предметная наглядность на уроке истории
Работа с наглядными средствами на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Работа с наглядными средствами на уроках истории
Следует отметить прежде всего разносторонность включенных в учебник иллюстраций: они отображают различные стороны жизни средневекового общества – трудовую деятельность, развитие производительных сил, классовую борьбу, жизнь и быт людей различных классов и слоев средневекового общества. В иллюстрациях представлены различные виды и жанры искусства: композиционные картины, миниатюры, портреты, карикатуры. В учебнике имеется также много условных иллюстрации – таблиц, схем, моделей и планов.
Весь этот иллюстративный материал образно раскрывает предельно сжатый текст учебника, дополняет его, содействуя более сознательному и прочному его восприятию.
Например, в тексте § 18 («Что англичане считают началом своих свобод» 1 ) сказано: «На парусных лодках войско Вильгельма переправилось через пролив Ла-Манш и высадилось на южном берегу Англии». Соответствующая иллюстрация помещена в учебнике, и ее краткое описание конкретизирует термин «нормандское cyдно». Из объяснительного описания ученики узнают о больших размерах нормандского судна, о том, что парус прикреплялся к единственной мачте судна и что оно в безветренную погоду могло плавать на веслах. Все это наполняет приведенную выше фразу из учебника конкретным содержанием и создает у шестиклассников четкий образ судна, а также образное представление о нормандском завоевании Англии.
Одно только упоминание в учебнике о том, что «табориты сооружали укрепления из крестьянских возов», не дает ученикам того образного представления об укрепленном лагере таборитов, которые дадут просмотр и анализ с учениками изображения на рисунке «укрепленный лагерь гуситов» с помощью краткого описания к нему. Рассматривая данную иллюстрацию, ученики воочию увидят, и каково было устройство повозок, и как они скреплялись цепями, и как табориты использовали их в бою
Иллюстрации учебника истории средних веков имеют не только большое познавательное значение – они играют важную роль в эстетическом воспитании учащихся, так как показывают развитие искусства в средние века знакомят учеников с выдающимися памятниками этого искусства, учат их правильному, подходу к произведениям искусства, умению анализировать их, распознавать в них не только их общее содержание, но и отдельные детали, замысел художника, средства изобразительного искусства.
Это диктует необходимость максимального использования иллюстраций учебника, организации работы учащихся с ними непосредственно на уроке в сочетании с работой над текстом и историческими документами учебника. Однако некоторые учителя не учитывают еще всей важности иллюстративного материала учебника и часто игнорируют его, ошибочно полагая, что, поскольку ученики будут работать с учебником дома, они там и просмотрят иллюстрации. Но на практике получается, что, не будучи приучены работать с иллюстрациями учебника на уроке, ученики в домашней работе или совсем игнорируют их, или же просматривают их в высшей степени поверхностно.
Так же как и текст учебника, иллюстрации могут быть изучены учениками на уроке коллективно. Коллективная работа на уроке проводится, прежде всего, с теми иллюстрациями учебника, которые лишь названы, но детально не описаны. Например, работа с рисунком «Вооружение рыцаря», когда в своем объяснении нового материала учитель подходит к описанию вооружения феодалов, он предлагает ученикам открыть эту иллюстрацию, зачитать подпись под ней и показать, называя, разнообразные виды вооружения рыцаря, а также сказать о назначении каждого из них. Обобщив ответы учеников, учитель переходит к раскрытию дальнейшего содержания урока.
Коллективная работа на уроке проводится также по цветным композиционным картинам учебника. С этой целью учитель, вывешивая настенную учебную картину, предлагает ученикам найти соответствующую иллюстрацию в учебнике, следить по ней за рассказом учителя и находить ответы на вопросы, которые учитель ставит по картине.
Так, по картине «Вступление Жанны д’Арк в Орлеан» в соответствии с ее содержанием перед учениками ставятся примерно следующие вопросы: «Как вы думаете, какой из эпизодов жизни Жанна д’Арк описан на картине? Почему вы так считаете? С какой целью она вступает в Орлеан? Почему так торжественно встречают Жанну д’Арк?» В результате обобщения ответов учащихся делается вывод о том, что Жанна д’Арк возглавила патриотический подъем народных масс Франции, боровшихся против захватчиков-англичан. Народ поэтому торжественно встречает ее, видя в ней избавительницу от всех бед, которые причинила ему Столетняя война.
На рисунке в учебнике школьнику легче, чем по настенной картине, разобраться во всех деталях, по рисунку в учебнике можно работать и дома, а настенную картину уносят в методкабинет. Иллюстрацию в учебнике можно использовать для фронтальной коллективной работы в классе. Организация этой работы проста. «Откройте учебник на странице 146-147 1 ; перед вами изображен замок. Так давайте же с вами представим себя в том времени и попробуем войти в этот замок. Какие преграды нам придется преодолеть с подступов к замку? Мы подошли к замку, как нам пройти к замку? Мы вошли в замок, опишите, что вы видите перед собой? Теперь подумайте: для чего феодалам нужны были такие неприступные замки?» По существу, мы сочетаем фронтальную и индивидуальную работу по иллюстрации. Весь класс, все учащиеся рассматривают рисунок по указанию учителя. Каждый из них рассматривает изображение сначала в целом, затем находит называемые детали. В ходе такого задания у учащихся развивается воображение, они создают образ. Так же перед этим уроком, некоторым учащимся можно дать прочитать «Айвенго» Вальтера Скотта, которые потом на уроке могут дополнять ответы других учащихся. Вместе с тем это коллективная работа, в ходе которой ошибки одних корректируются ответами других, совместно формулируются выводы по иллюстрации.
Содержание некоторых иллюстраций требует подробных объяснений или даже небольшого рассказа учителя, но, как правило, необходимо стремиться к тому, чтобы сделать иллюстрацию предметом активной работы учащихся, в ходе которой учить их самостоятельно извлекать максимум знаний из каждой иллюстрации, развивать их внимание, наблюдательность, мышление и речь. Эта активная работа в зависимости от характера и содержания иллюстрации, от возраста и подготовленности учащихся может проходить в форме беседы, в форме заданий на самостоятельный разбор иллюстрации в классе или дома, наконец, представлять собой сочетание беседы с самостоятельной работой: сначала беседа, затем учащиеся работают над вопросами, заданиями по иллюстрации; эта работа завершается итоговой беседой. Как показывает приведенный пример, при проведении беседы по иллюстрации ставятся прежде всего такие вопросы; а) кoтopыe заставляют учащегося внимательно вглядеться в данное изображение; б) на которые он может ответить на основании данной иллюстрации; в) которые, следовательно, помогают ему извлечь знания из данного наглядного изображения; г) лишь после разбора содержания иллюстрации следует ставить вопросы, требующие обобщения и выводов; д) вопросы по иллюстрации должны представлять собой по возможности небольшие познавательные задачи на наглядном материале.
Ученикам подчас бывает трудно самостоятельно разобраться в иллюстрированных таблицах учебника. Целесообразно поэтому организовать на уроке коллективную работу учащихся над этими таблицами.
В пятых классах ученики при обучении истории имеют дело только с линейной хронологической таблицей. Поэтому в VI классе им трудно самостоятельно разобраться по учебнику в синхронистических таблицах по истории средних веков. Здесь необходима предварительная коллективная работа с этой таблицей под руководством учителя. При этом важно показать ученикам не только идею и схему такой таблицы, но и разобрать с ними конкретное ее содержание.
Коллективная работа подготавливает учеников к самостоятельной индивидуальной работе с иллюстративным материалом учебника, которая проводится как на уроке, так и в домашней подготовке учеников. Особенно целесообразна самостоятельная работа, в которой анализ иллюстраций сочетается с изучением содержания определенного текста учебника или при сравнении нескольких иллюстрации. Так, например, при изучении темы «горожане и их образ жизни» учащимся можно дать следующее задание: «ребята перед вами находятся рисунки учебника. Найдите в них то, что сказано о жизни горожан в тексте параграфа. Какие дополнительные сведения о жизни города дают эти рисунки?»
Работа с иллюстративным материалом учебника активизирует мыслительную деятельность учеников, повышает качество их знаний и развивает воображение.
Много недостатков в этой области связано с тем, что при объяснении нового материала, локализации объекта на настенной карте не всегда ведётся работа с аналогичной картой, помещённой в учебнике. Поэтому весьма важно при показе на настенной карте организовывать синхронную работу с картами учебника.
В пятых классах ученики овладевают умениями и навыками находить и показывать на карте, пользуясь ориентирами, определенные историко-географические данные, связанные с историческими событиями, прослеживать торговые пути, направления военных походов, изменения границ государств, важнейшие очаги классовых боев. Наряду с этим ученики пятых классов приобретают навыки самостоятельного чтения карты – определения по карте природных условий страны, ее географического положения, береговой линии и пр.
В шестых классах все эти навыки и умения не только закрепляются, но и углубляются в работе учеников над более широким по сравнению с пятым классом картографическим материалом по истории средних веков. Кроме того, в шестых классах больший удельный вес приобретает развитие у учеников пространственных представлений на основе сравнений однородных данных двух исторических карт, отображающих различные эпохи в истории отдельных стран, что содействует повышению уровня развития логического мышления и активности учащихся в работе с историческими картами. В шестых классах круг приемов работы учеников с историческими картами расширяется за счет заполнения простейших контурных карт, главным образом в порядке домашней работы.
Коллективная работа с исторической картой проводится почти на всех уроках истории. Она заключается, как уже говорилось выше в синхронной работе, учитель показывая историко-географические данные на большой настенной карте, предлагает ученикам открыть соответствующую карту учебника и найти на ней все эти данные, пользуясь историко-географическими ориентирами. Учитель следит за тем, чтобы весь класс принимал участие в работе, и помогает отдельным ученикам в случае затруднений. Кроме того, по содержанию карты перед учениками ставится вопрос в целях более прочного и сознательного усвоения историко-географических данных карты.
Например, можно провести работу с исторической картой на ypoкe по теме «Гуситские войны». Рассказывая об этих войнах, учитель предлагает ученикам открыть соответствующую карту учебника, разбирает с ними условные обозначения карты и ставит по ее содержанию перед учениками следующие вопросы:
1. Из каких стран были организованы крестовые походы против гуситов?
2. В какие страны табориты совершали свои походы?
3. Какое значение имели эти походы?
В результате обобщения ответов учеников будет сделан вывод о национально-освободительном значении походов таборитов, поскольку эти походы вызвали ряд крестьянских восстаний в странах Западной Европы.
Самостоятельная работа с картами учебника, в частности сравнение двух карт в целях выявления различных перемен, которые произошли в развитии отдельных стран, развивает у школьников наблюдательность, активность и самостоятельность, а также необходимые умения пользоваться исторической картой при изучении фактического материала.
Самостоятельная работа с картой на уроке, наблюдаемая и корректируемая учителем, сыграет положительную роль, поможет ученикам лучше усвоить учебный материал, связанный с картой.
Таким образом, работа с наглядным материалом учебника активизирует мыслительную деятельность учеников, повышает качество их знаний и развивает воображение. Так при работе с картами у учащихся развиваются необходимые пространственные представления. Наглядный материал поможет повысить интерес учащихся к изучению истории, но здесь нужно правильно подобрать прием и тщательно продумать задание и работу над ним.
1 1 Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. Учеб. для 6 класса. М.,2013. стр.159
1 1 Брандт М.Ю. История средних веков: Учеб. для 6 кл. М., 2000.
Сообщение на тему «Классификация наглядных средств. Учебная картина, иллюстрации на уроках истории».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сообщение на тему «Классификация наглядных средств. Учебная картина, иллюстрации на уроках истории».
Наглядные средства имеют немаловажную роль в процессе обучения. О значении наглядных средств начали говорить методисты, начиная с 17 века. К ним можно отнести К.Д. Ушинского, И.Г. Песталоцци, Л.В, Занкова и другие.
История – это тот предмет, успешное познание которого невозможно без наглядных средств. О роли наглядности на уроках истории и особенностях их использования изложил М.Т. Студеникин. Он утверждал, что с помощью изображений у учащихся формируются образные представления об историческом прошлом [3, с. 90].
Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова в совместном труде рассказали о пользе использования наглядных средств на уроках истории, а также расписали рекомендации по их использованию [1, с.116-125].
Наглядные средства можно распределить на несколько групп:
К изобразительной наглядности относятся схематичная работа на доске с помощью мела, иллюстрации из учебника, репродукции картин, фоторепродукции памятников истории.
2. Условно-графическая наглядность.
К такому типу наглядности относятся схемы, графики, таблицы, диаграммы, карты и т.п.
3. Предметная наглядность. Эта группа наглядности включает в себя макеты, модели, музейные экспонаты.
4.Технические средства. К ним относятся кинофильмы, аудиозаписи и т.д.
5. Естественная монументальная наглядность. Подлинный исторические памятники прошлого и памятные места [3, с. 91].
Наиболее используемыми типами наглядности на уроках истории являются картины и иллюстрации из учебника.
Вагин А.А. определил типы учебных исторических картин: событийные (отражают исторические факты, которые происходили лишь один раз), типологические (отражают неоднократно повторяющие исторические события), описательные (на них изображены города и архитектурные исторические памятники, портреты и т.д.) [ 2, с. 128-129].
В методике преподавания определены основные работы с исторической картиной.
1 этап – подготовка обучающихся к восприятию картины (сообщение учителя об авторе, названии картины или сообщение темы картины);
2 этап – первичное восприятие наглядности (ответы на вопросы, определяющие суть изображения: что? где? когда? и т.п.);
3 этап – анализ отдельных деталей картины/ иллюстрации;
4 этап – целостное восприятие, понимание картины, т.е. обобщение, основанное на установленных связей между отдельными частями картины.
На сегодняшний день на уроках истории чаще используются иллюстративный материал, данный в учебнике. В зависимости от связи текста учебника с иллюстрацией, можно выделить типы иллюстраций[ 2, с. 129].
1. Дополнительные иллюстрации. Их задача либо пояснять информацию, данную в тексте, либо дополнить эту информацию.
2. Равноправные иллюстрации. Такие иллюстрации восполняют материал, которого в учебнике нет.
3. Независимые иллюстрации. Иллюстрация может считаться независимой в том случае, если является самостоятельным источником информации [ 2, с. 130].
Обучающихся в иллюстративном материале должно привлекать, в первую очередь, содержание, т.е. познавательный материал. Работа с иллюстративным материалом может быть самая разнообразная. Это может быть составление рассказа по картине/иллюстрации, написание сочинения, воссоздание эпохи, образа времени, логические задания на сравнение, анализ, синтез материала наглядности.
Тема 8. Методика наглядного обучения истории
План
1. Роль и место наглядного обучения в решении образовательно- воспитательных задач истории.
2. Классификация наглядных средств обучения.
3. Особенности использования приемов наглядного обучения в старших и средних классах.
Теоретический раздел. Конспект лекций.
Важную роль в обучении истории отыгрывает использование наглядных пособий. Наглядным называют такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Наглядные методы обучения – это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения, наблюдательности, речи. Благодаря систематическому использованию наглядных пособий, учащиеся стремятся понять историческое прошлое, четко представить его в виде соответствующих образов и ясно, четко выразить словами.
В методике преподавания истории по характеру изображения выделяют следующие виды наглядности: внутренняя наглядность представляет оперирование уже имеющимися образами для формирования новых представлений. Например, получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно. Внутренняя наглядность – это опора учителя на готовые образы, непосредственно воспринятые учащимися самостоятельным наблюдением реальных предметов и явлений окружающего мира. Предметная наглядность – это такой метод обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия предмета обучения. Предметом обучения в истории являются события и явления исторического прошлого, общественные отношения прошлого. Например, хроникальные фильмы воссоздают картину исторических событий, но это не прошлое, а его отображение на экране. Предметная наглядность в обучении истории имеет специфическое значение – под предметной наглядностью в обучении истории понимается не само историческое прошлое, а его материальные следы (орудия труда, рыцарские доспехи).
Изобразительная наглядность имеет целью дать отображение реального мира (изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников). К изобразительной наглядности относят произведения исторической живописи, учебные картины по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры. Среди используемой в школе изобразительной наглядности различают:
а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда в том виде, в котором они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора на основе научных данных (историческая живопись, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого).
Условно-графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде. Например, карты, схемы, чертежи, диаграммы. В связи с развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.
Наглядные методы обучения имеют свои особенности при обучении истории в средних и старших классах. Применение внутренней наглядности в средних классах достигается главным образом при создании у учащихся новых для них исторических представлений, образов и картин прошлого. В старших классах учитель опирается в своем изложении на значительно возросший круг представлений, почерпнутый учащимися из художественной литературы, иллюстрированных изданий, кинофильмов, телепередач, посещения музеев. Достаточно учащимся напомнить несколькими словами знакомые образы, мобилизовать их в сознании учеников.
Предметная наглядность в старших классах изменяет свою роль – не составляя целостной картины исторического прошлого, вещественные памятники, археологические находки могут служить материалом для воссоздания картины прошлого с помощью учителя при участии синтезирующего воображения самих учащихся. Способность к синтезирующей работе у учащихся старших классов развита значительно сильнее, чем в средних. Поэтому предметная наглядность в виде разрозненных, фрагментарных элементов доступнее их восприятию и представляет большую познавательную ценность, чем для учащихся средних классов. Среди средств изобразительной наглядности наиболее доступным и вызывающим интерес у учеников средних классов является учебная картина. В старших классах основным видом изобразительной наглядности является документальное изображение. Условно-графические изображения занимают значительное место в качестве наглядных пособий в старших классах. Это связано с возросшей способностью учащихся к обобщениям.
Существует классификация наглядных средств обучения по способу изображения. Выделяют также 4 группы: печатные средства обучения. Их подразделяют на настольные (иллюстрации учебника, атласы, раздаточные материалы) и настенные, которые в свою очередь подразделяются на карты и картины. Самодельные средства обучения. Они подразделяются на плоскостные (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, аппликации) и объемные (макеты, модели, вещественные памятники). Экранные и экранно-звуковые средства обучения – видеозаписи, кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, слайды. Компьютерные средства обучения (графическое изображение картин, рисунков, таблиц, графиков). Наиболее распространенными являются печатные пособия, т.к. для школьных курсов издаются атласы, карты, серии картин и таблиц, альбомы по истории культуры.Учитель, собираясь использовать наглядные пособия на уроке, должен руководствоваться правилами их отбора. Выбор любых пособий, в том числе наглядных, определяется образовательно-воспитательными задачами и особенностями содержания урока. В соответствии с содержанием изучаемой темы на каждый урок учитель приносит необходимую историческую карту, так как она помогает ученикам усваивать исторические события и явления в условиях определенного места. Другие наглядные пособия используются на уроке лишь при условии, если они обеспечивают усвоение узловых моментов изучаемой темы: важнейших исторических фактов, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития. Учитывая содержание урока, учитель подыскивает пособия, обеспечивающие не только эффективное изучение нового материала, но и повторение ранее пройденного по связи с новым, а также закрепление и проверку знаний учащихся.
При отборе пособий, учитель учитывает, насколько они содействуют формированию познавательных умений и способностей учащихся, в первую очередь тех умений и способностей, над развитием которых ведется работа в данный момент. Предусматривая возможность использования наглядных пособий для развития учащихся, учитель принимает во внимание такие их характеристики, как доступность для учащихся данного возраста и класса, поскольку познавательные возможности учеников далеко не одинаковы. При отборе наглядных пособий учитель исходит из своих педагогических умений и склонностей. Названные правила являются общими, применимыми почти ко всем видам наглядных пособий по истории.
При работе с наглядными пособиями учитель должен знать и правила работы с ними. Учитывая, что на уроках чаще других используются такие наглядные пособия, как карта, учебная картина, портрет, карикатура и меловой рисунок, мы остановимся на методике их использования. Пример заданий для формирования картографических знаний учеников.
Для развития умения локализовать историческое событие на карте: покажите на карте территорию Древнего Египта; покажите на карте страну Черной земли и опишите словами ее географическое положение.
Для развития умения сопровождать показ по карте словесным описанием: покажите на карте реку, которую, по преданию, наполняет водой бог Хапи; покажите на карте предполагаемую область прародины человечества, опишите ее географическое положение. Назовите места стоянок древнейших людей и сделайте вывод о вероятных причинах расселения древних людей в этом районе мира.
Для развития умения решать проблемные задачи, используя карту в качестве источника: объясните, как человек разумный смог освоить Землю «не замочив ног»; покажите на карте первые районы земледелия и опишите их географическое положение; определите, в каких районах Земли в качестве денег 10-4 тыс. лет назад могли использоваться: морские раковины, перья экзотических птиц, поросячьи хвостики, мешочки с како-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа.
Существуют требования к картографическим знаниям и умениям учащихся. Так, к концу V класса учащиеся должны знать, что название карты указывает на тему, на ее основное содержание, тематические исторические карты «накладываются» на географический «фон». Исторические карты рассказывают о прошлом; сменявшие друг друга события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; условные знаки расшифровываются в легенде карты.
Вообще же учащиеся должны уметь: узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; воспринимать масштаб. Сравнивать расстояние на карте с известными расстояниями, размеры территорий, изображенных на карте, с известными величинами (больше или меньше, чем наша республика). Правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить ее средствами обычной речи; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство; передавать содержание карты устно и, в известных пределах, графическими средствами.
Меловой рисунок активно используется на уроках благодаря таким его качествам как доходчивость, быстрота и экономия времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения материала. Так как все детали рисунка вводятся учителем постепенно, они воспринимаются учащимися последовательно, а элементы изображения накапливаются поэтапно, что позволяет создать более глубокий и осмысленный образ происходившего.
2. Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.
4. Логические схемы, помогающие выявлять причинно-следственные связи.
5. Графики и диаграммы, отражающие количественное и качественное соотношение явлений и процессов, темпы и тенденции их развития.
Остановимся на использовании схем и таблиц. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические. Логические схемы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, они помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого. Сущностные структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны. Например, «Славянские племена», «Национально-государственное устройство СССР».
На уроках истории также используются диаграммы, которые подчеркивают количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Диаграммы подразделяются на столбиковые и круговые. Для вычеркивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Диаграммы и графики могут демонстрировать количественные различия однородных исторических явлений в определенный отрезок времени.
Другим распространенным средством наглядного обучения на уроках истории являются исторические картины. Они позволяют создать зрительный образ, иллюстрируют теоретический материал, служат источником извлечения новых знаний, являются средством актуализации известного материала, выступают как средство усиления эмоционального воздействия на учащихся.
Выделяют несколько типов исторических картин: событийные, отражающие неповторимые исторические факты-события, происходившие лишь однажды, типологические, отражающие многократно повторяющиеся исторические факты-явления, описательные картины с изображениями городов, сооружений, ансамблей, архитектурных памятников и исторические портреты. Методическая работа на уроке с картиной зависит от ее содержания. Выделяют пять способов применения картины на уроке истории:
1) сюжетное изображение в сочетании с рассказом,
2) изучение деталей на картине,
3) анализ картины с целью серьезных обобщений,
4) эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра,
5) дополнительный информативный ряд.
Методика работы с картиной определяется в основном ее содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель: во-первых, должен отметить, что картина – не документ, а отражение исторических явлений в искусстве; во-вторых, должен проанализировать (сам или ученик) реальное историческое содержание данной картины; в-третьих, дать краткую характеристику картины как произведения искусства; в-четвёртых, сообщить необходимые данные об авторе, его идейных взглядах.
Учитель может по-разному использовать художественные произведения на уроках истории. Например, в качестве зрительной опоры при описании какого-либо города или в качестве материальной иллюстрации основных идей объяснения учителя. На уроках можно также проводить сравнение подобных и анализ отдельно взятых картин. Учитель может предложить найти на картине отдельные детали, которые позволят подвести учеников к определенным умозаключениям. Еще одной формой работы с картиной является проведение сопоставительного анализа текста и картины. При работе с событийными картинами можно дать ученикам задание на восстановление истинной фактуры исторического события на основе определенного верного или ошибочного воспроизведения в версии художника.
На уроках истории картина может быть использована для организации творческой деятельности учащихся. Одним из таких видов является «оживление» образов произведения путем драматизации и персонификации. Можно также дать задание на «опознание» действующих лиц. Начинать работу с картинами надо с простейших заданий по составлению рассказов и написанию сочинений, можно предложить ученикам придумать название картины. Другим вариантом работы с картинами могут стать логические задания на анализ, сравнение, синтез материала картины. Например, описать отдельные сюжеты, сопоставлять их (сюжеты) на разных картинах, инсценировать сюжеты, придумывать за действующих лиц слова. Овладевая способами такой деятельности, ученики приобретают умение рассматривать произведения живописи.
Методика работы с иллюстрацией, помещенной в учебнике, в целом такая же, как и с картиной. Иллюстрация в учебнике это неотъемлемая, органическая часть его содержания. Поэтому работа с иллюстрацией обязательна либо на уроке, либо дома. Отбор иллюстраций необходимо дифференцировать. Они должны раскрывать не случайные, а существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты исторического явления или события, помогая познанию сущности явления, его специфических особенностей и общих закономерностей развития.
Весь иллюстративный материал можно условно разделить на:
а) изображения документального характера;
б) изображения творческого воображения.
В зависимости от предназначения изображения служат: наглядной иллюстрацией к тексту, и тогда учитель обращается к ней по ходу объяснения; дополняют и конкретизируют текст учебника – по ним учитель проводит беседу или организует небольшую работу в классе; восполняют материал, отсутствующий в тексте. Они дают повод учителю сообщить о них.
В современных учебниках по истории используют и такой вид наглядных пособий как карикатура. Их использование дает учителю развивать не только свое методическое творчество, но и творчество учеников. Отличие карикатуры от обычного портрета состоит в том, что характерные детали, присущие данной личности, отдельные черты характера, привычки, склонности и поступки в ней более подчеркнуты. Учащиеся в силу этого обстоятельства быстрее их определяют и комментируют, дают образную характеристику. Существует ряд приемов использования карикатур, направленных на развитие творчества учеников. Среди них: создание проблемной ситуации с помощью карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися. Главное в этой работе то, что учащиеся должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания события или явления определенной эпохи. Для работы с карикатурой учителю и учащимся необходимо знать и использовать схему анализа карикатуры.
1) Какова главная идея данной карикатуры?
2) Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?
Теоретический раздел. Конспект лекций
3) Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4) Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5) Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.
6) Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
7) Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление) Аргументируйте свою точку зрения.
3. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000.