при каком князе произошел расцвет культуры на руси

Расцвет киевской руси

Расцвет Киевской Руси

при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть картинку при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Картинка про при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси

На конец X — первую половину XI в. пришелся расцвет Киевской Руси. Особое место в древнерусской истории принадлежит князю Владимиру (980-1015), при котором оформилась территория державы, сформировался единый народ, принявший в 988 г. христианство, упрочилось международное положение Руси.

Князь Владимир. Владимир был младшим сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. При разделе русских земель Владимиру был выделен в управление Новгород. После гибели Святослава в 972 г.

Так он стал киевским князем.

Заняв Киев, Владимир в первые годы своего прав­ления объединил все восточнославянские земли: в 981 г. он отнял у Польши Перемышль и другие Червенские города, в 981 и 982 гг. побеждал вятичей, в 984 г. привел к покорности радимичей. Своих 12 сыновей Владимир посадил наместниками в важнейших русских городах.

Они собирали налоги, судили и правили от его имени, укрепляя власть киевского князя. С соседними странами князь поддерживал мирные отношения, скрепляя их династическими браками своих детей. Старшего сына Святополка он женил на дочери польского короля, за другого сына — Ярослава — сосватал варяжскую принцессу.

Главной заслугой князя Владимира была органи­зация обороны южных границ Руси от постоянных набегов печенегов. Для защиты от врагов Владимир начал строительство крепостей по притокам Днепра. Крепости располагались так, что бы их самые высокие башни были в пределах видимости друг друга.

Дозорный, заметивший приближение врага, разжигал на башне костер, его видели соседи и передавали дальше. «Огненный телеграф» быстро доносил тревожную весть до столицы, и княжеская дружина спешила навстречу врагу. Владимир заботился о своей дружине: награждал, угощал на пирах, советовался со знатными дружинниками по важным государственным вопросам.

Народные былины с любовью говорят о Владимире, называя его Красное Солнышко.

Язычество, издавна существовавшее на Руси, не способствовало объединению славянских племен, затрудняло международные контакты с развитым христианским миром, мешало политическому и культурному становлению государства.

Понимая это, князь Владимир в 980 г. попытался провести реформу язычества, он приказал создать общий для всей Руси пантеон, куда должны были войти 9 богов во главе с Перуном. Однако реформа не была успешной.

Согласно легенде, к Владимиру приходили послы- миссионеры от мусульман, иудеев, папы римского и восточных христиан, каждый из них стремился привлечь князя к своей вере. Да и сам князь отправлял послов в другие страны, посмотреть на храмы и обычаи. В это время все большее распространение получает христианская религия, проникавшая на Русь из Византии.

Связь с Византией Владимир пытался укрепить путем своего брака с сестрой византийских императоров принцессой Анной. По одним сведениям, Владимир крестился в 988 г. в Херсонесе, по другим — в Киеве или в Васильеве. Затем князь стал активно насаждать новую религию. Вслед за ним крестилась его дружина. К концу X в.

большинство жителей Руси приняли христианство.

Новая религия не сразу утвердилась в обществе, черты язычества переплелись с христианством, оставшись в таких народных праздниках, как Масленица, Красная Горка, праздник Ивана Купалы. Многие языческие обряды сохранились в повседневном быту.

На окраинах Руси язычество существовало наряду с христианством до XIII в. Греческие и болгарские священники, приглашенные Владимиром, привезли книги церковного и светского содержания, трудились переводчиками и переписчиками при монастырях.

Одновременно на Русь стали приезжать иностранные зодчие, художники, камнерезы, каменщики. Они построили и украсили первые русские храмы, передали секреты мастерства местным ученикам.

С принятием христианства начался расцвет древ­нерусской культуры, государственная власть получила освящение, а народ — идею общности.

Ярослав Мудрый. На годы правления Ярослава (1019-1054), сына Владимира, пришелся расцвет Киевской Руси. Общество и государственность обрели «зрелость», появились писаные законы, росли города, расцветало искусство. Киев разросся, «спустился» со старокиевской горы, вокруг него были возведены новые укрепления: ров, вал, дубовые стены с тремя воротами.

Расширились и границы Руси: в землях эстов (предки эстонцев) был основан русский город Юрьев (современный Тарту), на западе была завоевана земля лето-литовского племени ятвягов (современные западные белорусы), на востоке началось освоение Поволжья. Удачной борьбой с поляками Ярослав отклонил угрозу Киеву с запада, на юге он разбил подступивших в 1036 г.

к Киеву печенегов, которые после этого прекратили свои набеги на Русь.

Заслугой Ярослава стало начало оформления письменного законодательства на Руси. В 1016 г. появился «Устав новгородцев» (другое название «Правда Ярослава»), сыновья князя составили «Правду Ярославичей» (1072), которую дополнили Владимир Мономах (внук Ярослава) и более поздние князья.

Все эти законы составили первый древнерусский кодекс — «Русскую Правду». Здесь собраны обычаи и судебные решения, позволяющие нам узнать о жизни и быте людей того време­ни. Население Руси в основном состояло из свободных общинников, община отвечала за своих членов и порядок на своей территории.

«Завещание Ярослава» (1054) утвердило новый государственный порядок: власть киевского князя переходила не от отца к сыну, а к старшему в роду. Ярослав выделил своим сыновьям в управление княжества (уделы), обязав удельных князей подчиняться великому князю киевскому.

Постепенно удельные правители получили самостоятельность во внутренних делах, так в каждом уделе стали складываться собственные династии.

С Западной Европой и Византией князь поддерживал дружественные отношения, закрепляя их брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха, дочь Елизавета была замужем за норвежским королем, а дочь Анна стала супругой французского короля Генриха I.

При Ярославе окончательно сложилась организация православной церкви в русских землях. Ранее митрополитов в Киев назначал константинопольский патриарх (обычно из греков или южных славян). В 1051 г. Ярослав, стремясь к независимости от византийской церкви, сам назначил митрополитом Иллариона (русского по происхождению).

Правда, после смерти князя Илларион вынужден был покинуть митрополитскую кафедру. В народе Ярославу не зря дали прозвище Мудрый. Он был большим любителем книг и много внимания уделял просвещению.

На Руси открывались новые монастыри, при них создавались школы, в храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зародилось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская.

Владимир Мономах. Великий князь киевский Владимир Мономах (1113-1125) приходился внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху (от него он и получил свое прозвище). Владимир вошел в историю как талантливый правитель, успешный воевода, рачительный хозяин, автор блестящего произведения древнерусской литературы «Поучение к детям».

Владимир Мономах сначала княжил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, затем в Переяславском княжестве. Он всячески пытался прекратить междоусобицы князей, был инициатором созыва княжеских съездов 1097 г. В Любече, 1100 г. в Витичеве, 1103 г. на Долобском озере.

На Любечском съезде князья договорились, что каждый должен править только своей «отчиной» — наследственным владением, не воевать между собой и сообща оборонять русскую землю. Князь ратовал за совместные походы русских князей против половцев. Одна из самых знаменитых битв произошла весной 1111 г. и принесла русским убедительную победу.

После этого половцы ушли за Дон и на время прекратили свои набеги на Русь.

В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич, это послужило поводом к мощному народному восстанию в Киеве. Простолюдины громили дома ростовщиков и некоторых бояр Святополка.

Для установления мира киевские бояре, нарушив традицию престолонаследия, пригласили («не в очередь») авторитетного Владимира Мономаха. Он издал указ, улучшавший положение городской бедноты и защищавший ее от произвола ростов­щиков. Волнения прекратились.

Мономах оставался киевским князем до самой смерти. Ему удалось объединить под своей властью большинство земель Древнерусского государства, удельные князья признали его «старейшим князем» на Руси.

В наиболее важных русских землях Владимир по­садил княжить своих сыновей: Мстислава — в Новгороде, Святополка — в Переяславле, Вячеслава — в Смоленске, Юрия — в Суздале, Андрея — во Владимире-Волынском.

В правление Мономаха практически прекратились междоусобные войны, укрепилась централизованная власть. Это способствовало расцвету хозяйства, развивалась внутренняя и внешняя торговля. Активно шло строительство городов и сел, по поручению князя были построены Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский.

В старых городах возникали новые кварталы, возводились мощные укрепления, строились соборы, монастыри. Владимир Мономах прославился как выдающийся мыслитель, автор нескольких произведений. Наиболее известно его «Поучение», обращенное к собственным детям и «иным, кто прочтет».

Здесь он призывает жить по справедливости: помогать убогим и слабым, не наказывать невиновного, соблюдать клятву, чтить старших. Говоря об управлении хозяйством, князь пишет: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, не полагайтесь на тиуна (управляющего)…

чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим». В «Письме к Олегу» Моно­мах призывает русских князей к согласию между собой и к совместной борьбе с кочевниками.

Авторы: А.В. Голубев, В.Л. Телицин, Т.В. Черникова, по материалам энциклопедии «История России».

Дата добавления: 2017-07-05; просмотров: 2312; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Расцвет Киевской Руси

при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть картинку при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Картинка про при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси

После смерти Владимира-Крестителя осталось 12 сыновей. Киевский стол занял старший сын Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Последний был еще мальчиком. Православная церковь нарекла его «Святополк окаянный». В 1019 г. Святополка победил младший брат Ярослав, который княжил в Новгороде. Он собирал 3 тыс. гривен, а 2 тыс.

отправлял в Киев. При помощи новгородцев и варяжских наемников он подчинил себе Киев. После этого у Ярослава вспыхнул конфликт с Мстиславом. Братья поделили Древне-русское государство по линии Днепра. Через несколько лет Мстислав умер и в 1036 г. Ярослав стал главой всех русских земель.

В этом же году Ярослав разгромил печенегов, которые опять напали на Киев.

В первой половине XI века раннее русское государство переживало расцвет. Достижения этого времени связаны с князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.). Ярослав был сыном Владимира-Крестителя от его первой жены — литовской княжны Рогнеды. Возможно под влиянием матери Ярослав воспринял уважительное отношение к западной культурной традиции. В дружине князя было много варягов.

Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде (Анне), дочерей своих выдал замуж за европейских государей. Елизавета была супругой норвежского короля, Анна — французской королевой. Анастасия породнилась с венгерской королевской фамилией. Сыновья Ярослава женились на польской королевне и византийской принцессе.

С помощью династических браков князь пытался укрепить престиж Руси.

В середине XI века (1051 г.) по волеизъявлению Ярослава впервые был созван Собор русских епископов, который избрал главой русской церкви митрополита Иллариона. Русь христианская начала свой путь к церковной самостоятельности. Ярослав известен как градостроитель. Некоторые города назывались именем князя.

Это Ярославль на Волге, Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава) в Прибалтике и другие. Киев превращался в один из красивейших городов мира. Здесь были возведены Собор Святой Софии, Золотые Ворота и так далее.

Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял митрополит киевский, назначенный патриархом Константинопольским, митрополит назначал епископов. Отличительной особенностью русской церкви того времени можно считать ее полное подчинение Византийской церкви вплоть до 1448 г. Епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в.

были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. Русская митрополия делилась на епархии, которые соответствовали структуре светской власти. Ко времени Ярослава относится окончательное оформление церкви как организации.

При нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба.

С именем Ярослава Мудрого связано появление первого письменного общерусского свода законов — «Русской Правды» (11 век), который дополнялся в 11-12 веках.

Судебник ограничивал варварские обычаи кровной мести, вводил штрафы (виру) за убийство, оскорбление чести и достоинства человека, защищал частное хозяйство, вводил наследственное право, ограничивал произвол судебных исполнителей. «Русская Правда», скорее всего под влиянием христианства, не знает позорящих и жестоких наказаний.

Вместе с тем штрафы были достаточно велики. Они различались в зависимости от социального ранга пострадавшего. Княжеские мужи защищались двойным штрафом, в размере 80 гривен (так назывались серебряные слитки, выполнявшие функции денег). В связи с тем, что серебро не добывалось на Руси, а ввозилось из-за границы, деньги из него очень ценились.

Кусочек серебра, равнявшийся ценностью меху куницы, получил название куны. В 10 в. гривна кун равнялась 1/3 фунта серебра. В 14 в. вследствие уменьшения гривны кун, появился новый меновой знак — рубль. Большая часть штрафов шла в казну князя.

Особо тяжёлым преступлением считалось умышленное убийство. Злоумышленник изгонялся из общины и лишался всего имущества, что в условиях того времени обрекало человека и его семью на гибель.

От имени князя расследование проводили особые люди — вирники, которые кормились за счёт общины. С общины взимались мясо, хлеб, сыр, куры, пиво, корм для коней и так далее. Разбирательство дел проходило, как правило, на княжеском дворе.

На суде рассматривались показания свидетелей, но сохраняла большое значение клятва. Особым доверием пользовались варяги.

Будучи грамотным, Ярослав заботился о народном просвещении, основал первое на Руси училище. В XI веке Русь простиралась от берегов Днестра и Вислы до Дона и Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова (Тьмутаракань). Усилиями княжеской власти и под влиянием объективных обстоятельств (развитие городов, обменов, торговли) рушились родовые отношения.

К 11 веку русское общество уже состояло из нескольких сословий, социальных групп, различавшихся по своим занятиям и привилегиям. К высшему сословию относились князь и его дружина —вооруженные отряды. Дружина, состоявшая изначально из варягов, постепенно пополнялась за счёт наиболее активных представителей славянских родов.

Наиболее приближёнными к князю были старшие дружинники — бояре. С ними князь держал совет, из их числа назначались городские правители (посадники) и главы ополчений. Младшие дружинники (гридни-воины, отроки и т.п.) также выполняли важные общественные функции. Дружина была как бы постоянной армией князя. На период военных походов воинство пополнялось земскими полками.

Покушение на жизнь княжеского дружинника строго наказывалось.

В связи с тем, что земля не представляла особой ценности дружинники не стремились стать землевладельцами. Вотчины очень редко создавались на землях общинников. Источниками княжеского и боярского землевладения являлись пустоши, земли должников, а также покупные участки.

Наполнив холопами свои городские дворы, продав излишки в рабство, служилые люди X-XI веков начали селить своих холопов на приобретаемых земельных участках. Так возникло русское частное землевладение. В XII-XIV вв. боярин был старшим служилым человеком князя. Он свободно переходил от князя к князю, мог иметь и не иметь земельной собственности. По мнению В.

Ключевского, боярин был не столько советником, сколько помощником, ответственным исполнителем, тем, с кого можно спросить.

Князь находился в определенной зависимости от своей дружины. Чем щедрее он делился военной добычей с дружинниками, тем выше был его авторитет и сильнее власть. Князь и его дружинники жили, в основном, в городах. Власть князя постепенно укреплялась.

Еще при князе Владимире старцы градские, выборные военные управители торговых городов, заседали в думе киевского князя рядом с его дружинниками – боярами. При Ярославе они уже не появляются в боярском совете, даже исчезают из городской администрации.

После смерти Ярослава вече появляется в летописях все чаще, шумит все громче. При преемниках Ярослава наблюдалась борьба двух прав: княжеского и городового. В XII в. не считалось возможным решить дело соглашением одних князей, без согласия их бояр.

Бояре считали себя в праве отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием. Князь часто советовался (думал) со своей дружиной. Князь мог пожаловать кого-либо в бояре.

В княжеских дворах XII и XIII веков был уже довольно значительный штат сановников. То были: тысяцкий с сотскими, обыкновенно командовавший полком стольного города, дворецкий, печатник, стольник, меченоша, конюший и т.д. В XIII в. военный поход обыкновенно сопровождался рядом совещаний князя с боярами.

Основная масса русских людей жила в селах. Основой общественного устройства здесь была община, которая символически называлась «вервью» или «миром». Названия отразили коллективные формы жизни и зависимость общинников друг от друга. Община влияла на трудовую, бытовую, культурную деятельность человека.

Все важнейшие решения принимались на собрании членов общины или так называемом «сходе». Каждая община владела своей территорией, которая включала личные крестьянские земли и общественные угодья (леса, луга, покосы и т.п.). Личные участки подлежали периодическому уравнительному переделу. В XI в.

общинниками, в основном, были свободные крестьяне — смерды. Князья использовали общину в своих целях. Они сделали её ответственной за сбор дани, штрафов. О наличии в России в то время социальных классов можно говорить только с оговоркой.

Бояре и другие собственники больших земельных имений вместе с богатыми купцами в городах могут быть названы высшими классами России этого периода. Средний класс в городах составляли купцы, ведшие меньшую по объему торговлю, и мастера-ремесленники; в сельской местности — владельцы средних и небольших имений.

Низшие классы были представлены беднейшими ремесленниками и необученными работниками в городах, а в деревнях — работниками и крестьянами, заселявшими государственные земли, так называемыми смердами.

В Киевской Руси появились несвободные, зависимые сословия, которые пополнялись из не возвративших кредиты должников, пленников. Часть из них становилась холопами или рабами, не имевшими личных прав.

Крестьяне, связанные долговыми и договорными обязательствами и потерявшие в силу этого часть своей свободы, назывались закупами и рядовичами. Эти термины происходят от слов «купа» — ссуда, кредит и «ряд» — договор. Среди других социальных групп следует назвать купцов, ростовщиков, ремесленников, служителей церкви.

Православная церковь постепенно становится крупным землевладельцем. Князья дарили церкви «на помин своей души» большие участки земли и целые сёла.

В древнерусском обществе господствовала идея народоправства. Во многих городах — племенных центрах все общественные проблемы решались на вече — народных собраниях. На вече заключались договоры с князьями, обсуждались вопросы войны и мира, финансовые дела.

Некоторые историки считают, что древнерусские города по своей структуре близки к античным городам-государствам (полисам) с их ранними формами демократии. В целом развитие Киевской Руси представляется сходным с европейскими раннесредневековыми аналогами. По своей структуре она напоминает империю Карла Великого.

Из Киева на запад, в Богемию и Германию, шла сухопутная дорога. Восточная торговля осуществлялась посредством караванов, прибывавших в Киев из Каспийской и Азовской областей — через степи куманов. Безопасность купцов признавалась и куманами, и русскими. Волга была другой важной артерией восточной торговли.

Город Булгар на Волге, ниже впадения в нее Камы, являлся главным местом встречи русских и восточных купцов. Среди основных предметов русского вывоза можно упомянуть меха, мед и воск. Льняная и шерстяная одежда также экспортировалась на восток, в определенный период серебро и серебряные изделия отправлялись на запад.

Свидетельством важности торговли в этот период являлась возросшая роль рынков в жизни каждого города России. Торговля имела не меньшее значение, чем политическая жизнь и управление, все официальные объявления делались в торговых местах.

Там же продавались и покупались всевозможные товары, а раз в неделю созывалась ярмарка. Во внешней и внутренней торговле важную роль играли новгородские купцы. В Новгороде было два иноземных двора: готландский и немецкий. Большая колония немецких купцов процветала в Смоленске.

В Киеве и некоторых других городах существовали влиятельные купеческие корпорации.

Политическая организация русских княжеств в домонгольский период представляла собой сочетание монархического, аристократического и демократического направления. Монархический элемент представлял собой князь, который, однако в древней России не был самодержавным правителем.

Главной его функцией была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций была судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен советом, состоявшим из верхов княжеской дружины и бояр. Советники князя ежедневно собирались в его дворце и обсуждали наиболее важные дела управления, а также вносили новые предложения по законодательству. Бояре были совершенно свободны в своей службе князю.

Боярин всегда мог покинуть его двор и поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем в одном княжестве, служил князю другого.

Но тем не менее рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами.

Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества имело влияние на вече менее крупных городов. Эти три элемента власти появились во всех русских княжествах киевского периода, но их относительное значение менялось от места к месту. Вече было особенно влиятельным в Новгороде.

Новгород был скорее городом-государством, чем княжеством. С 1136 г. служба князя в Новгороде стала выборной, а город получил суверенитет — Господин Великий Новгород, как его называли.

Чтобы предупредить возможность слишком честолюбивого князя утвердиться на новгородской земле, собрание горожан вынесло постановление, лишающее права князя и его наместников (не новгородцев) иметь земельные владения в пределах новгородского государства. Каждый вновь избранный князь обязан был подписать с городом Новгородом особое соглашение.

Согласно обычным положениям такого трактата, князь принимал обязательство не вмешиваться в выборы официальных лиц и не смещать городских чиновников без решения веча или суда. Более того, собрание сохраняло за собой высшую судебную власть. Двумя главными официальными лицами в городе были глава города (посадник) и начальник городского ополчения (тысяцкий).

Каждый переизбранный посадник сохранял уважение горожан и продолжал принимать участие в управлении Новгородом, являясь членом боярского совета, который в Новгороде был известен как «Господа». Формально этот совет не являлся высшим органом, а был как бы комитетом веча для предварительного обсуждения дел, подлежащих рассмотрению на общем собрании.

На деле «Господа» во многих случаях были в состоянии направлять политику. Существование совета обеспечивало известную последовательность политики. О такой организации новгородского города-государства можно сказать, что это демократия, в определенной степени ограниченная в интересах высших классов.

Ярослав Мудрый. Расцвет Киевской Руси

при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть картинку при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Картинка про при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси

Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным землям, жили недружно, и еще при жизни Владимира его сын Ярослав, сидевший в Новгороде, отказался везти в Киев обычную дань. Отец хотел наказать сына, но не успел — умер.

После его смерти к власти в Киеве пришел Святополк — старший сын Владимира. Он получил прозвище «Окаянный», данное ему за убийство своих братьев Глеба и Бориса. Последнего особенно любили в Киеве, но, сев на киевский «златостол», Святополк решил избавиться от соперника.

Он подослал убийц, которые закололи Бориса, а потом убили и другого брата Глеба. Борьба Ярослава и Святополка была тяжелой. Лишь в 1019 г. Ярослав окончательно разбил Святополка и укрепился в Киеве.

При Ярославе был принят свод законов («Русская правда»), который ограничил кровную месть, заменил ее штрафом (вирой). Там же были записаны судебные обычаи и традиции Руси.

Ярослав известен как «Мудрый», то есть ученый, умный, образованный. Он, болезненный от природы, любил и собирал книги. Ярослав много строил: на Волге он основал Ярославль, в Прибалтике — Юрьев (ныне Тарту). Но особенно прославился Ярослав строительством в Киеве Софийского собора. Собор был огромен, имел множество куполов и галерей, украшен богатыми фресками и мозаиками.

Среди этих великолепных византий ских мозаик Софийского собора, в алтаре храма сохранилась знаменитая мозаика «Нерушимое стено», или «Оранта» — Богоматерь с поднятыми руками. Это произведение потрясает каждого, кто его увидит.

Верующим кажется, что со времен Ярослава, вот уже почти тысячу лет, Богородица, как стена, нерушимо стоит во весь рост в золотом сиянии неба, подняв руки, молится и заслоняет собой Русь. Удивление людей вызывал мозаичный пол с узорами, мраморный алтарь. Византийские художники, помимо изображения Богородицы и иных святых, создали мозаику на стене, изображавшую семью Ярослава.
В 1051 г.

был основан Печерский монастырь. Чуть позже отшельники-монахи, жившие в вырытых в песчаной горе у Днепра пещерах (печерах), объединились в монастырскую общину во главе с игуменом Антонием.

С христианством на Русь пришла славянская азбука, которую изобрели в середине IX века братья из византийского города Солуни Кирилл и Мефодий. Они приспособили греческий алфавит к славянским звукам, создав «кириллицу», перевели на славянский язык Священное писание.

У нас, на Руси, первой книгой стало «Остромирово евангелие». Оно было создано в 1057 г. по заданию новгородского посадника Остромира.

Первая русская книга была с необыкновенной красоты миниатюрами и цветными заставками, а также припиской, в которой сказано, что книга написана за семь месяцев и что писец просит читателя не бранить его за ошибки, а поправить их. Заметим попутно, что в другом подобном сочинении — «Архангельском Евангелии» 1092 г.

— писец по имени Митька признается, отчего наделал столько ошибок: мешали «сластолюбие, похотение, клеветы, свары, пьянство, просто говоря — все злое!» Другая древнейшая книга — «Изборник Святослава» 1073 г. — одна из первых русских энциклопедий, содержала статьи по разным наукам.

Летописи в Киеве начали писать еще во времена Ольги и Святослава. При Ярославе в 1037-1039 гг. центром работы хронистов стал Софийский собор. Они брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли новыми записями.

Затем летопись стали вести монахи Печерского монастыря. В 1072-1073 гг. появилась еще одна редакция летописного свода. Игумен монастыря Никон собрал и включил в нее новые источники, проверил хронологию, выправил стиль. Наконец в 1113 г.

летописец Нестор, монах того же монастыря, создал знаменитый свод «Повесть временных лет». Она остается основным источником по истории Древней Руси.

Нетленное тело великого летописца Нестора покоится в подземелье Киево-Печерской лавры, и за стеклом его гроба и ныне можно видеть сложенные на груди пальцы правой руки — той самой, которая писала для нас древнейшую историю Руси.

Россия Ярослава была открыта для Европы. С христианским миром ее связывали родственные отношения правителей. Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа, сына Всеволода он женил на дочери императора Константина Мономаха. Сразу три дочери его стали королевами: Елизавета — норвежской, Анастасия — венгерской, а дочь Анна стала французской королевой, выйдя замуж за Генриха I.

Ярославичи. Усобицы и распни

Как писал историк Н. М. Карамзин, «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». После смерти Ярослава среди его потомков воцарились раздор и усобицы. В спор за власть вступили трое его сыновей, в распрях погрязли и младшие Ярославичи — внуки Ярослава.

Все это происходило в то время, когда впервые из степей на Русь пришел новый враг — половцы (тюрки), которые изгнали печенегов и сами стали часто нападать на Русь.

Враждующие друг с другом князья ради власти и богатых уделов вступали в соглашение с половцами и приводили их орды на Русь.

Из сыновей Ярослава дольше всех Русью правил его младший сын Всеволод (1078-1093 г.). Он слыл образованным человеком, но управлял страной плохо, не в силах справиться ни с половцами, ни с голодом, ни с мором, опустошившим его земли. Не удавалось ему и примирить Ярославичей. Единственной его надеждой был сын Владимир — будующий Мономах.

После этого мятежный князь согласился приехать на Любечский съезд князей.

Этот съезд организовал удельный тогда князь Влади¬мир Мономах, лучше других понимавший гибельность распри для Руси.

В 1097 г, на берегу Днепра встретились близкие родственники — русские князья, они поделили земли, целовали крест в знак верности этому соглашению: «Да будет земля Русская общим… отечеством, а кто вос¬станет на брата, на того мы все восстанем ».

Но сразу пос-ле Любеча один из князей Василько был ослеплен другим князем — Святополком. В семье князей снова воцарились недоверие и злоба.

Билет 3. Расцвет Киевской Руси

при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть картинку при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Картинка про при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси

Киевская Русь – это ранне-феодальная
монархия, слабо централизованное государство.

Во главе гос-ва стоял великий
князь
киевский.

Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление
страной, суд, сбор дани и пошлин.

Доходы князей и их приближенных тогда еще во
многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие
страны для продажи.

Специфика
Киевской Руси
:
власть принадлежала всему княжескому роду, не было определенного порядка
наследования власти, она переходила к старшему.

Единство
государства поддерживалось родственными
связями – экономические и политические были слабо развиты.

В XI в. Киевская Русь достигла
своего развития при князьях:

ü Владимире Святославовиче (980-1015) – сын Святослава Игоревича.
Получил прозвище Владимир Святой или Владимир Красное Солнышко. Престол
захватил не по закону, а силой.

В
годы правления князя Владимира на Руси было принято христианство (988 г.). Он понял, что удерживать власть над
славянскими землями, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая
сила. И эту силу он увидел в христианстве.

Князь нуждался в религии, которая не
только сплотит народ, но и укрепит княжескую власть.

Значение крещения Руси:


Русь вошла в общеевропейский крестьянский мир;


Идеологическое укрепление княжеской (государственной) власти;


Сплочение общества, духовное единство;


Развитие нового типа русской культуры на основе православия и ликвидации
язычества.

ü Ярославе Мудром (1019-1054) – пришел к власти через междуусобицу.

ü Строительный бум – строились
города, храмы;

ü Распространялись
христианство, культура, образование;

ü В 1051 г впервые выбран Митрополит
Всея Руси
– глава церкви, им стал Илларион

ü Принята Русская Правда – первый свой писанных законов Руси;

ü Киевская Русь стала
признанной всей Европой государством (дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за
европейских монархов.

Русская правда закрепила на Руси строгую
феодальную иерархию:

ü Великий князь – первый военный руководитель, держатель общегосударственной земли;

ü Удельные князья – братья и родственники великого князя, получавшие уделы (целые области);

ü Бояре
– феодалы из ближайшего окружения великого и удельных князей, военная и
управленческая элита, превратившаяся в наследственную;

ü «Мужи»
— свободные люди, живущие своим трудом;

ü Закупы – полусвободные люди, взявшие в долг землю, деньги или иные ценности у
состоятельных людей.

ü Холопы – несвободные люди (как правило, закупы, не отдавшие долг, а также
пленники).

Русская
правда запрещала кровную месть, вводила имущественный выкуп за преступление – «виру». Размер «виры» зависел от
имущественного положения пострадавшего.

Происходит экономический рост, развивается
натуральное хозяйство => Появляется стремление к обособлению.

У князей
не было «своих» княжеств (вотчин
земельных владений по наследству)

В
конце 11 в появляются вотчины (от отца, т. е. по наследству).

1097 г – в г. Любиче съезд князей
решил: «каждый держит отчину свою». Цель – пресечь усобицы князей, но в
конечном итоге привело к усобицам и распаду Киевской Руси.

Киевская Русь — расцвет и упадок

при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть картинку при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Картинка про при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси

Правления Ярослава Мудрого (1019-1054, до 1036 соправителем был Мстислав Храбрый) – продолжение расцвета Киевской Руси, и в то же время – продолжение центробежных тенденций. К времени Ярослава относится небывалый расцвет культуры, возникают школы, массово переписываются книги, создаются библиотеки (древнейшая дошедшая до нас русская книга — «Остромирово Евангелие» (1056-1057). Некоторые памятники архитектуры сохранились с тех времен до сих пор – Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Преображенский храм в Чернигове, Золотые ворота в Киеве. В это время основывается Киево-Печерская лавра – крупнейший монастырь и духовный центр Руси до сегодняшнего дня. При Ярославе происходит фактическое утверждение независимости русской Церкви от Константинополя – впервые самостоятельно назначается свой митрополит, а не присылается из Византии – митрополит Илларион. Сохранились значительные памятники литературы – свод законов «Русская правда», поучительное и философское «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Ярослав Мудрый. Реконструкция по черепу из захоронения в Софийском соборе.

О международном признании Руси говорит череда династических браков – так, своих дочерей Ярослав выдал за французского, венгерского, шведского и норвежского королей.После смерти Ярослава правит триумвират его сыновей – Изяслав, Святослав и Всеволод (1054-1073), потом между ними начинается усобица. Внуки Ярослава продолжают бороться между собой за киевский престол – Святополк Изяславович, Олег Святославович и Владимир Всеволодович Мономах. За 40 лет князья на киевском престоле менялись 47 раз. Главной причиной усобиц можно назвать запутанную систему наследования, которая начала складываться еще при князе Святославе Игоревиче, согласно которой после смерти князя престол получал не его сын, как в монархической Европе, а его брат, потом следующий брат, и только когда братья кончались, приходил черед их детей, и там уже было совсем неясно, кто из двоюродных братьев должен сесть на трон. В то же время в силу центробежных тенденций Киев теряет лидирующее значение в русской земле. Князья начинают больше заботиться о доставшихся им уделах, уже не рассматривают их только как трамплин для захвата Киева. Окончательно это было оформлено на съезде князей в Любече (1097) – «каждый да держит отчину свою». Вместо единого центра – Киева – образуются новые центры (на тот момент – порядка 10).

На время собрать все земли под единой властью удается Владимиру Мономаху (1113-1125) и Мстиславу Владимировичу (1125-1132). Идеями единства русской земли проникнута «Повесть временных лет» — летопись, написанная в 1113 году монахом Нестором.
Окончательно Киев утрачивает свое значение после 1169 года, когда внук Мономаха Андрей Боголюбский разграбил и сжег его. Титул Великого князя с этих пор носит не киевский, а владимирский князь.

Расцвет Киевской Руси. Крещение Руси — День независимости — Электронная библиотека Украины

при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть картинку при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Картинка про при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси

Выяснить географические границы Киевской Руси можно лишь приблизительно. Они охватывали почти все земли, населенные восточными славянами. Но первые киевские князья имели очень ограниченное влияние на подвластные племена.

Поэтому собирали дань лишь с помощью военной силы, для чего специально собирали княжескую дружину. Именно в походах за данью, а также стремясь подчинить себе торговые пути в дальние страны, киевские князья создали огромное и мощное объединение — Киевскую Русь.

На окончательное ее формирование ушло около ста лет.

В 980-м году на Киевский престол восходит Владимир Великий. С этой целью с помощью варягов идет войной на родного брата Ярополка. Став единоличным правителем Киевской Руси, Владимир начинает новую эпоху в ее истории.

Если его предшественники концентрировали свои усилия на захвате земель и сборе дани, то в центре внимания Владимира было благосостояние владений.

Поэтому во времена его княжения Киевская Русь начала возвышаться как целостное государство.

Владимир посадил 12 своих сыновей в больших городах и землях Киевской Руси. Так он отстранил от власти местных князей, сосредоточив ее исключительно в руках своей династии. Вместо далеких походов Владимир сконцентрировался на защите собственных границ.

Чтобы противостоять угрозе печенегов, он построил разветвленную сеть укреплений, а также новые города к югу от Киева. Приобщил к своим владениям территорию современной Западной Украины. Владимир установил в целом дружеские отношения с поляками, мадьярами и чехами.

В основе этой новой западной ориентации было его стремление подчинить себе торговые пути на запад, а также желание проложить альтернативные пути на Константинополь.

Вследствие этой стратегии владения Владимира стали крупнейшими в Европе — они охватывали около 800 тысяч квадратных километров.

Но самым главным достижением Владимира было внедрение на всех землях христианства. Эта вера уже ранее стала шириться киевскими землями. Об этом свидетельствует также крещение Ольги, которая была бабушкой Владимира. Соседство Руси с христианизованными болгарами и новообращенными поляками лишь ускорило этот процесс.

В 988 году произошло крещение киевлян в Днепре и реке Почайна, которая в те времена протекала краем Подола, и впадала в Днепр.

Как пересказывает «Повесть временных лет», во время всенародного крещения киевский князь сказал такую ​​молитву: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведеты Тебя, истиннаго Бога, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помоги, Господи, на супротивнаго врага, да надеясь на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

Несмотря на сопротивление язычников, посланцы Владимира уничтожали их идолов, на их месте строили христианские храмы. Первые служители для киевских церквей прибыли из Константинополя. Вследствие этих процессов значительно вырос престиж Владимировой династии, связанной теперь со славным домом византийских императоров.

Тесными становились отношения Владимира с другими монархами, потому что он теперь принадлежал к мировой христианской семье правителей. Принятие христианства имело позитивные последствия и для внутренней жизни страны.

Теперь церковь не только обеспечивала неведомый ранее духовный опыт, но и оказывала огромное влияние на культурную жизнь. Именно благодаря эпохальному выбору Владимира, Русь стала связанной с христианским Западом, а не с исламским Востоком.

Эта связь обусловила ее будущее историческое, общественное и культурное развитие.

После длительных конфликтов между сыновьями Владимира в 1036-м году на киевский престол садится Ярослав. Позже его прозовут Мудрым. Длительное княжение Ярослава считают апогеем могущества Киевской Руси.

Владения Ярослава протянулись от Балтийского до Черного моря и от реки Оки до Карпатских гор. Ярослава часто называют «тестем Европы», потому что его сестры и дочери были замужем за влиятельными европейскими королями.

А женой Ярослава была шведская принцесса.

Особенно прославился князь строительством храмов. Во времена его правления возвели более 400 церквей. Величайшая — это собор Святой Софии, построенный наподобие одноименного храма в Константинополе. Еще одним значительным гуманитарным достижением Ярослава Мудрого стало возведение общепринятых в те времена законов в единый документ под названием «Русская правда».

В 1113-м году на арену выходит последний выдающийся деятель Древней Руси — Владимир Мономах. Громкую славу и популярность завоевали этом князю его победные походы на половцев.

Есть сведения, будто Мономах выступал против них целых 83 раза, уничтожив две сотни половецких вождей. Особенно удачными были походы 1103, 1107 и 1111-го годов.

Это были самые славные страницы в длительной борьбе Киева со степными кочевниками.

Князь был известен тем, что прислушивался к жалобам населения. Он систематизировал в своем правовом кодексе права и обязанности простых людей. Свидетельством того, насколько серьезно воспринимал Мономах общественные проблемы, есть слова советов, с которыми он обратился к сыновьям незадолго до смерти:

«А больше всего не забывайте убогих и не давайте сильным погубить человека… Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал я сильным обидеть».

За пределами владений Владимира Мономаха остались только Галицкая и Чернигово-Северская земли. Силой своего авторитета князь объединил большинство распыленных киеворусских земель. Господство единства и согласия между землями Киевской Руси — один из главных признаков княжения Владимира Мономаха.

Тема 3 Расцвет Киевской Руси

при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Смотреть картинку при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Картинка про при каком князе произошел расцвет культуры на руси. Фото при каком князе произошел расцвет культуры на руси

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев.

Н.М. Карамзин«История государства Российского»

С.М. Соловьев «История России с древнейших времен»

В.О. Ключевский«Курс русской истории»

Тема 1 Заселение древнерусских земель.

Этносы: 1. Скифы(VII – III вв. до н.э.) – языческий народ арийского происхождения, имеет развитую культуру и государственность. Занимались земледелием и сководством и управлялись царями. 2. Древние греки-колонисты (V – III вв. до н.э.

) – основали торговые города — государства (полисы) на черноморском побережье: Херсонес, Ольвию, Керчь и другие, вели торговлю с местными племенами. 3. Сарматы (III – IV вв. н.э.) – кочевой народ из Азии, временно осели в Причерноморье 4. Финно-угры –народ пришел из Сибири, предки современных венгров, финнов, эстонцев, мордвинов, марийцы, чуваши. 5.

Славяне – сформировались в V – VII вв.

Славяне разделились на три группы: · Западные славяне– поляки, чехи, словаки и моравы · Южные славяне – сербы, болгары, хорваты, словенцы, черногорцы, боснийцы, македонцы · Восточные славяне – русские, украинцы, белорусы

Восточные славяне расселились вдоль бассейна рек Невы и Днепра и состояли из 15 крупных племен: · словене (озеро Ильмень) · кривичи, полочане (Западная Двина) · дреговичи (Припять) · вятичи (Ока, Москва) · радимичи (Десна) · северяне (Северский Донец, Дон) · древляне (средний Днепр) · поляне (верховья Днепра) · волыняне, дулебы (Волынь) · тиверцы и уличи (Дунай) · иные племена Наиболее развитыми племенами были поляне, древляне, кривичи и словене.
В V веке н.э. поляне создают государственное образование со столицей Киев. Его основали полянские князья, братья Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбидь.

Другим крупнейшим центром, столицей – Новгород,кривичей, словен, финно-угорских племен Чуди и Мери.

Соседи восточных славян: · булгары (болгары) – кочевой восточный народ, разделись на два народа: северные булгары, осели на Волге и Каме, предки современных татар · южные булгары (болгары) ушли за Дунай, предки болгар · половцы – предки казахов · хазары, аланы, печенеги – предки осетинов и других северокавказских народов · варяги (скандинавы) – приглашались славянами для решения внутренних конфликтов и защиты от внешней угрозы · на юге – Византия, восточная часть Римской империи

Тема 2 Образование Киевской Руси.

В современную эпоху доказана несостоятельность норманнской теории. Ее политический смысл представляет опасность и в наши дни.

«Норманнисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который не способен, по их мнению, к созданию государства. Однако историки имеют убедительные доказательства, которые указывают на существование государственности задолго до призвания варяг.

Факт призвания варягов, если действительно имел место, говорит не столько о возникновении государственности, сколько о происхождении княжеской династии.

Таким образом, образование Древнерусского государства есть закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у 15 славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки».

Тема 3 Расцвет Киевской Руси.

Максимально экономического и политического расцвета Киевская Русь достигла в конце X — начале XI вв.

при князьях: · Владимир Святославович (980 – 1015) · Ярослав Мудрый (1019 – 1054)

Владимир Святославович был сыном Святослава Игоревича (внуком Ольги и Игоря).

К власти Владимир пришел в результате войны против брата Ярополка, потому как не имел права на престол, так как был сыном рабыни. Это был первый случай в внутри Руси, когда престол был не унаследован, а захвачен военной силой. В 988году Владимир принимает Христианства (Православие) из Византии.

Таким образом, Православие становится государственной религией. Князь Владимир успешно правил 35 лет на Руси, был любим народом, и получил прозвище «Владимир Святой» и «Владимир Красное Солнышко».

Ярослав Мудрый. УВладимира было 12 сыновей от нескольких браков. СынВладимира,Ярослав Мудрыйпришел к власти через междоусобицу.Сын Владимира Святополкзахватил киевский престол, убив своих братьев Бориса и Глеба, за что был прозван «Святополк Окаянный». Затем идет междоусобная война между Святополком и Ярославом.

Княживший в Новгороде Ярослав, опираясь на помощь новгородцев и варягов, изгоняет, выступил против Святополка и изгоняет его с киевского престола. При Ярославле Киевская Русь достигла наивысшего могущества, поэтому Ярослав получает прозвище «Ярослав Мудрый». Внутренняя политика. 1.

«Русская правда» — юридический документ разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Этот документ опирается на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как киевские. Хотя «Русская правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *