предметом истории экономики является
Предмет истории экономики.
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ.
Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененныеми в других географических, культурных, экономических и исторических условияъ, соответствующих настоящему положения бедных стран.
Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли.
Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во –первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какре-либо обобщения. Во-вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами.
Существует много причин для того, чтобы изучать историю экономики для решения конкретных современных практических проблем. Исследуя развитие человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней большое внимание уделено «урокам истории». Несмотря на то, что некоторые историки считают, что их задача состоит в том, чтобы позволить «фактам говорить за себя», все же «факты» лишь являются ответами на конкретные вопросы, поставленные исследователем. Но перед тем как мы перейдем непосредственно к историческому повествованию, необходимо определить, что же конкретно является предметом изучения истории экономики.
Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.
Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:
1) экономическую историю отдельных стран и регионов;
2) историю народного хозяйства;
3) историю экономической мысли.
Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.
История экономики
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ II. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Лекция 1. Введение в историю экономики
1.1. Предмет истории экономики и его эволюция
Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного хозяйства
(история хозяйственного быта, экономическая история, история экономического быта). Основателями новой науки стали представители немецкой исторической школы (В. Рошер, В. Гильдебранд, К. Книс), которые доказали необходимость применения истории к политической экономии, попытались превратить последнюю в учение о законах экономического развития народов. При этом законы рассматривались как историческое обобщение опыта исторического развития каждого конкретного государства. Однако на данном этапе под основным назначением истории экономики понималась ее иллюстративная роль.
В Англии одним из основоположников истории экономики был Арнольд Тойнби, главный труд которого «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» стал одним из первых исследований британского промышленного развития. В отличие от других экономистов А.Тойнби отмечал такую важную функцию новой науки, как мировоззренческую. Его соотечественник и современник Дж. Н. Кейнс (отец Дж. М. Кейнса) выделял уже три главные функции:
» историческая иллюстрация экономических теорий;
» историческая критика (то есть проверка историей) экономических теорий;
» историческое обоснование новых экономических теорий.
Во Франции создателем действительно научного подхода к изучению истории своей страны стал Фюстель де Куланж Нума Дени. Его работа «История общественного строя древней Франции» отражала авторскую концепцию генезиса феодализма в Западной Европе как постепенного преобразования учреждений Поздней Римской империи. Это означало практически полное игнорирование вклада германских племен, что не соответствовало историческим фактам. Вместе с тем Фюстель де Куланж был блестящим знатоком документального материала, что позволило ему одному из первых обратиться к анализу аграрной истории европейского средневековья.
Определенную роль в развитии истории экономики как науки сыграл марксизм. Метод исторического материализма, разработанный К. Марксом, позволил сформулировать учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах (экономическом базисе и надстройке) и причинах смены. Однако преувеличение отдельных сторон этого учения, например, классовых проблем и роли материальных факторов в развитии общества, привело к догматизации этой великой для своего времени теории.
В конце XIX-начале XX вв. развитию историко-экономического направления в экономической науке содействовало становление институционализма. Его сторонники рассматривали экономические системы с широких культурологических позиций как определенную ступень в исторической жизни общества. При этом в центре внимания оказались институты, под которыми понимались реальные формы организации экономической деятельности, мотивы и нормы поведения экономических субъектов.
В это же время начинает формироваться и отечественная историко-экономическая мысль. В работах П. Маслова, И. Кулишера, В. Левитского, Н. Рожкова и других особо выделялся вопрос о правомерности приложения схем периодизации экономической истории, разработанных западноевропейской наукой, к экономическому прошлому России. К сожалению, впоследствии уже в советский период такие исследования были практически свернуты. Интерес к ним возобновился лишь в последнее время.
Между тем в западной науке в 20-30 гг. XX в. с возникновением школы «Анналов» (исследователей, группировавшихся вокруг известного французского журнала «Анналы: экономики, общества, цивилизации») складываются новые методы анализа. Согласно основной идее М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя и др. история экономики- глобальная история людей, рассматриваемая с определенной точки зрения, это история событий, конъюнктуры и кризисов, общественных масс и структур. Такая постановка вопроса привела к становлению особого направления «истории ментальностей».
В 60-е годы в США А. Конрад и Дж. Мейер, продемонстрировав возможности применения современных теоретических экономических контрфактических (несбывшегося будущего) моделей к анализу экономики рабовладельческого юга США, стали основателями клиометрики. Два представителя этой школы Р. Фогель и Д. Норт в 1993 получили Нобелевскую премию по экономике.
Значение развития историко-экономической науки отразилось и в создании особой международной организации экономистов-историков, которая с 1960 г. регулярно проводит Международные конгрессы по экономической истории, определившие современные проблемы науки:
» особенности экономического роста;
» индустриализация;
» урбанизация;
» демография;
» аграрная история;
» генезис капитализма;
» методология и методы истории экономики.
В результате острой дискуссии между представителями различных школ и направлений была принята современная трактовка предмета истории экономики.
История экономики изучает развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий. Таким образом, в центре ее внимания находится эволюция хозяйства, а не общества.
В рамках такого понимания одним из важнейших понятий курса истории экономики является структура экономики.
Структура экономики- совокупность макроэкономических элементов, взаимосвязанных между собой и представляющих собой сложную систему общественного хозяйства.
Схематично структуру экономики можно представить следующим образом:
1.Раннефеодальная 6-13 вв.
2.Прединдустри-альная. 18 вв.
3. Индустриальная 60-е гг. 18 в.-70-е гг. 20 в.
Постиндустриаль-ный 1.Постиндустри-альная 80-е гг. 20 в.-10-е гг. 22 в.
Как показывает анализ, каждый последующий цикл в 1,5 раза короче предыдущего. Это дает возможность определить примерные границы не только новой постиндустриальной цивилизации, но и всего постиндустриального суперцикла (до середины 30 в.).
Составной частью цивилизационных циклов являются циклы Кондратьева. Установлено, что они в рудиментарной форме зародились в Китае на рубеже I и II тыс. н.э. и по Великому шелковому пути переместились в Европу в 11-12 вв. Первоначально механизм распространения этих циклов был связан с экзогенными ( внешними) факторами, прежде всего с торговлей. С развитием промышленного переворота центр тяжести был перенесен на эндогенные (внутренние) факторы.
Циклический подход позволяет по-новому взглянуть на проблемы, происходящие сегодня в мире в целом и в России в частности. Состояние мировой и отечественной экономики- это результат естественного хода развития человеческого общества, а переход к рыночной экономике- объективная необходимость, обусловленная сменой индустриальной цивилизации постиндустриальной. Продолжительность переходного периода, если его понимать как этап кризиса и вытеснения уходящей и рождения новой цивилизации, по расчетам В. И. Кузьмина и А. В. Жирмундского, составляет 1/4 общей длительности цикла, следовательно, Россия в новую цивилизацию войдет в 2010 г. Так как наша страна в силу разных причин позднее вступала во все суперциклы, но проходила их быстрее, нельзя однозначно говорить о прогрессе или регрессе ее развития.
Дополнительная литература
Блок М. Апология истории или ремесло историка.- М., 1986.
Майдачевский Д.Я. Экономическое объяснение истории: Учебные материалы и программа курса по истории экономики.-Иркутск, 1995.
Модельски Дж., Томпсон У. Волны Кондратьева, развитие мировой экономики и международная политика// Вопр. экономики. 1992. № 10.
Февр Л. Бои за историю.- М., 1991.
Тесты по теме
Тема 1. Введение в историю экономики Ответы
Определите единственно верный ответ.
1.Предметом истории экономики не является изучение:
а)проблем экономического роста;
б)проблем экономической конъюнктуры;
в)эволюции форм хозяйствования и структуры экономики;
г)проблем хозяйственной культуры.
2.Становление истории экономики как науки произошло:
а)в начале 19 в.,
б)в середине 19 в.,
в)в начале 20 в.,
г)в середине 20 в.
3.Представители школы «Анналов» считали, что история экономики есть история:
а)событий и людей;
б)народных масс и общественных структур;
в)изменения хозяйственного поведения людей;
г)ментальностей.
4.Построение «контрфактических моделей» связано с использованием:
а)структурно-функционального подхода;
б)причинно-генетического подхода;
в)статистического моделирования;
г)сравнительно-исторического метода.
5.В основе формационного подхода к периодизации лежит признание:
а)комплементарного действия законов экономики;
б)прогрессивности общественного развития;
в)примата объективных факторов развития над субъективными;
г)сочетания революции и эволюции в смене формаций.
6.Использование теории экономических циклов для решения проблемы периодизации истории экономики обусловлено:
а)открытием единственного источника экономических циклов;
б)возможностью учета экзогенных и эндогенных факторов в распространении циклов;
в)существованием циклов разной протяженности;
г)возможностью учета особенностей и закономерностей развития.
7.Периодизация истории экономики построена на основе:
а)цивилизационных суперциклов;
б)полувековых циклов;
в)вековых циклов;
г)верны все ответы.
8.Структура экономики характеризуется системой связей:
а)между товаропроизводителями и потребителями;
б)между государством и его гражданами;
в)между всеми уровнями экономики и ее участниками;
г)между уровнями экономики.
История мировой экономики. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировой экономики. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4 ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ
Объектом изучения истории экономики являются процессы зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений в разных странах.
Для истории национального хозяйства объектами исследования являются эволюции способов производства, исторических хозяйственных механизмов, исторических отраслей хозяйства, исторических отдельных экономических процессов и институтов.
Предмет исследования истории экономики включает изучение экономического движения общества, особенностей его изменений, трансформации закономерностей такого движения, связь с общественными сторонами жизни. Это исследование общих закономерностей становления и развития мировой экономики с учетом специфики отдельных стран и процессов развития конкретных форм общественного воспроизводства.
В более узком смысле предметом изучения является исследование хозяйственной деятельности народов различных стран, развитие их производительных сил, смены способов производства на примере отдельных регионов в различные эпохи.
Задачи и функции истории экономики связаны между собой.
Задачи истории экономики:
1) анализ и разбор эволюционных форм общественного производства;
2) проведение исследования развития экономик стран и регионов в разные эпохи;
3) рассмотрение альтернативности (поливариантности) созревания экономики.
Функции истории экономики следующие:
1) мировоззренческая — формирование логики стиля экономического мышления (историзм, масштабность);
2) прогностическая — прогнозирование развития экономики;
3) аналитическая — осознание эмпирического материала и поиск закономерностей в развитии истории экономики;
4) ценностная — нравственная оценка средств и результатов различных преобразований;
5) познавательная — осмысление единой картины исторического развития мировой экономики;
6) культурная — сохранение преемственности в хозяйственной практике знакомства с альтернативными моделями развития;
7) критическая — обсуждение новых экономических теорий и экономической политики;
8) фундаментальная — анализ и обработка разнообразной экономической информации;
9) практическая — накопление хозяйственного опыта и выдача практических советов;
10) прагматическая — обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития;
11) методологическая, выполняемая историей народного хозяйства для экономической теории, заключается в:
а) иллюстративной роли;
б) критической роли;
в) функции научного обоснования новых экономических теорий.
История экономики: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются общие вопросы возникновения экономики и ее развития в разные периоды времени, сущность экономики, ее значение, особенности развития в разных странах, формирование мирового рынка и мировой экономики и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История экономики: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 1. История экономики как наука
Сам термин «история» в научном смысле используется в двух аспектах:
1) как наука, осваивающая закономерности и причины установленной последовательности тех или иных событий;
2) как движение во времени, череда меняющих друг друга событий;
Предмет истории экономики (экономической истории). История экономики как наука занимается изучением развития экономических отношений, явлений и процессов как в мировом хозяйстве в целом, так и в отдельных странах.
Значение истории экономики — исследование внутреннего устройства и формирования экономических систем.
Пространство и время являются постоянными параметрами истории.
Представители всех школ и направлений исторической науки признают предоставленное им.
По центральному вопросу между ними происходят разногласия об устанавливающих факторах исторического процесса. В качестве определяющего фактора ими выдаются:
1) роль личности (героев);
2) изменения в материальном производстве;
3) географический фактор;
4) психологический фактор и т. д.;
Следует заметить, что влияние всего многообразия факторов сказывается на настоящем историческом процессе. Например, нельзя отрицать влияние на процесс экономического развития разных стран географического фактора.
Он обуславливает особенности образования экономических взаимоотношений.
Так, в северных географических регионах затраты на организацию производства и обеспечение жизнедеятельности людей значительно превосходят подобные затраты, осуществляемые в более теплых климатических зонах.
Методология истории экономики.
Методология — учение о логической организации, структуре, средствах и методах деятельности. Методология науки — учение о принципах построения, способах и формах научного познания.
Методология экономической истории содержит в себе как общенаучные методы формальной логики, так и специфические методы исторической науки.
К первым относятся анализ, синтез, дедукция, индукция.
Ко вторым — сравнительный, описательный и генетический методы.
Анализ возможностей генетического метода вызывает интерес. Употребление его связано с выделением исторического гена, с которого начинается рыночная экономика и развитие которого ведет к ее распространению в пространстве и времени. Таким геном, согласно А. Смиту, является разделение труда.
Именно разделение труда, обособление производителей и их специализация сделали обмен, необходимым условием жизни людей в обществе, послужили объединению разрозненных производителей товаров в систему рыночного хозяйства.
Общественное разделение труда возникает не только исторической предпосылкой рыночного хозяйства, но и последствием его функционирования.
Экономической истории свойственны два основополагающих принципа построения научного познания:
Употребление учеными того или другого принципа определяет подход к сфере исследования истории экономики.
Первый принцип лег в основу традиционного подхода к данной науке, он преобладал до начала 1960-х гг.
Второй принцип стал основой образования нового подхода, приобретшего на Западе наименование «Клиометрика».
Клиометрика — смежная историко-экономическая дисциплина, усваивающая экономическую историю с помощью экономического теоретического инструментария, статистического моделирования, количественных методов анализа, употребления гипотетического моделирования альтернативных версий формирования экономики в прошедшем. Клиометрика как наука сформировалась в послевоенных работах западных экономистов (Р. Голдсмита, У. Ростоу, К. Эрроу, С. Кузнеца, Р. Фоуджела, Д. Норта и др.) в противовес традиционной описательной истории народного хозяйства. Существенный вклад в ее становление внес Дуглас Норт.
Норт Дуглас Сесил (1920 г.) — американский экономист, один из основоположников науки Клиометрика. Наиболее значительным из исследований ученого стала разработка эмпирической модели преждевременной американской экономической истории. В основу принятого Нортом подхода легло утверждение, согласно которому структура рыночной экономики и протекающие в ней процессы тесно связаны с политическими и социальными институтами страны, поэтому экономическую историю и экономические теории следует объединять с институциональными изменениями.
Основные работы Норта: «Экономический рост США: 1790–1860» (1961), «Структура и движение экономической истории» (1981), «Подъем западного мира: новая экономическая история» (1973). Был лауреатом Нобелевской премии в 1983 г. (совместно с Р. Фоуджелом) по экономике «За применение экономической теории и количественных методов к изучению исторических событий».
Представляется, что другим геном (с позиций современных взглядов на экономическую науку) можно считать тенденцию к неуклонному возрастанию потребностей человека и общества. Именно их рост служит главнейшим фактором расширенного воспроизводства и технологического прогресса.
Вклад зарубежных и отечественных экономистов в историю экономики.
Бюхер, Карл (1847–1930) немецкий экономист, статистик, представитель новой исторической школы. Бюхер разделял экономическую историю на три стадии: домашнее хозяйство (без обмена), городское хозяйство, соединенное с работой ремесленников на заказ или для близлежащих рынков, и народное хозяйство, где сформировывается общенациональный рынок при многочисленных посредниках обмена. В основу разделения исторических эпох была положена «длина пути», которую преодолевает товар, устремляясь из изготовляющего хозяйства в потребляющее.
Бюш, Иоганн Георг (1728–1800) немецкий экономист и историк народного хозяйства. Занимался проведением исследования истории торговли, кредита и страхового дела, денежного обращения. Его работы насыщены фактическим материалом, он выступал как эмпирик, отвергая вероятность абстрактной теории, критиковал крепостничество как малопроизводительную и безнравственную форму организации хозяйства.
Левассер, Пьер Эмиль (1828–1911) французский экономист и историк. Занимался исследованиями экономической истории Франции.
Шмоллер, Густав (1838–1917) немецкий экономист, основоположник новой исторической школы, он отвергал теоретический характер политэкономии, призывая ограничиваться сбором статистического и фактического материала, исследованием специальных вопросов истории народного хозяйства.
Гамильтон, Эрл Джефферсон (1889–1946) американский историк-экономист. В 1927–1929 гг. овладевал знаниями в Испании изучал по архивным материалам влияние «революции цен» на экономическое развитие страны XVI–XVII вв.
На основе годовых отчетов торговой палаты в Севилье Гамильтон предопределил размер ввоза драгоценных металлов из Америки в Европу. Производя тщательные подсчеты, определил колебания среднего индекса цен с 1500 по 1640 гг. по ряду товаров. Книга «Американские сокровища и революция цен в Испании 1501–1650 гг.» (1934), в которой был исследован огромный статистический материал о движении в Европе цен и заработной платы под влиянием притока дешевого американского серебра и золота, показывает процесс первоначального накапления в Европе. Последующие работы Гамильтона посвящены экономической истории Испании 1650–1800 гг.
Гильдебранд, Бруно (1812–1878) немецкий экономист и статистик. Основоположник исторической школы в политэкономии. Основополагающая работа «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848). В 1863 г. сформировал «Ежегодник по вопросам политической экономии и статистики». Гильдебранд резко и систематически осуждал классическую школу и тщательно внедрял исторический метод.
Разработанная Гильдебрандом, периодизация истории хозяйственного развития выделяет три фазы: естественное хозяйство средних веков (под которым понималось натуральное хозяйство), кредитное хозяйство и денежное хозяйство. Выделяя в некую фазу кредитное хозяйство, Гильдебранд отличал его от денежного, под которым со времен А. Смита он понимал капиталистическое производство.
Ойкен, Вальтер (1891–1950) немецкий экономист. Ойкен полагал, что все общественно-экономические формы, которые когда-нибудь существовали в истории человеческого общества, в принципе могут быть сведены к двум видам: тоталитарному, или центрально-управляемому, и свободному открытому рыночному хозяйству, которому в политическом плане соответствует демократический строй.
Рошер, Вильгельм Георг Фридрих (1817–1894) немецкий экономист, основоположник исторической школы.
Основополагающие работы: «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843), «Принципы политической экономии» (1854). В целом ряде последовательно выходивших томов его «Принципов» Рошер ограничивался приложением истории экономических событий к изложению классических доктрин А. Смита и Д. Рикардо. Рошер смотрел на свои работы как на опыт применения к политической экономии исторического метода.
Андросов, Василий Петрович (1803–1841) — русский экономист, статистик, общественный деятель, агроном. В работах Андросова «Хозяйственная статистика России» (1827) и «Статистическая записка о Москве» (1832) собран ценный фактический материал по экономической истории России первой трети XIX в.
Блиох, Иван Станиславович (1836–1901) экономист, статистик и финансист. Блиох — автор трудов по экономической истории России по экономике сельского хозяйства и промышленности. Основные его работы: «Экономико-статистические работы 1875–1900 гг.» (1900), «Финансы России XIX столетия» (1882), «Мелиорационный кредит и состояние сельского хозяйства в России и иностранных государствах» (1890). «Фабричная промышленность Царства Польского 1871–1880» (1881), Струмилин (Струмилло-Петрашкевич), Станислав Густавович (1877–1974) — русский, советский экономист и статистик. Основные труды в области статистики, экономики, демографического прогнозирования управления народным хозяйством, экономической истории. Под руководством Струмилина была разработана первая в мире организация материальных балансов.
Кондратьев, Николай Дмитриевич (1892–1938) русский (советский) экономист. Прежде всего, мировой экономической науке, Кондратьев известен, как автор теории крупных циклов хозяйственной конъюнктуры. В ряде своих работ, среди которых выделяются монография «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны» (1922), а также доклад «Большие циклы экономической конъюнктуры» (1925). Ученый выдвинул идею множественности циклов, строя разнообразные модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года), короткие (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленные (средние циклы 7—11 лет) и большие циклы, (длящиеся 48–55 лет), этим большим циклам И. Шумпетер дал наименование «циклы Кондратьева». Наряду с теоретическими исследованиями Кондратьев принима непосредственного участие в составлении первых советских планов. Он разработал согласованную концепцию научного планирования, осмысленного воздействия на экономику, причем в условиях НЭПа, при сохранении механизмов рыночной сбалансированности и рыночного регулирования. Уже в конце 1920-х гг. Кондратьев фактически подошел к концепции индикативного планирования, реализованной во многих странах Запада после Второй мировой войны.