причины реформации в европе история 7 класс
Начало реформации (7 класс) – кратко о процессе в Европе
Одним из ключевых процессов раннего Нового времени стала реформация в Европе. Она привела к расколу западного христианства, экономическому усилению северной части Европы, к первым буржуазным революциям.
Причины Реформации
В Европе периода Средних Веков церковь играла важнейшую роль в жизни общества и хорошо сочеталась с феодальным строем и его феодальной лестницей, от короля до рыцаря или от Папы Римского до приходского священника.
Рис. 1. Мартин Лютер.
Церковь была крупным землевладельцем, ей принадлежало около трети обрабатываемых земель. В XIV-XV веке в ряде развитых регионов Европы началось формирование городской прослойки – буржуазии. Она нуждалась в новой идеологии, а роль таковой выполняла религия в тот период истории. Католическая церковь им казалась слишком дорогостоящей и сложной. Им мешало монастырское землевладение, пышные соборы и дорогостоящая организация. Так возникла идейная, социальная и экономическая основа Реформации.
Идеи близкие к Реформации можно наблюдать у участников гуситского движения в Чехии в первой трети XV века. Оно развивалось под влиянием идей Джон Виклифа из Оксфордского университета. И Джон Виклиф, Ян Гус были объявлены еретиками и сожжены на костре католиками.
Рис. 2. Начало Реформации XVI век.
Деятельность Мартина Лютера
Началом Реформации в Германии следует считать 1517 год, когда богослов Мартин Лютер выступил против морального разложения духовенства и изложил 95 тезисов с критикой католического богословия. Объектами его критики стала продажа индульгенций. Основной идеей Мартина Лютера было то, что спасение души происходит не через церковь и обряды, а через веру, которую ему дарует непосредственно Бог. Роль единственного источника религиозной истины он отвел Священному Писанию, а не постановления церкви и декретами Папы Римского.
В 1520 году он сжег папскую буллу с осуждением его взглядов, а с 1521 католики начали репрессии против сторонников Мартина Лютера. В 1521-22 Мартин Лютер скрывался в замке Вартбург даже перевел Библию на немецкий язык с латыни. Протестанты также выступали против целибата – безбрачия духовенства.
В 1523 произошло восстание некоторых рыцарей Священной Римской империи, к которым присоединились крестьяне. Эти события вошли в историю, как Крестьянская война 1524-1526. Ее лидером стал протестантский проповедник Томас Мюнцер.
В 1525 протестанты победили в Восточной Пруссии, где светским правителем стал магистр Тевтонского ордена. С 1527 года центром Реформации стал университет в Марбурге.
После нее у протестантов произошло разделение на сторонников Мартина Лютера и Ульриха Цвингли. Позже в самостоятельные направления Реформации выделились англиканство, кальвинизм и анабаптизм.
Рис. 3. 1517 год Реформация.
Что мы узнали?
Реформация в Европе стала одним из поворотных моментов ее развития в XVI веке. Она привела к ослаблению позиций католичества, кровопролитным войнам и переводу Библии на немецкий и другие языки. В школьном курсе этот период истории проходят, как правило, в 7 классе.
7 причин Реформации в Европе
Кризис папства в 14-15 веках стало предпосылкой к Реформации. Церковное движение постепенно перерастает в общественное. Распространение Лютером персональных писем-обращений считают непосредственным началом Реформации. Общественным толчком стала публикация 25 октября 1517 года призыва к теологическим дискуссиям, в котором говорилось о грехе и казне. Далее более подробно рассмотрим основные причины Реформации в Европе.
Причины Реформации в Европе
1. Серьезные изменения в европейском обществе сыграли важную роль в Реформации. Это появление нового мануфактурного производства, научные и великие географические открытия. Магеллан и Колумб начали эру освоения океанов и новых земель.
2. Изобретение книгопечатания является еще одной причиной начала Реформации в Европе. Это привело к широкому распространению среди простого народа и интеллигенции библейских текстов, в том числе работ Августина.
3. Немецкий гуманизм также положительно повлиял на Реформацию. Дух Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, а также помог критически пересмотреть церковную структуру.
4. Университеты средневековья подготовили интеллектуальную почву для Реформации. Ученые-богословы доказывали необходимость реформ. Парижский университет был одним из центров реформационного движения.
5. Движение против католической церкви также является одной из причин Реформации.
6. Усиление национальных государств. Монархи европейских стран были не довольны тем, что папа имеет власть над ними, и стремились к самостоятельности. Начало Реформации в Англии с 1509 года связано с королем Генрихом VIII.
7. Стремление конфисковать церковное имущество в пользу королевской казны и господствующего класса является настоящей причиной Реформации.
Реформация в Европе (7 класс) кратко о причинах в истории
Реформация в истории Европы XVI века стала одним из ключевых событий ознаменовавших переход от Средних Веков к Новому Времени. Ее последствиями можно считать развитие капитализма, общественно-политической мысли и религиозные войны. Этот процесс охватил государства Центральной, Северной и Западной Европы. Южная Европа осталась католической, а большая часть Восточной и Балканы – православными.
Начало процесса в Германии
Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.
Рис. 1. Реформация в Европе.
Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.
Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.
Первая крупная война между католиками и протестантами в Германии завершилась Аугсбургским миром в 1555 году. После кровопролитной Тридцатилетней войны 1618-1648 годов был заключен Вестфальский мирный договор, он и стал концом процесса Реформации.
Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –
Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.
Рис. 2. Реформация XVI век Европа.
Реформация в других странах
В странах Северной Европы процесс Реформации был не таким трудным, как в Германии. Лютеранская церковь была признана государственной при короле Кристиане III в 1536 году. Норвегия в те годы являлась частью датского королевства, она также перешла в лютеранство в 1537 году. Швеция и Финляндия представляли собой единое королевство, процесс Реформации там прошел с 1525 по 1541 год.
В Прибалтику Реформация проникла рано, в 1524 верующие разгромили католические церкви в Риге и Таллине. К 1554 году там окончательно утвердился протестантизм, но Литва впоследствии стала снова в основном католической.
Для процесса Англии, Нидерландов и Швейцарии общим является то, что основной для нее послужили идеи не Мартина Лютера, а богослова Жана Кальвина. Во Франции Реформация привела к религиозным войнам 1560-1590-ых.
Рис. 3. Мартин Лютер.
Что мы узнали?
Кратко Реформацию в Европе проходят подростки в школьной программе 7 класса. В нем дано краткое описание процессов XVI-первой половины XVII века и характеристика основных лидеров Реформации – Лютера и Кальвина. Процесс реформирования западного христианства привел к появлению в Европе двух лагерей – католиков и протестантов.
Урок в 7 классе на тему Реформация в Европе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конкурс методических разработок учителей истории и обществознания
общеобразовательных организаций Воскресенского муниципального района
Сценарий проведения урока
в 7 классе на тему
Начало Реформации в Европе
Учитель истории, обществознания
Щербинина Марина Петровна
Тема урока: Начало Реформации в Европе.
Цели урока: определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику
распространения лютеранства раскрыть главную цель Реформации в Германии.
образовательные: выяснить основные причины, сформулировать цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии. Познакомятся с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера. Определить итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.
развивающие: продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение работать в группах, выделять главное, разрешать проблемную ситуацию, давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям,.
воспитательные: воспитание и развитие демократических свобод, в частности свободы совести, свободы слова на примере Реформации в Германии; развитие стремления к знаниям, образованию.
Основные понятия: Реформация, протестант, лютеранская церковь.
Тип урока: комбинированный.
Технологии: Технология дифференцированного обучения, Игровые технологии, Групповые технологии, Технология проблемного обучения, компьютерные(новые информационные) технологии обучения
Средства обучения: Мультимедиапроектор, рабочие карты урока, презентация, раздаточный материал.
Ход урока (45 минут)
Орг.момент. (1 мин) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Вслед за Великими географическими открытиями на жизнь европейцев оказали огромное влияние другие события. О них мы сегодня и поговорим. Но для начала вами вспомним о том, какие изменения произошли в различных областях жизни общества. Мы говорили с вами, что в 16 в. Появился новый человек: образованный, стремящийся познать и изменить мир. Формированию такого человека, безусловно, способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения.
Проверка д.з (10 мин) Индивидуальная работа учащихся по карточкам.
(приложение 2)
Фронтальный опрос.
Новый материал. Сегодня на уроке нам понадобятся рабочие листы, которые у каждого из вас лежат на партах. Давайте запишем в них тему урока Начало Реформации в Европе.(приложение 1)
Работать мы будем по следующему плану:
Мартин Лютер и основные положения его учения
Народная Реформация и крестьянская война
В конце урока нам предстоит ответить на следующий вопрос.
Почему Реформация победила в Германии в 16 в?
В 16 веке происходит крупнейшее явление во всемирной истории. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией.
Запишем определение Реформация – движение за переустройство церкви.
В чем же причины подобного явления. Давайте вместе попробуем их сформулировать. А поможет нам в этом стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса, которое у каждого из вас лежит на партах. Сейчас в течении 2 минут вы читаете данное стихотворение и устно выделяете причины Реформации. (приложение 4)
Обсуждение ответов. Запись причин в рабочий лист урока.
Продажа индульгенций, сбор десятины.
Вмешательство церкви в светскую жизнь
Потребность людей в духовном обновлении
Т.О. противоречия между тем, что церковь проповедовала и совершала на деле, вызывали рост антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство церкви в их дела, города и крестьяне на увеличение поборов и огромные церковные владения.
К чему приведет такое отношение церкви к верующим?
Предполагаемый ответ детей. К желанию изменить, переустроить ее.
Пункт 2. Мартин Лютер и основные положения его учения ( 8 мин)
Реформационное движение зародилось в Германии. (работа с картой) а как вы думаете, почему именно здесь?
Предполагаемый ответ детей: Германия раздробленное государство.
Идейным вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.
И сейчас…, получивший дополнительное д.з. познакомит нас с основными идеями Лютера. (сообщение ученика) ( 3 мин)
И сейчас мы проверим как вы запомнили идеи Лютера.
Для этого вы поработаете в группах по 4 человека. У каждой группы есть конверт с заданием, вам необходимо в течении 3 минут выбрать из предложенного списка только те положения, которые относятся к взглядам Мартина Лютера.( приложение 3)
Проверка ответов групп.
Почему Мартин Лютер, будучи духовным лицом, выступил против католической церкви в целом?
Пункт 3. Народная Реформация и крестьянская война (7 мин)
Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер, который призывал к установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны. Цель – борьба с феодальным гнетом, освобождение от феодальных повинностей
Основным районом восстания стал юго-запад страны. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату.
Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100т. человек.
Т.О. мы можем сделать вывод, что Цели не были достигнуты, т.к. были дезорганизованы, не было плана действия, против выступили феодалы.
После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация.
Цели – независимость от императора и папы римского
Ребята, а как вы думаете, почему император пытался защитить католическую церковь и так боялся протестантов?
Предполагаемый ответ детей:. Война против церкви могла перерасти в войну против императора.
Пункт 4. Аугсбургский мир ( 6 мин)
Но остановить реформационное движение было невозможно. Какие государства она еще охватила?
1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…».
Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь. Все это привело к тому, что в Германии на долгое время затормозился процесс создания единого государства.
А достигла ли своей цели умеренная реформация?
Да, цели достигнуты: в 1555г. был подписан Аугсбургский мирный договор между Карлом V и феодалами, по которому признавалось равноправие католичества и протестантизма, но право определять религию подданных предоставлялась только князьям. Это положение было выражено словами: “Чья страна, того и вера”.
А сейчас давайте проверим, как вы запомнили материал, я предлагаю вам поиграть в хорошо знакомую игру. «Верно-Неверно» вы поднимаете карточку соответствующего цвета, и в случае если ответ неверен вы объясняете почему.
Реформация – учение отрицающее Бога. (нет. Это движение за переустройство церкви)
Реформация началась в 1517 г.
Сторонников Реформации называли республиканцами ( Протестантами)
Родиной Реформации стала Англия (Германия)
На развитие Реформации в Европе повлияло учение Лютера.
Церковь, основанная на учении Лютера стала называться католической (Лютеранской)
Положение Аугсбургского мира «Чья страна, того и вера» означал установление католической церкви в Германии (нет. Все зависело от вероисповедания князя)
Возвращаемся к проблемному вопросу «Почему в 16 в в Германии Реформация победила?»
Предполагаемый ответ детей :. Все слои общества высказали недовольство церковью.
Подведение итогов, д.з ( 2 мин)
1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800. – М.: Просвещение, 2014.
2.Хрестоматия – История средних веков. В 2-х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.
3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995.
4. К.А. Соловьев «Универсальные поурочные разработки по новой истории 7 класс», М., «ВАКО», 2006
История Реформации в Европе для 7 класса
На протяжении Средневековья церковь господствовала в общественной жизни западного мира и поддерживала существовавший феодальный строй. Кризис папской власти в начале XVI века стал предпосылкой для изменений, произошедших в культурном и социальном развитии. История Реформации в Европе описывает широко распространённое религиозное и общественно-политическое движение 1517—1648 годов, направленное на преобразование католической Церкви.
Причины Реформации
В Европе начала шестнадцатого столетия возник новый класс — буржуазия, который стал основой экономического развития и получил доступ к политической власти. Католическая церковь могла существовать до тех пор, пока обладала поддержкой от феодального строя. Переход к капиталистическим отношениям в обществе вызвал кризис папства. Католицизм долго был единственным религиозным течением в Европе, и служители церкви стали злоупотреблять своей абсолютной властью над людьми. Причинами недовольства в обществе были:
Повышение грамотности населения дало возможность начаться широкому распространению учений, призывавших к обновлению церкви. Но настоящей причиной реформаторства послужило стремление господствующего класса конфисковать церковное имущество для собственных нужд и в пользу государственной казны.
Возникновение новых религиозных течений
Инициатором Реформации можно считать доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. В 1517 году он составил документ под названием «95 тезисов», где содержалась критика католицизма, и прибил его к воротам церкви на своей родине в Германии. Лютер протестовал против папских декретов и догматов церкви. Единственным источником религиозной истины основатель протестантизма признавал Священное Писание.
Для борьбы с Реформацией католическая церковь предприняла ряд мер, названных Контрреформацией. Папа издал буллу, осуждающую лютеранство. Во время сейма в Вормсе император «Священной Римской империи» Карл V призвал Лютера отказаться от своего учения. На что религиозный деятель ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». После Вормсского сейма власть начала применять репрессии против сторонников протестантского движения. Реформация изменила жизнь в странах Западной Европы:
Реформация являлась причиной Тридцатилетней войны (с 1618 по 1648 год), которая затронула почти все европейские страны. Вестфальский мирный договор 1648 года считается завершением процесса Реформации.
Протестантство в Англии и Франции
До XVI века Британские острова входили в состав «Священной Римской империи». Однако молодой король Генрих VIII не желал подчиняться законам католической церкви. Он добивался развода с первой женой, испанской инфантой Екатериной Арагонской, с которой венчался, исполняя обычай. Король подавал несколько прошений Папе Клименту VII, но неизменно получал отказ.
В 1529 году Генрих VIII разорвал отношения с Ватиканом. Последствием этого события стало отлучение короля от церкви. Это не испугало монарха, и он провёл церковную реформу, требующую обращаться по всем религиозным делам только к королю. В 1534 году парламент объявил Генриха VIII главой Церкви Англии. Вследствие победы Реформации Британские острова стали исповедовать англиканство — ветвь протестантства, но Шотландия и Ирландия оставались католическими.
Представителем второго поколения протестантов был Джон Кальвин. В Базеле весной 1536 года Кальвин создал свой труд «Наставления в христианской вере». В этом сочинении он изложил основы Реформатских взглядов на роль богословия и дал определение центральному положению Бога в христианстве. Произведение содержало обращение к французскому королю Франциску I с призывом принять идеи обновления церкви. Лидер Реформации предпринимал попытку защитить французских протестантов, которые подвергались репрессиям, и развивал понимание значения христианской веры.
В странах Северной Европы Лютеранская церковь получила признание как государственная в 1536 году, а в Прибалтике процесс Реформации закончился к 1554 году. После завершения реформирования в Европе образовались три ветви Протестантской церкви: Лютеранская, Кальвинистская, Англиканская.
Таблица. Итоги Реформации в Европе.
Итоги эпохи Реформации нельзя оценить однозначно. Кратко можно сказать, что, с одной стороны, перестал существовать католический мир, который объединял европейские народы. Это стало поводом для религиозного противостояния и войн. С другой стороны, образование национальных церквей способствовало повышению культурного и образовательного уровня народов Европы и положило начало росту национального самосознания. Для некоторых народов, населяющих страны Северной Европы, потребовалось создать письменность, чтобы издавать библию на языке национальности. При католицизме библия печаталась только на латыни.
Понятно, какой значительный эффект оказал реформационный процесс на развитие капитализма. Преобразование церкви стало первым большим выступлением буржуазии против феодальных порядков. Обновив христианство и изменив сознание людей, Реформация дала громадный импульс развитию новых капиталистических общественных отношений.