пречистенка дом 15 история здания
История в деталях
Наталья Тростьянская
Темно-синие буквы, потрепанные временем, смотрятся на стене, как старая переводная картинка: рисунок потрескался, облез, но при этом каким-то чудом сохранился.
Восстановлением вывески занимаются художники-реставраторы Елена Медведева и Екатерина Дмитриева. С предельной осторожностью девушка убирает лишние детали. И с каждым днем надпись «Артель «Хлебопек». Булочная» отчетливее проступает под карнизом между вторым и первым этажом жилого дома — образца архитектуры XVIII–XIX веков.
— Художник нарисовал вывеску масляными красками, — Екатерина Дмитриева аккуратно постукивает молоточком по стамеске, снимая слои штукатурки. — Основной цвет — берлинская лазурь. А дополнительный цвет — скорее всего, кобальт.
В своих выводах реставраторы уверены: данные о краске получили в ходе химического анализа. А восстанавливать художественный слой вывески будут с помощью особого состава с сухим природным пигментом.
— Любая реставрация должна быть обратимой, чтобы в случае необходимости вернуть вывеске оригинальный вид, не повредив авторский стиль, — поясняет художник-реставратор Елена Медведева, убирая скальпелем с поверхности вывески шероховатости и подтирая ластиком следы от побелки.
А так этот дом выглядел в середине 1930-х годов. Вывеска к тому времени (а это первый известный историкам снимок этого здания) уже была забелена
Вывеску для булочной нарисовал некто Н. Максимов, о чем свидетельствует автограф, оставленный в правом нижнем углу. Это было чем-то вроде саморекламы художника, который не боялся экспериментировать и создал собственный модерновый шрифт. Предположительно, вывеска появилась в начале 1920-х годов. Краеведам удалось найти пока единственный черно-белый снимок, на котором запечатлен дом № 15. Вывески на нем уже нет, однако если присмотреться, то под тонким слоем краски видна та самая надпись: «Булочная». Москвоведы нашли не только фотографии этого дома, но и истории, связанные с ним. Известно, например, что напротив булочной в начале 1920-х годов жили танцовщица Айседора Дункан и поэт Сергей Есенин.
— Мы восстанавливаем только то, что было на самом деле, — говорит Наталья Тарнавская, глава трудкоммуны «Вспомнить все» — сообщества волонтеров-энтузиастов, влюбленных в столицу. Они занимаются поиском и сохранением старых московских вывесок. — Нам кажется, что правда намного интереснее вымысла, поэтому беремся за реставрацию только тех вывесок, которые сохранились на фасадах.
Булочную на Пречистенке нашли полтора года назад: с фасада здания сняли старую вывеску почты, и на стене показались фрагменты старинной надписи. К сожалению, в плачевном состоянии. Многочисленные вывески, которые появлялись на доме каждый раз, как в него заезжала очередная компания, с одной стороны, помогли сохранить находку, а с другой — нанесли ей ущерб. Старая вывеска, как червивое яблоко, испещрена дырами. От слова «артель» остались только две последние буквы. Пропали кавычки после слова «хлебопек». А буква «У» из «булочной» угадывается только по смыслу.
— Нам нужно заделать все дыры и укрепить аварийные участки штукатурки, — рассказывает Елена Медведева. — После мы раскроем оставшиеся элементы и восстановим красочный слой.
При кажущейся простоте реставрация вывески — кропотливый труд. Девушки работают на объекте каждый день, не обращая внимания на погоду.
— Прежде чем приступить к работам, нужно получить согласие от собственников зданий, на которых обнаружены надписи, — рассказывает Наталья Тарнавская. — Если здание является объектом культурного наследия, надо получить разрешение от Мосгорнаследия. Иногда история затягивается на несколько месяцев, поэтому главное — проявить терпение. А потом найти деньги.
Проект «Вспомнить все», — подчеркивает Наталья, — народный, принять участие в реставрации могут все желающие. Ведь даже символические сто рублей — весомый вклад в общее дело. Как будет выглядеть вывеска на доме № 15, что стоит на Пречистенке, можно представить уже сейчас: на светло-бежевом фоне — лазурные буквы. Если все получится, то работы завершатся к 20 августа. А уже в следующем году коммуна мечтает заняться вывеской на Доме фарфора, что на Мясницкой улице. В здании, построенном архитектором Шехтелем, когда-то был магазин знаменитого на весь мир кузнецовского фарфора.
Благодаря волонтерам впервые в истории Москвы удалось не просто сохранить, а музеефицировать дореволюционный канализационный люк, найденный во время работ по программе «Моя улица» в Настасьинском переулке.
История трудовых подвигов коммуны «Вспомнить все» началась в 2012 году, когда на Малой Бронной на фасаде дома № 22 москвоведы обнаружили уникальную вывеску 1920-х годов — «Аптека». Это была первая надпись, которую удалось сохранить силами волонтеров. Кстати, сейчас в здании открыта аптека со старинными витринами. И теперь коммуна надеется восстановить исторические надписи, которые когда-то украшали и боковые стены дома. На счету трудкоммуны еще как минимум четыре спасенные вывески.
На той же Малой Бронной внимательный прохожий заметит табличку «Зубной врач». Во время прогулки по Кривоколенному переулку обратите внимание на дом № 14, где в 1910-е годы находилась заводско-техническая контора инженера Фалькевича.
И обязательно загляните в булочную на Покровке, 1. Над витриной старейшего в Москве хлебного магазина восстановлена многослойная вывеска булочной-кондитерской. Среди последних работ трудкоммуны — дореволюционная бетонная «визитка» инженера М. Л. Винавера. Рекламную табличку мастер фасадных работ оставил в начале XX века на стене дома № 8 в Чистом переулке.
Легенды в камне: что расскажут дома Пречистенки
Когда Потемкину в потемках
Я на Пречистенке найду,
То пусть с Булгариным в потомках
Меня поставят наряду
Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах. Пока Пречистенку обновляют, mos.ru рассказывает об истории этой улицы и ее знаковых домах.
Дорога к монастырю и престижный район
В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская — от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части — Пречистенку и Ленивку (Волхонку).
Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская — неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.
Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.
Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».
В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую — в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название — Пречистенка — вернули в 1994 году.
Жемчужины Пречистенки
Белые палаты
В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем — под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.
Усадьба XVIII века
Дом 8, расположенный напротив Белых палат, — городская усадьба XVIII века. Но в основе здания — палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.
Доходный дом Костяковой
Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца — художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков. Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.
Дом генерала Орлова
В основе дома 10 — сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.
В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.
Усадьба Хрущевых-Селезневых
Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы — усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом. В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.
Доходный дом Рекка
Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 — 3000 рублей в год.
Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.
Дом Ермолова
В основе дома под номером 20 по Пречистенке — особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».
Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.
В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года — предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.
В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.
Дом князя Долгорукова
Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.
Гимназия Поливанова
Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.
В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.
«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени — Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)
Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.
В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.
vitushkinam
Марина Витушкина
Вид на Пречистенскую площадь со стороны ул. Пречистенки.
Памятник Ф.Энгельсу соседствует с композицией, посвещенной А.С.Пушкину.
В начале XVII века улица была застроена только возле Пречистенских ворот. Сейчас здесь стоят два здания палат той эпохи.
Богатые жилые палаты построены в конце XVII века как главный дом усадьбы стольника Н.Е.Головина («Красные палаты»). В 1713 году она перешла к его зятю М.М.Голицыну. С конца 1760-х усадьба принадлежала Лопухиным, здесь жил декабрист, один из основателей Общества благоденствия, П.Лопухин. После нашествия Наполеона владельцами были купцы.
Палаты XVII века («Белые палаты») — главный дом усадьбы князя Б. И. Прозоровского, отстроен в два этапа в 1685 году. Отреставрирован в 1995 году.
В январе 2009 года на тротуаре перед зданием произошло убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. А в 2007 здесь же от рук нацистов погиб 26-летний Илья Бородаенко. На крыльце «Белых палат» всегда лежат цветы.
С конца XVII века размещавшуюся здесь слободу и стрельцов постепенно вытесняет московская знать, стремившаяся обосноваться поближе к Кремлю. Во второй половине XIX века красивые особняки выкупаются богатыми купцами и промышленниками.
№ 5 – флигель городской усадьбы В.В.Суровщикова (1857 г.)
№ 7, № 15 —жилые дома XVIII — начала XIX века.
№ 11— В доме Лопухиных-Станицких (арх. А. Г. Григорьев, 1820-е гг.) расположился музей Льва Николаевича Толстого, хотя писатель никогда не бывал здесь.
№ 17— Знаменитая «усадьба Давыдова». Во второй половине XVIII в. занимала весь квартал между Барыковским и Сеченовским переулками. Включала в себя сад, главный дом, флигеля. В основе главного дома — палаты первой половины XVIII в.
В конце XVIII в. Усадьбой владел московский оберполицмейстер Н. П. Архаров. В подчинении Архарова был полицейский полк, который держал в страхе весь город. Видимо, отсюда пошло слово “архаровец” в смысле разбойник, громила. Н. П. Архаров снискал себе славу легендарного сыщика, о его полицейском таланте знали даже в Париже. В 1782-84 годах он был губернатором Москвы. В 1796 г. стал губернатором Санкт- Петербурга. После него в усадьбе поселился генерал Бибиков, большой любитель музыки и балов. На одном из таких балов присутствовал А.С.Пушкин.
В 1835 г. дом переходит к поэту-гусару Денису Давыдову, но тот, не в состоянии содержать такие хоромы, уже в следующем году пишет шуточную Челобитную директору « Комиссии для строения Москвы»:
«Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец…»
После этого усадьба сменила множество владельцев.
В 1841 году «Пречистенский дворец» числится собственностью баронессы Е. Д. Розен, которая распорядилась сдать левое крыло под хлебную лавку, а правое — под слесарное, седельное и портновское заведения. В 1861 г. в том же правом флигеле располагается одна из первых в Москве фотографий — «художника императорской Академии фотографа И. Я. Красницкого». Позднее в усадебном доме размещалась популярная женская гимназия С. А. Арсеньевой.
№ 25 — доходный дом, арх. А. А. Остроградский, 1910.
Далее по улице:
№ 33 — дом Голохвастова, 1780-е гг.,
№ 35 — усадьба Самсоновых, 1817 г.,
№ 37 — Особняк М. Н. Макшеева-Мошонова (1901, архитектор А. О. Гунст),
№ 39 — доходный дом Лихутина (1892-1900 гг.) В 1899—1900 годах квартиру в этом доме снимал М. А. Врубель, здесь он работал над своими знаменитыми картинами «Пан» и «Царевна Лебедь». В гостях у художника бывал приезжающий из Петербурга композитор Н. А. Римский-Корсаков.
Во второй части прогуляемся по четной стороне улицы Пречистенка.
Улица как выставка. Гуляем по Пречистенке
Почему бы не превратить прогулку выходного дня в экскурсию? Предлагаем посмотреть на привычные здания по-новому — как на интересные экспонаты выставки под открытым небом. В материале mos.ru — сведения об архитектурных особенностях домов и их прежних владельцах, а также маленькие детали, за которыми скрываются интересные подробности.
Городская усадьба Хрущевых — Селезневых: дом со львами и Одиссеем
Улица Пречистенка, дом 12/2, строения 1, 2
Величественное здание в стиле ампир, в котором располагается основной корпус Государственного музея А.С. Пушкина, — одно из главных украшений Пречистенки. Усадьба была построена вскоре после пожара 1812 года для отставного гвардии прапорщика Александра Хрущева. Предположительно, дом возвели по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева — архитекторы восстановили многие здания, пострадавшие от огня.
Здание расположено углом и имеет два фасада — оба оформлены как парадные. Фасад, выходящий на Пречистенку, украшен портиком с шестью ионическими колоннами (их капители сделаны в виде завитков — волют). Восемь таких же колонн расположены на фасаде, выходящем на Хрущевский переулок. На фронтоне со стороны Пречистенки красуется барельеф с изображением двух львов, держащих дворянский герб Селезневых. Он появился во второй половине XIX века — Селезневы владели усадьбой с 1860-х годов. Лепнина в виде львиных голов есть и над частью окон со стороны Пречистенки.
Главное украшение второго фасада — барельефы со сценами из жизни Одиссея, расположившиеся за портиком. Персонаж предстает перед нами в трех сценах: прощание с Итакой в начале Троянской войны, встреча с Ахиллом и возвращение на родину. Фасад завершается треугольным фронтоном, украшенным барельефом в виде венков.
Историки до сих пор не могут сказать точно, бывал ли Пушкин в доме, где сегодня расположен его музей. У семьи Хрущевых, которая владела усадьбой во времена поэта, был обширный круг знакомств, и теоретически Александр Сергеевич мог быть гостем на одном из вечеров.
Калабуховский дом: здание с литературной славой
Улица Пречистенка, 24/1
Бывший доходный дом совершенно точно хранит воспоминания о пребывании в его стенах одного из классиков русской литературы ХХ века. В 1916 году здесь гостил у родственников Михаил Булгаков. Позже присатель прославил его, сделав местом действия повести «Собачье сердце».
Писатель поселил в нем профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Прототипом героя стал дядя Булгакова по материнской линии, врач Николай Покровский. Название «калабуховский дом», придуманное Булгаковым, созвучно с бывшим названием Чистого переулка (Обухов). Есть и другая версия — под именем Калабухова писатель зашифровал архитектора Семена Кулагина, который спроектировал и построил этот дом. После выхода романа оно прижилось — дом неофициально называют калабуховским.
— Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
— Нас, — ответил Швондер.
— Боже! Пропал калабуховский дом! — в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками.
Дом, построенный в 1904 году, заслуживает внимания не только благодаря литературной славе — это пример архитектуры модерна. Первый этаж облицован рустом, окна второго этажа украшены портиками с полуколоннами. На втором и третьем этажах — узенькие балкончики с изогнутыми решетками. На фасаде, выходящем в Чистый переулок, расположены два высоких окна, которые объединяют второй и третий этажи.
Доходный дом Е.А. Костяковой: флейты Пана и арфы
Улица Пречистенка, дом 9
Поклонники Булгакова знают, что на Пречистенке есть еще одно здание, связанное с «Собачьим сердцем». Возле доходного дома Евдокии Костяковой — на углу пересечения Пречистенки со Всеволожским переулком — профессор Преображенский встречает замерзшего и голодного Шарика. Во времена Булгакова на первом этаже здания располагался магазин Центрохоза, который упоминается в начале повести. Булгаков часто бывал здесь — одним из жителей дома был его друг, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников.
Пятиэтажный доходный дом в форме буквы Г был построен в 1910 году для купчихи и благотворительницы Евдокии Костяковой. Автор проекта неизвестен, но предполагается, что это либо Густав Гельрих, либо Николай Жерихов.
Фасады оформлены в неоклассическом стиле с добавлением элементов, характерных для модерна (угловой эркер с третьего по пятый этаж и женские маскароны). Стены украшают пилястры (плоские вертикальные выступы, напоминающие колонны) с ионическими капителями. На уровне второго этажа между окнами расположены барельефы с изображениями античных музыкантов: можно разглядеть мужчин, играющих на флейтах Пана и двойных жалейках, и женщину с арфой.
История дома, как и его экстерьер, связана с музыкой. Здесь жил композитор Александр Гольденвейзер, у которого часто бывали в гостях известные музыканты и композиторы Сергей Рахманинов, Сергей Танеев и Николай Метнер.
Дом Долгорукова: коринфские колонны
Улица Пречистенка, дом 19/11, строение 1
Еще одно здание с античными мотивами расположено на углу с Сеченовским переулком — это дом Долгоруковых. Центральную часть фасада украшает шестиколонный ионический портик. Переходы между главным зданием и флигелем обозначают коринфские колонны (с капителями, украшенными стилизованными листьями аканта). На стенах на синем фоне расположена лепнина в виде растительного орнамента, масок и сцен из древнегреческой мифологии.
Сложная форма дома (он кажется бесконечно длинным) объясняется перестройкой, в результате которой под одной крышей оказались главное здание и два флигеля усадьбы XVIII века. Кто был ее архитектором — неизвестно. Чертежи нового здания были найдены в «Архитектурных альбомах» Матвея Казакова, поэтому некоторые исследователи приписывают ему авторство проекта. После пожара 1812 года усадьбу предположительно восстанавливал итальянский архитектор Франческо Кампорези. Семья Долгоруковых, имя которых дом носит сегодня, владела им с конца XVIII века до 1840-х годов.
Позже дом перестраивали много раз. В XIX веке в нем располагалась 1-я Московская гимназия, Александро-Мариинское училище, основанное Варварой Чертовой («чертовское училище») и позже ставшее Александро-Мариинским институтом. В советское время здание находилось в ведомстве Рабоче-крестьянской Красной армии. Сегодня здесь расположен музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
Гимназия Поливанова: меандр и пегасы
Улица Пречистенка, дом 32/1, строения 1–3, 7–8
Во второй половине XIX века на Пречистенке были две известные гимназии — мужская (Льва Поливанова) и женская (Софьи Арсеньевой). Гимназия Арсеньевой занимала особняк Давыдова (Пречистенка, дом 17/10). Согласно легенде, между гимназистами и гимназистками часто вспыхивали романы по переписке. Влюбленные якобы обменивались посланиями, тайком помещая их в карманы учителя математики, который преподавал в обеих гимназиях.
Здание, в котором располагалась гимназия Льва Поливанова, построили в 1820 году на месте сгоревшей усадьбы Талызиных. Вероятно, автором проекта был Федор Соколов. Каменная усадьба строилась для нового владельца — гвардии корнета Павла Охотникова. В 1879-м здание перешло во владение купцов Пеговых, которые сдавали его в аренду под гимназию.
Усадебный комплекс состоит из главного Т-образного здания, находящегося на красной линии Пречистенки, двух флигелей и двух служебных корпусов. Фасад главного дома симметричен, в его центре расположен восьмиколонный портик, который венчает фронтон с лепниной. Между колоннами расположены барельефы с изображениями сцен из древнегреческой мифологии, под ними — полоска с меандром, орнаментом в виде ломаной под прямым углом линии, характерным для древнегреческого изобразительного искусства. По обеим сторонам от портика на втором этаже — длинные балконы, кронштейны которых украшены лепниной в виде причудливых пегасов и масок.
Сегодня в здании расположены художественная школа № 1 имени В.А. Серова, музыкальная школа № 11 имени В.И. Мурадели, концертный зал и творческие мастерские. Можно заглянуть и во внутренний дворик усадьбы — полукруглые постройки (бывшие конюшни) создают замкнутый островок тишины и уюта. Он украшен вазонами с цветами, скульптурами и бюстами, которые срисовывают в погожие дни юные художники.