при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

БУДДИЗМ

Скопировать библиографическую ссылку:

БУДДИ́ЗМ, ев­ро­пей­ское обо­зна­че­ние древ­ней­шей ми­ро­вой ре­ли­гии, воз­ник­шей в Ин­дии в сер. 1-го тыс. до н. э. и вос­хо­дя­щей к уче­нию от­шель­ни­ка Cидд­хар­тхи Гау­та­мы, но­ся­ще­го ти­тул Буд­ды (санскр. – «Про­бу­ж­дён­ный», од­на­ко в об­ра­ще­нии к не­му ча­ще ис­поль­зо­ва­лось сло­во Бха­га­ван – «Бла­го­сло­вен­ный»; см. Буд­да Шакь­я­му­ни ). Са­ми буд­ди­с­ты на­зы­ва­ют се­бя «ба­удд­ха» (по­сле­до­ва­те­ли Буд­ды), а своё ве­ро­ис­по­ве­да­ние – «Будд­ха Дхар­ма» («Уче­ние, Ис­ти­на, или За­кон, Буд­ды»). Б. как ре­ли­гия и фи­лос. уче­ние зи­ж­дет­ся на ав­то­ри­те­те Буд­ды, мо­де­ли его жиз­нен­но­го пу­ти, и пре­ж­де все­го опы­та «про­бу­ж­де­ния» ( бод­хи ), в ко­то­ром ему от­кры­лась ис­тина ( Дхар­ма ) о при­ро­де че­ло­ве­ка и о воз­мож­но­сти его спа­се­ния ( нир­ва­на ). В хо­де сво­его ис­то­рич. раз­ви­тия Б., распро­стра­нив­ший­ся из Ин­дии в Центр. Азию, Шри-Лан­ку, Ти­бет, Юго-Вост. и Вост. Азию, а в 20 в. про­ник­ший в Ев­ро­пу, Аме­ри­ку и Ав­ст­ра­лию, стал объ­ек­том куль­тур­но­го и ре­лиг. влия­ния при­няв­ших его стран и пре­тер­пел серь­ёз­ную внутр. транс­фор­ма­цию, об­ре­тя мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных форм. Спо­соб­ность гар­мо­нич­но впи­сы­вать­ся в ок­ру­жаю­щий куль­тур­ный ланд­шафт, вы­де­ляю­щая Б. сре­ди дру­гих ми­ро­вых ре­ли­гий, по­зво­ли­ла ему воб­рать в себя ог­ром­ное ко­личество местных верований, культов, нар. обрядов, культур, идеологий, лите­ратурных и ху­дожественных тра­ди­ций на всём гео­гра­фическом про­ст­ран­ст­ве, на­хо­див­шем­ся под его влия­ни­ем на про­тя­же­нии ве­ков.

Источник

Принятие буддизма в государстве царя Ашоки

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Приветствуем вас, уважаемые читатели.

Сегодня мы затронем тему распространения учения Будды в годы правления одного из выдающихся императоров Индии. Ашока, который был третьим правителем в империи Мауриев, уверенно вписал свое имя в историю развития государства.

Ашока запомнился потомкам как выдающийся буддист. Он внес достаточно весомый вклад в продвижение древнейшего религиозно-философского течения. Тем интереснее будет узнать, каким образом проходило принятие буддизма в государстве царя Ашоки и насколько популярным это течение стало среди народа.

Обширная империя

Территория Мауриев представляла собой довольно большое царство, располагавшееся не только на территории современной Индии. Пожалуй, более крупного в те времена было и не сыскать.

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Достаточно сказать, что это образование не смогло вместиться на индийской земле, поэтому перешло границы таких соседних стран, как:

Немалая заслуга в этом принадлежала дедушке Ашоки. Именно первый правитель династии, которого звали Чандрагупты Маурья, выступил в качестве истинного собирателя земель.

Внук его появился на свет в 304 г. до н.э. в семье императора Биндусары и Субхадранги. Цари в те времена не ограничивались одной супругой, а имели целый гарем. Не стал исключением из этого правила и отец Ашоки. Одна из любимых женщин подарила ему двух мальчиков.

При этом в существовавшей тогда иерархии она занимала далеко не первое место. Таким образом, ее ребенок не мог серьезно претендовать на царствование.

Сражение за трон

По всей видимости, это обстоятельство стало причиной того, что Ашока в борьбе за первенство в Индии вынужден был лишить жизни несколько десятков своих сводных братьев. Печальной участи избежал только его кровный брат Виташоку. По крайней мере, так гласит легенда.

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Способности к руководству и ведению решительных боевых действий развились у будущего правителя достаточно рано. По этой причине старшие братья, которые имели гораздо больше шансов взойти на трон, видели в нем серьезного соперника.

Особенно переживал из-за растущего авторитета Ашоки его старший сводный брат Сусима, который был реальным претендентом на пост первого лица царства и мечтал управлять страной лично. В результате он решил расправиться с конкурентом, но не своими силами, а с помощью отца.

Сусима сумел убедить родителя в том, что его брат способен навести порядок в Таксиле (на территории современного Пакистана в то время вспыхнуло восстание). Царь согласился с его мнением, и Ашока отправился в Таксилу.

Однако надежды Сусимы не оправдались: младший брат вернулся оттуда целым и невредимым. А все потому, что местное население отнеслось к нему более чем благосклонно. Народ настолько обрадовался его появлению, что прекратил бунтовать.

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Тем не менее Сусима продолжал строить козни против своего успешного брата. Он уговорил отца отправить того в ссылку.

Соперник отсутствовал на политическом небосклоне целых два года, но это не привело Сусиму к желаемому результату. В Удджайне (один из семи священных городов индуизма, расположенных у истоков реки Чамбал) начались беспорядки. Биндусара вынужден был прибегнуть к помощи своего сына. Он не забыл о том, как помогал ему Ашока ранее.

Вернувшись из заслания, сын правителя сумел подавить восстание. Но в результате боевых действий получил ранение и прошел курс лечения у буддийских монахов. Именно в тот период, как полагают исследователи, он познал древнее учение, и это было предпосылкой для того, чтобы стать очередным последователем Будды.

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Начало правления

В 275 г. до н.э. Биндусара заболел и умер. Непродолжительная, но ожесточенная борьба между братьями привела Ашоку к победе. В итоге он получил титул очередного правителя империи Мауриев.

По выводам историков, новый царь начал править империей самым жестоким образом. Одна из легенд гласит о том, что он решил воочию убедиться в лояльности своих ближайших подчиненных. С этой целью царь приказал министрам уничтожить фруктовые сады и цветники. Высокопоставленные подданные императора были в недоумении и решили уточнить у него, действительно ли таков его приказ. Когда они задали вопрос в третий раз, вельможа разъярился, достал меч и стал рубить им головы. В результате погибла не одна сотня знатных чиновников.

Существуют неподтвержденные данные о том, что царь внял словам своего приближенного Гирики (исполняющего обязанности палача) и соорудил помещение для пыток. Внешне здание ничем особо не отличалось, но внутри напоминало кромешный ад.

Преображение властелина

Окончательный поворот к буддизму произошел после того, как царь лично убедился в жизнеспособности Самудры. Этого буддийского монаха палач подвергал различным изощренным пыткам, но не добился своего.

Произошло настоящее чудо, о котором сразу же доложили императору. Глава государства, ранее проникшийся буддийским учением, возжелал видеть Самудру.

В ходе беседы с царем монах чувствовал себя достаточно уверенно. Он не только сделал строгое внушение правителю, но и побудил его начать строительство 84-х тысяч ступ. Самудра объяснил это желанием самого Будды, запечатленным в одном из пророчеств.

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Общение с этим членом религиозной общины подвигло правителя прислушаться к доводам Самудры и предпринять радикальные шаги. Он дал команду уничтожить помещение, где подвергали нечеловеческим испытаниям инакомыслящих. Зловещий Гирики, который свободно и безнаказанно орудовал в нем, был казнен.

Существует и другая версия о том, как царь лично уверовал в буддизм и стал распространять учение среди подданных. Дело было во времена кровопролитной битвы за Калингу, государство на востоке Индии.

Бойня увенчалась победой войск монарха, после чего он прибыл в столицу завоеванной территории. Император настолько был потрясен количеством убиенных, что решил никогда больше не прибегать к насильственным актам. С того времени он и стал приверженцем буддизма.

Принятие и распространение учения

Приняв буддизм, правитель стал распространять веру не только на подконтрольных ему землях, но и за их пределами. Государь издавал специальные указы, с текстами которых граждане могли ознакомиться в общественных местах. Документы появлялись на столбах и скалах (вырезались на поверхности).

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Нормативные акты затрагивали различные сферы, но все они были пронизаны буддийским учением. Например, в одном из указов, дошедшим до наших дней, речь шла о необходимости оберегать диких представителей фауны от уничтожения.

В нем говорилось, в частности, что ранее «… каждый день убивали сотни животных… Но теперь, после принятия этого указа, разрешено убивать только трёх животных…». Далее говорилось о том, что можно было лишить жизни оленя и двух павлинов.

Еще один указ императора могут лицезреть посетители Британского музея. На фрагменте столба, стоявшего в эпоху правления Ашоки, было начертано: «Я думаю над тем, как принести счастье всем людям… отношусь с одинаковым уважением ко всем… Считаю своей обязанностью наносить личные визиты…».

Ошибочно придерживаться мнения, что царь возвел буддизм в ранг государственной религии. Правитель активно пропагандировал его, но искренне считал при этом, что каждый волен верить во что-то свое.

Упадок буддизма

Разумеется, при покровительстве самого императора религия в стране буйно расцветала. Но этот благоприятный для учения период не мог длиться вечно. Проблемы начались еще при жизни царя. Три его сына распространяли учение Будды, а вот два внука тратили свои силы на борьбу за престол.

В итоге один из них – Сампрати – стал официальным наследником трона и получил доступ к управлению страной. Внук отменил распоряжение деда, в соответствии с которым на развитие буддизма выделялись приличные суммы.

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Однако наследник не обладал способностями к ведению государственных дел. Он правил как мог, но ему не удалось сохранить единство империи.

Сначала ушел из жизни Ашока (правитель скончался в 232 г. до н.э.), затем спустя полстолетия закатилась звезда державы Мауриев. Вместе с ней пришел конец и буддизму.

Но усилия государя принесли свои плоды – буддизм прочно вошел в состав мировых религий. В странах, граничащих с Индией, он до сих пор пользуется популярностью.

Заключение

На этом рассказ об одном из удивительных периодов жизни индийского народа заканчивается. Если статья вызвала у вас интерес, не забудьте поделиться ссылкой на нее в соцсетях, нам будет приятно.

Источник

Буддизм в Индии

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Распространение буддизма.

Как мы уже говорили, буддизм возник на севере Индии в VI в. до н. э. Приверженцами буддизма стали жившие одновременно с Буддой цари государства Магадха – Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в городе Раджагрихе был созван I Буддийский собор. II собор состоялся в Вайшали во второй половине IV в. до н. э. В том же IV в. до н. э. на территории Индии образовалась империя Маурьев. К этому времени буддийская Сангха превратилась уже в значительную социальную силу. При третьем царе из династии Маурьев Ашоке (268 – 231 гг. до н. э.) буддизм стал в Индии государственной религией (ок. 250 г. до н. э.). Ашока не сразу стал последователем учения Гаутамы. Будучи наследником престола, он изучал фитлософию под руководством наставников различных школ, а затем, посетив буддийскую общину, сделался упасакой, т.е. светским последователем буддизма. Став императором, Ашока активно поддерживал буддистов. Под покровительством этого монарха в Паталипутре был созван III Буддийский собор (253 г. до н. э.). Главной чертой религиозной политики Ашоки была веротерпимость: он дарил пещеры адживикам, посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Это позволило избежать конфликтов с адептами других религий и усилить буддизм. На III соборе преобладали монахи школы Стхавиравада, которым удалось убедить Ашоку в истинности своей доктрины. Поэтому собор подтвердил правоту взглядов стхавиравадинов. Вслед за царём его приближённые также начали принимать буддизм; началось строительство монастырей и культовых объектов, возросли пожертвования и число сторонников учения. III Буддийский собор занимает особое место в истории буддизма. На нём произошло окончательное разделение учения на два направления, после чего резко обострились отношения между тхеравадинами (которых впоследствии стали называть хинаянистами) и их противниками. Сам царь, присутствовавший на соборе, исключил из Сангхи 60 000 “неправоверных” монахов. Время правления Ашоки считается “золотым веком” буддизма. В этот период были отправлены буддийские миссии в Кашмир и Гандхару (Пакистан), в страну ионов (эллинистическое государство на севере Индии), в районы Гималаев, в Суварнабхуми (западное побережье Индокитая), на Шри-Ланку.

Вскоре буддийское учение распалось на 18 школ. Максимальный расцвет благородного учения в Индии пришёлся на время правления царей Милинды (ок. 150 г. до н. э.), Канишки (ок. 80 г. до н. э.) и Харши (606 – 648 гг.) (два последних правителя были махаянистами). При Канишке был созван собор в Пурушапуре (совр. Пешавар), на котором было узаконено отступление от канона Тхеравады. Харша был последним из индийских правителей, оказывавших покровительство буддизму. Постепенно буддизм распространился и в Южной Индии. В 712 г. в Индию вторглись мусульмане, и буддистов стали вытеснять в страны Юго-Восточной Азии. В X в. это учение ещё сохранялось в Кашмире, Бихаре и Бенгалии. К XIII в. буддизм в Индии перестал существовать. В XIX – XX вв. происходит возрождение индийского буддизма. В 1954 – 1956 гг. в городе Мандалае (Мьянма) состоялся VI Буддийский собор.

Буддизм в Бирме. Согласно традиции, в III в. до н. э. царь Ашока отправил двух миссионеров, Сона и Уттара, в Индокитай, где они создали общину толка Тхеравады в монском государстве Тхатон. В III – V вв. н. э. буддийские миссии сарвастивадинов и махаянистов из Восточной Индии создали свои общины в долине реки Иравади, где находилось государство Пью Шрикшетра (III – IX вв.). К V в. смешение буддизма с местным культом натов сформировался специфический бирманский буддизм, который долгое время сосуществовал с индуистскими культами Вишну и Шивы. Кроме того, здесь сложились культы Авалокитешвары и Майтрейи. Многообразие культов способствовало возникновению тантрического буддизма. При царе Анируда (правил в 1044 – 1077 гг.) официальной религией Паганской империи стал сингальский буддизм толка Тхеравада; в то же время местные князья придерживались тантрического буддизма. В иперии началось грандиозное храмовое строительство, которое ослабило государство; в XIV в. империя распалась на множество царств. При династии Конбаунов (1752 – 1885 гг.) произошло возрождение бирманского государства со столицей в городе Янгон (Рангун). Интегральной частью политической системы государства стал буддизм толка Тхеравада. В результате завоевания Бирмы Англией буддизм здесь пришёл в упадок, а Сангха распалась на отдельные общины. Борьба за национальное освобождение в XX в. ассоциировалась с возрождением буддизма. В 1958 г. был провозглашён государственный курс на создание буддийского государства. В 1962 г. в Бирме произошёл военный переворот, к власти пришёл Революционный совет во главе с генералом Не Вином. Это правительство взяло курс на отделение религии от государства. Однако с 1977 г. наметилась тенденция к сближению государства с Сангхой. В мае 1980 г. был созван Первый всебирманский конгресс буддийских монахов, который официально признал и освятил режим Не Вина. Со своей стороны правительство подтвердило свою готовность выступать покровителем Сангхи и способствовать распространению буддизма. В настоящее время Сангха в Бирме состоит из 9 школ, имеется ок. 25 000 монастырей и храмов и 250 000 членов Сангхи.

при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Смотреть картинку при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Картинка про при каком царе буддизм стал в индии государственной религией. Фото при каком царе буддизм стал в индии государственной религией

Буддизм в Непале. Территория современного Непала долгое время входила в состав государств, управлявшихся индийскими правителями. Поэтому ранняя история буддизма в Непале тесно связана с историей возникновения этой мировой религии. В Северном Непале находится Лумбини – место рождения Будды. В этой стране также находится колонна с надписями царя Ашоки. Через Непал буддизм проник в Тибет, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Независимая история Непала начинается в IV – V вв., при династии Личчхавов. В настоящее время здесь исповедуется форма буддизма, во многом схожая с индийской Тантрой. В 1956 г. в Катманду был проведён IV конгресс Всемирного братства буддистов.

Буддизм в Шри-Ланке. Согласно местной традиции, Будда посетил остров Шри-Ланку, на котором правили демоны, нага (змеи) и ракшасы (злые духи). Будда одержал над ними победу и обратил жителей острова в своё учение. Ланкийские хроники Дипаванса (“Островная хроника”, IV в.) и Махаванса (“Великая хроника”, V в.) сообщают, что буддизм введён здесь во времена царя Ашоки, когда на остров прибыли его сын Махинда и дочь Сангхамитта, которые привезли с собой останки Будды и росток дерева Бодхи. В честь этих священных реликвий в Анурадхапуре были воздвигнуты культовые центры Махавихара, Четия-паббата-вихара и Тупарама, а также несколько монастырей.

Во II в. до н. э. северная часть Шри-Ланки была захвачена тамилами, которые оставались на острове 44 года и были разгромлены царём Дуттагамани Абхая (правление 101 – 77 гг. до н. э.). При нём позиции буддизма укрепились, однако в I в. до н. э. вновь произошло нашествие тамилов, и после их изгнания царь Ваттагамани (правление 29 – 17 гг. до н. э.) решил созвать IV Буддийский собор в монастыре Махавихара. 500 учёных монахов, собравшихся в пещере монастыря Алувихара близ Матале на пальмовых листьях записали (на языке пали) записали тексты Винаи, Сутты и Абхидхармы, а также комментарии к ним на сингальском языке. В это же время был основан монастырь Абхаягиривихара. В III в. н. э. монахи из этого монастыря стали исповедовать Махаяну и начали борьбу с тхеравадинами монастыря Махавихара. В IV в. царь Махасена (правление 334 – 362 гг.) разрушил все монастыри Махавихары; он же построил монастырь Джеттавана и подарил его махаянистам. Во время царствования Сиримегхаванны (сына Махасены) из Индии был привезён зуб Будды. Считается, что обладание этим зубом даёт правителю возможность видеть низкое и благородное, уродливое и прекрасное, проникать взором в грубые и тонкие уровни существования, предвидеть последствия своих и чужих мыслей и действий. В честь этого события царь приказал восстановить Махавихару, отлить золотую статую Махинды и учредить фестиваль Махинды, символизирующий борьбу за чистоту буддизма. Соперничество между монастырями Махавихара, Абхаягиривихара и Джеттавана продолжалось до нашествия тамилов в V в. После очередного изгнания тамилов сингальские цари стали поддерживать Махавихару как оплот национального духа и истинного буддизма. В конце V в. на остров прибыл Буддхагхоша; при его участии была завершена работа над композицией палийского канона.

В настоящее время буддизм исповедуют сингалы (60 % населения). В стране более 6 000 монастырей и храмов, около 20 000 членов Сангхи. На острове три секты: Сиамникая (основана в 1753 г.), Амарапураникая (основана в 1803 г.), Рамманияникая (основана в 1863 г.)

Буддизм в Таиланде. Местная традиция связывает распространение буддизма с миссионерами царя Ашоки. Во II в. была создана огромная ступа в Након-Патоме. С VII в. на территорию Таиланда начали переселяться тайские народы из Южного Китая. Эти переселенцы вступили в контакт с махаянистами, сарвастивадинами и тхеравадинами. Первые тайские государства появились только в XIII в. В 1350 г. возникло государство Аютия (Сиам). В середине XV в. здесь был установлен культ дева-раджи (“бога-царя”) – смешение брахманизма, шиваизма, вишнуизма и тантризма. В кролевском декрете 1740 г. говорилось, что “только король – наивысший на земле, он подобен богу. Он может заставить большого человека подчиниться маленькому, и наоборот. Приказ короля подобен небесному топору. Если им ударить по деревьям или горам, то они не выстоят и будут уничтожены”. В 1767 г. Аютия была захвачена бирманцами, после изгнания которых (1782 г.) к власти пришла династия Чакри, которая правит до сих пор. При этой династии государственной религией стал буддизм толка Тхеравада. Царь Рама IV (правление 1851 – 1868 гг.) разделил Сангху на две секты: Маханикай и Тхаммаютникай. Для последней секты характерно строгое соблюдение монашеского образа жизни. К концу XIX в. доктрина “бога-царя” сменилась концепцией просвещённого монарха – защитника и покровителя Сангхи.

В настоящее время в Таиланде более 32 000 монастырей. Сангха в этой стране по сути тождественна государству. В Бангкоке два буддийских университета – Махамакут и Маха Чулалангкор. Там же находится штаб-квартира “Всемирного братства буддистов”.

Буддизм в Камбодже. Во II в. н. э. на территории Камбоджи появились махаянские общины, в III в. – тхеравадские. В первой трети V в. здесь стало усиливаться влияние вишнуизма. Однако буддизм сохранял свою популярность в народе, который в равной степени признавал культы будд, бодхисаттв и индийских божеств. В конце VII в. в Таиланде возник культ воинственного божества Харихары (единство Вишну и Шивы). В Ангкорской империи эта религия развилась в чрезвычайно сложный культ дева-раджи (“бога-царя”). Здесь сочетались культ предков и культ духов земли с тантрическими представлениями о божественных силе и мощи государя в сочетании с основными чертами шиваизма и частично вишнуизма. Олицетворением этого культа стал храм Шивы, построенный в центре царской резиденции. В то же время царь считался одним из великих бодхисаттв, так что Махаяна получила своё место в культе дева-раджи. В X в. началось монументальное храмовое строительство, которое было призвано отразить величие “бога-царя”; возникли целые храмовые города. Благополучие Сангхи во многом зависело от вероисповедания царя. Если царь был буддистом, то Сангха процветала, если шиваитом – подвергалась гонениям; при царе-вишнуите обычно проводилась политика мирного сосуществования религий.

По мере того как усиливались феодальные кланы, возрастала роль буддизма, а культ “бога-царя” терял свою популярность. В этих условиях культ дева-раджи переориентировался на культ “царя-бодхисаттвы”. При царе Джаявармане VII (правление 1181 – 1220 гг.) стали усиливаться позиции Тхеравады, а символом мощи царя стал храм будды Локешвара, построенный в центре столицы. С конца XIII в. Тхеравада стала господствующей религией; появилось множество монастырей, а образование перешло в руки монахов.

Во второй половине XIX в. Камбоджа стала французской колонией (1867). Французская администрация сохранила королевский дом, и позиции Тхеравады как господствующей религии сохранились. В 1953 г. суверенитет Камбоджи был восстановлен, и новое правительство провозгласило курс на построение “кхмерского буддийского социализма”. Во время правления принца Н.Сианука в стране было ок. 3 000 монастырей и храмов и 55 000 членов Сангхи. Правительство Пол Пота, начавшее “культурную революцию”, причислило монахов к третьей, низшей категории населения, которая в наибольшей степени подвергалась репрессиям и физическому уничтожению. Большинство монахов было истреблено, и только немногим удалось бежать из страны. После создания Народной Республики Кампучии правительство приняло энергичные меры к возрождению буддизма. В 1989 г. буддизм был объявлен государственной религией Камбоджи.

Буддизм во Вьетнаме. Первые буддийские проповедники появились на территории Северного Вьетнама, входившей тогда в состав империи Хань, во II – III вв. н.э. Во II – V вв. здесь проповедовали индийские миссионеры. Поскольку большинство проповедников появилось во Вьетнаме с севера, здесь всегда преобладали доктрины Махаяны. Первые буддийские школы здесь появились в VI в.: первую из них основал в 580 г. индиец Винитаручи, вторую – Во Нгон Тхонг (У Яньтун) из Гуаньчжоу в 820 третью – китайский монах Тхао Дыонг (Цао Тан) в 1069 г. Все три школы исповедовали учение тхиен, которое развивает традиции южного чань-буддизма. В X – XII вв. буддизм тхиен был государственной религией вьетского государства. В XIII в. обрела силу новая школа тхиен – Чук Лам, основанная в 1299 г. императором Чан Нян Тонгом, который сам принял монашество. Во второй половине XIV в. среди представителей правящей элиты усиливается влияние неоконфуцианских доктрин; в связи с этим положение Сангхи ухудшилось. В начале XV в. начались долгие междоусобные и внешние войны и буддизм начал приходить в упадок.

К концу XIV в. доктрина тхиен утратила господствующее положение, и наиболее значительную роль начинают играть доктрины Амидаизма и Тантры. Очередная полоса междоусобных войн в XVI в. привела к усилению буддизма: учение о жизни как о страдании в то время получало подтверждение на каждом шагу. Вьетнамская Сангха упрочила свои позиции и стала пользоваться покровительством как на Севере, так и на Юге. В XVII в., после завоевания Китая маньчжурами, во Вьетнаме появилось множество китайских беженцев, среди которых было много буддийских монахов. Во второй половине XIX в. Вьетнам стал колонией Франции, вследствие чего положение буддистов ухудшилось. В 30-х гг. ХХ в. в среде буддийского духовенства началось движение за возрождение буддизма. 16 марта 1958 г. в Северном Вьетнаме состоялся учредительный съезд Единого буддийского союза. В Южном Вьетнаме в 60-х гг. обострился конфликт между буддистами и диктаторским прокатолическим режимом Нго Динь Зьема. В конце 60-х – начале 70-х происходит “буддийский ренессанс”: ведётся строительство пагод, огромное количество молодёжи становится монахами. Впрочем, последний факт был обусловлен стремлением уклониться от службы в армии. После освобождения Южного Вьетнама от проамериканского режима в 1975 г. около 75 % монахов вернулись в мир. В 1979 г. был создан Комитет за объединение буддизма; в ноябре 1981 г. учредительный съезд Конгрегации буддистов Вьетнама объединил все буддийские организации этой страны. В апреле 1989 г. в городе Хошимине открылся институт по изучению буддизма. В настоящее время около трети вьетнамцев (более 20 млн. человек) исповедуют буддизм Махаяны. Кроме того, в стране несколько десятков тысяч последователей Тхеравады; в основном это кхмеры из Южного Вьетнама.

Буддизм в Средней Азии. До распространения ислама (VIII – IX вв.) на территории современных Киргизии, Таджикии, Узбекистана и Туркмении был широко распространён буддизм. Распространение этого учения в Средней Азии началось во II – III вв., в период расцвета Кушанского государства. В Бактрии буддизм сосуществовал с династийным культом кушан и древними местными верованиями зороастрийского, авестийского и маздеистского круга. Впоследствии буддизм здесь соседствовал с манихейством, христианством несторианского толка и сасанидским зороастризмом. Последние буддийские монастыри на этой территории были уничтожены мусульманами в VIII – IX вв. В древней Маргиане (юго-восток современной Туркмении) буддизм сосуществовал с сасанидским зороастризмом и погиб вместе с Сасанидским царством при завоевании его во второй половине VII в. арабами.

Мы не рассматриваем в этой лекции историю буддизма в Китае, Тибете и Японии, поскольку намерены посвятить этим темам отдельные часы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *