преемственность это в истории
Преемственность
Смотреть что такое «Преемственность» в других словарях:
преемственность — в порядке преемственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. преемственность последовательность; преемственная связь, преемство, наследственность, эстафета, сукцессия,… … Словарь синонимов
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, преемственности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к преемственный. Преемственность власти. Преемственность культурной традиции. В порядке преемственности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
преемственность — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, эстафета, устар. преемничество, устар. преемство … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения… … Современная энциклопедия
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от… … Большой Энциклопедический словарь
преемственность — ПРЕЕМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна (книжн.). Осуществляющийся в порядке преемства, последовательности от одного к другому. Преемственная связь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона… … Философская энциклопедия
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — англ. succession/ continuity; нем. Kontinuitat. Связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
Преемственность — связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение политических, социальных и культурных ценностей от поколения к… … Политология. Словарь.
преемственность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN succession … Справочник технического переводчика
Преемственность — ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Преемственность это в истории
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА
Термин преемственность можно охарактеризовать, как связь между явлениями в процессе развития и становления, когда новое, заменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Историческая преемственность обозначает передачу и усвоение социальных, культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации, обозначает так же всю совокупность действия традиций.
В истории, преемственность сыграла огромное значение. Перенятие опыта предшественников с целью создания более практичного и справедливого государства – основной принцип преемственности.
Важнейшим моментом являлась правильная оценка правителем государственной деятельности своих предшественников и сделать соответствующие выводы и коррективы в государственную политику, т.е. убрать отжившие свое, неэффективные элементы государственного управления, аппарата управления государством.
Так историческая преемственность была широко распространена в истории Российского государства во все времена.
Преемственность так же прослеживается в памятниках права. Так Корнчья книга (свод законов принятый в 911 г.) давала гарантии материального обеспечения государственным служащим. Этот закон был частично перенят у Византии и содержал некоторые моменты литовского законодательства.
Можно провести множество параллелей преемственности и в “смутное время”, когда за довольно короткий промежуток времени поменялось множество правителей. Независимо каким путем они добрались до вершин власти, все правители использовали опыт предшественников. Так как бояре на Руси имели веское слово, в августе 1610 года они призывают на престол Руси сына короля Сегизмунда – Владислава из Польши. Здесь четко просматривается параллель с призванием Рюрика на Русский престол.
Черты преемственности можно видать в политике Ивана IV. Многие особенности его правления можно видеть в правлении Ивана III, который
шел по тому же пути феодального развития, что и вся русская земля. Иван Грозный так же перенял систему приказов, которая была довольно эффективна. Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора. В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.
Боярство при Иване IV имело определенный вес, так же как и в другие времена. Иван IV создал государственную думу, в чью задачу входила разработка законов. Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.
На современном этапе самым ярким примером преемственности является возрождение Государственной Думы, как законодательного органа.
Я рассмотрел лишь отдельные, ярко выраженные примеры преемственности на Руси, и хотелось бы надеяться, что в современные политики будут перенимать только лучшее из истории.
История и преемственность
|
Вас волнует преемственность поколений? Меня волнует.
Если человек что-то важное понял, то страшнее смерти для него – невозможность своим опытом поделиться. Не надо лишний раз трубить о традиции, якобы она у нас есть. Вся наша традиция в инерции. А если нет и если кто-то тебя научил чему-то, то назови имя учителя. Если ты чему-то кого-то научил, назови имена учеников. Далеко не все на это способны.
Без передачи опыта геометрическая прямая распадается на множество отрезков, каждый отрезок – на множество точек, а точку пробуют расщепить, как атом, ради получения ядерной реакции. Мир рушится. Да что там рушится – сгорает в пожаре расщепленных атомов. Атомы – человечки, а инструмент для расщепления – эгоизм и беспамятство.
Единство языка и общность территории проживания – это слишком мало, чтобы создать и сохранить народ. Нужен еще общий взгляд на историю, нужно мировоззренческое тождество, образуемое, в свою очередь, общим опытом молитвы, терпения и преодоления трудностей.
Мне кажется, что русские – тип очень устойчивый. Русский сам себе равен на довольно больших просторах мировой истории. Вот, как у Н. Михалкова в «Сибирском цирюльнике» за кадром говорится: «На войну – с песнями; под венец – в слезах. И все – всерьез». Так было при царе Горохе, так есть сейчас, и завтра так будет.
Может быть, и англичанин только фасон галстуков меняет, а сам все тем же остается. Может, это и немцев касается. Трудно сказать. Однозначно то, что сохранение внутреннего облика и неистребимость психотипа сродни Богоизбранности.
Так еврей, кочуя по странам и континентам, сам себе равен и таким пребудет до Страшного суда. Зане миссия у него такая: свидетельствовать об истинности Священной истории, хотя бы и от противного.
Что до русских, то у них вечно – Смута. Причем именно с большой буквы.
Элита выродилась, иноземцы хамеют как у себя дома, «народ безмолвствует». А если не безмолвствует, то еще хуже, потому как «не приведи Господи видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Смута приводит к тому, что крестьянин пахать перестает, народ не знает, кто над ним главный, все пьют и пакостничают, грабят по дорогам, а мир расшатывается, и можно уверенно говорить о «конце света в отдельно взятой стране». И вот тут, когда все уже вроде бы заканчивается, начинается нечто чудесное.
То ли народ начинает каяться и молиться, то ли святые угодники, при земной жизни говорившие по-русски, приносят Богу совместное моление, то ли Сама небесе и земли Царица вмешивается в ход событий, но жизнь не заканчивается, волны утихают и болезни исцеляются. Так было уже не раз и не два. Есть твердая надежда на то, что и в будущем так и произойдет. Хотя есть и обратное чувство: вечно так продолжаться не может.
Живучесть и неистребимость подобны качествам Богоизбранности.
Это мы уже говорили.
На Пасху (разумеется, их, а не нашу) у евреев происходит один и тот же веками разработанный ритуал. За столом маленький ребенок спрашивает самого старшего мужчину: «А зачем мы здесь сегодня собрались?» И самый старший мужчина произносит слова, которые произносятся в этот день во всех еврейских домах на протяжении столетий. Он говорит: «Народ наш был рабом в Египте, в доме рабства, в железной печи. И Всевышний сжалился над нами и вывел нас из дома рабства рукою простертою и мышцею высокою». Потом излагается часть того, что описано в книге Исход. Потом пьют вино и произносят благословение. Потом рассказ продолжается. Потом опять пьют, едят, благодарят, рассказывают.
Зачем я это говорю? Затем, что это ярчайший пример неумирающей традиции и исторической памяти, освященной призыванием Бога. Непонятно, кто кого хранит: евреи – обряд или обряд – евреев. Умнейшие из них говорили, что они хранят субботу ради того, чтобы суббота хранила их.
Эту мысль следует взять на вооружение в виде аналогии.
Если народ не хочет умереть, он должен помнить главные периоды и этапы, главные события своей собственной Священной истории. Думаю, в том, что всякий во Христа уверовавший народ имеет свою Священную историю, никто не сомневается.
Нужно, чтобы маленький мальчик спросил отца или дедушку: «А что сегодня за праздник?», и старший мужчина мог ему ответить:
«Понимаешь, сынок, много лет назад наш народ чуть не погиб. Люди перестали любить друг друга, грешили постоянно и не боялись Бога. За это Бог навел на нас все беды. Был неурожай. Были болезни, был голод. Потом пришли враги. И вот тогда наш народ стал сильно плакать перед Господом и просить прощения. И Богородица, Мать Спасителя, тоже молилась Сыну о нас. И Господь помиловал отцов наших и не истребил нас до конца. Мы благодарим за это Господа, и еще: мы помним об этом, чтобы не грешить. Ведь мы не знаем, будет ли Господь столь же милостив в следующий раз».
Вообразите подобный диалог в каждой семье, и вы получите День народного единства.
Вера больше, чем преподавание алгебры, требует преемственности. Если в преподавании алгебры пресечь преемство, то мы будем на пальцах считать, а мир будет над нами смеяться. А если в вере разорвать непрерывность и благодарную память, то мы в зверей превратимся.
И вот, уже ходя на четвереньках, как некогда Навуходоносор, мы все еще имеем возможность вспомнить великие дела Божии: изгнание Тамерлана в веке XIV, освобождение от поляков в веке XVII и многое-многое другое.
Это воспоминание даст нам возможность прочувствовать слова Писания и молитв, где Бог называется «Богом отца моего». Не просто «мой Бог», как будто до меня и кроме меня никого нет и не было, а именно – «Бог отцов наших».
«Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй» – разве не о том же речь в этих словах?
Домом Богородицы называли предки наши землю своего временного странствования. И действительно, нет ни одного грандиозного по масштабу и спасительного по сути события в нашей истории, которое бы не ознаменовалось участием в нем Богоматери.
Не думаю, что те россияне, что жили в XVII веке, сильно отличались от нас. Видно, были и буйны во хмелю, и глупы так, что обмануть себя позволяли, и в браке нецеломудренyы, и в труде неусердны. Короче, что мы, что они – яблочко от яблони.
Нужно, стало быть, и нам обретать смысловой стержень, то есть вертикальную координату, то есть смысл жизни, заключенный в Боге Отце нашем, Который на небеси.
Это и есть подлинное движение в сторону всенародного единства, обретаемого на пути к Богу.
Путь сей крестный, покаянный, молитвенный, от отцов нам заповеданный.
Основа устойчивости нации в глобальных проблемах – преемственность поколений
Преемственность проявляется в значимой связи поколений прошлого настоящего и будущего. При помощи определённых элементов передаются культурное наследие, традиции семьи, нравственные устои, на которых держится вся цивилизация.
Значение преемственности
Наследие является невидимой связью предков с потомками. У учёного Владимира Яковлева есть интересное сравнение. Поколения он отождествлял с морскими волнами. Сравнивая историю с мировым океаном, а отдельного человека с морской каплей, поколения будут морскими волнами. Они будут спешить, накатываться друг на друга, подниматься ввысь, затем обрушиваться вниз. И так постоянно – одно поколение меняется на другое, но при обязательном соприкосновении волн – поколений происходит передача нужных ценностей. Но скорость развития цивилизации перегоняет механизм преемственности.
Преемственность поколений: основная проблема
Современный технический прогресс создаёт проблему преемственности поколений. Прерывается связь передачи нравственных ориентиров, жизненных ценностей от родителей к детям. Можно рассмотреть это на примере наказания. Издавна ребёнка наказывали за плохой поступок. Родители объясняли, что так не следует делать, почему он поступает не правильно. Маленький человек уяснял, что так в дальнейшем нельзя делать.
При появлении смартфонов, планшетов и других гаджетов дети получают информацию не от родителей, а по интернету. Сведения, полученные таким способом, очень часто имеют негативное направление. В мозг закладывается информация, что можно поступать так плохо, как показали на экране. Никто не говорит, что так делать нельзя. Поступая в соответствии с увиденным, получая за это наказание, ребёнок не видит связи. Если такое поведение показали на экране, значит, поступать так можно, за что же его наказали? Одним из примеров можно считать субкультуру. Это не преемственность поколений, а подражание. Например, популярные среди молодых людей готы не могут объяснить почему одеваются подобным образом. Главное в их стиле одежды следование моде.
Теория трёх поколений
Согласно истории для сохранения преемственности нужно, чтобы скорость значимых изменений равнялась скорости смены трёх поколений: дети – отцы – деды.
В поколение детей должна зарождаться идея, на время отцов проходить переосмысление позиций, привыкание к новизне, на этапе деда – полное принятие. За такой долгий период времени многое будет меняться, но постепенно, чтобы люди успевали привыкнуть к изменениям. Такая адаптация позволит избегать конфликтов от непонимания. Примером могут стать бескультурное поведение в общественном транспорте.
Преемственность в истории России
Преемственность, как отношение между людьми можно рассмотреть не в рамках одного рода, а целой страны. Например, на воспитании людей СССР – СНГ – современной России. Патриотизм, дух коллективизма, который был характерен для поколения СССР, уже не прослеживается в людях времён СНГ, и не отмечается в современной России. Для неё показательно внедрение новых технологий, которые упрощают жизнь, делая человека индивидуалистом, не терпящем вмешательства в его личное пространство. Молодые люди уверены, что имеют достаточно знаний для жизни, подсказки старшего поколения им не нужны. Но позднее понимают, что помощь более опытных родителей принесла бы пользу.
Проблемы современной молодёжи
Научные институты опрашивали молодых людей для выяснения вопроса – что из опыта старших было важным для молодёжи. Основная часть ответов была о преемственности, как связи поколений, где на первом месте молодые люди указывали семейные ценности.
Следующее место занимали материальная обеспеченность. Далее шли желание успеха, любовь и другие важные человеческие качества. Патриотизму, к сожалению, отводилось последнее место, хотя именно благодаря ему молодёжь имеет возможность жить в свободной стране. Достаток упоминается вторым, а культурные ценности даже не упоминаются среди ценностей современного мира.
Итоги опроса показывают очень слабую преемственность между советским и современным российским временем. У молодёжи отсутствует уважение к культуре собственного народа, к его истории, традициям. Молодые люди больше подвержены целенаправленной рекламе свободной жизни, которая исходит из СМИ. Несколько поколений в нашей стране были исключены из преемственности поколений. Люди этих лет больше ориентировались на чужие культурные ценности. Это ведёт к формированию новых нравственных правил в общественной жизни, что постепенно ведёт к разрушению страны.
По итогам большого опроса основными проблемами для современной молодёжи являются:
Одним из решений многих проблем небольшая часть молодёжи назвала преемственность поколений.
Проблемы современной молодёжи в том, что свои личные проблемы каждый человек ставит выше общих. Молодое поколение не заинтересовано в формировании уникальной нации, которая сама решает свои проблемы, ставит перед собой великие задачи. Это означает потерю основных ценностей. Их обычно доносит в качестве наследия преемственность поколений.
Не всегда можно говорить об этом так однозначно. Присмотревшись ученикам можно уверенно говорить, что они имеют некоторые зёрна нравственности, основополагающих ценностей. Именно их когда-то не получили поколения их родителей. Это заметно по многочисленным патриотическим мероприятиям, которые устраивают ко Дню Победы, волонтёрским движениям.
Подводя итоги
Преемственность поколений является основой, которую опасно удалять. Эта связь заложена предками, её надо бережно хранить, использовать для морального воспитания, чтобы вместе с прогрессом цивилизации не ослабевали нравственные принципы. Преемственность станет центральной основой, опираясь на которую народ устоит во время любых политических, экономических, социальных потрясений и изменений.
Значение слова «преемственность»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЕЕ’МСТВЕННОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к преемственный. П. власти. П. культурной традиции. В порядке преемственности.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прее́мственность
1. книжн. право наследования чего-либо ◆ Преемственность власти.
2. последовательная передача чего-либо от одного к другому ◆ Преемственность культурной традиции. ◆ В порядке преемственности.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова безапелляционность (существительное):
Ассоциации к слову «преемственность»
Синонимы к слову «преемственность»
Предложения со словом «преемственность»
Цитаты из русской классики со словом «преемственность»
Сочетаемость слова «преемственность»
Какой бывает «преемственность»
Понятия со словом «преемственность»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «преемственность»
Именно на этом дублировании, которое обеспечивает преемственность поколений, и держится вся жизнь на планете.
По мнению других исследователей, родовая организация общества постепенно, эволюционно трансформировалась в государство, сохраняя историческую преемственность и проходя определённые стадии.
На ранних этапах развития линии преемственности подобных споров не случалось, но, поскольку общество становится всё более материалистичным, такие ситуации возникают, и предотвращать их становится всё труднее.