преподавание истории в школе алексашкина
Алексашкина Людмила Николаевна
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО.
Научная биография
Окончила Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1970 г.) по кафедре истории южных и западных славян (специализировалась по истории Чехии). По окончании аспирантуры Исторического факультета МГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «О.М. Бодянский и его роль в развитии русско-чешских связей. 40 – 70-е годы XIX в.» (1974 г.).
В 1974 – 2014 г. – сотрудник Российской Академии образования (ранее – Академия педагогических наук СССР), в 1989 – 2014 гг. заведующий лабораторией истории Института содержания и методов обучения РАО. С 2015 г.– ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО.
Доктор педагогических наук (диссертация «Методологические основы школьного курса истории», 2000 г.). Член редакционного совета журналов «Преподавание истории и обществознания в школе», «Педагогика и просвещение». В 2002–2005 гг. – член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Министерстве образования и науки РФ. В 2000-е годы – руководитель группы авторов КИМ ЕГЭ по истории.
Разрабатываемые научные проблемы:
— методологические основы школьных курсов истории;
— концептуальные основы и нормативные документы школьного исторического образования (стандарты 1998 – 1999 гг., 2003 – 2004 гг., 2010 – 2012 гг., учебные программы);
— создание и экспертиза школьных учебников истории (том числе – сопоставительный анализ учебников истории для отечественной школы и школ зарубежных стран);
— методика преподавания новейшей истории зарубежных стран;
— измерение достижений школьников по истории (концепция и измерительные материалы для Единого государственного экзамена по истории, 2001 – 2007 гг.).
Опубликовано свыше 180 научных работ, в том числе – концепции, учебные программы и стандарты, учебники истории для средней школы, рабочие тетради, практикумы, дидактические материалы, методические пособия для учителя, статьи в научных журналах.
Наряду с научной работой в течение ряда лет преподавала историю и обществоведение в школах и педагогическом училище в г. Москве. Вела многолетнюю работу с учителями истории в рамках системы повышения квалификации педагогических работников. Руководила исследованиями аспирантов и соискателей (под научным руководством Л.Н. Алексашкиной подготовлены и защищены три кандидатские диссертации). Прочла курс по методике преподавания истории в школе для студентов бакалавриата Школы исторических наук Высшей школы экономики (2015 г.).
Основные научные публикации
Публикации 2017 – 2019 гг. (общее количество публикаций на март 2019 г. – 230):
Монографии
Учебники
Методический аппарат учебников:
Учебно-методические пособия
Научные статьи
Остальные основные публикации за предыдущие годы:
I. Концепции
Концепция исторического образования в средней школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2009. – № 6.
II. Учебники
1. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 1999–2013.
2. Новейшая история: ХХ век – начало XXI века. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2002–2013.
3. Россия и мир в ХХ веке: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2003. Авторское участие – главы по истории зарубежных стран.
4. История. Всеобщая история. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина. – М.: Мнемозина, 2008 – 2013.
5. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2012 – 2013.
Автор методического аппарата в учебниках:
— Отечественная история ХХ – начала XXI века: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. О. Чубарьян, А. А. Данилов и др.; Под ред А. О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2004.
— Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.
— Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI – XVII века: учебник для 7 класса общеобразоват. организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М.: Русское слово, 2015.
— Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIIIвек: учебник для 8 класса общеобразоват. организаций / В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2015.
— Соловьев К.А., Шевырев А.П. История России. 1801 – 1914: учебник для 9 класса общеобразоват. организаций /К.А. Соловьев, А.П. Шевырев – М.: Русское слово, 2015.
III. Учебные пособия для учащихся
1. Новейшая история 1945–начала 1990-х годов: События, люди, проблемы: Учебные материалы /Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
2. История зарубежных стран 1945–1996: Учеб. пособие. 9–11 кл./Л.Н. Алексашкина. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
3. Мир в ХХ веке: Дополнительные материалы и практикум к учебникам по новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений: 9–11 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Дрофа, 1997–1999.
4. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 1 для 9 класса общеобразовательных учреждений/Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.
5. Новейшая история. ХХ век: Рабочая тетрадь № 2 для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001–2013.
6. История: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Л.Н. Алексашкина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005 – 2014.
IV. Методические материалы и пособия для учителя
1. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории: Книга для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Просвещение, 1988.
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2000.
3. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории / Сост. Л. Н. Алексашкина; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2000.
4. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по истории. 11 кл. / Сост. Л. Н. Алексашкина. М.: Дрофа, 2001.
5. Программа и тематическое планирование по новейшей истории. 9 кл. /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2001.
6. Единый государственный экзамен: История: Контрол. измерит. материалы / Л. Н. Алексашкина и др.; Под ред. Г. С. Ковалевой. М.: Просвещение, 2003.
7. Методика изучения истории ХХ века: диалог учителя и ученика /Л.Н. Алексашкина // История России ХХ века: Пособие для учителя / А. О. Чубарьян, Е. И. Пивовар и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2003. – С.50 – 59.
8. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 5 – 9 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.
9. Программа и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10 – 11 классы / Авт-сост. Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина 2009.
10. Методика преподавания всеобщей истории в 9 классе: пособие для учителя /Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2010.
11. ЕГЭ. История: сборник заданий /Л.Н. Алексашкина – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
12. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.
13. История. Всеобщая история. 10 – 11 классы: методическое пособие для учителя / Л.Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2014.
14. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина – М.: Просвещение, 2014.
V. Статьи в журналах
1. Изучение культуры новейшего времени / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1984. – № 6.
2. Развитие умений на уроках новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1986. – № 6.
3. Обобщения в курсе новейшей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 7.
4. Дидактические аспекты преподавания истории / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 1993. – № 3.
5. Школьникам о цивилизациях прошлого и современности. Проблемы взаимодействия курсов истории и обществознания / Л.Н. Алексашкина // Обществознание в школе. – 1997. – № 2.
6. Россия и мир в современную эпоху. Интегративный курс для выпускного класса / Л.Н. Алексашкина, А.Ю. Лазебникова // Обществознание в школе. – 1997. – № 3.
7. Стандарты по истории: путь в школу / Л.Н. Алексашкина // Педагогика. – 2000. – № 4.
8. История Второй мировой войны в школьных учебниках (дидактические аспекты) / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 1.
9. Школьные учебники истории: тенденции и перспективы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 10.
10. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 8, 9.
11. О результатах единого государственного экзамена по истории России / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 1.
12. Деятельностный подход при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2005. – № 8.
13. Курсы истории: информационное пространство и методология познания / Л.Н. Алексашкина // Педагогика.–2007. – № 7.
14. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2008. – № 4, 5.
15. Результаты изучения истории в основной школе и их измерение / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. –2010. – № 9.
17. Учебные проекты по истории в основной школе / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 9.
18. О мировоззренческом и познавательном потенциале школьного курса всеобщей истории / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. —2013. – № 4.
19. Школьные учебники истории в период общественной трансформации: исторический и дидактический аспекты / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории в школе. – 2014. – №1.
20. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – №2.
Преподавание истории в школе алексашкина
Дополнительную информацию можно посмотреть на сайте журнала pish.ru/ На форуме сайта я собираю большую коллекцию полезных ссылок, структурированных для учителей истории. Со всеми вопросами, замечаниями, предложениями, пожеланиями и материалами для публикации можно обращаться непосредственно ко мне
Составляя нашу самую большую в Рунете коллекцию полезных исторических ссылок (http://pish.ru/forum/viewforum.php?f=36&sid=2d5ae..), я исходил из необходимости классификации по достаточно узким темам. Но все равно в коллекции очень много универсальных ссылок (на библиотеки и т.п.). В связи с этим возникла мысль составлять и печатать в журнале подборки ссылок и отдельные методические материалы по темам, привлекая к этому делу интернет-общественность. Т.е. коллективно составлять подборки по темам ссылок на 1) наиболее важные и интересные источники по теме, 2) научные работы, 3) ресурсы по наглядности, 4) удачные уроки, 5) презентации и пр.
Первая тема, естественно – История первобытного общества. Кто что по ней нашел в Сети интересного и достойного для журнала?
Чего-то тут совсем как-то дохло.
Информацию по первобытке мне, видимо, самому придется собирать :-(((
Попытался написать немножко смешной текст по истории России для современных школьников: http://pish.ru/metodist/126 Комментарии и критика приветствуются
Преподавание истории в школе алексашкина
Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век» для 8 класса
Автор Л.Н. Алексашкина
Методическое пособие предназначено для организации преподавания отечественной истории в 8 классах общеобразовательных организаций по учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век».
Пособие содержит характеристику исторических и дидактических основ курса, задач его изучения, рекомендации по планированию и организации учебной работы восьмиклассников на основе современного целеполагания и деятельностного подхода в обучении.
Рабочая программа к учебникам Е.В Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций
Автор-составитель Л.А. Пашкина
Программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы
Авторы-составители Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н. Захаров, П.В. Лукин, К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике
Автор: Л.Н. Алексашкина
Методическое пособие к учебнику К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России. 1801–1914» для 9 класса
Автор Л.Н. Алексашкина
Рабочая программа к учебникам Е.В Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова, К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6–9 классов общеобразовательных организаций
Автор-составитель Л.А. Пашкина
Программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы
Авторы-составители Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н. Захаров, П.В. Лукин, К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике
Автор: Л.Н. Алексашкина
Методическое пособие к учебнику В.А. Никонова, С.В. Девятова «История. История России. 1914 г. – начало XXI в.» для 10 класса. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч.
Автор Л.Н. Алексашкина
Программа и тематическое планирование курса «История России. 1914 г. – начало XXI в.» для 10 класса
Автор Л.Н. Алексашкина
Программа и тематическое планирование составлены на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012), Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта (2014), а также Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (ПООП ООО, 2016) и ориентированы на курс «История России. 1914 г. – начало XXI в. Базовый и улублённый уровни», изложенный в учебнике В.А.Никонова, С.В. Девятова для 10 класса издательства «Русское слово».
В программе представлено содержание курса «История России. 1914 г. – начало XXI в.», даётся примерное тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся в соответствии с планируемыми результатами обучения.
Методическое пособие к учебнику В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс». 11 класс
Автор М.А. Десятникова
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике
Автор: Л.Н. Алексашкина
ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
Включена в Федеральный перечень учебников (№ 1.2.3.2.2.1 — 1.2.3.2.2.5)
ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 10—11 КЛАССОВ. БАЗОВЫЙ И УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВНИ
Включена в Федеральный перечень учебников (№ 1.3.3.1.4.1)
Методический аппарат к линии учебников разработан доктором педагогических наук, кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником Института стратегии развития образования РАО Л.Н. Алексашкиной.
ЛИНИЯ УЧЕБНИКОВ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 10—11 КЛАССОВ. УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ
Включена в Федеральный перечень учебников (№ 1.3.3.2.1.1 — 1.3.3.2.1.2)
Методический аппарат учебников ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей обучающихся. Особый акцент сделан на проблемно-познавательные задания. Учебный материал имеет не только познавательный, но и воспитывающий характер.
Методическое пособие к учебнику В.О. Никишина, А.В. Стрелкова, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловского, под ред. С.П. Карпова «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса
Автор Ф.А. Михайловский
Методическое пособие предназначено для организации преподавания истории Древнего мира в 5 классе по учебнику В.О. Никишина, А.В. Стрелкова, О.В. Томашевич, Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира».
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Оно содержит цели и задачи изучения курса истории Древнего мира, общую характеристику курса, типологию уроков, рабочую программу, включающую планируемые результаты, календарно-тематическое и поурочное планирование, а также методические рекомендации по проектированию учебной деятельности школьников с учётом их возрастных и познавательных возможностей.
Примерная рабочая программа к учебнику В.О. Никишина, А.В. Стрелкова, О.В. Томашевича, Ф.А. Михайловского под редакцией С.П. Карпова «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса
Автор-составитель Т.Д. Стецюра
Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история». 5–9 классы
Автор-составитель Л.Н. Алексашкина
Программа и тематическое планирование составлены на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, 2015 г.) и ориентированы на курс «Всеобщая история», изложенный в учебниках для 5–9 классов издательства «Русское слово».
В программе представлено содержание курса «Всеобщая история» по разделам «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени. Конец XV–XVII в.», «История Нового времени. XVIII в.», «История Нового времени. 1801–1914». Приведено также примерное тематическое планирование с характеристикой содержания изучаемого исторического материала и основных видов деятельности учащихся в соответствии с требованиями к результатам обучения.
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Примерная рабочая программа к учебнику М.А. Бойцова, Р.М. Шукурова под редакцией С.П. Карпова «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса
Автор-составитель Т.Д. Стецюра
Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история». 5–9 классы
Автор-составитель Л.Н. Алексашкина
Программа и тематическое планирование составлены на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, 2015 г.) и ориентированы на курс «Всеобщая история», изложенный в учебниках для 5–9 классов издательства «Русское слово».
В программе представлено содержание курса «Всеобщая история» по разделам «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени. Конец XV–XVII в.», «История Нового времени. XVIII в.», «История Нового времени. 1801–1914». Приведено также примерное тематическое планирование с характеристикой содержания изучаемого исторического материала и основных видов деятельности учащихся в соответствии с требованиями к результатам обучения.
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Примерная рабочая программа к учебнику О.В. Дмитриевой под редакцией С.П. Карпова «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV–XVII век» для 7 класса
Автор-составитель Т.Д. Стецюра
Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история». 5–9 классы
Автор-составитель Л.Н. Алексашкина
Программа и тематическое планирование составлены на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, 2015 г.) и ориентированы на курс «Всеобщая история», изложенный в учебниках для 5–9 классов издательства «Русское слово».
В программе представлено содержание курса «Всеобщая история» по разделам «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени. Конец XV–XVII в.», «История Нового времени. XVIII в.», «История Нового времени. 1801–1914». Приведено также примерное тематическое планирование с характеристикой содержания изучаемого исторического материала и основных видов деятельности учащихся в соответствии с требованиями к результатам обучения.
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Примерная рабочая программа к учебнику Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова, Л.А. Пименовой под редакцией С.П. Карпова «Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век» для 8 класса
Автор-составитель Т.Д. Стецюра
Методическое пособие к учебнику Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова, Л.А. Пименовой «Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век» для 8 класса
Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история». 5–9 классы
Автор-составитель Л.Н. Алексашкина
Программа и тематическое планирование составлены на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, 2015 г.) и ориентированы на курс «Всеобщая история», изложенный в учебниках для 5–9 классов издательства «Русское слово».
В программе представлено содержание курса «Всеобщая история» по разделам «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени. Конец XV–XVII в.», «История Нового времени. XVIII в.», «История Нового времени. 1801–1914». Приведено также примерное тематическое планирование с характеристикой содержания изучаемого исторического материала и основных видов деятельности учащихся в соответствии с требованиями к результатам обучения.
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Примерная рабочая программа к учебнику Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова под редакцией С.П. Карпова «Всеобщая история. История Нового времени. 1801–1914» для 9 класса
Автор-составитель Т.Д. Стецюра
Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история». 5–9 классы
Автор-составитель Л.Н. Алексашкина
Программа и тематическое планирование составлены на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО, 2015 г.) и ориентированы на курс «Всеобщая история», изложенный в учебниках для 5–9 классов издательства «Русское слово».
В программе представлено содержание курса «Всеобщая история» по разделам «История Древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени. Конец XV–XVII в.», «История Нового времени. XVIII в.», «История Нового времени. 1801–1914». Приведено также примерное тематическое планирование с характеристикой содержания изучаемого исторического материала и основных видов деятельности учащихся в соответствии с требованиями к результатам обучения.
История в проектах: педагогическое сопровождение
Авторы: О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский
Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.». 10–11 классы. Базовый и углублённый уровни
Автор-составитель Л.А. Суворова, под редакцией доктора исторических наук Л.С. Белоусова
Программа и тематическое планирование составлены на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012), Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (2016), а также проекта Концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории (2016) и ориентированы на курс «Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.», изложенный в учебнике для 10–11 классов издательства «Русское слово».
В программе представлено содержание курса «Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.», даётся примерное тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности обучающихся в соответствии с планируемыми результатами обучения. Издание адресовано преподавателям общеобразовательных организаций.
Примерная рабочая программа к учебнику Н.В. Загладина, Л.С. Белоусова под редакцией С.П. Карпова «История. Всеобщая история. Новейшая история 1914 г. — начало XXI в.» для 10–11 классов. Базовый и углублённый уровни
Программа и тематическое планирование курса «История. Всеобщая история». 10–11 классы. Углублённый уровень
Авторы-составители Л.А. Пашкина, Т.Д. Стецюра
История в проектах: педагогическое сопровождение