сим хам и иафет история

Глава 5. Сим, Хам, Иафет

Глава 5. Сим, Хам, Иафет

Как мы уже знаем, у Ноя было три сына. В праведном Ное как бы обновилось человечество; от него произошли три ветви, и каждой из них великий патриарх Ной указал их исторические пути.

Симу, как старшему, дал он царственное священство: благословлять и славословить величие Божие и в потомках своих сохранить Божие обетование падшему Адаму. Он предрек, что от него произойдет Искупитель первородного греха, чаянием пришествия Которого жило потом все ветхозаветное человечество. Более того, роду Симову предназначено было быть избранным народом, из которого через Пречистую Деву Марию и пришел на землю Искупитель мира — воплотившийся Бог Слово.

Из его же священного рода произошли святые апостолы, Иоанн Креститель и великие пророки. Но и земная, чисто человеческая слава как отображение царственного священства по чину Мелхиседекову была дана роду Симову: его род стал царственным народом сначала Урийского, а затем — Вавилонского царства. «Я царь земли — именовали себя вавилонские цари — и владыка четырех стран света: Востока и Запада, Севера и Юга», что вполне соответствовало действительности: все царства и народы были так или иначе подвластны вавилонским царям. Их царственного величия не превзошли никакие последующие цари мира, даже римские императоры. Но на этом мы особо остановимся в дальнейшем. «Да благословит Господь Бог Иафета», — сказал Ной, благословляя его. Сим, как старший сын, должен был остаться в доме отца своего, а Иафету Господь отдавал великий удел — расселиться на земле и владеть ею.

Пойдя к северу от родины своей Месопотамии, они разделились на две группы, одна из которых направилась на Запад и образовала великую семью европейских народов, другая ушла на северо-восток и образовала знаменитое государство Арийское. После крушения Арийского царства, вследствие геологической катастрофы в Средней Азии, его обитатели переселились в основном в Индию, где создали знаменитые Веды — повесть о своей высокоразвитой культуре, об Арии и ее гибели. Они образовали в Индии белую господствующую расу среди темнокожих аборигенов.

Меньшая же часть арийцев переселилась на Иранскую платформу и известна под именем Мидян, образовавших позже великую Персидскую империю; еще одна маленькая группа пошла к озеру Ван и Арарату, где образовала древнейшее Армянское царство. Первая столица армянского царства называлась Нахичевань, вблизи Арарата и могилы жены Ноя. Нахичевань означает на армянском языке — стоянка Ноя. Потомкам Иафета дал Господь великое наследие после Сима — быть вместилищем Святой Церкви Христовой, ибо все христианские народы Европы — это дети Иафета. Сонмы первохристианских мучеников, святителей, преподобных, равноапостольных просветителей народов, подвижников, исповедников и всех святых — это достояние Иафета, его дети по крови.

«И да вселится Иафет в шатрах Сима», — сказал Ной, возвещая, что Иафет будет наследником Сима. Иафетиты будут наследниками семитов. Ветхозаветная семитическая Церковь продолжила свое бытие в иафетической Христовой Церкви. Это же произошло и в государственном отношении — владычество перешло к иафетической Греко-Римской Империи. Разделившись на две основные ветви, разошлись иафетиты на Восток и Запад. «Да распространит Господь Бог Иафета», — сказал Ной, и часть его потомков отправилась заселять Европу, чтобы оттуда распространиться по всей земле и обладать ею.

В начале неолитического периода по безлюдной Европе шло гениальное племя Иафета. Еще жива была память о Потопе. Дойдя до территории современной Швейцарии, иафетиты остановились и построили на воде свои первые поселения. Какие изумительные города выросли на сваях на Женевском озере. К ним вели понтонные, разводящиеся на ночь мосты: домашний скот надо было на ночь ставить на свайные площадки и разводить мост, так как в Европе тогда вновь появились хищники из Африки. Швейцария — отчий дом всех европейцев. Отсюда распространились иафетиты и образовали пять великих племен, от которых впоследствии произошли европейские романо-германо-славянские народы. Шестая великая их ветвь — греческая — отделившись по пути шествия в Европу, заселила Элладу и ее острова.

Неолитический век — это тот золотой век человечества, о котором сохранились народные легенды и предания.

Душевная сторона жизни европейцев была поэтична и прекрасна: разнообразны их музыкальные инструменты, струнные и духовные, свидетельствующие о высокой музыкальной культуре и любви к музыке. Поскольку они были скотоводами, пропитание доставалось им сравнительно легко.

Немного позже, когда люди, размножившись, разошлись в разные страны Европы, под влиянием окружающей природы стали формироваться национальные черты отдельных групп.

О Хаме, среднем сыне Ноя, стоит поговорить отдельно. Ведь именно он был проклят собственным отцом.

Итак, после потопа Ной начал возделывать землю, и первое, что он сделал, — это разбил виноградник. Но привело это к довольно серьезным для истории человечества последствиям: «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие 9:21–25). Проклятие Ноем сына Хама и его потомства, мотивируется еще и тем, что Хам не ограничился лишь насмешками над отцом, а оскопил Ноя, лишив его возможности в будущем породить новых сыновей (сверх имеющихся трех), которые бы также приняли участие в разделе мира. Этим объясняется тот факт, что Ной проклял своего сына Хама — Ханаана. Поскольку Ной определил за потомками Хама рабский удел, он таким образом оказывается учредителем института рабства, что с неодобрением отмечается послебиблейской традицией.

Также по преданию, во время Потопа Хам со своей женой были единственными из людей, которые нарушили запрет Творца плодиться и размножаться, и в наказание за это стали чернокожими.

Истинное зло не замедлило проявиться и в потомстве нового послепотопного человечества, во главе которого стало племя Хама, унаследовавшее злую, дерзкую, склонную к неверию натуру своего проклятого Ноем родоначальника.

Хананеи давно известны в истории человечества своей жестокостью и испорченностью. Они происходили от Ханаана, внука Ноя от его сына Хама (Быт. 9:18). У Ханаана, вероятно, от природы склонного к сладострастью, были, несомненно, плохие черты; это проявилось в извращенном поступке, совершенном им по отношению к его деду Ною. Хам, отец Ханаана, ничего не предпринял, чтобы воспрепятствовать такому поступку, и не предпринял также ничего потом, когда он о нем узнал, чтобы наказать злодея. Всемогущий Бог, как никто другой, хорошо знал, к каким последствиям может привести поведение извращенцев. Поэтому Ханаан был проклят Богом (Быт. 9:20–25).

Принесение в жертву детей, гомосексуализм и разврат с животными стал образом жизни хананеев! Кроме того, они занимались магией, ясновидением, колдовством и другими делами, ненавистными для Бога. (Втор. 18:9-12).

Уже во дни Авраама, часть ханаанейского населения, которая его окружала, т. е. жители соседних городов Содома и Гоморры, были в такой мере разнузданы и безнравственны, что Бог уничтожил огнем их и их города. Авраам ходатайствовал за них у Бога, но в этих городах не возможно было найти даже десяти праведников. (Быт. 18:20 до 19:29; 2 Петра 2:6–8).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Иафет – сын библейского Ноя. Какой народ назван этим именем и где он жил

2. Иафет – сын библейского Ноя. Какой народ назван этим именем и где он жил 2. 1. Потомки библейского Иафета Заселили Европу В средневековых скандинавских географических трактатах «монгольское» завоевание, по-видимому, нашло свое отражение как расселение потомков Иафета

24. Орбини о происхождении славян Библейский Иафет, Скиф, Рус и Славен как прародители славянских народов

24. Орбини о происхождении славян Библейский Иафет, Скиф, Рус и Славен как прародители славянских народов Первую главу своей книги Орбини озаглавил так: «Первоначалие СЛАВЯНЪ и происхождение ДЕРЖАВСТВА ихъ» [617], с. 1. В этой, вводной, главе Орбини излагает свой общий взгляд

2. Сын Ноя Иафет Какой народ назван его именем?

2. Сын Ноя Иафет Какой народ назван его именем? «Мосха, внука Ноева, прародителем славенского народа ни положить, ни отрещи не нахожу основания». М.В. Ломоносов [493], с. 56. 2.1. Потомки библейского Иафета заселили Европу В средневековых скандинавских географических трактатах

Глава 18 САМАЯ ГЛАВНАЯ ГЛАВА

Глава 18 САМАЯ ГЛАВНАЯ ГЛАВА Любители старой, добротной фантастической литературы помнят, конечно, роман Станислава Лема «Непобедимый». Для тех, кто еще не успел прочитать его, напомню краткое содержание. Поисково-спасательная команда на космическом корабле

Глава VI Стартовый выстрел Глава VII Был ли заговор? Глава VIII Удары по площадям

Глава VI Стартовый выстрел Глава VII Был ли заговор? Глава VIII Удары по площадям Расширенный вариант глав VI–VIII включен в книгу «1937. „Антитерор“ Сталина». М.,

Глава 4 Глава аппарата заместителя фюрера

Глава 4 Глава аппарата заместителя фюрера У Гитлера были скромные потребности. Ел он мало, не употреблял мяса, не курил, воздерживался от спиртных напитков. Гитлер был равнодушен к роскошной одежде, носил простой мундир в сравнении с великолепными нарядами рейхсмаршала

Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)

Глава 7 Глава 7 От разрушения Иеруесалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.) 44. Иоханан бен Закай Когда иудейское государство еще существовало и боролось с Римом за свою независимость, мудрые духовные вожди народа предвидели скорую гибель отечества. И тем не менее они не

Глава 10 Свободное время одного из руководителей разведки — Короткая глава

Глава 10 Свободное время одного из руководителей разведки — Короткая глава Семейство в полном сборе! Какое редкое явление! Впервые за последние 8 лет мы собрались все вместе, включая бабушку моих детей. Это случилось в 1972 году в Москве, после моего возвращения из последней

2. Иафет — сын библейского Ноя Какой народ назван этим именем и где он жил

2. Иафет — сын библейского Ноя Какой народ назван этим именем и где он жил «Мосха, внука Ноева, прародителем славенского народа ни положить, ни отрещи не нахожу основания». М.В. Ломоносов [493], с. 56. 2.1. Потомки библейского Иафета заселили Европу В средневековых

Глава 133. Глава об опустошении Плоцкой земли

Глава 133. Глава об опустошении Плоцкой земли В этом же году упомянутый Мендольф, собрав мно­жество, до тридцати тысяч, сражающихся: своих пруссов, литовцев и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там прежде всего он разорил город Плоцк, а затем

Глава 157. [Глава] рассказывает об опустошении города Мендзыжеч

Глава 157. [Глава] рассказывает об опустошении города Мендзыжеч В этом же году перед праздником св. Михаила поль­ский князь Болеслав Благочестивый укрепил свой го­род Мендзыжеч бойницами. Но прежде чем он [город] был окружен рвами, Оттон, сын упомянутого

Глава 30 ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ ТАК ОТСТУПАЛИ? Отдельная глава

Глава 30 ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ ТАК ОТСТУПАЛИ? Отдельная глава Эта глава отдельная не потому, что выбивается из общей темы и задачи книги. Нет, теме-то полностью соответствует: правда и мифы истории. И все равно — выламывается из общего строя. Потому что особняком в истории стоит

Глава 21. Князь Павел – возможный глава советского правительства

Глава 21. Князь Павел – возможный глава советского правительства В 1866 году у князя Дмитрия Долгорукого родились близнецы: Петр и Павел. Оба мальчика, бесспорно, заслуживают нашего внимания, но князь Павел Дмитриевич Долгоруков добился известности как русский

Глава 7 ГЛАВА ЦЕРКВИ, ПОДДАННЫЙ ИМПЕРАТОРА: АРМЯНСКИЙ КАТОЛИКОС НА СТЫКЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ. 1828–1914

Глава 7 ГЛАВА ЦЕРКВИ, ПОДДАННЫЙ ИМПЕРАТОРА: АРМЯНСКИЙ КАТОЛИКОС НА СТЫКЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИМПЕРИИ. 1828–1914 © 2006 Paul W. WerthВ истории редко случалось, чтобы географические границы религиозных сообществ совпадали с границами государств. Поэтому для отправления

Источник

О происхождении национальностей и о том, что такое хамство

Беседы на Книгу Бытия, 9: 1–29

Важна ли для христианина его национальность, или же он не должен радеть за свой народ? Почему за грех Хама был проклят его сын Ханаан? Как проявляется хамство? Продолжаем читать Книгу Бытия с историком и сектоведом Андреем Ивановичем Солодковым.

Итак, Бог очистил землю водами потопа от греха. Ной вышел из ковчега, устроил жертвенник Богу, отслужив благодарственный молебен. С ним вышли из ковчега и его дети – Сим, Хам и Иафет.

Читаем в главе 9 Книги Бытия:

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]… все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9: 1, 3).

Преподобный Ефрем Сирин пишет: «И благословил Бог Ноя и сынов его, чтобы плодились и множились и чтобы боялась их всякая плоть и в море, и на суше. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте, то есть не вкушайте закланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного». Бог заключает завет с Ноем и напоминает заповедь о рождении детей и распространении людей по всему лицу земли. В следующей лекции – о Вавилонской башне – мы увидим, что эта заповедь будет нарушена. Нарушается она и по сей день.

По поводу души животных, которая содержится в крови, мы говорили во второй беседе нашего цикла, когда рассматривали вопрос о творении души человека и затронули тему ошибочного понимания текстов Библии сектой свидетелей Иеговы. На этом заблуждении базируется запрет этой сектой на переливание крови, от чего многие, в том числе и дети членов секты, нуждающиеся в экстренном случае в данной операции, погибают. Напомню, что в иврите есть три слова со значением «душа»: нэфэш, нэшама и руах. Слово нэфэш (душа) употребляется в основном применительно к животным и обычной земной жизни всех живых существ. Это слово не употребляется, когда говорится о бессмертной душе человека. Для именования бессмертной души используется чаще слово нэшама. А руах – это дух, который Господь вдунул в человека при сотворении, и стал человек «нэфэшалим», то есть живым существом.

Итак, слова «душа животных в крови» не означают, что в крови содержится какая-либо субстанция души. Тут имеется в виду то, что жизнь любого живого существа теплится до тех пор, пока он не истек кровью.

Что же касается непосредственно запрета на вкушение крови животных, то этот запрет утверждается не только ветхозаветным законодательством. На Апостольском Соборе также было принято определение о воздержании от вкушения крови. Когда возник вопрос, как принимать язычников в Церковь: обрезывать или нет, Собор постановил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15: 28–29). Так, запрещается пролитие крови человека – из-за мести и зависти: «Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и сии слова: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (преподобный Ефрем Сирин).

«Я поставляю завет Мой»

Но вернемся к главе 9 Книги Бытия. Читаем далее:

«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою… и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9: 8–11).

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чтобы исторгнуть всякое беспокойство из его ума и удостоверить, что этого более уже не будет, Бог говорит: как потоп Я навел по человеколюбию, чтобы пресечь зло и остановить дальнейшее его распространение, так и теперь по человеколюбию же Моему обещаю впредь не делать этого, дабы вы проводили настоящую жизнь без всякого опасения. Для этого Он и говорит: вот, Я поставляю завет Мой, то есть заключаю договор. В делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение. Так и благой Господь говорит: вот, Я поставляю завет Мой. Премудро сказал: поставляю, то есть возобновляю то, что было совершенно разрушено за грехи людей; и вот, Я поставляю (восстановляю) завет Мой с вами и с потомством вашим после вас. Заметь человеколюбие Господа: простираю, говорит, завет не до вас только, но объявляю, что он будет ненарушим и с вашими потомками. Потом, чтобы показать Свою щедрую благость, говорит: и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами, и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. Видишь величие завета? Видишь несказанную важность обетований? Смотри, как Он простирает Свою благость и на бессловесных, и на зверей – и не без причины. Что прежде я часто говорил, то же повторю и теперь. Так как эти животные сотворены для человека, то теперь и они участвуют в благодеянии, оказываемом человеку. Правда, завет кажется равно общим и для него, и для бессловесных, но на самом деле не так. Это делается для утешения человека, чтобы он знал, какой он удостоен чести, когда благодеяние не останавливается на нем одном, но из-за него и все эти (животные) участвуют в благости Господа».

И, как знамение Завета, человеку дается в напоминание, что потопа больше не будет, радуга. Когда мы видим радугу, будем помнить, что потопа больше не будет.

«Назначив им пределы обитания»

Далее мы с вами читаем, что сыновья Ноя (18-й стих) вышли из ковчега – это Сим, Хам и Иафет. Есть упоминание и о внуке Ноя Ханаане. Ковчег был разделен на разные отделения для животных и для людей. Мужья и жены находились раздельно друг от друга, и все брачные отношения были запрещены. Когда входило семейство Ноя в ковчег, о внуке не было ничего сказано, но мы читаем: «Хам же был отец Ханаана» (Быт. 9: 18). У Хама рождается сын, внук Ноя, Ханаан. Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу: «Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге не могли обуздать его, но между тем как старший его брат доселе еще не имеет детей, он во время такого гнева Божия, когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти».

О поведении Хама мы поговорим еще чуть позже, а сейчас обратим внимание на слова:

«От них населилась вся земля» (Быт. 9: 19).

Так после потопа появляются три ветви национальностей – семиты, хамиты, иафетяне.

Единство во Христе не означает необходимости отрешиться от своей Родины и народа

В Толковой Библии проф. А. Лопухина находим следующий комментарий: «Потомство Сима (семиты) населило Армению, Месопотамию, Сирию и Аравию… потомство Хама эмигрировало главным образом в Африку, и, наконец, потомки Иафета распространились по северной части Азии, в Индии, проникли в Европу и даже, вероятно, в Америку». В книге Деяний Апостолов мы читаем речь апостола Павла в греческом ареопаге: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Бог назначает, как видим из этих слов, каждому народу «пределы обитания», то есть у каждого народа есть своя земля, свой дом, своя родина. Таково повеление Бога, которое, как мы видим, противоречит сегодняшней политике космополитизма. Да, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11), но это не означает, что человек должен забыть о своем народе и своей национальной принадлежности. Говорится о единстве во Христе, в Его Церкви, а не о призрачном единстве на принципах интернационализма, экуменизма, национал-социализма или навязчивого космополитизма. Единство во Христе не означает необходимости отрешиться от своей Родины и народа. Апостолу Павлу не был чужд дух патриотизма и любви к своему народу: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3). Не говорит: по вере, по духу – но именно по плоти. Он так любил свой народ, что сам готов был пожертвовать собой ради спасения своей нации. И он «высказывает желание быть отлученным от Христа по любви к Богу. Все обвиняли Бога, что Он изгнал и лишил чести евреев, удостоенных усыновления, пользовавшихся особенной славой и называвшихся предками Христа, и вместо них ввел людей, никогда не знавших Бога, язычников, и высказывали ропот и хулу на Промысл, как будто сие делалось несправедливо и Бог обманывал праотцев, которым обещал дары. Поэтому-то Павел терзался, скорбел о славе Божией и желал сам быть отлученным, только бы спаслись иудеи и прекратилась их хула на Бога», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

«Видишь ли, – говорит блаженный Феофилакт, – что он по пламенной любви к Богу желает, если возможно, быть отлученным от сонма вечно живущих со Христом – не от любви Его, но от славы Его и наслаждения ею. Итак, рассуждает апостол, я, совершивший несчетное множество подвигов, любящий Бога безмерно, желаю для славы Божией лишиться славы Христовой. А это не значит лишиться, но скорее приобрести. Словами “за братьев моих, родных мне по плоти” указывает на самую нежную и пламенную любовь свою к иудеям».

Только христианство способно наполнить содержанием патриотические чувства

Национальность – это не выдумка человеческая и не продукт эволюционного развития. Национальности – Промысл Божий о человечестве. И в этом смысле только библейское и святоотеческое основание способно наполнить содержанием патриотические чувства, продвинуть их, застрявших лишь на высказываниях: «Спасибо деду за победу», «Трофей» и «На Берлин!». Такое мировоззрение способно здравомысленно отрегулировать миграционную политику, привить ответственную любовь к своему народу и уважительное отношение к другим национальностям. Все искусственные секулярные попытки решения этих вопросов, как показывает история, приводят к фашизму, нацизму, геноциду и другим уродливым проявлениям.

Хамов грех

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9: 20–29).

Преподобный Ефрем Сирин пишет о причине опьянения Ноя: «Опьянение Ноя произошло не оттого, что он выпил много вина, но оттого, что долгое время он не пил вина вообще».

«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим…» Грех хамства – это когда дети высматривают недостатки своих родителей, высмеивают их и осуждают. Так поступил Хам со своим отцом. Но наказывается не Хам, а его сын Ханаан. Почему? По истолкованию отцов, по той причине, что Хам был благословлен Богом при вхождении в ковчег. За грех родителя наказывается его ребенок: «ибо Я… Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов» (Исх. 20: 5).

В житийной литературе есть такой рассказ. Однажды инок пришел к старцу и спросил:

– Авва, я впал в согрешения. Что мне делать?

Тогда он снова приходил после каждого падения к духовнику, но слышал один и тот же ответ:

– Покайся, встань, коли пал.

Однажды он спросил:

– Авва, сколько же можно каяться? Я снова падаю.

– Сколько падаешь, столько и вставай.

В этом смысл христианской жизни. Через покаяние приходит исправление и искоренение греха. Главное условие в деле совершения нашего спасения – покаяние. Это первые слова Христа Спасителя, вышедшего на служение людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Мы как-то за поисками новых форм и методов в церковном служении, за наукообразием наших статей и докладов, за бесконечными презентациями своей деятельности и кучей отчетов подзабываем о главной вести, обращенной к этому миру и порученной нам Христом, – призвать мир к перемене ума и образа жизни этим простым словом: покайтесь. Ведь без покаяния невозможно принять другой вести – об упразднении смерти: Христос воскресе! Возможно, из-за этой увлеченности и подзабывчивости о главном условии принятия Христа – покаянии – и возникают такие хамские проекты, как, например, ювенальная юстиция.

Бесконечные пересуды священноначалия – это проявление Хамова греха сегодня

Есть и другая сторона хамства: это бесконечные пересуды священноначалия.

В Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4: 15). Есть родители, которые родили нас в эту временную жизнь. Есть у нас и родители, которые родили и рождают нас в жизнь вечную через Таинство Крещения. К отцам и матерям относятся также и крестные родители, дающие обещание перед Богом и Церковью воспитывать крестников «во всяком благочестии и чистоте». Необходимо почитать и крестных родителей и молиться за них. Непочтение крестных есть тоже некий вид хамства. Как крестные молятся за своих крестников, так же и крестники молятся за своих крестных. Молиться надо и за священников, как и священники молятся за народ. А если мы и узнаём о падении священнослужителя, то надо молиться о нем, а не осуждать его. Всякий человек может впасть в согрешение, но наша обязанность – поддержать человека, даже если это пастыреначальник. Вспомним историю из Книги Исход. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17: 11–13). Священник молится за каждого человека и за весь народ и, как видим из этой истории, нуждается в нашей поддержке.

Будем учиться не осуждать друг друга, не хамить, а молиться друг за друга и прощать. Иначе как же нам молиться молитвой «Отче наш», в которой есть слова: «как и мы прощаем», а сами не прощаем, но осуждаем?! Тогда уж более честной будет такая молитва: «и осуди нас, как и мы осуждаем». Да не будет впредь этого с нами, а если и впадем в такое искушение, не замедлим встать. Будем подражать Симу и Иафету. О них сказано, как мы прочитали выше: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».

Мы можем только, слушая поучения священноначалия, проверять, по согласию отцов ли учат, нет ли отклонения в ересь. Грехи же – это дело исповеди каждого человека, будь он мирянин, священник или епископ. Есть хорошая пословица: «Овцы, не пасите пастырей!»

А что же произошло с Ханааном? Когда Ной произнес слова проклятия, то Ханаан почернел. Он стал негром. От него берет свое начало ветвь хамитов.

Да избавит нас Господь от почернения душ наших и помилует нас от впадения в хамские согрешения!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *