Книга: «Представительная власть в России: История и современность»
Коллективная монография, подготовленная видными учеными, впервые в отечественной и зарубежной историографии анализирует на уровне современного знания проблемы становления и эволюции институтов, структур и органов представительной власти в нашей стране на протяжении всех одиннадцати с лишним веков существования Российской государственности. Процессы и явления рассматриваются с точки зрения их важности и актуальности для современной практики государственного строительства в обновляющейся России. Специальное внимание уделяется вопросам современного этапа развития российской политической системы на федеральном и региональном уровнях (напримере Поволжья). Книга адресуется действующим политикам, обществоведам, преподавателям вузов и студентам, всем, кого интересуют теоретические и практические аспекты проблемы исторических истоков и традиций, современного состояния и перспектив развития представительной власти в нашей стране.
Содержание:
Издательство: «Российская политическая энциклопедия» (2004)
Формат: 60×90/16, 592 стр.
См. также в других словарях:
Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Анархизм — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия
Абсолютная монархия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия
Кропоткин, Пётр Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кропоткин. Пётр Алексеевич Кропоткин … Википедия
Кропоткин, Петр — Пётр Алексеевич Кропоткин Пётр Кропоткин, фотография Надара Дата рождения: 27 ноября (9 декабря) 1842(18421209) Место рождения: Москва … Википедия
Кропоткин, Петр Алексеевич — Пётр Алексеевич Кропоткин Пётр Кропоткин, фотография Надара Дата рождения: 27 ноября (9 декабря) 1842(18421209) Место рождения: Москва … Википедия
Основные этапы истории представительной власти в России и образование Совета Федерации
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений — от веча и боярской думы, до дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, советского народовластия, современных форм парламентской демократии.
Вече было формой участия народа в решении государственных дел. Это было собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезают после татаро-монгольского нашествия
«Во всех русских землях действовали княжеские думы. Княжеские думы – постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным»[1].
Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходится ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.
Самостоятельной роли боярская дума не играет, она, всегда действует вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть.
Боярская дума просуществовала до начала XVIII века. Одним из крупных явлений политической жизни Московского государства XVI–XVII веков были Земские соборы, игравшие важную роль в законотворческой деятельности. В XVII веке Земский собор включал две части: одна состояла из руководителей высшей администрации, церковного руководства, членов боярской думы, начальников приказов, другая составлялась из выборных представителей всех сословий.
«Сфера деятельности Земских соборов была чрезвычайно широка и включала выборы царя (в чрезвычайных обстоятельствах), внешние сношения, установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства и даже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения. В 1653 году был созван последний Земский собор.
В царствование Петра I особое значение приобретает Правительствующий Сенат, утвержденный в 1711 году и ставший органом, решавшим все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Основанный Петром I Сенат не был похож на сенат Швеции, Польши и других стран. Степень предоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» на время постоянных отлучек Петра I, мешавших ему заниматься текущими делами.
Учрежденный в 1801 году Государственный Совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном Совете»[2].
Члены Государственного Совета до 1906 года назначались царем из числа высших сановников. Министры являлись членами Государственного Совета по должности. С 1812 по 1865 год Председатель Государственного Совета являлся одновременно и Председателем Кабинета министров.
Государственный Совет играл важную роль в подготовке и издании первого Полного Собрания законов и Свода Законов Российской империи (к 1833 году было подготовлено 33 тома Полного Собрания и 15 томов Свода Законов). В царствование Александра II Государственный Совет принимал активное участие в разработке законодательной базы реформ 60-70-х годов.
В 1906 году Николаем II была создана двухпалатная система высших законодательных органов. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней — Государственный Совет.
С 1906 года Государственный Совет становится полупредставительным органом. Председатель и вице-председатель Совета, а также половина его членов назначались императором, половина членов Государственного совета избиралась от духовенства, дворянства, земств, Академии наук и профессоров университетов, крупнейших организаций промышленников и торговцев.
Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.
После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века.
В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.
«Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определявшим основные направления внешней политик и, осуществлявшим высший контроль за деятельностью государственного аппарата.
Верховный Совет СССР избирался населением сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.
Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно, в случае разногласий между палатами вопрос рассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами на паритетных началах.
Президиум Верховного Совета СССР имел широкие полномочия вносить изменения и дополнения в действующее законодательство, в том числе в законы СССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик»[3].
Как свидетельствует практика работы Верховных Советов СССР, в их деятельности сочетались ростки демократии, позволявшие поддерживать тесную связь депутатов с избирателями, накапливать элементы парламентской культуры, вносить определенный вклад в развитие и совершенствование законодательной системы, и формально-бюрократический стиль решения многих ключевых вопросов, вытекавший из доминирования партийно-политического подхода во всех областях жизни страны, в том числе и в сфере законотворчества.
Существенная активизация деятельности советов всех уровней начинается после отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Особенно активно стали работать Съезды народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Всего за 1990 год было принято свыше 150 законодательных актов, формирующих основу рыночных реформ, законодательное закрепление принципа частной собственности, расширение форм собственности и хозяйственной деятельности, утверждение их равенства, создание конкурентной среды. Были введены институт президентства и Конституционного Суда.
После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органы советской власти прекращают свою работу как на общегосударственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации.
«Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. «Заключительные и переходные положения» Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации первого созыва в 85 субъектах Российской Федерации. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко. За 2 года работы Совета Федерации первого созыва в 1994-1995 гг. на 32 заседаниях Совета Федерации было принято 773 постановления по вопросам своего ведения. К окончанию срока своих полномочий Совету Федерации удалось завершить работу над многими базовыми законами, регулирующими различные сферы общественной жизни. Вступили в силу первые две части Гражданского кодекса, Семейный, Арбитражный, Водный кодексы»[4].
В конце 1995 года был принят Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.
В этот период Совет Федерации становится инициатором крупных международных акций. Среди них заметное место занял Петербургский экономический форум, первое заседание которого состоялось летом 1997. В работе форума принимали участие парламентарии и руководители стран ближнего и дальнего зарубежья, представители деловых кругов, банковских и финансовых структур, общественные деятели. До 2005 года включительно Форум проходил под эгидой Совета Федерации. В марте 2006 года было принято решение о передаче вопросов подготовки и проведения Петербургского международного экономического форума Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”.
Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.
В соответствии с новым законом представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
В январе 2002 года закончилась предусмотренная новым Федеральным законом “ротация” членов Совета Федерации. 16 января 2002 года Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
30 января 2002 года Совет Федерации принял новый Регламент палаты, в основу организации которой были положены три основных принципа: точное отражение ее конституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и создание структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы.
В соответствии с новым Регламентом в Совете Федерации были созданы 16 комитетов. Начиная с 2002 года были созданы временные комиссии Совета Федерации.Часть комиссий уже завершила свою работу, деятельность ряда комиссий продлена палатой.
Дальнейшим развитием организационной структуры Совета Федерации стало создание 3 марта 2006 года «Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Комиссия получила статус постоянно действующего консультативного органа, созданного в целях совершенствования законодательного обеспечения национальной политики и политики государства в отношении религиозных объединений в Российской Федерации. В состав Объединенной комиссии входят члены Совета Федерации и, по согласованию, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Председателем Объединенной комиссии является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Переход на новый уровень взаимодействия основных участников законодательного процесса позволил Совету Федерации существенно повысить его эффективность и результативность законодательной деятельности в целом.
С переходом на постоянный режим работы палаты существенно возросло значение взаимодействия с институтами гражданского общества, научными и экспертными сообществами, общественными объединениями и организациями. В значительной степени это взаимодействие происходит с помощью общественных и экспертных советов при комитетах и комиссиях Совета Федерации и его Председателе.
С 2002 года в Совете Федерации ведется работа по мониторингу законодательства и правоприменительной практики. Целью мониторинга является повышение качества принимаемых законов, совершенствование на основе законодательной и правоприменительной деятельности системы принятия и реализации государственно-политических решений и, в конечном счете, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. С 2004 года получила распространение практика постоянного мониторинга федеральных законов, имеющих принципиальное значение для судеб российских граждан.
Результаты работы Совета Федерации по мониторингу законодательства и правоприменительной практики нашли отражение в ежегодных (начиная с февраля 2005 года) докладах «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Публикация докладов Совета Федерации вызвала инициативу ряда субъектов Российской Федерации по подготовке на основе результатов мониторинга федерального и регионального законодательства докладов о состоянии законодательства в регионе. В настоящее время уже свыше двух десятков субъектов Российской Федерации подготовили свои собственные доклады.
В 2002 – 2008 годах продолжалась работа Совета Федерации по организации и проведению крупных международных акций, имеющих принципиальное значение, как для экономического развития России, так и для расширения интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых государств.
Международным признанием заслуг Совета Федерации стало его членство в Ассоциации европейских сенатов. Решение об этом было принято 28 июня 2002 года на встрече Ассоциации в столице Словении городе Любляне.
26 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил инициированные Президентом Российской Федерации и принятые Государственной Думой поправки в Конституцию Российской Федерации, касающиеся увеличения срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а так же устанавливающие контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации.
20 ноября 2012 годаСовет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с новым законом кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
Основные этапы истории представительной (законодательной) власти в России и образование Совета Федерации
Основные этапы истории представительной (законодательной) власти в России и образование Совета Федерации
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений — от веча и боярской думы, до дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, советского народовластия, современных форм парламентской демократии.
Вече было формой непосредственного участия народа в решении государственных дел. Это было собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезают после татаро-монгольского нашествия. В Северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) вече играло большую роль и просуществовало дольше, так как эти княжества не были разорены татаро-монгольскими войсками. Однако после включения в состав Московского царства и в этих землях вече отмирает.
Во всех русских землях действовали княжеские думы. Княжеские думы — постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным.
Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходится ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.
Самостоятельной роли боярская дума не играет, она, всегда действует вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных сношениях. По всем делам вы носилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».
Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.
Одним из крупных явлений политической жизни Московского государства XVI-XVII веков были Земские соборы, игравшие важную роль в законотворческой деятельности. В XVII веке Земский собор включал две части: одна состояла из руководителей высшей администрации, церковного руководства, членов боярской думы, начальников приказов, другая составлялась из выборных представителей всех сословий.
Сфера деятельности Земских соборов была чрезвычайно широка и включала выборы царя (в чрезвычайных обстоятельствах), внешние сношения, установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства и даже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения.
В царствование Алексея Михайловича Земские соборы играли существенную роль в разработке и систематизации законодательства. Не случайно свод законов этой эпохи получил название Соборного уложения (1649 год).
В 1653 году был созван последний Земский собор. После него в царствование Алексея Михайловича не созывались уже более представители всего народа, однако для обсуждения тех или иных вопросов правительство призывало выборных от того класса населения, которого эти вопросы непосредственно затрагивали, создавая из выборных членов своего рода «комиссии экспертов».
В царствование Петра I особое значение приобретает Правительствующий Сенат, утвержденный в 1711 году и ставший органом, решавшим все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Основанный Петром I Сенат не был похож на сенат Швеции, Польши и других стран. Степень предоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» на время постоянных отлучек Петра I, мешавших ему заниматься текущими делами.
Учреждением, в чем-либо ограничивающим власть Петра, Сенат не был: он действовал только по поручению царя и перед ним за все отвечал. При преемниках Петра роль Сената уменьшается, особенно в сфере законодательства. Александр I в 1802 году окончательно лишает Сенат статуса законосовещательного учреждения, передав эти функции Государственному Совету.
Учрежденный в 1801 году Государственный Совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном Совете.
Члены Государственного Совета до 1906 года назначались царем из числа высших сановников. Министры являлись членами Государственного Совета по должности. С 1812 по 1865 год Председатель Государственного Совета являлся одновременно и Председателем Кабинета министров.
Государственный Совет играл важную роль в подготовке и издании первого Полного Собрания законов и Свода Законов Российской империи (к 1833 году было подготовлено 33 тома Полного Собрания и 15 томов Свода Законов). В царствование Александра II Государственный Совет принимал активное участие в разработке законодательной базы реформ 60-70-х годов.
В 1906 году Николаем II была создана двухпалатная система высших законодательных органов. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней — Государственный Совет.
С 1906 года Государственный Совет становится полупредставительным органом. Председатель и вице-председатель Совета, а также половина его членов назначались императором, половина членов Государственного совета избиралась от духовенства, дворянства, земств, Академии наук и профессоров университетов, крупнейших организаций промышленников и торговцев.
Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.
Николай II и царское правительство с годов практически прекратили взаимодействие с законодательными палатами.
После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века.
В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.
Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза, принимавшим решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определявшим основные направления внешней политик и, осуществлявшим высший контроль за деятельностью государственного аппарата. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного Суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Верховный Совет СССР избирался населением сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.
Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа.
Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно, в случае разногласий между палатами вопрос рассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами на паритетных началах.
Каждая палата образовывала постоянные комиссии: мандатную, комиссию законодательных предположений, планово-бюджетную, комиссию по иностранным делам, комиссию по делам молодежи, а также комиссии по отраслям или группам отраслей экономики и государственного управления.
Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями.
Президиум Верховного Совета СССР имел широкие полномочия вносить изменения и дополнения в действующее законодательство, в том числе в законы СССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Утверждение указов Президиума Верховного Совета СССР обще-нормативного характера проводилось на собиравшихся 2 раза в год сессиях Верховного Совета СССР.
Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое большинство голосов (для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство, не менее 2/3 голосов, в каждой палате). Руководящим ядром всех государственных органов, в том числе и Верховного Совета СССР, являлась Коммунистическая партия, выдвигаемые КПСС задачи определяли деятельность каждого Совета, лежали они и в основе деятельности Верховного Совета СССР.
Как свидетельствует практика работы Верховных Советов СССР, в их деятельности сочетались ростки демократии, позволявшие поддерживать тесную связь депутатов с избирателями, накапливать элементы парламентской культуры, вносить определенный вклад в развитие и совершенствование законодательной системы, и формально-бюрократический стиль решения многих ключевых вопросов, вытекавший из доминирования партийно-политического подхода во всех областях жизни страны, в том числе и в сфере законотворчества.
Существенная активизация деятельности советов всех уровней начинается после отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Особенно активно стали работать Съезды народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Всего за 1990 год было принято свыше 150 законодательных актов, формирующих основу рыночных реформ, законодательное закрепление принципа частной собственности, расширение форм собственности и хозяйственной деятельности, утверждение их равенства, создание конкурентной среды. Были введены институт президентства и Конституционного Суда.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года было утверждено Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативно-координационного органа в составе Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов. Совет Федерации РСФСР дважды собирался на свои заседания (22 ноября 1990 года и 23 января 1991 года) и внес определенный вклад в подготовку Федеративного договора.
После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органы советской власти прекращают свою работу как на общегосударственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации.
Указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года (№ 000) «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и от 6 ноября 1993 года (№ 000) «Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году» определяли формирование Совета Федерации путем выборов по мажоритарной системе.
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, в том числе его верхней палаты — Совета Федерации.
Положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва предусматривало, что в этот орган должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации. Депутаты верхней палаты избираются на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации (один округ на территории каждого субъекта Федерации). Кандидаты в Совет Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями.
Всего было зарегистрировано 494 кандидата в депутаты Совета Федерации. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации первого созыва. Всего был избран 171 человек. 13 марта 1994 года состоялись выборы в Совет Федерации в Татарстане, а 15 мая 1994 года — в Челябинской области, в результате которых в Совет Федерации были избраны еще 4 человека. В итоге в верхнюю палату было избрано 175 депутатов.
В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.
Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко. За 2 года работы Совета Федерации первого созыва в гг. на 32 заседаниях Совета Федерации было принято 773 постановления по вопросам своего ведения.
В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.
23 января 1996 года Совет Федерации второго созыва приступил к работе. На первом заседании Совета Федерации 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.
За время работы Совета Федерации второго созыва в гг. на 47 заседаниях Совета Федерации по вопросам ведения палаты было принято 2843 постановления.
Главный итог деятельности верхней палаты Федерального Собрания в — практическое становление Совета Федерации в качестве «палаты регионов» — реального гаранта политической стабильности страны.
В этот период Совет Федерации становится инициатором крупных международных акций. Среди них заметное место занял ставший ежегодным Петербургский экономический форум, первое заседание которого состоялось летом 1997. В работе форума принимали участие парламентарии и руководители стран ближнего и дальнего зарубежья, представители деловых кругов, банковских и финансовых структур, общественные деятели.
В сентябре 2000 года под эгидой Совета Федерации прошел Байкальский экономический форум, а в следующем 2001 году в его рамках прошла международная конференция «Байкал — мировое наследие: экономика, экология».
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования верхней палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.
В соответствии с новым законом представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Однако, поскольку в ряде субъектов Российской Федерации — Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелии, Республике Саха (Якутии) и Свердловской области были сформированы двухпалатные законодательные (представительные) органы государственной власти, новый закон предусмотрел, что член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
До вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном новым Федеральным законом порядке новых членов Совета Федерации, члены Совета Федерации — представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации должны были продолжать исполнять свои полномочия.
5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Санкт-Петербурга, назначенный членом Совета Федерации уже в соответствии с новым Федеральным законом.
В январе 2002 года закончилась предусмотренная новым Федеральным законом «ротация» членов Совета Федерации. 16 января 2002 года Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
30 января 2002 года Совет Федерации принял новый Регламент палаты, в основу организации которой, по словам Председателя Совета М. Миронова, были положены три основных принципа: точное отражение ее конституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и создание структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы.
В соответствии с новым Регламентом в Совете Федерации были созданы 16 комитетов: по конституционному законодательству; по судебно-правовым вопросам; по обороне и безопасности; по бюджету; по финансовым рынкам и денежному обращению; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по социальной политике; по экономической политике, предпринимательству и собственности; по промышленной политике; по природным ресурсам и охране окружающей среды; по аграрно-продовольственной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Севера и малочисленных народов и 7 постоянных комиссий: по Регламенту и организации парламентской деятельности; по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; по делам молодежи и спорту; по информационной политике; по естественным монополиям.
Основная цель деятельности Совета Федерации, по словам Председателя Совета М. Миронова, состоит в укреплении «федеративной модели государственно-правовой самоорганизации России, единства ее политического, социально-экономического и культурного пространства».
Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе — поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа — совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.
Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с новым Федеральным законом в основном завершилось не позднее 1 января 2002 года. При этом вновь избранные (назначенные) представители работают в палате только на постоянной основе.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е. С. Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.
Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.
Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой. В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству; Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам; Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике; Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления; Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности; Комитет Совета Федерации по бюджету; Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; Комитет Совета Федерации по международным делам; Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств; Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности; Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; Комитет Совета Федерации по социальной политике; Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту; Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Комитет Совета Федерации по промышленной политике; Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям; Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды; Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике; Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов; Комиссия Совета Федерации по информационной политике; Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.
Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т. д.
Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.
Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.
К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
назначение выборов Президента Российской Федерации;
отрешение Президента Российской Федерации от должности;
назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.
По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.
Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации (действующая редакция Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждена постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ и от 29 марта 2002 года № 173-СФ).
Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3466) с последующими изменениями.