предмет дисциплины история и методология юридической науки

Предмет истории и методологии юридической науки

Юридическая наука считается одной из самых значимых среди гуманитарных наук. Это объясняется тем, что без правового аспекта невозможно существование общества. В статье рассмотрена история и методология юридической науки, термины и ее основные проблемы.предмет дисциплины история и методология юридической науки. Смотреть фото предмет дисциплины история и методология юридической науки. Смотреть картинку предмет дисциплины история и методология юридической науки. Картинка про предмет дисциплины история и методология юридической науки. Фото предмет дисциплины история и методология юридической науки

Понятие, основные черты юридической науки, ее отличие от общественных наук

Специфика правовой науки заключается в том, что она призвана обслуживать потребности общества в правовом регулировании. Отсюда и вытекает ее основное отличие от других гуманитарных наук:

Предмет и структура юридической науки

Как и любая другая, юридическая наука имеет следующую структуру:

Предметом истории и методологии юридической науки выступает та система закономерностей, которая определяет процессы становления государства и развития права с момента возникновения, и по сей день.

Учёные-правоведы выделяют пять видов закономерностей, составляющих предмет юридической науки:

Методология юридической науки

Предметом истории и методологии юридической науки являются, прежде всего, основы функционирования правовой системы в государстве.

Юридической науке свойственны множество методов, которые можно объединить в следующие большие группы:

Например, с помощью метода толкования права учёные разъясняют смысл правовых норм, а также то, что хотел сказать законодатель, принимая данную норму.

История юридической науки

История юридической науки вызывает особый интерес, ведь она позволяет проанализировать процесс становления знаний о праве в конкретно-исторический период времени.

Ученые считают, что история и методология юридической науки зародились ещё до нашей эры и выделяют такие ее этапы:

На Западе она зарождалась и существовала одновременно с обществом, которое, будучи классовым, определяло ее основные парадигмы.

После распада Римской империи образовались варварские государства (например, Франкское), у которых существовало обычное право (основанное на обычаях и традициях), закреплённое в документе, носившем название «Правда». Несколько столетий правовая наука в этих государствах совершенно не развивалась.

Отдельное слово стоит сказать о положениях марксизма, которые пропагандировали право трудящихся на создание государства и управления им без присутствия в нем буржуазии. Эта доктрина выступала за построение социалистического, а затем и коммунистического общества.

На современную юридическую науку оказывают огромное влияние следующие факторы:

Современные проблемы юридической науки

Несмотря на то, что проанализирована история юридической науки, и методология как никогда структурирована и проработана, существует несколько достаточно серьёзных проблем:

Теория государства и права: понятие и функции

Как любая другая наука, теория государства и права выполняет ряд функций, из них основными являются:

Источники изучения юридической науки

Источников изучения методологии и истории юридической науки огромное множество, их можно выделить в следующие большие группы:

В работе со многими источниками у ученых возникают трудности. Например, перевод текста с древнего языка или рукописного источника. Наиболее значимыми считаются труды известных исследователей.

В статье были рассмотрены современные проблемы, история и методология юридической науки. Она занимает особое место среди всех знаний. Именно благодаря юридической науке общество получает знания о правовой системе государства и ее организации.

Источник

Предмет курса «История и методолгоия юридической науки». Ее значение

«История и методология юридической науки» – новая для системы отечественного юридического образования дисциплина. Ее появление обусловлено рядом причин.

Одной из главных причин можно считать радикальное, сопоставимое с научной революцией, изменение парадигмальных оснований отечественной науки. Суть этого изменения можно определить как переход от монистической модели науки, в рамках которой исторический и диалектический материализм квалифицировался как единственная подлинно научная теория и методология, а история науки представала как история становления марксистско-ленинской научной парадигмы; к плюралистической модели, базирующейся на идее теоретического и методологического многообразия и представлении о том, что путь к созданию подлинной теории и методологии науки лежит через изучение истории науки.

Другая не менее важная причина возникновения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» связана с введением многоуровневой подготовки студентов – системы бакалавриата и магистратуры. Спецификой магистерской подготовки является ее нацеленность на научно-исследовательскую работу студентов. В отличие от бакалавриата и специалитета, которые ставили своей задачей, по-преимуществу, освоение студентами определенной системы юридических знаний, магистратура выдвигает цель овладения навыками формирования новых знаний, т.е. навыками научно-исследовательской работы. Не случайно выпускной работой в магистратуре становится не дипломная работа, а диссертация – (лат. dissertationрассуждение, исследование) – научное сочинение, публично защищаемое автором для получения ученой степени.

Наконец, третьей причиной введения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» в структуру отечественного юридического образования является настоятельная потребностью стимулировать развитие отечественной науки. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что развитие отечественной науки есть важнейшее условие выживания России в глобальном мире. Таким образом, «История и методология юридической науки» рассматривается как дисциплина, призванная стать катализатором роста научного знания.

Появление дисциплины «История и методология юридической науки» влечет целый ряд проблем, выделим важнейшие.

Во-первых, проблема конструирования историографии юридической науки. Очевидно, что история юриспруденции не сводима к истории политических и правовых учений, поскольку помимо научной юридической мысли история политико-правовых учений включает философскую, богословскую и даже мифологическую мысль. Соответственно, существует необходимость отделения собственно научной мысли от религиозной, философской, мифологической, а также выявление ее генезиса, этапов развития, парадигм.

Во-вторых, это проблема систематизации методологии юридической науки. Здесь также есть свои трудности, связанные с отсутствием в отечественной науке о праве традиции такого рода систематизации. В рамках «Истории политико-правовых учений» различные методологические подходы и школы представлялись согласно хронологии их возникновения и национальной принадлежности. Такого рода способ изложения, несомненно, допустим, однако, как представляется, он недостаточно репрезентативен относительно такой области знания, какой является методология юридической науки.

Итак, в качестве предмета дисциплины «История и методология юридической науки» выступают сложившиеся исторические типы юридической науки, теория метода.

Главная цель дисциплины «История и методология юридической науки» – мировоззренчески-методологическая подготовка начинающего ученого, воспитание творчески, инновационно мыслящей личности.

Задачи дисциплины «История и методология юридической науки»:

— формирование представлений о научном рационализме, его элементах, исторических типах, путях развития;

— освоение накопленного теоретико-методологического потенциала юридической науки;

— воспитание навыков научной дисциплинированности, методологической конструктивности, критического мышления, творческого отношения к исследовательской работе.

Источник

Учебно-методические рекомендации

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

Целевая установка

Целью изучения дисциплины «История и методология юридической науки» является углубление юридических знаний и формирование соответствующего мировоззрения у магистрантов, подготовка специалистов, обладающих высоким уровнем знаний в области истории юридической

науки и методологии юридической науки, которые позволяют, в свою

очередь, успешно изучать другие юридические дисциплины и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, проведения научных исследований и образования.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

Дисциплина «История и методология юридической науки» является основополагающейдля дисциплин общепрофессионального цикла. Она

создает базу для изучения отдельных отраслевых наук и дисциплин.

В области воспитания обучающихся целью преподавания данной дисциплины является формирование у магистрантов следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств:

Содержание и методика преподавания дисциплины нацелены на обеспечение видов и задач профессиональной деятельности, определяющих специфику подготовки магистров:

Данная дисциплина изучается магистрантами в первом семестре. После изучения дисциплины сдается зачет.

Методические указания для студентов

Основными формами аудиторной работы магистрантов при изучении дисциплины «История и методология юридической науки» являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа. Магистрант не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету.

В ходе лекций излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции магистрант должен внимательно слушать и конспектировать материал или отслеживать лекции по раздаточным материалам.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности магистранта, закрепления изученного материала, развития умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения

научной дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа магистранта, связанная с освоением материалов на лекциях и изложенных

в первоисточниках и научных публикациях, а также полученных в ходе практического применения теоретических знаний магистрантом. По согласованию с преподавателем или его заданию магистрант может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинарскому занятию студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях. Занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным проблемам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы магистрантов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Магистрант имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным, если не основным, видом работы магистранта при изучении дисциплины «История и методология юридической науки» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Самостоятельная работа должна носить научно-исследовательский характер. Она может заключаться в изучении первоисточников, научной литературы и практического использования полученных теоретических

знаний. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующего занятия.

Самостоятельная работа включает в себя также подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Академии, библиотеки) выбираются магистрантами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью материалов лекций, общих работ. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую

смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем. Затем необходимо изучить наиболее важные правовые и иные источники, монографии и практику. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Как уже было сказано выше, магистранты должны подготовить контрольную работу.

Контрольная работа – это самостоятельная письменная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.

Подготовка контрольной работы – вид научной исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников, нормативно-правовых актов, монографий, статей;

обобщение личных наблюдений. Работа над контрольной работой

активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять знания на практике при анализе актуальных социальных

и правовых проблем.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом, проводимым по всему ее содержанию. К зачету допускаются магистранты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре; показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по примерным вопросам и программе курса, представленным в данном комплексе. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, поймите его существо. В соответствии со смыслом вопроса составьте план ответа. План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники, характерные цитаты. Отметьте для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе дальнейшего учебного процесса. Некоторые вопросы следует уточнить с помощью преподавателя. При непосредственной подготовке к зачету следует провести строгие границы между близкими вопросами, готовить развернутый ответ именно на поставленный вопрос, не забывая изучить материалы и в рамках всей программы учебного курса.

Требования к уровню освоения программы.

Формы промежуточного контроля

В результате изучения дисциплины «История и методология юридической науки» обучающиеся должны:

быть ознакомлены:

и ее методологии, а также дальнейшими возможными их

знать:

науки в системе юридических наук и научных знаний, ее роль

уметь:

владеть навыками:

познания, используя их в комплексе и наиболее эффективным

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

и навыков в организации исследовательских работ, в управлении

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

в правоприменительной деятельности:

нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

в экспертно-консультационной деятельности:

и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;

в организационно-управленческой деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

в педагогической деятельности:

Промежуточный контроль по дисциплине «История и методология юридической науки» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.

В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.

Источник

Тема 11. Основные методы юридической науки

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

§ 1. Этапы становления методологии юридической науки. Методы научного познания

Становление методологии юридической науки исторически обусловлено развитием практической деятельности общества, накоплением им опыта правовой жизни в различных сферах жизни и как результат — развитием общественного сознания, его правового способа мышления. История представлений о праве, его осмысления, толкования и познания прошла примерно тот же путь, что и история науки как система знаний в целом. В ней, как правило, выделяют следующие этапы: философско-практический, теоретико-эмпирический и рефлексивно-практический. Первый период охватывает правовую мысль древности, Средних веков и значительную часть Нового времени, тогда как второй и третий периоды в основном приходятся на конец XVIII и XX век.

В целом, эволюционное (постепенное) развитие права, совершенствование правовой деятельности, правотворчества и юридической техники, а вместе с тем критического осмысления созданного и функционирующего права ознаменовалось появлением особого вида социальной деятельности — научно-доктринального, направленного на познание общих закономерностей правовой жизни и эволюции права. Это обстоятельство в свою очередь дало непосредственный импульс к появлению основ методологии юридической науки как раздела юридического знания, занимающегося разработкой и применением тех или иных способов исследования права и правовой действительности.

Под методом традиционно понимают путь к цели, дорогу к познанию. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук).

Особое значение для юридической науки имеют формально-логические и общенаучные методы научного познания.

Среди общелогических методов познания выделяют методы формальной логики:

Общенаучные методы — это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

Именно с помощью этой группы методов осуществляется основной процесс научной познавательной деятельности — это исследование свойств и качеств изучаемого объекта познания.

На уровне общенаучного познания используются также традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях.

В этой группе методы делятся на эмпирические и теоретические. Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент – метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

Согласно историческому методу познания к государству и праву надо подходить как изменяющейся во времени и пространстве социальной действительности. Если, к примеру, в марксизме при объяснении причин развития общества и государства, права приоритет отдается экономике (базису), то в идеализме – идеям, сознанию и мировоззрению.

Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их существования как целостных систем, состоящих из взаимодействующих элементов. Чаще всего государство рассматривается в виде совокупности таких составных частей, как народ, власть и территория, а право — как система права, состоящая из сфер, отраслей, институтов и норм права.

С системным методом тесно связан структурно-функциональный метод, который заключается в познании функций государства и права, их составных элементов (функции государства, функции права, функции юридической ответственности и т. д.).

В юридической науке есть ряд положений, категорий, конструкций и направлений (научных школ), которые являются догмой, т. е. общепринятыми и признанными для всех юристов и правоведов. Например, такие понятия и юридические конструкции, как система права, норма права, система законодательства, форма права, источник права, действие права, форма реализации права, механизм правового регулирования, право в объективном смысле, право в субъективном смысле, правоотношение, субъективные юридические права и обязанности и т. д., являются общепринятыми и интерпретируются для всех, в основном, одинаково.

Юридико-догматический (формально-догматический) подход позволяет рассматривать право как социокультурный феномен и понимать как систему фундаментальных правовых установлений, правил и конструкций, средств и методов правового регулирования, форм и концептов юридической деятельности и т. п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах, которые устанавливаются государством.

Герменевтический метод, используемый в правовых науках, исходит из того, что право, правовые акты, норма права есть феномены особого мировоззрения. Поэтому они нуждаются в истолковании своей «жизненной целостности» на основе «внутреннего опыта» человека, его непосредственного восприятия и интуиции. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далеком прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.

Синергетический метод представляет собой взгляд на явления как на самоорганизующиеся системы. Из созидательного потенциала хаоса появляется новая реальность, новый порядок. В правовой науке синергетика рассматривает государство и право как случайные и нелинейные, т. е. конкретно-исторические и вариативные социальные явления. Государство и право постоянно изменяются, так как обусловлены множеством различных причин, факторов и вариантов возможной событийности.

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют получить конкретное знание по вопросам государства и права. Это методы конкретно-социологических исследований, математический, кибернетический, сравнительно-правовой и т. д.

Метод конкретно-социологических исследований предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации (официальных документов, материалов практики правоохранительных органов, материалов анкетирования, опроса и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности права и правовых норм, выявление необходимости права в обществе и эффективности правового регулирования.

Математический метод основан на анализе количественных показателей, которые отражают состояние и динамику изменения того или иного социально-правового явления (например, уровень преступности, информированности общества об основных нормативных правовых актах

и т. д.). Он включает наблюдение за социально-правовыми явлениями, количественную обработку данных, их анализ и применяется в процессе изучения явлений, характеризующихся массовостью, повторяемостью и масштабностью.

Метод моделирования – это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция ими в предполагаемых условиях. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем.

Метод социально-правового эксперимента заключается в создании эксперимента с использованием правовых и государственных явлений. Например, внедрение института суда присяжных, правовых актов или отдельных правовых норм и проверке их действия в конкретных, реальных социальных условиях.

Кибернетический метод – это способ, связанный с использованием понятий («вход-выход», «информация», «управление», «обратная связь») и технических средств электроники и компьютерных технологий. Этот метод используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска и передачи правовой информации.

Специальные методы позволяют детализировать знание о правовых и государственных явлениях. К числу специально-научных методов следует отнести и такие способы, которые позволяют вырабатывать новые знания о праве и государстве (например, толкование правовых текстов и норм). Методология толкования представляет собой отдельное направление юридического знания и понимается как учение о толковании или как иногда говорят — герменевтика.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классической древности, религиозных памятников и т. п.), учение о принципах их интерпретации.

Юридическая наука в своем непрерывном развитии находится в постоянном взаимодействии с различными отраслями гуманитарного знания. Современная юридическая герменевтика как направление современного правоведения активно разрабатывает вопросы интерпретации, проблемы теории языка права, в том числе и в связи с фундаментальными проблемами понимания смысла юридических текстов. Она исследует практику истолкования разнообразных правовых смыслов, содержащихся в официальных письменных документах и устной речи, в знаках и символах, в суждениях юристов по поводу правовых ситуаций. Необходимо отметить, что герменевтический подход к изучению и интерпретации правозначимых текстов представляет собой правовое направление в сфере гуманитарного знания.

До недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, призванными произвести максимально глубокий анализ правового материала для его практического использования в процессе реализации того или иного закона. Обоснованием такого подхода служило общее убеждение в исконном предназначении юриспруденции отвечать требованиям юридической практики и процесса обучения и повышения квалификации юристов-профессионалов.

На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации правовых текстов, имеющих знаково-символическую природу. Необходимость толкования этих текстов вызвана следующими причинами:

Предназначение современной юридической герменевтики заключается, в конце концов, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов и толкования. В современных условиях форма права не может выступать иначе как знаковая форма, источником и воплощением которой служит язык. Правовое регулирование и его элементы выступают как идеальные объекты, внешняя форма выражения общественного сознания, которая подлежит уяснению и применению.

Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях. Выбор методов исследования связан с различными причинами. Прежде всего, он обусловлен характером изучаемой проблемы, объектом исследования. К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод. Это позволит исследователю понять, что лежит в основе жизнедеятельности данного общества, какие органы осуществляют управление им, по каким направлениям, кто осуществляет его и т. д.

Выбор методов находится в непосредственной зависимости от мировоззренческой и теоретической позиции исследователя. Так, правовед-идеолог при исследовании сущности государства и общества, их развития, скорее всего, будет акцентировать внимание на движущих факторах их эволюции, позитивных идеях созидательной деятельности общества, а правовед-социолог – будет анализировать эффективность влияния тех или иных идей, норм и правовых актов на развитие государства и общественного сознания.

§ 2. Диалектические принципы научного познания в правоведении

В науке существует несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и во всей природе, а также в общественном (правовом) развитии. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. Гегель. В настоящее время под диалектикой подразумевают теорию развития сознания (мышления), которая основывается на противоречивом характере всевозможных изменений. Это направление философского знания называется объективным идеализмом.

Содержанием научных теорий выступают ее принципы и законы. Принципами называют основополагающие идеи, определяющие активность человека практическую или духовную, например, в построение какой-то системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают принцип всеобщей связи и принцип развития во всех формах бытия. Первый принцип подразумевает, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими Галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных линиями (связями), то увидим, что каждый человек стоит в связке со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле. Смысл второго принципа был рассмотрен выше.

Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют и другие законы.

Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными явлениями в природе носят объективный характер. Не зависимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые связи называют законы реальности.

Если человек силой своего разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины тех или иных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки описывают природные связи приблизительно, ведь человек всего не знает. Только в исключительных случаях законы науки точно соответствуют законам природы. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже, если считают их научными.

Для того чтобы в обществе сохранялся хоть какой-нибудь порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений и связей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения, регулирующие многообразные общественные отношения в различных сферах жезнедеятельности. В этом смысле юридические законы – это предписываемые людям связи с другими объектами.

В последующем изложении подразумевается философский смысл понятия «закон», который относится ко всем формам бытия, а не только к правовым отношениям. В диалектике как теории развития сформулированы три закона: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений», «закон отрицание отрицания».

Первый закон: единства и борьбы противоположностей.

Формула его в следующем: в сущности каждой вещи имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет к все более острому противоречию и заканчивается исчезновением старого и возникновением нового состояния вещи.

Важнейшие понятия закона: тождество – одинаковость, совпадение, равенство; различие – неодинаковость, несовпадение, неравенство; противоположность – крайняя степень различия. Согласно данному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит в себе элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например, знание и незнание отдельного человека – что-то запоминается, но что-то и забывается. Противоречие – кульминация борьбы противоположностей. Уход из этой кипящей точки, конец борьбы и есть развитие. Например, студенту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, с другой – знаний нет (или мало). Это противоречие можно решить двумя путями:

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, свойств, зависимостей развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми есть не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозированию их последствий, умения управлять собой.

Второй закон: взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Формула его заключается в следующем: развитие вещи происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную критическую меру и вызывают качественные изменения, а они в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Основные понятия и характеристики данного закона таковы:

исходным понятием данного закона служит понятие «свойство». Это понятие обозначает наличие и характер изменчивости объекта, которые проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств:

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать – научись сначала ходить; хочешь накопить научные знания – научись сначала читать и писать. Развитие – это выход на новый качественный уровень, иначе – это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

Третий закон: отрицание отрицания.

Формула его заключается в следующем: развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового новейшим, в результате чего развитие сочетает в себе преемственный и циклический характер.

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т. е. становится качественно иным. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются другие свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет качественный скачок.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление, превращается в свое отрицание, но потом опять происходит отрицание; в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии развития к похожему состоянию объект возвращается на другом уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового в развитии, их борьбу и взаимное превращение. Всякое возникающее новое рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе себя, никуда не деться от отказа (отрицания) от каких-то старых свойств, связей, состояний и приобретении прямо противоположных, новых свойств, связей, состояний. Старое – это разрушающиеся элементы и связи, они влекут разрушение всей системы, снижение ее функциональных возможностей. Новое – это совершенствующиеся элементы и связи, они совершенствуют систему в целом, увеличивают ее функциональные возможности.

Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они и не разделены непроходимой стеной. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга в описании развития. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.

Рассмотрим проявление данных законов как смену этапов развития политико-правовой сферы общества.

Государственно-правовая сфера представляет собой совокупность отношений социальных субъектов, которые призваны обеспечить им коллективную устойчивость и управляемость на основе права как социального регулятора поведения. В первобытном обществе устойчивость и управляемость обеспечивалась коллективным властным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запреты, основанные на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). На следующем этапе функция обеспечения целостности закрепляется за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы является появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества и права как официально установленной системы взаимоотношений, нарушение которой влечет принудительное наказание со стороны государства. Диалектическим возвратом к коллективному участию в обеспечении единства и жизнеспособности общества является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся институты культуры, науки, политические партии, корпорации и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *