прекрасная садовница история картины
Картина «Прекрасная садовница» Рафаэль Санти 1507 г
Несмотря на нетипичное название, картина Прекрасная садовница — часть цикла образов Мадонн Рафаэля Санти. Стандартная композиция произведения оживляется реалистичными чертами, которые художник перенял у мастеров поздней античности. «Прекрасная садовница» сочетает в себе величие и умиротворенность религиозной живописи с гармонией и насыщенностью красок эпохи Ренессанса.
История создания
Картина «Прекрасная садовница» была написана в 1507 г., в завершающий этап флорентийского периода творчества своего создателя. Это – последняя «Мадонна», которую Рафаэль создал во Флоренции. Жанр работы «Прекрасная садовница» – религиозная живопись. Историки искусства склоняются к версии, что картина была заказана художнику влиятельным уроженцем Сиены Сергарди, хотя это утверждение не считается безусловно доказанным.
Рафаэль работал над полотном «Прекрасная садовница» накануне своего отъезда в Рим. Считается, что картина не была завершена им лично, ее дописывал живописец Ридольфо Гирландайо. В частности, темная, серо-голубая накидка Мадонны, которую Рафаэль чаще изображал насыщенно-синей – работа Гирландайо.
В дальнейшем картина переживала немало переименований и переходов:
Во Франции, после знакомства с этим произведением, Рафаэль стал популярнейшим художником, а сама «Прекрасная садовница» – примером и классическим образцом для многих живописцев. На сегодняшний день картина принадлежит к галерее парижского Лувра.
Автор
Полное имя художника – Рафаэль Санти, годы жизни – 1483-1520. Родом он был из восточно-итальянского города Урбино. Рафаэль родился в семье, близкой к искусству – отец его значился придворным поэтом и живописцем в свите герцога Урбино.
Мастерство изобразительного искусства Рафаэль начал постигать сначала в отцовской мастерской, затем – в качестве ученика и подмастерья Пьетро Перуджино. Первый живописный опыт художника – фрески, религиозные и романтично-рыцарские сюжеты.
В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где активно развивает свой художественный метод. Прежде всего, направление его развития связано с влиянием таких столпов Ренессанса, как Микеланджело, Браманте и Да Винчи.
Рафаэль создает масштабные алтарные полотна, индивидуальные портреты и продолжает цикл «Мадонн», к которому относится и «Прекрасная садовница».
Последний серьезный переезд художника – в Рим, в 1508 г. Здесь, под крылом Ватикана, официальным живописцем которого становится Рафаэль, он завершает эволюцию своей живописной манеры и создает самые совершенные и прославленные свои произведения. Умер художник рано – ему исполнилось только 37. Причиной смерти послужила простуда, которую неправильно лечили ватиканские врачи.
Описание картины
«Прекрасная садовница» по своей композиции напоминает «Мадонну в зелени» и «Мадонну со щеглом». Картина привычно изображает Богоматерь, сидящую на камне, по бокам ее – Иисус и Иоанн-Креститель в образах маленьких детей. Основное взаимодействие происходит между Пресвятой Девой и ее Сыном – картина изображает их лица обращенными друг к другу, к тому же Богоматерь поддерживает Младенца одной рукой, второй – берет Его за руку. Иоанна Крестителя картина показывает наблюдающим эту сцену с благоговением.
Фоном для переднего плана произведения «Прекрасная садовница» служит поле, или луг, вдалеке можно увидеть город с островерхими зданиями. Размеры холста — 122×80. Краски для полотна «Прекрасная садовница» Рафаэль использовал нежные и приглушенные:
Ярче всех картина воссоздает образ Святой Девы – молодой матери в простом крестьянском одеянии символичного красного цвета – аллегории страдания и жертвенности.
Что хотел сказать автор
«Прекрасная садовница» содержит в себе свойственные всему циклу идеи безграничности материнской любви, предопределенности человеческой судьбы, величия жертвенности и готовности принять предначертанное. Картина наполнена «говорящими» символами: книга в руках Богоматери – воплощение мудрости, крест, который держит Иоанн Креститель – отсылка к неизбежной трагической развязке.
Покой семейной идиллии, который так часто иллюстрировал Рафаэль, нарушается тревогой о будущем.
Богомладенец на полотне «Прекрасная садовница» протягивает руку к книге – это значит, что он стремится постигнуть мудрость, чтобы достойно принять уготованную ему судьбу. У ног изображенных фигур на полотне «Прекрасная садовница» разбросаны цветы: водосбор – символ страстей Христовых, и фиалка, олицетворяющее смирение.
Несмотря на мрачную символику, картина «Прекрасная садовница» дышит ощущением гармонии и умиротворения – Рафаэль хотел подчеркнуть, что эти чувства свойственны святым, непорочным людям, даже несмотря на внутреннее беспокойства и смутное ощущение близости мрачной развязки.
Описание картины Рафаэля “Прекрасная садовница”
Картину “Прекрасная садовница” написал итальянский художник Рафаэль Санти в 1507 году.
Тени семьи, религии и Да Винчи в сюжете
Автор за свою совсем недолгую жизнь – всего 37 лет – успел стать одним из знаменитейших живописцев эпохи Возрождения. Его творения – картины, гравюры – узнаваемы во всем мире до сих пор. А для многих великих деятелей прошлого возвышенные идеалы, воплощенные в его картинах, стали источником вдохновения.
Картина “Прекрасная садовница” или, как ее еще называют, “Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем”, относится к флорентийскому периоду в жизни Рафаэля (с 1504 по 1508 год). В это время он увлеченно изучал творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, перенимая их манеру живописи. За несколько лет флорентийского периода Рафаэль создал около 20 различных картин с Мадоннами, сюжет которых примерно схож: Мария держит Младенца на руках или играет с ним.
На полотне “Прекрасная садовница” также изображена Мадонна, аккуратно придерживающая младенца, стоящего у ее колена. Он пытается дотянуться до книги в руках матери, которая, кажется, совсем забыла о ней, с любовью заглядевшись на ребенка.
Справа у ног Мадонны изображен, преклонивший колено и смотрящий на Спасителя, Иоанн Креститель. В руках у него жезл в виде креста. Над головами у всех трех фигур едва заметные нимбы. Особенно примечательна расцветка платья Марии: традиционно оно изображалось сине-красным, здесь же рукава золотистые. Их цвет будто перекликается с природой вокруг, символизируя гармонию и единство всего в мире, созданном Богом. Цветы и травы, окружающие фигуры на картине, тоже символичны: фиалки изображают смирение Мадонны, водосбор – страдания Христа. Позади фигур располагается пейзаж: слева – озеро, справа – город.
Картина написана явно под влиянием творчества Леонардо да Винчи: та же пирамидальная композиция, схожесть в манере письма, некая пресыщенность деталями. Но у Рафаэля нет такой мрачной тайны, как на полотне да Винчи. Яркие, свежие, сочные краски “Прекрасной садовницы” будто подсвечивают ее изнутри и создают эффект безмятежности и спокойного счастья. Полотно будто излучает умиротворение и тихую семейную идиллию.
На сегодняшний день полотно – часть экспозиции Лувра в Париже.
Рафаэль. Мадонна прекрасная садовница
Рафаэль Санти.Прекрасная садовница. 1507. Дерево, масло. 122×80.Лувр.
«Прекрасная садовница» (La Belle Jardini;re) — крупная по размерам (122 на 80 см) «мадонна», подписанная именем Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин Лувра.
Издавна принято отождествлять «Прекрасную садовницу» с той «мадонной», которую, по свидетельству Вазари, заказал Рафаэлю знатный сиенец Ф. Сергарди. После отъезда Рафаэля в Рим картина была завершена Ридольфо Гирландайо (его кисти, видимо, принадлежит голубая накидка Марии).
Из Сиены полотно совершило путешествие ко двору Франциска I, став одним из первых произведений Рафаэля во Франции, где скоро стало объектом поклонения и подражаний.
В каталогах королевских собраний картина долгие годы числилась как «Святая Дева в платье крестьянки», пока искусствовед Пьер Жан Мариетт в 1720 г. не дал ей более романтическое название «Прекрасная садовница».
Рафаэль (1483-1520) прожил недолгую жизнь. «Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа») написана уже сложившимся мастером. Прелестный образ Девы Марии дышит спокойствием и умиротворением.
Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами. В платье Мадонны к двум традиционным богородичным цветам (красному и синему) добавлен золотистый цвет рукава, который гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии, и водосбор, символизирующий страсти Христовы. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).
Духовная и физическая красота находят воплощение в облике Богоматери, дивный лик которой светится бесконечной любовью к Сыну. В его чистых глазах читается глубокое взаимное чувство, слитое с детской преданностью Матери.
Прекрасная садовница
«Прекрасная садовница» (La Belle Jardinière) — крупная по размерам (122 на 80 см) «мадонна», подписанная именем Рафаэля Санти, которая с XVI века считается одной из жемчужин Лувра. Относится к флорентийскому периоду в жизни Рафаэля (ок. 1507 г.) и имеет много общего с двумя другими работами этого периода — «Мадонной в зелени» и «Мадонной со щеглом».
История
Издавна принято отождествлять «Прекрасную садовницу» с той «мадонной», которую, по свидетельству Вазари, заказал Рафаэлю знатный сиенец Ф. Сергарди. После отъезда Рафаэля в Рим картина была завершена Ридольфо Гирландайо (его кисти, видимо, принадлежит голубая накидка Марии). Из Сиены полотно совершило путешествие ко двору Франциска I, став одним из первых произведений Рафаэля во Франции, где скоро стало объектом поклонения и подражаний.
В каталогах королевских собраний картина долгие годы числилась как «Святая Дева в платье крестьянки», пока искусствовед Пьер Жан Мариетт в 1720 г. не дал ей более романтическое название «Прекрасная садовница».
Описание
Дева придерживает рукой прислонившегося к её колену младенца Христа. Он протягивает руку, чтобы взять у неё книгу (традиционный мотив композиции «Читающая Мадонна»). Их взгляды пересекаются. С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом. Его взгляд устремлён на Спасителя. Головы все трёх фигур обрамлены едва приметными нимбами. В платье Мадонны к двум традиционным богородичным цветам (красному и синему) добавлен золотистый цвет рукава, который гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии, и водосбор, символизирующий страсти Христовы. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).
Пирамидальная композиция наподобие «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» указывает на следование образцу Леонардо да Винчи. Однако вместо невыразимой тайны, свойственной Леонардо, полотно Рафаэля оставляет ощущение безмятежной гармонии и семейственного покоя.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Прекрасная садовница» в других словарях:
Рафаэль — (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483 1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном… … Художественная энциклопедия
Мадонны Рафаэля — Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483 1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем, которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок. Ранние мадонны Рафаэля следуют … Википедия
Мадонна — Мадонна. Рафаэль. Мадонна с младенцем и Иоаном Крестителем ( Прекрасная садовница ). 1507. Лувр. МАДОННА (итальянское Madonna), у католиков то же, что Богоматерь. Мадонной называется также ее живописное или скульптурное изображение (большей… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МАРИЯ — Мариам (греч. Μαρία или Μαριάμ как передача арам. marjam из евр. mirjam то же имя, что у Мариам Пророчицы, сестры Моисея и Аарона), дева Мария, богородица, богоматерь, матерь божья, мадонна (итал. madonna, сокращённое от mia donna «моя госпожа»;… … Энциклопедия мифологии
РАФАЭЛЬ — (наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483 Урбино 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор. БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как… … Большой Энциклопедический словарь
Рафаэль — [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью… … Большая советская энциклопедия
Леви французские художники — (Levy) фамилия трех французских художников: 1) Гюстав Л. (1819 1894) гравер на меди и на стали, ученик Галля и Л. Конье. Им исполнено довольно много портретов по оригиналам Ф. де Шанпаня, Риго, Мадразо, Винтергальтера и др.; но составил он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
РАФАЭЛЬ САНТИ «ПРЕКРАСНАЯ САДОВНИЦА»
Джованни Санти был первым учителем Рафаэля, и он смог привить мальчику вкус к прекрасному, познакомить его с миром современного искусства. Благодаря отцу, Рафаэль сблизился с сыном Федериго да Монтефельтро, Гвидобальдо. В течение всей жизни он ощущал дружескую поддержку и покровительство его жены, Елизаветы Гонзаго.
В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер и его отец. Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди фра Бартоломео, который не столько заботился о судьбе племянника, сколько бесконечно судился с мачехой Рафаэля Бернардиной. Судя по переписке Рафаэля, душевное тепло и родственную близость он находил в общении с другим своим дядей, братом матери, Симоном Чиарла. После смерти отца, примерно в течение пяти лет, мальчик учился в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити. Восприимчивый, чуткий к внешним воздействиям Рафаэль на первых порах жадно впитывал окружающие его художественные впечатления, не последнее место среди которых занимали работы его учителей.
В 1507 году Рафаэль пишет картину «Прекрасная садовница». Темы материнства, женственности, идеала красоты сливаются в этой картине, написанной накануне отъезда в Рим из Флоренции. Рафаэль как бы окончательно находит свое решение библейских тем. Художник обретает свой стиль, впитав лучшие влияния школы Перуджино и великих флорентийцев, он придает своим картинам неожиданную ясность, понятность, доступность, обретя этими работами заслуженное и широкое признание. Он готов к новым, еще более значительным свершениям».
2.Описание картины
Рафаэль создал эту картину тогда, когда был уже признанным мастером. Перед зрителями предстает совсем еще юная Дева Мария. Весь ее образ создает ощущение спокойствия и умиротворения. Рафаэль изображает прекрасную Богоматерь, ее Младенца и маленького Иоанна Крестителя. Эти три фигуры становятся органичным дополнением пейзажа. Кажется, что они растворены в нем. Рафаэль предпочитает выписывать все детали этого величественного ландшафта. Он уделяет внимание не только горам в дали, но и растениям, а также стенам города. Все они приковывают наше внимание. В Богоматери воплощено два взгляда на красоту. Она прекрасна не только внешне, но и духовно. На ее лице можно прочесть невероятную любовь к сыну. Она вся светится от этого безмерного счастья. У младенца в глазах можно прочесть такую же любовь к матери. При этом она сливается с безграничной преданностью. Дева Мария слегка удерживает Христа, который доверчиво прислонился к ее колену. Он протянул к ней руку, чтобы взять книгу. Взгляды матери и младенца при этом пересекаются. Справа мы видим Иоанна. В руках его жезл с крестом. Он тоже смотрит на Христа. Над головами фигур можно разглядеть чуть заметные нимбы.
Рафаэль уделяет максимум внимания всем деталям. На первый взгляд, может показаться, что они здесь абсолютно лишние. Но именно они и удерживают наше внимание. Удивляет свежесть и гармоничность красок. Платье Марии ярко-красного цвета. Такой цвет был традиционным для изображения одежды Богоматери. Плащ сочного зеленого оттенка и пейзаж золотистых тонов плавно сливается с прозрачной синевой неба. Детские фигуры выделяются на темном фоне. Вся картина создает ощущение легкости. Она словно насыщена светом. Кажется, что этот свет исходит от нее, передавая зрителям радостное настроение.
Список литературы и источников