причины четвертого крестового похода
Четвертый крестовый поход
Всего получено оценок: 283.
Всего получено оценок: 283.
Четвертый Крестовый поход стал самым позорным в истории движения крестоносцев. Он вообще не достиг Палестины и закончился чудовищным разграблением Константинополя.
Подготовка Четвертого Крестового похода
8 января 1198 г. новым Папой Римским был избран Иннокентий III. Он был убежден в абсолютном приоритете своей власти над европейскими королями. Иннокентий III мечтал о возвращении Иерусалима христианам. Он считал, что ограниченные успехи прошлых Крестовых походов были вызваны следующими причинами:
Иннокентий III 15 августа 1198 г. призвал всех христиан к оружию. Он предпринял ряд мер, способствующих укреплению движения крестоносцев:
Иннокентий III не смог лично возглавить поход и назначил большое количество своих наблюдателей (папских легатов). Самым известным из них стал французский проповедник Фульк.
Рис. 1. Фреска Папа Иннокентий III.
Фульк утверждал, что своими проповедями увлек за собой двести тысяч человек. Даже если это и так, никакой роли они не сыграли. Простой народ был отстранен от участия в походе.
Папа Римский с самого начала хотел установить полный контроль церкви над Четвертым Крестовым походом. Вопреки его ожиданиям управление походом постепенно перешло к светским лидерам.
которые читают вместе с этой
Таблица “Участники Четвертого Крестового похода”
Участник
Годы жизни
Заслуги
Граф Тибо III Шампанский
Граф Людовик де Блуа
Один из главных организаторов похода. Участник взятия Константинополя. Владел формальным титулом герцога Никеи. Погиб в битве при Адрианополе.
С 1201 г. лидер Четвертого Крестового похода. Участник взятия Константинополя. в 1204 – 1207 гг. – правитель Фессалоникийского королевства. Был убит, попав в засаду к болгарам.
Дож Энрико Дандоло
Финансировал Четвертый Крестовый поход. Защищал интересы венецианских торговцев, что стало одной из причин взятия Константинополя.
Ход Четвертого Крестового похода
Крестоносцы решили отправиться в поход морем. Было заключено соглашение с Венецией о постройке большого флота. К середине 1202 г. в Венецию прибыло около 13 тыс. воинов (вместо планируемых 35 тыс.). Также не удалось собрать необходимой суммы денег. Финансовую поддержку оказал дож Энрико Дандоло в обмен на помощь в борьбе с противниками Венеции.
Рис. 2. Картина Г. Доре. Вход крестоносцев в Константинополь
Крестоносцы взяли и разграбили г. Зара в Далмации. Поход изменил направление с Иерусалима на Константинополь. В ответ на эти события Папа Римский отлучил участников похода от церкви. Император Алексей был свергнут. 12 апреля 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь и подвергли его небывалому разграблению. Это стало концом Четвертого Крестового похода.
Рис. 3. Четвертый Крестовый поход на карте.
После захвата Константинополя Папа Римский разочарованно дал Крестовому походу характеристику: “Позорная карикатура”.
Итоги Четвертого Крестового похода
“Позорный” поход привел к следующим результатам:
Чем отличался Четвертый Крестовый поход от остальных? Практически с самого начала целью похода стало не завоевание Константинополя, а разгром конкурентов Венеции.
Что мы узнали?
Из статьи по истории (6 класс) мы узнали о цели Четвертого Крестового похода. Тщательная подготовка к Четвертому крестовому походу не привела к ожидаемым результатам. Поход был подчинен целям венецианских торговцев. В итоге Иерусалим остался у мусульман, и был крестоносцами разграблен Константинополь.
4-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Четвёртый крестовый поход отличался от всех прочих тем, что, вопреки крестоносной идее, был направлен не на мусульман, а на христианскую (православную) Византию.
Хотя первоначальная его цель была иной. Папа Иннокентий III, вступивший на папский престол в 1198 г., считал освобождение св.
города Иерусалима своей обязанностью. Все государи, говорил он, суть вассалы Христа и должны помочь Ему вернуть Его владения. Он разослал во все католические страны своих легатов проповедовать новый, четвёртый крестовый поход; он потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований.
Государи были заняты своими войнами, и никто не взял креста.
Но один французский проповедник, Фулько Нейльиский, возбудил такой энтузиазм, что из его рук приняло крест, по преданию, до 200 тысяч человек. Он явился на турнир, устроенный графами Шампанским и Блуаским, и убедил их принять крест (1199).
Таким образом, на северо-востоке Франции образовалась армия для четвёртого крестового похода из сеньоров и рыцарей.
Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот.
Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената; в числе этих шести был и сир Жоффруа Виллардуэн, шампанский сеньор, который позже написал историю этого похода. Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию в 4 тысячи 500 рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч слуг (пехоты) и присоединить к экспедиции 50 галер. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра (4 миллиона 200 тысяч франков); все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы.
Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты – за щедрость.
Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик.
Четвёртый крестовый поход. Карта
Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя.
Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода.
Картина Тинторетто, 1584
Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. Император Исаак II Ангел был свергнут своим братом, Алексеем III, который велел выколоть ему глаза и держал его в заключении вместе с его сыном Алексеем. В 1201 г. последний бежал и обратился с просьбой о помощи сначала к папе, потом к германскому королю Филиппу, женатому, на его сестре; Филипп рекомендовал его предводителям четвёртого крестового похода.
Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы.
Союзник крестоносцев четвёртого похода, царевич Алексей (позже — император Алексей IV Ангел)
Дандоло воспользовался этим случаем, чтобы увлечь крестоносцев к Константинополю.
Это будет, говорил он, лишь началом крестового похода. Папа ограничился лишь указанием на то, что хотя греки и провинились перед Богом и церковью, – не дело паломников наказывать их.
Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников.
Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.
Участники четвёртого крестового похода у Константинополя.
Миниатюра к венецианской рукописи «Истории» Вильгардуэна, ок. 1330
Исаак II, освобожденный из темницы, был провозглашен императором вместе со своим сыном Алексеем IV. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V.
Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.
Осада Константинополя крестоносцами. Картина П. Лежёна, рубеж XVI-XVII веков
Крестоносцы снова осадили город (ноябрь 1203 г.). Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью.
Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери. Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом (1204). Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город.
В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя.
Крестовый поход в 1202—1204 годы
Четвёртый крестовый поход — крестовый поход в 1202—1204 годы. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат.
Крестоносцы собрались на острове Лидо около Венеции.
Венецианцы (см. статью дож Энрико Дандоло) вместо Египта высадили крестоносцев у Константинополя. Константинополь пал.
Была создана Латинская империя.
Первым её императором избрали Балдуина Фландрского.
Бонифаций Монферрат стал королём Фессалоник. Венецианцы получили треть Константинополя. Византийцы создали Никейскую империю.
В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы.
Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» — первой пространной хронике во французской литературе.
1. Краткое описание
Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план — использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину — был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.
После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела.
Смещённый с престола в результате заговоров и интриг, в которых Византия к тому времени уже основательно погрязла, он давно уже обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении.
Поверили посулам и крестоносцы, думая, что смогут рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе — восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли.
Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание следующего содержания: «мы тебя из дерьма достали, в дерьме же и утопим».
Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий.
На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.
Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы.
Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды — он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.
Подготовка к походу
В 1198 году римским папой стал Иннокентий III. Новый Папа планировал воодушевить рыцарей на новый поход в Святую землю.
К этому времени крестоносцы уже делали несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел стать во главе Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима, который был подорван Германией.
Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств (в том же 1198).
Иннокентий III в своем послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества.
Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свое положение за счет похода.
Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. Для агитации Крестового похода на рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю.
Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи, который привлек к походу 200 000 воинов и собрал огромные денежные средства.
Предводители войска крестоносцев, собравшихся к лету 1200 г. во Франции, обратились к Венеции, располагавшей наилучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201 г. дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20000 пехотинцев при условии уплаты 85 тыс.
марок серебром. В июне 1202 г. корабли уже были готовы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в Венецию. Другие отправились через Фландрию, Марсель, Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком.
Блокированные на острове Лидо, воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роптать, поход был под угрозой срыва.
4. Взятие Константинополя
Организаторы Четвертого крестового похода, которых объединял и вдохновлял папа Иннокентий III, вначале приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил послание византийскому императору, побуждая его к участию в походе и одновременно напоминая о необходимости восстановления церковной унии, что практически означало прекращение самостоятельного существования греческой церкви.
Очевидно, что этот вопрос был главным для Иннокентия III, который вряд ли мог рассчитывать на участие византийского войска в крестовом походе, затеваемом римско-католической церковью. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными.
Неприязнь папы к Византии в немалой степени предопределила превращение византийской столицы в цель похода крестоносного воинства.
Во многом это также было следствием откровенно корыстных намерений предводителей крестоносцев, которые в погоне за добычей направились осенью 1202 г.
к принадлежавшему в то время Венгрии крупному торговому городу на восточном побережье Адриатического моря — Задару. Захватив и разорив его, крестоносцы, в частности, уплатили таким образом часть долга венецианцам, заинтересованным в установлении своего господства в этом важном районе.
Завоевание и разгром большого христианского города как бы стали подготовкой к дальнейшему изменению целей крестового похода. Поскольку не только папа римский, но и французские и немецкие феодалы в это время тайно вынашивали план направить крестоносцев против Византии. Задар стал своеобразной репетицией похода на Константинополь. Постепенно возникло и идеологическое обоснование такого похода.
В среде руководителей крестоносцев все настойчивее велись разговоры о том, что их неудачи объясняются действиями Византии. Византийцев обвиняли в том, что они не только не помогают воинам креста, но даже проводят враждебную политику по отношению к государствам крестоносцев, заключая направленные против них союзы с правителями турок-сельджуков Малой Азии.
Эти настроения подогревались венецианскими купцами, ибо Венеция была торговой соперницей Византии. Ко всему этому добавлялись воспоминания о резне латинян в Константинополе.
Большую роль сыграло и стремление крестоносцев к огромной добыче, которую сулил захват византийской столицы.
Результаты Четвёртого крестового похода
Вместо освождения Святой земли, крестовый поход привёл к разграблению Константинополя, фактическому уничтожению Византийской империи.
Она перестаёт быть самостоятельным государством на более чем 50 лет, распадаясь при этом на:
1. Латинскую империю
2. Никейскую империю
3. Эпирский деспотат
4. Трапезундскую империю
Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах — Сербией, Болгарией и Венецией.
Этот поход обозначил глубокий кризис всего крестоносного движения
Пятый крестовый поход
Провозглашённый папой Иннокентием III в 1215 году на четвёртом Латеранском соборе, новый крестовый поход начался только в 1217 году, уже при новом главе католической церкви – Гонории III.
В Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, во главе которых встали король Венгрии Андраш II, герцог Австрии Леопольд VI и герцог Меранский Оттон I.
Военные действия шли вяло, и в 1218 году король Андраш вернулся домой.
Вскоре в Святую землю прибыли подкрепления под предводительством Георга Видского и графа Голландии Вильгельма I. Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Султан Аль-Камиль предлага л чрезвычайно выгодный мир: он соглашался на возвращение
Первоначально, это предложение было отвергнуто, но неудачные боевые действия, связанные с затянувшейся осадой города Дамиетта и большими потерями, вынудили заключить мир в 1221 году, по которому крестоносцы получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.
Шестой крестовый поход
Начав поход в 1228 году, Фридрих II Гогенштауфен восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем.
Ему удалось заключить договор с мусульманами, по которому они отдали ему Иерусалим, так как не хотели сражаться с крестоносцами. Уже в марте он вступил в заветный город.
Но уже после отъезда Фридриха французские рыцари возмутились против его наместников.
В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство сотрясали войны и грабежи, пока в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, захватила Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.
Седьмой крестовый поход
В 1244 году хорезмийцы, спасаясь от монгольского нашествия, стремились присоединиться к египетским мамлюкам, пригласившим их для совместного отражения угрозы.
По пути они захватили, разорили и разрушили Иерусалим
На призыв папы откликнулся лишь французский король Людовик IX, специально для этого подписавший мирное соглашение с английским королём (остальные короли как всегда были заняты междоусобицей). В 1245 году Людовик публично объявил о своём намерении возглавить очередной крестовый поход.
К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах.
В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход.
На пути в Египет они высадились на Кипре, где переждали зиму.
8-11 февраля 1250 года крестоносцы потерпели поражение в битве при Эль-Мансуре.
Брат короля, Роберт д’Артуа, погиб в сражении. Главные силы
французов во главе с королём вскоре были атакованы мамлюкским военачальником Бейбарсом. В этом сражении французы потерпели неудачу, однако вместо того, чтобы отступить к Дамьетте, Людовик IX принял решение осаждать Эль-Мансур.
Сопровождаясь голодом и болезнями, осада длилась до марта 1250 года, когда Людовик попытался отступить к Дамьетте. Однако он был настигнут мамлюками при Фарискуре: армия была разбита, а сам он попал в плен.
В мае того же года пленные французы с королём были отпущены за выкуп в 800 000 безантов (византийская золотая монета).
По условиям договора египтянам возвращалась Дамьетта.
Восьмой крестовый поход
Восьмой крестовый поход стал последней серьёзной попыткой европейцев вторгнуться в земли арабов. У европейской знати уже не было желания продавать своё имущество, чтобы отправляться в неведомые восточные земли. Впервые руководителю крестового похода пришлось полностью взять на себя расходы и платить жалованье рыцарям.
В 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел городами Дамаск и Халеб.
После смерти Кутуза султаном стал Бейбарс, обратившийся против Боэмунда Антиохийского: в 1265 году он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 году в его руки попала Антиохия, вот уже 170 лет бывшая оплотом христианства.
Между тем Людовик IX снова принял крест.
Его примеру последовали его сыновья (Филипп, Жан Тристан и Пьер), брат граф Альфонс де Пуатье, племянник граф Роберт д’Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибальдо Наваррский. Кроме того, обещание вступить в крестовый поход дали Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III — Эдуард и Эдмунд.
В июле 1270 года Людовик отплыл из Эг-Морта.
В Кальяри решено было начать поход с завоевания Туниса, находившегося под властью династии Хафсидов, что было бы выгодно для Карла Анжуйского но не для христианского дела в Святой земле. Будучи уже под Тунисом, среди христиан стал распространяться мор: сначала папский легат, а затем и сам король Людовик IX скончались в муках.
Вскоре с мусульманами был заключён мир, выгодный в первую очередь для Карла Анжуйского: тунис обязался платить дань королю Сицилии, христианским священникам позволялось селиться в нём и проводить проповеди в местных церквях.
На обратном пути крестоносцев ждала морская буря. Погибло четыре тысячи воинов, в том числе и брат короля. Филипп III Смелый отправился во Францию. На пути домой погибла и юная королева. Опечаленный монарх вёз на родину останки отца, брата и жены.
Принц Эдуард, сын английского короля Генриха III попытался продолжить поход. Он успешно продвигался вперёд, но вскоре пожелал
вернуться в Акру, чтобы обратить местного эмира в христианскую веру.
Эмир отправил к Эдуарду посла, который оказался убийцей.
Покушение оказалось неудачным: раненный в голову принц сумел отбиться.
“Взгляд с Востока”
Средневековые арабы поначалу не придали появлению крестоносцев большого значения.
Им казалось, что это лишь очередное вторжение варваров или византийских наемников. Они не осознавали, что крестоносцы были движимы религиозными побуждениями и кристаллизация основ нового движения представляла долгосрочную угрозу для ислама.
Лишь постепенно, начиная с 1140 года, под влиянием таких лидеров, как Зенджи, Нур ад-Дин и Салах-ад-Дин, начала формироваться идеология и практика борьбы против крестоносцев.
Этому способствовала и развернувшаяся пропаганда джихада — в стихах и прозе, — призывавшая мусульман к моральному обновлению.
Кэрол Хилленбранд приводит описание изменение отношения мусульман к алкоголю: “ Ил-Гази, правитель Мардина, праздновал победу над Роджером Антиохийским, «предаваясь неумеренным возлияниям».
Зенджи был убит рабом, находясь в пьяном обмороке. Его сын, Нур ад-Дин, также имел пристрастие к алкоголю, однако после ряда поражений в боях с франками он одумался и стал вести аскетический образ жизни. Его преемник Салах-ад-Дин уже не употреблял ничего крепче шербета. Позднее, в 1260-х годах, мамлюкский султан Бейбарс принял особые меры, чтобы не допустить пьянства среди своих солдат” [1].
Лишь немногие представители Запада осознают, какому унижению подвергли крестовые походы мусульманский мир.
Помимо многочисленных жертв среди простого населения, разрушения городов, грабежа и насилия, можно упомянуть уничтожение просвещённой части арабского мира, разорение библиотек, вывоз книг и, как следствие, культурный упадок.
Уже к концу XI века сколько-нибудь значительных и оригинальных мыслителей, ученых, поэтов или историков на территории завоёванных земель не было..
Поэтому неудивительно, что арабские источники неизменно рисуют франков как отвратительных, грязных и похотливых животных, сам контакт с которыми оскверняет. Храм Гроба Господня почти стандартно именуется «церковью отбросов».
Итоги
Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при
всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.
Византийская империя.
Поэтому такую задачу походов, как защита Византии от турецкого нашествия, можно считать лишь частично выполненной: они лишь отсрочили её падение (1453 год).
Торговля.
Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом.
Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.
Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки.
Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах (достаточно вспомнить, как шедшие в поход феодалы оставляли свои средства на хранения).
Феодализм и церковь.
В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов.
Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.