предмет и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины
Предмет и задачи истории педагогики
Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах
1. Предмет и задачи истории педагогики
2. Концепции происхождения воспитания
3. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.
4. Воспитание в рабовладельческом обществе:
· Воспитание в государствах Древней Греции (Спарта, Афины)
· Воспитание и школа в Древнем Риме
· Воспитание и школы в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Египет)*
История педагогики – это область науки, изучающая историческое развитие теории и практики образования в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Согласно этому определению, у истории педагогики есть две предметные зоны:
· развитие педагогического знания;
· развитие практики образования и воспитания.
Несмотря на самостоятельность, по своей сути они едины, поскольку невозможно оторвать историю развития педагогических идей от истории развития образовательной практики.
История педагогики является, с одной стороны, исторической наукой, а с другой – педагогической. Она синтезирует данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, исследует процессы воспитания, обучения и образования в условиях различных исторических эпох. Каждое новое поколение людей обязательно осваивает и анализирует педагогический опыт прошлых поколений, совершенствует образовательно-воспитательную практику общества и развивает на этой основе материально-техническую и духовно-нравственную сферы жизнедеятельности.
Изучение особенностей передачи накопленного педагогического опыта поэтому и является важной задачей истории педагогики.
Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли:
1. Донаучный (с древнейших времен до XVII в.).
2. Становление научной педагогики (середина XVII – конец XIX в.).
3. Обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности (XX в.).
В отечественном образовании всегда уделялось должное внимание преподаванию курса по истории педагогики. В свое время К.Д. Ушинский указывал: «Только педагог-историк может уяснить нам влияние общества на воспитание и влияние воспитания на общество не гадательно, а на основе научного и подробного изложения фактов». Ученик Ушинского Л.Н. Модзалевский, подчеркивая значение истории педагогики, писал, что «только незнанием истории может быть объяснено немало ошибок, сделанных нами в педагогической практике».
Уже к началу XX в. начался процесс осмысления истории педагогических идей, отечественная история педагогики сложилась в целостную самостоятельную область научного знания, имеющую богатые традиции.
Цель преподавания истории педагогики – расширение общего педагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию.
Из цели вытекают следующие задачи курса: выработка исторического подхода к педагогическим явлениям; формирование педагогического мировоззрения, системы ценностных профессиональных установок; развитие умений использовать историко-педагогическое знание для оценки современного состояния образования и прогнозирования его развития; повышение педагогической культуры студентов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Предмет и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины.
1. Показать общечеловеческий, конкретно-исторический характер воспитания и основные этапы разв. образования, школы и педагогической мысли.
2. Раскрыть сущность основных педагогических систем.
3. Научиться сравнивать, обобщать различные педагогические идеи и концепции.
4. Проследить развитие педагогической мысли в РБ, России, Европе.
Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности.
Изучение истории педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся:
1. Эволюционно-биологическая Представитель этой концепции Шарль Летурно (французский социолог, 1831 – 1904 гг.) сближал воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Он связывал воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором.
2. Психологическая концепция, с позиции которой выступал американский профессор педагогики Пауль Монро (1869 – 1947 гг.), также считавший, что воспитание основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым
3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции К.Маркс (1818 – 1883 гг.), Ф.Энгельс (1820 – 1895 гг.) допускали существование воспитания только в человеческом обществе,
4. Духовно-культурологическая концепция возникновения воспитания, созданная немецким педагогом Карлом Шмидтом (1819 – 1864 гг.), утверждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений, которые получают свое воплощение во всех областях жизни, дают возможность духовного развития человека, обусловливают возникновение и развитие культуры.
Социальная функция воспитания (и обучения как его части) заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.
Зарождение воспитания в первобытном обществе.
Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.
В глубокой древности, когда еще в первобытнообщинном строе не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи. Дети, включаясь в эту деятельность с самого раннего возраста, подражая взрослым, общаясь с ними, усваивали знания обо всем, что касалось вопросов выживания в сложных природных условиях. Они овладевали различными умениями и навыками применения этих знаний в своей жизни.
По мере совершенствования орудий труда, у людей появилась возможность по мере сил освободить от тяжелого труда старых и малых членов общины. Старикам стали вменять в обязанность быть хранителями очагов, обычаев племени, осуществлять присмотр за детьми. специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода, самые уважаемые и умудренные жизненным опытом, образовали первую профессионально-социальную группу людей – воспитателей в современном понимании. Их прямой и единственной обязанностью стала передача жизненного опыта детям. Они заботились о физическом и духовном росте подрастающего поколения.
Так воспитание уже в первобытном обществе стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.
Специфика и задачи истории педагогики как науки и учебной дисциплины
История педагогики является одной из научных дисциплин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования. Она изучает развитие воспитания, школы и педагогических теорий в различные исторические периоды, с древнейших времен до наших дней. Иначе говоря, предмет истории педагогики как отрасли педагогического знания составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Без знания того, как развивалась теории и практика воспитания и обучения подрастающих поколений в прошлом, невозможно научное решение вопросов воспитания в обществе.
Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.
История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. К XIX столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания. Во второй половине XIX – начале XX века был создан ряд капитальных историко-педагогических трудов, авторы которых от комментированного изложения фактов перешли к попыткам выявления причин, вызывавших изменения в области практики воспитания.
Источникамиистории педагогики являются: памятники древней письменности, древние рукописи по вопросам воспитания и обучения; официальные материалы (законы, проекты, отчеты, доклады); учебники и учебные пособия, программы и другие материалы, характеризующие работу школы, сочинения выдающихся педагогов, общая и педагогическая пресса.
Взаимосвязь истории педагогики с другими науками характеризуется тем, что ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие знания. Она тысячами нитей связана не только с теорией педагогики, но и с историей общества, с историей культуры, с историей смежных наук – философии, психологии, частных методик. Понимание этого позволяет рассматривать педагогические явления в тесной связи с историей общества и в то же время учитывать их специфику, избегая вульгарно-социологического подхода к историко-педагогическим явлениям.
Таким образом, история педагогики тесно связана с историей культуры. При разработке историко-педагогических вопросов исследователь использует также источники и различные труды по гражданской истории, истории философии, истории культуры, истории литературы, художественные произведения, изображающие школу, семейное воспитание.
История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических и социально-практических задач:
Изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;
Выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;
Раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;
На каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;
В целом историко-педагогические знания должны активно влиять на формирование исторического сознания педагогов всех уровней, способствуя дальнейшему совершенствованию народного образования.
Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством, передает лучшие традиции гуманистической педагогики и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности.
1. Предмет, задачи истории педагогики
^ Задачи истории педагогики:
а) выявление зависимости целей и содержания педагогического процесса войск от социально-экономических условий, культурных, научных, природных и других факторов;
б) изучение процесса возникновения и развития форм и методов обучения и воспитания;
в) исследование взаимосвязей педагогики и других отраслей научного знания в историческом аспекте;
г) выявление закономерного характера развития педагогической теории и практики;
д) изучение педагогических взглядов и деятельности педагогов прошлого, показ их вклада в развитие педагогики;
е) исследование тенденций развития педагогической науки;
ж) разработка проблем обеспечения преемственности в педагогическом процессе.
2. Взгляды Пифагора, Гераклита, Демокрита, Аристотеля, Платона на проблемы воспитания и обучения
Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения; выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет «не ходи по дороге» подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели, ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания.
Приведем несколько пифагорейских изречений дидактической направленности: «Правильно осуществляемое обучение. должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика», «Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно».
Пифагор абсолютно прав. На мой взгляд, учитель и ученик должны состоять как бы в команде, каждый из членов которой заинтересован в получении положительного результата.
В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы «упорядочить и гармонизировать сознание». Затем в храме велось «преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходили совместные чтения с комментариями.
Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество.
Демокрит полагал, что важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. «Многие всезнайки не имеют ума. прекрасна надлежащая мера во всем. должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».
философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях
имеет не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в
этой пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего.
Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь».
Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.
Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).
Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.
В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Государство опекает будущих матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить положительные стороны спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину». Особое внимание он предлагает уделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражнений и танцев.
Здесь мне хотелось бы сделать некоторое замечание. Во время Платона, ни анатомия, ни медицина не были столь развиты. Однако философы уже тогда смогли уловить некую связь физических и умственных упражнений. Как покажут исследования много веков спустя, физическое развитие оказывает огромное влияние на развитие памяти, мышления, координации детей.
Программа подобного обучения адресовалась лишь свободным гражданам общества.
Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, принцип воспитывающего обучения («самым важным в обучении мы признаем, надлежащее воспитание»).
Хочу заметить, что игровое обучение активно используется и сегодня. На принципах игры построено развитие детей в детских садах и начальных классах школы.
Данная мысль, на мой взгляд, отражает истинность познания. По-настоящему образован то человек, который, ведя беседу об одном предмете, способен апеллировать знаниями из разных областей.
Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате «Политика».
Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения в идеальном государстве.
Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа». Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных». Гимнастика предназначена для формирования «прекрасного, а не дико-животного», писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.
Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.
Педагогика: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Педагогика». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Педагогика как наука
Объект и предмет педагогической науки
Дословно «пайдагогос» (греч.) означает «детоводитель». Оно произошло от слов «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»). В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле, то есть как способность «вести ребенка по жизни» — воспитывать, развивать и обучать. А по мере накопления знаний возникла и особая наука о воспитании детей.
Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. И в теории соответственно произошел переход от конкретных фактов к более общим случаям. Такой взгляд на педагогику сохранялся примерно до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики таково: «Педагогика — это наука о воспитании человека». Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.
Педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.
Предмет педагогики — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи — освоить опыт предыдущих поколений, обогатить, приумножить и передать его следующим поколениям. И более подробное определение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».
Предмет педагогической психологии — процесс изучения психологических закономерностей обучения и воспитания — как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание.
Раскрывая понятие «предмет педагогики», необходимо назвать и ее категории (греч. kategoria — суждение) — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.
Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, то есть приобретение системы знаний самостоятельно.
Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.
Общая педагогика изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).
Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.
Функции и задачи педагогики. Педагогическая система
Можно выделить две основные функции педагогической науки — теоретическую и технологическую.
• изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
• выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
• проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).
• разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
• внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
• анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).
Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.
Исходя из этого, основными задачами педагогики являются:
• анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
• разработка теоретико-методологических основ образования;
• выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
• определение содержания образования в конкретных условиях;
• разработка образовательных стандартов;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
• внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
• изучение истории развития образования и педагогической мысли.
Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система». В нее включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.
Возникновение и развитие педагогики как науки
Наука о воспитании сформировалась тогда, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда». Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.). В их трудах были глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа Марка Квинтилиана (35–96 гг.). Этот труд на протяжении долгого времени был основной книгой по педагогике — наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Развитие педагогики в Средневековье и эпоху Возрождения
В период Средневековья Церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные люди, например, философы Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Эпоха Возрождения подарила миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466–1536), французы Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).
Педагогика долго считалась всего лишь разделом философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь при этом связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связаны с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670) — создателя научной педагогической системы, автора труда «Великая дидактика». Коменский требовал, чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Чешский педагог был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения. Необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума». Труды Я. А. Коменского оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци
Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632–1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством. Д. Локк отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания «джентльмена», которая в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала «дисциплину тела» и «дисциплину духа».
Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII века — Дени Дидро (1713–1784), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) и особенно Жан-Жак Руссо (1712–1778).
Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию.
Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Целью воспитания И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII–XVIII веков. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно влиянию матери. Им была создана «теория элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.
Педагогическая деятельность И. Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.
Роль К. Д. Ушинского в истории развития педагогической мысли в России
К. Д. Ушинский (1824–1870) — великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде.
К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, а также указывал на необходимость тщательного изучения педагогами законов человеческой природы. В целях достижения полноценного воспитания и развития личности К. Д. Ушинский разработал ряд важнейших принципов.
По его мнению, первое место в формировании человека должен занимать родной язык, знать который надо в совершенстве как историю своей родины. Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Трудолюбие он считал основой счастья человека и требовал, чтобы учение, как и всякий труд, было не игрой и забавой, а серьезным занятием.
К. Д. Ушинский многое сделал в области дидактики в разработке содержания образования принципов, методов и форм обучения. Он выдвинул принцип воспитывающего обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс умственного и нравственного развития.
В области содержания образования К. Д. Ушинский настаивал на том, чтобы оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека.
Большое значение К. Д. Ушинский придавал сознательности, систематичности и прочности обучения. Особое внимание он уделял правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он считал необходимым ставить детей в активную позицию, включая их в разнообразные формы педагогически целесообразной деятельности.
К. Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит воспитательный эффект. В связи с этим он требовал, чтобы каждый учитель относился к своей профессии с любовью.
Вклад А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в развитие российской педагогики
Известность педагогике социалистического периода принесли работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.
А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания. Он изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Одним из главных принципов воспитания Макаренко считал гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом у А. С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего.
Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе.
Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в книгах «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей». В «Педагогической поэме» Макаренко занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, борьбу человека с собой, борьбу коллектива за свою ценность. В книге «Флаги на башнях» Макаренко стремился изобразить счастливый детский коллектив в счастливом обществе.
А. С. Макаренко был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания.
Другой советский педагог, В. А. Сухомлинский (1918–1970), исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа» (директором которой он был), «Сердце отдаю детям». Книги В. А. Сухомлинского отличаются большой любовью к детям, глубиной и актуальностью. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли.
Связь педагогики с другими науками
Для того чтобы более точно определить место педагогики в системе наук, нужно рассмотреть ее взаимосвязи с другими науками.
Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты.
Традиционной является связь педагогики с психологией. В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.
Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания).
Антропология как комплексная наука о человеке дает обширный материал о многомерности и многоликости человека, что позволяет педагогике разрабатывать способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований.
Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры.
Общее понятие педагогического исследования
Методология педагогики. Уровни методологических знаний
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методология педагогики — совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности. Методология выполняет регулятивную и нормативную функции.
Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
1. Методологические функции на философском уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.
2. Общенаучная методология представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
3. Конкретно-научная методология — совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
4. Технологическая методология основывается на методике и технике исследования.
Основными признаками методологической культуры являются:
• представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;
• овладение принципами диалектической логики;
• понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;
• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
• освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;
• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;