представители помещичьей руси в поэме
Сочинение на тему «Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова»
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов описывает жизнь всего русского народа, не обходит вниманием и судьбы помещичьего сословия. Их образы показывают: помещики не желают меняться и страдают от отмены крепостного права, ведь это привело их к потере власти и снижению доходов. При этом Русь уже начала меняться, крестьяне избавляются от рабского мышления, хотя в них еще много покорности и даже любви к «господам». Странники уверены, что помещикам живется вольготно, но сами они так не считают.
Первым странники останавливают экипаж Гаврилы Оболт-Оболдуева, который почти 60 лет прожил в роскоши, довольстве и ощущении безграничной власти. Он с горечью рассказывает простым мужикам о своих «лишениях»: уж нет ощущения, что ты царь для своих холопов, больше не шумит слава о его пирах и охоте. Расчувствовавшись, помещик рыдает от жалости к себе. Но путникам его не жаль, ведь этот человек уверен, что наказывал крестьян из любви и доброты.
Не лучше его и князь Переметьев, воспринимавший слуг как рабов. Его дворовый человек гордится тем, что вылизывал за барином тарелки и был «любимым рабом».
Интересен в поэме образ Последыша – старого князя Утятина, который из-за отмены крепостничества утратил рассудок. Ради всеобщего спокойствия родня и бывшие крепостные убедили Утятина в том, что реформы отменили, а старый уклад вернули. Но из-за этого старик стал еще безумнее и требовательнее: он жестоко наказывает крестьян, нагружает их бессмысленной работой, принимает дикие решения в их судьбе. Когда Последыш наконец умирает, крестьяне воспринимают это как праздник, избавление от тиранства. Но бывшим крепостным еще придется побороться: поля, которые им сначала отдали, теперь наследники князя пытаются отсудить.
Сочинение: Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
(769 слов) Одно из важнейших произведений в творчестве Н.А. Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней он рассказывает о тяжёлой доле русского народа и обличает угнетателей крестьянства. Рассмотрим наиболее яркие образы угнетателей, созданные Некрасовым в этом произведении.
В поэме сатирически изображаются антинародные силы. Помещики, управляющие, купцы, а также предатели народных интересов. Персонажи, противостоящие крестьянам, расположены в поэме по степени усиления их социально-психологической деградации: поп, помещики Гаврила, А. Оболт-Оболдуев, Шалашников, Поливанов, «последыш» князь Утятин, пан Глуховский и другие. Однако дворян Некрасов изобразил реалистично, без гротеска, свойственного, например, М.Е. Салтыкову-Щедрину. Рассмотрим их образы подробнее.
Интересно, что автор не только создает в своём произведении антитезу «счастливых» верхов и «несчастливых» низов. Верхи тоже в каком-то смысле несчастны в том плане, что и они пребывают в кризисе, когда старое обрушивается, а новое ещё не определилось. Поэт замечает и демонстрирует несостоятельность, жалкость и отсутствие благополучия в как будто бы благополучной на первый взгляд жизни.
Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — типичный крепостник, не изменивший своих привычек после реформы 1861 года. Он румяный, осанистый, полный; ему шестьдесят лет; имел седые усы, длинные, что создавало ему важный, солидный вид. В его облике чувствуется и молодцеватость. Гаврила Афанасьевич именитого рода: татарин Оболт-Оболдуев потешил государыню в её именины разными зверями двести с лишним лет назад. Его прапрадед по матери, князь Щепин пытался поджечь Москву с Васькой Гусевым: их казнили триста лет назад. Помещик живет в деревне безвыездно сорок лет и характеризует барскую и помещичью жизнь в прошлом и в настоящем. И рассказ о ней очень многогранен. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: о псовой охоте и роскошных пирах на праздники. В настоящем помещичье сословие переживает кризис: дворяне вроде Оболта-Оболдуева не могут приспособиться к новой жизни, потому что ничему не учились и ничего не умеют. Раньше он паразитировали на крестьянском труде и были беспечны, но теперь им приходится приводить хозяйство в порядок самим, изучать новые реалии и правила, а они совершенно не способны этого сделать. После многих лет праздности помещики потеряли саму способность к обучению. Речь героя — не просто обличение ленивого и глупого барина, который ставит себе в заслугу разумное руководство подневольными людьми. Она о всеобщей беде, обо всех захватывающем кризисе. И о том, что народ в этой ситуации, — единственная сила, полная здоровья, силы и красоты, которая является главным условием развития нашей страны и обновления жизни. Из речи родовитого помещика мы можем сделать вывод, что дворянское сословие деградирует и больше не может служить единственной опорой для государства.
Шалашников — уже более жестокий барин, который требует со своих крестьян очень многого. В отличие от Оболт-Оболдуева, он не пытается стать для крепостных «отцом» и благодетелем, не отмечает с ними праздники и не дарует милости. Он заинтересован только в прибыли — любой ценой. Особое внимание помещик уделял телесным наказаниям, которые должны были сделать людей более сговорчивыми и трудолюбивыми.
Одним из угнетателей народа является князь Утятин. Он олицетворяет упадок, вырождение помещиков. Это существо не только полуживое, но и полуживотное. Он выглядит странным, почти сказочным энциклопедическим персонажем. И описывается-то не столько он сам, сколько его незрячее око: именно оно, мёртвое, ненавидящее, — единственное, что живёт в нём. Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили, и ведёт себя так, как будто ничего не произошло. Стоит отметить, что мёртвая, отжившая система отношений, уложений, «привычек» держала в своих руках живые силы страны.
Пан Глуховский — садист, наделенный привилегиями дворянина. В тексте не упоминаются многочисленные преступления этого убийцы, но автор дает понять, что этот герой замучил не одну сотню человек, раз превзошел даже разбойника Кудеяра. Сравнение барина с бандитом показало, что помещик ничуть не лучше и даже хуже вора, ведь он губит людей не из-за желания заработать денег, а просто так, забавы ради. Безнаказанность, вседозволенность и праздность дворян приводят к тому, что они превращаются в убийц и насильников: их ничего не сдерживает, им ничего не мешает проявлять самые порочные стороны своей натуры.
Таким образом, Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» многопланово показывает главных угнетателей народа — его прямых владельцев. Он демонстрирует их пороки и обличает их нравственное и духовное убожество, чтобы убедить современников в правильности отмены крепостного права и в необходимости совершенствовать реформы.
Сочинение на тему: Образы помещиков в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Автор: Guru · 13.11.2020
Рассмотрим образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», написанной Некрасовым. В ней автор задался целью показать читателю ту тяжесть, с которой живут русские крестьяне, а также указать на тех, кто гнетет их. Какие же образы есть в поэме?
В произведении ярко и комично показаны различные силы, которые являются антинародными – это помещики, дворяне, богачи и те, кто предал интересы своего народа. Все эти персонажи в повести расставлены в порядке возрастающей отдаленности их от народа – поп, помещики, один из которых наделен автором весьма красноречивой фамилией Оболт-Оболдуев, за ними князь Утятин, потом пан… впрочем, представителей дворянского сословия автор показал без выдумок и преувеличений, в отличие от других писателей.
Примечательна созданная Некрасовым антитеза у верхушки и дна общества относительно их счастья или несчастья. Верхи тоже бывают несчастны, когда начинает рушиться привычный им уклад жизни, и они не знают, чего им ждать от новшеств. На этом автор заостряет внимание, ведь в такие моменты жизнь верхов становится жалкой и ничтожной, благополучной только внешне.
Начнем с Оболдуева. Итак, Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев – помещик-крепостник, который проигнорировал реформу, прошедшую в 1861 году. Он толст и осанист, румян и сед, имеет длинные усы, которые делали его внешне более солидным. В нем слегка заметна легкая, не по годам, молодцеватость. Он происходит из весьма известного рода, ставшего известным главным образом тем, что более двух столетий назад его родич тешил императрицу и ее свиту подобием зоопарка. Более того, его прапрадед с подельником еще тремя веками ранее собирался сжечь столицу, за что их обоих казнили.
Помещик ведет относительно замкнутый образ жизни – живет в своей деревне на протяжении сорока лет и не выезжает из нее никуда. Своим образом жизни он показывает, каким был быт баринов и помещиков прошедшей и нынешней эпох. Повествование об этом быте весьма разносторонне, и рассказывает о том, какая идиллия царит в усадьбах тех, кто имеет дворянский титул, о том, как они любят развлекаться на псовой охоте, с каким размахом они пируют.
В нынешнем сословии помещиков сейчас наступает кризис, поскольку такие, как Оболдуев, не в состоянии привыкнуть к жизни, которая диктует свои новые правила. По большей части, их неспособность к этому истекает из того, что они не учились никаким ремеслам и жили праздно. Поэтому они ни к чему не приспособлены и ничего не умеют. До перемен они жили тем, что брали все нужное с крестьян, отбирая у них все, что хотели. Они жили праздно и беспечно, не знали тяжелого труда. А в нынешнем своем положении этим помещикам нужно самолично содержать свое хозяйство. При этом им нужно приспосабливаться к новым реалиям, чего они сделать не в состоянии. Они не могут ничему обучиться вследствие своей праздности, которая длилась годами.
Речь персонажа не только обличает неумного лодыря, считающего себя заслужившим правление горсткой крепостных крестьян, но и дает понять, что кризис назрел, скоро что-то произойдет, потому что грядущая беда будет иметь большие масштабы, так как она захватила и крестьян, и высшее сословие. Но именно народ в этой беде является силой, при которой страна развивается, становясь более здоровой и красивой, все чаще обновляясь. На примере именитого помещика мы видим, как деградирует верхушка общества.
Помещик Шалашников является куда более жестоким по отношению к своим крепостным хозяином. Он требователен – для него главное – прибыль. Он не выказывает крепостным милостей и добра, как Оболдуев, не празднует с ними. Зато он ввел телесные наказания. По его мнению, эта мера делала его крепостных более работоспособными.
Князь Утятин. Еще больший дегенерат, чем Шалашников. В его лице показан упадок, который царит в среде помещиков. Он уже не человек, а наполовину животное. Он наполовину мертв. По большей части, описывается его незрячий глаз – в нем живет ненависть. Он не верит в отмену крепостного права и живет, как прежде.
А пана Глуховского сравнивают с бандитом Кудеяром, которого он превзошел по количеству жертв. Но причина была различна – Кудеяр убивал, чтобы заработать, а Глуховский – потому что это приносило ему удовольствие. Он был садистом, которого наделили титулом дворянина. Он не сдерживает свою порочность и жестокость.
Именно так Н.А. Некрасов в своей поэме показывает угнетателей своего народа во всей их негативности, глупости. Они морально убоги и порочны, и именно этим он убеждает в нужности и необходимости проведения реформ.
Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств.
Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.
Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.
Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.
Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.
Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.
Главные действующие лица
Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.
При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.
Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:
Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.
Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.
Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.
Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.
Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.
Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.
В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.
Второстепенные персонажи
Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.
Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:
Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.
Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.
Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.
Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.
Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.
Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.
Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.
Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.
Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.
Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.
Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.
Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.
Заключение
Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной.
Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова
Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества, ссылок и эксплуатации рабочих людей.
Идею написать поэму «Кому на Руси жить хорошо» автор долго прокручивал в своей голове, он ездил по разным местам, читал различные источники о крестьянах в посткрепостнический период, чтобы наконец приступить к написанию. К сожалению, ему так и не удалось дописать поэму до конца, он умер.
Когда отменили крепостное право, народ по идее должен был ликовать, однако на деле всё получилось совсем иначе – у крестьян не было земли, и им приходилось уходить под управление волостных, которые не меньше, чем барин использовал их труд. В начале поэмы семь мужиков отправляются в путешествие по Руси с целью отыскать ответ на вопрос, который является названием произведения, они хотят найти крестьян, которые живут весело и беззаботно после отмены крепостного права. Эти мужики едут из своих деревень с говорящими названиями, например, Дырявино и Неелово, что сразу даёт читателю понимание того, как живут крестьянские люди.
По разному вёл себя народ в это непонятное время, так, например, во второй части произведения крестьяне продолжали лебезить перед барином, потому что его семья решила скрыть от него новость об отмене крепостного права, пообещав за это им землю. Крестьяне старались угодить им, ведь они свято верили в то, что барская семья исполнит своё обещание, они готовы были до его смерти ещё побыть невольными, а после обрести волю и независимость. На деле же, когда барин умер, его семья забыла об уговоре, и крестьяне остались ни с чем. Это пример верующих в справедливость простых людей. Сколько бы лет барин и его семья не издевались над ними, они всё равно верят в то, что их не обманут.
В произведении, как и на Руси в то время, есть холопы без своего мнения и желаний, они не готовы были восстать против своих эксплуататоров, их рабство заключалось не столько во внешнем труде и подчинении, сколько во внутреннем, они не могут освободиться от этого, потому что привыкли так жить. Но в противовес им в поэме выступают образованные и умные бывшие крепостные, который и сами размышляют над вопросом «Кому же всё-таки хорошо живётся на земле русской?» Ответ семи мужикам даёт Матрёна Тимофеевна, она говорит, что счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей нашей Родины.
Несмотря на все тяготы жизни, крестьяне объединяются в группы, держатся вместе. Правда, не всегда эти объединения направлены на достижение благой цели. В одном из эпизодов мужики видят, как бьют ни человека, которого осудили все, однако, большая часть и не знает, за что его нужно бить, но они продолжают это делать, потому как «мир сказал», а он всегда прав.
Яким Нагой – отличный пример крестьянина, который не готов мириться с действительностью, он считает, что проблема плохой жизни русского народа в том, что он не может весь свой гнев направить на восстание против системы, а вместо этого просто пьянствует. Во время бунта он был одним из первых людей, которые пытались учинить расправу, бунтовщики убили помещика. В те времена так и было: восстания происходили вспышками и наплывами, но это вело к верной цели.
В поэме образы крестьян не так статичны, к примеру, холоп Яков всё-таки мстит своему обидчику, то есть он не до конца мирится со своим положением. Много различных характеров в произведении, на Руси, и все они рисуют чёткую картину, на которой виден и мрак, происходящий сейчас в связи с неясной, новой жизнью, и светлое, но пока размытое будущее, которое рано или поздно должно настигнут русский народ. И все в это, хоть и в глубине души, но, конечно же, верят.
Странники из народа
Семь мужиков – все крестьянского происхождения. Чем они отличаются от других персонажей? Почему автор не выбирает в ходоки представителей разных классов? Некрасов гениален. Автор подсказывает, среди крестьян начинается движение. Россия «очнулась ото сна». Но движение медленное, не все осознали, что получили свободу и могут жить по-новому. Некрасов делает героями простых мужиков. Раньше по стране бродили только нищие, богомольцы и скоморохи. Сейчас пошли искать ответы на вопросы мужики из разных губерний, волостей. Поэт не идеализирует литературных персонажей, не пытается отделить их от народа. Он понимает, что все крестьяне разные. Многовековой гнет для большинства вошел в привычку, мужики не знают, что делать с полученными правами, как дальше жить.
Яким Нагой
Крестьянин живет в деревне с говорящим названием – Босово. Нищий мужик из такой же деревни. Крестьянин ушел на заработки, но попал под тяжбу с купцом. Яким оказался в тюрьме. Понимая, что ничего хорошего не ждет его в городе, Нагой возвращается на родину. Он безропотно работает на земле, сливаясь с ней по образу и подобию. Как ком, пласт, вырезанный сохой, Яким
«до смерти работает, до полусмерти пьет».
Радости от тяжелого труда мужик не получает. Большая часть достается помещику, сам же он бедствует и голодает. Яким уверен, что русского мужика не одолеет никакой хмель, поэтому не стоит обвинять крестьян в пьянстве. Многогранность души проявляется во время пожара. Яким и жена спасают картины, иконы, а не деньги. Духовность народы стоит выше материального достатка.
Образы Матрены и Савелия
К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.
Холоп Яков
Любимый раб
Дворовый мужик пытается предстать перед странниками самым счастливым. В чем его счастье? Холоп был любимым рабом первого знатнейшего князя Переметьева. Жена холопа – любимая раба. Хозяин позволил дочери холопа учиться вместе с барышней языкам, наукам. Девчушка сидела в присутствии господ. Глупо выглядит крестьянин-раб. Он молится, прося у Бога сохранить ему благородную болезнь, — подагру. Рабское повиновение привело холопа к абсурдным мыслям. Он гордится дворянской болезнью. Хвастается перед ходоками винами, которые пил: шампанское, бургонское, токайское. Отказывают ему мужики в водке. Отправляют дальше лизать тарелки после барской трапезы. Не по губам раба из мужиков русский напиток, пусть допивает из рюмок заморские вина. Смешон образ больного холопа.
Староста Глеб
В описании крестьянина нет привычной интонации. Автор негодует. Ему не хочется писать о таких типах, как Глеб, но они есть среди крестьян, поэтому правда жизни требует появления образа старосты из народа в поэме. Среди крестьян таких было немного, но горя они принесли достаточно. Глеб уничтожил вольную, которую дал барин. Позволил обмануть своих земляков. Раб в душе, староста предал мужиков. Он надеялся на особые льготы, на возможность возвыситься над равными себе по социальному положению.
Введение
Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.
Мужицкое счастье
На ярмарке к странникам подходит множество крестьян. Они все пытаются доказать свое счастье, но оно настолько убого, что говорить о нем тяжело.
Какие крестьяне подошли к ходокам:
Н.А.Некрасов называет крестьян по-разному. Одни рабы, холопы и иуды. Другие примерные, верные, смелые богатыри земли русской. Перед народом открываются новые пути. Счастливая жизнь ждет их, но нужно не бояться протестовать и добиваться своих прав.
В первом номере «Современника» за 1847 г., когда журнал только что перешёл от П. А. Плетнёва в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Кали-ныч», с пометкой после заглавия: «Из записок охотника». Исключительный успех этого очерка побудил Тургенева продолжать серию «охотничьих» рассказов. Позднее в «-Современнике» было напечатано ещё двадцать рассказов, а в 1852 г. «Записки охотника» вышли отдельной книгой.
«Записки охотника» стали крупнейшим событием не только литературной, но и общественной жизни своего времени. Тургенев дал в них широкую картину народно-крестьянского и помещичьего быта крепостной деревни и усадьбы, с длинной вереницей реалистически и мастерски зарисованных образов крестьян и помещиков на фоне среднерусского пейзажа, входившего существенно важным элементом в композицию почти всех рассказов.
Рассказы не были связаны единством сюжета. Но на протяжении всей книги явно выступало глубокое сочувствие автора к забитому и бесправному народу, убедительное и смелое разоблачение «дикого» барства, всевластного хозяина крепостных «душ».
«Стройным рядом нападений, целым батальным огнём против помещичьего быта» называли «Записки охотника» современники Тургенева. Увольнением цензора Львова за пропуск книги, ссылкой Тургенева ответило правительство Николая I на «опасное» сочинение о русском барине и русском мужике. В секретной бумаге министра народного просвещения сообщалось о книге: «Значительная часть помещённых в ней статей имеет решительное направление к унижению помещиков, которые представляются вообще в смешном и карикатурном или, ещё чаще, в предосудительном для их чести виде».
Иными, наделёнными духовной одарённостью и глубокой человечностью были показаны русские крестьяне. Таким образом, отчётливо выступало намерение автора показать моральное превосходство закрепощённого крестьянства над «культурным» и «благородным» рабовладельческим сословием.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН
Умный, хозяйственный, отвоевавший свою независиМость от барина Хорь и «мечтатель», «идеа-кре;тьян лист», «романтик» Калиныч («Хорь и Калиныч»); «странный», «удивительный» карлик-старик, правдоискатель, наделённый тонким ЧУВСТВОМ понимания красоты в природе, Касьян («Касьян с Красивой Мечи»); даровитый самородок-певец, впечатлительный и страстный, «художник во всех смыслах этого слова» Яшка-Турок, чьё пение в Притынном кабаке с такой лирической и красочкой силой описано в «Певцах»; крестьянские ребятишки в ночном у костра, стерегущие табун, коротающие время страшными рассказами и заставляющие автора невольно любоваться их доверчивой любознательностью, мечтательной грустью, смышлёностью, смелой удалью, милой детскостью их простых и наивных душ («Бежин луг»),- вот образы, которые рисовал Тургенев, показьшая «золото — сердце народное», таившееся в глубине тёмного крепостного мира.
Безысходную крестьянскую нищету приоткрывает Тургенев в бегло нарисованных, но запоминающихся образах: мужика Власа, безуспешно ходившего к сердитому барину в Москву с просьбой вызволить из горькой нужды («Малиновая вода»), старика Антипа с сыном, разорённых и замученных бурмистром и униженно просивших заступничества у своего барина Пеноч-кина («Бурмистр»), и того задавленного «голодухой» мужика, который срубил в барском лесу дерево и был пойман суровым лесником («Бирюк»).
Глубоким драматизмом проникнут образ Бирюка («Бирюк»)- угрюмого, честного подневольного слуги своих господ. Бирюк сознаёт, что на нём лежит тяжёлое бремя долга. «Справляя» свою должность крепостного лесника, он обязан стеречь барское добро: он не хочет «даром господский хлеб есть», он знает, что «воровать никому не след» и «баловать воров не приходится». Но вот однажды Бирюк увидел крепостного крестьянина, укравшего дерево в барском лесу. Он поймал «вора» — бедняка-мужика, погибающего с «голодухи». Бирюк должен его наказать, но он хорошо понимает, чем вызвано «воровство», и в глубине души сочувствует «преступнику». В конце концов Бирюк его отпускает. Это вызвало у лесника великую нравственную муку, и сцена, где показан происходящий в душе Бирюка конфликт между чувством долга и чувством высшей правды, полна истинного, волнующего драматизма, корни которого в жестоком укладе крепостных отношений.
Из среды дворовых крестьян, развращённых близостью к барской жизни, и крестьянской «администрации» взяты Тургеневым такие образы, как камердинер Виктор, отвратительный в своём самодовольстве и бессердечии («Свидание»), бурмистр Софрон, «зверь», «пёс», «мошенник беспардонный» — по словам крестьян, и «молодец», «государственный человек» — по оценке его барина Пеночкина. На разорении крестьян, которых он жестоко эксплуатирует, и на обмане помещика, которому он умеет подобострастно льстить, строит Софрон своё благополучие — богатеет, промышляя и «скотом, и дёгтем, и маслом, и пенькой, и чем-чем…» («Бурмистр»).
В замыслы автора «Записок охотника» входило желание показать не только забитость и покорность крепостного крестьянства, но и вспышки его протеста против помещичьего гнёта. Был, например, задуман Тургеневым рассказ «Землеед» — о расправе крестьян с жестоким помещиком. «В этом рассказе,- писал Тургенев,- я передаю совершившийся у нас факт, как крестьяне уморили своего помещика, который ежегодно урезывал у них землю и которого они прозвали за то «землеедом», заставив его скушать фунтов семь хорошего чернозёма». Но тема крестьянского протеста могла остаться, разумеется, только в замыслах автора: рассказа на эту тему не пропустила бы цензура.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ БИОГРАФИЯ → |
Еще по данной теме::
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ Романы Тургенева — своеобразная художественная л…
ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО Вторым тургеневским романом было «Дворянское гнездо», Роман написан в 1858 г. …
РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — РУДИН Самым значительным литературным вкладом Тургенева «Рудин» были его …
РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — НАКАНУНЕ В начале 1860 г. Тургенев напечатал роман «Накануне». Тургенев — …
РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Особое место в творчестве Тургенева занимают — его повести и рассказы. Они как…