспомнила две нарисованных красных стрелки, которые означали причину и следствие события. Потом вспомнила и остальное…».

Приём «Своя опора» можно использовать как самостоятельно, так и в контексте техники сжатия информации. В условиях информационной перенасыщенности такая «инвентаризация» знаний поможет ученику планомерно наращивать свои «интеллектуальные мускулы» и избежать умственного перенапряжения.

Источник

Дидактор

педагогическая практика

Приём СВОЯ ОПОРА как инструмент самообучения

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Общих рекомендаций нашим подопечным и ставших банальными призывов «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» довольно много. В основном они касаются рационализации учебного труда, приёмов мнемотехники, развитию наблюдательности.

В принципе это тоже неплохо. Однако кроме общих рекомендаций необходимо вооружить ребят эффективными инструментами самообучения. Описанный в Дидакторе технологический приём СВОЯ ОПОРА отражал несколько другие аспекты его использования.

Между тем, вполне очевидно, что этот приём может быть хорошим инструментом для самоподготовки.

Особенно он эффективен при ознакомлении с большими объёмами текста.

1. Итак, берём чистый лист бумаги, ручку и открываем учебник.

2. Следует обратить внимание учеников, что после первого прочтения ни в коем случае не следует сразу же чуть ли не дословно повторять изученное.

Первая же заминка приведёт в замешательство, рука потянется к закрытому учебнику.

3. В случае большого объема учебного текста (более двух страниц) читать необходимо порционно, как правило, по разделам учебного параграфа.

4. После ознакомления с каждым разделом надо остановиться и составить опору.

5. После прочтения следующего раздела составляем следующую опору, причём рядом с предыдущей. Опоры всех разделов параграфа должны поместиться на одном листе. Так перед учеником предстанет общая тематическая, смысловая картина.

6. После окончания параграфа и составления последней опоры начинаем вспоминать учебный материал. Разбираем первую опору. Вспоминаем, что означает каждый символ, каждый опорный сигнал. Затем бегло смотрим на текст раздела. Подчёркиваю, бегло.

7. Если опора составлена хорошо, содержание сразу вспомнится. Если обнаружили какой-то пробел, пропуск важной информации, тут же вносим коррективы в опору. Таким же образом разбираем каждую следующую опору.

Как правило, после составления опор вторичное чтение текста не составляет труда и лишь закрепляет понимание изученного.

Источник

Прием своя опора в истории

Мы будем говорить о другом повторении — активном и развивающем. Главный принцип такого повторения — переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.

Своя опора

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене).

Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту. (Преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев советует опоры переименовать в шпаргалки. И провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления», а под этим «соусом» рассказать, как использовать опорные конспекты.)

Повторяем с контролем

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучайте учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

Повторяем с расширением

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы. Этот прием по технологии подобен «Пресс-конференции» (см. стр. 16), но имеет другие цели.

Свои примеры

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в историиприем своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Повторение изученных ранее тем

Все объяснилось просто: мои ученики прекрасно решали задачи на последнюю изученную тему. И совершенно не помнили ни формул, ни понятий, пройденных в начале учебного года. А содержание контрольной было построено как раз на давно пройденных темах.

Тогда я впервые понял то, что знает любой опытный преподаватель: глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.

Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Но есть и некоторая специфика.

Пересечение тем

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления.

Источник

Модуль «Обучение критическому мышлению». Приём «Своя опора»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОДУЛЬ «ОБУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ» ПРИЁМ «СВОЯ ОПОРА»

КАК ПРИМЕНЯТЬ? Учебный материал представляется в виде удобных для усвоения информационных блоков и модулей, включающих набор матриц с обозначением причинно-следственных связей между ними. Основная матрица Дополнительная матрица

ФОРМА РАБОТЫ: Групповая, парная, индивидуальная ОБРАЗЕЦ:

На каких этапах можно применять? При изучении нового учебного материала; При закреплении пройденного на уроке; При повторении пройденного материала по предложенной теме; При подготовке домашнего задания; При организации работы в группах, в парах;

: выделять главное, существенное в учебном материале устанавливать причинно-следственные связи и правильно их графически выражать; считывать информацию из блоков-схем; КАКИЕ НАВЫКИ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ?

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Курс повышения квалификации

Охрана труда

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Номер материала: ДБ-320286

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

прием своя опора в истории. Смотреть фото прием своя опора в истории. Смотреть картинку прием своя опора в истории. Картинка про прием своя опора в истории. Фото прием своя опора в истории

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи в истории при подготовке учащихся к олимпиаде»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь следующих принципов:

— принцип свободы выбора (для меня очень важно, что ребёнок сам выбирает мой предмет для участия в олимпиаде);

— принцип открытости (не только давать знания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса);

— принцип деятельности (организовывать освоение учениками знаний, умений, навыков и смыслов преимущественно в форме деятельности);

— принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи);

— принцип идеальности (чем больше активность и самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучения).

Научить устанавливать причинно – следственные связи мы сможем только тогда, когда у нас существует определённая система работы на уроках, факультативах и индивидуальных занятиях. А умение устанавливать причинно – следственные связи предполагает, что учащиеся должны уметь отвечать на три вопроса:

Почему произошло это событие?

Какие последствия имело это событие или явление?

Что произойдёт, если …(гипотеза)?

Чтобы добиться повышения эффективности усвоения исторических знаний, содержащих причинно-следственные связи, необходимо знать:

а) как понимают и усваивают учащиеся этот материал, какие существуют трудности;

б) какие условия могут способствовать лучшему его усвоению. Ведь установление причин и следствий явлений исторической действительности – объективно сложная умственная работа для учащихся, т. к. существуют особенности причинно-следственных связей между историческими явлениями.

В возникновении исторических явлений и событий переплетаются объективные факторы, основанные на закономерностях развития исторического процесса, и субъективные факторы – целенаправленные действия и поступки людей, среди которых есть выдающиеся исторические личности. Это выражено ярче и легче понимается учениками, тогда как понимание существенных, объективных причин затруднено.

Большинство исторических причинных связей носит многозначный характер, т. е. определенное событие возникает вследствие действия не одной, а нескольких причин, среди которых есть главные, существенные; в то же время то или иное явление становится причиной не одного, а нескольких следствий. Всего многообразия этих причин учащиеся, к сожалению, могут и не увидеть.

3. Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда предшествует следствию. Испытывая трудности в установлении длительности и последовательности исторических событий, не всегда правильно соотнося событие со временем его совершения, учащиеся не могут правильно установить причинно-следственные связи.

4. Исторические события часто происходят не сразу после действия причины, а через определенное время, временной разрыв также затрудняет понимание причинно-следственных связей учащимися.

При подготовке учащихся к олимпиаде мы должны учитывать эти особенности, а также соблюдать определённые условия при формировании умений устанавливать причинно – следственные связи.

1. Обеспечение умственной активности учащихся при работе над причинно-следственными связями. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело».

2. Помощь учителя в виде специальных вопросов, подведение учащихся при помощи этих вопросов к самостоятельному нахождению причинно-следственных связей на основе сопоставления новых сведений с известными.

3. Подведение учащихся к осознанию многозначности причинно-следственных связей исторического характера. Это означает, что нельзя ограничиваться указанием какой-то одной причины изучаемого события или явления.

4. Создание интереса к материалу, содержащему причинно-следственные связи. С этой целью учителю необходимо использовать различные приемы в ходе изложения исторических фактов, например:

а) разъяснение значения получаемых знаний («Для чего нам надо это знать?»);

б) сообщение интересных фактов, чтобы у школьников возникло желание узнать о них больше и понять их причины;

в) создание определенных противоречий между имеющимися у учеников знаниями и условием решения интеллектуальной задачи, требующим больших знаний;

г) постановка проблемных задач и решение их на основе уже известных фактов.

5. Составление логических схем, причинно-следственных цепочек в процессе изучения исторического материала. Сознательное усвоение причинно-следственных связей требует четких, конкретных представлений о каждом звене цепи, понимания связи между ними, умения обобщать их в единую причинно-следственную цепь.

Мы все знаем, что олимпиадник должен уметь рассуждать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, систематизировать, прогнозировать и делать выводы о закономерностях и особенностях развития исторических процессов и явлений. А это есть ни что иное как исторической мышление. Итак, как учить мыслить?

В своей педагогической деятельности, управляя процессом обучения умению устанавливать причинно – следственные связи, я использую:

1. Систему жёстких предписаний: алгоритм, базовый лист знаний. Мы знаем, что олимпиадник должен хорошо владеть фактическим материалом, опираясь на который он и сможет устанавливать причинно – следственные связи. Помогает нам в этом базовый лист знаний. (таблица на слайде)

2. Приёмы программированного обучения: логические схемы, памятки, таблицы. Эти приёмы вам хорошо известны. И мы часто используем их на уроках и во внеурочной деятельности.

3. Приёмы развития самостоятельной познавательной деятельности;

Я хочу остановиться на этих приёмах подробнее и познакомить вас с модульно – редуктивным обучением (Аствацатуров).

Техника активно – продуктивного чтения

Приём «Задай вопрос»

Изучая материал, при помощи этого приёма ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Необходимо обязательное ранжирование вопросов:

1. Вопросы, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов, начинаются со слов: Кто? Что? Когда? Сколько?

2. Вопросы, направленные на описание хода событий: Как? Каким образом?

3. Вопросы на установление причинно – следственных связей: Почему? В чём причина?

Ученик осмысленно, осознанно прорабатывает учебный материал, с того момента, когда начинает задавать себе вопросы. Спросить – значит понять.

Приём «Пометки на полях». Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Техника сжатия информации

Приём «Своя опора» При работе с учебным материалом учащийся составляет свой авторский опорный конспект. И это естественно. Ведь у каждого человека, в том числе и у каждого учителя и ученика – свой язык кодирования.

Приём «Ключевое слово» ( при изучении определений)

Техника обратной связи.

О – объяснение (или обоснование)

С – следствие (или суждение)

Позиция – Я считаю, что …

Пример – Я могу это доказать на примере …

Следствие – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной, потому что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу это доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860 – х годов.

И как главный результат такой работы произойдёт формирование более сложных умений. Таких как:

— сравнивать исторические объекты;

— выделять в изучаемых процессах и явлениях закономерности;

— доказывать своё мнение;

— уметь опровергать умозаключения;

— давать оценку историческим фактам, явлениям, событиям.

А это и есть историческое мышление. То что и нужно нашим олимпиадникам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *