предмет и задачи истории физической культуры и спорта

шпоры по истории ФК. 1. Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения. Источники. Периодизация

1.Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения. Источники. Периодизация

ИФК изучает происхождение, закономерности и специфич. принципы развития ИФК. Включает в себя: историю и систему ФВ, историю ведущих идей, факторов, категорий и понятий в области ФК, историю методов, форм организации и средств ФВ, историю спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, историю ФО.

ИФК включает в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, ТиМФВ, спортивно-педагогический и медико-биологических дисциплин. В задачу предмета ИФК входит не только накопление и описание факторов из области ИФК, но и их интерпретация.

Ведущий метод познания истории ФК и спорта – исторический. И ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФК: она находится на стыке 2х наук – истории и ФК. Объектом науки истории в данном случае является ФК. Источники: официальный док-ты правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письм.источники (книги, газеты, журналы), археологические и этнографические данные), памятники изобразительных искусств, кино и фотоматериалы.

Знание ФК позволяет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в наст. время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. Структура: история ФК за рубежом, история Отечественной ФК, история международного спортивного движения. Периоды: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

2. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физическое воспитание.
4. Сравнительный анализ Спартанской и Афинской систем физического воспитания

Афины. Имелась целая система различных школ. Мусические ( 7-15 мальчики обучались чтению, письму и т.д) Палестры (мальчики 12-16 лет занимались бегом, борьбой, метанием, гимнастическими упражнениями, плаванием). Занятия происходили параллельно, эти школы были частные, мальчики жили дома. Богатые дети в 16 лет отправлялись в гимназии ( физ.подготовка и философия). Военно-физическое воспитание заканчивалось в эфебии (после 18 лет), 3 года в лагере. В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание не столь разнообразно, как в Спарте. Родители много значат. Девочки обучались в основном ведению домашнего хозяйства

5. Гимнастика в древнегреческой системе физического воспитания.

Период характеризовался бурным развитием искусства, философии, литературы и т.д. В это время усиливается антифеодальное мировоззрение. Начинается зарождение буржуазии. Появляются теоретические трактаты, идеи различных гуманистов, социалистов-утопистов, врачей и педагогов. Таких как В. Фельтре, Т. Мор, Т. Компанелла, Я. Коменский, У. Гарвей. Их принципы во многом совпадают. Если обобщить их мнения, то получится следующее: 1) отвергалось отношение к познанию человека как к тюрьме души. 2) в физ.воспитании детей ведущая роль отводится играм 3) предлагалось возродить опыт ФВ античности. Обращалось внимание на возрастные особенности при развитии человека. Создается первое пособие по ФВ (Меркуриалис, его автор «Об искусстве гимнастики). К середине 17века появляются первые попытки введения ФВ в режим школьного дня.

10.Физическая культура в средневековых городах Западной Европы, её истоки, значение для становления современного спорта

Вершиной развития гуманистических идей следует считать деятельность великих утопистов – англичанина Томаса Мора(1478-1533гг) и итальянца Томаса Кампанеллы (1568-1639). Цели воспитания они видели не в личном благополучии и успехах детей, а в их подготовленности к служению обществу, т.е. в подготовке к трудовой деятельности и защите своей страны. Мор и Кампанелла изложили свои взгляды в фантастических произведениях «Утопия» и «Город солнца». Утописты, несмотря на существенные недостатки своего учения, подняли теорию гуманизма в области воспитания на более высокую ступень. Учение гуманистов о том, что главной целью физического воспитания явл. укрепление здоровья, положило начало новому этапу развития научных основ этого воспитания. Гуманист, чешский педагог Ян Амос Каменский(1592-1670) жил на рубеже средних веков и нового времени. Каменский положил начало педагогической науке. Основным принципом своей педагогической системы он считал принцип природосообразности. Для правильного воспитания, по его мнению, нужно изучать природу и следовать её законам.

Ребёнок, лишённый подвижности будет подобен животному, выросшему в клетке. Каменский имел ввиду лишь окружающую человека природу, а мы говорим и о природе самого человека. С этой целью изучается анатомия, физиология и ряд других наук, которые во времена Каменского только зарождались. Так голландский учёный Андреа Везалий (1514-1564) впервые описал строение человеческого тела. Англ. учёный Уильям Гарвей (1578-1657) открыл законы кровообращения и тем самым положил начало науке физиологии. Ещё до этого значительные исследования в области биомеханики были сделаны выдающимся учёным и художником Леонардо Да Винчи(1452-1519). Т.о. к началу 17века был создан довольно основательный фундамент для дальнейшего развития науки о физ. воспитании.
13.Развите представлений о роли физического воспитания в формировании личности в первый период Нового Времени (Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци)

Происходит период утверждения капитализма. Идет дальнейшее развитие идей гуманистов эпохи Возрождения. Джон Локк, на первое место ставит физическое воспитание ребенка с рождения. Он толкал идею подготовки джентльмена, он считал, что рабочий класс не должен заниматься ФП. Ж-Ж. Руссо считал, что все беды у человека начинаются с рождения, т.к. с рождения общество выдвигает ему некие требования. Считал, что все зло исходит от слабости человека. Он был против ФВ женщин.

Песталоцци наоборот подготавливал свою систему воспитания масс: Образовательная сторона (арифметика, история и т.д.) и физическое воспитание (элементарные и сложные движения суставной гимнастики).

14. Практические предпосылки к возникновению национальных систем физического воспитания (Фит, Гутс-Мутс)

Возникновение немецкой гимнастики относится к последней четверти 18 века. Под влиянием идеё Песталоцци и Руссо возникло буржуазное движение фелонтропизм (человек, занимающийся благотворительностью), появились колы – фелонтропины. Первая из них – 1774. Большой вклад в развитие немецкий гимнастики в этих школа и в целом внесли Фит и Мутс. Г. Фит (1765-1836) написал сочинение под названием «Опыт энциклопедии физического воспитания», в котором описывал историю и излагал свой метод гимнастики. Его упражнения – на полу без снарядов и на снарядах – горизонтальные брусья, перекладина и так далее. Подробно обосновал методику различных упражнений в верховой езде. Первый пытался проанализировать физ. упражнения с биохимической точки зрения. Гутс-Мутс (1759-1839) преподавал физ-ру в филонтрапинах в течение многих лет и написал 2 книги: «Гимнастика для сынов отечества», «Гимнастика для юношества». Подразделяла упражнения на гимнастику, игры и ручной труд. Значение придавал ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, борьбе, лазанию, плаванию, переноске тяжестей. Делили все упражнения на тяжёлые и лёгкие, активные и пассивные. Добивался индивидуального подхода к занимающимся, поощрял их стремление к соревнованиям. Он сам выступал в роли организатора, занимался просветительной деятельностью, которая способствовала развитию национального духа немцев, воспитанию бодрости и патриотизма, что было особенно важно в период разобщённости немецкого народа.
16. История создания и анализ основных положений Немецкой национальной системы физического воспитания.

Фридрих Ян. В основу гимнастики он положил упражнения на гимнастических снарядах (на перекладинах) и военные игры. Занятия: смесь свободных упражнений по выбору самих учеников. 3 части урока: 1) порядковые упражнения. Строевые и простые гимнастические для установления порядка 2) вольные упражнения. Движения отдельных частей тела, заимств. из суставной гимнастики Песталоцци. Эти упражнения готовили к упражнениям на снарядах. 3) упражнения на снарядах и со снарядами. Шпиц ввел групповые снаряды (длинная перекладина, длинные брусья, рябы лестниц и шестов).
17. История создания и анализ основных положений Шведской национальной системы физического воспитания

Пер Линг и Яльмар(его сын). Направленность – общее физическое развитие. Линг считал необходимым начинать ФВ с детского возраста. Он считал, что в ФВ нужно применять такие упражнения, которые развивают и укрепляют тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын разработал систему урока. Урок состоял из 14-16 частей. Упражнения некоторых частей урока должны были резко повысить общее физическое напряжение, а некоторые – успокаивать организм. Существенным признаком упражнений Шведской гимнастики была их симметричность, прямолинейность и угловатость. Я. Линг новые снаряды, такие как шведская стенка, шведская скамейка, двойном бум. Старые снаряды он тоже применял. Гигиеническая направленность системы, зависимость форм и движений от анатомического устройства тела человека, специально разработанная схема урока, большой выбор упражнений выгодно отличало шведскую гимнастику от немецкой.

Источник

Реферат: Предмет, задачи, периодизация и источники истории физической культуры и спорта

1. Предмет, задачи, периодизация и источники истории физической культуры

2. Развитие международного спортивного движения…………………………..5

3. Летние Олимпийские игры 1972-1992 г. г…………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………………. 25

1. Предмет, задачи, периодизация и источники истории

физической культуры и спорта

История физической культуры и спорта (ИФКиС) – наука, которая, исследуя прошлое, помогает познать настоящее и в известной выявить тенденции будущего развития. Она представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. История ФКиС является важным разделом науки о физической культуре.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

-Показать с научной позиции становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;

В основу периодизации ИФКиС положено учение о закономерностях развития общества:

При изучении истории физической культуры используют следующие источники :

-археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;

-памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;

-архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;

-правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;

-практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

2. Развитие международного спортивного движения

В конце XIX в. начинает развиваться международное спортивное движение (МСД), которое сопровождалось созданием международных спортивных объединений (МСО). Международное спортивное движение является сегодня составной и неотъемлемой частью современной общественной жизни и межгосударственных отношений.

МСО сыграли большую роль в унификации спортивной техники, оборудования и правил проведения соревнований в большинстве видов спорта.

Первые международные спортивные объединения появились в конце XIX — начале XX в. (международные федерации гимнастики, гребли, конькобежного спорта, МОК и др.). К первой половине XX в. их насчитывалось около 100, а к нашему времени — свыше 200.

Развитие физической культуры и спорта во всем мире, возросшая их роль в социальной жизни людей, необходимость координации деятельности в этой области определили потребность в создании многочисленных МСО.

МСО — это всемирные и региональные неправительственные международные организации в области физической культуры, физического воспитания и спорта. Членами МСО могут быть национальные, а в ряде случаев и международные спортивные организации, и отдельные учреждения и лица.

Различают МСО универсальные и специальные общего характера, деятельность которых не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся, например, МОК, Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ), Международная олимпийская академия (АИД) и др.

МСО по видам спорта — это прежде всего международные спортивные федерации, которых к концу 90-х гг. насчитывалось более 100. МСО по отраслям знаний и деятельности, имеющим непосредственное отношение к физической культуре и спорту. Например, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация спортсооружений и сооружений для досуга (ИАКС), Международное общество психологии спорта (ИССП), Международная ассоциация высших школ физического образования (АИЕСЕП), Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и др.

Существуют МСО, объединяющие спортсменов по какой-либо принадлежности: профессиональной — Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной — Международная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др.

В задачи МСО входят :

-содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, признание их, установление и укрепление связей с ними, практическая помощь в работе, контроль за выполнением этими организациями принятых уставов; изучение и распространение международного опыта в своей области деятельности; создание материально-финансовых условий для развития физической культуры и спорта;

-совершенствование и единое толкование официальных международных положений, касающихся определенного вида спорта;

-планирование и организация международных соревнований, конгрессов, симпозиумов и т. п.;

-регистрация и утверждение рекордов мира, континентов и т. п.

Известно, что Международная олимпийская академия (АИД) как специализированное учреждение по изучению и пропаганде идей олимпийского движения основана в 1961 г. в Олимпии (Греция). АИД ежегодно организует двухнедельные сессии, в программе которых лекции и семинары по философским, идеологическим, общетеоретическим, историческим, педагогическим, методическим и другим проблемам олимпийского движения. НОК различных стран направляют известных ученых, тренеров, преподавателей, студентов и аспирантов для участия в сессиях АИД. С 1978 г. АИД проводит конкурсы на лучшие научно-исследовательские работы по проблемам олимпийского движения.

Значительную работу по развитию в мире научно-методических основ физического воспитания и спорта проводит СИЕПС. Эта международная организация с целью содействия развитию физического воспитания и спорта, их пропаганды организует семинары, конференции, симпозиумы, конгрессы. Следует заметить, что первоначальные соображения о том, что СИЕПС будет международным объединением исключительно в области массовой физической культуры, не были претворены в жизнь, поскольку оно сейчас функционирует как подчиненная МОК организация, входящая в ЮНЕСКО.

В настоящее время СИЕПС занимается и проблемами физического воспитания различных групп населения, и вопросами спорта высших достижений. Так, например, в период Олимпиады-80 в Тбилиси проводился всемирный научный конгресс “Спорт в современном обществе”, участниками которого были 900 ученых, в том числе 400 из-за рубежа — представители 50 стран мира. Научные конгрессы стали традиционной частью всех олимпийских игр. В 1975 г. была проведена II Европейская конференция по спорту под девизом “Спорт в жизни людей и народов”, а в 1976 г. состоялась I Международная конференция министров спорта и руководящих работников, ответственных за развитие физической культуры и спорта и воспитание молодежи. Она обсудила такие проблемы, как воспитание молодежи посредством спорта, пути и средства укрепления международного сотрудничества, сохранение и приумножение духовного и физического потенциала людей. Различные формы международного сотрудничества в области физической культуры и спорта под эгидой СИЕПС проводятся практически ежегодно.

Основные формы МСД:

-МСД по отдельным видам спорта;

-международное рабочее спортивное движение;

— международное олимпийское движение;

— международное студенческое спортивное движение;

-МСД по массовой и оздоровительной физической культуре и спорту.

Международное спортивное движение по отдельным видам спорта

Первые крупные международные соревнования в конце XIX в. проводились еще до создания международных спортивных федераций (МСФ), без общепринятых правил. По этой причине возникали бесчисленные споры, скандалы вокруг первенств Европы и мира, организуемых от случая к случаю, а иногда по нескольку раз в течение одного года. Позднее эти соревнования были объявлены “неофициальными” первенствами Европы и мира. Однако и сегодня результаты подобных соревнований сохранены для истории спорта, так как, во-первых, в этих состязаниях участвовали сильнейшие в то время спортсмены мира, а, во-вторых, они были у истоков становления многих видов спорта. Среди них достойны упоминания Уимблдонское первенство Англии по теннису, ставшее с 1877 г. авторитетнейшим международным турниром. Чемпионаты мира по скоростному бегу на коньках проводятся с 1889 г., первый чемпионат мира по тяжелой атлетике состоялся в 1899 г., а по греко-римской борьбе — в 1904 г. и т. п.

Международное спортивное движение по отдельным видам спорта организуется и регулируется главным образом МСФ, очередность создания которых в принципе и свидетельствует о развитии и распространенности в мире того или иного вида спорта.

Образование МСФ положило начало проведению первых официальных первенств Европы и мира по отдельным видам спорта. Так, в 1893 г. в Амстердаме состоялось первое первенство мира по скоростному бегу на коньках, в этом же году в Чикаго — первый чемпионат мира по велоспорту. В 1896 г. в Санкт-Петербурге было организовано первенство мира по фигурному катанию, а в 1897 г. в Лионе — первенство мира по стрелковому спорту. В начале XX в. первенства континента стала проводить Южная Америка: в 1916 г. — Южноамериканский чемпионат по футболу, а затем с 1919 г. систематическими стали состязания по другим видам спорта — боксу, баскетболу, борьбе и др.

МСФ объединяют, организуют и координируют деятельность многочисленных национальных федераций по отдельным видам спорта.

Роль МСФ в олимпийском движении: разрабатывать и обеспечивать выполнение правил занятий соответствующими видами спорта и следить за выполнением этих правил; обеспечивать развитие своего вида спорта во всем мире; содействовать реализации целей, изложенных в Олимпийской хартии; устанавливать свои критерии допуска к соревнованиям в Олимпийских играх в соответствии с Олимпийской хартией и представлять их на утверждение МОК; брать на себя ответственность за технический контроль и руководство своими видами спорта на Олимпийских играх и на играх, проводимых под патронажем МОК; обеспечивать техническую помощь в реализации программы “Олимпийская солидарность”. Кроме того, МСФ могут формулировать предложения, адресованные МОК, относительно Олимпийской хартии и олимпийского движения вообще, включая организацию и проведение Олимпийских игр; излагать мнения относительно кандидатур для организации Олимпийских игр и особенно технических возможностей городов-кандидатов на их проведение; сотрудничать при подготовке олимпийских конгрессов; участвовать по просьбе МОК в деятельности комиссий МОК.

Международное олимпийское движение

Идея о необходимости возродить Игры античной Греции возникла еще в XV в. Предложения о необходимости возрождения игр мы находим в произведениях И. Шиллера, Ж. Ж. Руссо. Первую значительную научную работу в форме докторской диссертации по истории древнегреческих олимпиад выполнил английский ученый Д. Вест в XVIII в. Эта идея развивалась в работах немецких филантропов, чешского педагога Я. А. Коменского и др.

Толчком к возобновлению современных Олимпийских игр послужили археологические исследования мест проведения античных состязаний. Еще в XVIII в. идею раскопок высказал французский исследователь Монфокон, но она не была реализована. Первые раскопки были осуществлены французской военной экспедицией в 1829 г. Тогда были найдены десятки памятников и различных предметов, которые затем были вывезены в Париж. Наиболее крупные и результативные раскопки провел немецкий археолог профессор Э. Курциус. За 7 лет раскопок (1875 — 1881) найдено 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 6000 монет, многочисленные инструменты, треножники, гантели, диски, копья и др.

Современное олимпийское движение очень много заимствовало от древнегреческих агон:

1. Сама идея возрождения современного олимпийского движения могла осуществиться благодаря существованию древнегреческих агон.

2. Взято название — Олимпийские игры.

3. Заимствована периодичность проведения Игр — через 4 года.

4. Предназначение современных Игр — служить миру, содействовать дружбе и взаимопониманию между народами, т.е. многие положения Олимпийской хартии созвучны той прогрессивной роли, которую выполняли древние игры.

5. Многие виды современных состязаний берут свое начало от древнегреческих агон: бег на 200 м, бег на средние дистанции, метание копья и диска, прыжок в длину с места, пятиборье, греко-римская борьба и др.

6. Заимствован ритуал — “олимпийский огонь и олимпийский факел”.

7. Олимпийская клятва судей и спортсменов пришли из практики игр древности.

8. Ряд терминов пришел к нам из древнегреческой физической культуры: олимпиада, стадион, диск, марафонский бег, гимнастика и др.

9. Некоторые правила соревнований заимствованы современным спортом у древнегреческих агон.

Международное рабочее спортивное движение

Зарождение самостоятельных рабочих спортивных организаций в Европе и в других регионах мира происходило в середине XIX в. Их возникновение было закономерным явлением на фоне выступления рабочего класса на историческую арену в качестве главной общественной силы.

Международное студенческое спортивное движение

В 1923 г. спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов, а с 1924 г. начали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проходили до начала Второй мировой войны. Это обстоятельство явилось первым заметным шагом на пути к созданию международного студенческого спортивного движения, наиболее значительного после олимпийского.

Спортивные соревнования, связанные со Всемирными фестивалями молодежи и студентов, отделены от универсиад и называются Международными дружескими спортивными играми молодежи.

Международное спортивное движение в области массовой и оздоровительной физической культуры

В разных странах это движение получило различные названия: в Норвегии и ФРГ, например, оно называется “Тримм” (что означает — быть всегда в хорошей форме). Норвежская организация “Жизнь на свежем воздухе” (ФРИФО) объединяет в своих рядах около 430 тыс. человек. Президент ФРИФО г. Рибер-Мон так объясняет содержание занятий по программе ФРИФО: “Для меня «Жизнь на свежем воздухе» — это и есть моя жизнь. Летом я ловлю рыбу и брожу по горам, осенью — охочусь и гуляю в лесу, а зимой встаю на лыжи так часто, как только возможно”. В Италии и США это движение получило название “Мы рассчитываем на вас” и “Физическая активность” соответственно.

3. Летние Олимпийские игры 1972-1992 г. г.

В Играх из 121 страны участвовали 7147 спортсменов, из них 1070 женщин. По 25 видам спорта было разыграно 195 комплектов медалей.

Игры отличались широким использованием достижений техники: срочная информация, результаты состязаний по легкой атлетике и плаванию впервые фиксировались с точностью до 0,01 с.

По спортивным достижениям эта Олимпиада превзошла все предыдущие: было установлено 46 мировых и 94 олимпийских рекорда. Героем Игр стал американский пловец М. Спитц, завоевавший 7 золотых медалей и установивший 7 мировых рекордов. Таких результатов на одних Олимпийских играх не добивался никто за всю историю Олимпиад.

Призовые командные места распределились так:

Первое место СССР (50, 27, 22);

Советские олимпийцы выступили успешно. Среди них особо отличились:

В.Манкин, который на этой второй для него Олимпиаде завоевал золотую медаль;

-сильнейшим человеком планеты с четырьмя олимпийскими рекордами был назван наш штангист второго тяжелого веса В.Алексеев ;

МОК удовлетворил протест африканских стран относительно допуска на Игры команды Родезии — страны с расистским режимом.

На Олимпиаде, к сожалению, произошла трагедия, связанная с проблемой международного терроризма: вооруженные члены палестинской террористической организации “Черный сентябрь” проникли в расположение делегации Израиля. Во время операции по освобождению заложников 18 человек погибли, среди них несколько спортсменов и тренеров команды. Игры были прерваны на один день. Президент МОК по этому поводу заявил: “Мы не можем позволить, чтобы Олимпиада стала местом торговых, политических акций или преступных действий, не можем позволить, чтобы горстка террористов загубила один из основных каналов международного сотрудничества. ”

Во время Игр на сессии МОК произошло переизбрание президента МОК — им стал ирландец лорд М. Килланин, который исполнял эти обязанности до 1980 г.

Игры собрали 6189 спортсменов из 86 стран, из них 1274 женщины. В 24 видах спорта разыгрывалось 198 комплектов наград.

На Олимпиаде было установлено 34 мировых и 82 олимпийских рекорда.

В командном зачете

впереди были спортсмены СССР (49, 41, 35),

на втором месте — ГДР (40, 25, 25),

Из советских спортсменов наиболее успешно выступили:

-семь золотых медалей у наших штангистов, вновь олимпийским чемпионом стал тяжеловес В. Алексеев ;

— две золотые медали: в беге на 800 и 1500 м завоевала Т. Казанкина ;

-Н. Андрианов стал обладателем титула абсолютного чемпиона в гимнастическом многоборье, прибавив в копилку команды СССР 4 золотые медали,

-наши борцы одержали 12 побед.

На Олимпиаде снова проявила себя расовая проблема. В знак протеста против приглашения на Игры команды Новой Зеландии, которая поддерживала спортивные связи с ЮАР (лишенной права участия в Олимпийских играх), 28 команд африканских стран отказались от участия в Играх. По политическим мотивам было отказано в выдаче виз делегации Тайваня.

На Играх зарегистрировано 12 случаев применения допинга.

На трех Олимпиадах (1968, 1972 и 1976) советский спортсмен В. Санеев становится чемпионом в тройном прыжке.

В Играх, принявших 81 страну, участвовали 5503 спортсмена, из них 1192 женщины. По 21 виду спорта было разыграно 203 комплекта медалей.

Еще в 1969 г. Москва направила в МОК официальное приглашение-заявку на проведение Олимпийских игр 1976 г. На сессии МОК в Амстердаме (1970) в голосовании участвовали Монреаль, Москва и Лос-Анджелес. Тогда, как известно, победил Монреаль.

В сентябре 1971 г. на 71-й сессии МОК в Люксембурге было вновь объявлено о выдвижении кандидатуры Москвы на право проведения Игр XXII Олимпиады. В октябре 1974 г. в Вене, на 75-й сессии МОК, большинством голосов его членов право проведения Олимпиады-80 было предоставлено Москве.

История с Олимпиадой в Москве — наглядный пример использования спорта с целью оказания политического давления одних стран на другие. В период с 1974 по 1980 г. много было сделано, особенно администрацией США, в частности тогдашним президентом Д. Картером, чтобы сорвать проведение в Москве Олимпиады-80. Президент США объявил бойкот Играм из-за внешней политики СССР, главном образом фигурировал такой аргумент, как ввод в 1979 г. наших войск в Афганистан. МОК в то время напомнил, что “. право проведения Олимпийских игр принадлежит МОК, а не стране их проведения. Вопрос об их проведении в том или ином городе решается с учетом только его способности их организовать, а отнюдь не политических соображений”. В 1978 г. своим решением Д. Картер запретил продажу ЭВМ для нужд Олимпиады. В январе 1980 г. президент США, выступая по национальному телевидению, призвал к бойкоту Олимпийских игр в Москве. Выступление Д. Картера было настолько грубым и бесцеремонным по отношению к организаторам Олимпиады, что по этому поводу президент МОК лорд Килланин обратился к администрации президента США, но ответа не последовало.

В феврале 1980 г. на сессии МОК в Лейк-Плэсиде (США) его члены единогласно приняли решение о поддержке Олимпиады-80.

В марте по инициативе США и Великобритании в Женеве планируется совещание всех западных стран с целью обсуждения вопроса о проведении “альтернативных игр” в противовес Олимпиаде в Москве. Однако на это совещание прибыли лишь около 10 представителей, и, таким образом, затея с проведением “параллельных состязаний” провалилась.

3 мая 1980 г. в Риме собрались представители большинства западноевропейских НОК, чтобы принять окончательное решение об участии спортсменов своих стран в Олимпиаде. Результатом встречи стало заявление, в котором подчеркивалось, что выступление на Играх еще более важно в период напряженности и международных конфликтов. Любой отказ от участия в Олимпиаде-80 грозит катастрофическими последствиями для международного спорта. Было принято обращение ко всем НОК стран мира с призывом приехать на Игры XXII Олимпиады. По сути, это должно было стать концом бесславной “истории с бойкотом” Олимпиады-80. Но на Игры в Москву, к сожалению, не приехали спортсмены США, ФРГ, Японии, Канады, Норвегии, Аргентины, Чили и ряда других стран.

Москва со всей ответственностью подготовилась к Играм и провела их на высоком организационном уровне. Было построено или основательно реконструировано 70 крупных сооружений. В числе новостроек — один из крупнейших в мире крытый стадион на проспекте Мира на 45 тыс. зрителей и примыкающий к нему плавательный бассейн на 15 тыс. зрителей, комплекс шестнаддати-этажных домов Олимпийской деревни, гостиничный комплекс в Измайлове на 10 тыс. мест, спортивный зал “Дружба” в Лужниках на 3 тыс. мест, футбольно-легкоатлетический манеж в спортивном комплексе ЦСКА на 15 тыс. зрителей и многие другие. Хотя предыдущие Игры в Мюнхене и Монреале квалифицировались как “апогей технического прогресса”, Олимпиада в Москве превзошла их по всем параметрам. Помимо Москвы Игры проходили в Ленинграде, Киеве, Минске (предварительные игры футбольного турнира) и Таллинне (парусная регата).

В программе соревнований был

-новый вид легкой атлетики — ходьба на 50 км;

-женский турнир по хоккею на траве.

Уровень спортивных результатов на Олимпиаде-80 был высоким: зарегистрировано 36 мировых, 74 олимпийских, 39 европейских рекордов.

Высокие результаты показали

-кубинские боксеры — 6 золотых медалей,

-гребцы ГДР завоевали 7 высших наград из 8 разыгрываемых,

-эфиопский бегун М. Ифтер выиграл обе стайерские дистанции.

Наибольшее число медалей завоевал советский гимнаст А. Дитятин — 3 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовую.

Успешно выступили наши гимнасты: Н.Андрианов — 2 золотые медали, 2 серебряные и 1 бронзовая; Е. Давыдова и А. Ткачев завоевали по 2 золотые медали и по 2 — бронзовые.

Советский пловец С. Копляков был награжден 2 золотыми и 1 серебряной медалью.

По количеству завоеванных наград на

первом месте была команда СССР (80, 69, 46),

На сессии МОК в Москве был избран новый президент МОК — X. А. Самаранч. Вот что он сказал по поводу Олимпиады-80: “. Что касается Московских игр, мне хотелось бы отметить их отличную подготовку и превосходный спортивный дух, господствовавший на состязаниях. Жаль, что в них не участвовали спортсмены отдельных стран и национальных олимпийских комитетов. Уверен, что Московская олимпиада войдет в историю своей великолепной организацией”.

Игры ХХШ Олимпиады (1984 г., Лос-Анджелес, США)

В Играх приняли участие 7078 спортсменов, из них 1620 женщин, из 141 страны. Был разыгран 221 комплект наград в 22 видах спорта.

Программа пополнилась следующими видами состязаний:

-бегом на 3000 м и 400 м с барьерами для женщин,

-эстафетой 4 х 100 м вольным стилем для пловцов-мужчин,

-синхронным плаванием (дуэты),

-художественной гимнастикой (многоборье),

-стрельбой из пневматической винтовки,

-из малокалиберной винтовки (3 * 20 выстрелов),

— из спортивного пистолета для женщин,

— марафонским бегом для женщин.

Впервые оргкомитетом Игр была частная коммерческая организация, использующая средства спонсоров. Предыдущие Игры финансировались из средств местных бюджетов, частных пожертвований и денег за право телевизионной трансляции. На этот раз впервые за всю историю Олимпийских игр стране-организатору удалось избежать финансовых потерь. Это коммерческое решение ЛАООК принесло прибыль в 222 млн долларов. Однако следует заметить, что деятельность ЛАООК отличалась чрезмерным желанием получить прибыль в ущерб олимпийским принципам, т. е. имела место коммерциализация в ее негативном проявлении. Так, организаторы извлекли прибыль даже из ритуала “Олимпийский огонь”: стоимость отрезков эстафеты по доставке олимпийского огня из Нью-Йорка в Лос-Анджелес была 3000 долларов за 1 км. Конечно, современный олимпизм нужно воспринимать таким, каков он есть, без иллюзий и идеализации. По этому поводу уместно привести слова президента МОК X. А. Самаранча: “. Бизнес может служить спорту при условии, если спорт, со своей стороны, не станет слугой бизнеса”. Безусловно, в этом случае нужна целесообразная мера.

Игры снова, как и предыдущие, стали заложниками холодных политических взаимоотношений между США и СССР. На этот раз проблема приобрела идеологический оттенок: Игры бойкотировали все социалистические страны, за исключением Румынии.

После того как в 1983 г. самолет южнокорейской авиакомпании был сбит над территорией СССР, среди пассажиров которого было много американцев, отношения между СССР и США осложнились до предела. В США началась оголтелая кампания под лозунгом “Запретить Советы”, активизировалась деятельность реакционных экстремистских и эмигрантских организаций, в прессе США появились публикации антисоветского содержания. Были и чудовищные призывы “проучить” нашу страну, убив несколько десятков членов советской делегации на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе.

В создавшихся условиях МОК предпринял усилия по нормализации обстановки: в апреле 1984 г. состоялась встреча X. А. Самаранча с руководителями НОК СССР и ЛАООК. Были рассмотрены требования НОК СССР по гарантиям безопасности спортсменам, необходимости соблюдения Олимпийской хартии в части допуска спортсменов на Игры, предложения по размещению делегации СССР на советском теплоходе и др. Представители ЛАООК заверили, что требования и предложения НОК СССР будут выполнены. Делегация СССР в итоговом коммюнике заявила: “Спортсмены СССР твердо намерены участвовать в Играх XXIII Олимпиады при условии, что будет соблюдаться Олимпийская хартия”.

К сожалению, за этой встречей не последовало никаких практических действий. Надо отдать должное руководителям НОК США и ЛАООК, которые предпринимали усилия для прекращения шовинистических выступлений экстремистов, но их попытки переубедить политических лидеров США были тщетными. Американские власти охотно прикрывали свой политический курс рассуждениями о том, что они не вмешиваются в деятельность тех, кто мешает проведению Олимпиады, по той причине, что в США это якобы станет нарушением конституционных прав. Уже после опубликования Заявления НОК СССР от 10 апреля 1984 г., в котором выражалась серьезная озабоченность в связи с грубыми нарушениями организаторами Игр Олимпийской хартии и антисоветской кампанией, представитель госдепартамента заявил, что администрация США не может “контролировать. точку зрения” подобных группировок.

В этих условиях НОК СССР 8 мая вынужден был заявить о невозможности участия советских спортсменов в Играх XXIII Олимпиады. Поступить иначе, говорится в Заявлении НОК СССР, было бы равносильно одобрению антисоветских действий американских властей и организаторов Игр. Все члены НОК, в том числе руководители всех 29 федераций по олимпийским видам спорта, единогласно проголосовали за неучастие в предстоящей Олимпиаде в Лос-Анджелесе.

По своему спортивному уровню Игры были значительно ниже Олимпиады-80. На них было зафиксировано лишь 11 мировых и 36 олимпийских рекордов. Особенно сильно выступили пловцы США, Канады, ФРГ и Австралии, установив 10 мировых рекордов.

-Талантливый негритянский легкоатлет из США К.Льюис завоевал 4 золотые медали: в беге на 100 и 200 м, эстафете 4 х 100 м и в прыжках в длину. Этим он повторил достижение своего соотечественника Д. Оуэнса, установленное им на Играх 1936 г.

По количеству завоеванных медалей, разумеется,

первыми были спортсмены США — 177 медалей (83 — золотые),

на втором месте — Румынии — 53 медали (20 — золотые),

третье место заняла команда ФРГ.

На Играх зарегистрировано 10 случаев употребления допинга.

В интервью Испанскому агентству печати новостей X. А. Самаранч подвел своеобразный итог Олимпиаде: “Экстремисты в Калифорнии нанесли огромный вред олимпийскому движению и, конечно, стране, проводящей Олимпийские игры”.

Многие сейчас склоняются к мнению, что решение НОК СССР о неучастии в Играх 1984 г. было неверным и что СССР так поступил в отместку за бойкот Олимпиады-80. Но история, как известно, не имеет сослагательного наклонения. В той ситуации речь шла о безопасности жизни членов советской делегации, поэтому справедливым будет утверждение, что в той обстановке решение о неучастии было вынужденным и, видимо, единственно целесообразным.

Игры XXIV Олимпиады (1988 г., Сеул, Южная Корея)

В Играх, принявших 159 стран мира, участвовал 9421 спортсмен, из них 2438 женщин. В программе было 27 видов спорта, разыграно 237 комплектов медалей.

Период с 1972 по 1988 г. был трудным и тревожным для олимпийского движения, которому пришлось столкнуться с проблемами международного терроризма, апартеида, беспрецедентным политическим вмешательством, когда олимпийский спорт по существу стал заложником политических противоречий и конфликтов между отдельными странами. Все это вместе взятое поставило под угрозу само существование олимпийского движения. Правда, и на этих Играх произошел конфликт, корни которого уходят в политические взаимоотношения Южной Кореи с КНДР. Суть проблемы заключалась в том, что КНДР настаивала на проведении части Олимпиады на ее территории. НОК Южной Кореи был согласен провести соревнования по четырем видам спорта в КНДР. Однако НОК КНДР претендовал на проведение состязаний по восьми видам спорта, на церемонию открытия и закрытия Игр, на изменение названия Игр, на пересмотр условий распределения доходов от их проведения. Взаимоприемлемого решения найти не удалось, и в знак протеста против позиции НОК Южной Кореи КНДР отказалась от участия в Играх. В знак солидарности не приняли участия в Олимпиаде-88 также Куба, Эфиопия, Никарагуа, Албания, Сейшельские острова и Мадагаскар. В целом же Игры показали, что олимпийское движение начало выходить из весьма затянувшегося кризиса. Все сильнейшие спортсмены мира принимали участие в соревнованиях в Сеуле.

Олимпиада отличалась высоким спортивным уровнем: на ней было установлено 30 мировых и 104 олимпийских рекорда.

Из отличившихся спортсменов можно выделить:

К. Отто (ГДР), завоевавшую 6 золотых медалей в плавании,

М. Бионди (США), ставшего обладателем 5 золотых медалей, 1 серебряной и 1 бронзовой в плавании,

В.Артемова (СССР), одержавшего 4 победы в гимнастике.

Советские спортсмены наиболее успешно выступили в спортивной гимнастике (11 золотых медалей из 14 номеров программы), в легкой атлетике (10 золотых медалей), в велогонке на треке (6 золотых медалей), в тяжелой атлетике (6 золотых медалей).

Советские спортсмены выступили наиболее успешно за всю историю участия в Олимпийских играх (кто мог тогда предполагать, что это последнее выступление сборной команды СССР на Олимпийских играх):

они завоевали 132 медали (55, 31, 46),

команда ГДР — на втором месте с 102 медалями (37, 35, 30),

спортсмены США заняли третье место — 94 медали (36, 31, 27).

Эти Игры являются переломными в том плане, что на них впервые с официального согласия МОК было разрешено участие спортсменов-профессионалов. На 91-й (1986 г.) и на 92-й (1987 г.) сессиях МОК принимается решение о допуске профессионалов на Олимпийские игры 1988 г. по хоккею, футболу, легкой атлетике, конному спорту и теннису.

На Играх в Сеуле зафиксировано 10 случаев употребления допинга. Весь мир облетела весть, что дисквалифицирован знаменитый спринтер из Канады Б. Джонсон, установивший накануне феноменальный мировой рекорд в беге на 100 м — 9,79.

Игры XXV Олимпиады (1992 г., Барселона, Испания)

В Играх, принявших 173 страны, участвовали 9366 спортсменов. Разыграно 257 комплектов наград по 23 видам спорта.

В программу соревнований были включены новые виды спорта:

— спортивная ходьба на 10 км у женщин.

Впервые за последние десятилетия Олимпиада прошла без отравляющей атмосферу враждебности Востока и Запада. Самостоятельными командами выступали Латвия, Литва и Эстония.

— Олимпиада в Барселоне была для знаменитого легкоатлета из США К. Льюиса третьей, и на ней он стал обладателем 2 золотых медалей — в прыжках в длину и в эстафете 4 х 100 м.

-Три высшие награды в плавании завоевала К. Эгерсеги из Венгрии.

Первое место заняли объединенная команда СНГ в общей сложности завоевала 112 медалей (45, 38, 29),

Спортивную общественность поразил неожиданный успех спортсменов КНР, занявших четвертое место (16, 22, 16).

На Играх в Барселоне участвовали спортсмены ЮАР, которые, как известно, ранее были лишены права участия в Олимпийских играх за политику апартеида, проводимую властями этой страны.

Пять спортсменов были дисквалифицированы за употребление допинга. Начиная с этой Олимпиады спортсмены-профессионалы стали допускаться на Олимпийские игры по всем видам спорта при условии соблюдения ими Олимпийской хартии.

Список использованной литературы

2. История физической культуры и спорта/ Под ред. В. В. Столбова- 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Физическая культура и спорт, 2000. – 423., ил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Предмет, задачи, периодизация и источники истории физической культуры и спорта
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 13:52:30 06 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1519 Комментариев: 16 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать