предмет источники и историография отечественной истории
Предмет источники и историография отечественной истории
История государства и права России
© Университет «Синергия», 2018
История государства и права России относится к числу теоретико-исторических юридических дисциплин, изучение которых является своеобразным фундаментом юридического образования. Опираясь на знания, полученные в ходе изучения этой группы юридических дисциплин, на анализ фактов, явлений и закономерностей, которым занимается история государства и права России, будущему юристу будет значительно легче понять и усвоить современную правовую практику и проблемы государственного строительства на современном этапе.
В рамках курса истории государства и права России рассматривается процесс образования и эволюции нашего государства. В частности, исследуются проблемы формирования органов власти на разных исторических этапах, причины эволюции права. Изучаются причины распада Древнерусского государства на отдельные княжества, процесс централизации, который привел к образованию Российского государства, а затем его превращению в Российскую империю. Далее исследуется Советское государство и право. Завершается изучение курса обсуждением проблем распада СССР и формирования современной российской государственности.
Цель изучения истории государства и права России не сводится только к усвоению набора фактов и явлений. Огромную роль играет выработка умения давать им объяснение и делать выводы. В современном учебном процессе основное внимание уделяется не столько передаче определенного объема фактического материала, сколько подготовке к самостоятельному поиску, анализу и интерпретации информации. Именно эти умения необходимы будущему юристу для успешного выполнения профессиональных обязанностей и профессионального роста.
Учебник предназначен для студентов юридических факультетов, изучающих историю государства и права России. Помимо теоретического материала в нем даются выдержки из источников, а также практические задания для более эффективного усвоения материала.
В процессе изучения дисциплины студенты будут работать с источниками, относящимися к разным отраслям права. Анализ подобных документов позволит будущим юристам осмыслить процесс эволюции государства и права России от примитивных форм к современным, понять сложность и неоднозначность данного процесса, усвоить методы системного анализа фактов и явлений.
В соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2016 г. по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» История государства и права России относится к дисциплинам, реализуемым в рамках базовой части блока 1 программы бакалавриата.
В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен знать основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России. Наряду с теорией государства и права, историей государства и права зарубежных стран, а также отраслевыми юридическими дисциплинами изучение истории государства и права России направлено на формирование умений оперировать юридическими понятиями и категориями, искать информацию, навыков работы с правовыми актами.
Выполнение практических заданий по окончании изучения каждой темы направлено не только на лучшее усвоение материала, но и на выработку профессиональных умений и навыков по работе с правовыми актами. Способствовать выполнению практических заданий призваны извлечения из источников.
Для облегчения усвоения материала в учебнике используются следующие условные обозначения:
ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.
ИСТОРИЯ
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ
Вопрос 1
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУРСА ИСТОРИИ.
Предмет истории: изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей полит. и соц.-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества.
Задачи курса:
— определить место истории в развитии общества;
— раскрыть содержание исторических понятий и категорий;
— объяснить на конкретно-историческом материале различных эпох взаимосвязь российской и мировой истории;
— показать, по каким проблемам истории ведутся сегодня споры и дискуссии.
Периодизация:
ü Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке.
ü Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов – античный. Началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Возникает письменность. Начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов.
ü Средние века начинаются со времен падения Римской империи. Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как великое переселение народов, образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи.
ü Раннее новое время(конец15–середина17). В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие географические открытия, технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества.
ü Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны (1918). В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.
ü Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа – Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.
Вопрос 2
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания.
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).
Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, построение гипотез).
К специальным историческим методам относятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод: суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа.
–хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Вопрос 3
ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.
Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).
Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников:
Историография:
v Второй период (18–начало 20). Это время качественно отразилось на становлении истории как науки и изучении источниковой базы. Впервые начинают обрабатываться переводные источники, завезенные из Европы, формируются вспомогательные дисциплины, которые помогают изучать историю. Интеллигенция инициирует исторические экспедиции, исследования.
v Еще один этап – развитие историографии во второй трети 19 века. Здесь изучаются такие проблемы, как отношения Российского государства и западных стран, возникают первые концепции развития отечественной истории.
v Четвертый этап (вторая половина 19–начало 20). В это время формируются методологические основы историографии. Историография отечественной истории ощущает на себе и позитивизм, и материализм. Расширяется спектр исследований, особенно, внимание уделяется социально-экономическим проблемам в истории.
v Последний пятый этап – советская историография отечественной истории, которая основана на классовом подходе к развитию общества, что, в свою очередь, отразилось и на научном подходе. Побороть советское наследие – основная цель современной исторической школы.
Исторические источники и отечественная историография.
История как наука: методы и источники изучения истории, функции исторического знания.
История – наука о прошлом; наука об истоках современности.
История изучает закономерности развития жизни, опыт человека (социальный, культурный и др.).
Содержание истории – исторический процесс.
Объект изучения – развитие человеческого сообщества во всем многообразии.
Предмет изучения – деятельность людей, совокупность их действий и др.
История – многоотраслевая наука: экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная, история государства и права, религии, археология, этнография.
Специфику истории России определяло:
1) Географическое положение
2) Самодержавие вплоть до начала 20 века
4) Участие народа в делах государства (вече, Земский собор и др.)
5) Православие по Византийскому принципу и др.
Вспомогательные исторические дисциплины:
Дисциплина | Что изучает |
Хронология | Летоисчисление |
Палеография | Рукописи, книги |
Дипломатика | Международные соглашения, договоры |
Нумизматика | Монеты, торговые отношения, медали, ордена |
Метрология | Системы мер |
Флаговедение | Государственные символы, флаги |
Геральдика | Гербы стран, городов, семей и др. |
Сфрагистика | Печати |
Эпиграфия | Надписи на камне, глине, металле |
Генеалогия | Происхождение родов, фамилий |
Топонимика | Происхождение географических названий |
Краеведение | История края/местности/региона |
Историография | Описание, анализ взглядов и идей историков |
Источниковедение | Исторические источники |
Методы изучения истории:
1) хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
2) синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
· метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений;
4) статистический метод – метод, опирающийся на измерение и анализ статистических данных.
Функции исторического познания:
1) познавательная(когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;
2) практически-политическая позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений, помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
3) мировоззренческаяопределяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
4) воспитательная(На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.)
Принципы изучения истории.
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Исторические источники и отечественная историография.
1. вещественные (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода)
2. фонические (музейные предметы, на которых с помощью специальных технических приспособлений зафиксирована информация в виде звуков человеческой речи, шумов, музыки)
Историография и источники по отечественной истории. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации
Историография – вспомогательная историческая дисциплина, направленная на описание, анализ идей, концепций, взглядов историков и изучающая закономерности исторических процессов.
Дворянская школа XVIII – сер.XIX
Ф. Прокопович, Татищев, Щербатов, Карамзин
В основне исторического прогресса лежит борьба между невежеством и разумом. История российского государства – поступательный процесс развития самодержавной власти. Царская власть в России имеет высшее, божественное происхождение. Определяющее отличие развития России от запада – наличие своеобразного «русского духа»
Либеральный этап XIX – нач. XX
К.Д. Кавелин, С.М. Соловьёв, Чичерин, Кизеветтер
В центре исторических исследований – государство – это самостоятельная движущая сила, носящая наднациональный характер.
Послеоктябрьский период (1918-1991)
Формирование формационного подхода
М. Покровский, Зимин, Сахаров, Рыбаков
4) Современный период – нач. 90-х – XXIв.
Исторический источник – комплекс документов, предметов материальной культуры, которые отражают исторический процесс, запечатлеют даты и события, позволяют воссоздать представление об эпохе, выдвинуть гипотезы о причинах и последствиях того или иного исторического события. Виды:
2)ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ(художественные изображения, графические, документальное кино)
3)СЛОВЕСНЫЙ(речь, фольклор, письменность)
5)КОНВЕНЦИОННЫЕ(условные обозначения – ноты, математические записи)
Летопись – историческое сочинение. Летописание начинается в Киеве в XI веке. Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские — живо изображают общественную жизнь, южнорусские — литературные, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правленияИвана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц. Последняя летопись – XVII век.
Грамота – способ хранения исторический информации, который пришёл из Греции и распространился в XVII веке. Первая – грамота князя Владимира церкви на право получения десятинной платы
Хронограф – донесение информации о всемирной истории
Житие – деяние святых РПЦ
5. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
Варианты периодизации древнейшей истории. Хозяйственный и общественный строй первобытных племён.
В отечественной историографии существует несколько вариантов периодизации эволюции человека на стадии первобытнообщинного строя. Чаще всего используют археологическую схему, во главу угла которой ставят материалы и способы изготовления орудия труда. В соответствии с ней можно выделить три периода:
— каменный век (от появления человека до III тыс. до н.э.),
— бронзовый век (III тыс. – до начала I тыс. до н.э.),
— железный век (с I тыс. до н.э.).
Каменный век, наиболее длительный в истории первобытнообщинного строя, подразделяется на:
— палеолит – древнекаменный век,
— мезолит – среднекаменный век,
— неолит – новый каменный век,
— энеолит – меднокаменный век.
В свою очередь палеолит делят на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда исследователи выделяют и период среднего палеолита. Ранний палеолит считается временем становления человека. Первыми предками человека были австралопитеки, которые ходили на задних конечностях, что в свою очередь высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности.
Предметом продолжающихся дискуссий является вопрос о возникновении древнейшего человека – архантропа. Традиционно в исторической науке таковыми считали – питекантропа и синантропа, появившихся около 1 миллиона лет тому назад. Однако археологами были обнаружены останки существ, живших 2 – 2,5 миллиона лет назад, ходивших на двух ногах, с весьма примитивными строением черепа и верхних конечностей. В науке этот предок получил название Homo habilis – человек умелый.
В конце раннего палеолита (ок. 100 тыс. лет назад) возник неандерталец, названный по первой находке в местности Неандерталь в Германии. В историографии он уже классифицируется как следующая ступень развития человека – палеоантроп.
На рубеже эпох, от раннего палеолита к позднему (40 – 35 тыс. лет тому назад), появился человек современного вида – Homo sapiens – человек разумный. Это был последний скачок в биологической эволюции человека.
Ареолы обитания древних людей находились в зависимости от природно-климатических условий. Гигантский ледник (ок. 100 тыс. лет назад) не только способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира, но и ограничил территорию расселения человека. В эпоху палеолита стоянки первобытного населения (архантропа) были обнаружены в Восточной Европе (Украина, район р. Тиссы, Россия, на Дону, в Воронежской области около сёл Костенки и Боршево, на Десне около Новгород – Северского и т.д), на Кавказе (пещера Азых в Азербайджане, Кударо I и III в Южной Осетии). Неандертальцы распространились значительно шире. Их стоянки были обнаружены не только на Кавказе, Крыму, Средней Азии, но и в низовьях Дона, в районе Волгограда.
Хозяйство первобытных людей эпохи палеолита было потребляющим. Основу его составляли охота и собирательство. Охота проходила на крупных животных, что в свою очередь требовало от людей коллективных усилий. Растительную пищу добывали путём сбора съедобных растений и плодов, а также выкапывали из земли пригодные корешки. Каменные орудия использовали как для охоты, так и для собирательства.
Важнейшим достижением в развитии хозяйства и вообще выживания древнего человека в сложнейших климатических условиях было овладение огнём. Архантропы использовали природный огонь, возникавший от молнии или самопроизвольного возгорания органических остатков. Неандертальцы научились добывать его, высекая из камня, либо путём трения двух кусков древесины друг о друга.
Значительные успехи в области обработки камня были сделаны в период следующей стадии каменного века – мезолита (ок. 12 – 10 тысячелетия до н.э. – 7 – 5 тысячелетия до н.э.). Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор.
Переход к неолиту и его продолжительность в разных районах Евразии значительно отличались друг от друга. Раньше всего он начался в Средней Азии в 7 – 6 тысячелетиях до н.э. и продолжался до 4 тысячелетия до н.э. В лесной зоне России неолит продлился ещё около 2 – х тысяч лет, до 2 тысячелетия до н.э. Причина неравномерности лежала в различии регионов в своих природно-климатических условиях: тёплый климат и плодородная почва создавали благоприятные условия для развития хозяйства.
Значительные изменения в технике и формах производства дало возможность исследователям назвать это время – «неолитической революцией». Самым главным её итогом был переход от присваивающего хозяйства (собирательство) к производящему. В этой связи древний человек уже свободно мог расселяться по материку в поисках лучших условий жизни. В зависимости от природно-климатических условий на территории Восточной Европы и Сибири сформировались различные типы хозяйственной деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На территориях современной Украины, Закавказья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничье – рыболовческое хозяйство было характерно для северных лесных районов европейской части и Сибири.
Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие и земледельческие племена. На Восточноевропейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье, близ Киева. Эти поселения трипольцев были обнаружены археологами на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых располагались по кругу. Трипольская культура относится к медно – каменному веку – энеолиту (3 – 1 тыс. до н.э.). В этот период древний человек впервые начинает использовать медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди очень неравномерно были распределены на континенте. Интенсивный обмен приводил к существенным сдвигам в отношениях в первобытных обществах. Развитие общественных отношений в период энеолита стало предпосылкой для перехода к бронзовому веку (III тыс. до н.э. – начало I тыс. до н.э.). Появление бронзовых орудий способствовало разложению первобытнообщинного строя, но ещё не означало немедленного перехода к классовому обществу и государству во всех районах континента.
В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство, однако в районах Волго – Окского междуречья и Поволжья проживали племена, занимавшиеся осёдлым скотоводством и земледелием. В Европейской части России в эпоху бронзы началось формирование племенных союзов. В I тысячелетии до н.э. появляются первые железные орудия, что в свою очередь привело к резкому повышению производительности труда и изменению общественных отношений. Железный век привёл к кризису родоплеменного строя и создал экономические предпосылки к эксплуатации человека, межплеменной и родовой дифференциации. Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территориях России и Украины уже в I тысячелетии до н.э. В Причерноморье: они были оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, Волго – Окском междуречье, с 7 века до н.э. и до начала I тысячелетия н.э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. В Поволжье жили племена городецкой культуры, в Приуралье в 7 – 1 веках до н.э. – ананьинцы, занимавшиеся земледелием, охотой и рыболовством.
Таким образом, каждый из указанных периодов древнейшей истории отличался степенью развития орудий труда; материалами, из которых они изготавливались и соответствующей организацией ведения хозяйства. Первобытная эпоха в истории человечества характеризовалась низким уровнем производительных сил; коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства; равнообеспечивающим распределением и социально-экономическим равенством; отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов и государства.
Восточный и античный типы цивилизационного развития.
В нашей стране многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку.
Уже в развитии древних цивилизаций историки находят немало общих моментов, которые позволяют специалистам говорить о восточном и западном типах цивилизационного развития.
Существует огромная литература по истории ряда государств Древнего Востока. К ним относятся Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н.э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н.э.).
Не меньше внимания историки уделили истории Древней Греции (II тысячелетие – 149 год до нашей эры) и Древнего Рима (753 год до н. э. – 476 год нашей эры).
В обобщенной форме эти два типа цивилизационного развития представлены в нижеследующей
1.Цивилизации Древнего Востока 2.Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)
Экономическая сфера 1. Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью как основа личной несвободы людей.
2. Натуральное хозяйство преобладает и тормозит развитие рынка.
1. Возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства как основы личной свободы людей.
2. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулируемые главным образом гражданским (цивильным) правом.
Политическая сфера 1. Царская власть имеет деспотический, единовластный, наследственный, харизматический характер.
2. Управление осуществляется с помощью мощного государственного аппарата: центральная, региональная, местная власть, чиновничества. Преобладает принцип назначения сверху.
3. Верховный правитель опирается на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры.
4. Крупные многонациональные империи основываются на насилии. Войны преобладают над дипломатией в международных отношениях.
5. Суд опирается на обычай или писаный закон.
1. Впервые закладываются основы демократии, республиканской формы правления, принципы организации коллективной власти.
2. Власть осуществляется также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры
3. Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбирается населением, гражданами.
4. В основе военной организации лежит принцип всеобщей воинской повинности. Выполнение воинского долга- гражданская доблесть.
5. Появляются политические партии, межпартийная борьба за власть, другие элементы гражданского общества
6. Закладываются основы правового государства, судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных).
Духовно-культурная сфера 1. Высшие правители обожествляются, существующие религии освящают государственно-политическое устройство.
2. Художественная культура обслуживает интересы высшей власти и духовенства.
3. Общественное сознание отличается консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. 1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться.
2. Художественная культура обращена к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные возможности.
3. Для общественного сознания характерны дух соревнования, творчества, стремления изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе.
Основные этапы, этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства (IX-XI вв.).
— Постоянная угроза со стороны соседей (кочевников);
— Объединение племен силовым путем;
— Общественное разделение труда;
— Отделение ремесла от земледелия вело к созданию добавочного продукта, а следовательно:
— Развитие торгово-экономических связей способствовало прохождение торгового пути «Из варяг в греки» по землям славян;
— Развитие феодального хозяйства вело к к социальному расслоению, выделяющаяся племенная знать стала нуждаться в создании силовых правовых институтов.
Этапы образования:
Принятие христианства в 988 году, которое заложило основы культурно-идеологического единства.
Принятие в (XI век, 1019—1054 годы, правление Ярослава Мудрого)первого свода законов «Русская правда», которое установило единые правовые нормы.