предмет источники и методы отечественной истории значение изучения истории
Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории
Предметом изученияОтечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.
Методы изучения истории:
1) хронологический– состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;
2) хронологически-проблемный– предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
3) проблемно-хронологический– применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;
4) периодизации– основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;
5) сравнительно-исторический– основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;
6) ретроспективный– основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;
7) статистический– состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;
8) социологических исследованийприменяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Источники изучения отечественной историивесьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников:1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.
2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:
2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:
1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;
2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;
4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;
5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;
6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;
7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;
8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.
Читайте также
Научная задача изучения местной истории
Научная задача изучения местной истории Понятен практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя её из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества. Но этот воспитательный, т.е. практический, интерес не исключает научного,
Удобство истории России для социологического изучения
Удобство истории России для социологического изучения История России представляет некоторые методологические удобства для отдельного социологического изучения. Эти удобства состоят: 1) в сравнительной простоте господствующих в ней процессов, помогающей достаточно
Практическая цель изучения отечественной истории
Практическая цель изучения отечественной истории Из общей задачи исторического изучения мы вывели научную цель изучения местной истории, а эта цель дала нам основание для плана курса, указала порядок и приёмы изучения русской истории. В связи с той же задачей решается
К истории изучения проблемы
К истории изучения проблемы «Человек воюющий» — это особое явление, не только социальное, но и психологическое. Однако, в отличие от человека «гражданского», человека в мирной жизни, изучался он явно недостаточно. Военное искусство, техника, другие «прикладные»
Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИ КНИГИ
Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИ КНИГИ 2.1. ВСЕОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЯ КНИГИ Наука со всеми своими атрибутами — системой доказательств, внутренней соподчиненностью, внешними связями — оформилась в самостоятельный род человеческой деятельности
§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения
§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения На основании соображений, изложенных выше, легко придти к заключению, что методология науки преследует две задачи — основную и производную; основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу
§ 1. Методы исторического изучения
§ 1. Методы исторического изучения В предшествующей части я попытался изложить общую теорию исторического знания; я рассмотрел, каким образом обосновывается та точка зрения, с которой оно строится, и изучение какого-либо объекта становится историческим; я также выяснил,
§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе
§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе В общем очерке развития методологии истории я уже указал на главнейшие периоды, которые можно различать в нем, и на важнейшие из сочинений, авторы которых частью затрагивали теорию исторического познания,
Методы устной истории
Методы устной истории В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе
1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения
1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей. Будучи сводами предшествующих текстов, они могут
1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала
1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала Древнерусские акты представляют собой обширный комплекс источников. По подсчетам В. А. Кучкина, до нашего времени дошли всего восемь актов XII в., 15 актов
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Отечественная история: Шпаргалка
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ
Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.
Выделяются следующие функции исторического знания:
1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;
2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.
Принципы научного исследования истории:
1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.
3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:
1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;
2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;
4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;
5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;
6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;
7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;
8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко- политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.
3. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Этногенез – весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.
На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI–V тысячелетии до н. э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV–II тысячелетии до н. э. Они населяли лесные области между Одером и средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями их хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известным памятником славянской протоцивилизации является Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.
В середине I тысячелетия до н. э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тысячелетии до н. э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась натри ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).
Во II в. н. э. в северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца
Вопрос 1. Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории.
У члена Конфедерации, существа восьмой плотности, а фактически ее ведущего члена в этом секторе Галактики, есть особая история, которую мы с радостью помещаем ниже.
Давайте проясним ситуацию. Возлюбленные, никто и никогда не может умереть за ваши грехи. И только по двум причинам: (1) Вы обладаете свободной волей и отвечаете за все, что делаете; (2) Нет таких вещей как непростительная ошибка или ошибка, вынуждающая вас иметь недостатки. Вы так же совершенны, как в тот день, когда вас сотворил Бог, вы всегда будете совершенными, чистыми и святыми. В своей книге Курс чудес (Курс Чудес. М., София, 2002) Владыка Сананда делает это очень ясным.
В истории, рассказанной в Новом Завете Библии, есть несколько правдивых аспектов, но есть и много искажений. Позвольте разобраться.
Владыка Сананда, звездное существо восьмой плотности, воплотился как Иешуа или Джошуа, в зависимости от того, каким переводом вы пользуетесь. Будучи существом восьмой плотности, он сохранил многие духовные способности, не смотря на очень плотную окружающую среду, в которой родился. Еще, будучи ребенком, он был сильным экстрасенсом и предвидел многие случившиеся позже события. В какой-то степени Мария и Иосиф не были согласны с политическими правящими кругами, и они НЕ были женаты, когда Мария забеременела. Так возникла история о “непорочном зачатии”. Некоторые инопланетные группировки обладали способностями оплодотворять женщин, не вступая в обычный сексуальный контакт, но в случае Иешуа все произошло обычным способом.
Чтобы избежать социальных и политических последствий рождения ребенка вне брака, и предохранить себя от деспотических верований властей, Мария и Иосиф переехали в Галилею, и, в конце концов, оказались возле Мертвого Моря, где сразу же нашли приют у Ессеев. Оставив Иешуа на их попечение, Мария и Иосиф вернулись в Галилею. Позже Иешуа присоединился к Ордену Ессеев (Иисус и Ессеи. К. София, 2006). Он провел три года, строя храмы и жилища для Ессеев, одновременно знакомясь с их священными учениями и учась их образу жизни. На берегах Мертвого Моря Иешуа научился уважать Мать Землю и “приложил руку”, помогая вызвать очень нужный дождь, столь редкий в этом регионе. Ессеи были строгими вегетарианцами и учили уважению ко всем жизненным формам. Правительство региона считало Ессеев очень странными и антиобщественными, но оставило их в покое, ибо, сочло, что они не представляют собой угрозы, исправно платят налоги, даже если не верят в такие вещи.
Когда Иешуа исполнилось 16 лет, он вместе с группой последователей Ессеев путешествовал с Востока в Индию, где встречался с несколькими индийскими гуру и святыми. Почти два года он учился у гуру, обучавшего его тайнам жизни. Вернувшись (во время опасного посещения своих родителей в Галилее), он встретил и полюбил Марию Магдалину, которая была танцовщицей и артисткой, и лишь немного продавала себя, когда наступали тяжелые времена. Мария Магдалина и Иешуа глубоко любили друг друга, и у них был ребенок. Из-за того, что они не были женаты, они тоже стали социальными изгоями. Некоторые друзья- Ессеи Иешуа позволяли Марии оставаться в храмах с Иешуа, вопреки правилам старейшин. Иешуа, Мария Магдалина и их маленький сын вторично путешествовали в Индию, где гуру благословил ребенка. Евангелие утверждает, что у Марии Магдалины был незаконный ребенок, и, казалось, никто (кроме Ессеев) не знал его отца. Опасаясь за жизнь ребенка, Мария Магдалина и Иешуа временно оставили его на попечение индийского святого и вернулись в Галилею. Прошло несколько лет прежде, чем им удалось вернуться в Индию, и хотя они ужасно тосковали по сыну, они знали, что с ним все в порядке.
Несколькими годами позже они еще раз посетили сына, но когда они вернулись обратно, сын все еще оставался на попечении индийского святого. Политический климат был слишком нестабильным, чтобы рискнуть привести его с собой назад в Галилею. Не смотря на короткое время, что они провели с сыном, их влияние очень ему помогало, когда он рос в Индии. Их сын стал мудрецом, и его учения внесли значительный вклад в обстановку в Индии.
От духа и своей духовной семьи Иешуа получил несколько видений. Ему было поручено учить более высоким духовным принципам любого, кто искренне пожелает его слушать. Он начал учить преимущественно к 30-ти годам и собирал последователей. В одном месте у него было около пятидесяти учеников. Он и Мария Магдалина сохраняли в глубокой тайне свои взаимоотношения и ребенка, это не обсуждалось даже с самыми близкими учениками. Будучи ясновидящим, Иешуа предвидел, что, в конце концов, власти его убьют, но его Божественное Я велело ему оставаться и продолжать учить путям духа так много людей, как только возможно.
Учения Иешуа сильно искажены в Библии, но нескольким истинам удалось прорваться. Он учил, что все мы сотворены по образу и подобию нашего Творца, и что все мы обладаем теми же способностями, которые демонстрировал он. Он учил любить друг друга и прощать врагов. Он НЕ учил, что путь к Богу проходит только через него. Некоторые ученики научились использовать духовные дары для целительства и ясновидения, и в Евангелии от Иоанна есть множество историй совершения похожих исцелений. История о вовлечении Иешуа в Орден Мелхиседека тоже содержится в Библии, в главе 7. Как только Иешуа достиг определенного уровня осознания, с ним начала общаться его космическая семья в звездных сферах, Она напомнила ему о его положении в Ордене Мелхиседека.
Когда Иешуа распяли на кресте, он сразу же сознательно покинул свое тело, вместо того, чтобы, как ошибочно учат, страдать три дня. На протяжении всей своей жизни он постоянно “прощал людей за то, что они не ведают, что творят”. Покинув свое тело, он голографически спроецировал себя в человеческой форме, и во множестве случаев появлялся перед своими учениками и Марией Магдалиной. Тело исчезло из гробницы, потому что его похитили расхитители могил. Восстанавливать тело не было необходимости, ибо, вернувшись в восьмую плотность, он уже мог материализоваться в новом теле.
“Второе Пришествие Христа” означает возвращение Христова сознания или звездного сознания более высоких плотностей. Это положение правильно интерпретировал Парамаханса Йогананда и многие другие йоги и святые. Как известно большинству людей, традиционное Христианство имеет мало общего с учениями Иешуа, в основном оно занято грехом и виной. К счастью, многие души расширяют свое осознание выше этих примитивных верований. Нам, Основателям, приятно видеть, что многие совершают воистину “великую работу”, которой учил Иешуа.
Кратко описывая деятельность Иешуа, мы лишь мимолетно коснулись Марии Магдалины и божественной женственности, и не сказали ни слова о Матери Марии. Этим существам посвящено много ченнелинговых статей, и нам не хотелось дублировать информацию.
Вопрос 1. Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории.
2. этнографические (нравы и обычаи);
3. государственно – актовые (юридические нормы, договоры, указы);
4. устные ( былины, сказки, песни);
5. описательные ( летописи, письма, дневники);
6. аудиовизуальные (кино-, фото- и звуковые документы).
Многие факты, события и явления отечественной истории с открытием новых источников рассматриваются сегодня в научных монографиях, учебных пособиях иначе, чем пять-десять лет тому назад не только исходя из политической конъюнктуры, но и в связи с расширением нашего кругозора, знаний о прошлом.
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав