придворная певческая капелла история

Капелла придворная певческая

Капелла придворная певческая, хор для пения в дворцовых церквах царского дома, унаследовал свой современный строй от государевых певчих дьяков. – История капеллы чрезвычайно скудна фактами вследствие отсутствия специальных исследований. Известно, что в 1713 г. хор государевых певчих дьяков был переведен из Москвы в Петербург и в царствование Петра вел. был пополняем посредством вызова певчих синодального и др. архиерейских хоров, доходя обыкновенно до 40 человек. По смерти Петра вел. певчие его были распущены, и в придворном хоре, как он стал теперь называться, осталось всего лишь 15 человек. В царствование имп. Анны Иоанновны хор стал увеличиваться и ко второй половине столетия, по свидетельству Штелина, капелла состояла из 15 дискантов, 13 альтов, 13 теноров и 12 басов, не считая „младших воспитанников». С этого времени начинается известность капеллы, как образцового певческого учреждения, и на это именно время падает служба в уставщиках капеллы ( – должность уставщика была равносильна позднейшей директорской должности – ) М. Ф. Полторацкого, который, будучи еще придворным певчим, обратил на себя внимание отличным голосом и искусным пением и для усовершенствования был посылаем заграницу.

В 1742 г. во время торжеств по случаю коронования императрицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера Метастазио „Милосердие Тита», и для исполнения хоров в ней по приказанию императрицы были приглашены певчие придворного хора, для которых итальянские слова оперного либретто были переписаны в партии русскими буквами. С этого времени придворная капелла должна была участвовать во всех придворных оперных спектаклях, где нужен был юр. Есть, впрочем, известия, что еще в 1737 г. придворный хор участвовал в исполнении оперы Арайя „Аlbia а о“. Развитие театральных зрелищ при дворе и в столице, а равно и подчинение придворного певческого хора итальянцам – капельмейстерам и композиторам, не могли не отозваться на капелле с одной стороны весьма благоприятно – усовершенствованием ее вокально-певческого искусства, с другой – имевшим печальные последствия привнесением в богослужебное церковное пение характера итальянской оперной музыки. И сами композиторы – итальянцы, служившие при русском дворе, стали писать музыку на слова священных песней, и таким образом светский стиль быстро распространялся по церковным хорам всей России. Цоппис, Галуппи и Сарти в царствование имп. Екатерины II были главными представителями такого направления. Талантливые малолетние певчие придворной капеллы Березовский и Бортнянский были учениками этих композиторов (первый – Цопписа, второй – Галуппи) и по мысли своих учителей для завершения своего музыкального образования путешествовали в Италию – тогдашнюю законодательницу в области вокальной музыкн. Бортнянскому суждено было по возвращении в капеллу занять место капельмейстера придворного хора, а с 1796 г. сначала директора вокальной музыки, потом управляющего придворною певческою капеллой (до конца жизни, 1825 г.), и довести как вокальную часть, так и официальное положение капеллы до блестящего состояния. В 1817 г. Бортнянским были введены новые штаты капеллы и улучшено материальное положение певчих. В то же время Бортнянский выхлопотал разрешение прекратить участие придворной капеллы в театральных представлениях, а своими сочинениями содействовал отвлечению внимания от эффектных, но мало отвечавших цели, церковных сочинений Сарти, Галуппи и т. п. Бортнянскому, как директору капеллы, тогда единственного компетентного музыкального учреждения, было предоставлено Высочайшею властию право одобрять к печати и, с согласия Св. Синода, к употреблению при богослужении вновь составляемые духовно-музыкальные сочинения. При следующем директоре, Ф. И. Львове, капелла, в остальном жившая еще отблеском славы Бортнянского, приступает к изданию различных нотных сочинений, и главным образом т. наз. „обихода придворного пения“, вышедшего тогда еще под названием „Круга простого церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого“, и только для двух голосов – тенора и баса, а затем сочинений Бортнянского, прот. Турчанинова, Березовского, Галуппи и др. Это издательство положило начало существования нотного склада при капелле.

При следующем директоре А. Ф. Львове (1837–1861 г.) капелла, в замен далеко неполного и только для двух голосов изложенного „круга», издает под редакцией Львова полный обиход нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого, на 4 голоса, в составлении которого принимали участие главным образом учителя пения И. М. Воротников и Г. Я. Ломакин. Вновь изданный обиход упрочил всеобщую известность и употребительность придворного напева, а вместе с тем поднял и авторитет капеллы, ставшей при Львове, благодаря обиходу и цензурным правам капеллы, вершительницею судеб церковного пения во всей России. Кроме обихода, являются в таком же переложении: – октоих знаменного роспева, сокращенный ирмологий знаменного роспева, а также греческого роспева: воскресные и праздничные ирмосы, ирмосы четыредесятницы и страстной седмицы, воскресные утренние антифоны и утреня. – Пение капеллы при Львове вновь было доведено до значительного совершенства; слава ее проникла и за пределы России: бывший в Спб. в 50-х годах Берлиоз ставит пение капеллы на недосягаемую высоту. Ежегодные концерты капеллы всегда привлекали большое количество посетителей, чему отчасти способствовала известность самого Львова, как композитора.

С 1837 г. начинается деятельность капеллы по обучению церковному пению и регентскому делу сначала певчих различных полков, а потом и других лиц, приведшая в 1848 г. к первому положению о регентском классе, получившем определенный характер постоянного музыкально-учебного заведения только с 1884 г.

В 1839 г. при капелле учреждается инструментальный класс, для спавших с голоса певчих, неофициально существовавший еще со времен Бортнянского, с перерывом между 1845 и 1856 гг. Класс этот существует и до настоящего времени.

С 1861 по 1883 г., в директорство Н. И. Бахметева, капелла продолжала существовать на тех же основаниях и шла в том же направлении, как при Львове. За весь этот период наиболее крупными фактами в истории капеллы являются: 1) Изменение в способе пополнения хора малолетними певчими. До сих пор набор певчих производился посредством реквизиции лучших голосов из архиерейских и др. хоров южной России, при чем капелла обыкновенно получала певцов более или менее уже опытных в церковном пении. Теперь же капелла стала набирать мальчиков вне архиерейских и др. хоров, приняв обязанность первоначального обучения пению на себя. 2) Под руководством Бахметева был вновь переиздан обиход придворного напева с значительными изменениями сравнительно с обиходом Львова, внесшими более правильности и звучности гармонии; однако некоторые гласовые мелодии в обиходе Бахметева потеряли свою характерность и, приближаясь иногда к речитативу, удаляли гласовое пение от его подлинника. Тем не менее бахметевский обиход пользуется распространенностью и остается образцовым до настоящего времени. 3) Цензурные полномочия капеллы, переходившие со времен Бортнянского от одного директора к другому, ко времени Бахметева представлялись неограниченными: только на этом основании последний начал дело по поводу литургии, составленной Чайковским, не бывшей на рассмотрении директора капеллы и напечатанной без его разрешения. Однако по разъяснению Правит. Сената права директора капеллы простираются лишь на то, чтобы одобрять или не одобрять к исполнению дух.-музыкальные сочинения в церквах, и не касаются тех, которые к тому не предназначаются. Результаты процесса не могли не отразиться неблагоприятно на положении капеллы.

Собственные духовные сочинения Бахметева, не смотря на свою эффектность и хоровую звучность, не могли содействовать упрочению авторитета капеллы, так как иногда чрезмерно усиливали ту слащавость и „пряность“, начало которых было положено еще сочинениями Львова. С 1883 по 1895 г. капелла жила иной жизнию. Во главе ее был поставлен начальник, которому подчинялись управляющий и его помощник. Граф С. Д. Шереметев, назначенный на должность начальника, пригласил известных деятелей национального направления в русской музыке: М. А. Балакирева на пост управляющего и Н. А. Римского – Корсакова – помощником управляющего. Музыкально-художественное значение капеллы постепенно развивалось и именно в направлении, характерном для приведенных имен. В это время капеллою была сделана попытка издать первую простую, но вместе с тем художественную гармонизацию древних церковных напевов; к сожалению, попытка остановилась после выпуска в свет „Пения при всенощном бдении древних распевов“. Тогда же были изданы капеллою сочинения и переложения Римского-Корсакова.

После 1895 г. должность управляющего занимали – до 1901 г. А. С. Аренский, а с 1901 до 1903 г. – С. В. Смоленский, по уходе которого капелла управляется начальником – гр. А. Д. Шереметевым и помощником Н. С. Кленовским.

Источник

Придворная певческая капелла история

Search, View and Navigation

Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42

придворная певческая капелла история. Смотреть фото придворная певческая капелла история. Смотреть картинку придворная певческая капелла история. Картинка про придворная певческая капелла история. Фото придворная певческая капелла история

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

История Придворной Певческой Капеллы и ее роль в музыкальном образовании России

История Придворной Певческой Капеллы и ее роль в музыкальном образовании России

Абашкина Ирина Игоревна, учитель музыки, лицей №623 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург

С приходом к власти Петра Iи основанием им новой столицы российского государства Санкт-Петербурга в 1703 году центр музыкального образования переносится из Москвы на берега Невы. В 1713 году Петром был организован Придворный хор, в состав которого входили Государевы певчие дьяки. Хор Государевых певчих дьяков был личным хором русских царей, он участвовал в различных дворцовых церемониях и находился в Москве в резиденции русских государей. Петр переименовывает хор в Придворных певчих и переводит его в новую столицу. Будучи большим любителем церковного пения, он уделяет серьезное внимание своей капелле. Как пишет Локшин: «Многие певцы хора, обратившие на себя внимание качеством своих голосов, выходили в «знатные люди». [1]

После смерти Петра значение Придворного хора возрастало, и 21 сентября 1738 года императрица Анна Иоанновна издала указ об организации в городе Глухове школы для подготовки певчих для Придворного хора. Вот как характеризовал значение школы генерал-аншеф Яков Кейт в своем донесении: «набирать со всей Малой России из церковников, также из казачьих и мещанских детей и прочих и содержать всегда в той школе до 20 человек, выбирая, чтобы самые лучшие голоса были, и велеть их регенту обучить киевскому и партесному пению, и которые пению обучены будут, из тех по вся году лучших присылать ко двору Е.И.В. человек по 10, на то место паки вновь набирать». [2]

Такая же школа по указу Анны Иоанновны 1740 года была организована в Санкт-Петербурге. Указ гласит следующее: «повелеваем отныне впредь для придворной капеллы содержать при дворе нашем из малолетних малороссийского народа людей обученных нотного пения до двадцати человек, которых в удовольствие придворной копеллии на разных приличных той копеллии инструментах обучать». [3]

К моменту восшествия на престол Екатерины IIхор Придворной Певческой капеллы насчитывал около 100 человек – 48 взрослых и 52 мальчика. [4] Будучи поклонницей итальянского музыкального стиля императрица поручает надзор за капеллой итальянскому капельмейстеру Бальдазаре Галуппи, а директором капеллы в 1763 году становится Марк Федорович Полторацкий, заведующий школой в городе Глухове. В этот период капелла достигает высокого певческого мастерства. Однако, своими наивысшими достижениями она обязана деятельности замечательного русского музыканта, композитора и педагога Д.С. Бортнянского – выпускника глуховской школы. После обучения в Италии Бортнянский возвращается в Россию, и в 1769 назначается управляющим капеллой. Получив должность руководителя капеллы, Бортнянский проводит ряд прогрессивных мер, которые повышает профессиональные качества хора. В частности, он добивается отмены участия хора в оперных спектаклях, а также заботится о повышении материального уровня певцов. Известно большое количество отзывов современников Бортнянского, характеризующих его как замечательного педагога. Так, известный русский композитор Варламов – ученик Бортнянского пишет о нем следующее: «Семидесятилетний старичок возьмет фальцетом, и так нежно, с такою душою, что остановишься от удивления». [5] А С.В. Смоленский характеризует хор капеллы под управлением Бортнянского следующим образом: «Хор…был приучен петь звучно, с тщательными оттенками и с отличным произношением слов. Крик и вычурные эффекты были совершенно изгнаны из исполнения капеллы, ставшей оттого петь умно и просто… Капелла стала руководительницей русского пения». [6]

Помимо руководства хором Придворной Певческой капеллы Бортнянский работал и с другими хоровыми коллективами. В этой связи известны хор Сухопутного кадетского корпуса, Смольного института, хор графа А.К.Разумовского.

После смерти Д.С.Бортнянского в 1825году директором Придворной Певческой Капеллы становится Ф.П.Львов, который во многом продолжил традиции обучения певчих, заложенные Бортнянским. О том, что в это время мастерство певчих оставалось на достаточно высоком уровне, свидетельствуют донесения капитана 2-го ранга прусского гвардейского полка Эйнбека, хорошо знавшего хоровое дело, направленного прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Прусский король был восхищен звучанием хора капеллы и хотел по ее образцу создать хор берлинского протестантского собора (Dom-Chor). В своих донесениях Эйнбек пишет о том, что малолетние певчие получают достаточно серьезное образование. Они обучаются не только музыке, но и проходили общеобразовательные предметы, что позволяло им в случае потери голоса перейти на гражданскую службу или на военную в чине офицера. [7]

Однако со временем, этот уровень значительно снижается. Вот, что пишет Ф.П.Львов в своем письме Николаю I: «Нет достаточных средств к приличному обучению малолетних певчих. Дети обучаются только пению, не получая никакого образования». [8]

В 1836 году на должность директора капеллы назначается А.Ф.Львов. А в 1837 году руководителем хора капеллы становится М.И.Глинка. Несмотря на достаточно непродолжительный срок деятельности на этом посту Глинка старается изменить к лучшему существующую систему обучения. В своих записках он пишет следующее: «Я взялся учить их музыке, т.е. чтению нот, и исправить интонацию, по-русски – выверить голоса…Когда в первый раз явился я для преподавания с мелом в руке, мало нашлось охотников; большая часть больших певчих стояла поодаль с видом недоверчивым, и даже некоторые из них усмехались. Я, не обращая на то внимания, принялся за дело так усердно и скажу, даже ловко, что после нескольких уроков все почти большие певчие, даже и такие, у которых были частные и казенные уроки, приходили ко мне на лекции». [9] В 1838 году Глинка отправляется на Украину для набора детей в хор капеллы. Также в период его деятельности на должности руководителя хора в капелле были организованы инструментальные классы. Однако обстановка, сложившаяся к этому времени в капелле не позволила Глинке максимально проявить свои педагогические идеи, что и стало причиной его ухода из этого заведения в 1838 году.

На смену Львову в 1861 году на должность директора Придворной Певческой Капеллы приходит Бахметев, его деятельность не имела какого-либо серьезного значения для развития этого заведения. Наоборот, при Бахметеве в капелле были закрыты инструментальные классы. В этот период капелла постепенно теряет прежний статус передового учебного заведения, так как ее значение ослабевает перед активно возрождающимся Синодальным хором и училищем в Москве. Лишь с приходом на пост директора капеллы в 1883 году графа С.Д. Шереметева, а на должность управляющего капеллой замечательного музыканта М.А.Балакирева эта ситуация несколько изменяется. Важные преобразования в учебном процессе капеллы были связаны также с деятельностью Н.А.Римского-Корсакова, которого Балакирев приглашает помощником управляющего капеллой. Вот как характеризует Римский-Корсаков состояние обучения в капелле на момент своего прихода: «Безграмотных… мальчиков забитых и невоспитанных, кое-как обучаемых скрипке, виолончели или фортепиано, при спадении с голоса большею частью постигала печальная участь…Из них выходили писцы, прислуга, провинциальные певчие, а в лучших случаях невежественные регенты или мелкие чиновники… Весь строй учебного дела как по инструментальному классу, так и по регентской специальности, установленный автором «Боже, царя храни», никуда не годился. Надо было все переделать или, лучше сказать, создать новое». [10] Так, в капелле реформируется инструментальный класс, создается оркестровый класс, а также принимается новая программа обучения регентов. Руководители капеллы наряду со специальными предметами делают акцент на повышение общего уровня учащихся.

Через два года Смоленский подает в отставку. Однако, несмотря на серьезные изменения в руководстве капеллы, она вплоть до революции остается крупнейшим учебным заведением в России, а также ее хор является одним из лучших. В 1917 году Придворная Певческая Капелла утрачивает свой статус духовного заведения, а в 1922году она переименовывается в Государственную Академическую капеллу имени М.И.Глинки.

Источник

Сайт здоровой семьи

Певческая капелла находится по адресу г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 20.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — старейшее в России профессиональное музыкальное учреждение.

Датой ее рождения принято считать 12 августа 1476 г., когда указом великого князя Ивана III в Москве был образован Хор государевых певчих дьяков. Певчие постоянно находились при монархе, участвовали в богослужениях, сопровождали песнопениями торжественные приемы и праздники, вместе с венценосцами отправлялись на богомолье и даже на войну.

Первоначально в хоре пели только мужчины, но в конце XV в. с развитием многоголосного пения в его составе появились мальчики.

В 1701 г. Петр I переименовал Хор государевых певчих дьяков в Придворный хор. 2 мая 1703 г. певчие, вызванные из Москвы, принимали участвие в молебне по случаю взятия шведской крепости Ниеншанц, а две недели спустя — в торжественном богослужении, посвященном закладке нового города Петербурга.

И в дальнейшем Придворный хор присутствовал на всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в Северной столице. Его голоса звучали на различных празднествах, ассамблеях, маскарадах, спектаклях Придворного театра.

В правление Елизаветы Петровны, очень любившей слушать пение «придворной капелии», штат хора уже насчитывал 100 человек — 48 взрослых и 52 мало­ летних певчих. В 1763 г. указом Екатерины II он был переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

Первым директором заведения стал певец М. Ф. Полторацкий.

Затем в течение нескольких десятилетий капеллой руководили итальянские композиторы Дж. Сарти и Б. Галуппи, при поддержке которых молодые русские музыканты овладевали мастерством европейской музыкальной школы.

В 1796 г. пост директора занял композитор Д. С. Бортнянский. В то время жилье для певчих арендовали на набережной Адмиралтейского канала, а репетиции проводились в Зимнем дворце. Регулярные длительные переходы по улицам в любую погоду — будь то промозглая петербургская осень или крепкие морозы — пагубно сказывались на состоянии здоровья певчих, особенно детей.

В 1808 г. по инициативе Дмитрия Степановича для капеллы был приобретен участок на берегу Мойки с двумя домами, двором между ними и большим садом. Местность к тому времени уже обладала богатой историей.

В 1720-е гг. она принадлежала вице-адмиралу М. И. Змаевичу, затем английскому купцу Дж. Гарднеру. В правление Анны Иоанновны эта территория перешла лейб-медику X. М. Паульсену, для которого здесь построили двухэтажный деревянный загородный дом, разбили большой сад и аптекарский огород.

В 1773 г. вдова и сын Паульсена продали усадьбу архитектору Ю. М. Фельтену, который возвел здесь трехэтажный каменный особняк с флигелями, обрамляющими парадный двор — курдонер. Зодчий жил здесь с семьей до 1784 г., пока, став директором Академии художеств, не переехал в казенную квартиру. Затем усадьба сменила еще несколько хозяев, после чего и была выкуплена в казну.

В 1810 г. после необходимого ремонта, выполненного по проекту архитектора Л. Руска, певчие переехали на набережную Мойки.

Однако строения бывшей усадьбы, конечно, не предназначались для размещения множества людей и работы большого концертного заведения. Жилых и подсобных помещений не хватало, и, по словам нового директора капеллы Ф. П. Львова, здесь «не было даже подходящего место для пения».

Вместе с тем но плане Петербурга 1828 г. все эти здания уже обозначены как Певческие корпуса.

Заняться реконструкцией зданий для капеллы поручили Л. И. Шарлеманю. Зодчий представил два варианта, один из которых и был утвержден. Проект предусматривал переделку всей усадьбы с сохранением стоявших на берегу реки флигелей. К ним предполагалось пристроить длинные корпуса, уходящие вглубь участка.

В результате получался проезд от набережной Мойки до Большой Конюшенной улицы.

Однако в проект не входило самое главное — зал для пения, и в 1830 г. Львов подал прошение в Министерство Императорского двора о его пристройке. После положительного ответа Шарлемань (добавил к главному зданию трехэтажный корпус, на втором и третьем этажах которого разместил концертный зал.

В 1834 г. по проекту П. Л. Виллерса были надстроены жилые корпуса на набережной Мойки.

Этот же зодчий переделал парадные ворота капеллы.

Через несколько лет по проекту инженера Е. А. Адама около здания соорудили однопролетный чугунный мост через Мойку, украшенный литыми ажурными решетками. Торжественное открытие моста, названного Певческим, состоялось 24 ноября 1840 г.

Первым по нему проехал экипаж с императором Николаем I.

На протяжении XIX в. здания капеллы надстраивали еще трижды, почти все они стали трехэтажными. И все же к концу столетия помещений по-прежнему катастрофически не хватало.

К тому времени Певческая капелла не только осуществляла свою первоначальную функцию — службу при императорском дворе, но и вела собственную концертную деятельность.

В 1846 г. здесь были организованы регентские классы, где готовили руководителей церковных хоров, в 1858 г. начали работать инструментальные классы.

В 1883 г. было решено вновь реконструировать комплекс зданий капеллы. Разработку проекта поручили гражданскому инженеру Н. В. Султанову. Но его предложение практически свелось лишь к очередной надстройке корпусов до четырех этажей. Этот вариант отклонили, а за основу в итоге взяли проект Л. Н. Бенуа.

При создании нового ансамбля зодчий сохранил П-образный фасад главного здания и использовал все возможные элементы существовавших построек.

Части фельтеновской усадьбы были разобраны до перекрытий первого этажа и переделаны по новому проекту, трехэтажный корпус Шарлеманя с концертным залом оставили без изменений, к нему пристроили Царский павильон.

На новых фундаментах возвели школьные флигели и корпуса для регентских классов.

Все здания комплекса композиционно связал единый рисунок фасада. Архитектор также переделал ограду со стороны Мойки, заново изготовив решетку ворот, но при этом сохранив ее прежний узор, созданный Виллерсом. Кроме того, по эскизам Бенуа были выполнены интерьеры комплекса и даже заказана мебель.

Все работы по перестройке закончились в 1889 г. Новый концертный зал считался одним из лучших в Европе в плане акустики.

Однако уже через пять лет в нем из-за неисправности дымохода случился пожар. После этого в капелле ликвидировали все печи и провели центральное отопление.

К концу веко Императорская придворная певческая капелла окончательно сложилась как уникальный творческий и образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью.

Еще с 1884 г. занятия здесь проходили по программе консерватории, с выдачей выпускникам документов, подтверждающих высшее музыкальное образование.

С приходом новых властей Придворная капелла стала государственной, а ее структура подверглась коренной реорганизации.

Так, были ликвидированы регентские классы и школа, где мальчиков обучали театральному мастерству. Теперь концерты давались в основном на рабочих, студенческих и военных площадках, а на сцену капеллы стал выходить не только собственный хор, но и другие коллективы.

В 1920 г. в хоре капеллы наряду с мужскими зазвучали и женские голоса.

Изменения коснулись даже интерьеров заведения. Под влиянием государственного режима стоявшие на специальных постаментах бюсты бывших директоров капеллы Бортнянского и Львова, выполненные скульптором А. Л. Обером, сменились бюстами Маркса и Ленина.

В годы советской власти капелла многократно подвергалась перестройкам и перепланировкам — например, регентский корпус был реконструирован под квартиры.

В 1928 г. в концертном зале капеллы установили орган, перевезенный сюда из Голландской реформатской церкви на проспекте Двадцать Пятого Октября (Невском).

С началом Великой Отечественной войны часть артистов ушла на фронт. Основной состав и хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Оставшиеся в Ленинграде выступали с концертами в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах.

Комплекс зданий сильно пострадал от бомбежек и артобстрелов, Царский павильон был расколот надвое прямым попаданием неразорвавшейся немецкой бомбы.

После завершения войны начали устранять повреждения, на месте разобранного Царского павильона разбили газон.

В 1946 г. при капелле открылось Хоровое училище. В 1954 г. к 150-летнему юбилею М. И. Глинки капелле и училищу было присвоено имя этого выдающегося композитора.

В 2000 г. в рамках проекта «Дворы капеллы», связанного с благоустройством пешеходной зоны, был восстановлен Царский павильон. Пять лет спустя после реставрации открылся концертный зал. В 2012 г. свои места вновь заняли воссозданные бюсты Бортнянского и Львова.

Сегодня некоторые здания комплекса, признанного памятником архитектуры, уже используются не по назначению: в них располагаются рестораны, гостиница, выставочная галерея и элитное жилье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *