при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль

1325 – Переезд митрополита Петра в Москву

1325 – Переезд митрополита Петра в Москву

Закладку московских соборов обычно связывают со служением в Москве митрополита Петра. Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев и переехал в более надежный, спокойный Владимир и тем самым фактически перенес сюда центр русского православия. Поставленный в митрополиты в 1305 г. Петр шагнул дальше – он перебрался в Москву как в столицу самого сильного русского княжества. К этому шагу он готовился давно, часто и подолгу останавливаясь в Москве под заботливым приглядом Калиты, который уговаривал святителя поселиться в Кремле. Якобы Петр и посоветовал князю построить каменный Успенский собор.

Для московского князя переезд митрополита стал огромной удачей – ведь так Москва становилась церковным центром Руси, укреплялся авторитет набирающего силу княжества Московского. Митрополит Петр умер в 1326 г. и был объявлен первым московским святым. Его преемник Феогност окончательно перенес митрополичью кафедру в Москву.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

7. Окончание войны. Переезд из Ленинграда в Москву

7. Окончание войны. Переезд из Ленинграда в Москву В мае 1942 года Ленинград был пустынным. Большая часть жителей или умерла от голода, или эвакуировалась. Если не считать военных, остались главным образом женщины, худые и серые. Но по улицам уже мчались трамваи и машины,

Переезд в Москву

Переезд в Москву Мы должны признать, что самая возможность дальнейших наших дипломатических успехов стоит в тесной связи с наличием хорошей вооруженной силы в распоряжении рабоче- крестьянского правительства… Чем крепче и мощнее будет наш вооруженный кулак в лице

Роль митрополита Петра в возвышении Москвы

Роль митрополита Петра в возвышении Москвы На двадцатом году жизни будущий святитель стал иноком в одном из волынских монастырей, где и получил имя Петр. Носил в монастырь воду на плечах, зимою и летом мыл братские власяницы. Когда ударяли в благовест на богослужение,

1325 FO. 954/24. Fol. 304 — 309. Частное письмо Криппса Идену, 27 мая

1325 Перенос метрополии из Владимира в Москву

1325 Перенос метрополии из Владимира в Москву Еще в 1299 г. митрополит Киевский и всея Руси Максим оставил разоренный Киев, переехал в более спокойный Владимир и тем самым перенес сюда центр русского православия. В 1305 г. на митрополичьей кафедре его сменил Петр. Новый

1728 Переезд двора в Москву

1728 Переезд двора в Москву После свержения Меншикова у власти укрепился клан князей Долгоруких. Фаворитом императора Петра II стал князь Иван Долгорукий – довольно легкомысленный и развратный молодой человек, который вовлек юного императора в весьма сомнительные

1325 Жены инженеров. Общественницы тяжелой промышленности. М, 1937. Гл. 3 (без

Реставраційна праця митрополита Петра Могили

Реставраційна праця митрополита Петра Могили Оскільки запобігливою була досьогочасна праця над піднесенням з румовищ стародавніх палядіїв предківської віри й свідків давньої могутньости і слави, остільки систематичнішою стає вона нід особистим проводом і нерідко

Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051)

Отдел первый Состояние Русской Церкви от ее первого митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051) Вступление Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не

Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147)

Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147) Вступление Избрание Илариона на кафедру митрополии Киевской составляет весьма замечательное явление в истории Русской Церкви: здесь в первый раз

Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240)

Отдел третий Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240) Вступление Если знаменательно было избрание и возведение на митрополитский престол Илариона Собором русских епископов при великом

Переезд в Москву

Переезд в Москву В 1934 году произошло событие, повлиявшее на мой дальнейший жизненный путь. Неожиданно для нас, аспирантов, руководство института объявило:– Ваша группа переводится в Москву в научно-исследовательский институт аналогичного профиля.Вот так новость!

Глава 1 «Вместо реквизиционного мандата броневой автомобиль»: Петроградский десант, или Переезд Наркомвоена в Москву

Глава 1 «Вместо реквизиционного мандата броневой автомобиль»: Петроградский десант, или Переезд Наркомвоена в Москву В марте 1918 года Советское правительство, спасаясь то ли от наступавших германских частей, то ли от собственной социальной базы, организовало переезд

105. О ПРЕСЕЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА Киевскаго в Москву.

105. О ПРЕСЕЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА Киевскаго в Москву. ЛЕТА ОТ СОЗДАНИЯ Мира 6791, а от рождества Христова 1283 посвящен бысть Митрополит Киевский Максим Грек от Григория Патриарха Константинопольскаго и пренесеся из Киева в Москву ради Татарския обиды и непокоя; и оттоле начаша

Источник

ПЕТР МОСКОВСКИЙ

при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль. Смотреть фото при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль. Смотреть картинку при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль. Картинка про при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль. Фото при каком московском князе митрополит всея руси переехал в московский кремль
Свт. Петр, митрополит Московский

Петр Московский (+ 1326), митрополит Киевский и всея Руси, чудотворец, святитель, первым из русских митрополитов жил в Москве

Память 24 августа в день перенесения мощей, 21 декабря в день преставления, в Соборах Московских святителей, а также Волынских, Галицких, Киевских и Московских святых

Родился на Волыни во второй половине XIII в. от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. Повествуют, что он с малолетства был косноязычен и весьма непонятен, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам (см. также Петровская икона Божией Матери). За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келлию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

В то же время святой Михаил Ярославич Тверской, направил к патриарху своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня [1], Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились. Когда святитель Афанасий Константинопольский возвел Петра на Русскую митрополию, он передал ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего тверитяне подвергли его обвинению перед патриархом. Для суда над святителем Петром был созван в 1311 году оправдавший его Собор в Переяславле.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Исмаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличенного им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В 1313 г., когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, свт. Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти Михаила Тверского и Юрия Московского Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, свт. Петр принял сторону последнего.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Ставленник святителя Петра, святитель Прохор Ростовский, составил краткое житие и канон почившему митрополиту, и уже на Владимирском Соборе в 1327 году выступал за канонизацию владыки Петра. В 1339 году, при святителе Феогносте, прославление совершилось. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятителн.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

Первое перенесение его мощей было 1 июля 1472 года, тогда же установлено празднование. Второе перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года, а празднование 1 июля было отменено. Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного (1533-1584) царице Анастасии (1547-1560). Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Тропарь Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: / се бо Христос светильника в тебе показа, / яве сияюща в мире / и исцелевающа недуги и болезни наша. / Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: / святитель бо есть Вышняго, / сия соделоваяй.

Тропарь Перенесение мощей

Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней / и спастися душам нашим.

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания. Первое к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы. Во втором послании Святитель призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями. В третьем послании святитель Петр снова дает наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять заповеди Христовы.

Источник

Устроитель Москвы, уроженец Волыни

Житие святителя Петра, митрополита Московского

Завтра, 6 сентября 2014 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Московского, в Высоко-Петровском монастыре Москвы пройдут торжества, приуроченные к 500-летию древнейшего храма обители, построенного в память ее основателя.

Будущий митрополит всея Руси родился на Волыни (сегодня это западная часть Украины) в семье благочестивых и верующих родителей. Уже в 12 лет юный Петр уходит в монастырь и принимает иночество. Он начинает писать иконы, которые дарит братии и паломникам.

За добродетельную, подвижническую жизнь и ревностное несение вверенного послушания, игуменом обители было определено рукоположить благочестивого инока в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре, иеромонах Петр испрашивает благословение у игумена, чтобы оставить обитель. Получив оное, будущий митрополит покидает обитель, и в поисках уединённого места для монашеского подвига идет на берег реки Рать, где и ставит себе маленькую келью. Уже вскоре место тайного подвига иеромонаха Петра стало монастырем, где он был избран игуменом.

Святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее Петровская икона Божией Матери

Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника. Будучи игуменом, святитель Петр написал икону Богородицы, которая не была похожа ни на одну другую. Назвали ее по имени автора – Петровская икона Божией Матери.

Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар митрополиту написанный им Петровский образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время была не занята. Великий Владимирский святой князь Михаил Тверской направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении последнего на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима. По совету Галицкого князя Юрия, игумен Петр также отправился к Константинопольскому патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Константинопольский патриарх Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием.

Геронтию явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься. Ратский игумен Петр возведен будет на престол Русской митрополии»

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия, а враждовавших между собою князей призывал к миролюбию и единству.

В 1313 году, когда ханом стал Узбек (первый хан, принявший ислам), святитель Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая – церковные люди по всем делам, не исключая уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, митрополит Петр принял сторону Ивана Калиты.

Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще поселком в стенах Кремля, но уже тогда шумным и многолюдным

Путешествуя по Руси, Святитель все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад будущая златоглавая столица была еще маленьким поселком в стенах современного Кремля, но уже тогда это был достаточно шумный и многолюдный город. Митрополит Петр нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Рать, где прежде он был игуменом. Именно здесь и был устроен будущий Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь. Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – своего небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально именовался Петропавловским (и даже спустя более чем триста лет после переосвящения его главного храма, уже в честь самого святителя).

Молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укреплялся в мысли о перенесении митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. В 1325 году состоялся окончательный переезд. Князь выстроил для святителя «обширный» двор в восточной части Кремля, однако митрополит Петр по-прежнему любил останавливаться в основанной им небольшой обители. От монастыря к Кремлю была проложена хорошая широкая дорога в лесу, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его совету великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года заложил в Москве первую каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты, – сказал Святитель великому князю, – успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма, желал видеть строительство оконченным. Однако церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 4 августа.

Митрополит Петр сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов. Благодаря этому она стала духовным центром Руси

Переезд митрополита Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал Святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что он сделал Москву местом своих Первосвятительских трудов, она стала духовным центром Руси, столицей Российской державы.

21 декабря 1326 года митрополит Петр отошёл ко Господу. Святое тело Первосвятителя было погребено в приготовленном самим почившим каменном гробу в Успенском соборе.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе.

Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители

Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители.

О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба.

В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Материал подготовил послушник Высоко-Петровского монастыря Богдан Семенюк

Источник

Митрополит Петр: Камень в основание святой Руси

Подготовлено для газеты «У Соломенной Сторожки»

После смерти в 1303 году св. благоверного князя Даниила Александровича Москва по силе уже могла претендовать на роль одного из возможных центров собирания русских земель, ближайшим соперником ее выступила Тверь. При московском князе Юрии Даниловиче (1303 –1325гг. правления) разворачивается борьба Москвы и Твери, полная драматизма, благородства, самого черного предательства, подлости, коварства и крови, крови, крови… Борьба за ярлык (грамоту от ордынского хана, которого русские летописи того времени величают Царем) на Великое Княжение Владимирское. Этот ярлык давал князю право называться старейшим на Руси.

Правление митрополита Киевского и всея Руси св. Петра приходится на самый разгар схватки между Москвой и Тверью. Эта схватка омрачила последние годы умершего в 1305 году св. митрополита Максима, она станет одной из главнейших забот нового митрополита вплоть до его кончины в 1326 году.

Тверь была сильнее Москвы, ее действительно выгоднейшее положение на перекрестье самых важных торговых магистралей того времени обеспечивало ей устойчивый рост богатства, ее удаление от погромоопасных мест давало большую, по сравнению с Москвой, безопасность населению. Князья, гордые тверские Ярославичи (потомки младшего брата Александра Невского, Ярослава Ярославича), казалось бы, вышли из домонгольских времен. Прекрасные воины, рыцарственно-благородные правители, любимые своими подданными, они вызывали у современников сравнения с Мстиславом Удалым, Святославом Игоревичем, Всеславом Полоцким. Летописцы подчеркивают даже внешние отличия красивых и статных Ярославичей от неказистых московских Александровичей-Даниловичей. Все симпатии русских современников на стороне Твери, но…

Митрополит Максим, который в 1299 году перенес резиденцию из разгромленного, полумертвого Киева во Владимир-на-Клязьме, в документах называл себя Митрополитом Всея Руси, без указания города пребывания престола, хотя в Константинополе по-прежнему называли русского владыку Киевским. Митрополит Петр проводил свою архипастырскую деятельность в разъездах, поначалу стараясь нигде надолго не задерживаться – князья ревниво следили за тем, какому городу он благоволит, а сверхзадачей св. Петра было мирить, а не разделять. Церковь была единственной силой, сохранявшей и внедрявшей в умы понятие единства Руси, а митрополит был единственным общерусским национальным лидером. Несколько раз Владыка своим словом предотвращал междуусобные войны, в том числе между Тверью и Москвой. Иногда миротворческая деятельность была небезопасной: однажды в Брянске св. Петру пришлось спасаться за стенами храма, так как в город ворвались союзные одному из князей татары. Не избежал Святитель и клеветы со стороны некоторых ревнивых церковных иерархов, но правда раскрылась на соборе в Переяславле, а личных врагов св. Петр прощал всегда. Почему митрополит Петр выбрал Москву, а не Тверь, не Новгород? Почему его взгляд не обратился к родным для него Юго-Западным землям, Галицко-Волынской Руси? Что разглядел он в Москве такого, чего не видели современники? Как бы мы ни ответили на эти вопросы, ясно одно: именно митрополит Петр в начале XIII века решил и указал, где быть центру Руси.

Князь Юрий Данилович Московский был типичным мелким хищником, правда, очень неудачливым. Михаил Ярославич Тверской легко бил его на поле боя, и Юрию ничего не оставалось, как ехать доносить в Орду, где он имел множество друзей, не уступавших ему в подлости. В этих поездках, интригах, доносах, войнах проводил все свое время неугомонный князь, считавший, что без ярлыка на Великое Княжение Владимирское его жизнь прожита напрасно. Юрий мог себе позволить долгие отлучки, так как княжество оставалось в заботливых руках его младшего брата Ивана Даниловича. Именно он встречал проезжавшего через Москву митрополита Петра, ловил каждое его слово, старался, чтобы к следующему приезду владыки оно было исполнено. Для митрополита был отстроен специальный двор, содержался штат слуг, и всякий раз, когда владыка Петр оказывался в Москве, он жил у себя дома. Из жития св. Петра, написанного сразу после его смерти епископом Прохором Ростовским, мы знаем о личной привязанности митрополита к Ивану Даниловичу (Калите), так похожему на отца своей умной хозяйственностью. По слову митрополита был заложен Успенский Собор, где Петр своими руками устроил себе гробницу. (Этот собор будет разобран в 1472 году, а мощи св. Петра перенесены в новый, построенный в 1478 году на том же месте) Уже при погребении св. Петра совершилось множество чудес, продолжались они и позже, на его гробнице. Одним из таких чудес стало решение нового митрополита, Феогноста, сделать Москву местом своего постоянного пребывания, и, следовательно, церковной столицей Руси.

А если бы не так? Всем известны были антиордынские настроения тверских князей, все на Руси знали их горячий нрав. Михаил Ярославич принял мученическую кончину в Орде (по доносу Юрия Московского), его сын Дмитрий Грозные Очи отомстил за отца, зарубив ненавистного московского интригана Юрия, случайно натолкнувшись на него недалеко от ханского шатра. Вот так: увидел – поддался импульсу – рубанул – погиб сам! Другой сын св. Михаила, Александр, тоже поддался импульсу, истребил ордынский отряд сборщиков дани во главе с баскаком Чолханом (Щелкан Дуденьтьевич русских былин) – и спровоцировал чудовищную карательную рать, сравнявшую Тверь, и не одну Тверь, с землей.

В 1328 году Иван Калита получает ярлык на Великое Княжение Владимирское, и наступила, по словам летописца, «тишина великая по всей Русской земле, и перестали татары воевать ее». Московский князь сам собирал дань для Орды и делал все, чтобы предотвратить карательные рати. Сорок лет мира при Калите и его сыновьях позволили воспитать два поколения, не видевшие татар, два поколения, не усвоившие с детства животный страх перед ними. Они и выйдут на Куликово Поле.

Тверской путь вел к прекрасной, славной гибели. Московский – к трудной, невыносимо трудной жизни. Этот путь был выбран и указан святым митрополитом Петром, митрополитом Московским и Всея Руси. Имя «Петр» переводится с латыни как «камень», и нам нельзя забывать, какой камень лег в духовное основание возрождающейся Руси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *