представления о материи в истории философии
Формирование представлений о материи в истории философии и науки
Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который первоосновой всего существующего считал «апейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.
В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.
По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне и независимо от сознания и отражаемая им.
В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.
2. Революция в естествознании конца XIX — начала XX в. и проблема «исчезновения» материи
В конце XIX — начале XX в. последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естествознании:
1. Рентгеновские лучи и радиоактивность — результат спонтанного (самопроизвольного) распада атомов.
2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии с которой испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями (квантами).
3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части атомов.
4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда — Бора»).
5. Выявление Луи де Бройлем корпускулярно-волнового дуализма: все материальные микрообъекты обладают одновременно и корпускулярными (прерывность), и волновыми (непрерывность) свойствами.
6. Теория относительности А. Эйнштейна, согласно которой существует тесная связь материи с движением, пространством и временем и происходит изменение этих атрибутов материи в определенных условиях.
7. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга дало объективную характеристику статистических (а не динамических) закономерностей движения микрочастиц.
Названные открытия показали, что атом не есть последний, неделимый «кирпичик» вещества и мироздания в целом. Крушение старых представлений о материи привело некоторых естествоиспытателей и философов к «физическому идеализму». Они стали рассуждать о том, что «атом дематериализовался», «движение происходит без материи», «материя исчезла» и т.п. Значит, полагали они, материализм как философское направление потерпел крах.
Заблуждение представителей «физического идеализма» состояло в том, что они смешивали естественнонаучные представления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя — не только вещество, но и различные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.
Относительно недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума — своеобразного материального состояния, особого рода резервуара, из которого рождаются и в который переходят элементарные частицы. Таким образом, материя существует в многообразии своих видов, через них, а не наряду с ними.
Представления о материи в истории философии
Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.
Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.
В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.
По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им.
В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.
Развитие представлений о материи в истории философии. Философское понятие материи.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).
Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
1. логический – материя как философская категория;
2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;
3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;
4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение.
Существуют различные подходы к понятию движения.
Материализм: движение – это 1) изменение вообще;
2) способ существования материи.
Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.
Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.”
Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Основные свойства движения: 1) объективность,
9. Формы движения материи, их взаимосвязь.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:
1. механическое – пространственное перемещение тел;
2. физическое – перемещение атомов, молекул;
3. химическое – различные химические реакции;
4. биологическое – обмен веществ;
5. социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:
1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).
Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.
Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).
Представление о материи в истории философии.
Содержание
Глава 1. Представление о материи в истории философии. Стр. 2-5
Глава 2. Структурные уровни материи. Стр. 5-6
Глава 3. Основные атрибуты материи Стр. 7-8
Глава 4. Движении время: субстанциональная и релятивистская теории пространства времени Стр. 9-11
Список используемой литературы Стр. 11
Подготовил
студент группы № 406 Мильченко В. А.
Представление о материи в истории философии.
Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия «материя» всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое «первовещество», составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности.
Собственно термин «материя» впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (эйдосов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма – самодавлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар – демиург. Высшая форма мира – Бог–создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства.
В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui).
Французские материалисты XVIII в. (Гельвеций, Гольбах и другие) продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира.
Опираясь на материалистический сенсуализм, утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.
Гегель рассматривал материю в качестве «инобытия» абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития бытия мирового духа. Маркс и Энгельс в понятие материи включали всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся картину мира. Они считали содержанием философского понятия материя не какой-либо «общий признак», а противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. Материя понималась как единственно существующая субстанция.
В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона – первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об «исчезновении материи», так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В. И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм». Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения и прежде всего в СССР. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. О чем и пойдет речь в последующем.
Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.
Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточно распространенным определением является: «материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания». Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей
реальностью. Выше приведенное определение исходит не из понятия веществ
или набора его свойств, а делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим.
Одним из опорных понятий в рассматриваемом определении является сознание, содержательный анализ которого позволяет более полно представить противоположное ему понятие объективной реальности. Абсолютная противоположность материи и сознания проявляется в том, что в образах сознания отсутствуют сами материальные объекты, хотя имеется информация о них; это особая субъективная реальность, особый мир, развивающийся и функционирующий по специфическим законам. Далее, на основе репродуктивных образов в результате творческой деятельности сознания создаются идеальные образы, не имеющие аналогов в действительности, но способные приобрести материальный статус.
В онтологическом смысле «материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи». Подобный подход к определению материи показывает относительную противоположность между материей и сознанием, природой и духом. Так, индивидуальное сознание через свою субстратную основу осуществляет нераздельную связь духовного и материального. Современная наука выявляет все более глубокие связи сознания, психики с биохимическими и биофизическими процессами в нервных клетках, устанавливаются экспериментальным путем энергетическая и информационная связь с биосферой и космосом.
Существуют многочисленные гипотетические теории о возможности разумной жизни на других планетарных системах. Сознание в онтологическом смысле рассматривается как один из атрибутов материи. А так как атрибуты извечно присущи определяемому, то сознание также вечно. Можно говорить только о различных его проявлениях как актуальных, так и потенциальных. Это вовсе не означает одухотворение природы. Так, невозможно говорить о наличии сознательной жизни в неорганической природе. Но в онтологическом смысле сознание есть коренное, неустранимое свойство материи, означающее возможность самосознания природы.
Причем это коренное атрибутивное свойство актуализируется природой в своей наивысшей форме – социальной, а человек выступает в качестве субъекта этого всеобщего свойства материи
20.Понятие материи в истории философии. Философское понятие материи и естественнонаучные представления о её структуре.
Взаимоотношение духа и материи: 4 направления философии => 4 подхода:
объективный идеализм- 4 позиции сложившиеся в течение развития философско-исторической мысли:
Платон – материя существует параллельно с духом (есть 2 субстанции, которые не соприкасаются, а когда объединяются, то рождается мир)
Платин – материя есть остывшая божественная энергия/дух
Христианство – материя, будучи произв. из ничто Богом, является продуктом божественного творчества
научный материализм (диалектический) Маркс, Ленин: дух есть продукт высокоорганизованной материи; материя первична, сознание вторично, дух третичен
субъективный идеализм (Кант, Фихте): материя является атрибутом для индивидуального сознания (материя- ндивид.ощущение); материя-продукт сознания
наивный материализм (Эпикур, Гераклит): материя существует в виде первозданной стихии (так, для Гераклита это-огонь)
Ленин считал, что материя есть объективная реальность, которая дана человеку в ощущениях и которая существует независимо от его сознания. Материя в диалектическом материализме представляется субстанциальной основой всевозможных свойств. Материя не существует иначе, как через свои формы, она несотворима и неуничтожима. Материя в количественном плане постоянна во времени и бесконечна по формам своего проявления. Высшая форма сущ.материи- сознание
Формы существования материи:
Понятие материи в историческом развитии
Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.
Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.
Материалистическая философия всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки в целом. Само понятие материи не оставалось неизменным на различных этапах развития материализма, оно всегда развивалось и совершенствовалось с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в этих учениях представление о единстве мира с многообразием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение общего и отдельного.
Категория «материя» в древнегреческой философии
Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.
Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая нами сегодня,— продукт длительного развития, она создавалась в процессе формулирования и решения философских проблем. При этом, как правило, развитие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.
Формирование категории «материя» в Средневековье
Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.
Философы Возрождения не являются последовательными материалистами, и их взгляды во многом отличаются друг от друга. Однако в одном они едины — в оппозиции средневековому методу и вообще аристотелевско-схоластическому мышлению. Они показывают бесплодность и комичность схоластических спекуляций, давая схоластикам совершенно однозначные характеристики.
Обоснование и распространение понятия материи в Новое время
В XVII веке во всей Европе окончательно было сломлено господство средневековой схоластики и философское мышление уже повсюду становится на новый путь. Происходит окончательный отход и от Аристотеля, везде усиливается интерес к исследованию природы и высоко оценивается наблюдение и опыт.
Представление о материалистической категории материи, совокупно отражающей объективную реальность, существующую вне нашего сознания и независимо от него, становятся постоянным составным элементом европейского мышления в эпоху, когда синтетическое суммирование явлений объективной реальности в одну категорию было облегчено односторонностью философского и научного мышления.
Для материалистических философов XVII века «материя» была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действительность.
Начиная с XVI века материализм вновь расцвел, и прежде всего в Англии. В XVI и XVII веках этот материализм представлен именами Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка.
В XVIII веке материализм получил дальнейшее развитие. Французские философы Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Кондильяк преодолели многие недостатки английского материализма XVII века. В отличие от Локка французские материалисты не утверждали, что общее не существует в действительности, но в то же время они и не доказывали наличия общего в действительности. Понятие «материя» они пытались объяснить только из единичного, сводили общее к единичному.
В конечном счете к началу XIX века в философии сложилось такое положение, что снова взяла верх идеалистическая линия Платона. В гегелевской философии материализм подвергся полному отрицанию. Учение об общем понятии вместо того, чтобы проливать свет на материю и ее познание, заслонило собой и то и другое, превратилось в учение о единственно существующем.
Категория материи в XIX-XX веках
В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные пространственно-временные комбинации этих атомов. Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п.
Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и превращения энергии Р. Майером, периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его структуры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти выдающиеся открытия объединяет принцип признания материальности всех явлений и процессов объективного мира. Благодаря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах.
Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития