пречистенская набережная д 15 стр 1 история дома
Легенды в камне: что расскажут дома Пречистенки
Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду,
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду
Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах. Пока Пречистенку обновляют, mos.ru рассказывает об истории этой улицы и ее знаковых домах.
Дорога к монастырю и престижный район
В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская — от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части — Пречистенку и Ленивку (Волхонку).
Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская — неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.
Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.
Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».
В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую — в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название — Пречистенка — вернули в 1994 году.
Жемчужины Пречистенки
Белые палаты
В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем — под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.
Усадьба XVIII века
Дом 8, расположенный напротив Белых палат, — городская усадьба XVIII века. Но в основе здания — палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.
Доходный дом Костяковой
Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца — художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков. Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.
Дом генерала Орлова
В основе дома 10 — сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.
В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.
Усадьба Хрущевых-Селезневых
Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы — усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом. В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.
Доходный дом Рекка
Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 — 3000 рублей в год.
Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.
Дом Ермолова
В основе дома под номером 20 по Пречистенке — особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».
Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.
В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.
В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.
Дом князя Долгорукова
Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.
Гимназия Поливанова
Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.
В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.
«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)
Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.
В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.
«Город на память». 602. Пречистенская набережная
27 июня 2020 года
Фотопроект «Город на память». 602. Пречистенская набережная
На Хотевском плане 1852 года нынешняя Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, на плане 1881 года уже появился топоним Пречистенская набережная, а спустя год прибрежный участок ближе к Кремлю получил название Набережная Храма Христа Спасителя (ещё до освящения храма).
При советской власти обе набережные были объединены в Кропоткинскую, названную именем географа и революционера-анархиста Петра Кропоткина. Когда в начале девяностых в Москве началась кампания по возвращению исторических названий, на месте храма был бассейн, поэтому логично, что Кропоткинскую набережную не стали дотошно делить на две, как было до революции, и весь левобережный участок реки между Большим Каменным и Крымским мостами стал Пречистенской набережной.
Пречистенская набережная, 1 — доходный дом строился для электротеатра (синематографа) (1912-1914, архитектор Сергей Гончаров), школа-интернат № 37
Пречистенская набережная, 3с1 — детский приют, Дом детских трудовых артелей, состоящих под покровительством великой княгини Елизаветы Фёдоровны (1913, архитектор И.Бондаренко), в 1960-е годы здесь находился Американский клуб, который посещали работавшие в Москве иностранцы, сейчас в этом доме — временная резиденция посла Австралии в России.
Пречистенская набережная, 5, 7 — жилой комплекс «Кленовый дом» (2014) на месте бетонного завода.
Смотрите старые фотографии: Кропоткинская набережная. Бетонный завод № 8 Дормостснаба изначально предназначался для обеспечения бетоном строительства Дворца Советов. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/101392 До революции на набережной располагалась текстильная и бумажная Ново-Бутиковская фабрика, основанная в середине XIX века купцом-старовером Иваном Бутиковым.
Смотрите старые фотографии: Фабрика Ивана Бутикова. 1908 год: https://pastvu.com/p/196716
До революции на набережной располагалась текстильная и бумажная Ново-Бутиковская фабрика, основанная в середине XIX века купцом-старовером Иваном Бутиковым. А в тридцатые годы заработал Бетонный завод № 8 Дормостснаба, предназначавшийся для обеспечения бетоном строительства Дворца Советов.
Пречистенская набережная, 9 — административное здание (1995, совместный проект российских и финских архитекторов)
Пречистенская набережная, 11с2
Пречистенская набережная, 11 — Ермаковское техническое училище (1904-1906, архитекторы Николай Фалеев и Николай Марков), первое в Москве здание, при строительстве которого были использованы железобетонные основания и сваи. Учебное заведение было открыто на средства текстильного фабриканта Флора Ермакова, который завещал три миллиона рублей на благотворительные нужды.
Смотрите старые фотографии: Московский Энергетический техникум (бывшее Ермаковское училище). 1926 год: https://pastvu.com/p/244
В советское время Московский энергетический техникум готовил специалистов-энергетиков высокой квалификации, сейчас он называется Московским экономико-энергетическим колледжем.
Большой участок вдоль набережной занимала Водная станция с огороженными бассейнами для плавания и игры в водное поло, вышками для прыжков в воду, причалами для лодок, зрительскими трибунами.
Смотрите старые фотографии: Водная станция. 1928 год: https://pastvu.com/p/87928
Смотрите старые фотографии: Водная станция. Прыжки в воду. 1926 год: https://pastvu.com/p/60266
Смотрите старые фотографии: Матч по ватерполо. 1925-1930 гг.: https://pastvu.com/p/379359
Смотрите старые фотографии: Кропоткинская набережная. 1935 год: https://pastvu.com/p/886284 Начинается благоустройство набережной, водный стадион разобран, но гребцы, занимавшиеся в спортклубе на Стрелке, продолжали бороздить акваторию Москвы-реки.
Пречистенская набережная, 13с1 — ресторан
Пречистенская набережная, 13с3 — хозяйственное строение
Пречистенская набережная, 15 — Товарищество мануфактур Бутикова. Мануфактура с шерстоткацким, набивным и красильным производством. В сохранившийся ансамбль входят три здания: производство (1917, архитектор Адольф Кнабе), казармы для рабочих (1891), котельная (1896).
Фасад до и после реставрации
Пречистенская набережная, 17 — жилой комплекс «Баркли Плаза» (2008, «Сергей Скуратов architects»)
Смотрите старые фотографии: А что было раньше на этом месте? Пречистенская набережная. 1899-1910 гг.: https://pastvu.com/p/231866
Курсовой переулок, 15 — жилой дом (1930) построен на месте лесного склада
Напротив этого дома Москва-река была перегорожена Бабьегородской плотиной с организацией судоходства по Водоотводному каналу, выкопанному в 1783-1786 годах. Гидротехнические сооружения позволяли регулировать уровень воды в Москве-реке, но с поставленной задачей справлялись не всегда: в апреле 1908 года произошло чудовищное пятидневное наводнение, затопившее пятую часть города.
Смотрите старые фотографии: Бабьегородская плотина. Вид на Пречистенскую набережную от фабрики Эйнем. 1900-1907 гг.: https://pastvu.com/p/1006011
Лишь при советской власти проблема наводнений была решена вводом в эксплуатацию системы шлюзов канала Москва-Волга и Бабьегородскую плотину демонтировали за ненадобностью.
Пречистенская набережная, 19 — жилой комплекс Course House (2007-2010, архитекторы Аркадий Пантиелев и Родион Пантиелев)
Курсовой переулок, 9 — дореволюционный доходный дом
Пречистенская набережная, 29 — дом и картинная галерея Ивана Цветкова (1899–1901, архитекторы Лев Кекушев и Василий Башкиров, художник Василий Васнецов). Иван Цветков собирал картины русских художников в течении двух десятилетий и, когда коллекция перестала умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке, решил открыть картинную галерею. В 1898 году коллекционер приобрёл у мещан Квасниковых «пустопорожнее место» на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной, сам составил план будущего дома с точным расположением комнат.
Смотрите старые фотографии: Иван Цветков в своём особняке. 1900-1905 гг.: https://pastvu.com/p/671121
Живописец Васнецов подготовил эскизы дома в виде сказочного терема в неорусском стиле, Кекушев выполнил архитектурный проект, а строительные работы курировали архитектор В.Башкиров и инженер Б.Шнауберт. Двухэтажное здание галереи напоминает сундучок, богато украшенный деталями древнерусского зодчества XVII века — характерными по форме наличниками, филенками с многоцветными изразцами, преувеличенно широким поясом «поребрика» над окнами второго этажа, узорными подзорами. Все выступающие над гладью стены декоративные детали окрашены в белый цвет. К дому были подведены водопровод и канализация, устроено отопление дровами.
Интерьеры комнат и залов также были оформлены в древнерусском духе по эскизам Васнецова, в залах экспонировались рисунки и акварели почти всех знаменитых художников России: К.Брюллова, А.Лосенко, П.Федотова, В.Маковского, И.Левитана, И.Репина, В.Васнецова, В.Поленова: в 1915 году в доме находилось 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур. В 1909 году Иван Цветков передал собрание картин и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве с условием пожизненного проживания в особняке.
После Февральской революции картинная галерея была национализирована и открыта для свободного доступа посетителей. Советская власть оценила значимость цветковской коллекции и присоединила её к фонду Третьяковской галереи. Затем часть коллекции рисунков и свыше 100 картин оставили в Государственной Третьяковской галерее, а 300 полотен передали в Государственный музейный фонд с распределениям по другим музеям РСФСР.
В годы Второй Мировой войны советское командование сотрудничало с французскими военными, которые покинули оккупированную фашистами родину и продолжали сопротивление в качестве легионеров. В 1942 году в особняке Цветкова разместилась французская «Военная миссия» во главе с генералом Эрнесто Пети, курировавшего формирование авиаполка «Нормандия — Неман». В настоящее время апартаменты занимают французские дипломаты.
Курсовой переулок, 7с1 — Консульский отдел посольства Швейцарии. Историческое здание насосной станции Сандуновских бань сохранилось, но его затруднительно разглядеть за разросшимися деревьями. Две водоподъёмные машины «Компаунд» насосной станции могли закачивать в резервуары Сандуновских бань 20 000 вёдер воды в час.
Смотрите старые фотографии: Насосная станция Сандуновских бань. 1895-1896 гг.: https://pastvu.com/p/25351
Пречистенская набережная, 33 — особняк архитектора И.Мазурина, который построил дом по собственному проекту (1886), сейчас — посольство Мадагаскара
Пречистенская набережная, 35 — особняк А.Левенсона (1897), сейчас — резиденция посла Сирии
Курсовой переулок, 1 — доходный дом Перцовой (1907, художник Сергей Малютин, инженер Борис Шнауберт, архитектор Николай Жуков) по богатству оформления фасада превзошёл картинную галерею Цветкова. Здание было построено по заказу инженера Петра Перцова, который оформил владение на свою супругу Зинаиду Перцову.
Так как доходный дом предназначался для проживания художников, в его создании поучаствовали многие известные представители творческой интеллигенции — в жюри архитектурного конкурса входили такие мэтры, как Виктор Васнецов, Василий Суриков, Фёдор Шехтель, Василий Поленов. Хотя конкурс выиграл Аполлинарий Васнецов, заказчик отдал предпочтение Сергею Малютину, который продвигал «русский стиль» в искусстве, являлся автором иллюстраций к сказкам Пушкина и создателем первой куклы матрёшки, состоящей из нескольких вложенных друг в друга деревянных фигурок (в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшки получили золотую медаль как образец национального искусства).
Смотрите старые фотографии: Интерьер столовой в Доме Перцовой. 1907 год: https://pastvu.com/p/45627
При строительстве доходного дома было использовано находящееся на участке трёхэтажное здание 1886 года, к которому со стороны набережной пристроили четырёхэтажный особняк, а вдоль переулка — боковой корпус. Архитектором проекта выступил Николай Жуков, сумевший объединить художественный замысел Малютина в цельный и гармоничный ансамбль. Руководителем строительства был назначен инженер Борис Шнауберт. Работы велись под непосредственным надзором хозяина дома, вносившего коррективы по хозяйственному и техническому устройству.
В оформлении фасада гармонично объединены мотивы европейской готики, скандинавского северного модерна и национального русского зодчества XVII века. Для создания керамической мозаики пригласили выпускников Строгановского училища из артели «Мурава», внутренние интерьеры в русском стиле с обилием резных деревянных элементов выполнили выписанные из Нижегородской губернии кустари.
В разные годы квартиры и студии арендовали художники Константин Игумнов, Борис Пронин, Никита Балиев, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Натан Альтман, здесь жил и Сергей Малютин, оборудовавший в подвале хранилище своих работ, а Пётр Перцов с семьёй вселился в квартиру, занимавшую три этажа корпуса на набережной.
В 1908-1909 годах в подвале работало богемное кабаре «Летучая мышь» — неформальная площадка для представлений актёров Художественного театра. По распространённой легенде, во время осмотра помещения на организаторов кабаре Никиту Балиева и Николая Тарасова вылетела летучая мышь, — так и возникло название театра. Только на этой сцене зрители могли увидеть, как Константин Станиславский демонстрирует фокусы, Василий Качалов танцует польку, Владимир Немирович-Данченко дирижирует оркестром, а Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов показывают приёмы французской борьбы.
После Октябрьской революции дом был национализирован, Пётр Перцов, являвшийся хранителем ценностей храма Христа Спасителя, осуждён за содействие церкви и его квартиру занял революционер Лев Троцкий. Другие апартаменты заселили партийные деятели и военнослужащие. В 1935 году согласно генеральному плану реконструкции Москвы дом Перцовой и другие здания вблизи храма Христа Спасителя подлежали сносу. На их месте должна была расположиться площадь Дворца Советов, но проект не был реализован и исторические постройки уцелели. «Дом-сказку» расселили в 1970-е годы с передачей здания управлению по обслуживанию дипломатического корпуса Министерства иностранных дел.
Славянское божество Ярило наблюдает за битвой Быка и Медведя
Балконные кронштейны в виде драконов
Мифологические птицы Гамаюн, Феникс и Сирин охраняют подъезды дома
Пречистенская набережная, 45с1 — доходный дом (1898, архитектор С.Калугин)
Вид со двора
Пречистенская набережная, 45с4 — доходный дом (1903, архитектор В.Мясников)
Храм Христа Спасителя был основан согласно манифесту императора Александра I в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Первая попытка возведения храма на Воробьёвых горах по проекту Витберга завершилась неудачей и в 1832 году новый император Николай I поручил архитектору Константину Тону начать строительство на Пречистенке, для чего пришлось снести Алексеевский женский монастырь. 40 лет строители, скульпторы и художники трудились над созданием этого грандиозного здания.
Смотрите старые фотографии: Особняки на Пречистенской набережной и храм Христа Спасителя. 1912-1917 гг.: https://pastvu.com/p/86938
Смотрите старые фотографии: Снос храма Христа Спасителя. 1931 год: https://pastvu.com/p/9499
Смотрите старые фотографии: Бассейн «Москва». 1968 год: https://pastvu.com/p/162742
После Октябрьской революции начались смутные времена, церковные ценности были изъяты, а храм приговорён к уничтожению, чтобы на его фундаменте возвести самое высокое здание в СССР — Дворец Советов. Начавшееся строительство прервала Великая Отечественная война.
Лишь в 1960 году в заброшенном котловане открылся уникальный плавательный бассейн «Москва» — самое современное спортивное сооружение, в котором можно было купаться в любое время года и к которому санэпидстанция ни разу не предъявляла претензии по качеству воды. Бассейн «Москва» прекратил работу в 1994 году по причине накопившихся проблем: рыночная стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты, подошёл срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства, а испарения бассейна негативно влияли на фундаменты окрестных исторических зданий. На его месте был воссоздан исторический храм Христа Спасителя, но из современных материалов и по новым технологиям.